I. Существование постов в ветхозаветной церкви Древность поста в его учреждении Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу. Обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте, и в плачи и в рыдании. ( Иоил.2:15,12 ). Такое дано повеление Богом чрез пророка Иоиля Израильскому народу, чтобы Израильтяне при постигшем их опустошении от саранчи и великом неурожае от сильной засухи, в сокрушенном духе обратились к Богу со всею искренностью в посте, плаче и рыдании 1 . Саранча, во множестве налетевшая на виноградники и сады, и одна за другою в разных видах зарождавшаяся, истребила плоды виноградников, а последовавшая за тем засуха, обнажив поля от посева, и удолия от произрастаний, лишила людей и скотов нужной пищи и пития. Посему Пророк, показывая причину этого бедствия в неправдах и беззакониях людских, повелевает гласом Божиим Израильтянам всем сердцем обратиться к Богу в посте, притом с плачем и рыданием. Из сего во 1-х видно то, что пост и в ветхом Завете служил самым первым и верным путем для народа Божия к умилостивлению Бога в постигавших бедствиях и злоключениях; во 2-х то, что пост, как целебное врачевание грехов, как необходимое средство к избавлению от гнева Божия и соединенного с сим злоключения, долженствовал состоять в сердечном обращении к Богу, соединенным с умилением и сокрушением, с плачем и рыданием о своих грехах. Итак, пост есть установление Божественное, имеющее начало свое в ветхом Завете в самой глубокой древности. Общее свойство поста в его действии Будучи духовным средством для приближения к Богу, пост всегда соединялся и с внешним воздержанием в пище и питии, и с устранением от чувственных утешений для очищения тела и телесных чувств; тем паче соединялся с внутренним воздержанием в обуздании порочных расположений, для очищения души и душевных чувств, для очищения ума и сердца. И как внутреннее очищение, для нарочитого приближения к Богу, при внешнем воздержании от чувственных услаждений, необходимо требует внутреннего сознания грехов и неправд пред Богом, каковое сознание иногда сопровождалось внешним открытым исповеданием преступлений в установленном порядке ( Нав.20:21 ): то пост существенным образом соединялся с действием покаяния, обращения и умиления, как таких расположений, которые всего действительнее приближают человека к Богу. В такой силе издревле существовал пост в ветхозаветной Церкви, и в таком духе был по временам особенно заповедуем Богом верным ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Посты Что такое пост? Пост – время усиленного молитвенного обращения к Богу, борьбы со своими страстями и греховными привычками, сопровождаемое воздержанием от пищи животного происхождения, употребления спиртного, супружеской близости, увеселений и развлечений. Цель поста – не в формальном отказе от мяса, других продуктов животного происхождения и вообще воздержании. Эта сторона поста, как бы она не была важна сама по себе, является лишь помощью в достижении главной цели – искоренения в человеке всего того, что мешает его соединению с Богом, и стяжания добродетелей, которые этому единству способствуют. Священник Александр Ельчанинов пишет по этому поводу следующее: «Важней не сам по себе пост, как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу». Совершенный пост имеет две основные составляющие: 1) телесный пост; 2) духовный пост. Телесный (или физический) пост, как следует из его названия, относится к телесной природе человека, к его физиологическим потребностям. В первую очередь, это воздержание в пище, которое должно носить не только качественный, но и количественный характер. Нельзя, отказываясь от определенного Уставом вида пищи, употреблять неумеренно постную или формально постную, но изысканную еду. Наслаждение дорогими или редкими продуктами, специально приготовленными в качестве «постной пищи», соблюдая букву Устава, нарушает его дух. Понятно, что цель телесного поста – не буквальное следование ограничениям в пище животного происхождения, а настойчивая попытка освободиться от духа чревоугодия и лакомства, от привычки к невоздержанию и объедению. Супружеское воздержание, предписываемое правилами Церкви, также способствует укрощению телесных страстей человека и способствует сосредоточению на состоянии души постящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сортировать по Исключить новости О Посте Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост – и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Мы должны поститься не для “распрей и ссор”, но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. 6 декабря, 2009 Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост – и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Мы должны поститься не для “распрей и ссор”, но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил. В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост . Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: “Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?” И Господь ответил им: “Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мк. 2:18–20). Представим себе на минуту жизнь Христа и Его учеников.

http://pravmir.ru/o-poste/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в четвертую неделю Великого поста 27.03.2020 1123 Время на чтение 12 минут Ниже мы публикуем одно из поучений святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: В 5 т.- 2-е изд., испр. и дополн.- СПб.: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1886.- Т.4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам.- С.96–102 . (Репринт)) подготовил профессор А.Д. Каплин. Курсив - авторский. Название и подзаголовок переставлены местами составителем. Ссылки на Священное Писание даны в тексте, остальные сноски – в примечаниях . + + + Поучение в четвертую неделю Великого поста . З начение поста по отношению к падшим духам Сей род, – сказал Господь своим апостолам о духах злобы, – ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом (Мк.9:29). Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда предшествует ему великая добродетель – милость; посту приготовляется награда на небе, когда он чужд лицемерства и тщеславия; пост действует, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва. И как действует? Не только укрощает страсти в человеческом теле, но вступает в борьбу с духами злобы, побеждает их. Отчего пост, который сам по себе – телесный подвиг, может действовать или содействовать молитве в брани против духов? И отчего, наоборот, бе з плотные духи могут подчиняться влиянию на них поста? Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух. Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим. Аз же внегда они, демоны, стужаху ми – говорит боговдохновенный Давид – облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недра мое возвратися (Пс.34:13). Пост доставляет уму трезвенность, а молитва есть оружие ума, которым он отгоняет от себя невидимых супостатов. Пост смиряет душу, освобождая ее от ожесточения и напыщения, являющихся от пресыщения, а молитва постящегося делается особенно сильною, произносится не поверхностно, произносится из самой души, из глубины сердца, направляет, возносит его к Богу.

http://ruskline.ru/analitika/2020/03/27/...

Скачать epub pdf ДЕЯТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ХРИСТИАНСКОГО ЛЮБВЕОБИЛИЯ Библейские замечания о деятельном характере христианской любви к Богу и ближним. – Упражнения христианина в посте, молитве и благотворительности. – Мысли по этому вопросу святых отцов Церкви. – Христианская молитва как мать и воспитательница любви к Богу. – Три ступени молитвенного совершенства. – Изречения святых отцов и учителей Церкви об истекании силы христианской любви из благодати молитвы. – Отрождение молитвою трех свойств любви: чистоты, смирения и милосердия. – Милосердие как деятельный подвиг спасающихся в Церкви, по учению Библии. – Дела милости телесной и духовной. – Очищающее, смиряющее и размягчающее влияние благодати добрых дел на душу благотворителя чрез Христа Спасителя в Духе Отчем. – Содействия поста развитию у постящегося настроения самоотречной любви. – Общий взгляд на значение для христианина упражнений в посте, молитве и благотворении. ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры Христианская любовь во всей красе своих проявлений деятельна и развивается при условии соответствующей практики. О необходимости для любящих Бога соблюдать заповеди Господь Спаситель и святые апостолы оставили такие заветы: «Если любите Меня (Христа), говорил Господь, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:15, 21 ). " Мы, читаем в посланиях апостолов, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ср. Еф.2:10 ). «Кто соблюдает слово Иисуса Христа, в том истинно любовь Божия совершилась» (ср. 1Ин.2:5 ). «Каждый получит от Господа воздаяние по мере добра, которое он сделал» ( Еф.6:8 ). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Христианские деятельные упражнения в любви совмещаются преимущественно в посте, молитве и благотворительности . Ближайшим образом пост очищает от страстей, молитва выражает личное смирение наше пред Богом, благотворение же укрепляет милосердие души человеческой. Христианская любовь умножается в зависимости от широты и разнообразия богоугодных дел, обнимаемых понятиями «пост», «молитва» и «милостыня». Каждое отдельное доброе дело влияет на всю любвеобильную настроенность спасающихся и обращает их волю к свету благодати. А благодать Божия, идя последам добрых дел, умерщвляет в душе добротворящих страсти. Для благодатных напечатлений телесный пост открывает прежде всего тело, молитва – ум и сердце, благотворительность-волю. Таким образом, постники, молитвенно настроенные и благотворящие другим, всегда повержены пред Духом благодати и разверсты пред действием благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Скачать epub pdf О посте Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас – и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания? Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос , Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился – ничего не ел и не пил. В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост. Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» И Господь ответил им: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк.2:18–20 ). Представим себе на минуту жизнь Христа и Его учеников. Это была жизнь странствующего Учителя – Человека, Который вместе со Своими учениками переходил из города в город, из селения в селение. Где-то Его принимали с любовью, где-то – недоброжелательно. Иногда Он разделял трапезу с людьми богатыми и влиятельными, с фарисеями и книжниками, но чаще оказывался в домах людей бедных. И когда Христос приходил в чей-то дом, Он не требовал для Себя особой еды, а ел то, что Ему предлагали. Проходя через засеянные поля, Его ученики срывали колосья, разминали их руками и ели зерна, нарушая тем самым иногда и субботу. Время, отпущенное Христу для Его служения народу израильскому, было слишком коротким, поэтому Он был сосредоточен на главном и как бы оставлял в стороне все второстепенное. Именно потому традиционные предписания о посте и о субботе Им и Его учениками не всегда исполнялись. Мы вообще не находим в Евангелии указаний на то, что Христос соблюдал какую-то особую диету. Он ел мясо (иначе Он бы не вкушал пасхальную трапезу со Своими учениками), ел рыбу, ел то, что было доступно для Него и Его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Л.Ф. Шеховцова Глава 2. Преодоление страсти чревоугодия Преодоление любой страсти возможно в единстве двух главных составляющих: духовного, душевного и телесного труда человека и помощи Божией. Преодоление чревоугодия – это сложная и трудоемкая работа. Что же нужно предпринимать и какие условия необходимо исполнять, по учению Православной Церкви, чтобы удерживаться от столь распространенной и трудноискоренимой страсти? Как учили об этом основоположники духовно-аскетической практики? 2.1. Духовно-аскетическая практика преодоления страсти чревоугодия По учению С.М. Зарина о преодолении чревоугодия, вопрос, свободен ли человек от сластолюбия в отношении к пище или же нет, нормально ли с аскетически-христианской точки зрения совершается его питание, разрешается только при правильном понимании психического отношения человека к этому акту. Святые отцы напоминают, что вкушение пищи необходимо сопровождать благодарением Бога, с одной стороны, а с другой – самообладанием, соразмеряющим «с потребностью количество, качество и время вкушения пищи, с целью обеспечить своему телу здоровую бодрость и крепость, а не целью получить наслаждение». Все дело в том, является ли чувство удовольствия, связанное с принятием пищи, вопросом второстепенным (о совершенном же устранении не может быть и речи, говорит авва Евагрий, так как воздержание и продолжительный пост содействуют тому, что и насыщение хлебом кажется блаженством) или же оно выступает на первый план и вполне завладевает вниманием человека [см.: 5, с. 262–263]. Цель жизни христианина – одухотворение души, преобразование страстных состояний, преодоление греховного порабощения духа плотью. По представлениям святителя Феофана Затворника , преобразование страсти чревоугодия может происходить таким образом: «Наслаждение естественно сопровождает вкушение приятной пищи; но у тех, которые принимают ее с благодарными к Богу чувствами, наслаждение теряет характер чувственности, одухотворяется и освящается. Когда вкушают брашна, чтоб насладиться, творя угодие плоти в похоти, тогда являются погруженными в чувственность; а когда принимают яства в удовлетворение неизбежной потребности, с благодарением, тогда чувствуют сладость, не делаясь чувственными. Возношение при сем ума и сердца к Богу делает самую сладость как бы отрешенною и обезвеществленною» с. 331–332].

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

О добродетелях и страстях душевных и телесных душеполезное слово 2 1 . Ведать надлежит, что человек, будучи двойствен, состоя, то есть, из души и тела, двоякие имеет и чувства, и соответственные им добродетели и страсти. Чувств сих пять есть душевных и пять телесных. Душевные чувства, которые мудрецы называют также силами, суть следующие: ум, рассудок, смысл, воображение, чувство; телесные же суть зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. От них двоякие у нас добродетели и двоякие страсти греховные; и всякому человеку необходимо знать, какие добродетели и страсти душевные и какие телесные. 2 . Добродетели душевные суть, во-первых, четыре главнейшие: мужество, мудрость, целомудрие и правда; затем рождающиеся от них добродетели, кои суть: вера, надежда, любовь, молитва , смирение, кротость, великодушие, незлобие, благостность, безгневие, разумность Божественная, тихонравие, простота, безмятежие, беспритворство, безнадмение, безгордостность, беззавистность, бесхитростность, нестяжательность, сострадательность, милостынедательность, щедрость, бесстрашие, беспечалие, сознательность, стыдливость, благоговеинство, небесных благ взыскание, к Царству Божию стремление, сыноположения возжелание. 3 . А телесные добродетели, или, лучше, орудие добродетелей, которые с разумом и по Богу, без всякого притворства и человекоугодия будучи держимы, ведут всякого человека к успеянию в смирении и бесстрастии, суть: воздержание, пост, жажда, бдение, всенощное стояние, частое преклонение колен, отказывание себе в банях, довольство одною одеждою, сухоядение, позднее вкушение пищи, скороядение, питие только воды, спание на голой земле, скудость во всем, ничего неимение лишнего, небрежение о внешнем благообразии и щеголеватости, несаможаление, уединение, безмолвие, домоседство, довольство малым, молчаливость, трудолюбное рукоделие, всякое злострадание (произвольные лишения телесные) и всякое подвижничество телесное. Все сие крайне необходимо и весьма полезно, когда тело здорово и подвержено сильным приражениям телесных страстей; когда же тело болезненно и Божиею милостию от свойственных ему страстей не бывает тяготимо, тогда не столько необходимо, потому что в таком случае святое смирение и молитва все восполняют.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сортировать по Исключить новости Проповеди на Святую Четыредесятницу Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Слово I 1. В древности, когда весь еврейский народ по причине грехопадений своих был в порабощении у филистимлян, он, по свидетельству священной истории, ради победы над врагами налагая на себя пост, восстанавливал силы души и тела, ибо понимал, что причиной тому суровому и унизительному рабству — пренебрежение заповедями Божьими и развращение нравов, а посему бесполезно сражаться с врагом, не поборов прежде своих пороков. Поэтому евреи наложили на себя суровое воздержание в пище и питии, чтобы преодолев соблазн сластолюбия, одержать победу над неприятелем. Таким образом, голодающие ниспровергли тех, кто завоевал их, когда те были пресыщены пищей и питием. Так и мы, возлюбленные, если, противоборствуя множеству неприятелей, прибегнем к подобному лекарству, то подобным же образом и получим исцеление. Наше делание подобно их противоборству, ибо они противостояли плотским недругам, а мы боремся с духовными неприятелями, и если мы, исправляя свои нравы, с помощью Божественной благодати одолеваем их, то и телесные враги покоряются нам. Совершенствуясь, мы одолеваем тех, кого не собственные заслуги, а наши прегрешения сделали неодолимыми. 2. Посему, возлюбленные, прибегнув к воздержанию, взыщем вспомоществование небесных и Божественных заповедей, зная, что одолеем своих врагов лишь тогда, когда победим самих себя. В нас происходят бесчисленные противоборства, и то плоть желает противного духу, то дух восстаёт на плоть 1 . Если в этом противостоянии верх берёт похоть плоти, то дух постыдным образом утрачивает своё достоинство и получает величайший вред, повинуясь тому, кем должен повелевать. Если же душа следует за своим кормчим, то наслаждаясь небесными дарованиями, попирает искушения земных удовольствий и не позволяет греху царствовать в своём смертном теле 2 . Разум в таком случае удерживает за собой первенство, присущее ему по чину, а крепость его не может пошатнуть никакое прельщение и греховный соблазн, и ТОГДА человек обретает подлинный мир и истинную свободу, при которой плоть управляется духом, а дух подчиняется Богу.

http://pravmir.ru/propovedi-na-svyatuyu-...

1. Видя ваше, возлюбленные, усердное ежедневное стечение сюда, я чувствую великое удовольствие и не престаю прославлять человеколюбивого Бога за ваше преспеяние. Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию Слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто же будет в состоянии достойно восхвалить вас, которые уже получили от Владыки вселенной наименование блаженных и ожидаете от Него еще бесчисленных благ? Наш Владыка таков: когда увидит, что душа стремится к предметам духовным с сильным желанием и напряженным усердием, то подает благодать и богатые Свои дары. Поэтому надеюсь, что и нам, для вашей пользы, подаст Он обильнейшее учительное слово к назиданию любви вашей. Ведь для вас и вашего преспеяния мы предпринимаем весь этот труд, чтобы и вам скорее достигнуть самой вершины добродетели и быть учителями богоугодной жизни для всех, взирающих на вас, и нам получить большее дерзновение, видя, что мы трудимся не тщетно и не напрасно, что это духовное семя ежедневно возрастает, и с нами не случилось того, что было с сеятелем, упоминаемым в Евангелии ( Мф.13:4–7 ). Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное семя пало при дороге – и осталось бесплодным; иное было подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь, по благодати Божией, мы надеемся, что все семя брошено на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать. Это-то умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, – именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова. Кроме того, и частые рукоплескания были весьма ясным доказательством, что вы слушали поучение с удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая во глубине души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух слушающих? – «Блажен, – говорит (Писание), – поведаяй во ушы послушающих» ( Сир.25:12 ). Это следствие поста; это врачество послужило во спасение душам нашим. Если же (пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только вы, прошу, «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп.2:12 ) и не давайте никакого к себе доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше духовное богатство, беснуется и свирепствует, и «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Но если будем только бдительны, то, по милости Божией, он никого не одолеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010