Человек, который от места к месту намеченному идет, – это путник. Так и мы, христиане, от дня рождения нашего до дня смерти – путники, по жизненному пути шествуем. У одного путника долгий путь, у другого – короткий. Так и для нас жизненный путь наш не равный – один скорее оканчивает путь свой, другой дольше идет. Путник в пути всякого злополучия опасается. Так и нам, по пути этого мира идущим, надо всего опасаться. Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5:15–16). Путник подвержен всякой непогоде и буре. Так с нами, своим путем идущими, приключается всякая буря бед, напастей и искушений. Путник всем тем пренебрегает, но, все претерпевая, идет к намеченному месту. Так и мы должны всем неблагополучием, с нами приключающимся, пренебрегать, терпеть и идти к желанному своему Отечеству. На путника часто нападают разбойники и раздевают, а часто и убивают, и так до намеченного места не допускают. То же приключается и с нами, так и на нас демоны, как разбойники, нападают и неосторожных уязвляют и убивают, и так до желанного Отечества не допускают. Путники защищают себя от разбойников оружием. Так и мы должны защищать себя от демонов молитвой и словом Божиим. У путника всегда на уме место, к которому идет, и он старается до него дойти. Так и у нас всегда должно быть Отечество небесное на уме и о том старание, как бы его достигнуть. Так бегите, чтобы получить, – говорит нам святой апостол (1 Кор. 9:24). Путник чем далее по пути идет, тем более сокращается путь. Так чем более мы продолжаем путь жизни нашей, тем более к концу приближаемся. Путник, придя в место, куда шел, в безопасности бывает, и успокаивается, и радуется о благополучном окончании своего пути. Так и мы, христиане, когда благополучно окончим наш путь и придем в небесное Отечество, в безопасности будем, от всех бед и напастей освободимся, успокоимся, радоваться будем в вечном своем блаженстве, которое получим благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь! К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены презрением; премного насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых (Пс. 122:1–4). 25. Путник и вождь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

В детях примечаются свойство и подобие отчее. Так и в христианах должны быть свойство и подобие Отца Небесного. Должны и они быть святы, благи, милосердны, кротки, терпеливы и прочее. Так им говорится: по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр. 1:15,16). Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Дети что в своем отце видят, то и сами стараются делать. Так и христиане должны, в чем можно, подражать Отцу своему Небесному. Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1). Бог никого не обидит – так и они не должны никого обижать. Бог всем благотворит – так и они должны всем благое делать. Бог всем кающимся отпускает грехи – так и христиане должны отпускать людям их согрешения. Бог грех ненавидит – так и христиане должны грех ненавидеть и от него уклоняться. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4), – так и христиане всем сердечно должны желать спасения. Отец любит своих детей, и дети любят своего отца. Так и Бог любит христиан, и христиане должны Бога, как Отца своего, сердечно любить. Дети своему отцу угождают. Так и христиане должны Богу, Отцу своему, угождать. Дети берегутся всего того, что отца их оскорбляет. Так и христиане должны всегда удаляться от того, что Отца их Небесного оскорбляет. А оскорбляет всякий грех и презрение добродетели. Отец с детьми и дети с отцом любовно разговаривают. Так и Бог с верными душами любовно в Святом Писании беседует, и верные души с Богом любезно в молитве и в славословии беседуют. О, любезная и сладкая беседа, которая бывает между величеством Божиим и подлым человеком, который есть земля и пепел! Господи! Что есть человек, что Ты открылся Ему, или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем? (Пс. 143:3). Отец детям радуется, а дети своим отцом взаимно утешаются. Так и Небесный Отец верным душам радуется, а верные души радуются Ему. Сердце мое и плоть моя радуются о Боге Живом (Пс. 83:3). Дети своего отца из любви называют – «отче» или «батюшка». Так и христиане Бога из любви называют Отцом и вопиют к Нему: Авва, Отче! (Рим. 8:15). А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Отче наш, Иже еси на небесех! (Мф. 6:9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

и враги тщеславия; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия. гордость исцеляют скорбные обстоятельства; а Превечный и Невидимый. того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни. змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину; так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия. тучные птицы не могут высоко летать, так и угождающему своей плоти невозможно взойти на небо. тина не привлекает свиней: и плоть, увядшая от подвигов, не упокоивает более бесов. часто слишком большое количество дров подавляет и угашает пламень, и производит множество дыма: так часто и чрезмерная печаль делает душу как бы дымною и темною, и иссушает воду слез. неискусный стрелок, так и ученик прекословный погибает. закаленное железо может наострить незакаленное, так и брат усердный часто спасает ленивого. яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются: так и помыслы, необъявляемые духовному отцу, переходят в дела. кони на бегу ретятся опередить друг друга: так и в добром братстве один другого возбуждает. облака закрывают солнце, так и греховные помыслы помрачают и губят ум. получивший смертный приговор и идущий на казнь не беседует о народных зрелищах: так и искренно оплакивающий грехи свои не будет угождать чреву. убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою: так и душа, читая повествования о великих добродетелях св. отцов, делается более смиренною в мыслях своих. железо и невольно повинуется магниту: так и закосневшие в злых привычках поневоле увлекаются ими. море и невольно укрощается елеем: так и пост угашает и невольные разжжения плоти. вода стесняемая поднимается вверх: так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Так мы поехали отведывать на Васильев пруд; так на первом дни, в которой их привели, летели высоко гораздо да не слазят 101 к уткам, потому что еще не пора, – сам ты ведаешь, что Фомина нынеча неделя. А на другой день, в пятницу, вчерась поутру, летели хорошо, да не слазят. Так я поехал к Сущеву, да наехал прыск 102 , водою налило, меж Сущева и Напруднова. Так отпустили сокола Модина, и он хорошо полетел, да не слез; а утки многие свиязи и шилохвасти и чирята; а в длину вода та в сажень и поперег 2 сажени, да тем хорошо, что некуда утечь, нет иных водиц близко. Так Модину тому соколу дали вабило, да отпустили сокола Семена Ширяева дикомыт; так безмерно коково хорошо летел, так погнал да осадил в одном конце два гнезда шилохвастей, да полтретя (2 гнезда чирят; так в другореть погнал, так понеслось одно утя шилохвост, и милостию Божиею и твоими молитвами и счастием, как ее мякнет по шее, так она десятью перекинулась, да ушла пеша воду опять; так хотели по ней стрелять, погаели што худо заразил 101) : и он ее так заразил, што кишки вон; так она поплавала немношко, да побежала на берег, а соколот и сел на ней. А я тебе объявляю, и сестрам скажи покороче того, што написал; а прислать было к ним («зараженную» утку) никоими мерами нельзя, потому што соколом скормили – первое утя убил, штоб не покручинились. А ныне я еду под Тушино с соколами; а я буду поутру в пятницу коньчяе к Москве, потому што я Борису Ивановичю велел послать по старых по трех соколов. А што тебя боярыни спрашивают про детей своих, и ты скажи, што дал Бог здорово, а коли которой занеможет, и я к тебе тотчас отпишу то. Да для Христа голубей пришли гнезд з 20: птицы у меня поспевают, а голуби все изошли, а надобить и в вабило и всюды; где-нибудь добудь черных, да пришли, да и сам приедь ко мне с голубми теми на день на другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Итак, под «очами» Божиими, «веждями» и «зрением» должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под «ушами» и «слухом» — Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. Под «устами» и «речью» — выражение Его воли, так как и мы устами и речью обнаруживаем сердечные помыслы. Под «пищею» и «питием» — наше стремление к Его воле, так как и мы чрез чувство вкуса удовлетворяем необходимой потребности нашей природы. Под «обонянием» — то, что показывает направленную к Нему нашу мысль, так как и мы посредством обоняния ощущаем благовоние. Под «лицем» — Его откровение и обнаружение Себя посредством действий, так как и наше лицо служит нашим выражением. Под «руками» — деятельную Его силу, так как и мы посредством рук совершаем полезные, особенно же благороднейшие наши действия. Под «десницею» — Его помощь в справедливых случаях, так как и мы, при совершении дел более важных, благородных и большей силы требующих, действуем правою рукою. Под «осязанием» — Его точнейшее познание и разумение вещей малейших и сокровенных, так как и для нас осязаемые нами вещи не могут иметь ничего в себе сокровенного. Под «ногами» и хождением — Его пришествие и присутствие или для вспомоществования нуждающимся, или для отмщения врагам, или для другого какого-либо действия, так как и мы посредством ног приходим куда-либо. Под «клятвою» — непреложность Его решения, так как и мы взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под «гневом» и «яростью» — Его ненависть и отвращение к злу, так как и мы то, что не согласно с нашей мыслью, ненавидим и на то гневаемся. Под «забвением», «сном» и «дреманием» — отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас, исключая только то, что говорится о телесном пришествии Бога Слова, ибо Он ради нашего спасения воспринял всего человека, т.е. душу разумную и тело, свойства человеческой природы и естественные, непорочные страсти 39 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Итак, под очами Божиими, веждями и зрением должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под ушами и Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. Под устами и выражение Его воли, так как и мы устами и речью обнаруживаем сердечные помыслы. Под пищею и наше стремление к Его воле, так как и мы чрез чувство вкуса удовлетворяем необходимой потребности нашей природы. Под то, что показывает направленную к Нему нашу мысль, так как и мы посредством обоняния ощущаем благовоние. Под Его откровение и обнаружение Себя посредством действий, так как и наше лицо служит нашим выражением. Под деятельную Его силу, так как и мы посредством рук совершаем полезные, особенно же благороднейшие наши действия. Под Его помощь в справедливых случаях, так как и мы, при совершении дел более важных, благородных и большей силы требующих, действуем правою рукою. Под Его точнейшее познание и разумение вещей малейших и сокровенных, так как и для нас осязаемые нами вещи не могут иметь ничего в себе сокровенного. Под ногами и Его пришествие и присутствие или для вспомоществования нуждающимся, или для отмщения врагам, или для другого какого–либо действия, так как и мы посредством ног приходим куда–либо. Под непреложность Его решения, так как и мы взаимные договоры свои утверждаем клятвою. Под гневом и Его ненависть и отвращение к злу, так как и мы то, что не согласно с нашей мыслью, ненавидим и на то гневаемся. Под забвением, сном и отложение отмщения врагам и замедление обыкновенной помощи Своим друзьям. Кратко сказать, все, что говорится о Боге телесным образом, содержит в себе некий сокровенный смысл, научающий нас чрез то, что для нас обыкновенно, тому, что выше нас, исключая только то, что говорится о телесном пришествии Бога Слова, ибо Он ради нашего спасения воспринял всего человека, душу разумную и тело, свойства человеческой природы и естественные, непорочные .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Звучит непривычно, а благодаря замене слова «блаженны» на «счастливы» в некоторых местах получается резкий контраст и противоречие с точки зрения светской логики. Как могут быть счастливыми плачущие? Радость ведь явно не синоним горя. А плач здесь явно не от избытка положительных эмоций. Но можно пойти дальше: попробовать трансформировать формулировки заповедей блаженства до более понятных. Что тогда получится? Счастливы осознающие духовную потребность в Боге, так как им принадлежит Царство Небесное. Счастливы скорбящие о своих грехах, так как их утешит Бог. Счастливы кроткие, так как они получат землю, обещанную им Богом. Счастливы стремящиеся к праведной жизни, так как они будут удовлетворены Богом сполна. Счастливы милосердные, так как и Бог проявит к ним милосердие. Счастливы те, чьи мысли чисты, так как они будут с Богом. Счастливы те, кто примиряет людей, так как они будут названы детьми Бога. Счастливы преследуемые за стремление к праведности, так как им принадлежит Царство Небесное. Счастливы вы, когда вас будут оскорблять, преследовать и клеветать на вас из-за того, что вы следуете за Мной. Радуйтесь и веселитесь, так как вы получите величайшую награду в Царстве Небесном. Так же гнали и святых людей, живших до вас. Данная интерпретация, конечно же, не является каким-то эксклюзивным переводом. Наоборот, это попытка выйти за рамки строгого перевода и попытаться донести именно смысл с учетом эпохи и привычной терминологии. Безусловно, даже такой вариант «расшифровки» заповедей блаженства потребует дополнительных пояснений. Люди ищут счастья, желательно в рецептах и измеримых пропорциях: «5 шагов на пути к успеху», «6 способов сохранять спокойствие», «10 секретов счастья»… Так давайте подарим миру наши, истинные, христианские секреты счастья, которого так или иначе каждый человек ищет на протяжении всей своей жизни.

http://pravoslavie.ru/129653.html

Елена М 31 октября 2013, 14:27 Димитрий: Ирине. Уважаемый Дмитрий! Целиком и полностью присоединяюсь к Вашему ответу Ирине! Геннадий: Хотелось бы думать, что всё так, но тогда, это будет чувством самодовольства - я веду правильную жизнь, я веду праведную жизнь, и я, достоин(!), лучшей жизни. Но так ли? Разве я достоин? Разве я лучше тех, кто будет по левую сторону? - Нет, Геннадий! Признать, что всё так, это не значит самодовольство! Это признание того, что живем именно так как того заслуживаем! И не мечтать о том, что заслуживаем большего, а думать о том, что чего-то видно в этой жизни не доделал, чтобы было не так как есть, т.е. это именно я веду жизнь недостаточно праведную и правильную, и я не лучше всех остальных, если я среди них и у меня всё ровно также - так как надо, в соответствии с моими заслугами. Бог не молчит - это нам так очень часто кажется, что он молчит, потому как , действительно, считаем, что мы в этой жизни достойны большего и лучшего. Нет! По делам нашим... А, песня-то и в самом деле, неплохая.... Андрей 31 октября 2013, 14:15 Спасибо Дмитрий за статью. Написано словно на одном дыхании. А концовка Берегите себя , вообще круто. Еще раз спасибо. Все так. Сергей 31 октября 2013, 13:54 Всё не так автор воспринимает как начало депрессии, как начало упадка. Задумывается ли он о тех, кто, после понимания, что всё не так ,- смыкают ряды , - это надо спросить у автора отдельно. Потому что на таких всё и держится. Потому что у таких осознание того, что всё не так, это призыв к действию. Автор видимо боится таких, боится этого всё не так и придумал для себя мир, где всё так . У автора мир лежит в добре. А сам он, видимо, лежит в нирване. Пока не ясно что, но что то надо обязательно сделать, чтобы достать хорошего человека из этой нирваны. Потому что в рядах тех, для кого слова всё не так являются основанием побеждать это самое всё не так , появилась брешь. Вставайте Дмитрий. Вас ждут. Ваш штык приравнен к перу. Или Ваше перо приравнено к штыку. В строй, Дмитрий. Вас ждут великие дела. Всё не так , Дмитрий, это, по-научному, второй закон термодинамики. Или, по-другому, энтропия. Хотя есть ещё одно слово, обозначающее это явление. Это слово более короткое, и более хлёсткое. Вам оно известно. А Тот, Кто победил то состояние, которое означает это слово, Вам известен ещё более.

http://pravoslavie.ru/jurnal/65298.htm

Св. Тихон, е. Воронежс кий, пишет в сочин. Т. X. Спб. 1825. Стр. 94–96: «Что члены в теле: тое христиане между собою суть. Члены телесные составляют тело: так и христиане составляют тело духовное. Члены в теле суть соединены, и суть едино тело: так и христиане суть соединены духовно, и суть едино духовное тело. Члены в теле соединяются и связываются жилами: так и христиане соединяются и связываются верою, духом и любовью. Члены в теле не делают друг другу вреда: так и христиане не должны друг другу обиды и вреда делать. Члены в теле суть в мире и согласны между собою: так и в христианах должен быть мир и согласие. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защищают: так и христиане должны друг другу помогать, друг друга защищать... Члены в теле все суть в равном достоинстве: так и христиане о себе думать должны... О всем составе телесном глава печется и промышляет: так и о всем духовном Своем теле Глава – Христос печется и промышляет». Стр. 92–93: «Уды телесные суть орудия главы; глава все делает, но чрез уды своя: так и христиане суть орудия Главы – Христа, Который чрез них добрые дела делает. Что уды добро делают, то и главе приписывается: так и должно все Христу приписывать, что христиане доброе делают. Когда тело или уд какой страждет, то состраждет и глава: так и когда христиане страждут, состраждет им и Христос. Что уду какому телесному делается, тое вменяет себе и глава: так и, что христианам делается, то вменяет Себе и Христос»...Правда, на вопрос: «есть ли Бог Дух, то как же Св. Писание приписывает Ему телесные члены, например: сердце, очи, уши, руки?» Пр. Катехизис, О первом чл., отвечает: «Св. Писание применяется в сем к обыкновенному языку человеческому, а понимать сие надобно духовным и высшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Ибо во время случившегося однажды в наши времена в городе сильнейшего землетрясения, когда почти всё до основания погибло, когда все здания, как частные, так и общественные разрушились и обратились в развалины, один сей храм остался целым и невредимым, так что и из сего открывается, с помощью какой силы великий оный муж приступал к делам своим. Но этим божественная сила показала и засвидетельствовала веру сего великого мужа для отдаленных потомков. А в то время, так как все жители как города, так и окрестностей его поражены были его апостольскими чудесами и верили, что все, что он ни говорит и делает, делает и говорит силою божественною: то и в спорных житейских делах никакого другого судилища не знали выше его, но всякий спор и все неудоборазрешимые и запутанные дела разрешались его советами. Отсюда чрез его благодатное влияние водворились в городе законная справедливость и мир как для всех вообще, так и для каждого в частности; много прибыло добра, как в частности, так и вообще, потому что никакое зло не нарушало взаимного согласия. Здесь не излишне, может быть, упомянуть об одном суде его, так как, по пословице, вся ткань узнается нами по обращику. И божественное Писание, хотя Соломон много чинил судов между своими подданными, сочло достаточным, в одном представить всю мудрость сего мужа. Будучи судьею между двумя матерями, он, так как преступления невозможно было изобличить, потому что каждая одинаково отказывалась от мертвого младенца и удерживала с собою оставшегося в живых, хитростью сумел выпытать сокровенную истину. Так как преступление совершено было без свидетелей и подозрений как в истине, так и во лжи могло одинаково падать как на ту, так и на другую: «то он призвал к себе на помощь, для засвидетельствования истины, природу, вымышленною угрозою скрывши цель своего намерения».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010