Дух. Консистории 1826 года 26). В 1860 году местный священник сообщал известному историку и археологу И. М. Снегиреву , что церковь Климента «стояла по сю сторону съезжей, где домик Иванова» (Дневник И. М. Снегирева . Москва 1905 г., т. II, стр. 154). Этот «домик» теперь принадлежит Глумову. При постройках, производившихся в этих владениях, неоднократно находили много человеческих костей – несомненный признак существования здесь кладбища. Если сравнить сведения о земле Климентовской церкви за 1744 год со сведениями о ней же за 1657 год, то мы увидим, как постепенно сокращалось количество церковной земли, т.е. она переходила в частное владение. По строельной книге 1657 года, земли под церковью и кладбищем было в длину 38 саж., в другом длиннике 36 саж., поперек 26 саж., в другом поперечнике 23½ саж., причтовой: под домом одного священника 14×10 сажень, другого 21½×12 саж., диакона 9¼×7¼ саж., пономаря 20×5 саж., просфорницы 18½×3¾ саж. (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М. 1891, ч. II, ст. 188–189). Всего приблизительно 625 3/16 квадр. саж., а в 1744 году только около 412 квадр. саж. Старое Климентовское кладбище несколько раз упоминается в документах XVIII века, как земля церковная: 1. В 1722 г. 22 мая ратушский подьячий Василий Прокофьев Плохой продал комиссару Новгородского полка Григорию Михайловичу Бартеневу двор на стрелецкой оброчной земле в полку Федора Колзакова, в межах: против передних ворот – «церковное Климонтовское кладбище» (Актовые книги города Москвы III, 174); 2. 1747 г. 10 августа жена солдата Ивана Дмитриевича Деревнина Соломонида Ивановна продала солдату Филиппу Васильевичу Лобанову строение на старом кладбище, на церковной земле (там же, VII, 92); 3. 1752 г. 7 сентября диакон Покровского собора Иван Матвеев продал каменщику Сергею Минееву строение на церковной земле настаром кладбище (там же, VIII, 103); 4. 1781 г. 14 мая регистратор Вотчинной Коллегии из дворян Петр Васильевич Токарев продал вдове поручика Анне Ивановне Протопоповой строение возле старого кладбища на церковной земле (там же, XII, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя у Христа кроме 12 учеников было ещё 70, но им Он в церкви не дал никаких прав и власти, поручив церковь только 12 апостолам; только им дал власть вязать и решить, т. е. власть суда над церковью и прочие совершать тайны, и их только послал на проповедь ( Мф. 28:19–20 ; Мр. 16:15–16 ; см. ниже прим. 189). Вследствие сего ученики из 70 самостоятельного значения в церкви не имели, пока не были поставлены во епископов, каковы: Тимофей, Тит, Епафродит и др., о которых в своих посланиях упоминает ап. Павел. 16 Священство делится на три чина: епископов, пресвитеров и диаконов, что видно из писания. «Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, читаем в Деян. апостолов, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их». ( Деян. 13:2–3 ). Эти были рукоположены во епископов. (Там же) «Рукоположша же (Павел и Варнава) им пресвитеры на вся церкви». ( Деян. 14:23 ). Ещё: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже аз повелех тебе». ( Титу 1:5 ; 1Тим. 5:22, 19–20, 17 ). «Ихже поставиша (избранных во диаконы) пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце». ( Деян. 6:6 ) Ещё смотри: у Симеона Солун. (л. 322); Игнатия бог. (л. 7, 9.); Благовест (Мф. л. 199 об.; Лук. л. 206) и мн. др.; Озер. 67–74 стр. Кроме священства Христос установил в Своей церкви ещё таинства, т. е. такие спасительные средства, без которых невозможно избежать огня геенского и получить обещанных благ, т. е. спастись; так как только в этих таинствах сообщается верующим благодать Св. Духа, очищающая приемлющих оные от грехов и сообщающая им силу и крепость к борьбе со страстями и похотями. Но совершать установленные Христом таинства могут только святители хиротонисанные. Из притчи о милосердом самарянине видно, что Христос, искупив больное человечество, пред вознесением Своим на небо поручил оное гостиннику, заповедав ему прилежать больному, т. е. лечить его. А до сего времени Он сам о нём заботился, обмыв его раны и помазав их маслом и вином. ( Лук. 10:33–34 ; Благов. Лук. л. 105, ниже в глав. 8). Чем же гостинник станет его лечить? Благодатью Св. Духа, преподаваемою в таинствах.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Труды киевск. дух. акад. 1867 г. 12, стр. 463–508 (и отдельно). 1868 38 . Ерминия, или наставление в живописном искусстве, со-ставленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701–1733 гг. Перевод с греческого. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 2, стр. 269–315, 3, стр. 529–570, 6, стр. 494=563, 12, стр. 355–445 (и отдельно). 39 . Египет. Состояние апостольской, православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века. Труды киевск. дух. акад. 1868 г. 5, стр. 197–248; 10, стр. 34–77; 11, стр. 153–188. 40 . Путешествие арх. Порфирия Успенского в Нитрийские монастыри, в Ливии, в 1845 г. Труды киевск. дух. акад. 1863 г. 8, стр. 189–234; 1869 г. 1, стр. 52–97; 2, стр. 161–194 (и отдельно). 1869 41 . Восток христианский. Богослужение абиссинов. I. Чин крещения и миропомазания в эфиопском требнике. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 3 стр. 334–372. 42 . – II. Апостольская литургия александрийской церкви, сохранившаяся у эфиопов в апостольских постановлениях и изданная Людольфом, в примечаниях эфиопской истории, на языке латинском. Труды киевск. дух. акад. 1869 г. 4, стр. 14–51. 43 . Образцы русского перевода священных книг ветхого завета с греческого перевода 72 толковников. Образец первый: Бытие. Труды киевск. дух. акад. 1869, 2, стр. 1–36. Образец второй: Псалтирь. Там же, 4, стр. 37–40. Образец третий: Притчи. Там же, 5, стр. 71–101. Образец четвертый: Песнь песней. Там же, 6, стр. 103–119. Образец пятый: Прообразования и пророчества, читаемые в церкви накануне господских и богородичных праздников и других священных дней. Там же, 7–10, стр. 119–214. 1871 44 . Восток христианский. 1. Просопография церковная, 2. Живопись церковная. Перевел с новогреческого. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 4, стр. 105–112 (и отдельно). 45 . История Афона. Труды киевск. дух. акад. 1871 г. 6, стр. 573–686; стр. 333–429, 9, стр. 445–483, 11, стр. 162–274, 1872 г. 6, стр. 393–451, 1873 г. 1, стр. 3–56, 2, стр. 155–213, 4, стр. 443–492, 6, стр. 1–56, – и отдельно: Восток христианский. История. Ч. 1-я. Афон языческий. Киев 1874; ч. II. Афон христианский, мирской. Киев. 1871; ч. III. Афон монашеский (до 1860 г.). Киев. 1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность и прочее. Там же, где есть благодарение, есть и зрение Бога, а кто зрит красоту Божию, как возможно, чтоб он не возлюбил Самого Бога, всякую красоту и доброту превосходящего, источник всякой доброты? Кто же любит Бога, тот строго исполняет заповеди Его, из коих первою, после любви к Богу, стоит: да любим друг друга, и та первая не бывает без сей второй, как говорит Писание: не любяй брата, его же виде, Бога, Его же не виде, пако может любити ( 1Ин.4:20 )? Таким образом и смиренномудрие востекает к любви и блюдет ее, и любовь содержит смиренномудрие и утверждает его (см. «Слова» преп. Симеона Нового Богослова , вып. 1, в пер. еп. Феофана, стр. 188–189). Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своем порядке и постепенно Представь в уме своем, что добродетели в жизни людей являются, как некие острова посреди моря, отделенные один от другого водою, но соединенные посредством мостов и состоящие таким образом во взаимной связи. Первая из этих добродетелей есть блаженное смирение, в которое вошедший западною дверью посредством покаяния и пробывши в нем довольное время, выходит восточною дверью и, перешедши затем через мост, вступает в обиталище плача, а после того, как пройдет и там довольно времени, омоется, очистится и облечется в благообразие плача, переходит и оттуда в место жажды и алкания правды, т.е. в алчбу и жажду всякой добродетели. Потом идет он в палату милосердия и благоутробия и, перешедши чрез нее – или, лучше сказать, углубляясь паче и паче внутрь его, – обретает царскую сокровищницу чистоты, в которую вступив, узревает невидимого Царя славы, сидящего внутрь ее. Палата эта есть тело, царская сокровищница – душа, с которою когда соединится Бог ради исполнения заповедей Его, делает ее всю божественным светом чрез единение с Собою и благодать Свою. И только всякий проходящий означенным путем добродетелей приходит в сие богоданное состояние. Вступить в это шествие с другой стороны или минуя то или другое обиталище, искусственным неким способом перебраться в дальнейшее, – совершенно невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

7) Голубинский «к нашей полемике с старообрядцами», стр. 160: «В продолжение столетия, обнимающего последнюю четверть XII и три первые четверти XIII века, вместо двоеперстия у них (греков) вошло в употребление троеперстие, и только уже это последнее стало их окончательным перстосложением... стр. 163: и так, в продолжение столетия с последней четверти XII века по третью четверть XIII века вместо двоеперстия у греков вошло в употребление троеперстие, которое и осталось у них навсегда». Следовательно до патр. Никона почти за 400 лет! Какое же это новшество? 8) Там же, стр. 51: «Двоеперстие было признано у нас правильным и православным способом перстосложения, который должен быть употребляем всеми (определение Стоглавого собора); но оно не входило у нас в общее употребление и до времен патр. Иосифа, так как и до его времени вместе с двоеперстием продолжало оставаться троеперстие». 9) Там же 168–169 стр.: «Положительное свидетельство, что после Стоглавого собора у нас продолжало оставаться троеперстие, содержится в житии преп. Александра Ошевенского (ум. 1479 г.), которое написано монахом Александрова монастыря Феодосием в 1567 году. Списатель жития рассказывает в заключение сего последнего о бывшем ему видении преп. Александра и говорит: «Аз же возбнув от видения и никого же виде и наипаче начах плакати и рыдати, понеже много пререковах святому; и уведе (древняя форма вместо: уведех) бывшая над собою, яко десная рука моя ослабе, длань же о запястии согнуся, три же перста верхних едва возмогох вместо содвинути, иже на лице своем крестное знамение воображати, два же перста нижних ко длани прикорчишася». Примечание: «Неповрежденность чтения приведенного места не может подлежать сомнению». 10) Князьков «как начался раскол в русской церкви», стр. 31: «На Руси одновременно существовало и двоеперстие и троеперстие. Так преподобный Александр Свирский , живший в 15 веке, крестился тремя перстами». 11) Каптерев – « Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович» т. 1, стр. 188–189: «Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константиноп.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Никона остается непотрясаемый веками, освящая и ныне молящихся в нем. Ревность и бодрость не оставляли Никона и в глубокой старости. Наконец, почувствовав близость кончины, на одре болезни, призвал он братию и дал последнее наставление: соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не часто выходить из обители, быть терпеливыми в искушениях, соблюдать повиновение начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие, не пренебрегать бедностию. Видно, что ему откровением показан был уготованный ему покой. Ясно не открывал он о том братии, но в крайнем изнеможении неожиданно сказал он: «отнесите же меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего», и скончался 17-го ноября 1426 года 273 . Святое тело его положено было близ мощей великого учителя его. Память преп. Никона установлено чтить повсеместно в 1547 году, но служба ему написана была почти столетием раньше того, по распоряжению святителя Ионы 274 . Близки были друг к другу в земной жизни преп. Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Не раз являлись они оба вместе и чудодействовали. Так явились они больному купцу Симеону: Сергий с крестом, Никон с иконою, и даровали ему исцеление. Вот и еще опыт, самого недавнего времени, 1846 года. В монастырской больнице жестоко страдал нервною горячкою послушник Гавриил. В ночь на память преп. Никона видит он, что душа его как бы разлучается с телом и устремляется в какую-то бездну. Мысленно стал он молить преп. Сергия и Никона, дабы возвратили его к жизни на покаяние. А лежал он, как видели другие, без памяти и движения. Вдруг видит, отворились двери, входят светоносные старцы: один с жезлом, в нем признал больной преп. Сергия, другой был преп. Никон. Преп. Сергий, указывая жезлом Никону на больного, сказал: «помоги». Преп. Никон подошел и самым приближением наполнил больного силою и радостию. Больной приподнялся, перекрестился. Преподобные стали невидимы. Гавриил пришел в память и болезнь прошла 275 . 262 Младший Афанасий Высоцкий поступил в Высоцкую обитель, так говорит слово, по удалении Никона к Сергию, и пробыл здесь до игуменства не более 7 лет; а старший Афанасий был игуменом Высоцким всего 9 лет, с дек. 1373 г. до нояб. 1382 г. След. для пребывания Никона в Высоцкой обители, из которой вышел он в 1375 году, остается около двух лет. 264 Ркп. краткое житие преп. Никона. Надпись на лествице обители: «в л. 6920 (1418) написася лествица в обители прп. игумена Сергия. В то же лето священа бысть церкви в той же обители септемрия в 25 д.». Собр. л. 6, 137. 138. 270 Опис. Сергиевой лавры, стр. 177–189. Богослужебные книги пр. Никона, еще ныне целые: евангелие, служебник, октоих. Там же, стр. 36. 37. 136. 271 Так описывается пр. Никон в Пахомиевой службе ему. Минея за ноябрь. М. 1646 г. у Румянцева 397. 274 Житие пр. Никона в минее Макария; а. э. 1, 203. Похомиев канон пр. Никону у Толстого 2, 227, у Румянцева, стр. 593, у Царского 563. Преставление пр. Никона 17 нояб. – в святцах устава и псалтири XVI в. у Толстого 1, 100, 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дальнейшее рассмотрение жития, богатого новыми данными для истории греко-болгарских войн при Симеоне, уже выходит из рамок IX столетия, а потому мы довольствуемся только этими известиями. Но уже и этого вполне достаточно, чтобы рассеять явные несообразности в предшествующей русской литературе на счет обстоятельств времени и жизни св. Марии: Мария, по Филарету, будто бы подвизалась девственницею и почила около 886 года! Не подлежит сомнению, что она родилась в IX в. и может быть в царствование имп. Василия, а умерла уже в X столетии. Из жития видно, что при её погребении присутствовал епископ Евфимий. Алляций заключил откуда-то, что этот Евфимий был позже патриархом Константинопольским (906–911 или 907–912). Если это так, то Мария умерла до 906 года. Сообразно с этим приблизительный расчет разных моментов её жизни может быть представлен в следующем виде: Мария род. ок. 875 г., в 893 г. вышла замуж, в 894 г. родила Ореста († 899 г.), в 895 г. Вардана, в 900 г. Ваана и Стефана; скончалась ок. 905 года, в возрасте 30 лет. 666 658 Житие препод. Власия мниха, памятник словено-болгарской письменности IX века, изд. архим. Леонида в Пам. Др. Письм. 1887, LXV; отрывок (стр. 8–12 издания) у И. И. Срезневского : Сведения и заметки. Спб. 1876. XLI–LXXX. 387– 391. Тоже, по-видимому, житие в рук. собр. гр. Толстого, отд. II, 399, XVI в. л. 476–516. 662 Βος κα πολιτεα κα μερικ θαυμτων διγησις τς οιδμου κα μακαρας Μαρας τς νου (inc. π μν τν ξωθεν γνων) в cod. Athon. Laur. K. 81; ep. Fabricius-Harles, Bibl. gr., X, 286; Алляций (De scriptis Sym. Metaphr., ap. Migne, CXIV. 88–89) указывает на современность жития: Μαρα θαμα τς καθ’ μς γενες; арх. Филарет Черниговский : Жития святых подвижниц восточной церкви, изд. 2-е. Спб. 1885, стр. 250; арх. Сергий Владимирский: Полный месяцеслов Востока, изд. 2-е, Владимир 1901, II, 538; Μ. Гедеон в ν Κωνσταντινουπλει λληνικς Φιλολογικς Σλλογος, Παρρτημα το 24–26 τμου, σ. 86; Известия русского Археолог. Института в Константинополе. Одесса 1896, I, 30; рассмотрение жития там же IV. 2, София 1899, стр. 189–220 (статья Г. Баласчева).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

87. 1460 г. Его же послание к литовским епископам о незаконном киевском митрополите Григории Из сборника новгородско-софийской библиотеки (ныне с.-петербур. Духов. академии) 1464, л. 394–407; сверено со списком, находящимся в другом сборнике той же библиотеки 1465 (прежде 677), л. 184–189. Издано было, по этому последнему списку, в VI томе. Ист. Русс. Цер. Макария (Прилож. I). Соображения о времени написания грамоты см. там же, стр. 43, примеч. 66. Благословение от пресвященного архиепископа Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе возлюбленным сынам и сослужебникам нашего смирения, епископам земель великих литовских, добре бывшим строителям святой церкви, правителям божественного закона: благодать вам и мир, еже о Христе святой церкви благоустроение. Помните убо, сынове, прежде бывшее еже о мне смиренном, како по милости Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа и пречистой его Матери, святой Богородицы, аз смиренный епископ, быв преже муромский епископ и рязанской земли, и колико лет пребывах в послушании духовно отца и господина своего, пресвященного архиепископа Фотия, митрополита киевского и всея Руси, о немже благоволи Бог приять душу его в небесное царство. И сия весте, како изволи Бог и пречистая Богородица, еже получить ми паству великой Божьей церкви и богособранного Христового великого стада словесных овец. О сих же, чада, Бог весть, яко не дерзновенно, ни самовластно таковое сотворих, ниже о сих желательно душу имеях, но сие бысть действием Святого Духа. И по сих с подвигом избрания и воли благочестию ревнителя, благоверного великого князя Василия Васильевича, и достигох Царствующего града, цветущего в прежнем благочестии греческого православия, и приях, от благоверного царя и от святейшего патриарха Иосифа благословение, и от всего святого собора вселенского. И тако Божьей волей царь же и патриарх, по своему благословению и по всего святого и вселенского собора, повелеша быть ми на русской земле по Сидоре митрополитом; зане уже тогда от них поставлен бысть Сидор митрополит, и по сих пребысть на Руси не мало время, и потом Рима достиг, и оттоле злая ересная святой церкви русской принесе неподобная, да и сам к Риму отбеже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Н.А. Скворцов Местность, где в настоящее время находится храм Знамения Пресв. Богородицы за Петровскими воротами, в XVII веке значилась в той части Москвы, которая называлась Земляным и Деревянным-Земляным городом: он начинался за стенами Белого города и продолжался до насыпного земляного вала, по которому стояли деревянные стены с башнями и проездными воротами (теперь на месте этого вала Садовые улицы). Петровские ворота тогда, действительно, существовали в каменной стене Белого города, который с одной стороны доходил до теперешних бульваров, с другой соприкасался с Кремлем и Китай-городом. В пору постройки существующего каменного храма Знамения Пресвятой Богородицы местность эта была в приказе (т.е. в полку) полковника Никифора Ивановича Колобова (Московское Отделение Архива Министерства Императорского Двора 189 года 555). В XVII в. (1701–1755 гг.) место церкви определялось названиями «в полку Федора Колзакова» (Актовые книги г. Москвы I, 42; III, 107. 174. 469; VII, 201. 261), «в Жукове полку» – в 1717 и 1722 годах (там же, II, 232 и Описание док. и дел, хран. в архиве Свят. Прав. Синода, том II, часть 1, приложение 47, стр. 533), хотя в это время уже не было стрелецкого войска; в 1779 году – «близ Трубы» и «на Трубе» (Актовые книги г. Москвы XII, 267. 270). Каменный храм Знамения Пресвятой Богородицы построен вместо ранее существовавшего деревянного во имя св. священномученика Климента, папы Римского. Этот последний еще не значился в 1620–1621 годах, а с 1625 года уже выдавалось его священнику царское жалование (молебных и панихидных денег) 1 рубль 17 алтын, диакону 1 рубль 3 алтына, просфорнице 18 алтын (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Москва, 1884 г., I, 621; II, 188. Доп. Акт. Ист. IX, 330). В 1631–1632 годах в приходе было 508 дворов; в 1635 г. здесь жили стрельцы полка Михаила Рчинова; в 1650 году в приходе Климентовской церкви считалось 500 человек, с которых причтом платилась дань в патриаршую казну 1 . Церковь св. священномученика Климента со всеми иконами сгорела в 1676 году, и после того уже построена существующая каменная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом священномученика Климента на новом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010