Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4 Рождество Христово Источник Содержание Событие Рождества Христова Почему при Рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника     Вечнаго бо Твоего царствия безначальное, Рождеством Твоим обновимся. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия, православнаго богатство богословия.     ЕЖЕ 1 ) ПО ПЛОТИ 2 ) РОЖДЕСТВО 3 ) ГОСПОДА БОГА 4 ) И СПАСА НАШЕГО 5 ) ИИСУСА ХРИСТА 6 ) 1 Замена греческого члена. 2 κατ (по, в отношении) σρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3 γννησες – рождение, произведение. 4 Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5 Субъективное определение после предыдущего объективного. 6 Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением §(см. «История праздника»), было ττιφν( ε) " α (Явление) или θεοφν( ε) ιο (Богоявление), также εορτ τν If ωτν (праздник Светов) или просто τ φτα (Светы). По отделении от Богоявления праздник постепенно получил название „Рождества», что по-греч. иногда выражалось τ γενθλια («относящееся к рождению») или γνναι («происхождение»; поэт, сл., в прозе поздн.; так названо P.X. в Синайском каноне IX-X в.). Постепенно вводились и другия слова в название праздника: то он называется просто: «Христа Рождество» (тот же памятник); то «св. Рождество Господа вашего Иисуса Христа» (Евергетидский устав XI в.); то «Господа нашего Иисуса Христа по плоти рождество от всенепорочной Владычицы вашей Богородицы Марии» (Устав св. Софии Kohcmahm.IX в.); то «по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав); в греческих богослуж. книгах разница с нашим названием союз «и» между «Господа и Бога». У других восточных христиан P. X. называется: у армян: «Епифания» (празднуется с Крещением 6 янв.); у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». (Nilles, Kalendarium manuale utriusque ecclesiae II, 559–661. 700). У латинян: Nativitas Domini(«Poждecmbo Господа»). По-французски P. Х. – Noel (испорч. Natalis, день рождения), по-английски – Christmas («Христова обедня»), по-немецки «Weihnachten» («Священные ночи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Строительство храмов Псковскими архиепископами и Санкт-Петербургской консисторией проявлялась забота о постройке новых православных храмов и об устройстве приходов, из казны для этой цели отпускались значительные средства. Так, почти заново была построена одна из первых церквей в присоединившейся к России Эстляндии, в Пернове. Еще в 1710 г. русским отдали принадлежавшую ранее эстам Иоанновскую кирку. Ив. Шахов писал, что видел в этом храме серебряный позолоченый потир с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Богослова с надписью в нижней части по-немецки: «Роллоф Шверц приносит в дар Иоанновской церкви во славу Божию в Пернове в лето 1688». «По-видимому,— писал Шахов,— сосуд этот перешел к православным вместе со зданием церкви» . Вскоре построили еще одну, которую освятили в честь Успения Божией Матери с приделом благоверного князя Гавриила . К 1758 г. она была уже так ветха, что комендант города ходатайствовал о фундаментальной ее перестройке или даже о строительстве новой. Церковь эту видела императрица Екатерина II, проезжавшая в 1763 г. через Пернов. Она и повелела построить новую церковь, утвердив смету строительных работ. Через шесть лет постройка была закончена за счет казны. По-прежнему церковь называлась Успенской, но в том же году «неизвестно по какому распоряжению переименована в Екатерининскую» . Впоследствии к ней пристроена была придельная церковь в честь Покрова Божией Матери. Кроме этой приходской церкви в самом городе находилась еще гарнизонная церковь во имя благоверного князя Александра Невского, построенная, по-видимому, также сразу после вступления в Пернов русских войск, потому что уже в 1744 г. Псковский епископ Стефан (Калиновский) разрешил вместо этой обветшавшей построить новую деревянную церковь. В 1791 г. по ветхости и ее разобрали, а памятником ее существования осталась храмовая икона святого Александра Невского, в XIX в. оказавшаяся в Екатерининской церкви . В Дерпте вскоре после войны была построена небольшая деревянная церковь, упоминавшаяся в архивных документах 1730 г. как храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, но к 1749 г. она требовала серьезного ремонта и рядом поставили полковую походную церковь, где и происходило богослужение. Еще И. Шахов писал о найденных им в дерптском магистрате планах строительства двух православных церквей. Он предположил, что именно по этим планам возводились храмы в городе после 1710 г. и в 50-х гг. за счет российской казны . Эта новая церковь Успения сгорела во время большого пожара в 1775 г. По повелению Екатерины II в 1783 г. в Дерпте была построена новая Успенская церковь, ныне Успенский собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/430208/

1. Введение 1. Церковь и право 1.1.Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле и имея богочеловеческую природу, Церковь Христова отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь – это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и обожения. Церковь Христова – это Царство не от мира сего ( Ин. 18:36 ), в то же время это – Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из Катехизиса святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами» 1 . В самом Священном Писании слово « церковь » употребляется: 1) для указания на ее неземную природу: дом Божий, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим 3:15 ), Тело Христово, которое есть Церковь ( Кол 1:24 ); и 2) для обозначения ее как человеческого общества: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями, затем Господь добавил: Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф 18:17 ). Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках проливает свет на оба эти начала – Божественное и человеческое – в природе Церкви. Понятие « церковь » ведет происхождение от двух греческих слов: на славянских и германских языках («црква» – по-сербски, Kirche – по-немецки, church – по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию κριακη οκον (дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, l " église, chiesa) происходит от греческого слова κκλησα, которое обозначает народное собрание – высший орган власти в греческих полисах. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: в частности, вступает в те или иные отношения с государствами и другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только статуса Церкви в государстве и ее отношений с другими общественными образованиями. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Введение. Церковь и право Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богочеловеческая природа Церкви. Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого своего рождения обнаружила свою Богочеловеческую природу, которой она отличается от всех иных человеческих обществ, в том числе и религиозных. Церковь - это Божественное учреждение, в котором Святой Дух подает людям благодатные силы для духовного возрождения, спасения и об о жения. Церковь Христова - это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это - Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.» В самом Священном Писании слово «церковь» употребляется и для указания на ее неземную природу: дом Божий, «Который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), Тело Христово, «Которое есть Церковь» (Колосс. 1:24-25), - и для того, чтобы обозначить ее как человеческое общество: говоря о том, что согрешившего брата надо сначала обличить наедине, а если не послушается, то перед свидетелями. Господь добавил: «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Понятие «церковь» ведет происхождение от двух греческих слов, которые указывают на обе эти - Божественную и человеческую - стороны в природе Церкви. На славянских и германских языках («црква» - по-сербски, Kirche - по-немецки, church - по-английски) слово «церковь» восходит к греческому словосочетанию «κυριακη οικου» (Дом Господень), а по-латыни и в языках романских (ecclesia, 1 " eglise, chiesa) происходит от греческого слова «εκκγησια» которое обозначает общественное, или народное, собрание. Как Тело Христово Церковь бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка: вступает в те или иные отношения с государствами, другими общественными образованиями. Уже одно это обстоятельство вводит ее в область права. Однако область права касается не только указанных отношений Церкви. Она охватывает и внутрицерковную жизнь, устройство Церкви, взаимоотношения между церковными общинами и институтами, а также между отдельными членами Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432341/

“Одного зовут Мурат, а другого Славка — но это теперь твой брат” О чем православный капеллан разговаривает с солдатами австрийской армии 13 ноября, 2018 О чем православный капеллан разговаривает с солдатами австрийской армии Как сказался на служении разрыв евхаристического общения, чему можно научить солдат за полгода, почему обязательны для военных “уроки жизни” и чем помогут кофе и круассаны, если вся многоконфессиональная рота пришла на занятие — рассказывает православный капеллан австрийской армии протоиерей Александр Лапин. На последней неделе октября Австрийская Республика отмечала свой национальный праздник – День нейтралитета. По традиции, в эти дни в центре Вены высаживается своеобразный десант австрийской армии: на центральных площадях города, вокруг исторического императорского дворца Хофбург, в части которого ныне располагается резиденция федерального президента, стоят танки, самоходные гаубицы, бронетранспортеры, вертолет. Но это не военное положение, хотя некоторым туристам и может поначалу так показаться. Это своеобразный двухдневный парад: армия не проходит торжественным маршем, а проводит «день открытых дверей» в центре столицы. И дети, и взрослые с удовольствием залезают на броню танка или в кабину вертолета, общаются с военнослужащими. Здесь же, на площади Героев, между памятниками двум важнейшим австрийским полководцам прошлого – принцу Евгению Савойскому и эрцгерцогу Карлу – и перед мемориалами павшим в Первой и Второй мировых войнах, а также борцам антифашистского сопротивления, происходит присяга новобранцев. Но не только тяжелая техника стоит в эти дни в центре города. Здесь развернут полевой медпункт, в котором дежурят настоящие военные врачи. А с другой стороны Хофбурга – палатка военных капелланов. На ее борту три символа с крестами – католической, протестантской и православной капелланских служб, или Militärseelsorge, как они называются по-немецки. Дословно – «военных душепопечителей». Внутри походной часовни – аналой, простой крест, икона Божией Матери, фотографии священника в окружении солдат. Здесь и один из «хозяев» этой палатки – первый православный капеллан современной австрийской армии протоиерей Александр Лапин. Выходец из пражской общины старой русской эмиграции, доктор химических наук, доктор медицинских наук. В силу своего положения, отец Александр – священник Константинопольского Патриархата, так как по австрийскому закону именно Константинопольский Патриархат занимает главенствующее положение в многонациональной православной общине Австрии.

http://pravmir.ru/odnogo-zovut-murat-a-d...

Скачать epub pdf Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича , профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича , а также митрополита Антония Храповицкого , бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам ( Еф.3:14–19 ): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею». И заканчивает апостол Павел свою молитву: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» ( Еф.3:20–21 ). Там есть выражение «генерация» по-немецки, «во все генерации». Вот с этой молитвы я бы хотел начать слово о святых отцах. Разрешите мне сегодня говорить о святых отцах, а завтра уже об учении святых отцов. Они, как люди великие, а потом следует за этим их святое учение. Из этой молитвы апостола Павла, которая меня всегда глубоко впечатляла, видно, что от Бога Отца всякое отечество называется и на земле, и на небе. Бог есть Отец, и святой Василий Великий говорит между прочими отцами, что первое и подлинное настоящее Имя Бога нашего – это имя Отец. Первое имя Его не Творец, не Промыслитель, но Отец. И это Имя не только относится к нам, но, прежде всего, относится к Его Сыну, и Он – Отец Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Значит, Он Отец вечно. И по самому бытию Своему Он – Отец. Ибо наше название отцом даже своих родителей на земле или на небе, то отчество – имя, отчество мы получаем оттого, что Бог есть Отец. Это значит, что даже наши родственные связи и духовные связи со своими отцами, – потом будем объяснять, – происходят из Самого Имени Божия. И в этом, – что мы называем отцом своего родителя, или родителей, отца и мать, и своих духовных отцов, – мы уже исповедуем одну связь с Богом Отцом. Мы уже соотносим свои связи – родительские физические и родительские духовные – с Богом. Правда, почти все знаем, что Христос сказал: «Отцом себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ). Но именно этим Христос хотел сказать, чтобы все наши названия – или родителей отцом, или учителей своими отцами – были в связи с Богом как единым истинным подлинным Отцом. Можно даже сказать словами Христа: «Не называйте отцом никого на земле». Не запрещает называть отцом родителей как физических, так и духовных, а именно называть их в связи с этим, что Бог Единый и подлинный Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

под редакцией  А.В. Елисеева ПРИЛОЖЕНИЯ К I выпуску «ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ» I. Язык жителей Св. Земли. Во всей империи Османов официальным, государственным языком служит турецкий. Однако во всех городах, посещаемых иностранцами, есть туземцы, говорящие на своем родном языке, а также на языках европейских: по-французски, по-итальянски, по-немецки, по-английски, по-гречески, по-испански, даже по-русски. Народный язык туземцев Св. Земли есть арабский. Не лишним считаем привести здесь несколько арабских слов и фраз, с переводом на русский язык, в которых может встретиться надобность для паломника на месте и из коих некоторые часто встречаются в нашем «Путеводителе». Относительно грамматики арабского языка сделаем лишь несколько кратких замечаний: 1) звук л произносится в арабском языке всегда мягко, как бы после него было поставлено русское ь; 2) буква джимъ произносится как ж; 3) начало глагола в арабском языке находится не в неокончательном наклонении, как почти во всех языках, напр, идти, писать, а в третьем лице совершенного времени, вслед за которым ставится третье-же лицо настоящего времени, напр. рах, орух,-катаб, ектуб, – буквально: он пошел, он идёт, – он написал, он пишет. Эта особенность объясняется тем, что эти формы, отвечающие нашему неокончательному наклонению, грамматически суть самая простая, из которых образуются все прочие формы и времена. Составленный нами русско-арабский словарь и разговоры приняли на себя труд проверить профессор С.-Петербургского университета В. Д. Смирнов и доктор А. В. Елисеев. которым мы и приносим здесь нашу искреннюю благодарность. II. Краткий русско-арабский словарь. Аист – беллар-эдж англичанин – инглези по-английски – инглези аптекарь – аттар. араб, – араби по-арабски – араби апельсин – шина апрекарь – аттар Баран -кебаш баранина-харуф башмаки-на’аль башня-бурдж башня – минарет бедуин – бедеви битвы место – макталь близюй-кариб болото-хадир больной-айен большой – кебир брат -аху бумага-кар’ет буря-дзау бежать -ракад белый-абжад

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Генерал-аншеф Авраам Петрович Ганнибал. «Арап Петра Великого» (Биографический очерк по документам) В.... Ф.... 1 , сидя дома, Решил, что дед мой Ганнибал Был куплен за бутылку рома И в руки шкиперу попал. Сей шкипер был тот шкипер славный, Кем наша двинулась земля, Кто придал мощно бег державный Корме родного корабля. Сей шкипер деду был доступен; И сходно купленный арап Возрос усерден, неподкупен, Царю наперсник, а не раб. А.С. Пушкин 2 Первым по времени биографом А. П. Ганнибала был, сколько известно, Гельбиг, советник саксонского посольства при с.-петербургском дворе, в 1787 г., писавший по-немецки и, больше, по слухам 3 . За трудом Гельбига явился поэтический «Арап Петра Великого» неоконченный роман славного Пушкина 4 , правнука Ганнибалова по женской линии 5 . С легкой руки Пушкина, А. П. Ганнибал был предметом статей: Д. Н. Бантыш-Каменского 6 , Д. И. Языкова 7 , Μ. Н. Лонгинова 8 и князя П. В. Долгорукого 9 . Статьи эти, заимствуясь главными показаниями одна от другой, опровергаются во многом документами подлинными, часть которых, из сокровищницы государственного архива, напечатана уже Π. П. Пекарским 10 . Документы других архивов – освещают также кое-какие факты из жизни «Арапа Петра Великого». – Связать, по возможности, в одно целое разноречивые известия об А. П. Ганнибале, проверив их архивными открытиями последних лет, – и составляет задачу предлагаемого очерка. Отечеством негра Ибрагима (впоследствии, Ганнибал) была Африка, по всем соображениям, северная, вообще мало исследованная. «Северная Африка – говорит один из членов французского института, – от моря Средиземного до земли негров и от долины Нила до берегов океана Атлантического, представляет единственное зрелище страны, которая, несмотря на продолжающееся издревле до сих пор вторжение в нее и морем и сухопутно народов чужеплеменных, сохранила не только свое туземное наследие, но больше или меньше его прежние нравы, даже язык. – Изобразить состояние этой обширной страны во времена Карфагена и последних фараонов египетских; показать видоизменения, внесенный сюда последовательно Греками и Римлянами; представить, затем, многочисленные поселения здесь пришлых Арабов, занимавшие, в противоположность завоевателям предшествующим, не только берега, но и внутренность страны; обозначить движение самих туземцев, рассеянных по всему материку, от одного конца до другого, и наследовать влияние скрещивания их с Арабами на общий вид страны; наконец, уяснить черты, остающиеся не сглаженными после стольких передряг, – вот предмет, по истине, достойный внимания ученой Европы» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Закрыть Мятущаяся Европа: на пути в Четвёртый рейх Печальная ситуация в экономике способствует росту протестных настроений и популярности радикальных сил 01.02.2024 111 Время на чтение 5 минут Источник: ФСК Одним из моих самых неприятных воспоминаний о жизни в Германии являются моменты, связанные с новогодними праздниками. Нет, сами по себе Рождество и Новый год тут ни при чём. Проблема в другом. Так уж получилось, что предпраздничная пора совпадает по времени с рассылкой гражданам, проживающим в квартирах с центральным отоплением, годового перерасчёта стоимости коммунальных услуг, в первую очередь того самого отопления и горячего водоснабжения. Тут необходимо пояснить. В течение года немцы платят за обогрев своих жилищ некую фиксированную, но довольно существенную сумму, которой, как выясняется на практике, хватает только на то, чтобы включить отопление пару раз за зиму буквально на несколько часов. Всё, что сверх того, прилетает тебе в конце года в виде «письма счастья» с требованием оплатить недостачу до конца декабря. И если так случилось, что год выдался холодным, сумма эта может доходить до нескольких тысяч евро. Делать нечего – идёшь и платишь. Настроение, разумеется, падает и становится уже не до праздников. Так было даже в те, условно благословенные годы, когда Германия регулярно закупала российский газ по ценам на порядок ниже рыночных. Сегодня же, в условиях острого энергетического кризиса, а также чрезмерной и неоправданной увлечённости немецкого правительства внешней политикой в лице Украины, ситуация с коммунальными тарифами стала просто ужасающей. В конце прошлой недели германское издание Bild вышло со статьёй , рассказывающей, что отопление, или по-немецки Heizung, стало обходиться средней германской семье дороже, чем стоимость всех прочих коммунальных услуг (в том числе и арендной платы за жильё), вместе взятых. «Отопление обходится мне дороже, чем арендная плата», – рассказывают жители Германии, жалующиеся на резко выросшие счета на тепло. В итоге всё, что им остаётся, – это надевать по два-три свитера и отапливать лишь одну комнату в квартире и то только в промежутке между 16:00 и 22:00.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/01/myatuw...

Спорт, охота 25 Из Английского охотничьего журнала Всякого рода охоту Англичане называют спорт. Охота с собаками, с ружьём, с птицею, ловля зайца, волка, льва, слона, бабочки, ловля удочкой или неводом, багром или острогою, ловля гольца или кита, всё это спорт. Кулачный бой и скороходство, борьба и плавание, состязание между скакунами, рысаками, петухами, лодками, яхтами и другие – всё это также предметы спорта (охоты), и каждый спорт имеет своих известных покровителей во всех сословиях, от короля до простого арендатора, своих героев, свою науку. Важность, с которою Англичане говорят об охоте, сильное участие, которое она возбуждает, огромность сумм, ежегодно употребляемых для её усовершенствования и поддержания, почти невероятны. Им удивляются все путешественники, особенно же учёные и степенные Немцы; они не могут понять, как такой умный народ может заниматься такими пустяками, и такой расчётливый народ может позволять себе такие бесполезные расходы. Министр занимается соколом или петухом, целый университет – святилище всякой мудрости и знания – вступает в состязание с другим университетом, или с городом, или с обществом не о том, кто может представить учёнейшего мужа, а о том, кто может представить лучшую лодку и лучших лодочников. Это просто непонятно, это merkwürdig, это необъяснимо, необъяснимо даже по-немецки, что значит во сто раз необъяснимее, чем на всяком другом языке. Была и у нас в старину охота, хотя конечно не до такой степени усовершенствованная или развитая, как в Англии, но может быть такая же разнообразная и затейливая, может быть выказывавшая ещё более избыток смелости и силы народной: ну да о старине говорить нечего, – была да быльём поросла. Уцелела ещё от неё кое-где полевая охота с собаками, да и о той говорить почти стыдно. Все двигатели нашего просвещения, от Северной Пчелы до серопечатных Московских романов, восстают против неё; все люди высшего образования, от столичного чиновника до уездной барышни, говорят о ней с презрением. Огромное развитие наших познаний, наших умственных и духовных сил убило в нас всякое сочувствие к пошлым забавам наших предков. Англия, не дошедши до такого просвещения, позволяет себе ещё забавляться ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010