На X-XIV вв. приходится расцвет жанра: сохраняется значительное количество древних текстов, появляются новые праздничные И. и их новая разновидность - воскресные И. Существует определенная терминологическая непоследовательность: один и тот же текст И. в разных рукописях может фиксироваться на своем месте в службе, но под др. жанровым определением, к примеру как седален или как катавасия, вероятно, потому, что все эти жанры могут исполняться на одном и том же месте в праздничной службе - по 3-й песни канона. В греч. Типиконах южноиталийских редакций, изданных Т. Тоскани, И. называются величания на праздники (μακαρζομεν). Подобные разночтения свидетельствуют о том, что в данный период жанровая система была еще неустойчива и обозначение жанра было обусловлено влиянием того или иного устава или традиции, к к-рой относилась конкретная рукопись. В списках Типикона Великой церкви встречаются отдельные упоминания о пении И. не только на утрене, но и на вечерне. По мнению Х. Матеоса , в будни с И. (как и с тропаря) могла начинаться 1-я часть утрени в нартексе, после чего следовал 1-й, неизменяемый, антифон (Пс 3, 62, 133), а способ исполнения И. был аналогичен способу пения тропарей с изменяемыми псалмами: в начале и в конце псалма (после «Слава, и ныне:») - полностью, а после каждого стиха в середине псалма - только окончание (κροτελετιον) (см.: Mateos. Typicon. 1962. T. 1. P. XXII-XXIII; T. 2. P. 324-326). В целом для списков Типикона Великой ц., как и для певческих книг этой традиции, свойственна вариативность гимнографической терминологии: одни и те же гимны в разных списках могут иметь различное название. В списке Типикона кипрского происхождения (Bodl. Auct. E. 5. 10 (30322), 1329 г.) для Недели св. праотец описано исполнение певцом И. в начале утрени: певец произносит «Благослови, владыко» и после начального благословения патриарха поет И., после чего патриарх читает молитву 1-го антифона (тот же порядок предписан и для Недели св. отец); здесь также упоминается о дополнительной части И.- периссии (см.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 134; T. 2. P. 324).

http://pravenc.ru/text/673735.html

Все памятники студийской традиции используют одни и те же библейские чтения (паремии, Апостол и Евангелие на утрене; 15 паремий на вечерне, Апостол и Евангелие на литургии), заимствованные из Типикона Великой ц. Примерно одно и то же время указывается в студийских текстах для начала вечерни — 11-й час (считая от рассвета, что позднее обычного времени начала вечерни), иногда даже 12-й час дня или 1-й час ночи. Литургия, согласно всем студийским текстам, начинается с мирной ектении (после паремий; чтение мирной ектении перед Трисвятым или текстом, его заменяющим,— нормальная практика для IX–XII вв.), за которой следуют «Елицы во Христа» и чтения. В целом совпадают в различных памятниках и основные гимнографические тексты — тропарь на «Бог Господь» (Блгообразный Иосифъ; в ряде памятников к тропарю прибавлен богородичен (Преблгословенна еси) или др. тропарь), канон (тот же, что и в Святогробском Типиконе — четверопеснцы Марка Отрантского (как правило, ирмосы и тропари предписано повторять дважды) и Космы Маюмского (тропари и ирмосы четырежды)), кондак (Бездну заклю-чивый мертвъ зрится) с икосом, стихиры на «Господи, воззвах» (чаще всего это поющиеся на 8 (с повторениями) 3 или 4 стихиры 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач. 1-й: (Днесь адъ стеня вопиетъ); на «Слава, и ныне» — (Днешний день тайне); впрочем, могут использоваться и др. стихиры (см.: Bertoni?re. P. 184), но никогда (за исключением одного Типикона) не воскресные стихиры Октоиха); песнопения на «Слава» и «И ныне» на хвалитех (но не сами хвалитные стихиры) — стихира Великой пятницы (Тебе одеющагося светомъ) и воскресный хвалитный богородичен (Преблгословенна еси Богородице Дево). Наконец, ни в одном из памятников не говорится о пении за литургией тропаря «Да молчит» вместо херувимской, напротив: когда этот момент службы бывает включен в описание, всегда предписывается петь обычное «Иже херувимы» (южноитал. памятники упоминают и древний обычай троекратного повторения этого песнопения). В то же время в некоторых деталях памятники различаются между собой.

http://sedmitza.ru/text/414299.html

начиная с самых ранних известных его редакций, в К. н., так же как и в Студийском уставе, последование Триоди соединяется с воскресной службой Октоиха. Отмечается большое количество песнопений в честь Креста, что свидетельствует о высоком праздничном статусе службы: отпустительный тропарь Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ), кондак, канон, 2 или 3 цикла стихир-подобнов, стихиры-самогласны и др. Песни канона покрываются катавасией Ο θειτατος προετπωσε (    ), в некоторых ранних Типиконах указываются ирмосы Крестовоздвижения     в качестве дополнительной катавасии, напр. в серб. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 140б), в рус. Типиконе 3-й четв. XIV в. (ГИМ. Син. 329 Л. 221). В греч. Типиконах и Триодях к XVI в., а в славянских - после сер. XVII в. расширяется состав последования Креста в службе К. н.: появляются стихиры на малой вечерне, количество стихир на «Господи, воззвах» на великой вечерне увеличивается до 4, появляется указание на полиелей и седален Креста после полиелея (однако в рус. Типиконе 1682 г. и последующих это указание было переосмыслено как относящееся к храму, названному в честь Креста). После малой вечерни предписывается перенести Крест из сосудохранилища в алтарь с пением тропаря Σσον, Κριε, τν λαν σου (        ); в самых ранних редакциях, где малая вечерня еще не указывается (напр., в Sinait. gr. 1094, XII в.- см.: Lossky. Typicon. P. 254), этот чин не описан. В конце утрени (после великого славословия и пения воскресного тропаря) - поклонение Кресту, как и в студийских Типиконах. Перед поклонением трижды поется тропарь Τν Σταυρν σου (    ), во время поклонения - стихиры-самогласны Кресту. На литургии на блаженнах поются тропари воскресные и тропари 6-й песни канона Кресту из Триоди (в нек-рых Типиконах, включая печатное московское издание 1633 г.,- 3-й песни), Трисвятое заменяется тропарем     прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в студийских Типиконах, причастен только Креста - Пс 4. 7b. На следующей за К. н. седмице поклонение Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу (в ранних редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, поклонение указано только в среду и пятницу), причем в понедельник и среду поклонение бывает на 1-м часе, а в пятницу - после изобразительных; в некоторых Типиконах в пятницу указывается поклонение на 6-м часе или допускаются оба варианта (см., напр., первопечатный московский Типикон 1610 г.). Песнопения Кресту поются всю седмицу до пятницы, с особенными последованиями в среду и пятницу, когда на утрене добавляется полный канон Кресту, а рядовое последование из Минеи переносится на повечерие.

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя 307 : после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, на четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Вполне песненное последование царских часов, с тремя ектениями и священническими молитвами на каждом часе-антифоне, излагается в грузинском Типиконе Тифлисского церковного музея 193, XI в., переведенном с греческого знаменитым игуменом Афоно- Иверской Лавры св. Георгием II Мтацминдели († 1065 г.). По этому Типикону, царские часы совершаются в два срока: 1-й и 3-й – в начале 3-го часа, 6-й и 9-й – в начале 5-го. После обычного начала (на 1-м часе и на 6-м) и трех праздничных псалмов, диакон произносит ектению (великую), а священник читает молитву с возгласом, – и поются «тропари Софрония, патр. иерусалимского», по два раза каждый, с особыми припевами из псалмов; после трех (а на 1-м часе Рождества – четырех) тропарей, диакон (по богоявленскому чину): ,,Паки и паки» (малая ектения), священник – молитву и возглас, а затем следуют прокимен, паремия, апостол и евангелие; после евангелия, диакон: «Исполним молитву нашу Господеви» (просительная ектения), священник творит молитву с возгласом, потом народ: «Стопы моя направи» (стих часа), – и заканчивают 1-й час. Далее, священник: «Приидите, поклонимся», – и начинается 3-й час. В таком порядке совершаются все рождественские и богоявленские часы; в богоявленском чине в конце 6-го часа указан, между прочим, псалом 50-й. – К 9-му часу примыкают изобразительные. Изложение рождественских часов переводчик заключает таким обращением: «святые отцы, вышеприведенное последование часов в Греции очень разбросано; я же написал вместе, чтобы вы не затруднялись, ища его» (л. 89 об.). Вероятно, извлекая из нескольких книг отдельные части службы (которые могли быть «разбросаны» частью в Уставе, частью в Стихираре или Минее, частью в Часослове), переводчик и допустил случайно в составе тропарей те особенности, которые являются исключительной принадлежностью его перевода; а именно, в рождественской службе 1-го часа он, сверх трех обычных тропарей, приводит еще четвертый: «Веселитеся небеса и радуйся земля», а в богоявленской службе 6-го часа, вместо «Что возвращаеши», указывает тропарь: «Руце твои», – вероятно, нынешний последний – «Руку твою», вместо которого на 9-м часе положен тропарь «Днесь во Иордане крещается». – В остальном как рождественские, так и богоявленские часы очень мало отличаются от нынешних. В рождеств. часах, кроме особых припевов к каждому тропарю, положены еще два иных псалма: 134-й вместо 131-го и 84-й вм. 110-го, а на 3-м часе – иной апостол ( Евр. 4:14 : «Бр., имуще Архиереа велика»); в богоявлен. часах вместо псалма 22-го поставлен 12-й, на 6-м часе приведен прокимен, указанный в Евергетид. Типиконе, а на 9-м – указанное там же евангелие 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня. На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом.Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читатьпредстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено. Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать. Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И самое главное если быть последовательными, то ведь ко многому придется пересмотреть отношение. Зачем молиться долго, если мы все равно молимся невнимательно? Не лучше ли все эти каноны, правила заменить молитвой краткой, а еще лучше лишь текущим нуждам посвященной? Зачем такое сложное и продолжительное богослужение, если во время него мы размышляем о чем-то своем? Не обратиться ли к опыту братьев католиков и не свести ли все к краткой и не обременительной потому мессе? А пост? Да разве кому-то удается поститься точно по Типикону при наших-то немощах телесных да стрессах постоянных? Мучения одни и никакой пользы, искушения только… Не разрешить ли тогда официально постом кому на молоко, кому на рыбу, а кому и на мясо? И придется ведь коли так рассуждать… Хотя есть гораздо более естественный и, главное, правильный, а еще главней Богу угодный способ разрешения «проблемы»: учиться жить по-христиански по-настоящему, а не между делом и кое-как… скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 25 августа 2016, 10:07 Почти 9 лет я в Церкви! Жила в Казахстане, сейчас в России. Где люди видели равнодушных священников, не могу понять? Где формальная исповедь? В Казахстане много священников менялось в нашем соборе, все абсолютно преданные и не равнодушные! В России на приходе одни и те же священники, все разные, НО все любящие и преданные и не равнодушные! И Слава Богу, ВСЕ священники требуют обязательную исповедь перед Причастием! Благодарю о. Нектария за его труды! Его статьи помогали и помогают мне при подготовке к Великому Таинству! Мария 18 июня 2013, 19:44 Пользуйся предохранительным средством исповедоваться постоянно, таким образом, чтобы не только когда совершишь какой-то смертный и великий грех сразу бежать к духовнику, но и когда совершишь какой-то малый и простительный, если это возможно. Потому что, как раны, когда их показывают врачу, не увеличиваются, так и грехи, когда их исповедают, не возрастают, согласно Лествичнику «Язвы обличаемые не преуспеют на худшее, но исцелятся»15. Аисты имеют обыкновение не возвращаться больше туда, где разорили их гнездо, так и бесы удаляются от часто исповедующегося, потому что частой исповедью он разоряет их гнезда и сети, как сказали сами бесы одному добродетельному человеку, то есть, что они не имеют никакого места в часто исповедующемся и никакой власти над ним. Кроме того, они сказали и следующее: что, когда человек не исповедается, все члены его бывают как бы связанными грехом и не могут двинуться, чтобы сделать что-то доброе, а когда он исповедается, они сразу освобождаются.

http://pravoslavie.ru/59015.html

Малый Часослов Сокращение рассмотренного Часослова составляет Малый Часослов, по отношению к которому тот называется «Великим». Опыт показывает, что Малый Часослов употребляется, кроме чтецов и певцов, и иереем при отправлении во храме божественных служб: повечерия, полунощницы, часов, для коих нет молитвословий в Служебнике, также при совершении богослужения вне церкви, на домах – утрени, вечерни, часов и тому подобного. Потому в Малом Часослове находится вкратце устав, что и как отправлять в дни, например, поста и другие. Изменяемые молитвословия для божественных служб содержатся в разных богослужебных книгах 234 . В одних книгах находятся молитвословия для подвижных дней богослужения круга седмичного, в других книгах – для подвижных дней круга годичного, в третьих – для неподвижных дней в году и в четвертых – для тех и других дней. К первого рода книгам принадлежит: Октоих; ко вторым – Триодь Постная и Цветная; к третьим – Минея Месячная, Праздничная, Общая; к четвертым – Ирмологион. Октоих Октоих (Ο=κτηχος Осмогласник), заключает в себе последования с изменяемыми молитвословиями для подвижных дней богослужения круга седмичного. Каждое последование содержит в себе для седмичных дней (понедельника, вторника, среды, четверга, пятницы, субботы) молитвословия вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресений) кроме того содержит молитвословия малой вечерни и полунощницы. Семь таких последований, кои принадлежат семи дням седмицы и поются в продолжении седмицы на один голос, в Октоихе называются «гласом, напевом, мелодией». Гласов в нем восемь. Отсюда он получил свое название «Осмогласник» 235 «Октоих», «Охтай» (ο=χτ – восемь, η=" χoς – глас). Молитвословия Октоиха обозначаются в богослужебных книгах, по своему содержанию, например: «стихиры бесплотным», «канон умилительный». Часто же молитвословия Октоиха обозначаются в Типиконе и словом «дне». Например: «тропарь дне», «стиховна дне». При подобных указаниях Типикона должно разуметь песнь Октоиха. Впрочем, так следует понимать только те указания, которые говорят не о времени пения Триодей; ибо тогда выражения: «на стиховне дне», «тропарь дне», как увидим ниже, указывают на песнопения не Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С 22 до 25 главы, включительно, говорится о священнодействиях, которые совершаются при общественном богослужении, именно: а) о каждении иереем или диаконом, т.е. о том, в каких службах общественного богослужения, в которое время и в каком порядке каждение бывает (глава 22); б) об отъятии завесы и отверстии царских дверей (23-я глава); в) о времени зажигания свечей на божественных службах в дни недельные, праздничные (глава 24), седмичные (глава 25). С 26 до 31 главы предписываются правила для стоящих в храме Божием. С 32 до 36 главы говорится о трапезе и о посте, излагается устав вообще для всех христиан касательно пищи, какая позволена им на трапезе в дни постные и непостные. С 34 же главы до конца 1 части, т.е. до 47 главы Типикона, находятся правила, касающиеся монашествующих. II Вторая часть Типикона содержит последования, заключающие в себе указания на изменяемые молитвословия для всех дней в году – неподвижных (Минеи) и подвижных (триодей и Октоиха). Перед этою частью находится глава (47), в коей объясняются «знамения», или знаки, праздников Владычных, Богородичных и святых, те знаки, кои в следующей, 48, главе Типикона постоянно видим наряду с последованиями. Знаки показывают различие великих, средних и малых праздников и служб, в них бывающих. 48 глава Типикона носит название «месяцеслова», потому что она содержит последования на числа всех двенадцати месяцев – для всех праздников, дней предпразднств, отданий праздников и памяти святых, которым службы находятся в Месячной Минее. Месяцеслов начинается 1 числом сентября, в которое Православная Церковь празднует начало индикта, и оканчивается августом. Месяцеслов заключает в себе и Марковы главы. Так называются статьи, написанные Марком иеромонахом, которые указывают, какие должны быть в службе изменяемые молитвословия, если случатся праздники Богородицы, или попразднства и отдание всякого дванадесятого праздника в неделю (воскресение), или если подобные праздники случатся в седмичные и недельные дни триоди Постной и Цветной. В Типиконе, в Месячной Минее и триодях против этих указаний пишется такой знак; , т.е. Марк.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Песненные последования царских часов встречаются и в подлинных греческих памятниках. Такое именно последование, довольно близко стоящее к вышеизложенному, находится, напр., в Типиконе Ватиканской б-ки 1877, 1292 г. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы 1-й и 3-й, а вторую – 6-й и 9-й. Псалмы 1-го и 3-го часа те же, что и ныне; на 6-мъ часе указаны псалмы 75, 71, и 131, на 9-м – 109 и 84. По исполнении псалмов, на каждом часе произносится великая ектения; далее поются тропари- " стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на 3-м часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже, ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на 9-м часе. Молитв на часах нет; не упоминается и предпраздничный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы 6-го и 9-го часа – нынешние; на 1-м часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на 3-м указаны псалмы 28 и 51 309 . Сходный чин излагается в Типиконе Московской Синодальной библиотеки, 272/456 (1297 г.). Но здесь великая ектения и тропари с чтениями положены после часового богородична. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; при чем 1-й час соединяется с 3-м, а 6-й – с 9-м 310 . Из греческих рукописей можно еще отметить Евхологий той же Синодальной библиотеки 261/279, XIV века, где мы находим пока наиболее раннюю греческую приписку о многолетствовании царей на царских часах (в том числе и на часах великой пятницы) 311 . 4. Славянские памятники

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010