Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Губительная привычка Богопротивления О разделении При водружении золотых тельцов присутствовал сам царь Иеровоам, и явился Божий человек, который проклял от имени Божия этот жертвенник и предсказал, что однажды один Иудейский царь (будет такой – Иосия) разрушит золотого тельца в городе Вефиле и на нем сожжет человеческие кости. А, по тогдашнему верованию израильскому, жертвенник, если на нем горели человеческие кости, считался оскверненным. Иеровоам повелел убить этого человека Божия, но рука его одеревенела, и он ничего не мог сделать. Но не изменил своего намерения, и тельцы были поставлены. Конечно, это было преступление Иеровоама, тем более тяжкое, что он еще задолго до этих событий знал, что Бог его избрал. Еще когда Соломон был жив, его однажды встретил пророк Ахия и сказал ему, что он будет царем над 10 коленами. И вот он, зная, что поставлен Богом, не надеется на Бога. Иеровоам имел все возможности (и способности) стать таким же царем, как Давид, и положить начало новой династии, только в царстве Израильском, но при благочестии, а он не понадеялся на Бога, решив употребить для сохранения и упрочнения царства хитрость – сплотить свое царство не исполнением заповедей Божиих, а такой (как ему казалось, невинной) вещью: убедить людей ходить не в Иудею, не в Иерусалим, а кому куда ближе,– кому в Дан, на север, кому в Вефиль, на юг. И даже на вразумление, полученное при сооружении жертвенников, он никак не среагировал. И когда спустя некоторое время к пророку, предсказавшему ему царство, он посылает свою жену с тем, чтобы она спросила, что будет с сыном, Ахия говорит страшное проклятье, что никто из его рода править не будет. После этого началась чехарда в Израильском царстве, до самого падения его, – никто из тех, кто по своей ли воле или по воле Божией становились царями, не отменял установления Иеровоама. В лучшем случае сам царь умирал, а его потомки были либо свергнуты, убиты, либо и до потомков дело не доходило – их просто не было.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/32

В это время среди народа вырабатывается, или народом заимствуется от народа Хар (Финикийцы, жившие в Египте) выработанная из египетского древне-гиератическаго письма семитическая азбука 23 . Безразлично впрочем приняли ли потомки Иакова семитическую азбуку от народа, тоже по-видимому семитического, Аму, (Гиксосы) 24 , овладевшего Египтом и правившего им под именем XVII династии, или от Хар-Финикийцев; но важный факт есть тот, что как бы приготовляясь к появлению пророка-законодателя, посланного Богом, потомки Иакова имеют грамоту и владеют искусством письма. С изгнанием Гиксосов потомство Израиля остается беспомощным на восточной окраине Египта и претерпевает гонения от XVIII династии, мстящей друзьям Гиксосов и их единоплеменникам. Господу угодно было подвергнуть испытаниям народ, происходящий от верных Ему патриархов, воспринявших обетования. Чтобы народ, происходивший от верного Авраама и вознесенного на жертвенник тихого Исаака и богоборца Иакова, созерцателя божественного видения лестницы, соединяющей землю с небом, – мог восприять высшее учение, которое должно было быть ему преподано, – он должен был возненавидеть страну порабощения духовного и нравственного и культ, и предрассудки, и нравы, и привычки Египта. Так и было в то время, когда Моисей выводил народ из Египта, и когда народ рвался выйти из-под гнета Египтян. Но мы знаем из последующей истории Израиля как сильны были разлагающие нравственно воспоминания, вынесенные народом из Египта. И события в пустыне странствования и позже тельцы, вылитые Иеровоамом 25 ; свидетельствуют о том, что только высшие умы Израиля умели вполне отрешиться от египетского влияния и отдать себя всецело высшему культу и высшей мудрости, которая не была сохраняема как тайна в известной касте, но дана была целому народу, как его общее достояние, чтобы сделать из него народ святой. Но высшие истины, открытые народу Израильскому, предназначены были не одному ему, но всему человечеству, – этого не следует терять из виду. Здесь мы присовокупим примечание о Израиле, что он есть тип для всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В виду этого он и придумал такие изменения в религии, от которых он всего больше мог ожидать успеха. Этой своей религиозной реформой Иеровоам стал на ту дурную дорогу ( 3Цар.13:33 ), по которой шли все последующие израильские цари, разделявшие «грехи Иеровоама», понесшие за это тяжкое наказание и погубившие царство. Что же это за новый культ, поставленный в тяжкую вину первому царю и вызвавший против себя упорную борьбу израильских пророков? Точная характеристика его тем более необходима, что им главным образом определялась деятельность пророков первого и последнего периодов существования израильского царства. Ссылка Иеровоама при поставлении им тельцов на слова Аарона при подобном же случае у Синая ( Исх.32:4 ; 3Цар.12:28 ) приводит нас к мысли, что тельцы, поставленные Иеровоамом, несомненно, были подобны тельцу времен Аарона. Иеровоам, вводя служение тельцам, несомненно, имел в виду не египетский культ, а присинайское богослужение. Из указания Иеровоама на это последнее достаточно видно, что новое богослужение не было почитанием и призванием египетских богов, а что под образом тельца почитался тот же Иегова, как было и до разделения. В этом убеждает нас и выбор мест для поставления тельцов. Избраны не новые, ничем неизвестные, или известные по языческим преданиям, места, а Вефиль и Дан. В первом Бог являлся патриарху Иакову во сне, здесь же поставлен в жертвенник Богу патриархом и место явления названо домом Божиим ( Быт.28:19,22; 35:7 ). Во втором – во время судей был поставлен истукан, при котором Ионафан, сын Гирсона, сам и сыновья его были священниками ( Суд.18:30 ) 140 . Правда, позднейший дееписатель кроме тельцов упоминает еще и козлов, которых будто бы сделал Иеровоам ( 2Пар.11:15 ), но о культе козлов в северном царстве еврейская история ничего не знает 141 . Быть может здесь тельцы названы козлами в несобственном смысле, а козлов – символов иных богов, бесспорно, там не было. И пророки, позже действовавшие в Израиле, говорят, что в Вефиле перед тельцом клялись именем Иеговы ( Ос.4:15 ), равно как в Дане перед ним же возглашали: жив бог твой, Дан! ( Ам.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Не сразу и не вдруг привыкали израильтяне, вольные скотоводы и земледельцы, к подчинению центральной власти, к десятинным налогам и барщине. Свободолюбию крестьян нет большего врага, чем абсолютизм. Но и для центральной власти нет большей проблемы, чем свободолюбивое самосознание вольных скотоводов и землепашцев. Чем свободней и экономически независимей народ, тем слабее власть. Бедой Иеровоама и его преемников было то, что они, в отличие от соседей-южан, не управляли народом, а были у него «на службе». Для них было важным завоевать и поддерживать доверие народа. Для этого необходим был талант демагога. Нужно было уметь господствовать так, чтобы народ думал, что не царь управляет им, а наоборот, что царь — его слуга. Первые пятьдесят лет у северных царей не было даже постоянной резиденции: Сихем, Вефиль, Фирца, Пенуэл... Отсутствие постоянной столицы — признак неустойчивости центральной власти. Аналогией такому порядку в русской и западноевропейской истории может служить период средневековой феодальной раздробленности.          II Нет сомнений, религиозные реформы Иеровоама I несли ярко выраженный демагогический характер. Прежде чем выплавить золотых тельцов, царь советуется с представителями народа (3Цар 12:28). Готовность потакать народной религиозности показывает, что для этого царя религия была не более чем средством для укрепления собственной власти. В ближневосточной иконографии образы быков и тельцов весьма распространены. К примеру, бог дождя Адад (Хадад) в религииозных представлениях его почитателей представлялся невидимо стоящим на крупе быка. Сам бык, конечно же, не был «иконой» божества, он был всего лишь «пьедесталом» для его ног. Точно также и тельцы, воздвигнутые Иеровоамом, не были сами по себе, по крайней мере, изначально, объектом поклонения — поклонялись не им, а Тому, кто над ними — Яхве. Ведь и в иерусалимском святилище херувимы, осенявшие крыльями ковчег, не были предметом поклонения. Они всего лишь — «подножие ног» невидимо присутствующего Бога.

http://bogoslov.ru/article/465404

пер. Слав. «воеводы» – военные начальники в отличие от «старейшин», как гражданских, или военные губернаторы, генерал-губернаторы от просто губернаторов. Вульг. magistratus – ниже, чем principes. – «Красивым юношам» – для большей близости сравнения, так как молодостью больше увлекается женщина; посему Вульгата удачно: juvenes cupidinis; в дальнейшем смысле: юношески бодрые и отважные. – «Всадникам», которые тем более импонировали израильтянам, что они никогда не имели хорошей конницы. – «Ездящим на конях» – плеоназм, или: всадники в собственном смысле в отличие напр. от ездоков на военных колесницах. Иез.23:7 .  и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни при­стращалась; «Оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась». Не только в случае с ассириянами, но и вообще политические союзы всегда влекли за собою увлечение чужеземными культами. Ассирийскому влиянию северное царство обязано было культом Кевана и Саккута ( Ам 5.26 ), как и вообще служением воинству небесному ( 4Цар 17.16 ). Иез.23:8 .  не пере­ставала блудить и с Египтянами, по­тому что они с нею спали в молодости ее и растлевали дев­с­т­вен­ные сосцы ее, и изливали на нее по­хоть свою. Золотые тельцы Иеровоама, культ которых упорно держался до падения северного царства, были египетского происхождения и тот факт, что Иеровоаму так легко было ввести и широко распространить их, показывает, насколько глубоко коренилась в народной душе склонность к египетскому идолослужению. Кроме того здесь имеются в виду союзы с египетскими фараонами, напр. Осии с Шу (Шабаком. 4Цар 17.4 ; ср. Ос 7.11, 12.1 ). Иез.23:9 .  За то Я и отдал ее в руки любо­вников ее, в руки сынов Ассура, к которым она при­страстилась. В том, что Израильское царство уничтожено именно Ассирией, которую так оно любило, сказалась как бы Божественная ирония (ср. Иез.6.11 ); «вместе с тем это показывает, какого мнения была Ассирия о Самарии» (Берт.). Иез.23:10 .  Они открыли наготу ее, взяли сыновей ее и дочерей ее, а ее убили мечом. И она сделалась по­зором между женщинами, когда совершили над нею казнь. «Они открыли наготу ее» – Иез.16.37 . Может быть имеется в виду, что Самария была разрушена до основания ( 4Цар 17 ). – «Взяли сыновей и дочерей ее» – жителей в плен. – «А ее убили мечом». Уничтожили царство. – «И она сделалась позором между женщинами», т. е. окрестными народами. Иез.23:11 .  Сестра ее, Оголива, видела это, и еще раз­вращен­нее была в любви своей, и блуже­ние ее пре­взошло блуже­ние сестры ее. Поведению Оголивы, изображение которого начинается с этого стиха, пророк отводит больше места (до 35 ст.), так как она ближе лежала к сердцу его, так что и судьба Оголы служит у него как будто только к тому, чтобы пролить более света на поведение Оголивы, показать, что она была хуже той, тогда как ужасная судьба той должна была бы предостеречь ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.13:4 .  И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! 2Пар.13:5 .  Не знаете ли вы, что Господь Бог Израилев дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли [вечному]? 2Пар.13:6 .  Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. 2Пар.13:7 .  И собрались вокруг него люди пустые, люди развращенные, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем и не устоял против них. 2Пар.13:8 .  И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество, и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами. 2Пар.13:9 .  Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов, и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов. 2Пар.13:10 .  А у нас – Господь Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле. 2Пар.13:11 .  И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа Бога нашего, а вы оставили Его. 2Пар.13:12 .  И вот, у нас во главе Бог , и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха. Некоторые толкователи отмечают неодинаковый характер речи Авии в первой ее половине (ст. 5–8) и во второй (стихи 9–12), причем в первой Авия говорит как царь – потомок Давида, а во второй как строгий ревнитель культа Иеговы и всего указанного в законе ритуала; последнее находят тем более непонятным, что, по свидетельству ( 3Цар.15:3 ), Авия был нечестивый царь, не чуждый уклонения в языческие культы. Признают, наконец, неестественность самой речи иудейского царя к враждебному войску, имевшей вид как бы некоторой прокламации, как и обстановки произнесения речи с вершины горы. Эти недоумения, которым нельзя отказать в известной доле состоятельности, однако не принадлежат к числу необъяснимых: священный писатель мог рассматривать здесь Авию, как (политического) главу Иудейского царства, которое, в противоположность Израильскому царству, введшему у себя незаконный культ тельцов, осталось верно истинному служению Иегове, совершавшемуся в Иерусалимском Соломоновом храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Одной из главных задач И. было воссоздание офиц. государственной религии. В рамках своей реформы И. построил «священные высоты» -    (синодальный перевод: «капище на высоте» - 3 Цар 12. 31). Разрыв с иерусалимской богослужебной практикой был закреплен постановлением И. отмечать праздник кущей в 15-й день 8-го месяца (а не в 15-й день 7-го месяца, как это было принято в Иерусалиме) (3 Цар 12. 32-33), что означало возврат к аграрному календарю, принятому ранее на севере. И. отстранил левитов от священнического служения (3 Цар 12. 31b; 2 Пар 11. 13-17), поскольку уже при царе Давиде они были включены в адм. аппарат гос. управления ( Ahlström . P. 57; Hayes, Miller. 1977. P. 242), и «поставил из народа священников» (3 Цар 12. 31; 13. 33). В качестве альтернативы Иерусалимскому храму И. восстановил 2 древних святилища в Вефиле и Дане, которые были связаны с культом эпохи патриархов (Быт 12. 8; 13. 3; 28. 19) и судей (Суд 18). И. установил в них статуи золотых тельцов (3 Цар 12. 28-31), к-рые служили символами божественного присутствия в Израиле (3 Цар 12. 28; ср.: Исх 32). Возможно, эти культовые сооружения символизировали пьедесталы для невидимого Бога Яхве, и в этом случае тельцы выполняли те же функции, что и ближневост. херувимы ( Bright. P. 218; Райт Э. Библейская археология. СПб., 2003. С. 211; Тантлевский. 2005. С. 207). Однако этот культ открывал возможности для влияния языческих практик на почитание Истинного Бога, поскольку местное население исстари использовало изображение быка в качестве символа Ваала . Религ. реформа И., приведшая к отделению от Иерусалима, вызвала осуждение пророков обоих царств. Уже во время первого праздника в Вефиле, где сам И. выступал в качестве священника, некий таинственный «человек Божий», пришедший на праздник из Иудеи, проклял нечестивый жертвенник и предсказал уничтожение иудейским царем Иосией всех нелегитимных священников Вефиля (3 Цар 13. 1-32). Прор. Ахия, который, вероятно, выступал лишь за политическое, а не религ. отделение от Иерусалима, отвернулся от И., предсказывая уничтожение всего его рода и рассеяние израильского народа (3 Цар 14. 1-18). Последние годы царствования И. были омрачены изнурительной войной с иудейским царем Авией , к-рый при поддержке арам. царя Дамаска в конечном счете одержал победу и захватил у израильтян целый ряд городов, включая Вефиль (2 Пар 13. 2-20).

http://pravenc.ru/text/293676.html

В евр. каноне: Первая книга Царей. Евр. Омри. Слово Элохим можно перевести и единственным числом: Бог . Ср. Исх 32:2-6. После сооружения тельцов Аарон объявляет праздник Яхве. Золотые тельцы - всего лишь видимый знак невидимого присутствия Яхве среди своего народа. Народ должен быть уверен, что Яхве не бросил его, подобно Моисею, но что Он по-прежнему с ним. Грех Аарона - в потакании этой народной религиозности, требующей от Бога гарантий Его присутствия. Комментарии ( 6): проф. прот. Ростислав Снигирев 20 января 2010г. 23:13 Поклонение изображениям тельцов или быков было культовой формой, распространенной у западносемитских народов, причем бык (или телец), вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества. Иеровоам, видимо, стремился с помощью тельцов выразить могущество Бога. На это же указывает и имя Эгельягу ( " Бык Господень " ), нацарапанное на черепках, найденных в Самарии. В различных языческих изображениях фигура быка служит подножием для самого божества, поэтому, может быть, и Аарон, и Иеровоам намеревались создать лишь престол для невидимого, неподдающегося изображению Бога Израиля.Херувимы храма Соломонова имели еще более распространенное употребление в библейских странах. Смысл их употребления во Святом святых объясняется частыми находками царских тронов, представлявших собой сиденье, укрепленное между двумя херувимами. Отражая эту традицию, авторы книг Ветхого Завета восседание на херувимах воспринимают как свидетельство царской власти. То, что для них Бог Израилев виделся Царем, восседающим на херувимах (т.е. на царском троне) (1 Цар. IV, 4), объясняет, возможно, безбоязненность восприятия Соломоном и его окружением финикийских традиций для сооружения храма Единому Богу: при сохранении всех вышеприведенных особенностей, важнейшим отличием храма Соломонова от финикийских святилищ было то, что в самом святом помещении, где ханаанейский храм предполагал размещение фигуры божества либо его символа, находился трон, на котором восседал Невидимый Царь Израилев, реальное присутствие Которого во Своем храме и на Своем престоле (троне), было общим убеждением ветхозаветной церкви.

http://bogoslov.ru/article/465404

«Поклоняться подножию ног» Яхве (Пс означало поклоняться самому Яхве. «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» (3Цар 12:28) — не тельцы, конечно, а Тот, кто над ними, Тот, кому их спины служат подножием. Постепенно грубая народная религиозность, всегда склонная к идолопоклонству, сделает самих тельцов объектом религиозного поклонения, идолами, кумирами. Но изначально, видимо, это не было так. Тельцы в Вефиле и в Дане предлагались народу как изображения херувимов, подобных тем, что были в Иерусалиме. Рафинированное богословие времен Иеровоама I не видело в них никакой измены Яхве, напротив, тельцы лишь являли присутствие Яхве, были знаком и символом этого присутствия, были, подобно иерусалимским херувимам, лишь подножием для ног невидимого Бога. Золотые статуи тельцов дожны были символизировать великую силу Яхве, освободившего свой народ от египетского рабства а в новом историческом контексте — и от соломоновой тирании. Литургический культ с использованием тельцов должен был показать, что Северное царство, в отличие от Южного с его храмом и прочими новациями, хранит древние традиции яхвизма. Святилища на высотах, нелевитское священство, учрежденное Иеровоамом — все это было в глазах народа более легитимным, нежели соломонов храм в Иерусалиме — несомненно, слишком новаторское учреждение, да еще с претензией на исключительность. В иеровоамовой реформе виделось восстановление традиций, восходящих к Патриархам, к Моисею и Иисусу Навину. В ней ярко просматриваются консервативные тенденции. Древние религиозные центры — Вефиль, Сихем, гора Гаризим, овеянные славой Патриархов и Иисуса, не достойны ли большего почитания, чем столица иевусеев, захваченная Давидом? — полагали израильтяне. Утверждение давидидов о том, что Господь избрал Иерусалим, было в их глазах более чем сомнительным. В дальнейшем, при омридах (при Амврии и его потомках) культ тельцов соединится с народным почитанием Ваала, произойдет «ваализация» этого культа. Царь Ахав, в угоду своей жене Иезавели и ее придворным теологам, будет вынужден сделать это двоебожие официальной религией.

http://bogoslov.ru/article/465404

Таким образом, несомненно, – новое богослужение было восстановлением древнего ложного присинайского служения, а что теперь были сделаны два тельца, а не один, это, по всему вероятию, может быть объяснено отдаленным положением северных колен от Вефиля, а не позднейшим заимствованием символов из Египта, где и ранее времен Аарона были почитаемы два быка, хотя уже при Синае мы видим одного тельца ( Исх.32:4 ). Символ – телец, как символ царственного господства и божественной крепости, сам по себе не заключал ничего, противного монотеистическому принципу. Но так как для неразвитого сознания древнего человека близка была опасность смешать и уравнять символ с воплощаемой им идеей, то второй заповедью десятословия было, безусловно запрещено всякое изображение Бога под каким бы то ни было символом ( Исх.20:4,5 ). Поэтому-то и поступок Иеровоама был решительным и прямым нарушением заповеди Моисея. Он уничтожил тот духовный элемент в религии, который делал израильскую религию единственной в тогдашнем мире, и положил начало дальнейшей порчи религии в своем государстве. Чем мог объяснять Иеровоам свой поступок, нарушая ясную заповедь закона, мы не знаем; по всему вероятию, это было для него второстепенным вопросом, «а извращать смысл закона в угоду своему произволу – это старое искусство» 142 . Одновременно с нарушением одной заповеди Иеровоам приступил и другую – о единстве места поклонения Иегове для всего народа ( Втор.12:13–14 ; ср. Втор.12:5,11 ). Взамен Иерусалимского храма – дома Иеговы – Иеровоам устроил для своего нового богослужения новое «капище на высоте» ( 3Цар.12:31 ), хотя едва ли это был «блестящий храм (в Вефиле) по хананейскому образцу», как это думает Эвальд» 143 . Что именно в Вефиле и Дане были устроены «домы высот», об этом не говорит священный дееписатель, но это предполагается само собою, так как «тельцы» едва ли стояли под открытым небом; кроме того, пророк Осия упоминает о «доме Бога Ефремова», т.е. о храме тельцов ( Ос.9:8 ), – затем о храмах в Вефиле и Дане упоминает и пророк Амос ( Ам.2:8; 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010