поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Город без книг " Больше пятисот лет единственной эффективной защитой от превращения человечества в стадо приматов по большему счету была лишь книга " Источник:  Фома В одном из районов большого северного российского города, где проживает свыше 60 тысяч человек, закрылся последний книжный магазин. Об этом не сообщали ленты новостей, люди не вышли на площадь для защиты последнего очага культуры. Многие даже не заметили, что в населенном пункте теперь нельзя купить стопку бумаги с картинками и другими графическими знаками в твердой или мягкой обложке. Катастрофы не случилось – в век интернета кому нужны эти старомодные носители информации? Между тем, мы стремительно возвращаемся в догутенберговскую эпоху, когда книга была роскошью, доступной и интересной лишь небольшому числу людей. Большинство довольствовалось изображениями внутри храмов, надписями на стенах да слухами, которые можно было услышать на базарной площади. Привычка к чтению казалась забавой, ненужным времяпрепровождением, подозрительным занятием. Книги – принадлежность священников, грамотными пусть будут правители и сборщики налогов, а мы, нормальные люди, сможем обойтись телевизором, домашним кинотеатром, да способностью выразить всю гамму своих чувств с помощью смс-ок или коротких сообщений в социальных сетях. В Средневековье, конечно, не было телевизора, но человечество также жаждало узнать: с кем спит знатный лорд, кто был внебрачным сыном городского главы и что ел на завтрак король. За тысячи лет человеческая природа не так часто менялась – дикарь с планшетом ничем не отличается от варвара, у которого в руках находится меч, копье или дубина. Больше пятисот лет единственной эффективной защитой от превращения человечества в стадо приматов по большему счету была лишь книга. Иосиф Бродский в своей Нобелевской речи говорил, что самые дорогие ошибки, за которые мстит история людям, связаны с не-чтением. Совершенно неважно, на каком носителе возникают перед человеком рисунки, пиктограммы, иероглифы или буквы. Мальчик, нацарапавший на бересте признание в любви, куда более цивилизованный человек, чем взрослый муж, способный с помощью телефона или компьютера заказать себе пиццу, сесть за руль автомобиля, если при этом он ни разу в жизни не плакал над тем, как Гектор расстается с Андромахой, над тем, как умирает Евгений Базаров, над тем, как достойно прожил свою жизнь Осип Дымов.

http://religare.ru/2_99004.html

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Почему мы устаем и как с этим бороться? В настоящее время проблема утомления и усталости занимает одно из центральных мест в нашей жизни. Каждому, наверное, знакома ситуация, когда мы хотим сходить на премьеру спектакля, встретиться с друзьями, посмотреть фильм на ретроспективных показах в кинотеатрах, но, совершенно нет сил. Домашние дела нарастают как снежный ком, долгожданные встречи с друзьями откладываются на потом, и каждый новый день приносит новые отложенные дела. Если приглядеться внимательно, то можно обнаружить, что городской житель в современном мире тратит не так уж много физической энергии. Нет необходимости таскать воду ведрами, пилить и колоть дрова, да и ходьбе пешком большинство уже давно предпочло проезд в городском транспорте или передвижение на собственном автомобиле. Казалось бы, с внедрением большинства научно-технических новшеств, человек только облегчает себе жизнь, однако усталость нисколько не убывает, а только неуклонно растет вверх. Причина этого кроется в том, что хоть на сегодняшний день жители мегаполисов испытывают усталость не от тяжелых физических энергозатрат, а от однообразных, постоянно повторяющихся операций, производимых современным человеком в течении всего дня. Современный человек большую часть своего дня проводит в однообразно-вертикальной позиции, которая приводит к ряду циркуляторных сдвигов и непосредственно к нервно-психической усталости. В течении нескольких часов рабочего дня человек вынужден сохранять однообразную позу, от которой возникает мышечная усталость, телефонные звонки, гора неотложных дел, требующих немедленного участия – все это довершает картину эмоционально-психического напряжения. По возвращении домой, картина кардинально, увы, не меняется. Большинство садится на диван к телевизору или к компьютеру, чтобы выйти в Интернет, где увидев, например, заманчивое предложение «скачать фильмы бесплатно без СМС», проводит еще несколько часов в той же однообразной позе. Получается замкнутый круг. Однако, выход есть. Согласно проведенным медицинским исследованиям, для того, чтобы снять усталость необходимо запустить извне процессы торможения. Примером такого толчка может служить, например, чтение интересной и увлекательной книги перед сном. Легкое возбуждение, возникающее в процессе чтения может послужить естественным толчком, запускающем механизмы естественного торможения, которые, в свою очередь вызовут глубокое расслабление организма, и позволят побороть накопившуюся усталость. Если вам предстоит развод в Москве - обратитесь к юристу! Мы поможем при бракоразводном процессе! Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/sov/009ust.htm

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Современные культурные ценности 01.03.2012 г. У каждого культурно-исторического витка человеческой цивилизации есть свои особенности и индивидуализирующие его черты. Так, прошлые эпохи символизировали театр, поэзия, изобразительное и прикладное искусство. И вот, перешагнув порог 21 столетия, мы вышли на совершенно новый этап духовного становления личности и человечества в целом. Что же вспомнят о нас потомки через несколько веков, изучая наш период по учебникам истории? Какой достойный вклад внесем мы в общую сокровищницу мировой культуры? Конечно, воспетые в древности направления искусства сегодня утратили былую славу. Наше поколение, скорее, ищет новые способы самовыражения в уже известных культурных течениях. Но не все складывается так плачевно на культурном поприще. Даже в век всеобщей компьютеризации мы не перестали развивать кинематографию. Сегодня качество кинокартин также отвечает последним прогрессивным требованиям технического развития. Обычные кинокартины постепенно уходят на задний план. В то время как лидирующие места в показах в кинотеатрах и в домашних просмотрах стало занимать 3D-buдeo. Для того чтобы в этом наглядно убедиться достаточно сегодня просмотреть анонсируемые фильмы новинки 2012 . Среди них значительное количество будет именно 3D-фuльмob. И с каждым годом количество, снятых в этом проекционном режиме, кинолент будет только увеличиваться. Это подтверждает также современное предложение бытовой техники, в частности телевизоров с 3D-boзмoжhocmямu. Кроме того, изменилось и содержание кинематографии. Если раньше большое количество фильмов было сняты по историческим сюжетам и сценариям, приближенным к реальной эпохе их создания, то сегодня намного большей популярностью пользуется кино фантастической направленности. Некоторые образы этих фильмов стали уже культовыми, породив целые кланы фанатов, поклонников и даже последователей. [ главная библиотека новости родителям информация предложения ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/029kcenn.htm

Православные кинематографисты помогают детям Москва, 24 декабря 2004 г. Более девяти месяцев продолжается реализация программы благотворительной помощи воспитанникам детских домов и школ-интернатов России членами Оргомитета и лауреатами Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь», сообщает корреспондент Православия.ru Ольга Кирьянова. В рамках программы «Дети – будущее России» деятели отечественного кинематографа открывают в детских учреждениях киноклубы «Золотой Витязь», передавая им в дар компьютеры, домашние кинотеатры, видео и DVD-мarhumoфohы, телевизоры, а также видеокассеты с фильмами – победителями кинофестиваля разных лет. С их воспитанниками встречаются известные актеры – исполнители главных ролей. Совсем недавно в одном из детских домов состоялся показ фильма-лауреата «Золотого Витязя» «В августе сорок четвертого», с восторгом встреченный юной аудиторией, а затем перед ней выступил сыгравший одну из ведущих ролей в этой картине актер Владислав Галкин. Основная цель акции православных кинематографистов – способствовать нравственному воспитанию молодого поколения, приобщению его к традициям классического киноискусства, опирающегося на христианские ценности. Именно этот критерий лежит в основе отбора картин-участников «Золотого Витязя», действующего под девизом: «За христианские нравственные идеалы. За возвышение души человека». Н.П.Бурляев Помощь уже оказана детским учреждениям Москвы, Владимира, Тулы, Суздаля, Ейска, Лакинска, Павлова-Посада. В преддверии православного праздника Рождества Христова члены Оргкомитета Международного вчера побывали в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Советска Тульской области, а также в Киреевском детском доме. Отвечая на вопрос о целесообразности в наше прагматичное время вложения средств и сил в воспитание юного поколения, президент Международного кинофорума «Золотой Витязь» народный артист России Н.П.Бурляев сказал: «Наши дети – будущее нашего Отечества, для меня – отца пятерых детей это непреложная истина. Все, что на протяжении этих лет делал наш Международный кинофорум было посвящено подрастающему поколению». 24 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12245.html

УИН Белгородской области и Белгородская епархия подвели итоги совместной работы Белгород, 14 июня 2006 г . 13 июня 2006 года в конференц-зале Преображенского кафедрального собора г. Белгорода состоялась XI конференция сотрудников уголовно-исполнительной системы Белгородской области и священнослужителей Белгородской и Старооскольской епархии. Об этом сообщает сайт Белгородской и Старооскольской епархии . В работе конференции, которую возглавили Высокопреосвященный Иоанн, архиепископ Белгородский и Старооскольский и Дмитраков Ю. В., начальник УФСИН по Белгородской области, приняли участие сотрудники УФСИН по Белгородской области и священнослужители епархии, отвечающие за работу в исправительных учреждениях. Перед началом конференции все участники приложились к мощам святителя Иоасафа Белгородского. Основная тема заседания - подведение итогов конкурса " Не числом, а смирением " , в котором принимали участие православные общины УИН Белгородской области. Победителям конкурса были вручены ценные подарки, подготовленные Белгородско-Старооскольской епархией, УФСИН по Белгородской области совместно с Управлением по делам молодежи администрации Белгородской области: домашний кинотеатр, музыкальные центры и телевизоры. Также были вручены благодарственные письма руководителям организаций и предприятий области, оказавшим поддержку православным тюремным общинам в исправительных учреждениях области. Сотрудница Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами Пономарева Н.В., рассказала о системе дистанционного обучения (на основе печатных источников) основам православной веры лиц, находящихся в местах лишения свободы. На примере православного Центра духовного просвещения " Ступени " Липецкой епархии была показана работа этой системы. По окончании конференции состоялось выступление ансамбля художественной самодеятельности воспитанниц Новооскольской воспитательной колонии. 15 июня 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17701.html

Таких общих представлений (общих воспоминаний детства, если хотите) у российских школьников и студентов XXI века и у русских писателей XIX-XX веков остается все меньше. Объяснить, кто такой " бурмистр " , не так уж сложно, но " кормить лошадей " ?! Хорошо, если кто-то видел по телевизору. Но никакой домашний кинотеатр не сумеет помочь человеку представить взаправдашние " запущенный барский дом " , " большую дорогу " , " плоские безотрадные поля " . Это нужно увидеть самому. Хоть однажды. Хоть краем глаза. Тогда писатель сможет опереться на наше мимолетное, почти бессознательное переживание и развернуть его в глубину. Но как быть, когда разворачивать нечего? Предложение о деревянной лестнице не содержит ни одного иностранного слова. Но для человека, ни разу в жизни не бывавшего в деревянном доме, его реальность представима сугубо абстрактно. Хорошо еще, если бессознательное сохранило в себе скрип дверных петель. А если нет? Это ведь целое, утраченное душой переживание, восполнить которое чтением также немыслимо, как объяснить слепому зеленый цвет. Мне могут возразить, что литература с давних пор писала о дальних краях и незапамятных временах, о мирах, вещах и людях, которых вообще не существовало. Что ж, " фэнтэзи " и сейчас пользуется большим спросом на молодежном рынке. Но русская критика позапрошлого века недаром изобрела термины " натуральная школа " и " критический реализм " . Когда сознание не опирается на память, оно с удовольствием грезит. И грезить о " властелине колец " , разумеется, приятней, чем о Евгении Онегине. Ведь, если лицо Онегина мы еще имеем право вообразить, то его одежду или, скажем, его усадьбу, мы уже будем обязаны представить. Точно также, как " повара " и " плиту " из герценовского отрывка. И если наше представление не будет иметь хотя бы ничтожной опоры в окружающей нас действительности, то выйдет уже не греза, а кошмар. Или абсурд. Между прочим, абсурдные (или абсурдистские?) виды искусства тоже пользуются у нынешней молодежи большим успехом. Зрелые поколения видят в этом очередной вызов здравому смыслу. Богатым легко презирать нищету. Сами-то взрослые еще вдоволь " наелись " материальным пространством классической культуры. Советский образ жизни тысячами маленьких нитей связан с дореволюционным. А постсоветский? Дети перестройки и повседневную жизнь " шестидесятников " -то воспринимают с трудом. Герценовский бурмистр с его косноязычным: " И то пожалуй, что и так " представляется им большим кретином, чем мистер Бин. А Герцен пишет о нем с любовью. И это отнюдь не слезливое народническое преклонение перед " мужичком " . Это любовь Пушкина к своей няне и восхищение Бисмарка русским ямщиком, беспрестанно повторявшим среди снежной бури единственное слово: " Ничего " .

http://pravoslavie.ru/98.html

В годы моего детства в Петербурге шумным успехом пользовался кинематограф. Кинематограф приветствовали Лев Толстой и Леонид Андреев. И некоторые предсказывали даже, что он заменит собой театр, сделает театр ненужным. «Предсказатели» ошиблись . Хотя,   конечно, кинема тограф многих отвлекает от посещения театра. Когда распространилось телевидение, немало людей стало реже ходить в кинотеатры. И тем не менее чрезвычайно близкое в иных случаях к искусству кино художественное телевидение не убило кино, ибо большой экран имеет преимущество перед небольшим домашним экраном и свои законы восприятия. И если уж телевидение не упразднило кино, то   тем увереннее мы в том,   что оно не упразднит книгу. Напротив.   Думаю, деятелям телевидения необходимо учитывать и такое обстоятельство. В своё время, еще в античности, театр создал новый жанр чтения – драматургию. До сих пор многие любят именно читать пьесы. Больше, чем их смотреть. Например, пьесы Шекспира. Кинематограф также создал новый жанр чтения — киносценарии. У нас пользуются большим читательским вниманием сборники, посвящённые сценариям итальянского, французского, американского художественного кино. Эти сборники повышают литературную культуру кино, а также телефильмов. Представляю себе возможность выхода в свет текстов советских публицистических передач — «Двенадцатый этаж», «Взгляд» и прочих или текстов советско-американских телеперекличек. Итак, не    только    противостояние   двух искусств, но и сотрудничество их ожидает нас в будущем. Книга может стимулировать и уже стимулирует телевидение; телевидение же создаст, я верю, новый круг чтения , новый тип книг, обильно иллюстрированных, со вставками   аудио-видео отрывков. Книга уже лежит в основе телевидения, а телевидение в   некоторых из своих жанров сможет оказаться рабочим вариантом книги… Но если мы хотим воспитать активно и самостоятельно мыслящую молодежь, мы должны всячески поддерживать интерес к чтению, беречь время молодежи для чтения. Человек должен быть внутренне свободен,   а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование же и самостоятельность даёт именно книга. Видеть и слышать — это еще не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир не только глазами и ушами,   но и разумом,   а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо ещё владеть тем, что услышал и увидел, то есть читать книгу, задумываться над ней в тишине — той тишине, что рождает самостоятельную мысль.

http://pravmir.ru/kniga-ili-teleekran/

Пустые вопросы. Никто нам ничего не навязывал, никто ничего не приказывал, не запрещал. Потому, что вот это - и есть то самое: «наше». Нам это нравится: жить громко и нагло, в полное своё удовольствие. Нам нравится ни на что не обращать внимания. Нам это нравилось всегда, мы просто этого не замечали, а многие не замечают этого и по сей день. Помните? «В своих дерзаниях всегда мы правы!» С тех пор ничего в нашей жизни не изменилось: те же ориентиры, те же пристрастия, те же мечты и дерзания. Флаг? - да цвет этой тряпочки может быть каким угодно, главное: неизменная счастливая способность не замечать ничего, что происходит внутри и вокруг тебя. Счастливые же способности - не правда ли? - и саму жизнь делают счастливой! А ведь: «Человек создан для счастья, как птица - для полёта!» - замечательные слова замечательного классика замечательной литературы одного великого (так считают некоторые) народа. И - наконец! - вот оно, народное счастье! Совершенно бесплатно, совершенно даром, на весь магазин, на улицу, на город, на всю страну: «Бумп-бумп-бумп» и «Тыц-тыц-тыц!» А к этому и всё остальное, с детства вожделенное: цветные телевизоры, домашние кинотеатры, компьютерчики-телефончики, фордочки-сузучки, слаксочки-лигасочки; сколько хочешь жён, сколько хочешь мужей (и все такие замечательные, «гражданские») - ни мама, ни папа (если он вообще есть) не скажут тебе ни слова: они кое-что понимают, они кое-что помнят - они тоже были молодыми, тоже хотели получить от жизни немножко того-сего весёлого, свободного, удобного, утешительного... Только тогда было нельзя, или очень трудно, а теперь - пожалуйста: помирать не надо! Вот и вся разница. В нашем доме с давних времён хранился большой чёрный чемодан с чёрными граммофонными пластинками, которые мы с друзьями время от времени слушали с такого же старого чёрного патефона - его нужно было заводить кривой никелированной ручкой. На некоторых из них была наклеена красивая этикетка: собачка, заглядывающая в трубу граммофона, а поверх этикетки было написано: «Голосъ ея хозяина».

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/03/...

В апреле 2004 года решением Президиума Международного Кинофорума «Золотой Витязь» была учреждена Медаль Международного Кинофорума «Золотой Витязь» «ДЕТИ – БУДУЩЕЕ РОССИИ», которой награждаются лица и организации, оказавшие активное содействие в реализации программы «Международный кинофорум «Золотой Витязь» - детям, будущему России». Среди лауреатов Программы более ста участников – это главы администраций многих городов и областей, руководители предприятий и организаций, предприниматели, деятели культуры России. В течении девяти месяцев творческие бригады «Золотого Витязя» посетили детские дома, интернаты и школы Москвы, Владимира, Суздаля, Лакинска, Тулы,  Советска, Киреевска, Павловского Посада, Дядьково ( Брянской области ). С благодарностью принимали дети и их педагоги спортивную и зимнюю одежду, тёплые одеяла, средства гигиены, кухонные комбайны, пылесосы, фильтры для очистки воды, канцелярские принадлежности и книги. Во многих интернатах и детских домах открыты киноклубы «Золотого Витязя», детям подарены домашние кинотеатры, видеомагнитофоны, DVD-meлebuзopы, телевизоры, музыкальные центры, цифровые видеокамеры, фотокамеры и десятки фильмов, которые будут возвышать детские души, рассказывать им о славных деяниях и подвигах наших замечательных предков. Принесли в дар медицинские аппараты «Рикта», генератор ионов серебра «Георгий» и препарат «Йод-актив», способствующий умственному и физическому развитию детей. На прошедшем в октябре-ноябре 2004 года II Международном театральном форуме «”Золотой Витязь” – детям, будущему России» 2000 билетов были розданы бесплатно детским домам, интернатам и школам. Около 400 артистов из 30 ведущих театров России, Украины, Белоруссии, Сербии и Болгарии дарили детям своё искусство. Игрались пьесы Пушкина, Лермонтова, Лескова, Чехова, Толстого, Достоевского, Гоголя, Шукшина, Крупина, сказки Андерсена и К.Гоцци. Это удалось благодаря поддержке ЗАО «Северсталь-групп», Министра культуры РФ А.С.Соколова, губернатора Московской области Б. В. Громова губернатора Брянской области Ю.Е.Лодкина и многих других руководителей регионов, городов, предпринимателей и всех добрых людей, помогающих реализации Программы.

http://pravoslavie.ru/281.html

Святой Великий пост. Сегодня говорил я вам, это не морение голодом, как мы думаем некоторые сразу: пост — голод. Нет абсолютно. Нормально кушаем спокойно постную пищу без услаждений, без всяких смакований. Грех — когда мы смакуем, перебираем, как в народе говорят, харчами. Спокойно принимаем пищу, особенно дорожим хлебом. На пост святой деды наши запасались чем? Сухарями всегда и терпением. И сухарики — как конфетки. Захотел кушать — сухарик в рот, пососал себе, ох как хорошо, в пузе он размяк, полное пузо, и кушать не хочется тогда, да. Сухарики — это самое главное, особенно с серенького ржаного хлеба. «Ржаного хлеба не ядал — силы не вядал», — народ нам говорит, да. А что лучше может быть гречневой каши? Ну а манная каша — это предел постного стола. Вот так каждый может поститься, мирно, тихо. Не думайте о пище, думайте о духовном возрождении. Дух смирения дай, Господи; дух кротости дай, Господи, духа праздности чтоб не было у нас, а трудолюбие святое было. Постоянно в труде, постоянно в заботе, постоянно думать, чтобы ни одной праздной минуточки у нас не было, ибо за каждую праздную минуту мы дадим отчет на суде Божием; и каждый вспомни за прошедшую жизнь — сколько у нас этого праздного времени прошло, а за все отвечать перед Богом. Так хоть сейчас одумайтесь и никогда праздно время не проводите. Минута свободная — что-то пошили, минута свободная — почитали, минута свободная — не к диавольскому телевизору лезть туда, а минута свободная — пошла кого-то навестила. Минута еще свободная — что-то сделала, минута свободная — лучше ляжь отдохни себе с молитвой, спокойно. Вот и не будет праздности у тебя. Праздности бойтесь! Телевизоры сатанинские — и близко чтоб не было, но не делайте зла из-за них, не упрекайте членов вашей семьи: вы нечестивцы, вы такие-сякие. Они еще не пришли к Богу, а ты покажи пример. Тот диавольский ящик гремит там, а ты плюнь на него, мимо проходи и не смотри на него, а на диавола всегда плюнуть надо. Когда крестим мы себя, плюем на диавола, «дуни и плюни». Диавол больше всего боится, не любит, когда на него плюют, запомните. Проходишь мимо этого телевизора, там смотрят все твои, сидят домашние, а ты тихонько плюнь на него, и пошла дальше себе. А то ж наш нос так и застрял там возле него — смотреть. Никаких, конечно, кинотеатров, никаких увеселений. Сохрани Господь сватать. Сватания какие-то, помолвки, крестины — ничего этого в Великий пост не делается. Пост — особое время молитвы, доброй жизни и подготовление к Пасхе. Как только что читали мы на клиросе, «и даждь нам, Господи, прийти поприще святого Великого поста и достигнуть Божественных страстей и Светлого Христова Воскресения». Вот уже какая радость! Нам Церковь возвещает не о посте уже, а о Светлом Христовом Воскресении.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-sxi...

  001     002