Богочовечанска саборност Цркве у ствари непрекидно благодатно-врлинско човека: све се сабира у Христу Богочовеку, и све као као богочовечански организам. живот у Цркви богочовечанско благодатно-врлински подвиг Богочовечанско богочовечанска саборност у Цркви, одржава се и спроводи вечноживом Богочовека Христа, на начин Бога и човека и сву твар свескупоцена крв Богочовека Спаса омива од греха, зла и смрти. 748 Богочовечанска Личност Господа Христа и душа саборности Цркве. Богочовек и одржава увек богочовечанску равнотежу и у саборном животу Цркве. Црква сва пуна и препуна Господа Христа, она – Онога све у свему». 749 Зато она у личности што у и у Та та саборност, та целостност, громовито нарочито кроз свете Апостоле, кроз свете Оце, кроз свете и Помесне Саборе. По свему, организам Цркве организам за дух зна. Зашто? Зато што то богочовечански организам, у коме све божанске све божанске и човечанске силе тело. Само свемудри и Богочовек, Господ Христос, могао све то саставити и склопити у тело, тело, коме Он – глава, вечна глава. Сав живот у том чудесном и чудотворном телу води и руководи Он, чудесни и чудотворни Бог и човек. Сваки овога тела живи целим телом, али и цело тело живи у сваком свом Сви живе кроз свакога и у свакоме, али и сваки живи кроза све и у свима. Сваки расте растом тела, али и цело тело расте растом сваког Све те тела, све те органе, све те удове, сва та чула, све те у вечноживо богочовечанско тело сам Господ Христос, делатност свакога са целокупним саборним животом тела. Α сваки ради «по мери» сила. Силу пак свакога члана Цркве врлине. делатност свакога члана Цркве, иако посебна и лична, увек свестрано саборна, општа. се утапа у свеопшту делатност целога тела. И док човек преображава себе у Христу, дотле Господ Христос ту делатност претвара у општу, саборну, богочовечанску и тако «чини да тело расте на самога себе у 750 У ствари, делатност свакога члана увек лично – саборна, лично – колективна. И када изгледа да ради само за себе (на пример, члан Цркве увек ради за целину. Такво богочовечанског организма Цркве, увек води и руководи сам Господ Христос – Глава Цркве.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Тело Тела наши сотворены для наслаждения духовного... они низошли к сочувствию наслаждениям скотоподобным по причине падения... они могут возвратиться к сочувствию наслаждением духовным посредством истинного покаяния. Увы! даже знание о существовании способности тела человеческого к ощущению духовному утрачено человеками. 1. 346 Родится оно зараженным смертию и грехом, родится оно в смерть, по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного из персти и возвратившегося в персть, погибшего человека; но возрождается в купели Крещения во спасение по образу тела, которое приял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистой Девы: елицы бо во Христа креститеся, во Христа облекостеся ( Гал. 3, 27 ). Посредством чудного Таинства Евхаристии наше тело соединяется с Телом Самого Христа, – соединяется тело с Божественным Телом, кровь с Божественною Кровью. ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, – сказал Господь, – во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6, 56 ). Ядущий всесвятое Тело Христово и пиющий всесвятую Кровь Христову, при посредстве такой полноты вкушения, приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается Телом Богочеловека, кровь его соделывается Кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианинеХристос. Созерцая это величие христиан, апостол взывает к ним: Телеса ваша удове Христовы суть ( 1Кор. 6, 15 ). Тело Господеви и Господь телу ( 1Кор. 6, 13 ). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти ( Рим. 13, 14 ). «Дары Святаго Духа, – сказал некоторый великий угодник Божий (Великий Сисой), – уже естественны естеству обновленному «. Уже естественно телу, составляющему собою единое с Телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святой. Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом Святого Духа. 4. 75–76

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Толкование Евангелия на каждый день года. Вторник 25-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 60 зач., 11, 34—41 Сказал Господь: светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием. Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда все будет у вас чисто. «Светильник тела есть око, — говорит Христос, — итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». Господь говорит о том, что свет в нас есть внутреннее зрение — око, которое должно быть светильником. Как внешнее физическое зрение является светильником для всего тела человека, так внутреннее наше духовное зрение определяет все. Все в нашей жизни зависит от того, какое у нас око, то есть куда мы смотрим и какие цели имеем. Если мы устремляемся к чистоте, к добру, то, естественно, и поступки наши будут добрыми и чистыми, вся жизнь наша будет светлой и светлым станет наше тело. Если же наше внутреннее око — лукавое, злое и похотливое сердце — устремлено к злу, к развращенности, к приобретению богатства и славы на земле, то, соответственно, в зависимости от того, куда оно смотрит, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека. Омертвение и потемнение нашей жизни происходит именно по той причине, что мы не туда глядим. Это произошло, как мы знаем, со всем человеческим родом. Это происходит и сегодня и раскрывается на все большей глубине. Единственным светом, чистотой и добром, к которому должен устремляться человек, если он хочет обрести свое око светлым, является Сам Христос — Свет мира.

http://pravoslavie.ru/3765.html

БЛАГОДАТЬ Сию высочайшую благодать «заслужил» человекам Сын Божий Иисус Христос (3:413). Источник благодати – ЛЮБОВЬ БОЖИЯ и уничижение ХРИСТА «Источник сей спасительный», от которого проистекает нам Божественная благодать, есть: любовь Божия к нам недостойным. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3,16 ). Вольное Христа Сына Божия к роду нашему снисхождение и умиление (3:39). Благодать есть жизнь душ наших; без нее нет жизни Божия благодать есть жизнь душ наших: без благодати Божией душа наша жива быть не может. Якоже бо тело наше душею, тако душа наша Божиею благодатию живет. Молися убо всегда и воздыхай ко Господу, чтобы подал тебе благодать Свою, и в ней бы тебе сохранил. Благодати Божией на всяку минуту требуем (5:163). На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. Божия благодать есть живот душ наших; без благодати Божией душа жива быть не может. Сего ради повелено нам молиться, «просить, искать и толкать» ( Мф. 7, 7 ) (4:330). Душа дотоль живет, доколь Бог благодатью Своей в ней пребывает (2:234, см. ПОКАЯНИЕ , 727). Как тело без души, так душа без благодати мертва Как бо тело мертвое не движется, не чувствует и не делает ничего; так душа, лишившаяся Благодати Божией, не движется, не чувствует и не делает духовно. Но как тело оживет, начинает действовать все: так грешник, когда силою и благодатию Божиею оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать. Божиею бо благодатию душа оживляема производит духовныя действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога глаголющаго, вкушает и обоняет любовию, и дела Ему угодныя тщится творить. Тако подобает кающемуся чрез покаяние новое житие начати, и как бы вновь родитися, питатися, расти и в мужа совершенна приходити! (2:235). Что телу человеческому душа, тое душе Божия благодать. Как убо тело мертво есть, когда души в нем не имеется: тако душа мертва есть, когда не имеет Божией БЛАГОДАТИ, оживляющей ее. Якоже бо мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однакож ими не действует, яко не имеет души, которая есть начало всех действий естественных: тако духовный мертвый, то есть во ГРЕХАХ живущий, и похотем плотским работающий недействителен к духовным делам, к слову Божию глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почитает, не слушает слова Его, не любит Его и ближняго своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь недействителен к делу Божию; лежит во грехах мертвый, как труп бездушный во гробе. Откуда бывает, что в таковом мертвеце слово Божие ничего не действует и, якоже в земле изсохшей, никакого плода не творит, хотя и сеется небесное тое семя. Надобно бо тому во тьме быть, кто удаляется от света; в смерти быть, кто отлучается от живота; изсохшей быть розге, которая отторгнется от лозы (3:232).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Цитата из 39 (40) псалма в 10 главе послания к Евреям (стихи 5–8) замечательна по совпадению с чтением этого места псалма у LXX, тогда как еврейский масоретский текст представляет уклонение: вместо – Ты уготовал мне тело – ветхозаветный подлинник читает – Ты приготовил (отверз) мне уши. Каково происхождение такого разночтения двух древних текстов ветхозаветной Библии и почему Апостол, знаток библеизма, как воспитанный у ног Гамалиила, предпочитает чтение у LXX существенному варианту в текст еврейском? В цитации ветхозаветной Библии у Апостола нельзя открыть общего принципа: он то сам переводит с еврейскаго, то пользуется переводом LXX. В виду того, что данная часть цитаты – Ты уготовал мне тело – имеет важное значение в обосновании христологии послания ветхозаветными пророчествами, мы рассмотрим различные толкования западных ученых касательно происхождения такого бросающагося в глаза варианта, как постановка слова «тело» вместо масоретскаго – уши. Научные исследования касательно чтения σωμα можно подразделить на 2 группы: одни экзегеты, считая данное чтение «тело» первоначальным, желают изменить состав согласных еврейскаго текста, допуская смешение букв при позднейшей переписке еврейских рукописей, но против такого толкования имеются исторические свидетельства; другие толкователи отстаивали первоначальность чтения места у масоретов и предлагали те или иные гипотезы для обяснения, как возникло отступающее чтение у LXX. Сторонников первого из указанных мнений весьма немного, и предлагаемое ими исправление масоретскаго чтения страдает очевидною тенденциозностью: они ставят – аз гуф карита ли. При совпадении 2 первых букв слова ознайм – уши и двумя первыми буквами псевдовосстановленнаго древего чтения, следующие 3 буквы различаются. На основании сказанного мы имеем во вносимом в текст данного места исправлении преднамеренную постановку согласных букв, дававших бы чтение – гуф (тело), соответствующее греческому σωμα; кроме того слово – гуф свойственно позднейшему еврейскому языку, его послебиблейской формации (у библейских писателей – гевия). Смешение букв – lapsus oculi или же lapsus inarms вообще – явление, наблюдающееся в еврейских манускриптах, несмотря на тщательные предписания для соферимов: но, прибегая только к тенденциозной корректуре, это направление экзегетов выдает себе очевидное testimonium paupertatis: произвольной постановкою букв можно подтвердить какое угодно чтение, так возможно создать какое угодно чтение ab ovo. При изучении цитаты из 39 псалма в контексте псалма мы увидим, что в каких бы то ни было искусственных приемах, при текстуальной критике места нет ни малейшей надобности, и что перевод LXX может быть признан в точности передающим мысль подлинника, хотя и значительно отличается от него по внешности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Сортировать по Исключить новости Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Если же око твое будет худо...» В дальнейших Своих словах Спаситель, основываясь на противопоставлении, говорит о людях, чьё тело темно. Продолжая далее Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Матф.6:23 ). Как нужно понимать эти слова? В этих словах, как и в предыдущих двух фразах Спаситель мира, Иисус Христос, обращается к аллегории. В качестве примера такой аллегории Спаситель говорит о тьме, которая может окружать человека. Например ночью, или из за слепоты человека. И если духовное око человека омрачено эгоизмом, пристрастием к роскоши, богатству и другими грехами, и через это человек одержим слепотой души к Божественному учению (что выражено словами «око твое будет худо»), то тогда и тело этого человека «будет темно». То есть земная жизнь такого человека будет темной из за совершаемых человеком темных, неверных поступков. И если человек имеет худое духовное око – исповедует ложное философское учение, и под его влиянием совершает неверные, греховные поступки, то и тело его будет темно. Иными словами земная жизнь этого человека будет покрыта непроглядным мраком греха. Такой человек «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Иоан.2:11 ). Эта духовная тьма ослепляла древних евреев и не давала им поверить в учение Мессии, Иисуса Христа, пришедшего спасти мир от греха. Непостоянство веры в Бога, колебание в уповании на Господа во время жизненных испытаний, говорит нам о том, что мы далеки от Бога и находимся во тьме духовной. Это выгодно злому духу, который искушениями и заблуждениями старается испортить око нашей веры, толкнуть нас в омут лжеучений, чтобы мы не смогли отличить истину от лжи и впали в грех. И если око веры будет испорчено, то есть «око твое будет худо», то мы не в состоянии будем видеть Бога и воспринимать Его Божественные истины. Испорченное духовное зрение не даст нам возможность увидеть опасность и выйти из мрака заблуждений. Слепота души характеризуется закрытостью сердца для Бога и Его учения и открытостью для греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Глава XII. Поучительное размышление Перед принятием Христовых тайн Молитвенное воззвание причастника Христовых тайн. Веровах, темже возглаголах. Избравший нас в наследники Своего царства, уготованного от создания мира, Царь и Господь наш, возлюбив Своих сущих в мире, дал в пищу нам Тело и Кровь Свою, да, вкушающе их, имеем жизнь вечную. Столь великое имеяй милосердие, части спасаемых сподоби с верою зовущего: Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою на веки. Ангела Своего пославший с углем небесного огня к Исаие пророку, когда тот, видев Тебя на престоле превознесенного, сокрушался о нечистоте уст своих: аз же, душу и тело имея оскверненные грехом, как вселю Тебя внутрь себя, аще не Сам Ты благоволишь очистить меня: о, Иисусе! Огнем Божественного естества Твоего коснися сердцу хладному. Иисусе, озари ум мой, помраченный житейским попечением, светом Божественного разумения. Иисусе, очисти мое сердце страхом Твоим от всякого суетного помышления. Иисусе, Создателю мой, дух правый обнови в утробе моей. Иисусе, Искупителю мой, изведи из темницы душу мою. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки. Из неопалимой купины воззвал Ты, Господи, избранному в пророки Моисею: «сними сапог с ноги твоей; ибо земля, на которой стоишь, свята есть». Аз же, от земли взятый, зная, что земли и купины той святее хлеб сей и вино, которые благословил Ты и возвестил: сие есть Тело Мое, и сия есть Кровь Моя, как приступлю к Тебе и соединюсь с Тобою? Но верою укрепляемый, зову: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ), – сказал Ты ученикам Своим, подавая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Свою, – залог высочайшей любви Твоей. Желанием и я объемлюсь соединиться и жить с Тобою, и с пророком взываю: чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Иисусе, сладосте церковная. Иисусе, утешение всех верующих в Тебя. Иисусе, услади мое сердце великою любовью к Тебе. Иисусе, отгони от меня всякое нерадение в благоугождении Тебе. Иисусе, утверди во мне живую веру в Тебя, Бога Спасителя моего. Иисусе, дай мне радость спасения Твоего. Иисусе, Сыне Бога живого, вниди Телом и Кровию Твоею в утробу и сердце мое, и соедини меня с Тобою навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пресвета први и прешла сав богочовечански пут пут од до и Сав живот на био богоживот. Она прва, и то на и начин, доживела као као као као ништа друго него светих и светих врлина. богочовечанска истина Цркве ο Богородици укратко ово: као Адамов потомак, са првородним грехом, Она била подложна закону смрти, али као безгрешна и Пресвета васкрснута Божанским васкрслим Сином и узнесена у слави изнад Херувима и Серафима и на престо изнад Светих Небеских Сила. У Светом смрт назива се То значи: починак, смрт; од глагола κοιμw заспати, успавати, умирити, спавати, почивати, умрети. Смрт тела као тела, као сан тела, као заспалост тела, то благовест и стварност, Богочовек Христос донео свету. 2823 Пресвете Богородице се назива „божанско – θεα μετσταις“, „живоносна смрт.“ 2824 Пресвето тело узноси се ка и Сину и Богу. 2825 Свештено Пресвете Богородице не називамо ка Господу. 2826 Умрло тело Пресвете се гробу, а после три дана се узноси на небо. 2827 Свети Дамаскин благовести: Пресвето тело Богоматере полаже се у преславни гроб; и из после три дана васкрсава и узноси се на небо. 2828 Мати од Сила; Она „радионица нашег“. 2829 Господ Христос Богородицом извршио Богочовечански 2830 Стога: ништа од 2831 По особитом промислу од Апостола, Свети Тома, не би присутан на преславном тела Пречисте Богородице, него тек дана стиже у Свети апостол Тома силно и туговаше што се не као остали свети Апостоли, благослова и целива Пречисте Богоматере; исто тако он много плакаше и зато што он не виде божанску славу дивних и дела у време и свечаног Богоматере. Свети Апостоли, сажаливши се на решише да отворе гроб, да би Свети Тома видео макар мртво тело Преблагословене Богородице, поклонио му се и целивао га, и тиме олакшао тугу и ублажио жалост. Но када свети Апостоли одвалише камен и отворише гроб, спопаде ужас: видеше гроб празан, у не беше тела Богоматерина само погребне ствари, из излазаше диван миомирис. Свети Апостоли и беху у недоумици шта то значи. И целивавши са сузама и часну плаштаницу што беше остала у гробу, они се молише Господу да им шта са пречистим телом Пресвете Богородице.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В прошлом номере нашего журнала мы постарались ответить на вопросы, связанные с Таинством Исповеди; сегодня поговорим о Таинстве Причащения Святых Таин. Дело в том, что наши знания о церковных Таинствах далеко не всегда соответствуют нашим действиям. Действия опережают. Мы идем причащаться, не зная ответов на многие вопросы, связанные с Евхаристией, даже не давая себе отчета в том, как мало знаем. На каком-то начальном этапе это, может быть, не беда. Напротив, это говорит о том, что стремление к спасению лежит в каждом из нас глубже сознания. Но долго жить в состоянии такой малоосведомленности нельзя. Наши действия в Церкви должны быть сознательны. Кроме того, даже и при хорошей осведомленности вопросы у нас возникают и будут возникать вновь и вновь. Зададим хотя бы часть из них главному редактору нашего журнала игумену Нектарию (Морозову). игумен Нектарий (Морозов) — Начнем со смысла. Все причащающиеся знают, что вино и хлеб в Чаше претворяются в Тело и Кровь Христову, но не всякий при том сходу объяснит: почему Тело и Кровь мы принимаем внутрь? Человеку современной культуры трудно это понять; читая в Евангелии о Тайной Вечере, он также не сразу понимает смысл действий Спасителя, смысл Его слов: …пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов… (Мф. 26, 27-28). Если Кровь изливается «во оставление грехов», то есть ради того, чтоб грехи были прощены, то почему ее надо пить? Вопрос кажется грубым, однако же от него никуда не деться. — Вопрос действительно грубый, но главная беда этого вопроса не в грубости, а в нехватке доверия к Богу. Если человек имеет тот минимум доверия, без которого вера невозможна, то ему достаточно услышать слова Христа — приимите, ядите: сие есть Тело Мое… (Мф. 26, 26). Нужно ли задаваться вопросом, почему Господь велел нам поступать именно так — есть Его Тело и пить Его Кровь? Некогда первые люди в райском саду задались вопросом: почему нельзя есть плодов с древа познания добра и зла? Не сами по себе задались, а благодаря тому, кто и сегодня нашептывает людям подобные вопросы… Плодов с этого древа нельзя было есть, потому что Господь сказал: нельзя.

http://pravoslavie.ru/37993.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010