P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией Матери «Экономисса» c житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Вернувшись на Афон, А. А. продолжил строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную, кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод. Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др. афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10 дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий , отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного. А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели , ученик А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы. Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате проведенного Евфимием расследования и во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил Устав лавры (τυπικν, διαθκη, κανονικν). Помощь императора позволила лавре возвыситься над остальными мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым, общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А. распространилась по всей Византийской империи и за ее пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал «Завещание» (Διατπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия ), в к-ром содержатся предписания о порядке поставления игумена, о преемниках А. А., богослужебные указания, составленные на основе студийского «Ипотипосиса». Завещание дополняет положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса, исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Напротив, новый император не скупился, он не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы.     Чтобы разобраться в разногласиях между Афанасием  и старцами Афона, император формально отправил на Св. гору мон. Евфимия, игум. Студийской обител в Цареграде. В результате расследования, проведенного Евфимием, естественно, потому и посланным, что он никогда не противоречил воле императора, было донесено то, что хотел услышать царь.       Но нужно было узаконить решение царя, так, во избежание дальнейших споров между афонскими монахами был составлен афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или «Трагос» (971-972).   С этого момента Афон перестал существоать как кусочек Царства Небесного, где все было общее. Теперь нужно было все поделить... Не смотря ни на что, Афон был поделен между монастырями... и эта тенднеция стала впоследствии определять жизнь монашеского государства...    Как и предполагал прп Павел, в конце концов, это убило отшельничество как род жизни. Ему это не суждено было увидеть, но увидели мы, несчастные, монахи последних времен. Монастыри с 2000 года забетонировали все источники воды и жизнь в неприступных местах стала невозможной...   Предположительно в 973-975 гг. преподоный отец наш Афанасий Афонский составил Устав лавры (τυπικν, διαθκη, κανονικν).     Пользуясь случаем, преподобный Павел снова обратился к константинопольскому двору с испрошением милостынного пособия на основание новой обители, в чем ему и не было отказано. Эта обитель была посвящена святому великомученику и Победоносцу Георгию и, по имени своего основателя, доныне носит название Святопавловской.             Первым ее настоятелем был сам преподобный Павел - впрочем ненадолго, потому что вскоре по основании ее наступил день и час блаженной его кончины, которая заблаговременно была открыта ему от Бога.   За два дня до кончины созвал он братство ксиропотамской и новой своей обители и, когда братия окружили болезненный одр его, преподобный Павел отверз старческие свои уста и прощальным голосом произнес:

http://isihazm.ru/1/?id=580

Богородицы. В том же году Никифор стал императором и Лавра прп. Афанасия фактически получила статус имп. мон-ря. Уже при жизни своего основателя мон-рь стал одним из крупнейших на А. (число иноков достигло 80 чел.). Для Вел. Лавры прп. Афанасий Афонский разработал устав (типикон, 973-975), а также т. н. Завещание - Диатипосис прп. Афанасия (после 993) ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 102-140); мн. положения этих документов вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей. Запрет доступа женщин действовал на А., вероятно, с самого начала его заселения монахами. Несмотря на то что он не зафиксирован в древних уставах, о неукоснительности его соблюдения говорит тот факт, что уже в Типиконе прп. Афанасия Афонского запрещается присутствие в мон-ре даже самок животных (гл. 31). В Житии прп. Петра (кон. X - нач. XI в.) говорится, что, поскольку Христос даровал А. Своей Матери, др. женщинам нет места на нем ( Lake. 1909. Р. 25; см. Talbot. 1994. P. 67-68). «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) «Лавра св. Афанасия на Афоне». Худож. К. К. Герц. Акварель. 50-е гг. XIX в. (ГИМ) Среди др. крупных обителей на А. пользовался известностью Ватопедский мон-рь, основанный, по наиболее достоверным сведениям, в 70-х гг. X в. (ранний период истории этой обители мало изучен, уцелевшие после пожаров документы относятся к XIV в.). Также в X в. были основаны мон-ри Ксиропотам, Зограф и Фессалоникийца во имя св. Пантелеимона, позднее переданный рус. монахам. К тому же столетию относят основание прп. Павлом Ксиропотамским мон-ря, получившего впосл. его имя (возобновлен в XIV в. сербами). В кон. X или нач. XI в. был основан мон-рь прп. Ксенофонта (древнейший документ из его архивов датируется 1010). Основание Дохиарского мон-ря предание приписывает имп. Никифору III Вотаниату (1078-1081), однако известна подпись игумена этой обители, датируемая до 1030 г. В XI в. были основаны мон-ри Эсфигмен, Каракал и Кастамонит, а также мон-ри Филофея и Симонопетра (мн.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

969 Ср. Совр. Устав, л. 11: «о святем, поемом на шесть, аще будет в неделю, не имеяй полиелей». Греч. 456 (л. 213 об.), П. Т. (л. 125) слав. 242 (л. 546) и другие о чтении не упоминают. 970 1458 л. 126 по 3 п. канона утрени понедельника 1 седмицы Че­тыредесятницы помещает, неизвестно откуда заимствуя, определенное правило о размере великопостных чтений: да бо у же чте ма, вели книге по в. ли по г листе. 973 328 л. 49 об., 456 л. 29. См. подобные же указания под 9, 13, 15 и 22 сентября, 26 октября, 23 декабря. 975 См. Мансветов, Церковный Устав, стр. 16–222. (Сравн. Дмитриев­ский, Рецензия, Хр. Чт. 1888 г. Сент–Окт., 542), Скабалланович, Толко­вый Типикон, в. I. стр. 482–483. 976 См. 328 л. 189, 456 л. 207, П. Т. л. 121 об. (если праздники Бо­городицы – Рождества, Введения, Сретения, Благовещения, Успения – в не­делю): 456 л. 194 об. П. Т. л. 224 об. – 225, 328 л. 194 об. (если святой, имущий бдение в неделю); 456 л. 165 об. П. Т. л. 101, 336 л. 60 об. (если 1 сентября в неделю); 456 л. 184 об. П. Т. л. 105, 336 л. 136 (если 1 января в неделю). 13 сентября указывается в этом случае и чтение из чередной книги Златоуста (κ τν βιβλων το Χρυσοστμου – 456 л. 166 об. П. Τ. л. 101 об. 242 л. 482) но это – обычный порядок чтений 13 сентября, хотя бы оно было и не в неделю (См. 328 л. 50, ср. л. 51; 456 л. 30; П. Т. л. 12). То же самое нужно сказать и о нижеследующих указаниях Устава: если неделя пред Рождеством Хри­стовым падает 24 декабря (456 л. 171 об. П. Т. л. 103 об. 336 л. 118 об. –119), на благословении хлебов «чтение в посланиях, прочие чтения еже от Матфея (из чередной книги) и житие муч. Евге­нии» (по кругу минейному), по 3 п. – «чтение в Богослове» (т. е. недели пред Рождеством); если отдание Рождества Христова в неделю 456 л. 173, Π. Т. л. 104, 336 л. 183 об.), «чтение в посланиях», прочие же чтения из книги (κ βιβλου; П. Т. ошибочно – κ βου) Златоуста и из жития преп. Мелании; если 26 декабря в неделю по Рождестве Христовом, на утрене слово Григория Нисского об Аврааме и о св. Троице, т. е. чтение недели по Рождестве Христовом (456 л. 172 об. Π. Т. л. 104, 336 л. 130 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Ольга († 969), киевская княгиня, жена князя Игоря; ок. 957 г. приняла христианство – 425 Оман К. A. (Oman), английский византинист – 72 Омар I (Омар ибн аль-Хаттаб, Умар, ок. 591 или 581 – 644), сподвижник Мухаммеда, завоеватель Сирии, Палестины, Египта, основатель Арабского халифата, арабский халиф в 634–644 гг. (второй из четырех праведных халифов) – 288, 289, 315, 320 Омар (сер. IX в.), эмир Мелитины – 371 Омуртаг , болгарский царь в 814–831 гг. – 369, 376 Ориген (ок. 185–253 или 254), выдающийся богослов, экзегет и философ, сочинения которого оказали колоссальное влияние на развитие христианской мысли ранневизантийской эпохи, создатель первой (доникейской) системы христианской догматики; по недоразумению был признан еретиком, объявлен им в эдикте имп. Юстиниана Великого (543 г.) и посмертно анафематствован – 106 Осия (1-я пол IV в.), епископ Кордубский – 107, 109 Осман I (Осман ибн ал- " Аффан), зять Мухаммеда, арабский халиф в 644–656 гг. (третий из четырех праведных халифов) – 288 Острогорский Георгий Александрович (Ostrogorsky, 1902–1976), историк-византинист – 71, 212, 268, 353 Оттон I Великий (912–973), саксонский король в 936–973, германский император в 951–973 гг. – 431, 441 Оттон II Рыжий (955–983), германский император в 973–983 гг. – 412, 432 Оттон III (980–1002), германский император в 983–1002 гг. – 432, 473 Павлов Алексей Степанович (1832–1898), историк греко-римского и церковного права – 333 Павсаний (Павзаний, вторая пол. II в.), греческий путешественник, автор книги «Описание Эллады» – 148 Палладий Еленопольский (ок. 364 – ок. 430), ученик Евагрия Понтийского , историк египетского монашества (сочинение «Лавсаик») – 182 Панченко Борис Амфианович (1872–1920), историк-византинист, секретарь Русского археологического института в Константинополе, после революции служил в киевской ЧК – 298, 328, 329 Папарригопуло К. (PaparrigopuloV, Paparrhegopoulos, Paparigopoulo, 1815–1891), греческий византинист – 57, 58 Пацис (кон. IX – нач. Х в.), византийский юрист – 449

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

987–996 Роберт I 996–1031 Генрих I 1031–1060 Короли Англии Годы после Р. Х. Эгберт 800–836 Этельвульф 836–857 Этельбальд 857–860 Этельберт 860–866 Этельфред I 866–871 Альфред 871–901 Эдуард Старший 901–924 Ательстан 924–941 Эдмунд 941–946 946–955 955–959 959–975 Эдуард Мученик 975–978 Этельред II (Неготовый) 978–1016 Эдмун Железнобокий (Ironside) 1016–1016 1016–1035 Гарольд (Заяченогий) 1035–1039 Гардиканут 1039–1042 Эдуард Исповедник 1042–1066 Князья древней Руси Годы после Р. Х. 862–879 гг. Вещий Олег 879–913 гг. 913–945 гг. 945–957 гг. Святослав 957–973 гг. Владимир 973–1015 гг. Ярослав Мудрый 1019–1054 гг. Годы после Р. Х. Михаил 988–992 гг. Леонтий 992 –1008 гг. 1008–1035 гг. Феопемпт 1035–1049 гг. Иларион 1051–1056 гг. Митрополиты древней Рус и Года после Р. Х. В первом веке Иерусалим Между 50–52 гг. Во втором веке Иерапольский между 160–180 гг. против монтанистов и Феодота Кожевника; в Риме, Палестине (Иерусалиме и Кесарии), в Понте; Осроене, Месопотамии, Коринфе – все к концу 2 века касательно празднования Пасхи. Другие соборы в Риме, Сицилии, Ефесе, Лионе и в Африке сомнительны 3665 . В третьем веке Карфаген Около 218–222 Александрия 231–235 Икония 230–235 Синнад Около того же времени Ламбес в Африке Востре Аравия В Азии два собора ---------- Карфаген по делу Новата 250, 251,252, 253 Карфаген по вопросу крещения еретиков 255, 256 Нарбонна 255–260 Арсиное, в Египте Антиохия, против Павла Самосатского 264–269 В четвертом веке Александрия Карфаген Арелат (Arles) Неокесария 314–315 Александрия Вифиния Александрия Никея (Первый Вселенский собор) Гангре Около 325–341 Карфаген Антиохия Кесария Иерусалим Константинополь 336, 338 или 339 Александрия Антиохия 340, 341 Сардика Лаодикия 343–381 Филиппополь Иерусалим и Александрия Рим и Милан Карфаген 345–348 Сирмия 349, 351 Арелат Виттер (Beziers) Сирмия 357, 358 Антиохия Римини, Селивкия Константинополь Антиохия 361, 363 Александрия 362, 363 Лампсаке Никомидия Смирна Сицилия Сингидун, Тиана Александрия Валенция Иллирия, Анкир

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рукописи Ath. Iver. 975, выполненной между 1448 и 1453 гг., придворный статус М. Х. подтвержден на л. 173: «Сочинено Мануилом Хрисафом маистором священного царского клира». Это единственный известный случай использования М. Х. в автографе выражения «царский клир» применительно к себе самому. Возможно, М. Х., работая с рукописью Ath. Iver. 1120 в 1458 г., через 5 лет после падения К-поля, не считал необходимым упоминать уже не существовавший имп. двор. В рукописи Ath. Iver. 975 термин «маистор» неск. раз сопровождает имя М. Х., обычно в составе подписи «Мануила маистора Хрисафа» (Μανουλ μαστορος το Χρυσφου). Термин «лампадарий» не употребляется с именем мелурга в рукописи Ath. Iver. 975. Напротив, в рукописях Ath. Iver. 1120 и Ath. Xeropot. 270 М. Х. называет себя только лампадарием (в 1-й рукописи термином «маистор» он называет только Иоанна Кукузеля (ок. 12 раз), а также Мануила Аргиропула (дважды), Давида Редестского и Николая Кукуму ). Изучение списков придворных певцов показывает, что маистор был начальником обоих придворных хоров. Поскольку в самой ранней и в самой поздней из рассмотренных рукописей (Hieros. Patr. 31 и Ath. Iver. 1120) М. Х. назван лампадарием, в то время как в рукописи, выполненной, вероятно, в период между ними (Ath. Iver. 975),- маистором, невозможно определить годы, когда М. Х. носил эти титулы, одновременно или последовательно; тем не менее эти источники свидетельствуют о важной роли музыкантов в придворной жизни поздней Византии ( Antonopoulos. 2015). М. Х.- автор музыкально-теоретического трактата, являющегося одним из наиболее значительных визант. текстов такого рода, особенно благодаря содержащейся в нем информации о фторах и об особенностях богослужебного пения и сочинения музыки в поздней Византии. Известный по 2 автографам и неск. поствизант. спискам трактат был впервые напечатан К. Псахосом в 1903 г. в афинском ж. «Лира» (Θρμιγξ). Позднее появилось издание с англ. переводом и музыковедческим комментарием Д. Кономоса в сер. «Monumenta musicae Byzantinae» (подсер. «Corpus scriptorum de re musica») ( Conomos. 1985). Трактат М. Х. также является важным источником по истории деятельности визант. маисторов (певцов-мелургов) палеологовского периода, многие из к-рых перечислены здесь в хронологическом порядке и чьи произведения цитируются автором ( Antonopoulos. 2015).

http://pravenc.ru/text/2561926.html

XX в.-конюшня) Саргисян обнаружил 7-строчную греч. надпись. По расшифровке Броссе, в ней упоминались визант. императоры Василий и Константин, а также стратег Лариссы Григорий. Также надпись содержала год - 6515 (1007), к-рый, по мнению Беридзе, не мог указывать на время постройки главной церкви Экеки. Ученый сравнил церковь с малым храмом Ишхани (1006), украшенным богатой, пластически развитой резьбой и имеющим широкие наличники (на окнах Экеки наличников не было), и пришел к выводу, что в надписи говорилось о постройке скорее всего этой малой церкви. Церковь Экеки была уничтожена в 60-х гг. XX в. по приказу местного знатного человека, выстроившего здесь новую мечеть (Inscriptions géorgiennes… 1864. P. 12-14; Такаишвили. 1952. С. 76-78. Табл. 109-113; Zdan é vitch. 1966. P. 6, 19; Беридзе. 1981. С. 191-192. Рис. 138. Табл. 26-28). В 1,5 км к югу от Экеки расположена 4-угольная однонефная церковь Сохтороти (10,01×6,6 м), также превращенная в мечеть. Храм был выстроен из рваного камня, двери, окна и пилястры выложены из чистоотесанных камней. Вост. и зап. окна имеют полуциркульные наличники с горизонтальными пятами. Двери устроены с запада и юга (ныне заложена). Церковь была расписана. С запада пристроено деревянное здание медресе ( Такаишвили. 1952. С. 79. Таб. 114-4). Ишханский выносной крест. 973 г. (ГМИГ) Наиболее известной и значимой святыней И. е. является памятник груз. культуры - Хахульская икона Божией Матери (т. н. Хахульский триптих; ГМИГ). Ишханский выносной крест (973 г.; ГМИГ) был выполнен по заказу еп. Ишханского Илариона (I) и содержит 2 исторические надписи, исполненные письмом асомтаврули: «Создал (крест.- Авт.) для Ишхани Иларион; будь проклят посягнувший» и «† Столп Животворящий, будь предводителем и хранителем епископу Илариону. Христе, возвеличь царей наших и храни их народ. Короникон был 193 (973 г.- Авт.)». Крест известен и исследуется на протяжении более полутора веков, акад. Г. Чубинашвили назвал его «выдающимся памятником грузинского чеканного мастерства» и определил его исключительное значение и место в развитии груз.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

63. Скилица (309) утверждает, что Феодорополем был назван город Евхания (см. примеч. 28, кн. III; Делеайэ. 1923, 129-134; Шулъце. 1930, 121- 123). Но недавно найденные в Болгарии византийские печати доказывают, что там был город, переименованный в Феодорополь, хотя это и не был Преслав (Икономидис. 1986, 330). 64. О том же пишет и Скилица (310). С прекращением византийско-русской войны вся северо-восточная Болгария стала византийской провинцией, и Цимисхий стал укреплять власть Византии как на границах, так и внутри захваченных земель. Раскопки показали наличие укреплений на крутом правом берегу Дуная в слоях конца Х в. (Диакону. 1969, 43-49; Божилов. 1970, 75-96). 65. То же самое несколькими столетиями позднее сделал император Иоанн Комнин (Киннам. I, 5; Сафа. 195). Религиозная окрашенность триумфа должна была подчеркнуть провиденциальный характер побед Византии - едущая в триумфаторской колеснице богородица была зримым воплощением этой идеи (Александер. 1962, 346). Культ девы Марии начал распространяться в Византии позже, чем на Западе: ее изображение на монетах зафиксированы лишь с начала Х в., а изображение богородицы, увенчивающей императора, начинает появляться только при Никифоре Фоке (Грирсон. 1982, 37). Однако уже с начала VII в. Приснодева считалась защитницей Константинополя (Кэмерон. 1978.) 66. Регалии болгарского царя, как мы видим, ничем не отличались от византийских, и это понятно, если учесть притязания Симеона на константинопольский престол и глубину проникновения византийской культуры в Болгарию в Х в. 67. После пышного триумфа, который с восторгом описан и Скилицей (310) и Зонарой (XVII, 4), Цимисхий ликвидировал независимость Болгарии, лишив Бориса эмблем царской власти и сделав его византийским вельможей. По Скилице, это случилось не во дворце, а " на глазах горожан " , по Зонаре - на Плакотийской площади. 68. Болгария, однако, еще не исчезла как государство и сохраняла некоторый международный вес, но помыслы Цимисхия все больше связывались с Малой Азией, Он стремился к захвату новых территорий для малоазийской знати. Западная же Болгария не была покорена, это явствует из того, что 23 марта 973 г. послы болгар были на приеме у императора Оттона I в Кведлинбурге (Титмар Мерзебургский. II, 31, 68; Ламперт Гарцфельд-ский. 973 г., 32; Анналы Альтаненские, 973 г., 787). Можно предположить, что эти послы представляли Западную Болгарию, где еще сохранялась местная власть, и что боровшиеся за независимость болгары вступили в контакт с венграми. Лев Диакон не интересовался судьбой Болгарии при Цимисхии.

http://sedmitza.ru/lib/text/433437/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010