Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа He может быть состоятельным пред лицом св. отцов Церкви и учение Евномия, что имена Божии, как Божественные действия, выражают сущность Божию, в силу чего мы, по его словам, можем иметь познание о самом существе Божием. Св. Григорий Нисский и Василий Великий показали нам, что имена Божии, как членораздельные слова, не суть Божественные действия, но суть действия человеческие. Из этого явствует, что имена Божии, как действия человеческие, не могут выражать сущности Божией и дать нам познание о Божественном существе. У св. отцов Церкви есть нарочитое учение о непостижимости существа Божиего и даже о неименуемости Бога в Его существе. Означенное святоотеческое учение еще раз показывает всю ложность еретической теории Евномия, что имена Божии суть действия Божии. Итак, остановимся своим вниманием на учении св. отцов Церкви о непостижимости существа Божиего. Св. Григорий Нисский приводит такие слова Евмомия: «тем не свойственно даже нарицаться христианами, которые утверждают, что естество Божие неведомо» 894 . А также, по свидетельству святителя Григория, Евномий говорит, «что познал существо Божие, и полагает, что собственным разумом понял непостижимое для нас» 895 . Такие заявление Евномий делал на том основании, что имена Божии будто выражают сущность Божию, и в особенности имя «нерожденность», которое является, по его словам, главнейшим выражением сущности Божией и с каковым именем связаны все прочие Божественные имена 896 . Это имя и считает Евномий средством для абсолютного познания существа Божиего. Ниспровергая такие заявления Евномия, св. Григорий Нисский говорит, что в человеческой тварной природе нет силы к познанию существа Божиего, и не только человеческая, но и ангельская природа не может вместить и обнять ведением бесконечное естество 897 . «Пусть, – говорит св. отец, – хвалящиеся знанием бесконечного существа Божиего прежде ответят относительно доступного: светил небесных, земли и воздуха, созданных Богом существ, которые мы видим» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1839 году вышло в свет «Дополнение к доказательству о древности трехперстного сложения». В этой книге, написанной с целью убедить раскольников в ложности усвоенного ими двухперстного сложения креста, происхождение этого обычая объяснялось следующим образом: «Двухперстное сложение признано св. церковию за армянское предание, а как известно, что армяне такие же еретики, как и ариане: как Арий, научающу его сатане, дерзнул раздирати Божество Сына Божия, нарицая Спасителя нашего Иисуса Христа тварью, а не Творцем, и тем равночинность Лиц Св. Троицы первый он начал раздирать и, подобно волку, словесных Христовых овец возмущать, так и армяне Св. Троицу не православно исповедуют и в противность св. христианской церкви, не только в сложении перстном вместо трех молются двумя, чему и расколоучители последуют, но и в изображении на себе креста, также и в Трисвятом со св. церковию не согласуются, как и старообрядцы в Аллилуйя. Православные христиане в Великую Субботу в память страдания Христова и погребения постятся, равно и в неделю мытаря и фарисея св. отцы установили во все дни, т. е. и в среду и в пяток мирянам исти мясо, сыр и яйца, а армяне, в противность св. церкви определили пост, называемый Арцивуриев, каковый законоположил исполнять им Сергий – ересеначальник армянский в честь любимого своего пса, именуемого арцивурием. Безумный Арий вселенским первым св. собором от церкви христианской извержен и с единомышленниками своими предан анафеме, и именуются они до сего дни проклятыми, а армяне за мерзские свои нововведения и за сопротивление Христовой церкви называются проклятыми» 1 . Тогдашний армянский католикос Иоаннес, прочитавши такие странные сведения о своей церкви в книге, имевшей, по-видимому, официальный характер, счел своим долгом поднять свой голос в ее защиту, и, в прошении, представленном на Высочайшее Имя от 31-го июля 1841 года, доказывая несправедливость сведений об армянской церкви, заяввленных в упомянутой книге, всеподданнейше испрашивал Высочайшего повеления «не печатать книг или статей, касающихся Армяно-Григорианского исповедания, без предварительного сношения о том с высшим духовным сего исповедания начальством и получении от оного о печатаемом точных сведений и пояснений, или вменить в обязанность русской цензуре не выпускать сочинений в самых сокровенных и заветных чувствах, каковы чувства религии, безвинно оскорбляющих народ, имеющий счастие в продолжение более столетия постоянною преданностию обращать на себя милостивое внимание августейших венценосцев России» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Образцовые христианские супруги и матери Св. Нонна, мать св. Григория Богослова . Добрая жена, это – дар Божий, и Господь устрояет доброе супружество. Хотя круг деятельности жены, по-видимому, тесен, ибо весь почти заключается в пределах одного семейства, но, тем не менее, и на этом невидном поприще она может совершить такие подвиги и оказать такие доблести, которые будут благоплоднее многих подвигов и дел, совершенных мужами на поприще общественного служения. К такому убеждению приводят нас примеры многих христианских жен, показавших в себе образец того, чем могут и должны быть матери семейств в христианском мире. Один из таких примеров мы видим в св. Нонне, матери св. Григория Богослова . Сам же св. Григорий Богослов изображает нам высокие совершенства матери своей; а кто лучше сына мог знать самые сокровенные добродетели матери, и кто беспристрастнее святого мог свидетельствовать о них! Итак, его словами начертаем образ жизни св. Нонны, представляя: 1) какими добродетелями вообще украшалась она в тишине жизни семейной, и 2) чем в особенности послужила своему супругу и детям. Другие жены тщеславятся и превозносятся красотою: св. Нонна знала одну красоту – душевную, и старалась сохранять или уяснять в себе, по мере сил, образ Божий; а поддельные и искусственные украшения отвергала, как неприличные христианской супруге. Она знала одно истинное благородство: быть благочестивою и знать, откуда мы произошли и куда пойдем; одно надежное и неотъемлемое богатство – употреблять свое имущество для Бога и для нищих, особенно же для обедневших родственников. Если одни из жен отличаются бережливостью, а другие благочестием (ибо не всегда совмещаются оба эти качества), то она превосходила всех тем и другим, в каждом достигала совершенства и оба умела соединить в одной себе. Попечительностью и неусыпностью, по предписаниям и правилам Соломоновым для жены доброй, она так умножила все в доме, как бы вовсе не имела целью благочестие. Но, с тем вместе, и столько была усердна к Богу и ко всему божественному, как будто нимало не занималась домашними делами. Одно не терпело у неё ущерба от другого, но одно другим взаимно поддерживалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Земля, где родился, жил и пострадал за нас Господь наш Иисус Христос , почитается у всех христиан землею святою. Кто любит Спасителя от всей души тому, без сомнения, любезна и эта земля. Побывать в ней ради Господа, помолиться у св. Гроба Господня и на других святых местах, поклониться им, считается делом добрым и угодным Богу. Когда родился Спаситель мира, тогда волхвы или мудрецы из дальней страны приходили поклониться Ему в г. Вифлеем. Похожи на этих волхвов и христиане с разных, самых далеких краев земли, тысячами путешествуют во св. землю из усердия ко Христу, и такой благочестивый обычай ведется исстари. Особенно много любви к св. земле и усердия постранствовать в ней по св. местам и в старину было, и теперь есть у нашего православного русского народа. Наших богомольцев там всегда бывает больше, чем из других земель и народов христианских. Много утешения и душевной пользы для себя могут получить эти странники; немало могут принести ее и другим, воротившись на родину. И с каким почетом, с каким уважением принимают их у нас на св. Руси! С какою охотою слушают их рассказы! Правду сказать, встречаются у нас, по несчастию, и такие странники, которые ходят ко святым местам не ради Бога, а из дурных расчетов: иные из привычки жить в праздности, из лености работать дома; иные для того, чтобы после повеличаться на родине; иные же и того хуже, – ради своей корысти, чтобы запастись у св. мест крестиками, образками, камушками, четками и прочее, даже пустыми какими-нибудь вещицами, а после на родине продавать их набожным людям по дорогой цене, иногда обманывая простодушных. Нет, конечно, в таком странствовании ничего доброго, а один лишь грех тяжелый; не принесут такие странники и другим ничего, кроме вреда. Смущают только они добрых, простых людей; вводят их в обман, рассказывая им разные небылицы. Оборони Господи от таких пустых и вредных богомольцев! Но за то, как поучительно, как любопытно и приятно бывает послушать, либо прочитать в книге рассказы истинно усердных и понимающих дело странников, которые отправляются к св. местам из любви к Спасителю, ходят там со страхом Божьим и воротились оттуда с доброю мыслию – поведать другим людям по сущей правде обо всем, что пришлось им увидеть там и услышать святого и поучительного. Так и хотелось бы самому побывать там и повидать все своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

1. О Священном Предании Братия, стойте и держите Предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Священным Преданием называется учение Господа нашего Иисуса Христа и Его Апостолов, записанное не самими св. Апостолами, а уже их учениками или их преемниками, и неповрежденно сохраняемое Церковью наряду со Св. Писанием. В Св. Писании многое из жизни и учения Иисуса Христа не записано св. Апостолами, а передано устно, например, сказано, что нужно совершать св. Причащение, св. Крещение и прочие таинства, а как их совершать, об этом в Писании не говорится ни слова; сказано, что нужно рукополагать епископов, пресвитеров и дьяконов, но как это делать, – в Писании не записано, а передано Апостолами устно. Вот это устное учение св. Апостолов, записанное после их смерти их учениками, и называется св. Преданием. Как послушные дети должны исполнять не только писанные, но и устно переданные чрез верных людей приказания родителей, так и христиане в делах веры и церковной жизни одинаково должны руководствоваться Св. Писанием и Св. Преданием, ибо то и другое есть учение самих св. Апостолов. Сектант: 1) Предания не нужно никакого, ибо Христос сказал: «Вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего» ( Мф. 15:1–17 ). То же самое сказано и у Марка ( Мк 7:13 ). Объяснения православного: 1) Здесь говорится не о предании апостольском, то есть не об устном учении св. Апостолов, а о предании ветхозатных старцев (см. ст. 2), которые, например, учили, что умовение пред употреблением пищи рук важнее исполнения всех заповедей (Мк. 7:3–4); или учили, что можно и не жалеть родителей, лишь бы на храм жертвовать; причем, сказав о какой-нибудь вещи: «это дар Богу», они лишали родителей, нуждавшихся в этой вещи, помощи ( Мф. 15:5 ). Такие предания старцев и мы не признаем, а решительно отвергаем. Сектант: 2) Ап. Павел говорит: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Следовательно, нужно признавать одно лишь Писание, ибо предание это – иное уже благовествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

II. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА Правила Апостольские, соборные и св. отец представляют важнейшие, после Слова Божия, основания для обсуждения вопроса о судебной власти епископа. Между сими правилами мы находим: 1) такие, которые с непререкаемою очевидностью свидетельствуют о принадлежности судебной власти епископу, 2) такие, которыми определяются отношения пресвитера и прочих клириков к епископу и 3) такие, которыми определяются значение и сила самых правил. Правила всех трех указанных разрядов имеют прямую и несомненную важность в разрешении рассматриваемого вопроса. 1) Церковные правила о судебной власти епископа Апостольское правило 12: аще кто из клира, или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир отшед во ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый. Апостольское правило 13 : аще же будет отлученный: да продолжится ему отлучение, яко солгавшему и обманувшему Церковь Божию. Аристен: если кто собственным епископом отлучен ( Παρ τε δ πισκπ φορισϑ) и отшедши к другому епископу, скроет о своем отлучении и будет принят им, отлучение да продолжится ему, как солгавшему и обманувшему Церковь Божию (Σ II; 17,18). Пидалион: сие правило говорит о клирике и мирянине отлученном: если клирик или мирянин, отлученные архиереем их, уйдут в другое место, скроют и не объявят, что отлучены и поэтому будут приняты архиереем того места, таковым отлучение должно быть продолжено, поскольку сказали ложь, и подвергли осмеянию Церковь и архиерея этого места (9). Славянская кормчая: аще кто от своего епископа отлучен быв, и отшед ко иному епископу, утаив отлучение и прият будет от него, больше да продолжится отлучение его, яко солга и соблазни Церковь Божию (л. 3, об.). Апостольское правило 32: аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его; разве когда случится умрети епископу отлучившему его. Зонара, Вальсамон и Аристен : сие правило предписывает, чтобы отлученные своими (π τν δων) епископами не были приемлемы, или разрешаемы от епитимии другими. И в случае смерти епископа, произнесшего отлучение, отлученный может быть принят в общение только преемником умершего епископа, или же высшим его напр. митрополитом, или патриархом, разумеется по исследовании, но не епископом другой епархии, которому сие не дозволяется (Σ. II, 43.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 1, 2008 год Такие неудобные дети Для чего в семье дети? Сколько их должно быть? Эти вопросы можно назвать странными, так как на них невозможно дать четкий ответ. Подобных вопросов достаточно много: Что такое человек? Почему мужчина и женщина хотят быть вместе? Что такое дружба? Все они имеют нечто общее. Практически каждый человек уверен, что знает на них ответ, но сформулировать его в четких определениях не может. Иерей Александр Тиманков клирик собора св. ап. Андрея Первозванного Ответ на эти вопросы существует в душе человека, но многие люди не утруждают себя его поисками. Конечно, думающие люди размышляют об этом. Такие размышления часто превращаются в преобладающее общественное мнение, но нельзя забывать, что общественное мнение не возникает само по себе. Оно возникает под влиянием различных общественных процессов. Экономика, политика, религия, культура участвуют в его формировании. Практически все явления в жизни человека попадают в поле зрения общественного мнения, получая осмысление и оценку. Вопрос о смысле семейной жизни, о наличии и количестве детейне является исключением. К сожалению, люди часто готовы принимать готовые ответы вместо того, чтобы самим размышлять, принимать решения и нести за них ответственность. Но готовые ответы часто продиктованы не стремлением к истине, а какой-либо практической пользой. Иногда это просто обман одних людей другими. В течение XX века взгляды на отношения мужчины и женщины, на назначение семьи претерпели колоссальные изменения. Достижения техники, медицины, изменения в общественной жизни, катастрофические войны и стремительное развитие экономики привели к тому, что тысячелетние традиции семейных отношений так серьезно изменились, что интеллектуальные силы общества не успевают их осмыслить и дать им правильную оценку. Но у нас, христиан, есть свои критерии оценки происходящего. Богословие не оставляет человека наедине с общественными проблемами. Церковная жизнь и духовное делание воспитывают человека, учат его самостоятельно мыслить.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии И. Малышевский. О придорожных крестах 49 Проезжая по юго-западному краю нашему, весьма часто можно видеть кресты при дорогах. Иногда вы встретите такие кресты в местах удаленных от поселений, диких и глухих, например, в лесах, на полях, горах, но все-таки при дороге или вблизи ее. Но, обыкновенно, кресты эти стоят при въезде в село, местечко, город, а часто, и среди их, на площади. Нередко, также, они стоят при речках, ставах или прудах, особенно, при мостах или и на самих мостах. Везде эти кресты почти всегда деревянны и высоки. Форма их, большей частью, самая простая, образуемая коротким поперечником к верху прямого высокого столба. Но случается, что на средокрестии бывает ободок или кружок, охватывающий углы его, вверху косо положенная дощечка, а три верхних конца оканчиваются шариками, конусами, или же бывают расширены и вогнуты. Случается, что на кресте есть живописное, а чаще, резное изображение Распятия с обыкновенными прибавками, как то: головой или черепом внизу, а по бокам – копьем, губкой на шесте, лесенкой и проч. Изредка встречаются, по поперечным концам, изображения святых, особенно, Богоматери, Крестителя, ангела. Также редко, но все же встречается видеть на средокрестии образок, иногда углубленный в него и застекленный. А рядом с крестами при реках, станах, мостах, можно иногда видеть изображения св. Иоанна Крестителя на особом столбе или пьедестале, или же стоит одно такое изображение без креста, который находится в руке Крестителя. Встречаются статуйные подобия изображения и других святых, но это, в особенности, там, где гуще расположено население католическое. Простые кресты почти всегда непокрыты; если встречаются на них покрышки из треугольников, обнимающих три верхних конца креста, так это редко. Но такие покрышки всегда есть на крестах с изображением Распятия или образком в средокрестии; часто такие кресты имеют полную четырехстороннюю, продолговатую крышу. И простые кресты, и, тем более, кресты с Распятием бывают иногда огорожены круглыми или квадратными решеткой, перилками или просто плетнем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Ияковля и Соломия купиша ароматы» (Мк. 16:1). Кто такие жены были Мироносицы? Св. Марк, между блаженными Мироносицами, указывает прежде всего Марию Магдалину, т. е. урожденную, из галилейского городка Магдалы, ту самую, «из которой , — по его же повествованию, Иисус — изгнал седмь бесов» (Мк. 16:9). Итак Мария Магдалина удостоилась особенной благодати от Господа; но она же, по известию евангельскому, платила за благодеяние особенною любовию Господу. Мария Ияковля, вторая мироносица, была, по словам евангелиста, мать Иакова и Иосии, или по выражению св. Марка была материю «Иакова малаго и Иосии» (Мк. 15:40). Она вместе с Мариею Магдалиною следовала за Спасителем до самого гроба (Матф. 27:56). В повествовании об этом подвиге ее у св. Иоанна называется она Мариею Клеоповою, сестрою матери Иисусовой, — Клеоповою по супругу, который иначе назывался Алфеем. Иаков малый, сын ее, один из 12 апостолов, называется Иаковом Алфеевым (Матф. 10:3; Мк. 3:18). Саломия, указываемая св. Марком между мироносицами, в повествовании евангелистов оказывается материю сынов Зеведеевых, апостолов Иоанна и Иакова (Матф. 10:2), знаменитых сынов громовых. По словам св. Марка (Мк.15:40) на распятого Спасителя смотрела вместе с Мариею Магдалиною Саломия, а по словам св. Матфея (Матф. 27:56), то «был а... мать сынов Зеведеевых» . Кроме Марии Магдалины и Марии Ияковлевой св. Лука указывает между мироносицами Иоанну и еще других, не называемых по имени. «Бяше же , — говорит он, — Магдалина Мария, и Иоанна и Мария Ияковля и прочия с ними» (Лук. 24:10). Кто была эта Иоанна? Св. Лука пишет что за Спасителем, обходившим города с проповедию и чудесами, следовали не только апостолы, но «и жены некия, яже бяху исцелены от духов злых и недуг: Мария, нарицаемая Магдалина, из нея же бесов седмь изыде, и Иоанна, жена Хузаня приставника Иродова и Сусанна и ины многи, яже служаху Ему от имений своих» (Лук. 8:1—3). Итак «Иоанна ... была... жена Хузы; домоправителя Иродова» (Лук. 8:3), человека богатого и почетного и она же была из числа жен, исцеленных Господом; она также, как Магдалина, сопутствовала Спасителю во время проповеди Его и будучи столько же признательною, сколько и богатою, охотно употребляла свое имущество на служение Господу. По словам св. Луки не можем сомневаться, что Сусанна, бывшая в числе последовательниц Господа, была и в числе мироносиц, тем более, что, по словам св. Марка (Мк.15:40—41), жены, ходившие за Иисусом в Галилеи и служившие Ему, т. е. те самые о которых говорит св. Лука, были в Иерусалиме во время распятия Спасителя и с скорбию любви смотрели на распятого Благодетеля и учителя своего. Затем между прочими мироносицами с полною вероятностию можем поставить Марию и Марфу, сестер Лазаревых, столько любивших Господа. Итак, вот мироносицы, указываемые евангелистами: Мария Магдалина, Мария Ияковля, Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария и Марфа сестры Лазаревы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2966...

Закрыть itemscope itemtype="" > О слове св. Пророка Даниила о «совершенном низложении силы народа святого» Размышления 18.07.2013 1368 Время на чтение 8 минут Низложение силы народа святого есть оскудение благочестия, низложение крепости духа. Подобно тому, как тело отдельного человека (или всечеловечский организм) дряхлеет с приближением конца и теряет крепость от поражающих его болезней, так дух человеческий оскудевает силою, когда невыносимо умножается «тяжкое греховное бремя». Низложение силы народа святого есть оскудение страха Божия и веры у людей, пребывающих в православии, т.е. под покровом Божественной благодати. И чем сильнее поражен организм, тем слабее способность противостоять растлению. Было время, когда св. Иоанн Креститель, обращаясь к оскудевшему силою благочестия, но не лишённому ещё благодати Израилю, говорил такие слова: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» (Мф. 3: 11-12). Как современно это слово! Вся житница соборного церковного организма, согласно слову Св. Иоанна Богослова, имеет семь сокровенных отделений для освящённого зерна Христова. Иначе - семь Апостольских приделов Единого Вселенского Собора-семисвечника. Поэтому всякий православный христианин, где бы он ни предстоял Богу, к какой бы ни принадлежал Поместной Церкви, в соответствии с характером своего духовного служения, определён Спасителем в одно из этих сокровенных отделений, наименованных, согласно Божественному Откровению, как семь Азийских церквей. Было время, когда св. Иоанн Предтеча Христов, обращаясь к фарисеям и саддукеям, идущим креститься к нему, говорил такие слова: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»...» (Мф. 3: 7-9). Как современно это слово! Если воцерковлённому человеку есть дело только до себя, если он «ни холоден, ни горяч», но кичится (до времени гонений) своей так называемой «православностью», т.е. почитает себя весьма богатым бесспорным наследником праотца нашего Авраама, то несомненно он принадлежит по духовному устроению своему к собору Лаодикийской церкви. И это огромное по количеству людей и совокупной территории церковное пространство современной жизни практически не приносит в житницу Христову чистого зерна. И всё это - при неоскудевающей благодати Божественных Таинств. Как говорил в своё время св. епископ Игнатий (Брянчанинов): «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство».

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/19/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010