И в скорби благость Божия Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказует, ибо наказует нас, да исправит нас; биет нас, да помилует нас; опечаляет нас, да истинно утешит нас. егоже бо любит Господь, наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Евр. 12, 6 ) (5:233). Скорби есть проверка упования ВЕРА, НАДЕЖДА, УПОВАНИЕ и ТЕРПЕНИЕ не в благополучии, но в злополучии познается. Злополучие показует, на что человек уповает, на Бога ли, или на иное что, кроме Бога. К чему и к кому кто в злополучии прибегает и просит помощи, на тое и уповает. Злополучие подобно есть лекарству рвотному, которое извергает из желудка, что в нем кроется; тако злополучие показует, что в СЕРДЦЕ кроется, – на Бога ли, или на иное что упование. Тако злополучием открывается глубина СЕРДЦА человеческаго, и человек свое сердце познает; без того же познатися не может, «глубоко бо есть» (1:205). Скорбь искушает веру (3:21, см. ВЕРА , 149). Скорби – признак истинных последователей Христовых Не скорби убо, любезный христианине, но радуйся паче и благодари в скорбех; что тако блаженнейшему оному избранных Божиих собору, которые под знамением креста зде Христу Царю служили, и ныне живущие на земли служат, причисляешися и Самому Христу последуеши и сообразуешися. Сия есть примета избранных Божиих, что «их мир ненавидит», и ненавидит не за какия злыя дела, но за тое, что, удаляяся от злых его дел, усердно Господу своему работают. «Аще от мира бысте были», глаголет им Христос, «мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин. 15, 19 ) (3:294) (также 3:246–247, см. ТЕРПЕНИЕ , 1042). Если ты христианин, то скорби неизбежны Без всякаго сумнения известно есть, что истинным христианам без скорби в мире сем быти невозможно. Тако бо свидетельствует Божие слово: «многи скорби праведным» ( Пс. 33, 20 ); «в мире скорбни будете» ( Ин. 16, 33 ); «вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут» ( 2Тим. 3, 2 ). Ибо путь, который их вводит в живот, «тесен есть» ( Мф. 7, 14 ). Что убо? Ты ли един хощеши без скорби пробыти, и с теснаго пути на пространный, который «ведет в пагубу» ( Мф. 7, 13 ), взыти и тако от числа истинных христиан себе выключить? Прочитай священную от начала мира историю, и увидишь, что вси святии чашу горести крестныя пили, и ныне в мире странствующие пиют, и до конца мира будут пити. Довлеет тебе к утешению твоему сие, что «сообщник еси им в печали» ( Апок. 1, 9 ), что «приобщаешися Христовым страстем» ( 1Пет. 4, 13 ) (3:292).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

109 Письмо Литовского Епархиального совета Виленскому благочинному о. В. Беляеву/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 26. 114 На стене храма укреплена дощечка с надписью: «Храм сей во имя Царицы нашей Небесной “Утешительницы всех скорбящих и Спорительницы хлебов” воздвигается на сбережения от 50-ти летних трудов и бережливости покоящегося здесь Николая Иосифовича Корецкого. Если ты, брат или сестра, зайдя в храм сей, в молитве найдешь утешение своим скорбям и получишь мир и радость исстрадавшейся душе своей, помолись о упокоении души раба Божия Николая и Анастасии, Татьяны и Елены. 1915 год». 118 Poziuris, LRT. 24.05.2008/URL: http://ww.lrt.lt/mediateka/irasas/16211 (дата обращения 13.05.2014). 119 Прошение архиепископу Елевферию А. Д., В. Н., А. Н. Корецких и В. П., М. Н. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 25–25об. 121 Донесение архиепископу Елевферию настоятеля Александро-Невской Новосветской церкви г. Вильно свящ. Рупышева/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 23. 122 Прошение настоятеля Виленской Михайло-Константиновской церкви свящ. Иоанна Левицкого/ЛГИА. Ф. 1004. Оп. 1. Д. 100. Л. 8. 143 Резолюция архиепископа Виленского и Литовского Елевферия/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 18. 144 Прошение архиепископу Елевферию А.Д., В.Н., А.Н. Корецких и В.П., М.Н. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 25–25об. 145 Указ 37/598 Виленской Православной Духовной Консистории/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 35. 152 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды.– 2 -е изд., испр. и доп. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 730. 162 Рапорт Виленско-Трокского благочинного прот. В. Беляева в Виленскую Духовную консисторию/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 49. 166 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 59. 167 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 60. 169 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафаловича/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 60–60об.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Сменивший его на визант. престоле имп. Михаил IV Пафлагон (1034-1041) реабилитировал имя прп. Георгия Строителя, помиловал обвиненных в заговоре против имп. Романа III и хрисовулом 1034 г., позже подтвержденным хрисовулом визант. имп. Михаила V Калафата (1041-1042), возвратил И. м. имущество и право на отторгнутые у него земли: владения Леонтария на п-ове Халкидики, Мелитзиана в долине р. Стримон, Стилиарий, скит св. Иоанна Предтечи, дер. Довровикию (акт судьи Льва приблизительно от 1059 - апр. 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32). Также было закреплено право грузин на владение кафоликоном И. м., ц. Пресв. Богородицы. Считается, что в этих событиях существенную роль сыграло название И. м. как «монастыря иверов». Игуменом И. м. имп. Михаил IV назначил Григория (ок. 1035-1041). Мощи прп. Георгия Строителя были перевезены из мон-ря Моновата в И. м. и упокоены в кафоликоне. Значительные усилия потребовались, чтобы вернуть И. м. земли, крестьян и податные доходы (возвращены не полностью). Греч. часть общины добилась права совершать богослужение на греч. языке в ц. св. Иоанна Предтечи: разделение братии по языковому принципу продолжало создавать конфликты между группами. Игуменами мон-ря еще нек-рое время по-прежнему назначались грузины. Известны Симеон (1041-1042), упомянутый в акте о продаже мон. Марией владений в Волве (февр. 1042) (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 26), и Стефан (1042 - ок. 1044), при к-ром в июне 1042 г. было заключено соглашение о размежевании земель в Девеликии (Ibid. N 27). В 1041 г. на имп. суде Протат вынес на рассмотрение вопрос о новом статусе И. м., однако император сохранил прежнее положение мон-ря в иерархии Афона: игумены И. м. ставили подписи на греч. документах после прота и игумена Великой Лавры, до или после игумена Ватопеда (соблюдено до наст. времени). Грамоту Михаила IV в записках о посещении Афона цитирует Григорович-Барский (Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 593-594; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 43). Расцвет И. м. при прп. Георгии Святогорце и его преемниках

http://isihazm.ru/?id=748

1041.12.10 Смерть Михаила IV. Императором стал его племянник  Михаил V Калафат . Норманно-византийская война. 1041.12–1042.04 Массовые репрессии и казни всех родственников Михаила V.  1042.04 Арест, ссылка и постриг в монахини императрицы Зои. Восстание против Михаила V. Империатрицу доставили в Константинополь. 1042.04.20 Народ провозгласил младшую сестру Зои,  Феодору  империатрицей. Патриарх Алексей Студит немедленно ее короновал. Бегство Михаила и его дяди Константина в Студийский монастырь. Арест, ослепление обоих по приказу Феодоры. 1042.06.11 Возвращенный из ссылки  Константин IX Мономах  женится на Зое и провозглашается императором. Сербия окончательно утвердила свою независимость от Византии. 1042–1043 Восстание Георгия Маниака. Норманы начали завоевывать Южную Италию у Византии. Наступление русских войск. Разгром русского флота у Константинополя. Присоединение царства Ани к Византии. В Македонии Лев Торник провозгласил себя императором. Осада им Константинополя, но армия его была рассеяна, а сам Лев пленен и ослеплен. Первое вторжение сельджуков в Византийскую Армению. При нападении на Византию печенегов им дал отпор болгарский феодал Михаил со своей дружиной. 1054.07.16 Разделение христианской церкви на Западную – римско-католическую и Восточную – греко-католическую (православную). В этот день папский легат кардинал Гумберт положил на главный алтарь Айя Софии декрет, содержащий анафему византийцам. Патриарх в ответ на это на соборе отлучил папу от церкви. 1055.01 Смерть Константина IX Мономаха. Правление перешло к Феодоре. 1056.08.31 Смерть Феодоры. Императором стал  Михаил VI Стратиотик . 1057.04 Ссора Михаила V с Исааком Комнином.  1057.06 Заговор против Михаила V во главе с Исааком. 1057.08 Переговоры между Михаилом и Исааком. Восстание в Константинополе. Отречение Михаила и постриг в монахи. Императором стал Исаак I Комнин. Нормандцы захватили Апулию и Калабрию. Вторжение сельджуков в Каппадоки и Сирию. Союз римского папы с норманнами. Смерть бывшего императора Михаила VI.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

6, 7, 8. 224 . Флоренский Павел , свящ. Моленные иконы преподобного Сергия//ЖМП 1969. 9. 80–87. 225 . Цыпин В. Преподобный Сергий и русское монашество//ЖМП 1993. 7. 52–56. 226 . Чистяков Г. Святой и его подвиг: 600 лет со дня преставления преподобного Сергия Радонежского//Свобод. мысль. М. 1992. 15. 83–94. 227 . Шаргунов А. «Когда я немощен, тогда силен»//Лит. обозрение. М. 1991. 4. 22–25. 228 . Шаргунов А. «Когда я немощен, тогда силен» (Заметки на полях «Жития преподобного Сергия» Екатерины II)//Правосл. беседа. М. 1992. 8–9. 38–41. 229 . Шленов В. Дар и тайна преподобного Сергия//Правосл. беседа. М. 1992. 6:4. 3–6. 230 . Янковская Л. А. Житие преподобного Сергия Радонежского в обработке святителя Димитрия Ростовского //История и культура Ростовской земли. Ростов 1992–1993. 10–26. 231 . Appel О. Die Vita des hl. Sergij von Radone. Untersuchungen zur Textgeschichte. München 1972. 232 . Bodin Р.-А. Hesychasm and hymnography: Pakhomii the Serb and the Sluzhba to St Sergii of Radonezh//Celebrating creativity: Essays in honour of Jostein Børtnes/Ed. Grimstad K. A., Lunde I. Bergen 1977. 34–50. 233 . Bodin Р.-А. Hesychasm and hymnography: Some notes on the Service to Sergij from Radonezh//Byzantiska sollskapet. Bulletin. 1996. 14. 20–23. 234 . Conticelli G. San Sergio, la Russia e l’Europa nella riflessione di Giorgio La Pira//SR 9 .246). 251–274. 235 . Donadeo M. La canonizzatione di Kirill e Maria di Radone//SR 9 .246). 293–297. 236 . Fasolini М. Il racconto della speranza. «San Sergio di Radone» di Boris Zajcev//SR 9 .246). 275–284. 237 . Gandolfo G. San Sergio e la Russia nella prospettiva di Vasilij O. Kljuevskij//SR 9 .246). 209–215. 238 . Gromov M. N. Il testamento spirituale di san Sergiö una via russa di santità//SR 9 .246). 191–199. 239 . Innokentij Pavlov, igumen. San Sergio di Radone: un santo e la sua epoca//SR 9 .246). 35–55. 240 . Ivanova Ε. V. San Sergio e la formazione interiore di Pavel A. Florenskij//SR 9 .246). 239–250. [Вопреки названию, здесь нет ничего о преп.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Важным направлением деятельности прп. Георгия было материальное обеспечение монастыря: возвращение потерянных владений и привилегий и приобретение новых. Преподобный часто бывал при дворе визант. императоров, где добивался различных субсидий. В февр. 1042 г. И. м. за полцены (20 номисм) приобрел у монахинь Марии, Анны и Агафии земли Исуны вблизи Волва (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 26); согласно акту о размежевании от июня 1042 г., мон-рь вернул земли в Девеликии, отторгнутые монахами Великой Лавры (Ibid. N 27). В июле 1044 г. Марк, настоятель граничившего с И. м. Кипариссийского мон-ря во имя Пресв. Богородицы, передал свою обитель в управление прп. Георгию, поскольку, по его словам, «никто из воспитанных мною монахов не в состоянии заменить меня» (Ibid. N 28). Согласно акту судьи Льва Филакса (сент. 1056), в этот же период было возбуждено дело о возвращении И. м. утерянного при имп. Романе III афонского владения Мелиссургий, в 1056 г. И. м. было выдано выгодное для него судебное постановление, хотя дело не было закончено (Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 31). В 1042-1044 гг., как следует из актов о размежевании (июнь 1042) и игум. Кипариссийского монастыря Марка (июль 1044), эконом Иоанн описал земли в Македонии, к-рые были пожалованы мон-рю имп. хрисовулами, а также составил список, где были указаны имена 40 из 60 крестьян, которые были пожалованы И. м. имп. Василием II Болгаробойцей, не облагались налогами и не подчинялись монахам (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27, 28). По приказу имп. Константина IX Мономаха протоспафарий Андроник заново составил опись монастырских владений, где указаны патриарший Спилеотский мон-рь Пресв. Богородицы, подворье Преавлака, мон-рь ап. Иоанна Богослова («ту кир Иоанну») и др.; также были подтверждены права И. м. на подворье в Эзеве, хотя оно не было возвращено до 1062 г. На все владения прп. Георгий получил новые хрисовулы (утеряны), в т. ч. на большое поле в Месолимне, где И. м. уже имел подворье - мон-рь прп. Иоанна Колова - и содержал стада животных. Ок. 1054 г., во время одной из поездок в К-поль, прп. Георгий вблизи принадлежащей И. м. Ливизасды разрушил воздвигнутую там болгарами (в источнике Σκλβοι Βολϒαροι) жен. фигуру языческого идола, сведения об этом содержатся в акте протоспафария Андроника от авг. 1047 г. (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 29; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 52; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 139-140).

http://isihazm.ru/?id=748

А.М. Величко LIII. Императрицы Зоя (1042–1050) и Феодора (1042–1056), император Константин IX Мономах (1042–1055) Глава 1. Три императора Открывшаяся после свержения Михаила V Калафата историческая эпоха была богата грандиозными, вселенскими событиями, а также весьма оригинальными формами самодержавной власти, с которыми нам предстоит познакомиться. Итак, 21 апреля 1042 г. в Византийской империи возникла беспрецедентная ситуация – царский трон оказался занятым двумя женщинами. Конечно, и раньше императрицы при некоторых обстоятельствах получали самодержавную власть в Римском государстве, но, как правило, в качестве опекунш собственных царственных сыновей (и только до периода их взросления), либо для того, чтобы в скором времени передать ее мужчинам. Единственное исключение составила императрица св. Ирина, ненадолго ставшая самодержавной императрицей. Теперь же императриц стало сразу две, и никаких сыновей у них не было. Не было и мужей, которые могли разделить с ними ответственность за судьбу Римской империи. Первоначально всем казалось, что царствие двух порфирородных цариц гораздо полезнее государству, чем владычество мужчин, не имеющих прямого отношения к императорской династии, – слишком уж свеж был в памяти у всех Михаил Калафат. Поэтому никто даже не делал попыток предложить царский венец какому-нибудь достойному представителю знатных аристократических родов, которыми была богата Византия. Правда, опасались отчуждения, давно уже поселившегося в сердцах сестер по отношению друг к другу. Однако упорство представителей обеих партий, чувство патриотизма и здоровое монархическое чувство византийцев смогли преодолеть субъективную неприязнь двух женщин, в буквальном смысле слова заставив тех примириться. Сестры сошлись и стали править совместно. Чтобы устранить размолвки между императрицами, старый церемониал постарались подстроить под обеих. Зоя и Феодора восседали вдвоем на царском троне в одну линию, слегка отклонявшуюся в сторону младшей сестры, рядом стояли равдухи (воины, исполнявшие «полицейские» функции при василевсах), позади – самые близкие к сестрам придворные. Еще дальше находилась вторая стража гвардейцев и потом уже синклит, в состав которого по должности входили новеллисим, протоспафарии, спафарокандидаты, спафарии и наиболее знатные патрикии. Все государственные дела сестры решали сообща в присутствии сановников 788 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константин VII Порфирогенит («Багрянородный») (сын Льва VI) (913–959, соправитель с 908) Зоя I Карвонопсина («Черноокая») (жена Льва VI) (914–919) Роман I Лакапин (тесть Константина VII) (920–945, кесарь в 919) Христофор (сын Романа I) (921–931) Стефан (сын Романа I) (924–945) Константин (сын Романа I) (924–945) Роман II (сын Константина VII) (959–963, соправитель с 945) Феофано (жена Романа II) (март-август 963) Никифор II Фока (узурпатор) (963–969) Иоанн I Цимисхий (узурпатор) (969–976) Василий II Булгароктон («Болгаробойца») (сын Романа II) (963–1025, соправитель с 960) Константин VIII (брат Василия II) (963–1028, соправитель с 962) Роман III Аргир (муж Зои, дочери Константина VIII) (1028–1034) Михаил IV Пафлагон («Пафлагонянин») (второй муж Зои) (1034–1041) Михаил V Калафат («Конопатчик») (сын сестры Михаила IV) (1041–1042) Зоя II и Феодора Порфирогениты (дочери Константина VIII) (1042) Константин IX Мономах (третий муж Зои) (1042–1055) Феодора Порфирогенита (вновь) (1055–1056, соправительница с 1042) Михаил VI Стратиотик («Старик») (1056–1057) Исаак I Комнин (узурпатор) (1057–1059) Династия Дук Константин X Дука (1059–1067) Евдокия Макремволитиса (вдова Константина Х) (1067/1068 и 1071) Роман IV Диоген (второй супруг Евдокии) (1068–1071) Михаил VII Дука Парапинак («За пинакий») (сын Евдокии и Константина Х) (1071–1078, соправитель с 1060) Никифор III Вотаниат (узурпатор) (1078–1081) Династия Комнинов Алексей I Комнин (племянник Исаака I) (1081–1118) Иоанн II Калоян («Прекрасный») Комнин (сын Алексея I) (1118–1143) Мануил I Комнин (сын Uoahha II ) (1143–1180) Алексей II Комнин (сын Мануила I) (1180–1183) Андроник I Комнин (двоюродный брат Мануила I, узурпатор) (1183–1185) Династия Ангелов Исаак II Ангел (узурпатор) (1185–1195, 1203–1204) Алексей III Ангел (брат Исаака II, узурпатор) (1195–1203) Алексей IV Ангел (сын Исаака II) (1203–1204) Алексей V Дука Мурзуфл («Насупленный») (узурпатор) (1204) Императоры Латинской империи в Константинополе Фламандский дом Балдуин I Фландрский (1204–1205, умер в 1206?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

70) «к взаимному удовольствию» сторон, причем мир этот, хотя в общем и продолжался во все время царствования Романа Аргиропуло, но неоднократно нарушался при преемниках его, пока, наконец, не утвердился окончательно во второй половине царствования императора Константина Мономаха (1042–1054 г.) путем сближения двух дворов при помощи взаимных посещений и брачных союзов (Histoire de la Georgie, p. 1, p. 314–315, 329–330. Ср. Журнал Министерства народного просвещения. Декабрь 1843 г., стр. 204; Е. Такайшвили, стр. 182. Баратов, стр. 56–66). 23 Доверившись хронологическому указанию г. П. К. Жузе (Православный собеседник. 1905 г., ч. 1, стр. 118, ), мы высказали (Автокефалия церкви грузинской, стр. 58) ту мысль, что посольство в Грузию Василия Грамматикоса могло иметь место и во дни патриарха кир-Феодора II (970–975), – но ныне каемся в доверии к почтенному переводчику сочинения патр. Макария. Вся вина наша в том, что мы не обратили должного внимания (а нужно было) на следующие слова Никона Черногорца: «в последних же временех при Константине царе Мономасе (1042–1054) и блаженнем патриарси антиохийстем кир-Феодоре» (1034–1042).., из каковых слов видно, что эксарха Василия послали именно при Феодоре III, в первый год царствования императора Константина Мономаха и в последний сего святителя, «соборному иверийскому сущу кир-Иоанну» (1042–1063). 24 В житии (стр. 312) патриарх назван Феодосием, но мы считаем то опиской переписчика, или же ошибкой самого автора и потому патриархом-собеседником св. Георгия признаем Петра III. Основаниями для нас в таком убеждении служат: во 1-х, известие автора жития, что патриарх Феодосий был преемником патриарха Иоанна. Действительно, преемником патриарха Uoahha IV (1092–1098) был патриарх Феодосий IV, занявший престол после 1098 года, но с ним не мог беседовать св. Георгий, скончавшийся 29 июня 1066 г. (по мнению же г. Ф. Д. Жордания, Хроники и другие материалы по истории Грузии., ч. 1, стр. 209 – в 1065 году); не может быть патриархом жития и Феодосий III (1057–1076) как потому, что он был преемником не Иоанна, а Петра, как главным образом и в виду того обстоятельства, что время его святительства совпадает с последними годами жизни св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно же, эта внешняя идиллия бывала не всегда. Более того, нередко она подготавливалась в тишине дворцовых покоев, чтобы избрание нового императора стало более зрелищным – византийцы были глубокими знатоками и почитателями формы. Но по сути своей описанная выше картина являлась хрестоматийной для Священной Византии. И игнорировать мнение императрицы оказывалось себе дороже. Единожды это попытался сделать Михаил V Калафат (1041–1042), поплатившийся не только царской властью, но и жизнью. Осмелившись пойти против законной, порфирородной императрицы Зои из Македонской династии, он был свергнут с престола и ослеплен. 21 апреля 1042 года Калафата провезли на муле по улицам Константинополя, а затем отправили в ссылку в монастырь Элегмон, где позже он скончался в полной безвестности . Так, именно святая Ариадна, вдова императора Зенона, остановилась на кандидатуре Анастасия I, создав первый прецедент . Императрица Зоя потребовала венчать на царство после смерти супруга Романа III Аргира (1028–1034) своего любовника Михаила IV Пафлогона (1034–1041). Срочно вызванный ночью в императорские покои патриарх не посмел перечить василиссе, и 12 апреля 1034 года, в Великую пятницу, состоялась публичная торжественная процедура возведения Михаила IV на царский трон в присутствии синклита и представителей армии . Зоя же по договоренности с сестрой назначила своим мужем и императором Константина IX Мономаха. 11 июня 1042 года протопресвитером храма Святой Софии было совершено торжественное венчание их как мужа и жены. А уже 12 июня 1042 года сам Константинопольский архиерей Алексей Студит (1025–1043) венчал Константина IX Мономаха на царство . После смерти царственной сестры византийской императрицей стала Феодора. Но государству требовалась мужская рука; кроме того, императрица была уже далеко не молода и готовилась отойти к Богу. 31 августа 1056 года Феодора собственноручно возложила на своего избранника, полководца Михаила VI Стратиотика (1056–1057), императорскую диадему, объявив того василевсом. Константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию (1043–1059) ничего не оставалось, как совершить над Михаилом VImauhcmbo венчания на царство. Буквально через три дня Феодора скончалась .

http://pravoslavie.ru/59983.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010