Ибо в святом оном граде, где граждане, от созерцания всемогущего Бога, имеют совершенно полное ведение, собственные имена не потому получаются, что будто без имен нельзя там узнавать лиц, но потому, что когда кто-либо из них приходит к нам для какого-нибудь служения, то от служения у нас и получает себе имя. Так Михаил значит: кто как Бог, Гавриил – сила Божия, а Рафаил – врачевание Божие. Потому всякий раз, когда совершается что-нибудь, показывающее чрезвычайную силу, говорится, что посылается Михаил, чтобы чрез самое действие и имя дать уразуметь, что никто не может делать того, что может делать Бог . Потому и об оном древнем враге, который по гордости восхотел сделаться подобным Богу, говоря: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе завета (testamenti), в странах севера взыду выше облак, буду подобен Вышнему ( Ис.14:13–14 ), говорится, что когда он, при кончине мира, пред низвержением в последнюю муку, оставлен будет в своей силе ( Апок.9:3, 10–11, 16:6 и сл.), то будет сражаться с архангелом Михаилом, как говорится у Иоанна: бысть брань с Михаилом архангелом ( Апок.12:7 ), чтобы тот, который, по гордости, восхотел быть подобным Богу, будучи низвержен Михаилом, познал, что чрез гордость никто не достигает уподобления Богу. Также и к Марии был послан Гавриил, называемый силою Божиею, потому что он приходил возвестить о Том, Который благоволил явиться уничиженным для побеждения воздушных властей, и о Котором у Псалмопевца говорится: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани ( Пс.23:7:8 ); и далее Господь сил Той есть Царь славы ( Пс.23:10 ). И так, надобно было, чтобы Тот, Который, будучи Господом сил и сильным в брани, пришел на брань против воздушных властей, возвещен был через силу Божию. Рафаил значит, как мы сказали, врачевание Божие, потому что он, коснувшись очей Товии, как бы по обычаю врачевания, стер мрак слепоты его. Следовательно, тому, который посылается для врачевания, прилично было и назваться врачеванием Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

«На безмолвие не потянет того, кто не вкусил еще сладости Божией; сладости же сей не вкусит тот, кто не победил еще страстей. Недугующий душевной страстью и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в пучину и думает безбедно достигнуть берега на доске.» «Никто из тех, которые подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию, да не дерзнет когда либо увидеть и след безмолвия без того, чтобы не впасть в исступление ума.» «Вкусивший сладости Божией стремится на безмолвие, чтобы ненасытно насыщаться им, без всяких препон, и непрестанно порождать в себе огнь огнем, рачение рачением и вожделение вожделением. Посему безмолвник есть земной образ ангела; на хартии вожделения, рукописанием тщания, освободил он молитву свою от лености и нерадения... Безмолвник – тот, кто духодвижно вопиет: готово сердце мое, Боже! Безмолвник – тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит.» «Таким образом, все занятие безмолвника – быть с Единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо…» «Возлюбившие блаженное безмолвие проходят делания умных сил и подражают образу их жизни. Не насытятся они во веки веков, восхваляя Творца: так и восшедший на небо безмолвия не насытится, воспевая Создателя.» «Но ни молитвы безленостной, ни хранения сердца неокрадомого нельзя возыметь, если не утвердилось наперед в сердце совершенное безпопечение. Нельзя с разумом проходить первых двух, кто не приобрел последнего, подобно тому, как, не выучивши букв, нельзя читать. «Малый волос смущает око и малое попечение губит безмолвие.» Кто желает представить Богу чистый ум и смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушавшемуся скоро идти. Посему истинное безмолвие и начинается по предании себя Богу и глубоком уверовании сердца в Его о нас попечение.» «Только те, кои сочетались с безмолвием для наслаждения любовью Божией, для утоления жажды этой любви, будучи влекомы сладостью ее, суть настоящие безмолвники. Такие, если проходят безмолвие с разумом, споро начинают вкушать и плоды его, кои суть: ум неволнуемый, мысль очищенная, восхищение к Господу, молитва ненасытная, стража неокрадаемая, всегдашние слезы и проч.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Вопрос: Когда Аарон с Моисеем наводили бедствия на египтян, первые два бедствия египтяне еще держались, а на следующем уже сдулись, говоря современным языком. Чем объяснить всё это? о.Михаил: Откровенно сказать, я не размышлял, какая разница между бедствиями или казнями египетскими. Ясно, что все шло по нарастающей, как и поступает Господь. Обратите внимание на последнее – самое страшное – казнь. Это избиение первенцев страшным Ангелом Господним. Если в общем подойти, очевидно, что эти устрашающие чудеса идут по возрастающей. Первые можно было выдержать. Но фараон только ужесточил содержание евреев в плену. При последнем египтяне не выдерживают и отпускают народ Божий в землю Обетованную, куда Моисей ведет евреев 40 дней. На горе Синай он получает заповеди Божии. Если есть желание подробнее ознакомиться, надо читать толкования святых отцов, которые придают всем событиям Ветхого Завета важное символическое значение. Вопрос: Что такое свобода? о.Михаил: Понятие, если не лежащее в одной плоскости с категорией любви, то находящееся недалеко от него. Свобода присуща Самому Богу в первую очередь. Бог свободен от обстоятельств обычных и вообще от всего. Он был свободен сотворить человека и не сотворить его, но сотворил по любви к Своему созданию. Эта любовь проявилась в том, что Единородный Сын Его пришел на землю по любви к Своему созданию, принес любовь Свою жертвенную, показав путь настоящего христианства. Если Бог свободен, то почему Господь прошел этот страшный путь от рождения в семье плотника до распятия как самого страшного разбойника? Был ли свободен Господь? Абсолютно. Как и христианские мученики, когда они переносили мучения. А свободен ли тот, кто не хочет ничего знать, не имеет правил, заповеди для него устарели, он предпочитает наркотики и свободную любовь, готов нарушать закон Божий, потому что никто и ничто для него не указ? Как раз такой человек не свободен вовсе. Свобода – это независимость от ограничений, которые сам человек на себя налагает, понимая, что в этом есть добро. Настоящая свобода не в том, что человек делает то, что хочет, независимо от того, приносит ли это горе и бедствие другим, семье, детям, знакомым. Я свободен – не означает свободу творить зло. В христианском смысле свобода – это для чего-то, а не от чего-то. Так для чего нам свобода? Природа ее лежит в христианском утверждении, что человек создан по образу и подобию Божьему. Если Бог свободен, то и человек. Образ Божий в человеке неистребим. Но подобен ли самый страшный злодей Богу? Ответ категорический отрицательный. Такой человек несвободен, неподобен Богу, но образ Божий в нем остается.

http://radonezh.ru/2023/11/23/govoryat-v...

Притом они будут величаться, говоря: «я Павлов, я Аполлосов» ( 1Кор.1:12 ), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как Иудеи – отцом своим Авраамом. Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, «кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить, и не сотворил» ( Сир.31:11 ), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей. Почему Ной, Авраам и Лот, которые вели ревностную жизнь среди злых людей, справедливо так много прославляются в Писании» 144 . «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют, – изрек тот же Антоний Великий 145 . – Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: «ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам». Несколько веков спустя после Антония Великого раздается пророчественный глагол о грядущих судьбах христианства блаженного Нифонта Цареградского. Некоторый брат вопросил его: «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего». Блаженный сказал ему: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей и не будут совершать среди них знамений и чудес, как в настоящее время, но пойдут путем делания, растворенного смирением, и в царствии небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями; потому что тогда никто не будет делать пред глазами человеческими чудес, которые бы воспламеняли людей и побуждали их с усердием стремиться на подвиги. Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более; сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Господа Бога и не узрят лица Бога живаго...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Ап. Павел сводит все заповеди даже в одну, – во вторую из наибольших: «Весь закон, говорит он, в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Гал. 5: 14 . см. еще Рим. 13: 8–10 ). И действительно, в этой заповеди заключается и заповедь о любви к Богу, ибо учит св. ап. Иоанн: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем... Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего“ ( 1Иоан. 4: 16–21 ). В этой же заповеди, по словам ап. Павла, заключаются и все остальные заповеди, так как «любящий другого исполняет закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего, как самого себя. Любовь же не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона“ ( Рим. 13: 8–10 ). Что Христос и св. Апостолы, говоря о двух или даже одной наибольшей заповеди, не отрицали всех остальных и не упраздняли всего ветхозаветного закона, а только обрядовый, видно из следующих слов Спасителя и Его учеников. Когда один богатый юноша спросил Христа: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? – Христос сказал ему: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему (юноша): какие? Иисус же сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего, как самого себя“ ( Мф. 19: 16–19 ). Что Христос не отрицал меньших «ветхозаветных“ заповедей и всего Ветхого Завета, это ясно видно и из следующих Его слов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из сих заповедей малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном“ ( Мф. 5: 17–19 ). «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое“ ( Мф. 13: 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По-видимому, говорит святитель Евино происхождение (из ребра Адамова) честнее, чем Адамово (из земли), но это еще более ее обязывает покоряться мужу (Летопись, 240). Не хочет признать он разум женщины равным разуму мужчины: «Не тот муж велик, который, будучи благороден, имеет женские разум и сердце, но тот, который благоразумен и добродетелен, хотя бы и из простого рода (Летопись). Нередко у святителя говорится о женской злобе (IV, 539). «Какая там в женах истина обретается, разве самая ложь?» Кто так искусен лгать, как жены? (III, 101). Упоминает о разрисовывании женщинами лица (IV, 440). «Лице разрисованное в здешней жизни на прельщение других, тогда (в будущей жизни) будет очернено смолою и горячим пеклом; где на лице были какие-нибудь черные малые пластыри, называемые мушки, на тех местах после сядут страшные жабы, нестерпимо, непрестанно грызущие» 570 . Отмечал святитель и склонность женского пола к хитрости: удобнее ныне найти правду между женами, чем в дворянах. Причину падения апостола Петра он склонен объяснять тем, что он завел речь во дворе у Каиафы с женщиной. «Петр святый не стал столпом огненным, когда с женою начал беседовать, а от бесед женских кто не угаснет?» (III, 84). Поэтому речь о девстве у него совместна с учением об иноческих обетах. «Богу приятны бессупружные» (III, 322) Иноки обручили душу свою Господу и ничего уже не желают на земле. Нет ничего удивительного жить по плоти: так не только христиане, но живут и язычники, и звери, и скоты, а жить для Бога – преславное дело. Образцом плотского невоздержания святителя ставил библейского Ламеха: дает ему и прозвище «двоеженец» (IV, 116) и этим отличает от другого библейского Ламеха: «Ламех, – не тот – двоеженец, но Симова племени» (IV, 203). На вопрос, – «хорошо ли жить в супружестве?», – святитель отвечает: «Нет, оно только порабощает, связывает по рукам и ногам. Оно хуже всяких мучений. Не родятся дети – для супругов – печаль; родятся – двойная забота. Добрые ли они будут – беспокойство». Инока же ничто не беспокоит. У мирского человека, старающегося угодить Богу, «образ Божий подобен Богу», а у инока, живущего в трудах и в плотском воздержании, «образ Божий гораздо подробнее Богу, чем у мирянина» (III, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сведения о жизни пророка Михея Слово Михей с Евр. кто яко Бог, или кто подобен Богу. Пророк Михей происходил из Морасфы, небольшого селения в колене иудином на юг от Иерусалима. Он пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, следовательно, был современник Осии, Амоса и Исайи, поэтому его нужно отличать от другого пророка Михея, жившего при Ахааве (3цар. 22) и Иосафате, так как тот жил гораздо раньше. Деятельность пророка Михея, как видно из его книги, окончилась раньше 6-го года Езекии (около 722 г.), так как в этом году пало царство Израильское, а он еще угрожает погибелью и о падении не говорит. Местом деятельности пророка были Самария и Иерусалим, как столицы двух царств и как центры, откуда распространялись все пороки и все нечестия. Замечательно, что пророк не различает двух царств, а смотрит на них, как на одно царство Божие, поэтому говорит безразлично о Самарии и Иерусалиме. Этим он отличается от других пророков. О других обстоятельствах его жизни не известно. Обозрение содержания книги Вся книга разделяется на три части. В 1-й части (1 –3 гл.) содержатся обличительные речи пророка, в которых он за современные ему пороки: корыстолюбие, ожесточение и ненависть к пророкам, неправосудие, неблагодарность народа к Богу, грозит народу Божию наказанием через Ассириян. Во 2-й части (4 – 5 гл.) излагаются Мессианския пророчества, в которых предсказывается восстановление величия народа вследствие явления Старейшины, Который родится в Вифлееме. В 3-й части (6 –7 гл.) разъясняется подробнее, что было сказано выше, с одной стороны подробнее излагаются причины несчастия – неблагодарность и измена народа Иегове, а с другой – причины спасения – древние обетования, которые должны исполниться; следовательно, спасение есть дело лишь милости Божией, а никак не заслуженное народом. Относительно внешней стороны книги должно заметить, что язык ее чистый и возвышенный, речь изящная, как у Исайи, но в некоторых местах встречаются трудности и отрывочность, как у Осии. Глава 4-я.О временах Новозаветных

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Такова же была, по мнению бл. Августина, и свобода Христа. При этом он полагал, что предопределение не стесняло свободной воли Христа, что, напротив, Христос был тем свободнее, чем далее была от Него возможность греха 217 . Возможность выбора между добром и злом, по учению бл. Августина, не относится к сущности свободы воли. В доказательство он указывал на свободу Бога. Бог не может грешить, однако кто же осмелится сказать, что Бог не имеет свободной воли? В Боге, Который, не может грешить, высшая свобода воли 218 . Впрочем, человеческая святость Христа отличалась от святости Божией так, что добродетель Христа была Его заслугою. Хотя Христос не имел в Себе похоти и даже Его облагодатствованная природа (сама по себе) не могла иметь склонности ко злу; но Он имел плотские чувства и поэтому Свою природу, как имевшую плотские чувства, мог бы актом чистой воли сделать склонною ко злу; Он мог бы пожелать, чтобы Его природа стала склонною ко злу. И в том, что Он этого не пожелал, бл. Августин указывает Его заслугу 219 . 44 . Из новейших 220 богословов возможность греха Иисусу Христу усвояют Гесс, Эбрард, Шафф Дорнер 221 и др. Если бы Иисус Христос, пишет Гесс, с самого рождения стоял выше возможности греха, то Он не был бы подобен нам, не был бы истинным человеком. Только чрез свободу человеку можно стать добрым; добрый от природы то же, что треугольный круг. Конечно, пред нашим взором открывается страшная пропасть, если только мы допустим, что Сын Божий согрешил бы один раз, один только раз. Тогда не только наше спасение не совершилось бы, но и во внутренней жизни Св. Троицы произошел бы переворот. Но при всем том, если бы для Мессии наперед исключалась возможность падения в искушениях, в таком случае где же истинное человечество Сына Божия, где Его подобие нам, которых Он называет Своими братьями? Каким образом Он может быть образцом для нас? В чем Его право повелевать нам быть Его последователями? Не уничтожается ли в таком случае существенный смысл принесенной Им за нас жертвы Богу? Только тот, кто действительно может воспротивиться Богу, может действительно и предаться Ему 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Артемий 11 июля 2012, 13:45 А надо ли вообще решать проблему старения? Например, у Ника Горькавого в 3-ей части трилогии " Астровитянка " обсуждаются возможные последствия этого. Кроме того, так как смерть тела есть следствие греха -- то разве подобает нам, христианам, бороться со следствием -- а не (только) искоренять причину? Да и вообще: 120 лет кажутся большим, вполне достаточным, сроком. Многие старые люди " устают " жить, и, ещё того важнее: когда они чувствуют, что скоро окончится их земной срок ( " Бог призывает " ), наступление физической смерти ощущается ими как благо (хотя это и вызвано, наверное, немощами и одиночеством в отсутствие ранее уже ушедших близких -- и не очень -- людей); хотя, конечно, человек для этого должен быть, как минимум, силён в вере, а по-хорошему -- благочестив и добродетелен. А как быть с массой людей на Земле? Когда мне было лет 10, населения было 5 млрд. Сегодня -- уже 7. А сколько людей голодают, умирают от болезней! С одной стороны, при мудром руководстве и доброй воле можно прокормить и надлежаще позаботиться обо всех -- но в нашем реальном мире это утопия. Да и планета как живой и ранимый организм плачет и стонет он засилья " антропоса " ... P.S. Есть по меньшей мере ещё один способ сохранения и наследственной передачи биологических свойств: эпигенетический (эпигенетика). Михаил 11 июля 2012, 11:16 Тоже не понимаю о чем автор говорит, но возможно имелось ввиду что блокирование старения ликвидирует необходимость лечения, а не смерти. Петр 11 июля 2012, 08:22 Ну, нашел ты эту программу, ну заблокировал, теперь ты вечен!!! Вот оно ЩАСТЕ!!!! Ликуй душа моя!!! Веселись!!! ……… Вышел на улицу и попал под трамвай, как тот Берлиоз. Изучай матчасть Автар!!!! Юля 11 июля 2012, 02:20 Ломоносов как-то посчитал, что мы можем жить нормально до 150 лет, принимая какие-то определенные препараты( в рекламе слышала). По-моему,он был верующий. Владимир 10 июля 2012, 17:02 Говоря фразу, программа старения с точки зрения науки, автор подразумевал блокирование с точки зрения Духа, в комментариях эту точку пропустили. В таком случае блокирование программы подразумевает и имеет обратный смысл, дабы дети детей наших не становились рабами детей врагов наших, говоря о врагах, говорим и о плоти человеческой, ибо плоть Духа имеет «кровь» Святого Духа – Плоть Жизни, но это надо видеть, чтобы понять, как и апостол Фома увидел. Потому видевший смерть плоти, видел и видит жизнь – «жизнь» плоти через кровь плоти (предоставим это науке), но прежде в одно мгновение Жизнь Плоти через Святого Духа (предоставим это Богу). Потому и говорит Слово Божие: « предоставь мертвецам хоронить своих мертвецов, а ты следуй за Мной, т.е. будь подобен Богу и будешь иметь жизнь», хотя отец юноши по плоти был еще жив, с точки зрения плоти. От Его дуновения наша юность, зрелость, и, возраст старца. Блокирование программы – жить посреди пламени, и держать огонь в руках - без урона, и кто имеет, тому прибавится, и принимающий Сына от Отца принимает и Отца.

http://pravoslavie.ru/54709.html

Так выразительно и не раз говорил Сам Господь ( Мф. 17:20, 21:21 и парал.; ср. прим.): по Его слову, для такой веры нет ничего невозможного ( Мк. 9:23 ). «Если верит, то пусть просит, а если не верит, то пусть и не просит, ибо не получит ничего из просимого. Сомневающийся – и тот, кто просит с высокомерием» (Феофилакт). Подобием объясняет далее апостол, почему при молитве нужна вера несумнительная: сомневающийся при молитве к Богу подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой, то есть непостоянен и неспокоен; он постоянно колеблется всяким дуновением и движением мысли, волнуется, от надежды на исполнение молитвы переходит к опасению не получить просимого, от любви – к страху, от доверчивости – к малодушию и т. п. и тем высказывает нетвердость своей веры в Бога: именно, что Бог может и по человеколюбию желает дать человеку просимое в молитве. – Такой человек, колеблющийся в мыслях, даже и думать не должен, что получит что-нибудь, просимое им в молитве, от Господа, именно потому, что у него нет главного и необходимого условия для получения прошения – несумнительной веры. Сам Бог, конечно, не нуждается ни в молитве, ни в вере человека, но молитва и вера необходимы для самого человека, чтобы он мог получить от Бога что-либо, ибо молитвою и верою он приходит в нравственное единение с Богом, в силу которого Божественная благодать может сообщаться душе человека, а человек может воспринимать ее. – Человек с двоящимися мыслями (собственно – двоедушный) не тверд и проч.: замечание апостола, выражающее то же, что выше выражено в подобии морской волны (ст. Иак.1:6 ). Человека, сомневающегося или колеблющегося в вере при молитве, апостол называет двоедушным: такой человек имеет как бы две души, одна устремлена к тому, другая к другому, и того ему хочется, и другого, противоположного, и на то надеется, и того опасается, и, таким образом, является не твердым во всех путях своих, то есть во всех действиях своих то хочет угодить Богу, то угождает миру, вообще непостоянен в своей нравственной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010