Соч. по церк. тематике: Прп. Косьма Маиумский и его каноны: Духовные размышления//БТ. 1981. Сб. 22. С. 116-138; Прп. Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографич. творчестве//Там же. 1982. Сб. 23. С. 59-93; Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Там же. 1983. Сб. 24. С. 320-336; Гимнографическое творчество прп. Андрея Критского//Там же. 1984. Сб. 25. С. 260-275; Труды рус. песнотворцев в Киевский период//Там же. 1987. Сб. 28. С. 230-245; Высоко-Петровский мон-рь в 20-30-х гг.//АиО. 1996. 1(8). С. 114-135; Слово о старчестве//Там же. 2/3(9/10). С. 165-208; Опыт литург. богословия в трудах рус. песнотворцев//Там же. 1997. 2(13). С. 280-316; 3(14). С. 351-365; Литургическое наследие прп. Иосифа Песнописца//Там же. 1998. 2(16). С. 292-329; Старчество на Руси//Там же. 3(17). С. 118-151; 4(18). С. 147-177 (переизд.: М., 1999); Монашество последних времен: Жизнеописание схиархим. Игнатия (Лебедева): По восп. мон. Игнатии. М., 1998; Песнотворчество прп. Феодора Студита в Триоди Постной//АиО. 1999. 1(19). С. 257-283; Свт. Герман, патриарх К-польский, как церковный гимнограф//Там же. 2(20). С. 280-299; Патриарх Сергий и Высоко-Петровский мон-рь//Там же. 3(21). С. 181-185; Жизнь и творения прп. Феофана Начертанного//Там же. 3(21). С. 324-339; О Святейшем Патриархе Алексии I//АиО. 2000. 1(23). С. 128-146; Место Великого канона прп. Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви//Там же. С. 298-319; 2(24). С. 289-310; Свт. Игнатий - Богоносец Российский//Там же. 3(25). С. 279-297; 4(26). С. 225-244; Старчество в годы гонений: Прмч. Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М., 2001; Путемерие антифонов//АиО. 2002. 1(31). С. 203-214; Божественная Литургия//Там же. 2(32). С. 259-273; Круг богородичный//Там же. 2004. 1(39). С. 319-344; 2(40). С. 346-361; Русское песнотворчество в честь Богоматери//Там же. 2004. 3(41). С. 297-311; 2005. 1(42). С. 315-330; Об отце Александре Ветелеве//Там же. 2005. 2(43). С. 248-254; О создании службы всем русским святым//Там же. 3(44). С. 265-285; Церковные песнотворцы. М., 2005; Пути творчества: Служение слову//АиО. 2006. 3(47). С. 324-336; Пути творчества: Наука//Там же. 2007. 1(48). С. 300-312; Мой ХХ век//Там же. 2008. 1(51). С. 233-246.

http://pravenc.ru/text/293507.html

Решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. назначен главой новообразованной Владимирской митрополии . С июля 2013 г. по май 2014 г. временно управлял Александровской епархией . 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Патриархом Кириллом (Гундяевым) возведен в сан митрополита. В 2008-2017 гг. являлся членом Высшего общецерковного суда. На Архиерейском Соборе 2017 г. назначен советником Высшего общецерковного суда. Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. почислен на покой. После ухода на покой продолжал совершать богослужения в Успенском Княгинином монастыре, часто совершая паломнические поездки по монастырям митрополии; нёс бремя старческого служения, принимая страждущих, нуждающихся в утешении. Скончался 22 июля 2020 г. Отпевание состоялось 25 июля в Успенском кафедральном соборе г. Владимира. Погребен владыка в Георгиевском приделе Успенского собора. Соч.: Вьетнамские гости в МДА//ЖМП. 1967. 11. С. 56-57; Церковное празднество в честь св. равноап. Николая [Касаткина] в МДА//Там же. 1971. 4. С. 24-25; Иверская икона Божией Матери//Там же. 1972. 5. С. 28-32; Вечная память почившим: [Некр.: Феодорит (Воробьев), архим. ТСЛ]//Там же. 1973. 3. С. 29-30; Храм Божий//Там же. 10. С. 75-78; Жизнь и апостольские труды митр. Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879)//Там же. 1975. 3. С. 58-65; Основы духовной жизни по учению Евангелия Христова//Там же. 1976. 10. С. 72-77; Апостольское служение иноков Правосл. Церкви//Там же. 1978. 5. С. 66-70; Служение правосл. иноков миру//Там же. 6. С. 68-71; Великий ангельский образ в правосл. монашестве//Там же. 1979. 8. С. 23-27; Вечная память почившим: [Некр.: Серафим (Шинкарев), архим. ТСЛ]//Там же. 1980. 5. С. 27-28; «Память его в род и род»: годовщина со дня кончины Свят. Патриарха Алексия]//Там же. 6. С. 12-14; Храм Московских духовных школ: История и последняя реставрация//Там же. 1981. 6. С. 22-24; Собор Радонежских святых - престольный праздник Серг. Лавры//Там же. 10. С. 17-19; Учение святых отцов о христианском подвиге жизни//Там же. 1982. 7. С. 75-78; О церковном и общественном служении правосл. монашества//Там же. 1984. 11. С. 70-77; Основы правосл. монашества//Там же. 1987. 9. С. 74-75; Духовная опора Церкви//Там же. 1988. 6. С. 36-37; Возрождение Оптиной пустыни//Там же. 1989. 2. С. 21-22; 1-й престольный праздник в Оптиной//Там же. 7. С. 19-20; Немеркнущий светильник: [Годовщина со дня обретения мощей прп. Амвросия Оптинского]//Там же. 1990. 3. С. 19-20; Радостные дни в Оптиной//Там же. 1990. 7. С. 40-41; Благодатный юбилей святителя: со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова)]//Там же. 1997. 11. С. 55-58; Это было чудо Божие: История возрождения Данилова мон-ря. М., 1998, 2000; Псалтирь с переводом и пояснениями малопонятных слов: Кр. размышления над псалмами. Владимир, 2007.

http://pravenc.ru/text/187200.html

Лит.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1975. 2. С. 3; 1976. 9. С. 3; 1979. 5. С. 4; 1981. 1. С. 6; 2. С. 4; 5. С. 5; 9. С. 4; 1982. 8. С. 9; 1984. 1. С. 12; Наречение и хиротония архим. Иова (Тывонюка) во еп. Зарайского//Там же. 1975. 3. С. 5-9; Пимен (Извеков), Патр. Московский. Слово при вручении архиерейского жезла еп. Зарайскому Иову//Там же. С. 4; Петлюченко В., прот. Из жизни епархий: Патриаршие приходы в Канаде//Там же. 11. С. 27; Патриаршие награды//Там же. 1977. 11. С. 3; 1989. 2. С. 8; Награждения иерархов: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 3-й степени]//Там же. 1979. 10. С. 2; Вечная память почившим//Там же. С. 30; 1981. 2. С. 23; 1984. 7. С. 38; Из жизни епархий: Львовская епархия//Там же. 1980. 5. С. 20; Хроника//Там же. 9. С. 11; 11. С. 4; 1981. 2. С. 15; 11. С. 10; 1984. 12. С. 5; К 35-летию Отдела внешних церковных сношений//Там же. 1981. 5. С. 7; Служение Свят. Патриарха Пимена//Там же. С. 17; 1982. 12. С. 34; 1983. 1. С. 11; 8. С. 15; 12. С. 8; 1984. 10. С. 4; Патриаршая награда: [Возведен в сан архиепископа]//Там же. 1982. 7. С. 10; Платон (Игумнов), игум. На Святом Афоне//Там же. 1983. 3. С. 15-17; Сперанская Е. Экуменическая молитва - 1984//Там же. 1984. 5. С. 68; Указы Свят. Патриарха Пимена: [Награжден именной панагией]//Там же. 1988. 10. С. 7; Чистосердова Н. «Созидать в себе Царство Божие»//Вечерний Челябинск. 1997. 31 янв.; она же. Облачение митрополита//Там же. 2000. 1 марта; Цыпин. История РЦ. С. 515, 517; Блиновских С. Нападение на архиеп. Иова//Вечерний Челябинск. 1998. 16 июля; [Возведен в сан митрополита]//ЖМП. 2000. 4. С. 33; Первый митрополит Урала//Вечерний Челябинск. 2000. 29 февр.; Степанов И. Первый митрополит на Урале//Южноуральская панорама: Газ. Челябинск, 2000. 2-8 марта; Тихон (Василиу), архим. Архипастыри-выпускники Одесской ДС//АндрВ. 2005. 12. С. 25-39; Богданова И. Дела духовные, решения земные//Вечерний Челябинск. 2006. 19(10407); Кулаева А. В Челябинске освящен храм св. Георгия//Там же. 2009. 136(11269); Фирсанова Н. Будет молитва - будет приход//Там же. 2010. 209(11342); Первая служба в храме Александра Невского//Там же. 221(11354).

http://pravenc.ru/text/578188.html

Продолжая работу по созданию полного текста Кормчей книги , начатую в 50-х гг. Епифанием (Славинецким), Е. в 1691-1695 гг. перевел или только исправил перевод Номоканона патриарха Фотия с толкованиями патриарха Феодора IV Вальсамона (Там же. 475, 464); правила Вселенских и нек-рых поместных Соборов с толкованиями патриарха Феодора Вальсамона (Там же. 465), «Апостольские постановления» сщмч. Климента I , еп. Римского (ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. 474, 92, 223; БАН. Арханг. 16 (467); РГБ. Ф. 310. Унд. 39; ГИМ. Хлуд. 77); Синтагму Матфея Властаря (перевод Епифания (Славинецкого) - ЯМЗ. 515 (по кат. Лукьянова); ГИМ. Син. 228). Исправление переводов с греч. языка, сделанных в XVII в., и др. церковнослав. текстов, дошедших в рукописях XV - нач. XVII в., являлось важной частью деятельности Е. Среди отредактированных им сочинений можно назвать Творения свт. Афанасия Александрийского (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 361. Л. 1-41; Син. VI. Л. 264-273 об.; Син. III. Л. 265-278 об.; Син. 360); Беседы на Шестоднев свт. Василия Великого (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. 366); «О святых таинствах» Филадельфийского митр. Гавриила Севира (перевод Арсения Грека ? - Там же. Син. III. Л. 341-421 об.); Беседы свт. Григория Богослова (перевод Епифания (Славинецкого) - Там же. Л. 436-459 об.; Син. 594. Л. 24-407, 409-417); Поучения прп. Исаака Сирина (Там же. 109, ркп. 1525 г.); «Беседы к антиохийскому народу» свт. Иоанна Златоуста (Там же. 104, ркп. XVI в.); «Духовные беседы» прп. Макария Великого (Там же. Чуд. 215 (13), ркп. 1-й пол. XVII в.); Пандекты Никона Черногорца (Там же. Син. 195, ркп. XV-XVI вв.); «Воскресные поучения» Петра Скарги (Там же. Син. VIII. Л. 154-293, 117-145, 1-я пол. XVII в.). Е. исправил и отредактировал переводы полемических произведений, сделанные учениками братьев Лихудов : «ΑΚΟΣ, или Врачевание» и «Диалоги» Лихудов (Там же. Син. 440; РГБ. Ф. 310. Унд. 482. Л. 21-124; ГИМ. Син. 438, 581, 391, 476. Л. 104-263), «Сечивце против латинян» Максима Пелопоннесского (Там же. Син. 490), «Опровержение кальвинских глав» Мелетия Сирига , «Сечивце против кальвинистских заблуждений» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (Там же. 158; БАН. 34.3.34), «О папской власти» Иерусалимского патриарха Нектария (ГИМ. Син. 528).

http://pravenc.ru/text/187698.html

С. 807-816; Состояние Греческой церкви на Ионических островах под владычеством венециан//ДВ. 1863. Т. 4. С. 271-300; Состояние Православной Церкви в Далмации//Там же. С. 482-496; Церковное состояние земель боснийских и герцеговинских XIII-XV ст.: (Отрывок из лекции по церк. истории славян. народов)//Там же. Т. 6. С. 319-330; Православная Сербская церковь в Венгрии, Славонии и Кроации (XV-XVIII ст.)//Там же. С. 331-355 (отд. изд.: Х., 1863); Дивногорский Успенский монастырь Воронежской епархии//Памятная кн. Воронежской губ. на 1863-1864 г. Воронеж, 1864. С. 3-22; Очерки церковной истории греческой общины в Венеции//ДВ. 1864. Т. 7. С. 164-188; Охридский Патриархат//Там же. Т. 8. С. 493-530; Некоторые черты приемов и метода обучения в странах греческих нач. XVIII ст.//Там же. 1865. Т. 10. С. 364-434; Состояние Православной Церкви [у русских] в Венгрии в XIV-XVIII ст.//Там же. Т. 11. С. 165-176; Состояние церковных дел у православных жителей Далмации и Устья-Которского в кон. XVIII и нач. XIX ст.//Там же. Т. 12. С. 72-93; Греки-униаты о. Кипра в XIII-XIV ст.//Там же. 1866. Т. 13. С. 477-503; Евстафий, митр. Солунский, XII в.//Там же. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307; Состояние христианского населения Сицилии под властью мусульман с пол. IX до пол. XI ст., или, точнее, с 827 до 1091 г.//Там же. 1867. Т. 16. С. 536-556; Об отношениях Церквей латинской и греческой в период крестовых походов//ЖМНП. 1867. Т. 133. Отд. 2. С. 499-534; Литургия Преждеосвященных Даров//Воронежские ЕВ. 1867. 7. С. 206-215; Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России//Там же. Приб. 1868. 5. С. 128-137; Судьбы христианства в Южной Аравии от времен апостольских до утверждения магометанства//ПО. 1868. Т. 25. С. 308-326; Св. Максим, Патриарх Константинопольский (1480-1487)//Там же. С. 394-409; Архиепископы и Патриархи сербские с нач. XIII до 2-й пол. XVIII ст.//Там же. Т. 26. С. 487-506; Русские в Венгрии//ЖМНП. 1868. Июнь. С. 699-716; Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова [до 1868, 1898 г.].

http://pravenc.ru/text/76230.html

Кроме загадочной фразы ( Евр. 13,23 ) о том, что Тимофей был «освобожден» (предположительно, из тюрьмы), мало что известно о его жизни после того, как было написано Второе послание к Тимофею. Павел написал Первое послание к Тимофею, находясь в Македонии (1,3). Он счел необходимым оставить Тимофея в Ефесе, поскольку в этом городе действовали лжеучители (1,3). Павел основал церковь в Ефесе в начале своего третьего миссионерского путешествия и провел там около трех лет (Деян., гл. 19; 20,31). В конце своего путешествия он вынужден был предупредить ефесских пресвитеров, что лжеучители, часть из которых выйдет из их же числа, будут нападать на церковь ( Деян. 20,29.30 ). Данное же послание свидетельствует, что предсказание Павла, безусловно, оправдалось (1,6.19; 4,1.2; 6,3–5.10.21). Есть и свидетельства того, что некоторые из этих лжеучителей или вышли из среды руководства церкви, или же, напротив, заняли место в нем (1,7.20; 2,12; 3,6; 5,19.20; 6,3–5.10), а также оказал особенно вредное воздействие на некоторых женщин, принадлежавших к церкви (2,9–15; 3,11; 5,11–15). Характерные особенности и темы Для Первого послания к Тимофею характерен интерес к вопросам организации церкви. В нем содержится самое пространное в НЗ перечисление качеств, необходимых для епископа и пресвитера (3,2–7), а также указание на две категории служителей: начальствующих и учащих (5,17), разъяснения о том, какое содержание следует предоставлять пресвитерам и в каком порядке могут выдвигаться обвинения против них (5,17–20), и единственное в Новом Завете подробное описание качеств, требуемых от диаконов (3,8–10.12.13). Конкретные указания Павла Тимофею также содержат много практических советов относительно того, как должен действовать руководитель церкви. Это послание отличается тем, что в нем уделяется особое внимание истинному учению (1,10; 3,9; 4,6; 6,3) и содержатся богословские размышления о спасении, дарованном Богом в Иисусе Христе (1,13–16; 2,3–6). В этих размышлениях Павла утверждаются положения о спасении по благодати (1,13–16), о Христе как Посреднике между Богом людьми (2,5) и о том, что Христос предал «Себя для искупления всех» (2,6). Кроме того, Первое послание к Тимофею содержит поэтическое прославление подвига Христа, воспевающее Его воплощение, воскресение и вознесение (3,16). В нем также говорится об ожидании второго пришествия Христа (6,14), содержится прекрасная формула прославления Бога (6,15.16) и свидетельство о расширении понятия «Писание», выходящем за пределы ВЗ и включающем элементы новозаветного откровения (5,18), где цитируются слова Христа из Евангелия от Луки (10,7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

Сколь там были предызображены образы, здесь же — истина: там мрак, здесь — Солнце; там тьма, здесь — облако света; там десятисловный закон, здесь — предвечное Слово, превысшее всяких слов; там плотские гадания, здесь — Божественные вещи; там на горе были начертаны скрижали по причине нечестия, здесь — сердца умудряются во спасение. Тогда проистекла вода из камня неверия, ныне же явился Источник жизни и бессмертия; там прозяб жезл, здесь процвёл Крест; там перепел был послан в наказание, здесь — голубь свыше во спасение; там Мариам по-еврейски воспевала и тимпанствовала, здесь Мария владычественно родила Бога; там Моисей развязал обувь на ногах, предуказывая прекращение законного служения, здесь Иоанн не развязывает нерасторжимую обувь Иисуса, ясно утверждая единение Бога Слова с нашим смертным и кожаным естеством; там Илия от лица Иезавели скрывается, здесь Илия Бога лицом к лицу созерцает. Гора Синай не открыла Моисею земли обетованной, а гора Фавор ввела Моисея в обетованную землю, поскольку примирение и прощение грехов благодаря Иисусу привлекли Бога к человеческому естеству. Восхотев явить оное естество очищенным от излитого на него змиева яда, собезначальное Слово Бога Отца показывает Своим ученикам таинство на горе Фавор. Ибо, доведя их до середины [Своего пути], Он предвозвестил им о Царствии и о славном Своём Втором пришествии, — и поскольку они, будучи несовершенными по отношению к прежде сказанному им о Царствии, несомненно были склонны к пустым разговорам в соответствии с их тог­дашним душевным состоянием, — желая, дабы они поверили будущему от настоящего, словно в некоем образе преславно соделал Богоявление на горе Фавор провозвестием Небесного Царствия, как бы говоря им: дабы временной разрыв не произвёл в вас неверия, истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь и внимающих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во славе Отца Своего (Мф 16:28, ср. Мк 9:1, Лк 9:27). И показывая совпадение хотения и действия, Евангелист говорит, что по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф 17:1–3).

http://pravmir.ru/slovo-na-svyatoe-preob...

Среди статей о памятниках древнеславянской письменности были напечатаны энциклопедические своды заметок и наблюдений: «Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературе» А. И. Яцимирского (90 заметок в томах 2-5, 7, 11, 13, 16, 21 и 22) и «Материалы и заметки по древнерусской литературе» А. И. Соболевского (1912. Т. 17. Кн. 3. С. 77-96; 1915. Т. 20. Кн. 1. С. 261-290; 1916. Т. 21. Кн. 2. С. 206-214). Выходили обзоры рус. и зарубежных собраний рукописей и старопечатных книг: «Заметки о славянских и русских рукописях в Bodleian library в Оксфорде» П. А. Сырку (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 325-345; 1908. Т. 12. Кн. 4. С. 87-140), «Заметка о рукописях Седмиозерной пустыни» (1902. Т. 7. Кн. 4. С. 358-365) и «Опись рукописей Тихвинского Успенского монастыря» (1908. Т. 12. Кн. 4. С. 346-357) Кунцевича, «Церковно- и русско-славянские рукописи Публичной библиотеки Народного дома во Львове» И. С. Свенцицкого (1904. Т. 9. Кн. 3. С. 350-414), «Печорская старина: Рукописи и архивы церквей низовой Печоры» Н. Е. Ончукова (1905. Т. 10. Кн. 2. С. 339-363; Кн. 3. С. 210-238), «Описание рукописей и старопечатных книг в Слуцком (Минской губ.) Тройчанском монастыре» А. К. Снитко (1911. Т. 16. Кн. 1. С. 210-231), «Славяно-русские старопечатные книги древнехранилищ г. Житомира» А. А. Требина (1912. Т. 17. Кн. 4. С. 305-332), «Описание рукописей Киевского художественно-промышленного и научного музея» С. А. Щегловой (1916. Т. 21. Кн. 1. С. 143-191; Кн. 2. С. 13-64), «Славянская письменность XI-XIV вв. на Синае и в Палестине» М. Н. Сперанского (1927. Т. 32. С. 43-118). Ряд статей был посвящен слав. переводам Библии: «В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие» М. В. Довнар-Запольского (1899. Т. 4. Кн. 3. С. 1031-1064), «Заметки по древнеславянскому переводу Св. Писания» И. Е. Евсеева (1900. Т. 5. Кн. 3. С. 788-823), «К вопросу о редакциях Толковой Палеи» К. К. Истомина (1905. Т. 10. Кн. 1. С. 147-184; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 337-374; 1909. Т. 13. Кн. 4. С. 290-343), «К вопросу о древнейших переводах на старославянский язык библейских текстов: Супрасльская рукопись» Н. Н. Дурново (1926. Т. 30. С. 353-429). Еще больше было публикаций, посвященных библейским апокрифам и «отреченной» лит-ре: «Критические заметки к славянскому переводу двух апокрифических сказаний» И. В. Ягича (1898. Т. 3. Кн. 2. С. 315-338; Кн. 3. С. 793-822), «К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы» А. С. Архангельского (1899. Т. 4. Кн. 1. С. 101-147), «Охридский список первоевангелия Иакова» П. А. Лаврова (1901. Т. 6. Кн. 1. С. 9-36), «Евангелие Фомы в старинной украинской литературе» В. П. Адриановой-Перетц (1909. Т. 14. Кн. 2. С. 1-47), «К истории апокрифов и легенд в южнославянской письменности» (Там же. С. 267-322; 1910. Кн. 3. С. 103-159; Т. 15. Кн. 1. С. 1-62) и «К истории ложных молитв в южнославянской письменности» (1913. Т. 18. Кн. 3. С. 1-102; 1914. Кн. 4. С. 16-126) Яцимирского.

http://pravenc.ru/text/293854.html

П. Ф. Полянский. Фотография. 10-е гг. XX в. 21 нояб. 1896 г. приказом обер-прокурора К. П. Победоносцева назначен на должность преподавателя греч. языка в Звенигородское ДУ; 31 дек. 1896 г. указом Синода назначен на должность смотрителя Жировицкого ДУ. 4 марта 1897 г. защитил в МДА на степень магистра богословия переработанную канд. дис. «Первое послание апостола Павла к Тимофею: Опыт историко-экзегетического исследования» (Сергиев Посад, 1897). Офиц. оппонентами выступили проф. М. Д. Муретов и проф. И. Н. Корсунский . Исследование П. Ф. Полянского было частью проекта проф. Муретова: составление комплекса научно-правосл. исследований по текстам Апостольских посланий. Магистерская степень П. была присуждена указом Синода от 16 мая 1897 г. Помимо службы в Жировицком ДУ П. Ф. Полянский в июне-июле 1900 г. занимал должность председателя кратковременных курсов для учителей церковноприходских школ Гродненской епархии. С 30 дек. 1901 г. он являлся членом Гродненского епархиального училищного совета. С 25 окт. 1897 г. состоял членом-соревнователем попечительства о народной трезвости, с 23 мая 1898 г.- участковым попечителем 7-го участка Слонимского у. того же попечительства. С 1 апр. 1899 г. являлся почетным мировым судьей Слонимского окр. (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1906 г.). Д. 111. Л. 38). В сент. 1905 г. избран председателем 3-й секции Собрания духовенства и мирян Гродненской епархии. 5 июля 1906 г. перемещен в С.-Петербург и назначен младшим помощником правителя Учебного комитета при Синоде. 23 марта 1907 г. переведен, согласно прошению, в Канцелярию обер-прокурора. Определением Синода от 29 марта того же года допущен к участию в заседаниях Учебного комитета с правом голоса; 15 нояб. 1909 г. Высочайшим приказом назначен постоянно присутствующим членом Учебного комитета (Там же. Л. 26-28). Начиная с 1907 г. ежегодно командировался для проведения ревизий духовных уч-щ и семинарий: в 1907/08 уч. г. ревизовал духовные уч-ща Курской епархии, в 1908/09 г.- духовные уч-ща Вятской епархии, а также Елабужское Стахеевское епархиальное жен. уч-ще Казанской епархии и Камышловское ДУ Екатеринбургской епархии, в 1909/10 г.- духовно-учебные заведения Вологодской епархии, в 1910/11 г.- Новгородской епархии, в 1911/12 г.- Костромской и Минской епархий, в 1913/14 г.- Ишимское и Читинское духовные уч-ща, Омское и Забайкальское епархиальные жен. уч-ща, духовные школы Енисейской, Иркутской и Тобольской епархий, в 1914/15 г.- духовные школы Екатеринбургской и Олонецкой епархий, в 1915/16 г.- Тобольскую ДС, в 1916/17 г.- духовные школы Томской епархии и Бийское миссионерско-катехизаторское уч-ще Алтайской епархии (РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1908 г.). Д. 43; Там же. Оп. 10 (1910 г.). Д. 244; Там же. Оп. 10 (1911 г.). Д. 1407; Там же. Оп. 11 (1912 г.). Д. 88, 115; Там же. Оп. 11 (1914 г.). Д. 63, 64, 65, 69, 74; Там же. Оп. 11 (1915 г.). Д. 66, 67; Там же. Оп. 11 (1916 г.). Д. 149; Там же. Оп. 11 (1917 г.). Д. 69, 70).

http://pravenc.ru/text/2580122.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010