Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРАСНОСЕЛЬЦЕВ Николай Фомич (3.12.1845, с. Верхосулье Бугульминского у. Самарской губ.- 11.09.1898, Стамбул), выдающийся рус. литургист, историк Церкви и археограф. Жизнь Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Н. Ф. Красносельцев. Фотография. 2-я пол. XIX в. Род. в многодетной священнической семье. Начальное духовное образование получил в Бугульминском и Уфимском ДУ, среднее - в Уфимской ДС (1860-1866), где обучался наукам «богословским, философским, историческим, словесным, физико-математическим, апологетике против раскола, медицине, языкам греческому, латинскому и немецкому» (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6427. Л. 88 об.). После окончания семинарии как лучший ее студент был отправлен для продолжения образования в КазДА, которую окончил в 1870 г. Во время обучения в академии получил основательную филологическую подготовку, освоил евр., франц., татар. и араб. языки (Там же). Особое влияние на К. во время обучения в академии оказал И. С. Бердников. 7 мая 1871 г. Синод утвердил К. в степени магистра богословия за выпускное соч. «Западные противомусульманские миссии» (Там же. Л. 90). В июне 1870 г., после успешного прочтения пробных лекций, К. был зачислен преподавателем на кафедру Общей церковной истории Уфимской ДС (Там же. Д. 6240. Л. 34; Д. 6238. Л. 8-9), а также в Самарскую ДС (Там же. Л. 49). В Самарской ДС К. преподавал Свящ. Писание и татарский язык. В 1871/72 уч. г. К. был зачислен штатным доцентом кафедры литургики и церковной археологии КазДА, где преподавал с марта 1871 г. (Протоколы... за 1871 г. С. 277). Преподавательская деятельность К. в КазДА (1871-1889) На протяжении 18 лет К. преподавал церковную археологию и литургику, а также в течение неск. семестров - историю рим. лит-ры. С первых дней в академии перед К. стояла ответственная задача: разработать 2 новых лекционных курса - литургики и церковной археологии. В начале преподавания в КазДА К. опирался на программу Бердникова, однако потом отказался от нее (см.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 6324. Л. 82-90 об.; Красносельцев. 2013) и подготовил свой курс, состоявший из 3 частей. Введение было посвящено теме «Литургика как наука», отмечалась важность исторического метода для изучения истории христ. богослужения и давалась характеристика богослужения по новозаветным текстам и памятникам раннехрист. лит-ры; во 2-й части - т. н. общей литургике - рассматривались общие части правосл. богослужения: молитва, история пения, действия (стояние, коленопреклонение, поклоны, крестное знамение и проч.), дидактизм (чтение Свящ. Писания, проповедь), сакраментальные священнодействия; 3-я часть - частная литургика - была посвящена разбору истории Божественной литургии и чинопоследованию таинств (см.: Красносельцев. 2013). По курсу церковной археологии К. преподавал: введение в науку, археологию церковной архитектуры, иконографию (НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 8401. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/2458953.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕРДНИКОВ Илья Степанович (13.07.1839, Вятская губ.- 30.09. 1915, Казань), канонист, проф. КазДА. Сын сельского причетника Вятской епархии. В 1860 г. окончил Вятскую ДС, в 1864 г.- КазДА (первым магистром), оставлен при академии в звании бакалавра по кафедре каноники и литургики вместо ушедшего из КазДА А. С. Павлова . Знал франц., греч., араб., татар., монг. и калм. языки. Возведен в звание экстраординарного профессора 3 мая 1869 г. Помимо церковного права Б. с 4 окт. 1871 по 18 марта 1872 г. преподавал в КазДА литургику. С 1871 по 1876 г. и в 1877/78 уч. г. читал курс церковного права в Казанском имп. ун-те. 7 июня 1881 г. Б. защитил дис. «Государственное положение религии в Римско-византийской империи. Том 1: Государственное положение религии в Римской империи (до Константина Великого)» на степень д-ра богословия (утвержден Святейшим Синодом 25 нояб. 1881). Значительная часть диссертации Б. отводилась исследованию происхождения, фактического и правового положения гос. религии в Римской империи до Р. Х., участия рим. религии в гос. делах, обязательности для рим. гражданина исповедания гос. культа. Последняя глава посвящена Церкви Христовой как самостоятельному, не зависящему от гос-ва религ. обществу и положению христианства в Римской империи до Константина Великого. Б. усматривал социально-правовое различие в характере, статусе и положении рим. языческой религии и христианства в том, что рим. гос. культ «не нес в себе задатков к самостоятельному существованию помимо государства» (Государственное положение религии в Римско-византийской империи. С. 564). Церковь же Христова, напротив, с первых веков христианства явилась в мир как самостоятельное общество, по своему происхождению, средствам, задачам, внутренним законам и управлению не зависящее от гос-ва. Церковь зависит от гос-ва только по своему внешнему положению в нем, в остальном же достигает своей цели самостоятельно, без помощи светской власти, что и доказали уже первые 3 века христианства (Там же. С. 565).

http://pravenc.ru/text/78124.html

Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Церковь. Действует.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1871. Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Валяевка, ул. Верхняя, д. 34 Координаты: 53.068429, 45.025305 Проезд:Выезд из Пензы со стороны Терновки, улицы Перспективной. Дальше по дороге по направлению на Кондоль. Буквально сразу, при выезде из города, в Лебедёвке повернуть налево, по указателю на Большую Валяевку. Через километров шесть въезд в село. Ехать по нему, на У-образной развилке, налево, на грунтовку, чуть верх по направлению к храмовому комплексу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню. Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И В ЧЕСТЬ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И В ЧЕСТЬ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873), келейный корпус (1871) в Крестовоздвиженском мон-ре. Фотография. 2004 г. Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873), келейный корпус (1871) в Крестовоздвиженском мон-ре. Фотография. 2004 г. ставропигиальный, в с. Лукине Домодедовского р-на Московской обл. В 1837 г. в с. Ст. Ям Подольского у. при храме святых Флора и Лавра (нач. XIX в.) свящ. Феодор Шеметов организовал богадельню на 10-12 женщин. После того как в 1853 г. ее здание разрушилось, подвизавшийся при храме юродивый Иоанн Степанович предложил свящ. Феодору построить молитвенный дом. Главной целью его учреждения являлось, как сказано в прошении священника на имя Московского митр. св. Филарета (Дроздова) , чтение Псалтири «денно-ночно лицами женского пола о здравии царствующего дома, об усмирении продолжающейся войны [Крымской.- Д. К.]... и особо об упокоении православных воинов, за веру, царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». Свт. Филарет благословил начинание и передал насельницам богадельни древний список с Иерусалимской иконы Божией Матери , а Иоанну Степановичу подарил 3 Псалтири. В авг.- нояб. 1855 г. при Флоро-Лаврском храме был построен 2-этажный корпус, освященный 18 дек. 1855 г., в богадельне жили 16 женщин. С 1856 г. община официально именовалась молитвенным богадельным домом, его настоятельницей стала П. Р. Саватюгина, вдова одного из купцов - благотворителей Флоро-Лаврского храма. В молитвенный дом охотно поступали девушки из соседних деревень, а также из Орловской, Тверской, Калужской губерний, из Москвы. Это вызывало настороженное отношение властей. Московский военный ген.-губернатор А. А. Закревский в 1856-1859 гг. неоднократно предлагал Мин-ву внутренних дел закрыть молитвенный дом, ссылаясь на то, что проживание там молодых женщин не соответствует положению о богадельнях. На неск. месяцев блж. Иоанн был заключен в тюрьму, освобожден по ходатайству свт. Филарета. 15 янв. 1860 г. Святейший Синод завершил дело «о Старофлоровском молитвенно-богадельном доме», постановив, что нет «основательного повода к его закрытию». В том же году свт. Филарет посетил богадельню, освятил новоустроенный Никольский придел Флоро-Лаврского храма.

http://pravenc.ru/text/155083.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВИЧ Платон Николаевич (26.09.1857, г. Пружаны Гродненской губ., ныне Брестской обл., Белоруссия - 13.12.1919, Петроград), историк Церкви, педагог. Сын протоиерея, настоятеля Александро-Невского собора г. Пружаны, из потомственных дворян. Ж. получил образование в Кобринском ДУ (1867-1871, был одним из 3 лучших выпускников), затем в Литовской (Виленской) ДС (1871-1877). В 1877 г. поступил в СПбДА, где тогда преподавали Т. В. Барсов , В. В. Болотов , М. О. Коялович , И. Е. Троицкий , В. И. Ламанский . Окончил академию в 1881 г. со степенью кандидата богословия церковно-исторического отд-ния. П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) П. Н. Жукович. Фотография. Ок. 1916 г. (РГБ) Научные интересы Ж. сложились в студенческие годы под влиянием профессоров Троицкого и в особенности Кояловича. Главной темой исследований Ж. стала история Западнорусской митрополии в XVI-XVII вв. и церковная жизнь Западного края в кон. XIX - нач. ХХ в. Его дис. «Кардинал Гозий и Польская Церковь его времени» (СПб., 1882) посвящена начальным периодам Реформации и Контрреформации в Польше. Ж. показал, что польское католич. духовенство, несмотря на высокое положение в гос-ве, в 1-й пол. XVI в. не могло препятствовать проникновению в Польшу протестант. идей, что стало следствием сословной вражды между духовенством и усиливавшимся протестантски настроенным дворянством, развития в Польше национального движения под влиянием гуситства и гуманистических идей, распространявшихся из Зап. Европы, прежде всего из Германии, а также моральной распущенности католич. духовенства. Протестант. группы различных направлений умножились в Польше при Сигизмунде II Августе , но их раздоры и объединение консервативной части католич. духовенства вокруг еп. Станислава Гозия привели к тому, что католикам удалось не допустить консолидации польск. протестантов и взять перевес над Реформацией в правление Стефана Батория . 17 янв. 1883 г. Ж. был удостоен степени магистра богословия за это сочинение в его расширенном варианте (магист. речь Ж.: О Реформации в Польше//ХЧ. 1883. Ч. 1. С. 465-471; публ. переработанной и дополненной 3-й главы диссертации см.: «Христианское исповедание кафолической веры», изданное от имени Петровского синода 1551 г.//Там же. 1885. Ч. 1. С. 642-669; Ч. 2. С. 50-81, 293-334).

http://pravenc.ru/text/182349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Никодим (Милаш), еп. Далматинско-Истрийский. Фотография. Кон. XIX в. (Милаш Никола; 4.04.1845, г. Шибеник (ныне в Хорватии) - 20.03(2.04).1915, г. Дубровник, ныне там же), местночтимый священноисп. (пам. 20 марта), еп. Далматинский (Далматинско-Истрийский); канонист. Жизнь Род. в семье торговца. Предки по отцовской линии, происходившие из г. Дувно (ныне Томиславград, Босния и Герцеговина), жили на р. Цетина в обл. Далмация, откуда отец Н., Трифун, переехал в Шибеник и женился на итальянке Марии, принявшей православие. Благодаря матери Н. прекрасно знал итал. язык, а у своего дяди, грека по национальности, выучился греческому языку. В Шибенике в 1851-1856 гг. обучался в начальной школе при францисканском мон-ре, в 1856-1860 гг.- в частной гимназии при доминиканском мон-ре. В 1860 г. сдал на отлично гос. экзамен в иезуитской гимназии в Дубровнике. В 1860-1863 гг. обучался в гос. гимназии в г. Задар, где получил аттестат о среднем образовании. Во всех этих школах обучение велось на итал. языке. Преподаватели-католики надеялись обратить Н. в католичество, но в 1863 г. он поступил в правосл. семинарию (богословию) в г. Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1866 г. с оценкой «превосходно» по всем предметам. Еп. Далматинский Стефан (Кнежевич) предложил Н. принять священнический сан, также ему предлагали место школьного учителя в Шибенике, однако он пожелал продолжить образование. При поддержке архим. Герасима (Петрановича ; с 1871 епископ Бока-Которский) и его брата Божидара в нояб. 1866 г. Н. поступил на философский фак-т ун-та в Вене. При поддержке настоятеля церкви при русском посольстве в Вене прот. Михаила Раевского и на средства серб. купца в мае 1867 г. Н. поехал в Киев и в авг. поступил в КДА, получив стипендию Синода. Во время учебы он жил в доме богатого купца в Киеве и служил учителем его сына-гимназиста. В 1869 г., после введения в КДА нового Устава духовных академий, Н. избрал для обучения церковно-практическое отделение. Особое внимание уделял изучению церковного права. В 1871 г. Н. окончил КДА со званием кандидата богословия за соч. «Номоканон XIV титулов (известный под именем патриарха Фотия)» (НБУВ ИР. Ф. 304. Д. 487) с правом получения степени магистра без дополнительных испытаний.

http://pravenc.ru/text/2565566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Мария Феодоровна. Фотография. 1883 г. Романова (14.11.1847, Копенгаген, Дания - 13.10.1928, замок Видёре близ Клампенборга, Дания), имп., супруга имп. Александра III Александровича , мать имп. страстотерпца Николая II Александровича , благотворительница. Возглавляла 3 крупных филантропических учреждения: Ведомство учреждений имп. Марии (ВУИМ) (1880-1917), Российское об-во Красного Креста (1877-1917), Об-во спасения на водах (1873-1917). Мария София Фредерика Дагмар род. в семье принца Глюксбургского (впосл. король Дании Кристиан IX из династии Глюксбургов) и его супруги Луизы Гессен-Кассельской. В семье было еще 5 детей, в т. ч. Фредерик (1843-1912, кор. Дании Фредерик VIII в 1906-1912), Георг (1845-1913, кор. Греции Георг I в 1863-1913), Александра (1844-1925, с 1863 замужем за кор. Великобритании Эдуардом VII), Тира (1853-1933), Вальдемар (1858-1939). 20 сент. 1864 г. принцесса Дагмар была помолвлена с наследником русского престола цесаревичем Николаем Александровичем. Однако уже в окт. наследник заболел и 12 апр. 1865 г. скончался в Ницце. Когда цесаревич был уже при смерти, в Ниццу прибыли его брат Александр Александрович и принцесса Дагмар, вызванные для последнего прощания. По дороге домой цесаревич Александр с родителями и принцесса Дагмар остановились в Югенхайме (Германия). Там общее горе сблизило Дагмар и Александра. В мае 1865 г. цесаревич Александр записал в дневнике: «Грустно было покидать милый Югенхайм, где так приятно живется, и в особенности было хорошо, когда была там с нами милая душка Дагмар; когда-то мы ее увидим, неужели она не приедет сюда? Можно сказать, что вся Россия ее полюбила и считает ее Русскою» (цит. по: Боханов. 2013. С. 64). 17 июня 1866 г. в Копенгагене состоялась помолвка; 14 сент. того же года принцесса Дагмар прибыла в Россию, 12 окт. приняла Православие через миропомазание, получив новые имя и титул - вел. княгиня Мария Феодоровна. 28 окт. 1866 г. состоялось бракосочетание М. Ф. с вел. кн. Александром Александровичем (с марта 1881 имп. Александр III). М. Ф. была тепло принята русским обществом. «Августейшая молодая чета отличалась чарующей простотой и обходительностью»,- писал современник, полковник А. А. Берс (цит. по: Там же. С. 7). Супружеская жизнь М. Ф. и Александра III в целом была счастливой. Супруги с нежностью относились друг к другу, о чем свидетельствуют и страницы их писем. За 16 лет в семье родилось 6 детей: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960).

http://pravenc.ru/text/2562160.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской епархии Нижегородской митрополии), расположен в с. Оранки Богородского р-на Нижегородской обл. 1634-1928 гг. Панорама Оранского монастыря. Фотография. 2014 г. Панорама Оранского монастыря. Фотография. 2014 г. Основание О. В. м. связано с именем П. А. Глядкова (Гляткова) - владельца с. Бочеева Березопольского стана Нижегородского у. (ныне деревня Богородского р-на Нижегородской обл.). По преданию, Глядков, тяжело заболев, обратился с молитвами к особо почитаемой им Владимирской иконе Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 10-11; Гавриил. 1871. С. 3-4). Когда болезнь отступила, он заказал для себя копию иконы, однако выполненный для него изографом Григорием Чёрным и протопопом Успенского собора Кондратом образ отличался от оригинала исполнением лика Божией Матери, а также тем, что внизу были помещены фигуры предстоящих Московских святых (по сведениям Макария (Миролюбова), это было сделано по просьбе Глядкова (см.: Макарий (Миролюбов). 1851. С. 11-12); изображены митрополиты святители Петр, Алексий, Иона, блгв. кн. мч. Михаил Черниговский и его боярин Феодор, блгв. царевич Димитрий Иоаннович, а также Христа ради юродивые Василий Блаженный , Максим и Иоанн Московские). Эту икону Глядков в 1629 г. поместил в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Через нек-рое время Глядкову было видение Божией Матери и глас, повелевший ему воздвигнуть храм в честь Владимирской иконы Божией Матери, но сначала установить крест на горе, указанной в видении. После повторных видений он нашел указанное Божией Матерью место - Славенскую (Словенскую) гору, возвышавшуюся над Орано полем. В 1634 г. он отправился в Москву к патриарху Иоасафу I просить благословение на постройку церкви. После получения храмозданной грамоты вернулся и установил на Славенской горе мраморный крест, к-рый до этого много лет хранился в роду Глядковых (Там же. С. 16-17). Попытки мордвы-терюхан, считавших эту землю своей, предотвратить строительство храма, а затем в судебном порядке доказать захват Глядковым этой территории успехом не увенчались (Там же. С. 21-27).

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г., начал выходить 1 сент. 1867 г. С июля 1887 г. предполагалось издавать «В. е. в.» при Житомирском ДУ, но из-за недостатка в Житомире средств и условий для регулярного выпуска редакция была размещена в ДС в Кременце, где оставалась по 1907 г. Все это время «В. е. в.» печатались в типографии Почаевской лавры , причем за неимением гражданского шрифта первый год (до 22 за 1868) текст набирался церковнослав. шрифтом. В 1908-1917 гг. редакция располагалась в Житомире, журнал печатался там же в губ. типографии. «В. е. в.» выходили в 1867-1879 гг. 2 раза в месяц, в 1880-1907 гг. 3 раза в месяц, с 1908 г. еженедельно. В 1917 г. вышли 1/2-10/11 (за 1 апр.), после чего с 6 мая в Житомире стала выходить «Православная Волынь: Еженедельный орган духовенства и мирян Волынской епархии». Всего до конца года вышло 29 номеров, издание продолжалось в 1918 г. Каждый номер «В. е. в.» разделялся на офиц. и неофиц. части, но в последние годы они имели общую пагинацию. Первоначально редактирование «В. е. в.» было возложено на преподавателей ДС иером. Акакия (Заклинского; впосл. епископ Енисейский и Красноярский), Н. И. Петрова (буд. профессор КДА) и В. Г. Прозоровского. Предполагалось, что они будут редактировать обе части по очереди, по третям года. Но уже через полгода обе части подписывал преподаватель семинарии А. И. Соловьёв, с 3 за 1871 г. его сменил помощник инспектора ДС П. И. Беляев (с 1868 бывший помощником редактора). Он редактировал офиц. часть по 1903 г., неофиц.- по 1907 г., редактирование же офиц. части в 1904-1907 гг. было предоставлено архим. Виталию (Максименко ; впосл. архиепископ РПЦЗ), зав. типографией Почаевской лавры. В 1908-1909 гг. обе части редактировал Б. С. Давидович, в его отсутствие журнал подписывал П. К. Кибардин или свящ. В. В. Михалевич. С 1910 по 1917 г. офиц. часть подписывал секретарь консистории В. В. Добровольский (он же подписал офиц. часть всех номеров «Православной Волыни»), во время его отсутствия - И. П. Карпович. Неофиц. часть в 1910-1915 гг. редактировали архим. Митрофан (Абрамов; впосл. епископ Сумской) и свящ. Ф. П. Казанский, подписывая мн. номера вместе, но большинство номеров раздельно; в 1916-1917 гг. (включая все номера «Православной Волыни») - свящ. З. Т. Саплин.

http://pravenc.ru/text/155192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМИЛИАН (Марченко Михаил Григорьевич; 30.09.1871, с. Поповка Конотопского у. Черниговской губ.- 1938, близ с. Чемолган Каскеленского р-на Алма-Атинской обл.), прмч. (пам. 14 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских), игум. Из семьи священника. Получил домашнее образование. 4 февр. 1896 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру . 30 марта 1902 г. пострижен в монашество с именем Максимилиан. 5 февр. 1904 г. рукоположен во диакона, 15 апр. 1910 г.- во иерея. С 14 нояб. 1912 г. помощник благочинного лавры. С 5 марта 1913 г. блюститель лаврской ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. 25 авг. 1914 г. командирован в Ставку Верховного главнокомандующего с чудотворным образом прп. Сергия из Троице-Сергиевой лавры. Служил священником в церкви при Ставке, окормлял раненых в учрежденном там же лазарете. Как вспоминал протопресв. Георгий Шавельский : «Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый и притом со всеми ласковый и словоохотливый, о. Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных, и врачебного персонала» ( Шавельский Г. И., протопресв. Воспоминания последнего протопресвитера Рус. армии и флота. М., 1996. Т. 1. С. 228). В апр. 1915 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В том же году вернулся в Троице-Сергиеву лавру. В 1918 г. назначен уставщиком лаврского Троицкого собора. Был возведен в сан игумена. В 1919 г. числился в сельскохозяйственной артели, учрежденной монахами при Гефсиманском скиту. Позднее работал сторожем при музее-заповеднике в закрытой властями Троице-Сергиевой лавре. 22 мая 1928 г. арестован «как бывший монах... не сочувствующий социалистическому строительству». Помещен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по коллективному делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиеве Московской области», по к-рому было привлечено к следствию более 80 чел. 8 июня того же года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам лагерей.

http://pravenc.ru/text/2561660.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010