Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование ТаинстваСоборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства ЕлеосвященияСоборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Содержание О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания История появления чиносовершения таинства св. елея О совершении и совершителях Елеосвящения О времени совершения Елеосвящения О лицах, не имеющих права совершать Елеосвящение Когда может быть преподано верующим Елеосвящение О лицах, принимающих Елеосвящение О лицах, которым Елеосвящение не может быть сообщено О соединении с Таинством св. елея последнего напутствия О повторяемости таинства Елеосвящения О совершении Елеосвящения одновременно над многими больными Об обязательности чиносовершения св. елея О проявлении благодатных даров Елеосвящения в жизни приемлющих таинство О том, как поступать с веществом св. елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения О неправильных мнениях, существующих относительно принятия таинства Елеосвящения Об общих христианских обязанностях, вытекающих из таинства Елеосвящения Заключение Информация о первоисточнике О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Сортировать по Исключить новости 10 вопросов о соборовании Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? 2 марта, 2015 Можно ли мыться после соборования и что делать с елеем и пшеницей, взятыми после таинства? Великим постом в храмах совершается таинство соборования. Что это такое, зачем и как к нему готовиться? Что такое соборование?  Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред. ) — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения таинства используются елей (растительное масло, по возможности — оливковое). Елей — один из древнейших религиозных символов. С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Протоиерей Андрей Дудченко Почему оно называется соборованием? Традиционно совершают это таинство несколько священников (то есть соборно, — прим. ред. ), не обязательно семь. Но в исключительных случаях может совершить и один священник. Протоиерей Андрей Дудченко Как происходит соборование?  Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес…”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-soborova...

Елеосвящение Елеосвящение – одно из семи церковных таинств. Оно есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая болезни тела и немощи души. Это таинство имеет несколько названий. Оно называется: елеем, напр., в послании Константинопольского патриарха Иеремии в ответ виртембергским богословам; святым елеем там же и в Евхологии Гоара; молитвенным елеем в Евхологии Гоара. В теперешнем православном богословии оно называется елеосвящением или елеопомазанием. Елеосвящением это таинство называется потому, что больного, над которым совершается таинство, помазывают елеем (маслом), предварительно освященным от совершителя таинства, а елеопомазанием называется оно потому, что видимая сторона таинства состоит в помазании елеем некоторых частей тела больного. Но русские простолюдины этих названий не знают или и знают, но не употребляют, а называют елеопомазание соборованием, так как оно совершается или, по крайней мере, должно бы быть совершаемо собором пресвитеров. Существенным признаком таинства богословы признают установление его Господом Иисусом Христом. Относительно елеосвящения этот признак может быть выведен только косвенно, так как прямого указания в Священном Писании на установление этого таинства Иисусом Христом нет. Косвенное указание на установление таинства елеосвящения Иисусом Христом находится в повествовании евангелиста Марка, что двенадцать учеников, посланных Иисусом Христом проповедовать покаяние, изгонять бесов из одержимых ими и исцелять больных, многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Конечно, это не было таинство елеосвящения в собственном смысле этого слова, а это было предизображение и предначаток его. В этом действии апостолов, заповеданном им Иисусом Христом, была выражена воля Иисуса Христа, чтобы такое же, или подобное ему, действие совершаемо было и преемниками апостолов и, конечно, для той же цели – врачевания больных. Сходство этого действия апостолов с совершаемым церковью таинством елеосвящения весьма значительное, почти полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые. Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху ( Марк. 6:13 ). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:3 ), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян.5:15–16 ). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве ( Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14). Эти два названия — Елеосвящение и Елеопомазание — означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович, весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием — откуда и вошли в обиход слова: " соборовать " , " собороваться " , " пособороваться " . Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По благословению архиепископа Амвросия О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитвомаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название – это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова «масло» с греческого – «елей». Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова «масло» на греческое «елей». Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеопомазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем больных ( Мк. 6:13 ; Иак. 5:14 ). Эти два названия – Елеосвящение и Елеопомазание – означают две существенные богослужебные части таинства: освящение елея и помазание им, и потому они употребляются для обозначения всего таинства в целом. В богословских системах принято называть таинство преимущественно Елеосвящением, ибо слово это, как говорит в Богословии преосв. Феофан Прокопович , весьма хорошо соответствует как греческому наименованию, так и обряду освящения елея. В обыденном наименовании таинство елея называется в нашем Отечестве соборованием – откуда и вошли в обиход слова: «соборовать», «собороваться», «пособороваться». Это оригинальное русское название известно в нашей письменности с XVI века и усвоено таинству по тому внешнему признаку, что оно совершается по чину соборно семью пресвитерами и при собрании многих верующих. Кроме таинства св. елея, в Православной Церкви существовали ранее и имеются ныне другие виды елеопомазаний, внешне сходные с ним, но не имеющие мистириального характера. Сюда относятся елеопомазания: религиозно-обычные и церковно-обрядовые.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Рубрики Исключение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» из школьного курса подорвет не только культурное и духовное, но и политическое самосознание народа, считает патриарх Кирилл Исключение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) из программы общеобразовательных школ никак нельзя одобрить, т.к. без этого предмета подорвется культурное, духовное и даже политическое самосознание российского народа, такое мнение высказал Святейший Патриарх Кирилл. О проблемной ситуации с предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предстоятель Церкви рассказал в своем докладе в среду 27 марта на… 27.03.2024 Патриарх Кирилл отметил высокую степень общественной солидарности после теракта в «Крокус Сити Холле» Российское общество явило высокую степень солидарности, нравственной зрелости и умения сопереживать после теракта в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске, об этом заявил Святейший Патриарх Кирилл. –  Тысячи человек, стоящих в очередях под дождем, чтобы сдать кровь для раненых, стихийные сборы пожертвований для помощи пострадавшим, заявленная готовность ряда отечественных банков списать кредитные задолженности жертвам трагедии – все это говорит об очень высокой степени общественной солидарности, нравственной зрелости и умении сопереживать, что свидетельствует о нравственном состоянии общества и отдельных людей, – сказал Святейший в среду 27 марта на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора. Как отметил Предстоятель Русской Церкви, «дерзкое, преступное… 27.03.2024 Соборование (Елеосвящение) – одно из семи таинств Церкви. Во время него читаются молитвы, отрывки из Апостола и Евангелия, а на лоб, нос, щеки, губы, грудь и руки христианина священник семь раз наносит освященное масло (елей). 27.03.2024 Мы вправе требовать от приезжих уважения к нашим устоям и культуре, – патриарх Кирилл Граждане России вправе требовать уважения к своим устоям и культуре от приезжающих в страну, об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Многие считают угрозой миграцию, но угроза заключается не просто в миграции, а в нежелании части мигрантов уважать культуру той страны, куда они прибыли работать, – сказал Первосвятитель 27 марта 2024 года на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора, передает РИА Новости. Как отметил Святейший, в России всегда стремились выстраивать с братскими народами добрососедские отношения, «понимая непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в ряде стран бывшего Советского Союза». – Мы, вместе с тем, имеем право требовать уважительного отношения к нашим устоям, культуре…

http://foma.ru/authors/redakcija

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010