779 Св. Ириней Л. «Против ересей» кн. III, гл. XXI, 10; стр. 385–386. Очевидно, на это указывает и св. Амвросий М., говоря: «Первый человек от земли и неба, Второй – от неба и земли. Сей – от Бога и Марии земной, тот от земли и Духа небесного» (у С. К. Смирнова стр. 47). 780 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 696. Происхождению Евы такое же Мессиански – преобразовательное значение (в смысле предуказания на рождение Иисуса Христа от Девы) придает и св. Иустин Мученик («Разг. с Триф. Иуд.» гл. 84, – стр. 287), а также, по-видимому, и св. Исидор Пелусиот , когда замечает по этому случаю: «так как жена одолжена мужу тем, что бессеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившегося без семени» (тв. ч. 1, стр. 96). 783 Св. Иоанн Злат. тв. т. 2, стр. 790. Очевидно, в этом же смысле и св. Ефрем Сирин делает такое сопоставление: «не делом было естества, чтоб мертвая утроба (Сарры) зачала; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа» (тв. ч. 3, стр. 135; ср. св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 869). 785 «Поскольку впоследствии явились маловерные люди, которым трудно стало поверить рождению св. Девы, по невозможности, чтоб, не коснувшись мужеского ложа, могла она чревоносить сына, – говорит св. Отец, – то посему и Бог произвел овна от камня, чтобы необычайное стало удобоприемлемым для веры, потому что немедленно совершается великое повеление воли Самого Божества. Как там словом произведено овча, так в Деве Слово стало плотию» (ч. 3, стр. 144; ср. Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 874). 791 Св. Иоанн Злат. тв. т. 2, стр. 876; св. Исидор П. тв. ч. 1, стр. 16; св. Епифаний Кипр. тв. ч. 5, стр. 265. 794 Св. Ипполит Р. тв. вып. 1, стр. 50; Св. Иустин М. «Разг. с Триф. Иуд.» гл. 76, – стр. 272; св. Ириней Л. «Против ересей» кн. , гл. XXI, 7, – стр. 383; кн. V, гл. XXVI, 2, – стр. 653; св. Григорий Нисский тв. ч. 8, стр. 14; св. Ефрем С. тв. ч. 6, стр. 73; св. Злат. тв. т. 1, стр. 347; т. 2, стр. 860; тв. т. 6, стр. 506, 688. 796 Св. Ефрем С. тв. ч. 3, стр. 135–136; почти буквально повторяет эти слова и св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 869.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

477 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 94, 193, 268, 696. А св. Епифаний Кипр. предуказание на то, что Иисус Христос «не просто человек», усматривает в сем пророчестве потому, что оно было дано Ахазу как знамение ( Ис. 7:11 ), ибо, замечает при этом св. Отец, «родившийся по всему человеком не может быть дан в знамение миру, как о Христе предвоз­вещал Святый Дух» (тв. ч. 1, стр. 245). 478 Св. Иоанн Злат. тв. т. 1, стр. 723. Ибо «хотя Матфей написал родо­словие Его по плоти, – замечает по поводу этих слов и преп. Нил Синай­ский, но как Отец родил Сына прежде веков, сего никто, ни человек ни Ангел, вовсе не в состоянии изречь или познать» (тв. ч. 2, стр. 346). 482 Св. Епифаний К. тв. ч. 1, стр. 246. «А если бы сказал просто о че­ловеке, то, без сомнения, знали бы Его отец и матерь, сродники и соседи, вместе живущие и сограждане». 483 Св. Кирилл Иер. «Огл. поуч.» XI, 15, – стр. 197; св. Ипполит Р. тв. вып. 2, стр. 104; св. Киприан Карф. тв. ч. 2, стр. 36; св. Афанасий В. тв. 3, стр. 312; св. Григорий Нис. тв. ч. 6, стр. 18, 59; св. Златоуст тв. т. 1, стр. 628; св. Епифаний Кипр. тв. ч. 3, стр. 15; ч. 4, стр. 150, 184, 188, 273; св. Кирилл Ал. тв. ч. 10, стр. 363; ч. 11, стр. 27, 96. 484 Св. Кирилл Иер. «Огл. поуч.» XV, 1, – стр. 309; св. Епифаний Кипр, тв. ч. 2, стр. 183. «Приидет» же, говорит, «в храм Свой» или потому, – объясняет св. Кирилл Ал., – что «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ) и обитало как в храме, в пречистом (воспринятом) от св. Девы теле, – или, как веруем, с совершенным человеком, говорю, из души и тела (состоящим), соединился непосредственно и домостроительно, – или же просто называет храмом как бы священный и Ему посвященный город, очевидно, Иерусалим, или же как в типе Церковь » (тв. ч. 11, стр. 295). 513 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 4, стр. 108. Если же «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни, не потому, что он действительно не имел их; но потому, что неизвестно его родословие, а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца», – то это, – говорит св. Златоуст, – потому, что «то, что в Мелхиседеке было, как тень, на Иисусе Христе исполнилось, как истина» («Бес. на Пс.» т. 1, стр. 518). Ср. Его же «Толк. на посл. к Евр.» стр. 208.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

441 «Углем справедливо назвал Божественного и Священнейшего, грехи истребляющего Христа» (тв. ч. 11, стр. 180). 442 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 6, стр. 190–191. И по объяснению св. Исидора Пелусиота прор. Исаия при этом «явственно созерцал вочеловечение нашего Господа»; только, по его объяснению, «углем» представлялась ему (одна) Божественная сущность, а «клещами» – соединенная с нею безгрешная плоть» (тв. ч. 1, стр. 29). 446 Св. Ириней Л. «Отрывок» и XLV; стр. 696 и 712–713. Как бы в соответствие этому, св. Кирилл Ал. находит, что Христа как Богочеловека, «нетленное тело Коего в себе самом избыточествует Божественным естеством ( Ин. 1:14 )», прообразовал собою и кадильный алтарь, сделанный из дерев негниющих и весь покрытый золотом ( Исх. 30:1–3 ) (тв. ч. 2, стр. 151). 465 Св. Кирилл Иер. «Огл. поуч.» XI, 15, – стр. 197; св. Афан. В. ч. 2, 232. По объяснению св. Злат. здесь говорится «о вечном бытии и несозданном существе Его» («Толк. на посл. к Евр.» стр. 46). 467 Св. Василий В. тв. т. 5, стр. 322, 326. И по понятию св. Афан. В., эта «красота и доброта» есть Божество Иисуса Христа (тв. ч. 4, стр. 170) или, по выражению св. Кирилла Ал., – «красота в славе и в естестве превышающего все Божества» (тв. ч. 5, 15; ч. 2, 152). 473 Св. Ириней Л. «Против ересей» кн. , гл. XX, 4; стр. 376 (ср. св. Кирилл. Ал. тв. ч. 1, стр. 114, 130; ч. 11, стр. 148). Св. Киприан Карф. приводит эти слова, как свидетельство о том, что имевший прийти Христос – Бог есть Просветитель и Спаситель рода человеческого» (тв. ч. 2, стр. 38). 475 Св. Кирилл Иер. «Оглас. поуч.» XI, 16, – стр. 197–198; св. Григорий Нис. тв. ч. 6, стр. 211. «В Тебе», – говорит, – «Бог». «В Ком же Бог, – рассуждает св. Ипполит Римский , – как не во Христе Иисусе, Слове Отца и не в таинстве домостроительства, (ибо) и после воплощения и вочелове­чения Слова Отец был в Сыне и Сын в Отце, хотя Сын и обращался уже с людьми» (тв. вып. 2, стр. 102–103). И по объяснению св. Епифания Кипрского «здесь было предвидимо и предвозвещаемо чаянию людей, за обращение к Богу, Божество во плоти, как в храме, т. е. Сын Божий – Бог Слово во святом вочеловечении и плотском пришествии» (тв. ч. 3, стр. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

680 В Александрию был послан сановник высокого ранга Эдесий с поручением произвести следствие и наказать виновных. Ю.А. Кулаковский , Ист. Византиии, I, 229. 681 Она представлена на основании анализа законов самих параваланов и комментариев к ним Готофреда. 686 August., Ep. ad Demetr. c. 2. Ср. Кремлевский, История пелагианства, Казань, 1898, стр. 172 – 174. 696 Ubud., русск. пер. I, 44, M.gr. 68, 173B. V, M.gr. 68, 173В; V, русск.пер. , I, 277. M.gr. 68, 396С; то-же: русск. пер. I, 19, 23; VI, 94; VIII, 286 и др. 697 Cyr., О покл. и служ. в духе и истине, XII, русск. пер. II, 16, M.gr. 68, 489D ; Γλαφυρ из кн. Исх., I, русск. перев. V, 6. M.gr.. 69, 388А; Толк, на Осию, 6, русск. пер., IX, 325. М. gr., 71, 325D; Толк, на Ис., V, 5, русск. пер. VIII, 403 и др. 698 Cyr., О покл. и служ. в духе и истине, V, русск. пер. I, 288 – 289. М gr. 68, 405D – 408А- В. 700 Бароний считает его пресвитером, но так как Евсевий называет себя в письме к Кириллу „in Christo frater“ , то мы думаем, что он был епископом. Так думает и Tillemonm, XIV, с. V, 278. 703 Hefele, Conciliengeschichte,II, 109. Предтеченский, Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в., Казань, 1891, стр. 40. 704 Правила св. помест. соб., II, 370 – 379; Книга правил, стр. 406 – 409; См. Предтеченский, ор. cut., 73 – 74; 78 – 79: Baronius, Annales Eccl., VII, an. 419, 24 (прибавления) § 73, 97, 98. 714 Мы увидим, как смело св. Кирилл в столкновении с Несторием требовал собора и ехал на него, будучи почти уверен, что ему придется пострадать от собора за веру 720 Ibidem., Четьи – Минеи, 9 июня; Пролог 18янв. Так как это видение не упоминает Георгий Алекс., который около 620 г. написал житие И. Златоуста, и так как оно не соответствует хронологии жизни Кирилла, что увидим ниже, то едва – ли можно вполне доверяться Никифору Каллисту. Tillemont, Mémoires, XIV, 281. 721 Nopфupuй,op.cim., Прибавл. к тв. св. о.о., 1854, III, 301 примеч. „и“; Le Quien, Oriens christianus, XXIV, p. 407. 723 Уже Несторий в 430 г. в одном письме своем подозревает неискренность Кирилла в примирении с памятью Златоуста, но здесь явно говорит злоба Нестория. Mar. Merc., t. 2, р. 26, 1. Tillemont, Mémoires, XIV, 281.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

„Возлег уснул ecu, яко лев и яко скимен: кто возбудит его”. По объяснению св. Иоанна Златоуста, «здесь разумеется крест и погребение Его (т. е. Иисуса Христа). Как спящего льва или скимена никто не осмелится разбудить, так и Иисус Христос говорит о Себе: „Никтоже возмет ю” (жизнь) „от Мене, но Аз полагаю ю о Себе” ( Ин.10, 18 )» (тв. т. 4, стр. 718). И, по мнению св. Ипполита Р., здесь «обозначено трёхдневное успение Христово» (тв. вып. 2, стр. 15). Св. Кирилл Иерусалимский также приводит эти слова как предсказание о погребении Иисуса Христа («Огл. поуч.» XIV, 3, стр. 279–280). Св. Иоанн Златоуст в этих же словах видит ещё пророчество о воскресении Спасителя («Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 2, стр. 279–280). А св. Кирилл Александрийский при таком понимании видит в них ещё «ясное указание Писания на то, что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя, могущей оживотворить и весьма легко храм Свой ( Ин.2, 19 ). Ибо это подобно тому, как если бы кто сказал: «Он лёг добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания» (тв. ч. 4, стр. 386). Церковь также поёт: «Приидите днесь иже из Иуды спяща зряще, пророчески Ему возопиим: возлег уснул еси яко лев, кто воздвигнег Тя, Царю...» (Вел. Субб. Утр. стих, на хвал. 3). И ещё: «Якоже лев, Спасе, уснув плотию, яко некий скимен мертв востаеши, отложив старость плотскую» (Вел. Субб. Утр. Непор. статья 1, стих 38). Гл. 49, 10 не оскудеет князь от Иýды и вóждь от чрéсл егó, дóндеже приидут отложéная емý, и Тóй чáяние языков Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов Святые Отцы и Учители Церкви объясняют и все эти слова в смысле пророчества о Христе Спасителе (св. Ириней Лионский «Против ересей» IV, гл. X, 2, стр. 434–435; св. Иоанн Златоуст тв. т. 1, стр. 441; «Беседы на Евангелие от Иоанна» т. 1, стр. 385); разумеют Его под „отложенным” (св. Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 153; ч. 6, стр. 441) и под „чаянием языков” (он же тв. ч. 6, стр. 187; св. Ипполит Р. тв. вып. 2, стр. 15; св. Иоанн Златоуст т. 1, стр. 620; т. 4, стр. 718; т. 6, стр. 25; св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 387; тв. ч. 7, стр. 343, 378; ч. 11, стр. 27; св. Киприан Карфагенский тв. ч. 1, стр. 341; бл. Феодорит т. 1, стр. 77) и видят в них указание пришествия Его (Мессии).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

В соответствие первым словам Апостола ( Гал. 3:24 ), св. Ириней Лионский говорит, что «закон был (для Иудеев) и средством научения, и пророчеством будущего» (Против ересей» кн. IV, гл. XV, I; стр. 450; кн. IV, XXXII, 2; 522); св. Афанасий Великий , – что «законом (Бог) руководил их к познанию Спасителя человеческому роду» (тв. 4, стр. 286), а св. Кирилл Александрийский лишь перефразирует их, говоря: «закон детоводительствует и хорошо приводит к тайне Христовой» (тв. ч. 1, стр. 6–7), ибо он «громко провозгласил таинство Христово» (тв. ч. 7, стр. 230); да его «служение (и) состояло в предвозвещениях о Христе» (тв. ч. 1, стр. 124); он – «начальный учитель», который «посредством намеков и тени как бы посеявает в нас ведение тайны Христовой» (ibid. стр. 143). Подобно ему и св. Епифаний Кипрский говорит, что «Христа наперед проповедывал и предвозвещал им пестун, т. е. закон, потому что в законе были образы, истина (коих) в Евангелии» (тв. ч. 1, стр. 50), ибо «если понимать его (закон) духовно, он говорит нам о таинстве Христа» (тв. ч. 9, стр. 112), и даже – «Сам Спаситель в те времена глаголал в законе» (тв. ч. 2, стр. 236). Имея в виду другие слова Апостола ( Евр. 10:1 ), св. Ириней Лионский говорит, что «закон изображал как бы тень, (ибо) представлял тип вещей небесных (а также) – вечное – во временном, и небесное – в земном» («Против ересей» кн. IV, гл. XI, 4; гл. XXXII, 2; стр. 438, 522), а св. Кирилл Александрийский обращается «к преднаписанным Моисеем образам, чтобы искать в них истину» (тв. ч. 5, стр. 88), ибо, по его мнению, «если кто пожелает исследовать и самые тени (прообразы) закона (Моисеева), то найдет в них описание Христа и Его таинства» (тв. ч. 11, стр. 336). Св. Григорий Богослов , усматривая в законе «свет прообразовательный, прикрывающий истину и тайну великого света и соразмеренный с силами приемлющих», как на наглядное и образное подтверждение сего, очевидно, по примеру Ап. Павла ( 2Кор. 3:14–15 ), указывает на то, что сам законодатель Моисей, вследствие особенной славы от лица его, которой не могли выносить глаза Евреев, принужден был носить на нем покрывало ( Исх. 34:35 ; тв. ч. 3, стр. 275). Наконец, по поводу последних слов Апостола ( Рим. 10:4 ), св. Ириней замечает: «каким образом Христос – конец закона, если Он и не начало его. Ибо кто принес с собою конец, тот произвел и начало» («Против ересей» кн. IV, гл. XII, 4; стр. 441). Св. Иоанн Златоуст утверждает даже, что «из Ветхого Завета можно привести многие свидетельства, которые показывают, каким образом закон должен получить конец во Христе» («Толк. на 2-е посл. к Кор., стр. 107–108; изд. 1851 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Епифания Кипрского , потому-то Иисус Христос и «называется «облаком», что Он осенял сынов Израилевых; – «столпом», – что светом огня светил в пустыне» (тв. ч. 4, стр. 155); кроме того, по его мнению, «Иисус Христос часто являлся пророкам и возвещал Свое будущее пришествие» (тв. ч. 3, стр. 69). 144 Св. Иоанн Злат. «Бес. на Ев. Ин.» ч. I, стр. 210 и 397. «Бес. на р. м. св. II.» т. I. стр. 17. 152 Его же тв. ч. 1, стр. 94. По мысли св. Отца, олицетворением Мес­сианских пророчеств был священник Урия, а прообразов – Захария, сын Варахии, на которых, как на свидетелей, Бог указал прор. Исаии (8:2), именно как бы в знак того, что «во свидетельство о Христе при­нимаются тайноводство, (подаваемое) чрез закон и св. пророков, и веде­ние или предвозвещение», ибо Его «предызображал посредством сени закон; предсказывал (о Нем) и светлый, и великий лик св. пророков» (тв. ч. 6, стр. 234–235). А по мысли св. Ипполита Рим., олицетворением закона и пророков, чрез которых «было возглашено, что Он придет в мир» (тв. вып. 2, стр. 114), были те два мужа, которых прор. Даниил видел ( Дан. 12:5–6 ) стоявшими по обе стороны реки, верху коей был «муж оболчен в ризу льняну» (тв. вып. 1, стр. 166). 164 Ibid. стр. 129. Потому-то, по мнению сего св. Отца, «блаж. пророки, как провидевшие Духом и предвозвестившие имеющие совершиться над Ним страдания», и названы «очами Христа» и притом «радостотворными» ( Быт. 49:12 ), что они «силою (Духа) радовались, созерцая Христа духов­ными очами и получая постоянно усовершение от Самого Слова и Его благодати» (ibid. стр. 16). 180 Тв. ч. 9, стр. 22–23. «Как видят пророки то, что видят, мы ска­зать не можем, – говорит св. Иоанн Златоуст , – потому что невозможно объяснить словом способа их видения; это знает ясно только тот, кто узнал на опыте. Мне кажется, – продолжает св. Отец, – с пророками происходило то же, как если, бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. Так и души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают ведение будущего» (тв. т. 6, стр. 8–9). 184 Св. Епифаний Кипр. тв. ч. 2, стр. 176. Цель этого св. Отец в другом месте изъясняет так: «предустроенное от Бога несомненно проповедано было, как уже совершившееся, чтобы истина не пребыла неверною и чтобы не пришло в сомнение в уме пророка имевшее совершиться столь изумительное и поразительное таинство» (тв. ч. 5, стр. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

90 Так, по объяснению ап. Варнавы (посл. гл. XII, стр. 61), «Моисей положил оружие одно на другое среди возвышения и, ставши выше всех, простёр свои руки, делая образ креста, почему тогда Израиль и одерживал победу; а когда он опускал руки вниз, израильтяне были побиваемы для того, чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест», «непобедимое знамение» которого изобразил молившийся Моисей. И, по мнению св. Григория Богослова (тв. ч. 4. стр. 174–175), именно – «распростертием или воздеянием рук», по объяснению св. Григория Нисского (тв. ч. 8, стр. 28; тв. т. 1, стр. 310–312), св. Ефрема Сирина (тв. ч. 3, стр. 205; ч. 6, стр. 403), св. Иоанна Златоуста (тв. т. 6, стр. 623), св. Амвросия Медиоланского (Хр. Чт. 1841 г., ч. 3, стр. 389) и св. Кирилла Александрийского , «ибо руки, во всю длину распростёртые в воздухе», – замечает последний св. Отец, – «ясно изображают внешний вид креста» (его тв. ч. 1, стр. 150; св. Киприан Карфагенский тв. ч. 2, стр. 51, 322). 91 И, по мнению св. Климента Ал., «через Иисуса, сына Навинова, Бог указывал на Иисуса, Сына Божьего, ибо имя „Иисус”, предвозвещённое в законе, было именно предызображением Господа...» («Педагог» кн. 1, гл. 7, стр. 63). А то, что «И. Навин побеждает Амалика при помощи мужей сильных (ст. 9) и таким образом освободил израильский народ от врага», – по объяснению св. Кирилла Александрийского, – знаменовало собою то, что «Иисус Христос был Спасителем и Искупителем всего народа, ибо, избравши из всего народа израильского и из всех языков мужей сильных, т. е. св. апостолов, Он противостоял вместе с ними князю века сего ( Ин.12, 31 )» (тв, ч. 1, стр. 149; ч. 2, стр. 188). С этим согласен и св. Киприан Карфагенский , по которому Амалик побеждён от Иисуса, т. е. дьявол побеждён Христом таинством камня и твёрдостью сидения на нём Моисея; ибо тот камень, на котором восседал Моисей, взошедши на верх холма, когда Иисус Навин сражался против Амалика, означал Христа» (тв. ч. 2. стр. 47); а по другому его объяснению, «Иисус Навин знамением креста победил Амалика через Моисея» (ibid. стр. 51), ибо «Моисей для одержания победы над Амаликом, изображавшим дьявола, поднимал вверх руки» (стр. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Ефрем Сирин , теми шестидесятью городами, в которых царствовал Ог ( Втор. 3:4 ), ибо они изображают тайну шести­десяти родов, над которыми царствовала смерть от Адама до пришествия Еммануилова (тв. ч. 6, стр. 574). 710 «Всех времен считается три, – говорит св. Кирилл Ал., – первое, среднее и последнее, в которое явился Христос» (тв. ч. 9, стр. 177). 721 Св. Иоанн Злат. тв. т. 4, стр. 718. «Господь действительно пришел тогда, – замечает он в другом месте, – имея в виду, однако, то же пророчество, – когда Иудейские правители уже потеряли самовластие и были подчинены скипетру Римскому» (тв. т. 1, стр. 620). «Римляне поставляли над ними своих начальников, потому что власть уже отнята была у Иудеев по пророчеству» («Беседы на Ев. Матфея» ч. 3, стр. 381). 723 Св. Кирилл Ал. тв. ч. 4, стр. 386–387; ч. 9, стр. 44; ч. 11, стр. 160–161. «С прекращением князей от Иуды, и поставлением Ирода из язычников, хотя и прозелита, Иудея окончательно предана римлянам и сделалась их данницею. Потом Христос родился; при этом исполнилось пророчество Иакова» ( Быт. 49:10 ), – рассуждает и св. Епифаний Кипрский (тв. ч. 2, стр. 388), ибо «в пришествие Христово прекратились до Самого Христа бывшие по преемству вождями князи от Иуды» (ч. 1, стр. 204–205). 729 Ibid. стр. 862. И по мнению св. Исидора Пелусиота , под образом этого зверя «пророк, очевидно, разумел царство римское, неуподобляемое никакому живому существу, как составленное из всех народов и племен, совокупившее в себе важную силу и славу, ибо видел, что одним именем невозможно изобразить сие царство, на всех распростершее иго владычества, и во время воплощения Господня необъятно расширившее свои пределы» («Письмо 218. Чтецу Тимофею» тв. ч. 1, стр. 137–138). 732 И по мнению св. Исидора Пелус. «сказуемый «грядущим» есть Христос» ( Пс. 117:26 ; Мф. 11:3); («Письмо 347 – Павлу»; тв. ч. 2, стр. 281), так что уже «после креста (т. е. после распятия Христова) у Иудеев «потребится помазание», т. е. священство» («Письмо 339. Диакону Исидору»; ibid. стр. 276). Между тем, по мнению св. Ипполита Р., «не об ином ка-ком Христе (старейшине) говорит здесь пророк, как об Иисусе, сыне Иоседекове, который возвратился (из плена) вместе с народом своим и, построивши в 70-м году храм, принес (в нем) жертву по закону ( 1Ездр. 3:8 )»; после него-то, спустя 62 седмины, явится Христос (тв. вып. 1, стр. 142).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И по объяснению бл. Иеронима, здесь говорится о Христе (тв. т. 9, стр. 197; т. 14, стр. 7; т. 15, стр. 96). Гл. 49, 9 скимен львóв Иýда: от леторасли, сыне мóй, возшéл еси: возлéг уснýл еси яко лéв и яко скимен: ктó возбýдит егó Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его Словами „скимен львов Иуда”, по объяснению св. Иоанна Златоуста , патриарх Иаков «предрекает о царстве Его (т. е. Иисуса Христа), потому что в Священном Писании под образом этого животного (льва) изображается обыкновенно царское самодержавие» (его тв. т. 4, стр. 718) 82 . И по объяснению бл. Феодорита, «назвал Его (т. е. Иисуса Христа) и львом, и скимном львиным, как Царя и Сына Царёва, как Бога и Сына Божия, потому что по человечеству произошёл от Давида, а как Бог прежде веков рождён от Отца» (тв. т. 1, стр. 96; ср. т. 3, стр. 10), так что здесь «лев есть Господь, царствующий над народами» (тв. т. 6, стр. 625). И бл. Иероним говорит, что «Иаков именем льва таинственно называет Христа» (тв. т. 7, стр. 375; т. 14, стр. 83). «От леторасли, сыне мои, возшел еси». По замечанию бл. Феодорита, «в точности предречение сие получило исполнение на Владыке Христе» и равносильно пророчеству Ис.11, 1 (тв. т. 1, стр. 96). По объяснению св. Епифания Кипрского , оно означает именно то, что «рождение Христово, хотя по естеству возымело вочеловечение от жены, Девы Марии, однако же, сверхъестественно было отлучено от обычного по человечеству порядка» (тв. ч. 1, стр. 265–266; ср. св. Ипполита Р. тв. выпуск 2, стр. 14). Церковь поёт: «Патриарх Иаков, провидев, Спасе, величия ясно строения Твоего, вопияше духом, ко Иуде глаголя тайно: от леторасли возшел еси, Сыне мой, возвещая Тя от Девы Бога», т. е. «Патриарх Иаков, ясно предвидев великие дела домостроительства Твоего, Спаситель; взывал Духом и говорил таинственно Иуде: от отрасли Моей произошёл Ты, Сын Мой, возвещая о Тебе, Бог, родившемся от Девы» (Служба Рождества Богородицы Канон 2, песнь 4, тропарь 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010