26 июля 1741) сослали в Ригу, затем перевезли в дек. 1742 г. в крепость Динамюнде, в янв. 1744 г.- в г. Раненбург Воронежской губ. В июле 1744 г. в Раненбург прибыл барон Н. А. Корф с приказом императрицы Елизаветы Петровны отправить «брауншвейгскую фамилию» сначала в Архангельск, оттуда на Соловки. Младенец Иоанн Антонович был отделен от родителей и заточен в Шлиссельбургскую крепость (убит 5 июля 1764 при попытке его освобождения). До Соловков А. Л. и ее близким не удалось добраться из-за льдов, и они остались в Холмогорах, в бывш. архиерейском доме. В ссылке А. Л. родила дочь Елизавету и сыновей Петра и Алексея, скончалась от послеродовых осложнений, похоронена в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры . Ее дети росли под присмотром отца принца Антона Ульриха († 1774). В кон. 70-х гг. XVIII в. по просьбе Берлинского, Датского и Брауншвейгского правящих домов дети А. Л. получили разрешение императрицы Екатерины II выехать из России. В 1780 г. они прибыли в г. Хорсенс на севере Дании, где прожили до конца своих дней, получая пенсию от Российского двора. Будучи православными, они устроили домовую церковь, в к-рой ежедневно совершались богослужения. Ист.: ПСЗ. СПб., 1830. Т. 11; Описи секретных бумаг брауншвейгской фамилии//ЧОИДР. 1861. Кн. 2; Внутренний быт Русского государства с 17 октября 1740 по 25 ноября 1741 г. М., 1880-1886. 2 т.; Холмогорская секретная комиссия. Архангельск, 1993; Брауншвейгские князья в России в первой половине XVIII в. Геттинген; СПб., 1998. Лит.: Яковлев П. Л. Жизнь принцессы Анны, правительницы России. М., 1814; Шишкин И. События в Петербурге 1740 и 1741 гг. СПб., 1858; Описи секретных бумаг брауншвейгской фамилии//ЧОИДР. 1861. Кн. 2; Корф М. А. Погребение принцессы Анны и мужа ее герцога Антона Ульриха//РС. 1870. Т. 1; Куник А. А. Правительница Анна Леопольдовна: Судьба ее семейства, 1740-1780//Там же. 1873. Т. 7. Янв. С. 67-74; Брикнер А. Г. Император Иоанн Антонович и его родственники (1741-1807). М., 1874; Грот Я. К. Дети правительницы Анны Леопольдовны в Горсенсе//РС. 1875. Т. 12. Апр. С. 760-779; Анисимов Е. В. Анна Леопольдовна и Иоанн VI Антонович//Россия: Ист. портреты. М., 1997. Кн. 1; Соловьев С. М. Сочинения. М., 1993. Т. 21. С. 7-124; Курукин И. В. Анна Леопольдовна//ВИ. 1997. 6. С. 28-40; Брауншвейгские князья в России в первой половине XVIII в. Геттинген; СПб., 1998; Левин Л. И. Российский генералиссимус герцог Антон Ульрих. СПб., 2000. Архим. Августин (Никитин), С. В. Ефимов Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ Павел I Петрович (1754-1801), имп. Всероссийский с 6 нояб. 1796 г. (коронован 5 апр. 1797), великий магистр Мальтийского ордена с 13 нояб. 1798 г. (манифест от 16 дек. 1798) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества)

http://pravenc.ru/text/115606.html

со ссылками на лат. патрологические издания. Изучал историю нравственного богословия и его преподавания в России и Европе. Представил подробный обзор и анализ книг и учебников по нравственному богословию, по к-рым учились воспитанники российских духовных школ с сер. XVIII в. (Первоначальное происхождение науки о христ. нравоучении и краткая ее история//ПС. 1875. Ч. 1. Апр. С. 349-391; Нравственно-богосл. этюды. Каз., 1875). Самое большое сочинение Г. посвящено истории нравственного богословия в Германии (Главные направления нем. богословия XIX в. Каз., 1882. Вып. 1: От Шлейермахера до Штрауса). Рассматривая более сотни нем. богословских книг, Г. доказывал, что огромное и, по его мнению, положительное влияние на протестант. этические концепции оказала нем. классическая философия. Он считал необходимым применение исторического метода как в нравственном, так и в пастырском богословии. Проблемы богословия Г. рассматривал в тесной связи с проблемами обучения и воспитания. В 1870 г. он вел в ж. «Православный собеседник» рубрику «Современная летопись», опубликовал более 20 рецензий на монографии и диссертации. Соч.: Определения Московского Собора 1666-67 гг.//ПС. 1863. Ч. 2. Май. С. 3-40; Ч. 3. Сент. С. 3-44; Нояб. С. 211-261; Дек. С. 348-371; Определение Московского Собора 1675 г.//Там же. 1864. Ч. 1. Апр. С. 416-446; Учение разума о началах нравственности перед судом христ. нравоучения//Там же. 1865. Ч. 1. Апр. С. 243-289; Место и значение святых Божиих людей в истории и жизни Христ. Церкви. Каз., 1866; Соборы рус. Церкви, бывшие по поводу исправления церк.-богослуж. книг//ПС. 1870. Ч. 3. Сент. С. 71-82; Закон Божий как школьный предмет обучения//Там же. 1873. Ч. 1. Апр. С. 536-570; Ч. 3. Дек. С. 548-562; Религ. кризис в Зап. Европе//Там же. 1874. Ч. 1. Март. С. 328-346; Церковь и школа: Ист. очерк западноевроп. идей по вопросу об отделении школы от Церкви//Там же. 1875. Ч. 3. Нояб./Дек. С. 300-353; Независимая мораль: К характеристике совр. состояния нравоучения во Франции//Там же. 1885. Ч. 2. Май. С. 97-124; Июнь. С. 212-235; Идеи и факты педагогики с т. зр. богословствующего педагога//Там же. 1888. Ч. 1. Февр. С. 193-214; Апр. С. 574-595; Ч. 2. Авг. С. 404-435; Река Иордан и ее окрестности. Каз., 1889. Лит.: Знаменский П. В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып.; Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892; Ивановский Н. И. Проф. А. И. Гренков//ПС. 1901. Ч. 2. Нояб. С. 728-733; Исхакова Р. Р. Пед. образование в Казанской губ. в сер. XIX-XX вв. Каз., 2001. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/166451.html

Интерьер собора во имя вмч. Димитрия Солунского. Фотография. 2006 г. В 1870-1873 гг. в Д. м. была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, на месте к-рой в 1903 г. построен каменный собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рядом с собором в 1942 г. была возведена зимняя ц. во имя Св. Троицы. К 1923 г. Д. м. владел 2 га виноградников, 4 га садов, на 1 га земли выращивали овощи, 4 га неиспользованных земель, 3 озерами. В 1940 г. у Д. м. были изъяты 80 га пахотных земель, 25 га леса и мельница, в 1941 г. имения были возвращены обители. Согласно отчету иером. Пимена, в 1948 г. в мон-ре имелись 3 келейных корпуса с трапезной, кухней и пекарней, хозяйственные постройки, погреба, сараи, конюшни, прачечная. Д. м. пользовался 12,5 га земли, в т. ч. 8,2 га пахотной, 1,4 га занимали сады, 0,2 га - виноградники, 0,8 га - постройки. К 1952 г. в мон-ре было 2 лошади, 10 овец и коз, 10 ульев. В 1959 г. Д. м. был закрыт, 12 монахов переведены в Кэприянский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , наместник иером. Иероним (Молдовану) вернулся в родное с. Фузовка (ныне Фузэука Шолданештского (Шолдэнешть) р-на), где служил на приходе, там же скончался и погребен. Согласно распоряжению Совета министров МССР от 5 июня 1959 г., жилые и хозяйственные постройки передавались колхозу «Заря» под роддом, ясли и медпункт, а помещение церкви - местному совету под сельский клуб. В 1961 г. в зданиях мон-ря, переданных Мин-ву здравоохранения, была открыта туберкулезная больница, в церкви размещена столовая, в алтаре - кухня. В 1993 г. по просьбе верующих с. Припичень-Куркь помещения Д. м. были возвращены Церкви. В 1997 г. обитель была преобразована в женский скит при Хынковском мон-ре, с 1998 г. стала самостоятельной. Решением Свящ. Синода РПЦ от 3 апр. 2001 г. Д. м. был открыт как жен. мон-рь, настоятельницей утверждена мон. Серафима (Кетрарь), духовником - иером. Иоанн (Хангану). 2 нояб. 2002 г. мон. Серафима была освобождена от должности настоятельницы по состоянию здоровья. К 2007 г. Д. м. возглавляет мон. Филофея (Раилян). В мон-ре проживают 8 монахинь, 10 послушниц; богослужения совершают игумен и 2 иеромонаха. В Д. м. хранятся частицы мощей преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, Александры и Марфы Дивеевских, среди чтимых святынь - иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», прп. Серафима Саровского.

http://pravenc.ru/text/178247.html

Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Иеросхимон. Феофил. Литография Поля Пети по рис. неизв. худож. Сер. XIX в. (ГИМ) Особое место пустынь занимала в лаврском погребальном комплексе. После приостановки в нач. 80-х гг. XVIII в. захоронения непосредственно на территории Печерской лавры тех, кто ранее сделали вклады на погребение на погосте Вел. Успенской ц., хоронили в пустыни. Об этом свидетельствуют захоронение 1781 г. у Троицкой ц. флоровской мон. Афанасии (в миру кнг. Т. Г. Горчакова; в девичестве Морткина), при жизни она внесла вклад на погребение при Успенской ц., а также обращение 1782 г. в Духовный собор вдовы киево-подольского мещанина И. Бовтка (ктитора ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Доброго), похороненного в лавре по вкладу на погребение обоих супругов). В этом обращении вдова, ссылаясь на то, «что мертвых тел в Лавре уже погребать запрещено», просит похоронить ее в пустыни (Там же. Оп. 1 общ. Д. 160. Л. 5). Всего же на погосте китаевской Троицкой ц. находилось более 100 захоронений. У сев. стены храма были погребены преподобные Досифей Китаевский и Феофил (Горенковский) . В пустыни был похоронен и настоятель киевского Выдубицкого мон-ря архим. Вениамин (Базилевич; † 1873). Киевский юродивый Иоанн Босой (Ковалевский; † 1855) погребен в склепе, который для себя и своего друга Иоанна построил иером. Иларион (см.: Зноско В., свящ. Христа ради юродивый странник Иван Григорьевич, по прозванию «Босый»//Киевские подвижники благочестия. К., 1994. С. 73-120). Значительное по размерам кладбище действовало в сев. части монастырского подворья до 1870 г. В 60-70-х гг. XIX в. недалеко от подворья Троицкого мон-ря был построен Преображенский скит. После закрытия кладбища на территории Троицкого монастыря лаврскую братию стали хоронить в Преображенской пустыни. К 70-м гг. XX в. кладбищенский комплекс пустыни был практически уничтожен. В XXI в. кладбище предполагается возобновить в прежних границах. В хозяйственной жизни лавры значительную роль играли белильня воска и свечной завод. При обители имелась небольшая пасека, сады и огороды; для обеспечения мукой и хлебом китаевской братии на р. Самборе, по соседству с пустынью, были построены плотина с мельницей, на подворье - пекарня. Однако из-за отсутствия хлебопахотных угодий собственных ресурсов для обеспечения мон-ря зерном и мукой не хватало: братия получала ежемесячное довольствие из лавры, а также пожертвования благодетелей. В Помяннике, составленном в 1728 г. при храме прп. Сергия Радонежского и переписанном в 1867 г. уже в Троицкой ц., список «боголюбивых ктиторов» возглавляет род кн. Д. Голицына, названы роды княгинь Горчаковой, Долгоруковой, Кохановской (НБУВ ИР. Ф. 160. 491. Л. 17-17 об.).

http://pravenc.ru/text/1841139.html

Отпевание Л. было совершено в Воскресенской ц. Троице-Сергиевой Приморской муж. пуст. ректором СПбДА еп. Арсением (Брянцевым), настоятелем пустыни архим. Игнатием с братией и духовенством из бывш. учеников Л. Погребен Л. в фамильном захоронении Бобриковых (Л. был женат на Л. Бобриковой) в этой же пустыни; могила не сохранилась. Арх.: РГИА. Ф. 802 (Учебный комитет). Оп. 9 (1873 г.). Д. 7; Там же. Оп. 9 (1874 г.). Д. 15. О выборе кандидата на должность инспектора СПбДА; Там же. Ф. 834 (Рукописи Синода). Оп. 3. Д. 3390. Лекции по общей словесности и новейшей рус. лит-ре. Студ. записи [К. И. Лучицкий; 1856/57 уч. г.]; Там же. Д. 3397. Курс общей словесности: Студ. записи [К. И. Лучицкий; 1856/57 уч. г.]. Литогр. ркп.; ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 634. Лучицкий К. И. 1854-1862 гг.; Там же. Д. 2138. О необходимости улучшить преподавание лат. яз. 1847-1848 гг.; Там же. Д. 2750. О назначении проф. К. Лучицкого инспектором. 1869 г. Соч.:Новый год//ХЧ. 1838. Ч. 1. С. 115-122; В котором году родился Иисус Христос?//Там же. 1838. Ч. 4. С. 312-347; О избежании случаев ко греху//Там же. 1841. Ч. 3. С. 232-289; О пророчествах, относящихся к аммонитам и моавитам//Там же. 1841. Ч. 3. С. 290-328; О семи Малоазийских церквах в их прежнем и нынешнем состоянии, изображенном в пророчествах св. апостола Иоанна Богослова//Там же. 1843. Ч. 3. С. 428-475; Хронология книги Бытия от сотворения мира до Авраама//Там же. 1844. Ч. 3. Кн. 7/9. С. 112-140 (отд. изд.: СПб., 1844); Искушение и грехопадение Адама и Евы//Там же. 1845. Ч. 1. 3. С. 397-447; Адам, обличаемый во грехе своею совестию и гласом Божиим//Там же. 1845. Ч. 2. 6. С. 405-440; Суд Божий в Едеме//Там же. 1845. Ч. 3. 8. С. 208-251; Изгнание Адама и Евы из рая//Там же. 1846. Ч. 3. С. 274-313. Ист.: ЖЗС СПбДА за 1869 г. СПб., 1870. С. 4, 26-28, 52-53; То же за 1870 г. СПб., 1870. С. 167-168; То же за 1874 г. СПб., 1874. С. 97-99, 115; Некрологи: ЦВ. 1886. 31. Неофиц. ч. С. 492; [Поповицкий А. И.] К. И. Лучицкий//Рус. паломник. 1886. 32. С. 331-332; 41. С. 429-430; Волынские ЕВ. 1886. 24. Неофиц. ч. С. 777-778; ИВ. 1886. 9. С. 655.

http://pravenc.ru/text/2110938.html

Лит.: Об иерархах Пермской епархии с 1800 до 1860 г. СПб., 1861. С. 85-87; С. П. В. Достопамятный подвиг преосв. Евлампия, 1-го еп. Екатеринбургского, викария Пермского//Пермские ЕВ. 1867. 33. С. 550-554; Суворов Н. И. Ист. сведения об иерархах древне-Пермской и Вологодской епархии: Евлампий Пятницкий, еп. Вологодский и Устюжский//Вологодские ЕВ. 1868. 16. С. 412-422; Еще неск. слов о преосв. Евлампии, бывш. еп. Вологодском//Там же. 19. С. 530-546; Абрамов Н. Евлампий, архиеп. Тобольский и Сибирский: 1852-1856 гг.//Странник. 1869. 3. С. 103-115; Остромысленский Е. Восп. о преосв. Евлампии, бывш. с 1844 по 1852 г. еп. Вологодским, как архипастыре Орловском//Вологодские ЕВ. 1870. 4. С. 138-143; Земляницын С. В., свящ. К истории Пермского викариатства и к биогр. преосв. Евлампия//Пермские ЕВ. 1873. 23. С. 185-190; он же. Восп. о преосв. Евлампии и его пророческое благожелание Екатеринбургу//Екатеринбургские ЕВ. 1888. 2. С. 33-39; Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования: (1814-1870). М., 1879; Сулоцкий А. И., прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881; он же. Соч. в 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2. С. 617-619; Духовные деятели Тобольского края//Тобольские ЕВ. 1896. 6. С. 112-113; Шестаков И., свящ. Кр. ист. очерк 100-летия Пермской епархии: (1799 - 16 окт. 1899). Пермь, 1899. С. 182-186; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбилейный сб. ист. мат-лов. М., 1914 (по указ.); Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в 1-й пол. XIX в.: (На примере Пермской епархии). Екатеринбург, 1998. С. 30-31; Филарет (Дроздов), митр. Призовите Бога в помощь: Сб. писем. М., 2006. С. 513-528. Т. А. Богданова Иконография Сохранились 2 живописных портрета Е., созданные во время его пребывания на Вологодской кафедре худож. Н. И. Катиным. Поясное изображение 1848 г. с авторской подписью: «П: Пиколай Катинъ. 1848 Года», поступившее в собр. ВГИАХМЗ из вологодской кладбищенской ц. Введения Богородицы во храм, имеет репрезентативный характер - иерарх представлен вполоборота влево, в рясе и черном клобуке, на груди - панагия с ростовым образом Божией Матери, орден и звезда св. Анны 1-й степени и орден св. Владимира 3-й степени на ленте, в руках - четки и листы бумаги как указание на авторство духовных сочинений. Судя по надписи на обороте, портрет входил в состав большого комплекса таких произведений («С правой стороны 1 рядъ нижнее м[есто?]. отъ дверей»). Он имеет заказной характер, исполнен в немного суховатой академической манере, с большим профессионализмом в передаче индивидуальной характеристики, использовании оптических приемов цветосветовой нюансировки (голубые рефлексы на коричнево-фиолетовом одеянии). Погрудный портрет Е. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, очевидно, является натурным «эскизом» к этому парадному портрету, написан ок. 1848 г. (ВГИАХМЗ). Он представляет епископа в черной рясе и клобуке, с теми же наградами и панагией, с аналогичной трактовкой лица, в более сдержанной колористической гамме.

http://pravenc.ru/text/187171.html

И. общался с оптинскими подвижниками прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным), прп. Макарием (Ивановым) , прп. Моисеем (Путиловым) и особенно близко - с прп. Амвросием (Гренковым) , к-рого называл «святым мужем и делателем умной молитвы». Старец Амвросий писал своей духовной дочери: «Отец Илиодор посоветует тебе всегда полезное как опытный духовный муж». Прп. Амвросий многим советовал посетить Глинскую пуст., передавал с паломниками книги глинскому подвижнику. Духовное единение старцев раскрывается в совете прп. Амвросия сестрам севского во имя Святой Троицы монастыря : «К о. Илиодору в Глинскую пустынь можете писать и можете принимать его мнения и советы, остальных же, коих мнения все врозь… принимать нельзя» (см.: Там же. С. 277-278). Письма И. сохранились только в б-ке скита Оптиной пуст., что свидетельствует о благоговейном почитании в этой обители памяти глинского подвижника. Впервые письма И. инокиням севского во имя Св. Троицы мон-ря были обнаружены схиархим. Иоанном (Масловым) в архиве Оптиной пуст., находящемся в ОР РГБ. Схиархим. Иоанн, исследовав эпистолярное наследие старца, реконструировал учение И. о спасении в монографии (см.: Там же). Осенью 1874 г. из-за болезни И. переселился в монастырь. Похоронен с левой стороны от входа в Успенскую ц. Глинской пуст. К июлю 2009 г. мощи И. находились в Никольском соборе пустыни в отдельной раке. 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. состоялись торжества прославления И. в лике святых. Соч.: Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г., марта 1-го//РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 92; Письма к Тимковским: Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 185(7)-1873 гг.//Там же. Ед. хр. 93. Арх.: Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пуст. Курской епархии архим. Иоанникия. 1849-1850 гг.//РГИА. Ф. 796. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1-1 об.; Главная опись церк. и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой муж. общежит. пуст., составленная в 1854 г.//Там же. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727. Л. 80, 109-109 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства. 1870-1905 гг.//Там же. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 6; Амвросий (Гренков), прп. Наставления и письма//РГБ ОР. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 1. Л. 16 об.; он же. Письма к Варваре и Серафиме, монахиням (Тимковским), 1862-1871 гг.//Там же. К. 54. Ед. хр. 5. Л. 112 об., 126-126 об.

http://pravenc.ru/text/389285.html

В Иркутске М. занимался и научными исследованиями. Он первым из ректоров обратил внимание на семинарскую б-ку, в которой обнаружил рукописи XVII и XVIII вв., в частности, жизнеописание патриарха Московского и всея Руси Никона с пометами архиеп. Феофана (Прокоповича) и рукописи, касающиеся КДА. В 1869 г. в связи с 50-летием академии М. передал в академическую б-ку рукописные книги «Палинодия» (1621) и «Книга о вере» архим. Захарии (Копыстенского) , а также сочинение волынского помещика Евстафия Гизеля (Киселя) «Antapologia, или Опровержение Апологии Мелетия Смотрицкого», изданное в 1632 г. под именем Геласия Диплица с посвящением митр. Киевскому свт. Петру (Могиле) . За это М. было «преподано благословение» Синода от 7 апр. 1870 г. и выражена признательность КДА (50-летний юбилей КДА. 1869. С. 359). Настоятель иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) монастыря Мартиниан (Муратовский) указал М. на хранившуюся в б-ке обители рукопись с поучениями, к-рые предание приписывало 1-му еп. Иркутскому и Нерчинскому свт. Иннокентию (Кульчицкому) . Нек-рые списки поучений хранились у жителей Иркутска. М. решил доказать несомненную принадлежность поучений свт. Иннокентию, с 1871 по