Если ближнего своего, согрешившего против тебя, подвергаешь ответственности за то, что согрешил он против тебя, то сим уличаешь самого себя, что и ты в состоянии был не грешить ни против ближнего своего, ни против Бога (прп. Ефрем Сирин , 34, 36). Кто осуждает других, тому нужно, чтобы не осуждали ею собственные его дела (прп. Ефрем Сирин , 34, 299). Разбирай больше сам себя, нежели дела ближних: одно доставляет пользу тебе, другое – ближним (свт. Григорий богослов , 16, 202). Источник. Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о другом. Ежели кто, желая позабавить тебя, выставляет ближнего на посмешище, то воображай себе, что предметом смеха служишь ты сам, в таком случае слова его всего более огорчат тебя (свт. Григорий Богослов , 16, 204). Источник. ...Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, нежели положит конец пороку (свт. Григорий Богослов , 17, 206). Источник. Не услаждайся насмешками и не соучаствуй с пересудчицами, потому что их оставит Господь (авва Евагрий, 89, 616). ...Несмотря на то что этот грех подвергает такому наказанию, а нисколько не доставляет удовольствия, мы все бежим на зло, как будто стараясь и соревнуя войти в геенскую пещь не одною, а многими дорогами (свт. Иоанн Златоуст , 44, 140). Если бы мы не сделали даже никакого другого греха, то уже этот один может свести нас в преисподнюю геенну... (свт. Иоанн Златоуст , 44, 140). Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что Бог произнесет суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и твоему суду о других (свт. Иоанн Златоуст , 45, 53). Источник. Согрешил кто-нибудь и строго осудил другого, совершившего тот же грех: за это в тот день он подвергнется наказанию не такому, какого требует свойство греха его, но больше чем двойному и тройному, – потому что Бог назначит ему наказание не сообразно с тем, в чем он сам согрешил, но за то, что строго осудил другого, который согрешил в том же (свт. Иоанн Златоуст , 46, 200).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 252  голоса:  4.3 из  5) Зеница ока Еще со времен советской власти в сознании наших граждан укоренилось странное предубеждение против священников. Я не раз слышала от весьма даже просвещенных людей, что у «попов» «под рясой погоны» и что они только спят и видят, как бы выдать компетентным органам тайну исповеди: этот-де исповедник маловерен, нарушает пост, молится с прохладцей, раздражается, ссорится с ближними, тщеславится, празднословит… А те — воспользуются такой полезной информацией и… Были у меня такие случаи, когда я даже верующих людей, остро нуждавшихся в помощи священника, не могла убедить обратиться к тем пастырям добрым, которых хорошо знала. Я помню, когда в середине 80–х в Киеве посадили за решетку моего бывшего сокурсника по Литинституту Павла Проценко и в Москву приехала его жена, чтобы похлопотать о его освобождении, я никак не могла уговорить ее пойти к священнику. Удивительно, ведь сам Павел был верующим уже тогда, когда я и крещена-то еще не была. И посадили его за то, что он собирал материалы для канонизации новомучеников, пострадавших от кровавых гонений советских безбожников. И жена эта вроде бы была человеком церковным… Но на каждое мое предложение пойти к такому-то, вполне достойному доверия священнику или к такому-то, отсидевшему за веру в сталинских лагерях старцу она решительно мотала головой: — Этот? Так он давно продался органам! А на этом и клейма негде ставить… Странно, но куда больше надежд она возлагала на советских писателей и просила собрать подписи под коллективным письмом в защиту Павла. Это письмо подписали Евтушенко, Битов, Аверинцев, еще кто-то, и действительно его вскоре освободили. Подобное отношение к иереям Божьим было и у только что вернувшейся из ссылки Зои Крахмальниковой. Она допытывалась у меня, к кому из священников она могла бы пойти за советом, и я назвала ей весьма многих, которые ежедневно молились на Божественной литургии за «плененную Зою» во время ее заключения, как это было, например, в Троице — Сергиевой лавре, когда диакон возглашал на солее ее имя.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnyj-ogon-i...

Евгений Киндинов: Не надо преувеличивать свое «я» Когда человек говорит, что к такому-то выбору его подвигли жизненные обстоятельства, я понимаю, что скорее всего человек этот в храм не ходит. 10 декабря, 2014 Когда человек говорит, что к такому-то выбору его подвигли жизненные обстоятельства, я понимаю, что скорее всего человек этот в храм не ходит. Народный артист России о вере и верности Он стал популярным ещё со времён главной роли в фильме «Романс о влюблённых». Потом было множество ярких работ, а в трудовой книжке единственная запись: «актёр Московского художественного театра имени Чехова». Но беседовали мы не о творческой мастерской знаменитого артиста, а о вере. Хотя, может быть, это и есть его творческая мастерская. Узенькая лестница к вере — Евгений Арсеньевич, семейную жизнь актёров чаще всего считают очень переменчивой. У вас не так. В чём секрет, вы ведь со своей женой всю жизнь вместе? — Уже больше 40 лет. Мы с Галей познакомились в Школе-студии МХАТ, оба там учились с 1963 по 1967 год. А секрет… Насколько мне мой опыт подсказывает, здесь главное — воспитание. Ребёнок, выросший в любви и в полной семье, лучше подготовлен к правильному восприятию жизни. Я точно знаю, что некоторые мои коллеги выросли в сложных семейных условиях, так вот эти сложности продолжают с ними существовать. А ещё я благодарен актрисе Кате Васильевой за то, что она мне, уже взрослому человеку, помогла правильно расставить жизненные ориентиры. И главный среди них — это, конечно, вера. — Как это случилось? — В начале 1980-х Екатерина Сергеевна — она, кстати, моя одноклассница — привела меня в Софийский храм. Тогда ещё в главном храме была какая-то контора, и мы ходили в привратную церковь на набережной, поднимались по узенькой лесенке. Сначала я один ходил, а потом и с Галей. К отцу Владимиру Волгину, он там настоятель. — Я слышал, что туда много актёров ходит. — И туда, и в другой храм, в который мы тоже ходим, это рядом с Пушкинским музеем, священномученика Антипы. Там настоятелем отец Димитрий Рощин, сын Кати Васильевой. Этот храм, как и Софийский, тоже не пустует. Много молодёжи, маленьких детишек… Мы там недавно крестили нашу первую внучку, Александру.

http://pravmir.ru/evgeniy-kindinov-ne-na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вселенский вопль " Держите вора! " , или апология фашизма 07.12.2006 536 Время на чтение 6 минут Пословицы наши порой почище дзенских коанов и апорий Зенона вскрывают самую суть, логику мирских событий, научают рассуждению, воспитывают. В них специфически русская, стремительная и мгновенная формула живого предания, преемственность поколений, зерно мудрости нации. На этих пословицах народ наш образовывался и сформировался как мощное и особенное явление всемирной истории. Неслучайно преподобный Амвросий Оптинский учил и проповедовал пословицами. Кто громче всех кричит: " держите вора! " , - в России знают даже дети. Эту русскую пословицу, как и другие, не менее точные и емкие, кому-то, видимо, очень мечтается изъять из нашей памяти. А заодно и русскую культуру, и язык русский. На это, похоже, нацелена кампания по отмене Основ православной культуры. Эксперты Общественной палаты решили, что предмет сей может глубоко задеть и обидеть другие нации и вероисповедования, народы, социальные группы, а также честь отдельных персон. Посему де, Основы православной культуры вводить нельзя, но, чтобы всем угодить, никого не обидеть, соблюсти реноме светского государства, надо ввести адекватный светский предмет религиоведение, в котором говорится о всечеловеческих ценностях и происхождении человека. Примерно такую оценку дала Общественная палата очередной попытке русской нации самоидентифицироваться. Выглядит эта оценка скорее как обвинение. Слов экстремизм и фашизм, правда, употреблено не было, но... А вот, напрашивается вопрос, что подразумевается под определением происхождение человека? Неужели Сотворение человека Богом? Конечно же, нет. Вот тут то и перевертыш. Тут-то и вселенский истошный вопль, тут-то и визг " держите вора! " . Всюду слышишь, как для борьбы с Церковью употребляется магическое словечко: светское. Светское государство, светская наука, светское законодательство, светское образование, светское общество, светская культура... На это понятие светскость опирается практически вся культура нового времени. И с этой, светской стороны, жизнь - всего лишь способ существования белковых тел. И человек, по такому определению, только сгусток белковых соединений, результат случайных комбинаций стихийных химических процессов. Признанным корифеем, выразителем этих светских взглядов на человека и цивилизацию уже более ста лет является Ч.Дарвин. Помните уроки биологии? Происхождение видов, питекантропы, синантропы, естественный отбор, происхождение человека от обезьяны... Решительно такому происхождению человека, эволюции материи отдают предпочтение альтернативщики Православия.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/07/...

Мои мироносицы Обернулся. В валенках, теплом ватнике, закутанная в большой пуховый платок, вся в снегу и инее, вошла пожилая женщина. За собой она тащила санки, груженные чем то тяжелым. — Зоя! Я же тебе сказал, что на санях приеду и заберу! Чего ты надрываешься? – сокрушенно спросил староста, и добавил, уже ко мне обращаясь: — Вот, батюшка, в соседнем селе живет и по такому морозу и снегу на санках кирпич за два километра возит. 3 мая, 2014 Обернулся. В валенках, теплом ватнике, закутанная в большой пуховый платок, вся в снегу и инее, вошла пожилая женщина. За собой она тащила санки, груженные чем то тяжелым. — Зоя! Я же тебе сказал, что на санях приеду и заберу! Чего ты надрываешься? – сокрушенно спросил староста, и добавил, уже ко мне обращаясь: — Вот, батюшка, в соседнем селе живет и по такому морозу и снегу на санках кирпич за два километра возит. В епархию меня вызвали сразу же после Богоявления . Зима 1990 года была холодной и снежной. Первый утренний пассажирский автобус до областного центра выходил лишь только тогда, когда шахтные трактора расчистят дорогу. Владыка об этом, конечно, знал, но вызвал… Значит, что-то срочное. Отслужил я к тому времени после рукоположения, аккурат, два месяца, с небольшим хвостиком. Только первые буквы богослужебной практики освоил, да пару литургий самостоятельно осилил. Призыв священнический в конце 80-х — начале 90-х оригинальный был. Приходы по епархиям открывались десятками, а священства подготовленного не было. Три семинарии на весь СССР чуть больше пятидесяти подготовленных к священству воспитанников в год выпускали, а у дверей каждой епархии многочисленная очередь ходоков из городов и весей: «Дайте священника!». Поэтому и готовили священство по принципу «взлет-посадка». И ведь управил Господь: большинство, в тех непростых годах рукоположенных, добрыми пастырями стали, хотя и исключения были. Священническое служение свои искушения и преткновения имеет. Светскому человеку часто и не понять их. Одной из таких проблем были сельские храмы, где прихожане сами порушенную церковь восстанавливали или новую строили, а затем «с позиции силы» к правящему архиерею ехали.

http://pravmir.ru/moi-mironosicy/

Почему человек верит в Бога? Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам 27 марта, 2016 Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам Сейчас время умирать бывшим атеистам. Просто пришел возраст уходить из земной жизни тем, кто родились накануне Великой Отечественной Войны и сразу после нее. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет…»(Пс.89:10). В большинстве своем – это бывшие пионеры, комсомольцы, партийные и беспартийные коммунисты, а значит люди, скорее всего, неверующие. Если и повезло кому-то быть окрещенным в детстве не забывшими Бога родственниками, то все равно к религии и вере большую часть жизни многие из них не имели никакого отношения. И вот, одни  до последнего «стоят на своем» и умирают без покаяния и причастия. Не помогают ни уговоры воцерковившихся детей или внуков, ни ощутимое присутствие Церкви в информационном пространстве. Другие же, пусть и на закате дней своих, открывают сердце Богу, начинают ходить в храм, готовятся к жизни вечной. И когда стоишь на похоронах, отнюдь не отвлеченно-философским представляется вопрос «почему человек верит или не верит в Бога?»А еще совсем не праздной кажется мысль «насколько от самого человека зависит – верить или не верить?». Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице: – Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать. Верующий человек всю жизнь ищет Бога, хотя не видит глазами. Он прекрасно понимает, что не видит, но его сердце знает, что Бог есть. Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам. И уже в ответ на это Бог даёт человеку помощь, которую человек ощущает лично. Неверующие люди напрасно думают, что Бог их чем-то обделил, не дал им веры. Я глубоко уверен, что просто эту веру «некуда было положить». Наше сердце открыто перед Богом.

http://pravmir.ru/pochemu-chelovek-verit...

...Бывает слово праздным, именно когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). ...Худой отзыв о другом есть праздное слово; потому что, как скоро видит очерняемого, умолкает (при. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Кто от себя сложил ложь, тот предается празднословию; потому что пересказывал, что не было сделано и чего не видал (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). Источник. ...Что такое праздное слово? – Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делая того, что повелел Христос (прп. Ефрем Сирин , 30, 281). То , которое... учит делать доброе, а само не делает (прп. Ефрем Сирин , 30, 282). ...Только проходящие духовную жизнь услаждаются такими речами, предмет которых добродетель; склонные же к жизни, преданной страстям, не терпят слушать о духовном, но смеются над этим, и кто говорит, того гонят от себя прочь. Беседуя же о страстях и удовольствиях, не знают сытости и согласны лучше лишиться пищи и сна, нежели положить конец такому пустословию (прп. Ефрем Сирин , 30, 492). Источник. Кто празднословит во время Божией службы, тот подвергнется сугубому порицанию за то, что отвлекает от молитвы и псалмопения как того, с кем разговаривает, так вместе и тех, которые стоят близ него (прп. Ефрем Сирин , 31, 294–295). Источник. ...Как в детях напечатлеваешь первые правила нравственности для того, чтобы они впоследствии избегали пороков, так и в отношении к слову не должно сказывать дерзости и необузданности даже в суждениях о вещах маловажных, чтобы не приучиться к такому злоупотреблению в суждениях о важнейшем. Ибо легче не поддаться пороку вначале и избежать его, когда он только к нам близок, нежели пресечь и стать выше его, когда он уже сделал в нас успехи; как и камень легче подпереть и удержать в начале, нежели поднять вверх во время его падения (свт. Григорий Богослов , 14, 169). Лучше спать, чем проводить время в пустословии (прп. авва Евагрий, 89, 611).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский – пуп земли евразийской? Понтифик едет в Казахстан и жаждет встречи с Русским Патриархом 05.08.2022 2708 Время на чтение 6 минут Фото: из личного архива автора Как относиться православным к такому развороту событий? На днях «в Апостольском дворце в Ватикане состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония, находящегося в Риме с архипастырским визитом по делам Администрации приходов Русской Православной Церкви в Италии, с секретарем Святого Престола по отношениям с государствами архиепископом Полом Ричардом Галлахером. В ходе продолжительной беседы обсуждались текущие вопросы, касающиеся взаимоотношений Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви», – сообщает сайт Московской Патриархии. Разве сегодня взаимоотношения с Ватиканом являются самыми актуальными на фоне трагедии, происходящей в Русской Церкви и на Русской земле? И разве наши церковные иерархи могли забыть, что всего несколько месяцев назад, в мае этого года папа Римский в интервью итальянской газете «Corriere della sera» называл нашего Патриарха «алтарным мальчиком Путина»? И вот теперь вновь на повестке ОВЦС дружба с Ватиканом. Вроде бы уже ясно, какой характер может носить эта дружба. Уже многократно видели, убеждались веками. Веками Католическая церковь стремится подчинить православных. Веками ради власти папы Римского льётся кровь православных христиан, земли которых оказываются в сфере интересов понтифика. Кто готовил и осуществлял Майдан на Украине? Униаты – птенцы и чада папы Римского. Кто сегодня устраивает гонения на представителей Московского Патриархата на Украине, захватывая храмы и убивая священников? Головорезы из лжецеркви «ПЦУ» в союзе с теми же униатами. Папа Римский надевает маску голубя, колесит на своей колеснице по планете, призывая всех к миру. Однако маска плохо держится на его лукавой физиономии. Недавно эта маска совсем упала, остались лишь перья в голове, то ли голубиные, то ли страусиные. Это произошло во время визита папы в Канаду на встрече с индейцами, где понтифик, и перья себе в голову вставил, и руку шаману целовал, и в шаманском магическом акте «очищения» вместе со своими кардиналами участвовал. Докатился на старость лет. До ручки дошёл, как говорится. «Непогрешимого наместника Христа» очистили, а, может быть, и обчистили канадские шаманы.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/05/pa...

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В эпоху, когда Русь приняла христианство, православная церковь была пропитана монашеским духом, и религиозное благочестие находилось под исключительным влиянием монастырского взгляда. Сложилось представление, что человек может угодить Богу более всего добровольными лишениями, страданиями, удручением плоти, отречением от всяких земных благ, даже самоотчуждением от себе подобных, - что Богу приятна печаль, скорбь, слезы человека; и напротив, веселое, спокойное житье есть угождение дьяволу и ведет к погибели. Образцом богоугодного человека сделался отшельник, отрешившийся от всякой связи с людьми; в пример высокой христианской добродетели ставили затворников, добровольно сидевших в тесной келье, пещере, на столбе, в дупле и т.п., питавшихся самою скудною, грубою пищею, налагавших на себя обет молчания, истязавших тело тяжелыми железными веригами и предававших его всем неудобствам неопрятности. Если не все должны были вести такого рода жизнь, то все, по крайней мере, обязаны были, в видах благочестия, приближаться к такому идеалу. Слово спасение в христианском смысле тесно связывалось с приемами, выражавшими более или менее такое стремление. Весь строй богослужения сложился так, как будто был создан для монастырской жизни: продолжительные чтения, стояния, множество молитв и правил, чрезвычайно сложная символика и обрядность - все приноравливалось к такому людскому обществу, где бы человек мог исключительно быть занят молением. Самое содержание молитв, вошедших в церковный обиход и сочиненных отшельниками, более подходило к признакам монастырской, чем мирской жизни. Совершенный отшельник был самым высшим идеалом христианина; за ним, в благочестивом воззрении, следовала монастырская община -общество безбрачных постников и тружеников, считавшееся настоящим христианским обществом, а за пределами его был уже " мир " , спасавшийся только молитвами отшельников и монахов и посильным приближением к приемам монастырского житья. Оттого-то пост, как один из этих приемов, пользовался и до сих пор продолжает пользоваться в народе важнейшим значением в деле спасения.

http://sedmitza.ru/lib/text/435558/

Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010