«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Катехизис содержит основные определения веры. В книге «Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви» Николай Сербский последовательно разбирает происхождение и источники православной веры, христианское православное исповедание веры, семь святых таинств, ветхозаветные заповеди, Новый завет. «В чем суть христианской веры? Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? Самые важные тайны бытия и жизни таковы: Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человека; Тайна сотворения мира и конца света; Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели. Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.» Вера Святых. Катехизис Восточной Православной Церкви Святитель Николай Сербский (Велимирович) Содержание Введение. О христианской вере Глава 1. Происхождение и источники православной веры Глава 2. Христианское православное исповедание веры Глава 3. Семь святых таинств Глава 4. Ветхозаветные заповеди Глава 5. Новый завет Введение. О христианской вере В чем суть христианской веры?   Христианская вера зиждется на том, что Иисус Христос является свидетелем самых важных тайн бытия и обладателем знаний о жизни. Люди не могут овладеть этими знаниями своими собственными усилиями, но постигают их лишь верой в Него. Каковы же эти самые важные тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22887.html 15 ноября 2005 Архиепископ Афанасий (Евтич) Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Св. Максим Исповедник (580-662 г.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рм.16, 25; Еф.1, 9; 3, 3.9; 5, 32; Кол.1, 26-27; 2, 2; 4,3 1Тим.З, 16), он называет Тайной Христа (τ μυστριν το Χρστο). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов. Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: " Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане " (Восточные Отцы 5-8. веков, с. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис.9,6). Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т.е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

http://religare.ru/2_22887_1_21.html

В Москве состоялась презентация книги протоиерея Алексия Уминского «Тайна примирения», посвященной проблемам возрождения приходской жизни 23 мая 2007 г. 18:11 Книга протоиерея Алексия Уминского «Тайна примирения» была представлена читателям 22 мая в Центральной универсальной научной библиотеке имени Некрасова в Москве. Мероприятие состоялось в рамках проходящих в Москве Дней славянской письменности и культуры. Книга «Тайна примирения» посвящена проблемам возрождения приходской жизни. Это сборник пастырских бесед об исповеди и покаянии. Автор — протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной школы, ведущий телепрограммы «Православная энциклопедия». Книга выпущена в издательстве Московского Свято-Данилова монастыря «Даниловский благовестник». Издание представлял его рецензент игумен Петр (Мещеринов). На презентации присутствовали коллеги отца Алексия — московские священнослужители, его многочисленные духовные чада, а также читатели и сотрудники библиотеки. Первым о книге высказался директор издательства «Даниловский благовестник» Сергей Дубинкин. Выходящая сегодня литература о православии и Церкви подвержена двум крайностям, заметил он, это или фолианты, или популярные книжечки из серии «Православие light». Автору же удалось создать книгу, которая отвечает на насущные вопросы «уже не неофитов, но и не богословствующих ученых». Человеку, вставшему на путь воцерковления, книга дает своеобразный «компас» на пути «примирения с Богом, с самим собой и с тем будущим небесным, ради которого мы живем», сказал С. Дубинкин. В своем выступлении игумен Петр (Мещеринов) охарактеризовал те проблемы церковной жизни, о которых пишет отец Алексий. Так, отец Петр обеспокоен присутствием во внутрицерковной (впрочем, как и в общественной) жизни мифологии и ее «детей» — идеологии и пропаганды. По словам игумена, следствие этого — «и обрядоверие, и старцепоклонничество, и политиканство, и национализм, и обскурантизм, и ностальгия по империи и СССР… и многое другое».

http://patriarchia.ru/db/text/247691.htm...

Пьер Дюмулен (отв. ред.) (католический священник) IV. Тайна Святой Троицы Тройственная жизнь Бога – Тайна тайн веры. Наше христианское бытие началось с Крещения, данного нам во имя этой жизни; оно призвано с первого мгновения исповедовать Отца, Сына и Святого Духа; оно найдет вечное завершение, участвуя в этой жизни через блаженное видение. «Благодать Господа [нашего] Иисуса Христа, любовь Бога [Отца] и общение Святого Духа со всеми вами», – сказал Апостол Павел [ 2Кор 13, 13 ]. «А как вы Сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче», – писал он Галатам 6]. Эти провозглашения Троичности, в числе многих других, формулируют то, что засвидетельствовали евангелисты, каждый по-своему: тайну Бога Единого и Троичного, которую Церковь вначале пережила в своих Таинствах и молитве, прежде чем начать защищать ее от ересей и с помощью великих богословов пытаться глубже в нее проникнуть. Эти различия в Боге, которые одни выражают полную реальность неделимой сущности Божественной природы, – тайна. Три Лица составляют эту Божественную природу: Отец, Сын и Святой Дух. Вся Божественная природа со своими свойствами неделимо принадлежит каждому из них. Единственная основа их различия состоит во взаимных отношениях, через которые они, вследствие своего происхождения, обладают этой природой: Отец – не имеющий начала, первопричина Сына и Святого Духа; Сын – рожденный от Отца и ниспославший Святого Духа; Святой Дух – исходящий от Отца и Сына как от единого начала. Эти различия между Лицами, Их взаимоотношения являются реальными различиями, а не только понятийными. Однако Лица и природа являются одной и той же Реальностью. Поэтому сами Лица – сохраняя свои различия – взаимно проникают друг в друга самым полным образом, «настолько, что в целом... следует почитать и единство в Троице, и Троицу в единстве» (так называемый Символ Афанасия). Решения Церковного Учительства защищают залог веры в Троицу от двойных нападок. Одни отрицают реальность взаимоотношений Божественной природы с Божественными Лицами, либо устраняя реальное различие Лиц и настаивая исключительно на единстве природы (савеллианство), либо ущемляя единство природы за счет преувеличения различия между Лицами (тритеизм). Другие не согласны с католической концепцией взаимоотношений между Лицами, искажая либо то, каким образом Сын происходит от Отца (арианство), либо то, каким образом Святой Дух исходит от Отца и Сына (македонизм).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

свящ. Павел Светлов Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божья. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и Еллинов, Божью силу и Божью премудрость. 1Кор. 1:18, 22–24 . Введение Искупление – тайна. Тайна обязывает человека к молчанию; но она же побуждает его и говорить. Тайна рождает вопросы, и нет такой тайны, перед которой человек остановился бы в одном немом изумлении, не задавая ей вопросов. Таких тайн в особенности не находится в Христианской вере. Тайны Христианской веры, так или иначе отвечают запросам человеческого ума и сердца. Это оправдывает нашу попытку подойти и к тайне искупления с целью ее уяснения, насколько таковое допускается этою великой тайной. Тайна искупления рождает много вопросов, настоятельно требующих ответа. Сын Божий Своей крестной смертью принес удовлетворение правде Божьей за грехи людей, и этим примирил людей с Богом, превратив их из „сосудов гнева Божьего» в „сосуды благодати» Божьей, Божественного благоволения. Но мысль человеческую, прежде всего, может смутить самая смерть Сына Божьего. Это смерть не простого человека, но Богочеловека; как может быть мыслима такая смерть? Если И. Христос умер человеческим естеством, то смерть Его недейственна; если – Божеским, то это значило бы приписать Богу невозможное. Как, далее, примирить в искуплении любовь Божью с правдой Его? Если Бог благ, то разве не мог Он простить людей, не требуя от них никакого удовлетворения? Если Бог простит людей по Своей бесконечной благости, то каким образом Он останется Правосудным? Как могло быть совмещено то и другое в исповедуемой нами тайне искупления? Как любовь Божья к людям может быть следствием искупления, будучи в то же время его причиной? Если Крестной Жертвой все человечество примирено с Богом, то зачем примирение каждого отдельного человека с Богом, еще обусловлено с его стороны верой и добрыми делами, без которых нам не вменяется Жертва Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

  Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого О тайне богословия Божественная Литургия 12 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве - Бог наш, так и тайною Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви: учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы - " во имя Отца и Сына и Святаго Духа " . За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых - в Божественную Евхаристию. И прежде, чем приобщиться Святых Христовых Тайн, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим - тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, - к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. " Тайна богословия заключается в том, - учит преподобный Силуан, - что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог " . Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему - вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_11...

Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Пожертвовать Вход протопресвитер Иоанн Мейендорф Пасхальная тайна : Статьи по богословию Источник Часть 14 Часть 16 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 27 Мб СВОБОДНАЯ ВОЛЯ ( γνμη) У ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА Учение о двух волях Христа, соответствующих его божественной и человеческой природе, которое стало основным предметом спора с монофелитами, нередко считалось несовместимым с пониманием Христа как единой ипостаси или лица. Разве «природа» может обладать волей? Не является ли акт воления личностным? Разве одно лицо может обладать двумя волями? Как ни парадоксально, но прп. Максим Исповедник , главный поборник учения о двух волях, обвинялся, помимо прочего, в отстаивании чисто абстрактного представления о сущности, или природе 277 . На деле вслед за Леонтием Византийским Максим формально противопоставляет понятие «сущности» ( οσα), которого придерживались «философы», считавшие ее «самоипостасной реальностью, не требующей ничего иного для своего существования» ( αθυπστατον πργμα μ δεμενον τρου προς σστασιν), концепции «отцов», видевших в ней «естество, принадлежащее множественным и ипостасно различным существам» ( κατ πολλν και διαφερντων ταις ποστσεσιν νττης φυσικ). Тем не менее, судя по контексту, использованное Максимом определение «сущности» ни в коем случае не означает возврата к аристотелизму. Следующее уточнение понятия ипостаси исключает такое предположение: Ипостась, согласно философам, это сущность с ипостасными характеристиками; согласно отцам, это каждый человек в отдельности, который отличен от других людей 278 . Определения «сущности» и «ипостаси» следует рассматривать в свете учения Максима об «энергии», или «движении» ( κνησις). Мы исповедуем, что природа не существует без движения; ибо без движения она уже не является природой 279 . Таким образом, треугольник «природа – ипостась – энергия (или воля)» является ключом к системе Максима. Цель моих заметок – пролить свет на принятое в этой системе отношение ипостаси и воли, особенно когда они рассматриваются в связи с концепцией свободной воли ( γνμη).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Закрыть itemscope itemtype="" > Парижу он предпочел Соловки О своем деде и о сокровенной тайне Троице-Сергиевой лавры читателям " Трибуны " рассказывает внук великого русского философа - " академик Павел Васильевич Флоренский 27.07.2005 543 Время на чтение 8 минут 25 ноября 1937 года на заседании Особой Тройки УНКВД Ленинг радской области П. А. Флоренский был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в ночь с 8 на 9 декабря, накануне выборов по новой сталинской Конституции. Из обвинительного заключения по делу N- 2886: " Флоренский Павел Александрович, профессор богословия, служитель культа (поп), выходец из знатной дворянской семьи, по политубеждениям крайне правый монархист, автор печатных трудов по богословию, в которых откровенно выражены его монархические убеждения ( " Защита божества " , " Столп и утверждение истины " и т. д.). В 1928 году арестовывался ОГПУ и осужден как активный участник церковно-монархической организации на 3 года... " . Церковно-монархического заговора по свержению устоев власти не существовало. Но была тайна. Тайна, связавшая отца Павла Флоренского и его единомышленников. Ее унесли с собой в мир иной все к ней причастные. Но не исчезают бесследно мысли, хранимые в сфере духа - " пневматосфере, как называл ее П.А. Флоренский. Сегодня внук философа - " Павел Васильевич Флоренский открывает нашим читателям сокровенную тайну своего деда. Клятва у мощей - " Еще в детстве я слышал от родных разные намеки и догадывался, что они скрывают от меня какую-то тайну, - " вспоминает Павел Васильевич. - " И только став взрослым, мне довелось обо всем узнать. История эта началась накануне Страстной Седмицы 1918 года в Сергиевом Посаде, когда в дом к моему деду - " отцу Павлу Флоренскому - " постучалась соседка. Женщина только что услышала телефонный разговор своего зятя-комиссара с Москво й. Речь шла о готовящемся на Пасху глумлении над мощами преподобного Сергия. Мой дед в то время был членом Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры и к тому же священником, то есть ему можно было рассказать без опаски в уверенности, что тайна исповеди сохранится. Отец Павел отреагировал не так, как эта женщина ожидала. Впоследствии она пересказала все местному учителю Волкову и очень возмущалась. Чем ответил ей Флоренский? Сказал, что ничего страшного, надо смириться, молиться, Господь не попустит... Она не знала, что сразу же после этого разговора отец Павел поспешил на соседнюю с Дворянской улицу, где жил граф Олсуфьев, его друг. Вместе они пошли в Лавру, в келью настоятеля архимандрита Кронида, в будущем прославленного как новомученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник богословия Слово в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого  11.02.2023 661 Время на чтение 6 минут Фото: czerkovnyj.ru Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, — к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Тайна богословия заключается в том, — учит преподобный Силуан, — что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимися Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/pr...

прот. Иоанн Козлов Покаяние 1) Ев. Иоанна ( Ин.20:21–23 ), зач. 65: «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите держатся». 2) Толков. Феофилакта (Благов. л. 300 об.): «Вдыхает же и дает им Дух Святый, несвершенный дар Духа ныне дая им (той бо в пятьдесятный хотяше дати), но на приятие Духа достойны сотворяя их. Еже бо приимите Дух, яко бы рекл, будите готови прияти Дух; есть же рещи, яко и власть некую, и благодать духовную даде им, не якоже мертвыя воставляти и силы деяти, но яко отпущати согрешения». 3) Ев. Матфея ( Мф.16:18–19 ), зач. 67: Аз же тебе глаголю, яко ты ести Петр, и на сем камени созижду церковь Μою, и врата адова не одолеют ей: и дам ти ключи царства небеснаго и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и аже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех». Толков. Феофилакта: «Ключа же разумей, связающа и разрешающа прегрешением, или прощение, или запрещение, имеют бо власть оставляти и удержати, иже на камени епископи сподобльшиися быти благодать прияти». 4) Б. Катихизис, гл. 78, л, 389 (по друг. л. 340 об.): «Вопрос: что есть покаяния тайна? Ответ: Покаяние есть вторая дщица, по разбиении крестительнаго корабля, и нуждно потребная тайна согрешившим, в нем же оставление грехов о повинных испрашается, от Бога же иереом даруется». 5) Малый Катихизис, л. 36–37: «Вопрос: которая есть пятая тайна? Ответ: Покаяние, еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надежею о отпущении ради излияния честные крове Сына Божия, и то разрешением священническим, им же сила дана есть от Христа вязати же и решити». Вопрос: како или что подобает разумети в сей тайне? Ответ: Первее кающемуся подобает быти христианином православно верующим, понеже без благия веры ни единое же покаяние быти может. Второе, разрешити кающагося никтоже может, точию православный священник, понеже кроме церкви несть спасения и разрешения. ...Вопрос: како бывает разрешение грехов от духовнаго отца? Ответ: По слышании исповеди от кающагося священник добре разсудивши истинное его исповедание, сокрушение же сердечное и усердие, ко целомудрению, такоже и произволение соблюдатися от грехов, разрешает его по достоинству покаяния от грех, в них же имать разрешити или удержати. разрешая же его в молитвах своих и употребляет сим словесы глаголя, аз данною мне властию от Христа разрешаю тя, во имя Отца и Сына и Св. Духа: ими же творит его приятна телу и крови Господни; яко и на судном дни не имать быти осужден по реченному: аминь, аминь глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена и на небеси».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010