Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Историческое исследование литургической стороны таинства елеосвящения принадлежит к числу наиболее трудных предметов во всей литургической области. Причины этой трудности заключаются не в одной только обыкновенно указываемой скудости исторических свидетельств об этом таинстве, но и в характере самих свидетельств. Недостаточность исторических данных для таинства елеосвящения касается главным образом первых трех веков; в следующие же века взамен этого недостатка является относительное обилие свидетельств если не о составе “последования” таинства елеосвящения, то, по крайней мере, об употреблении помазания елеем в болезни; но тут встречаются весьма большие затруднения в пользовании этими свидетельствами; затруднения эти касаются надлежащей оценки, верного понимания и истолкования исторических данных. В виду последнего рода трудностей, изложению данных, относящихся собственно к истории „последования” таинства елеосвящения, предпосылаем изложение исторических свидетельств об употреблении елея древними христианами, – употреблении общем и сакраментальном. I . В древности елей, как средство против различного рода недугов, был широко распространен как в языческом, так и в христианском обществе. У христиан он имел разнообразное употребление: при крещении, как заклинательный елей, при болезни, как освященное молитвою врачебное средство, и, наконец, в таинстве, как видимый знак особенной благодати Божией, исцеляющей недуги душевные и телесные. Весьма легко опустить из внимания эти разнообразные способы употребления елея древними христианами, как это по большей части и бывает с исследователями; но в таком случае в результате получится смешение разнородных исторических данных, – смешение, которое поведет не к выяснению, а, напротив, к затемнению исторической судьбы употребления елея в таинстве. Но и при тщательном разграничении разного рода употребление елея, во многих случаях весьма трудно определить, к какому из этих родов употребления нужно отнести известный исторический факт или известное историческое свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Содержание О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания История появления чиносовершения таинства св. елея О совершении и совершителях Елеосвящения О времени совершения Елеосвящения О лицах, не имеющих права совершать Елеосвящение Когда может быть преподано верующим Елеосвящение О лицах, принимающих Елеосвящение О лицах, которым Елеосвящение не может быть сообщено О соединении с Таинством св. елея последнего напутствия О повторяемости таинства Елеосвящения О совершении Елеосвящения одновременно над многими больными Об обязательности чиносовершения св. елея О проявлении благодатных даров Елеосвящения в жизни приемлющих таинство О том, как поступать с веществом св. елея и другими принадлежностями, остающимися после совершения Елеосвящения О неправильных мнениях, существующих относительно принятия таинства Елеосвящения Об общих христианских обязанностях, вытекающих из таинства Елеосвящения Заключение Информация о первоисточнике О происхождении наименования таинства Елеосвящения и о других видах помазания Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. В церковно-богослужебных книгах оно именуется: просто елеем, ибо так оно звучит в переводе с греческого; молитвоелеем или молитв омаслием, что соответствует переводу с греческого; маслоосвящением. Последнее название — это очень древний русский, не совсем точный, перевод слова " масло " с греческого — " елей " . Оно-то и вошло в употребление, но опять-таки с заменой русского слова " масло " на греческое " елей " . Таким образом, все эти наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX века. На языке богословском и вообще литературном в нашем Отечестве таинство это обыкновенно называется Елеосвящением. Слово усвоено таинству по тому существенному признаку, что веществом в нем служит елей, освященный молитвами по установлению Святой Церкви. Еще это таинство называется Елеономазанием. Это название образовалось на основании слов Святого Писания о помазании елеем бoльhыx(Mk.VI,13;Uak. V, 14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть IX. Елеосвящение Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Таинство Елеосвящения: богословские аспекты 413 Определения и предварительные замечания Согласно классическим догматическим определениям, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 414 ; «Таинство Покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство Елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для христиан, больных по своему телу, и имеющее целью врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные» 415 . Еще одно определение дает блж. Симеон Солунский († 1421): «Елей есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» 416 . Из этих определений следует, что содержание таинства Елеосвящения имеет несколько аспектов. С одной стороны, Елеосвящениетаинство, «имеющее целью врачевать болезни... телесные». С другой стороны, оно «очищает от нечистоты греховной» и поэтому может рассматриваться как дополнение или альтернатива таинству Покаяния. Таинство Елеосвящения «укрепляет силы, как телесные, так и духовные». Наконец, оно подает принимающим его милость Божию. Рассмотрим эти аспекты подробнее. Елей и врачевание Как хорошо известно, елей в древности был не только одним из основных продуктов питания, но и широко распространенным медицинским и косметическим средством. Так, само греческое слово «елей» (λαιον), по данным корпуса классических греческих текстов (TLG), встречается в сочинениях медиков – Гиппократа, Аэция и Галена – намного чаще, чем у всех остальных античных авторов. В Ветхом Завете елей упоминается многократно; в Септуагинте слово λαιον употребляется для перевода еврейских слов шемен и, значительно реже, ицхар; первое из этих двух слов обозначает именно оливковое масло.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Елеосвящение Елеосвящение – одно из семи церковных таинств. Оно есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая болезни тела и немощи души. Это таинство имеет несколько названий. Оно называется: елеем, напр., в послании Константинопольского патриарха Иеремии в ответ виртембергским богословам; святым елеем там же и в Евхологии Гоара; молитвенным елеем в Евхологии Гоара. В теперешнем православном богословии оно называется елеосвящением или елеопомазанием. Елеосвящением это таинство называется потому, что больного, над которым совершается таинство, помазывают елеем (маслом), предварительно освященным от совершителя таинства, а елеопомазанием называется оно потому, что видимая сторона таинства состоит в помазании елеем некоторых частей тела больного. Но русские простолюдины этих названий не знают или и знают, но не употребляют, а называют елеопомазание соборованием, так как оно совершается или, по крайней мере, должно бы быть совершаемо собором пресвитеров. Существенным признаком таинства богословы признают установление его Господом Иисусом Христом. Относительно елеосвящения этот признак может быть выведен только косвенно, так как прямого указания в Священном Писании на установление этого таинства Иисусом Христом нет. Косвенное указание на установление таинства елеосвящения Иисусом Христом находится в повествовании евангелиста Марка, что двенадцать учеников, посланных Иисусом Христом проповедовать покаяние, изгонять бесов из одержимых ими и исцелять больных, многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Конечно, это не было таинство елеосвящения в собственном смысле этого слова, а это было предизображение и предначаток его. В этом действии апостолов, заповеданном им Иисусом Христом, была выражена воля Иисуса Христа, чтобы такое же, или подобное ему, действие совершаемо было и преемниками апостолов и, конечно, для той же цели – врачевания больных. Сходство этого действия апостолов с совершаемым церковью таинством елеосвящения весьма значительное, почти полное.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Елеосвящение Елеосвящение представляет собой особое церковное Таинство, целью которого является исцеление человека от болезней телесных и душевных. В древности оно называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием. В просторечии Таинство называют соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В Таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое. Елей как религиозный символ. Формирование чинопоследования В древности елей использовался в качестве одного из основных медицинских средств: его употребляли, в частности, для заживления ран (см.: Ис. 1:6 ). Масличный елей употреблялся в светильниках (см.: Исх. 27:20 ). Наряду с пшеницей и вином елей был одним из основных пищевых продуктов (см.: Втор. 11:14 ): его изобилие воспринималось как благословение Божие (см.: Втор. 7:13 ; Иер. 31:12 ), а отсутствие – как наказание (см.: Мих. 6:15 ; Авв. 3:17 ). В качестве продукта питания елей входит внутрь человека, в кости его (см.: Пс. 108:18 ). Елей был также косметическим средством: его использовали для умащения тела, для благовонных растираний (см.: Ам. 6:6 ; Есф. 2:12 ; Пс. 91:11 ), елеем помазывали волосы (см.: Пс. 22:5 ). В ветхозаветной традиции елей является одним из главных религиозных символов. Елей – символ исцеления, спасения, воссоединения с Богом (см.: Иез. 16:9 ). Кроме того, это символ радости (см.: Пс. 44:8, 103:15 ), любви (см.: Песн. 1:2 ), дружбы (см.: Притч. 27:9 ), братского общения (см.: Пс. 132:2 ). Елей был символом Божиего избранничества и царской власти, поэтому он употреблялся для помазания царей и священников (об этом значении елея и о символике помазания мы говорили в связи с Таинством миропомазания). Через помазание елеем (миром) избраннику Божиему передавался Дух Божий (см.: 1Цар. 10:1–6, 16:13 ). В христианской традиции елей стал, прежде всего, символом духовного исцеления: в этом значении он упомянут, в частности, в притче о милосердном самарянине (см.: Лк. 10:34 ). В то же время елей – символ света: в этой роли он фигурирует в притче о десяти девах (см.: Мф. 25:1–13 ). Греческое слово  (милость) созвучно слову (елей, масло), поэтому елей воспринимался как символ милосердия, примирения и радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пробная лекция, прочитанная в 1887 г., сент. 9 дня студентам М. Д. Академии, в присутствии членов Академического Совета Церковное последование, известное у нас под именем елеосвящения, точнее елеопомазания, в греческом требнике носит название: κολουθα το γου, λαου, τχις το εζελαου, πταπαπδιον и другие. Хотя ни одно из этих названий не соответствует вполне славянскому, но ближе подходит к нему второе: τξις το εχελαου, чин молитв над маслом. В основании этого последования лежит стародавнее, дохристианское употребление масла, как врачебного средства, с которым соединялось и символическое значение елея, служившего знаком помилования и снисхождения, выражением божественного милосердия к страждущему. Излишне приводить здесь доказательства в пользу довольно распространенного в языческой древности употребления елея, как мистического средства врачевания 1 ; достаточно в данном случае заметить, что некоторые места священного писания 2 , а еще более свидетельства Талмуда и раввинов не оставляют никакого сомнения в том, что помазание больных елеем было у евреев в большом употреблении и даже дозволялось в субботу. Вероятно, имея в виду практику своего времени, а быть может и не без личного указания Господа, апостолы во время своего первого выступления на проповеди «многих больных мазали маслом и исцеляли» 3 . Без сомнения, на основе подобного же обряда, практиковавшегося в иудейской синагоге, апостол Иаков дает наставление христианам из иудеев «призывать пресвитеров церковных к больному, чтобы они помолились над ним, помазавши его елеем во имя Господне» 4 . Усвоив для христианского таинственного врачевания готовую обрядовую форму, апостол кроме того упомянул о молитве. Последняя и составляет первую литургическую основу обряда, который впоследствии разросся в целую сложную систему. Мы не знаем апостольской молитвы елеосвящения, хотя судить о ней, как и вообще о содержании и характере первоначальных евхелейных молитв, можно отчасти по той весьма небольшой по объему молитве над маслом, которая находится в Апостольских Постановлениях (VIII, 29) и в которой священнодействующий молится, «чтобы Господь даровал елею силу восстановить здоровье, исцелять болезни, отражать демонов и все вражеские козни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Общие понятия Предмет исследования Елеосвящение, как и всякое другое таинство св. Православной Церкви, имеет две стороны: догматическую (теоретическую или научную) и  литургическую (богослужебную или совершительную). Обе сии стороны существенно связаны между собою и составляют одно целое, как душа и тело в человеке. Догматическое учение составляет основу таинства, а богослужебная часть – осуществление и применение его к потребностям членов св. Церкви. Но в теории, в науке обе части таинства разделяются и наследуются отдельно одна от другой: учение о нем излагается в Догматическом Богословии, а образ совершения его – в Литургике, науке о богослужении. Предметом настоящего исследования будет собственно литургика или богослужение Елеосвящения. Но, по причине тесной связи учения о таинстве с его совершением, Догматическое Богословие обращается, для уяснения своих положений, в совершительной его части 1 . Тем более, мы, при исследовании литургики Елеосвящения, будем иметь надобность постоянно обращаться к догматическому учению о нем, так как это учение служит основою совершительной части таинства. Если составные элементы литургики Елеосвящения не будут сопоставляемы с догматическими его источниками, то они не только не будут понятны, но и будут казаться установлениями произвольными, не имеющими надлежащих оснований. Различные наименования таинства Елеосвящения  Таинство Елеосвящения, совершаемое в Православной Церкви над больными, имеет разные названия. 1) В церковно-богослужебных книгах оно именуется: а) просто Елеем , по переводу греческого слова ’Ελιον, что значит масло, напр., таинство Елея 2 , б) св. Елеем , также, по переводу с греческого: ’ " Αγιον ’Ελιον – святое масло, напр., в Требнике чин таинства озаглавлен так: «Последование св. Елея » 3 , в) молитвоиелеем или молитвомаслием , по переводу, также, греческого слова: ’Ευχελιον – от ’Ευχ – молитва и ’Ελιον – масло, т. е. молитвенное масло 4 и г) маслосвящением 5 , древнерусский, не совсем точный перевод того же слова: ’Ευχελιον. Вместо слова: маслосвященный , с заменою в нем русского слова: масло , греческим: елей , вошло в употребление нынешнее название: Елеосвящение 6 , очевидно, вполне однозначещее с ним. Таким образом, все сии наименования таинства взяты с греческих, а греческие названия принадлежат глубокой древности, ибо они имеются уже в чине таинства IX в., обнародованном у Гоара 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Беседа LXXXIV. О десятом члене символа веры. О елеосвящении Кроме Священства и Брака к чину необязательных таинств относится еще седьмое таинство Елеосвящения. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это таинство иначе называется соборованием, потому что по древнему обычаю, в соответствие семикратному помазанию, чтению молитв и семи евангелиям, читаемым при совершении таинства, совершается семью священниками, иначе сказать собором, хотя по нужде может быть совершено и одним, а также и потому, что для общей молитвы о больном собираются родные и знакомые. Таинство Елеосвящения так же, как и все другие таинства имеет божественное установление. Когда апостолы, по повелению Иисуса Христа, проповедывали учение Его по городам и селениям, они, как говорится в св. Евангелии, мазаху маслом многи недужные, и исцелеваху ( Марк. 6:13 ). Несомненно, апостолы делали это по повелению Господню; ибо Господь, послав их на проповедь, дал им в числе прочих такую заповедь: болящия исцеляйте ( Мф.10:3 ), Несомненно также, что апостолы делали это не как обыкновенные врачи, потому что не всякая болезнь могла быть исцелена маслом, если бы это вещество Самим Господом не было благословлено к употреблению в болезнях, – и даже не как вообще имеющее чудесный дар исцелений. Дар исцелений, каким обладали апостолы, не был соединяем с употреблением какого-либо вещества: апостолы исцеляли больных именем Христовым, так что тень мимоходившего Апостола Петра, осеняя больных, исцеляла их ( Деян.5:15–16 ). В помазании маслом больных апостолами заключалось именно предуказание того, что Спаситель, по вознесении Своем, установил как таинство, которое совершается доныне под именем таинства елеосвящения, подобно тому, как и о других таинствах, например, крещении и причащении, Он беседовал еще задолго до самого их установления, как таинстве ( Ин.3:5;6:53 и сл.). Во времена апостолов Елеосвящение совершалось как таинство и, несомненно, по повелению Господню, ибо апостолы, как известно, были, по их словам, только слугами Христовыми и строителями, а не установителями тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010