Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 75. О воскресении (в трех пунктах) Теперь мы должны рассмотреть все связанное с воскресением и сопровождающее его. Прежде всего, должен быть рассмотрен вопрос о самом воскресении. Во-вторых, мы рассмотрим вопрос о причине воскресения (В. 76). В-третьих – его время и образ (В. 77). В-четвертых – его исходная точка или исходный предел (В. 78). И в пятых – состояние тех, которые воскреснут (В. 79). В первом из этих вопросов мы имеем следующие пункты для выяснения: 1) Должно ли быть воскресение тела? 2) Будет ли это воскресение для всех без исключения? 3) Является ли это воскресение природно-естественным? Раздел 1. Должно ли быть воскресение тела? То, что воскресение тела не должно быть, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Человек ляжет и не встанет, до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» ( Иов. 14:12 ). Но «скончания неба» не будет, так как и земли, к которой это, казалось бы, менее применимо, «пребывает во веки» ( Еккл. 1:4 ). Поэтому мертвый человек никогда не воскреснет. Возражение 2. Христос доказывает воскресение людей цитированием слов: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф. 22:32 ; Исх. 3:6 ). Но ясно, что, когда эти слова были произносимы, Авраам, Исаак и Иаков жили только в смысле души, а не тела. Поэтому воскресение будет не тел, но только душ. Возражение 3. Апостол ( 1Кор. 15 ), по-видимому, доказывает воскресение необходимостью награды за труды, понесенные святыми в этой жизни, ибо если бы они верили в воздаяние только в этой жизни, то они были бы самыми несчастными из людей. Но достаточной наградой за труд этой жизни может быть одна область души, так как для орудия (т.е. в данном случае для тела) не необходимо получить славу вместе с делателем (душою). Поэтому и в чистилище, где души получают наказание за то, что они сделали, находясь в теле, они наказываются без тела. Поэтому нет необходимости утверждать воскресение тела, но достаточно утверждать воскресение душ, которое состоит в их изъятии из смерти греха и несчастья для жизни и благодати славы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Скачать epub pdf (Опыт догматической экзегезы Ин. 19:34 ) В Евангелии от Иоанна в повествовании о страстях Христовых мы знаем одну черту, которая отсутствует у других евангелистов. 1 Это – рассказ о пребитии голеней у двух разбойников и о пронзении копием ребр Иисусовых: «Один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода – αμα κα δωρ». 2 При этом данному сообщению придается особенное значение, – нарочито и торжественно подтверждается истинность этого свидетельства: «И видевший» (т. е. возлюбленный ученик Христов) «свидетельствовал, и истинно есть свидетельство его; он – κενος 3 – знает, что говорит истину, дабы вы поверили» ( Ин. 19, 34–35 ). (И далее следует еще подтверждающая ссылка на ветхозаветный текст: «да сбудется Писание».) Событие это произошло уже после того, как Иисус, «преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19, 30 ), так что воины, пришедши, «увидели Его уже умершим» ( Ин. 19, 33 ). Истечение из мертвого тела крови и воды труднообъяснимо (хотя и делались попытки такого объяснения, 4 5 оно является знамением (σημεον) в смысле Иоаннова Евангелия, причем особое значение этого знамения определяется не только тем, что из мертвого тела истекли кровь и вода, но и состоянием этого тела. Хотя оно уже и умерло по оставлении его духом, но оно не стало и трупом с начинающимся разложением, ибо «плоть Его не видела тления» ( Деян. 2, 31 ; Пс. 15, 10 ). Смерть Христова для тела Его была лишь глубоким сном или обмороком. Хотя Иисус и «предал в руки Отца дух Свой» ( Лк. 23, 46 ), однако связь Божественного духа с телом не была окончательно прервана. И это, хотя временно и оставленное духом, но живое тело имело в себе кровь, и оно-то было еще раз умерщвлено ударом копия. Следствием этого удара было истечение крови и воды, тело для погребения осталось обескровленным и утратившим необходимую часть своего состава, именно, влагу. Мы знаем, 6 что в «крови душа животных», 7 сила жизни тела. Излияние крови поэтому означает разлучение души от тела, т. е. уже смерть тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Истинность тела и крови Господней под видом хлеба и вина Господь утверждал чудесными знамениями, которые, с одной стороны, укрепляли верующих и обличали неверующих и сомневающихся. Один добродетельный старец, много лет проведший в иноческих трудах, от простоты своей соблазнился о пречистых Тайнах, говоря, что в причащении хлеб не истинное тело и вино не истинная кровь Христова, но только образ тела и крови Христовой. Два опытных старца пришли к нему для исправления его мыслей. Старец, несмотря на их убеждения, стоял в своём и говорил: до тех пор не поверю, пока сам не увижу утверждаемого вами на деле. Тогда старцы предложили неверующему брату помолиться в течение недели Господу, да откроет Он эту тайну. После недели, в воскресный день пришли все старцы в церковь и стали вместе. За литургиею открылись очи их – и они увидели следующее чудо: когда святой хлеб был положен на святой трапезе – увидели вместо его малое отроча; когда же иерей простёр руку, чтобы преломить хлеб, – увидели ангела Господня, сошедшего с неба и имеющего нож; он [с. 275] заклал отроча и излил кровь в чашу; когда иерей преломлял хлеб, ангел раздроблял тело на части. Когда наступило время причащения и стали подходить к причащению – подошёл и неверующий брат: принятая им в руку частица святого тела 7 оказалась сырым кровавым мясом, а в чаше он увидел кровь. Тогда в страхе и трепете возопил: «Верую, Господи, что хлеб сей есть воистину тело Твоё, и вино кровь Твоя». После сего мясо опять соделалось хлебом, а кровь вином, – и этот старец причастился с умилением. И сказали ему отцы: Христос Бог знал, что род человеческий не может ясти сырого мяса и пить крови; почему и даёт пречистое тело Своё под видом хлеба и животворящую кровь Свою под видом вина, да возмогут принимать причащающиеся с верою. 8 Одна славная женщина принесла святому Григорию Двоеслову просфор на литургию. Литургию совершал сам святой Григорий. Когда наступило время причащения, приступила и та жена, услышав слова: животворящее тело Господа Нашего Иисуса Христа преподаётся.., она засмеялась. Святитель спросил её о причине [ с.. 276] смеха. «Странно мне, владыка, – сказала она, – хлеб, который я испекла своими руками, ты называешь телом Христовым». Святитель помолился Богу – и вид хлеба изменился в вид действительного тела человеческого: жена и все бывшие в церкви увидели человеческое мясо. Ещё помолился святитель – вид человеческого тела изменился в вид хлеба. После сего жена с несомненною верою причастилась под видом хлеба истинного тела Христова, а под видом вина истинной крови Христовой. 9

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А. Грехи против седьмой заповеди 1. Блуд а) Гибельные следствия блудодеяния для души и тела человека. Порок, противный целомудрию, который называется вообще сладострастием, или частнее блудом, есть смертный тяжкий грех ( 1Кор. 7, 9 , Евр. 13, 3 ). I. Бог создал людей разного пола и сообщение определил для рождения людей, а не для возбуждения и питания плотских вожделений, и потому кто любодействует, тот употребляет тело свое против намерения Божия, – которое есть святость наша; а блудом нарушается святость, так что этот порок преимущественно называется в св. Писании скверною ( Марк. 7, 21 – 23 . Еф. 5, 3 . Кол. 3, 5 ) и грехом против собственного тела, без сомнения, потому, объясняет св. Лествичник, что «блудом скверним самую сущность плоти, чего не может быть в другом грехе». (Степ. 15, от. 41. 1Кор. 6, 18 ). II. Тела ваши суть члены таинственного тела Христова и должны быть орудием жизни и благодати Христовой; но любодействующий порабощает члены свои плотским вожделениям ( 1Кор. 6, 15 ). Так как тело ваше есть храм Духа Святого, то плотскими нечистотами из гоняется из тела нашего Дух Божий и дается место диаволу ( 1Кор. 3, 16, 6, 19 ). Мы искуплены великою ценою – бесценною кровию Сына Божия для того, чтобы служит Богу душою и телом: какое же будет оскорбление Господу Иисусу, если наше тело, искупленное Им для святости, оскверним гнуснейшим вожделением плоти? ( 1Кор. 6, 20 ; 2Кор. 15, 15 . Тит. 2, 11 – 12 ). III. Дело весьма опасное – порабощать себя похоти плоти, ибо величайший вред от этого происходит ( Притч. 5, 4 и проч. 7, 7 и проч.): сладострастие лишает человека имения, богатства, довольства, изобилия и приводит в нищету и скудость. Иже пасет любодейцы, погубит богатство свое ( Притч. 29, 3 ). Пример этого можно видеть в блудном сыне, который, расточивши имение, дошел до такой нищеты, что питался пищею свиней ( Лук. 15, 13 ); невоздержный блудник теряет здоровье тела, благолепие лица, светлость очей, стройность голоса, бодрость, храбрость, крепость и силу, особенно если случится скаредная болезнь, которая, по свидетельству св. Дмитрия, «как червь неусыпающий снедает тело, острупляет от ног до головы, смрад зол испускает, и всем мерзка творит человека, и бегают того, яко лютейшего вреда». (Соч. св. Дмитр., т. 4. М. 1827. Отделен. 2, стр. 106); наконец он губит лета жизни своей и прежде времени стареется и умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в Родительскую Субботу Когда умирает человек, так понятны и естественны рыдания и слезы. И чем ближе к нам умерший, тем тяжелее наше горе. При взгляде на покойника мы с болью сердечной думаем: уже не увидим мы больше дорогого нам лица, не услышим милого нам голоса. А что скажет мать перед гробом своего сына, будет ли то младенец или юноша, кормитель и опора ее в старости! Велика скорбь супруга при виде умершей жены, детей при виде умерших родителей. Кто же утешит этих плачущих и рыдающих? Их утешит только Христос Спаситель. Он отвечает всем скорбящим у гроба близких им покойников: Не плачьте! Они не умерли, а уснули. Покойники не ушли навсегда от вас. Пусть долгим будет их сон, но все же он кончится. Не плачь, мать! Ты своего сына дорогого увидишь. Не скорби, жена, о разлуке со своим мужем: вы будете снова вместе. Все мы опять будем с родными и дорогими нам людьми, хотя и умершими. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ин. 5, 25). По учению нашей Святой Православной Церкви смерть существует только для тела. Душа наша бессмертна. Получив начало от Бога через рождение наше от родителей своих, мы душою своею ни на одно мгновение не умираем, ибо умереть не можем. Что есть смерть? Смерть – это разлучение души с телом. Душа оставляет тело, а тело разрушается – разлагается на свои составные химические элементы, ибо тело материально. Правда, тела иных людей, угодных Богу, остаются нетленными по Божией воле. Но почти все тела разрушаются. Настанет пора общего воскресения людей, и тогда тела наши, разложенные на свои элементы, вновь соединятся с нашими душами. Но тело тогда наше будет иное: оно не будет иметь нужды ни в пище, ни в питье, ни в отправлении других своих функций. Как долго будет продолжаться период разлуки тела с душою, ведомо сие Единому Богу. Но единение это несомненно будет. Но что же мы слышим на это светлое учение Святой Церкви нашей? И смеялись над Ним, зная, что она умерла (Лк. 8, 53). Не верили словам Спасителя, что дочь Иаира уснула и что она восстанет. Почему не верили? Потому, что видели ее умершей... Так и ныне смеются над учением Церкви Христовой о воскресении тела нашего, о том, что душа наша никогда не умирает, что будет вечная загробная жизнь. Человек, говорят иные, живет только до гроба, а потом его уже нет. После смерти ничего не остается от человека. На его могиле будет расти только лопух, и ничего больше от мертвеца не останется, как говорил нигилист Базаров. И уже хладом, унынием, ужасом веет на нас... Неужели это правда? Неужели ничего не останется после жизни человека? Неужели никогда мы не увидим своих родных и близких? Неужели и нас вовсе не будет?

http://pravoslavie.ru/49597.html

Христианское звание «Умоляю вас – поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф.4:1 ). Так св. Апостол Павел увещевал современных ему Христиан. Если и мы, братия мои, не желаем напрасно носить на себе святое звание Христиан; то это Апостольское увещание относится и к нам, как ученикам Христовым, ученикам св. Апостолов. Ничего не может быть важнее, необходимее, священнее для нас как ходить, жить, поступать – достойно звания Христианского. Это святое звание так высоко и славно, что сами св. Апостолы не находили, кажется, достаточно слов в языке человеческом, чтобы изобразить все его величие и славу. Они называют Христиан родом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления, человеками Богоподобными, сынами и наследниками Всевышняго и сонаследниками же Христу – единородному Сыну Божию. Сам Владыка, Господь и Судия наш искупил, очистил и освятил нас Своею пречистою кровию, излиянною на кресте за грехи мира, усыновил нас Богу Отцу Своему, соделал наследниками вечного и всеблаженного Царства Своего, соделал нас Своими друзьями и братиями: не ктому вас глаголю рабы, сказал Он ученикам Своим, яко раб не весть, что творит Господь его; вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам. Сам Он вводит нас во внутреннейшее Святилища Своего, делает причастниками пренебесной трапезы Своей – Своего Божественного Тела и Крови, –того тела, которое распято и пострадало на кресте за грехи наши, но которое воскрешено, превознесено, прославлено и обожено, в котором обитает всякое исполнение Божества телесне, так что, причащаясь сего Божественного тела, мы бываем причастниками самаго Божественнаго естества, становимся членами тела Христова, как учит св. Апостол, от плоти Его и от костей Его, соединяемся с Ним таким же теснейшим, неразрывным и живым союзом, как члены живого тела соединены с главою: Он – Глава, а мы члены тела Его. В этом-то – живом и неразрывном – общении и в единении с Христом – единородным Сыном Божиим – и состоит, братия мои, высочайшая честь и слава Христианского звания нашего; в сохранении этого общения и единения со Христом – все упование вечноблаженной жизни нашей в Боге. Ибо какое следствие этого соединения нашего со Христом, как членов с Главою?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

     Апостол Павел возвещает нам сегодня о высочайшем предназначении человека. «Вы храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16), – говорит он. Для подтверждения своих слов проповедник приводит ветхозаветное пророчество, произнесенное Самим Богом: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). Заметим, братья и сестры, связь сегодняшнего Апостола с темой прошлого воскресенья. Мы говорили о том, что все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, Церкви Его. То же можно сказать и о нынешних словах Павла. Перед тем, как апостол сказал нам: «Вы храм Бога живаго», таким живым храмом стал Христос. Помните, как Христос, находясь в храме Иерусалимском, сказал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Вот и снова, как в прошлый раз, мы можем выстроить такую смысловую цепочку: нечто предрекается в Ветхом Завете, затем это исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты – христианин. Ты должен очистить себя так, чтобы Дух Святой жил в тебе; ты обязан стать храмом Божиим. Только во Христе это произошло, по словам Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы строились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, применявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, родом из человеческого тела. Это, например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства.

http://pravoslavie.ru/115917.html

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыка Экзарх, Ваше Преосвященство, многоуважаемые Владыки, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преподобие, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа, все высокое собрание! Таинство Евхаристии установлено Спасителем на Его последней Вечере с учениками при произнесении Им слов: " примите ядите Сие есть Тело Мое... " , " ...пиите от Нея вси сия есть Кровь Моя... " , " ...сие творите в Мое воспоминание... " . Но еще задолго до этой таинственной трапезы Спаситель раскрыл апостолам мистический смысл причащения Его Тела и Крови - Господь Иисус Христос произнес в Капернаумской синагоге Свою проповедь о Хлебе Жизни. В этом учении Христа важны две главные мысли: 1) Евхаристия воскрешает вкушаемых от нее и 2) Евхаристия есть соборное единство всех ее причастников, членов таинственного Тела Христова. Святой Кирилл Александрийский, толкуя VI-ю главу Евангелия от Иоанна, пишет: " Поскольку Животворящее Слово Божие вселилось в плоти, Оно преобразовало Его (то есть тело) в собственное качество, то есть жизнь, и, всецело соединившись с ним неизреченным образом единения, сделало его животворным, каково и Само Оно есть по природе. Поэтому тело Христа животворит тех, которые становятся причастниками Его, так как оно изгоняет смерть, когда является между умирающими и удаляет тление, нося в себе Слово, совершенно уничтожающее тление " . А святой Иоанн Златоуст учит: " В Ветхом Завете было обещание долговечности и многолетия, но теперь обещается не просто долговечность, но жизнь, конца не имеющая " . Таким образом. Евхаристия есть единственная существенная связь наша с умершими. Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы входим в теснейшее общение и с усопшими причастниками их. Капернаумская беседа раскрывает и екклезиастический смысл Евхаристии. Спаситель говорит: " Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем " (Ин.6:56). Каждый, причащаясь тайн Господних, становится членом Его таинственного Тела, то есть Церкви. Евхаристия есть Тело Христово, и Церковь, по апостолу Павлу, также есть соборное Тело Христово (Еф.4:15-16). Другими словами, природа Церкви евхаристична. Евхаристии нет вне Церкви, ибо нет тела вне Тела; и Церковь не может быть без Евхаристии. Нельзя поэтому быть членом Церкви, но не причащаться Того, Что есть Тело Христово или Сама Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/260/...

О почитании святых мощей и других останков угодников Божиих «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6: 19–20 ). Святыми мощами называются нетленные тела св. угодников Божиих, части их тел или же их кости и частицы костей, чрез которые Господь проявлял и проявляет Свою могущественную силу совершением явных чудес для прославления Себя и Своих угодников, для помощи христианам в их душевных и телесных недугах и бедствиях, для укрепления и убеждения их в истинности и спасительности Православной веры. Наравне со святыми мощами, как святыни, почитаются христианами и другие останки святых, напр., риза и пояс Богоматери, одежды святых и другие оставшиеся от них предметы, чрез которые Господь проявляет в чудесах Свою всемогущую силу. Человек создан совсем не так, как все прочие твари: тогда как последние, по повелению Господню, произвели земля и вода ( Быт. 1: 20 и 24), тело человека сотворил из праха земного Сам Бог и Сам же «вдунул в лице его дыхание жизни“ ( Быт. 1: 26–27. 2: 7 ). Вот почему тело человека не то, что тело животного, ибо в человеческом теле, созданном непосредственно Самим Богом, а не произшедшем из земли или воды, обитает «душа живая“, разумная, созданная по образу и по подобию Божию, в нем находится «дыхание Божества», почему тело человека должно было быть бессмертно, нетленно: «Бог создал человека для нетления, говорит премудрый Соломон, и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его“ (Прем. Сол. 2: 23–24. Быт. гл. 3. Рим. 5: 15 и 17). С пришествием в мир Христа Спасителя благодать Божия, подаваемая в святых таинствах Церкви, освящает тела людей, делает их членами Христа, храмами Св. Духа: «Разве не знаете,. говорит христианам Апостол, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас“ ( 1Кор. 3: 16–17 ). «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? (6: 15). «Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога“ (6: 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

О ЧЕТВЕРТОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Хлеб наш насущный даждь нам днесь 1. Объяснение четвертого прошения молитвы Господней Под насущным хлебом св. отцы разумеют: а) хлеб, необходимый для поддержания нашей жизни. Так как человек состоит из души и тела, то и хлеб наш насущный есть, по учению св. отцов, для души и есть для тела. Хлеб насущный для тела есть обыкновенная вещественная пища, необходимая для поддержания нашей телесной жизни, или, как говорит св. Иоанн Златоуст , хлеб необходимый не для объедения, а для питания, восполняющий истраченное в теле и отклоняющий смерть с голода, но никак не роскошные столы, не разнообразные яства – произведения поваров, не вкусные вина и прочее тому подобное, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум и помогает телу восставать на душу. (Святоотеч. наст. о молитв. и трезв. и истолк. молитвы Господней словами св. отец – еп. Феофана, стр. 437). Вместе с этим под хлебом насущным для тела св. отцы разумеют и все вообще необходимое для поддержания и сохранения нашей телесной жизни, т. е. одежду и жилище. «И нечего дивиться, – говорит блаж. Августин, – если именуя один хлеб, разумеем и прочие необходимые потребности, – как и Иосиф, когда пригласил братьев своих, сказал: «со мною... ясти имут мужие [сии] хлеб в полудне» ( Быт.43:16 ), но на самом деле не один хлеб ели; так и в молитве Господней, когда молимся о насущном хлебе, испрашиваем и всего, что потребно для плоти нашей на земле» (ibid.440). б) Хлеб насущный для души есть, во-первых, по учению отцов Церкви, хлеб, сшедший с небес – Господь наш Иисус Христос ( Ин.6:51 ). «Хлеб жизни есть Христос, – говорит св. Киприан, – и хлеб сей не всех есть, а только наш. Как “Отче наш” говорим мы, потому что Он есть Отец разумевающих истину и верующих, так и хлебом нашим называем мы Христа, потому что Он есть хлеб тех, которые вкушают Тело Его (ibid. 430). «Испрашивая хлеба насущного, мы молимся, – говорит Тертуллиан , – о непрестанном пребывании во Христе через приобщение Тела Его» (ib. 430). «Самое бо Тело Христово... то есть насущный хлеб», – говорит Б. кат. (л. 200).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010