Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЗРАИЛЬ ДРЕВНИЙ имя Израиль: 1. Одно из самонаименований древнеевр. народа, согласно библейской традиции возникшее в период его пребывания в Египте как именование потомков внука патриарха Авраама Иакова , к-рому Бог дал имя Израиль (Быт 32. 28); синоним выражения «народ Божий» (о религ. истории древних евреев, об исполнении смысла и цели существования Израиля в свете христ. Откровения см. в статьях Завет , Закон Моисеев , а также раздел о ветхозаветной Церкви в ст. Церковь ); 2. Общее наименование государственно-политических образований древнеевр. народа на территории Палестины с XI в. до Р. Х. до последних попыток восстановления его политической независимости (нач. II в. по Р. Х.). Этимология Ветхозаветная традиция понимает имя Израиль как «боролся с Богом» и связывает его со значением глагольного корня   «бороться с, против». В Быт 32. 28 Бог говорит патриарху Иакову: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся (евр.  ) с Богом, и человеков одолевать будешь». Схожее понимание в Ос 12. 3-4: «Еще во чреве матери запинал (  ) он брата своего, а возмужав - боролся (  ) с Богом. Он боролся (  ) с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его». В Септуагинте и у Феодотиона Быт 32. 28 переведено как νσχυσας μετ θεο (укрепился с Богом), у Акилы - ρξας μετ θεο (приступил к Богу), подобным образом и у Симаха - ρξω πρς θεν. Возможно, эта же традиция отражена в арам. переводе Онкелоса       (праведный Божий). Блж. Иероним Стридонский , отвергая распространенное в его время понимание имени Израиль как «муж, видящий Бога» (от        ), объясняет его на основании др. варианта имени - Ишурун (Втор 32. 15; 33. 5, 26; Ис 44. 2) - как «праведный Божий» (от    ) ( Hieron. Quaest. hebr. in Gen. 32. 27-28). Современные исследователи считают невозможным понимать элемент   в имени   в качестве прямого объекта, как того требует народная этимология ( Noth. 1928. S. 208). Они практически единодушны в том, что это пример западносемит. имени, образованного по широко распространенному на древнем Ближ. Востоке образцу: оно представляет собой двучленное глагольное предложение с субъектом   (Бог) и предикатом, выраженным имперфектом глагола с корнем   (с 3-м слабым согласным) ( Zobel. 1990. P. 400; Коган. 1998. С. 180). Т. к.   в данном случае - имя Бога Эл, то слово «Израиль» значит «Бог (Эл) боролся».

http://pravenc.ru/text/293912.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня 5.1 Все назначение человека – очищать свое сердце 1. «…В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием…» (1Кор. 1:5). В Москве все есть Один крестьянин решил отвезти своего сына в Москву к родственникам для поступления в институт. Он позвонил им из областного центра по телефону. «Скажите, что вам привезти? Муки?» – «Нет, спасибо. Мука у нас есть». – «Тогда я вам привезу мешок картошки». – «Спасибо большое, картошка у нас тоже есть». – «Может, квашеной капусты и моченых яблок? Мне так хочется привезти вам побольше гостинцев». – «Нет, нет, ни в коем случае, – испугались родственники. – Ничего везти не надо. В Москве есть все. Возьмите только вашего сына – и приезжайте». 2 «…Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.» (Кол. 3:11). Кукольное представление Отец смастерил дома несколько кукол: медведя, волка и зайца и устроил для своего сына кукольное представление. Оно очень понравилось малышу, только он никак не мог понять, где спрятались те два человека, которые говорили голосами волка и зайца? Отец уверял сына, что это он сам говорил за всех кукол, меняя голос, но сын не верил ему: «Папа, – сказал он, – твой голос я хорошо знаю, а те два других голоса слышал впервые». Тогда отец отдернул занавес, за которым он сидел, и с куклами вышел к сыну. Мальчик очень удивился и воскликнул: «Папа, так ты все время был там один?! Разве такое может быть?» – «Да, малыш, в театре все может быть». 3. «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.» (Ин. 5:40). Два старичка Два старичка сидели на скамейке у подъезда и разговаривали. «Разве сейчас жизнь? – сказал один из них. – Вот когда я был молодым…» Другой старичок согласно закивал: «Да, да, какая теперь жизнь. Вот и я говорю, в моей молодости…» Однако первый старичок, который был старше второго, слабым голосом возразил: «Да разве тогда была жизнь, когда вы были молоды? Она тогда уже как раз и закончилась. А вот самая-то настоящая жизнь была тогда, когда я был молодым».

http://isihazm.ru/1/?id=125

Интересно, что в подтверждение своей правоты, Макиавелли указывает даже на Церковь. По его мнению, Церковь достигает успеха, когда руководствуется такой же мудростью. Ведь не только светские властители, но и иные князья Церкви, такие как римский папа Александр VI (Борджиа), пример которого часто приводит Макиавелли, оказываются среди ее адептов. Но разве христиане должны подражать подобным князьям Церкви в их поведении? Христу и Его святым должны они следовать, согласно учению Церкви. Первый шаг человека, желающего жить согласно христианской нравственности, — решимость не принимать привычки и дела мира сего. Таково предписание Евангелия: «По делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23, 3). Каков же практический результат учения Макиавелли для современного сознания? Глубокий разрыв, неисцелимое разделение между политикой и нравственностью. И, вследствие этого, смертельное противоречие между тем, что называют идеализмом (ошибочно смешиваемом с нравственностью), и тем, что называют реализмом (ошибочно смешиваемом с политикой). Так рождается непримиримый конфликт между нравственностью и безжалостной реальностью. Так проливается кровь святых Царственных страстотерпцев и великого сонма новых мучеников и исповедников Российских. Мы знаем эти пророческие слова святого Государя: «Если потребуется, я готов принести себя в жертву за Россию». Поразительно, что для Макиавелли (как и для Ницше) так называемый нравственный человек представляется жертвой. Но в каком смысле? В прямо противоположном. Он считает его слабым духом, безоружным в сражении, и вред его заключается в следовании красивым правилам отделенного от земной реальности совершенства. По мнению Макиавелли, это только видимость добродетели, мечта, самоудовлетворение и тщеславие. Вовлеченный в сложности жизни, подлинно добродетельный человек не страшится делать то, что обыкновенно именуется злом, и его действия, диктуемые справедливостью, не есть ни месть, ни жестокость в борьбе против лукавых и злых врагов. Как узнаваемы эти рассуждения — не так ли политики «практической мудрости» обвиняли нашего святого Государя в безволии и нерассудительности? В то время как сами были исполнены «измены, трусости и обмана». Необходима, учит Макиавелли, терпимость (толерантность) по отношению к существующему злу ради того, чтобы избежать большего зла или ради того, чтобы ослабить или постепенно уменьшить это зло: «наименьшее зло следует почитать благом». Даже утаивание своих замыслов от друзей — не всегда есть неверность им или двурушничество: «язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли».

http://moral.ru/machiavelli.html

Такая деривация данной глагольной формы, однако, небезупречна с т. зр. древнеевр. грамматики: элемент  - не совпадает полностью ни с одной известной глагольной формой древнеевр. языка. Др. корни -   и   - также не подходят, поскольку наличие в имени   сочетания   предполагает употребление глагола с 3-м слабым согласным   а глагол   (или   II) - деноминативный (образован от имени   - правитель, князь) и возник позже имени собственного Израиль. Т. к. понимание евр. глагола   как «бороться» встречается только в 2 местах Библии (Быт 32. 28 и Ос 12. 4), в каждом из к-рых объясняется его этимология, то единственным основанием для этимологии элемента  - от глагола   со значением «бороться» остается многовековая традиция. С учетом этих проблем Л. Е. Коган предлагает новую интерпретацию имени   понимая его как «Бог исцелил» (см.: Коган. 1998). Эта этимология обосновывается примерами из др. семит. языков, на основании которых реконструируется общесемит. корень   с первичным значением «лечить»: геэз   - лечить, исцелять, сабейский s2ry - спасать, защищать, араб.   - защищать. Кроме того, подчеркивается, что собственные имена типа «Бог-излечил» широко распространены как в сев.-зап. семит. языках (напр., аморрейское имя DINGIR   - «Бог-Лекарь»), так и в восточных (напр., аккад. I   - Мой Бог - Мой Лекарь - см.: The Assyrian Dictionary of the Oriental Institute. Chicago, 1956. Vol. 1. Pt. 2. P. 347). Коган этимологизирует также имя Иаков (как сокращение от   к-рое переводится обычно: «Бог защитил», «Бог охранил») на основании южносемит. корней со сходным значением (напр., геэз   - хранить, охранять) и приходит к выводу о том, что Иаков и Израиль - 2 аморрейских имени одного и того же человека, которые могли когда-то быть практически идентичными по смыслу ( Коган. 1998. С. 185; впервые идея смыслового сходства этих имен высказана в статье: Naor. 1931). Приведенную интерпретацию подтверждает находка южноарав. надписи, в которой обнаружено собственное имя ys2r " l ( Французов. 2005; об этом сообщается, в частности, в: Kogan. 2006). Словоупотребление

http://pravenc.ru/text/293912.html

Указанные в законе признаки удостоверяет возникновение трудовых отношений священника через получение Указа и начало служения. Законы ТК РФ лишают оснований все аргументы Кудряшова. Тем не менее, суд поддержал противозаконное требование Устава. 13 сентября 2007 г. районный суд г. Риги отказался рассматривать иск против Латвийской Православной Церкви о незаконном увольнении свящ. Яниса Калныньша на том основании, что " церковь отделена от государства и внутрицер – ковные споры не подлежат рассмотрению в гражданском суде " . Фундамент дискриминации. Закон " О свободе совести и религиозных объединениях " определяет " Трудовые отношения в религиозных организациях " статьёй 24, пп. 1-4. Эта статья является тем " слабым звеном " законодательства РФ, которое закладывает фундамент дискриминации и позволяет Уставу РПЦ организовать крепостнические отношения в церкви. 1. " Религиозные организации в соответствии со своими уставами вправе заключать трудовые договоры с работниками " . Из безусловного принципа трудовых отношений (Согласно ТК РФ стт.16 и .21) трудовой договор становится условностью, которой религиозная организация " вправе " пренебречь. Одно слово " вправе " позволяет, во-первых, разделить работников на две категории: 1) защищённых законом работников и 2) бесправных священнослужителей. Во-вторых, трудовые права работника ограничены не деловыми качествами, а сословным положением. Многотысячное сословие священнослужителей РПЦ дискриминировано своим " должностным положением " вопреки ТК РФ ст. 3. 2. " Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником " . А если работодатель не хочет заключать договор ? Умолчав о защите труда работающих без трудового договора, закон лишает их своей защиты и оставляет на произвол работодателя. Статья нарушает " основной принцип правового регулирования трудовых отношений: обеспечить право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке " ТК РФ ст.2.

http://religare.ru/2_46576.html

Ну, а теперь вообще о трагедии цареубийства. Меня занимает вопрос, который я хотел бы сформулировать, и, может быть, найдется тот, кто поможет мне на него ответить. В 1905 году император издает манифест, который открывает возможности реализации широчайших свобод. Создается многопартийность, учреждается Государственная Дума. Царь-самодержец открыл эту возможность – не революция, царь! Ведь были и те, кто говорил: " Этого делать не надо; напротив, нужно сломить всякую оппозицию " . Но царь идет навстречу тем, кто хотел изменить политический строй. Он предоставляет широкие возможности. Дума превращается не столько в арену для решения политических вопросов, сколько в арену борьбы вокруг царя, вокруг самодержавия. Что только не говорилось тогда в адрес императора! Сейчас распространено мнение, что царь был слабым. Но давайте подумаем: он был внутренне слабым или внутренне сильным человеком? Ведь он обладал властью прикончить Государственную Думу одним хлопком, разогнать все партии, вновь ввести цензуру, – у него была реальная политическая власть. Но он ею не воспользовался. Наши либеральные историки до сих пор поливают императора Николая II грязью и превозносят императора Александра II. Но кто больше сделал для того, чтобы открылись возможности демократического обсуждения проблем, участия общества в формировании государственной политики, – Александр II или Николай II? Конечно, Николай II. Но смотрите, что происходит! Его свергают, – как он сам говорил, " кругом предательство " , затем зверски уничтожают всю семью, имя смешивают с грязью, и даже те, кто к нему относится без особо негативного чувства, говорят: " Слабый был " . Но если бы он был слабым человеком, то не принял бы смерть так, как он ее принял. Почему царская семья канонизирована? Не за то, что Николай II был хорошим правителем, мудрым дипломатом или военным стратегом. Он прославлен именно потому, что он по-христиански принял смерть. И не только смерть, но и всю эту часть – страшную часть – своей жизни. Он находился под арестом, терпел оскорбления и притеснения. Вчерашний царь, который все потерял, – и такие спокойные дневниковые записи, спокойный христианский взгляд на то, что с ним происходит. И это было присуще не только ему, но и всем членам семьи.

http://religare.ru/2_114760.html

— Конечно. Их записывали именно на латыни? — Ну да: Салическая правда, Вестготская правда и многие другие. Они записывались на латыни. В Англии законы записывались в первом тысячелетии на древнеанглийском языке. То же — чуть позже в Скандинавии, и это особая, «северная», ситуация со слабым влиянием латыни. В первые века второго тысячелетия обычаи и законы по-прежнему фиксируются на латыни, и лишь в позднее Средневековье появляются королевские ордонансы и законы на новых языках. Но я бы не стал все это относить к литературе, поскольку в этих текстах нет вымысла. Средневековая культура ко всякому вымыслу относилась с подозрением. Церковь как бы говорила прихожанам: вы можете конечно по праздникам петь всякую ерунду, но имейте в виду, что вся истина, вообще-то, в Библии! Подобный настрой не мог не отразиться на литературном творчестве: писателю приходилось камуфлировать сюжет под библейскую истину, отчитываться перед читателем, что, дескать, все настоящее — конечно, в Евангелии, а мы здесь так, слабым пером и ничтожным умишком, поучительную басенку расскажем… В XII веке Гальфрид Монмутский взялся изложить «наиправдивейшую» историю древних королей Британии, начав, естественно, с Трои. Его Мерлина и Артура высмеивали уже современники, однако желание придворных поразвлечься, послушать такое «фэнтези» было, по-видимому, достаточно сильным, о чем свидетельствуют двести средневековых списков — весьма солидная цифра. Возникает эпос и связанные с ним жанры. Но в латинской средневековой словесности ничего сопоставимого с «Беовульфом», «Песнью о Роланде» или «Нибелунгами» нет. Впрочем, мне лично неясна природа эпоса, его соотношение с другими жанрами, неясно, почему у одних «Нибелунги» и «Сид» есть, у других — нет. Мы же не скажем, что средневековый народ, создавший «Божественную комедию», не был способен на эпос? То же касается и средневековой латинской словесности: я не знаю, почему нет настоящего средневекового латинского эпоса, хотя есть эпические составляющие в латинской поэзии зрелого Средневековья.

http://bogoslov.ru/event/5666815

3. Следовательно, (внешнее) положение человека ничуть не является препятствием к его прославлению; не знатность рода, а вера дарует заслуженную награду. Раб ли, свободный ли – мы все составляем во Христе едино: и каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал ( то я ни у кого не буду искать помощи: венец вашей непорочности даст мне изобилие всякой помоши. Кто тогда не назовет меня счастливой, – меня, которую теперь считают несчастной? Кто не окажет почестей матери стольких девственниц? Кто не проникнется уважением к чертогу целомудрия? Глава пятая 28. Многих жен божественное Писание показало миру, но честь всеобщаго спасения оно даровало одним только девам. В Ветхом Завете еврейский народ, запертый и с суши и с моря, дева перевела чрез море, как по суше ( ; очи человека, – сказано, – на главе его ( составляет наше (достояние). Поэтому Моисей и говорит тебе: внемли себе ( , то есть, излишне. Что выше меры, то хотя и добро, но не зачтется тебе за настоящее добро. Храни меру, чтобы воспринять по мере. Однако милость не препятствует правде, потому что самая милость есть правда: Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки (Пс. 111,9). Праведный помнит свою обязанность помогать бедным и слабым. Потому Господь, приступая к крещению, да отпустит Он грехи нам слабым и немощным, говорит, обращаясь к Иоанну: оставь теперь; ибо так подобает нам исполнить всякую правду (Мф. 3,15). Из этого явствует, что правда есть милость, и милость есть правда. Потому что если бы Божеское милосердие не подкрепляло нас, то как бы мы в самом начале вступления нашего на свет могли малые жить, когда, выйдя из чрева матери, из теплого повергаемся в холодное и из мокрого, наподобие рыб, в сухое; когда пас как бы нежная волна выкидывает из моря и ставит в театре этой жизни? Причины тому не находим, но то действует одна Божеская благодать. Один Господь хранит младенцев или, конечно, тех, которые смиренным сердцем признают себя младенцами. Ибо похвально смирение, которое избавляет бедствующих и лежащих. Такое смирение известно было Давиду восклицающему: Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратиться на меня и на дом отца моего (Цар. 24,17). Давид этими словами признавал, что царство его от Бога, принес покаяние, признал грех и просил прощения и этим смирением достиг спасения. Смирил себя Христос, чтобы возвысить всех: и так подражающий смирению Христову достигает покоя Христова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

16 января 2004 г., отвечая на прошение владыки Сергия Коновалова) и его преемника владыки Гавриила (де Вильдера), епископов западноевропейских Русских Православных Церквей, Патриарх Вселенский Варфоломей причислил к лику святых мать Марию (Скобцову), ее сына Георгия, Илью Исидоровича Фондаминского, о. Димитрия Клепинина и о. Алексея Медведкова. Всенародное прославление новых святых состоялось 1 мая 2004 г. в Александро-Невском соборе в Париже. Составители выражают глубокую благодарность Елене Дмитриевне Клепининой-Аржаковской за возможность работы с материалами домашнего архива и ее помощь в работе, а также о. Игнатию Крекшину за внимательный труд по прочтению материалов сборника. Материалы к житию священномученика Димитрия 1904–1944   Что есть сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… От великой и сильной жалости объемлется сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 41 Что есть сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… От великой и сильной жалости объемлется сердце, и от великого терпения умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 41 Детство Дмитрий Андреевич Клепинин родился 14 апреля ст. ст. 1904 г. на Кавказе, в городе Пятигорске. Он был третьим ребенком в семье известного архитектора и храмостроителя Андрея Николаевича Клепинина и Софьи Александровны, урожденной Степановой. По свидетельству А.Н. Гиппиус , крестный путь Дмитрия Андреевича, окончившийся мученической кончиной в концлагере, начался с раннего детства. Когда Диме было несколько месяцев, он заболел воспалением легких — в столь тяжелой форме, что от матери не скрывали уже неизбежного рокового исхода. В критическую минуту родных подозвали к мальчику. Софья Александровна подошла к кровати сына, взяла его посиневшую ручку, сложила пальчики для крестного знамения и перекрестила его ручкой. После этого прощания в ходе болезни умирающего мальчика произошел никем не ожидаемый перелом и Дима начал медленно поправляться. Болезнь наложила, однако, свой тяжелый отпечаток, и Дима рос слабым и болезненным, развиваясь значительно медленнее своих сверстников. Все его детство прошло под знаком раннего приобщения к страданию, в осознании собственной беспомощности, умаленности по отношению к другим детям. Однако помимо замкнутости и сосредоточенности на своем внутреннем мире это пробудило в нем чувство жалости ко всем слабым и обиженным. Поэтому среди друзей Димы всегда было много таких, кому недоставало силы или умения участвовать в жизни; в общении с Димой они забывали свою отчужденность и чувствовали себя вполне нормальными людьми.

http://predanie.ru/book/77056-zhizn-i-zh...

«Но только вот в чем дело, – недоумевает он, – как я вступлю в союз с землею навек? Я не целую землю ». Не потому ли именно он еще не христианин, что не умеет «целовать землю», подобно старцу Зосиме? Дмитрий уже чует, однако, что нельзя ему иначе «подняться душою из низости» своего карамазовского паучьего сладострастья, своей любви к земле «чревом», только чревом, – как заключив новый, освященный сознанием религиозный союз, «новый завет» с Землею, Великою Матерью. Но ведь это почти то же, что русская сибилла, «старица, живущая в монастыре на покаянии за пророчество», шепчет, выходя из церкви, на ухо юродивой хромоножке в «Бесах»: «Богородица что есть, как мнишь?» – « Великая мать , упование рода человеческого». – «Так говорит, великая мать сыра земля есть , и великая в том для человека заключается радость. И всякая тоска земная, всякая слеза земная – радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собою землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей не будет, таково, говорит, есть пророчество». «Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве, творя земной поклон, каждый раз землю целовать ». Этот новый завет пророчицы и старца Зосимы с одной стороны, Заратустры-Антихриста с другой: «будьте верными земле», «целуйте землю!» – исполняет и Алеша: он делает то, чего жаждет, но еще не умеет сделать Дмитрий – «заключает с матерью-землею союз навек». Ночью, после видения Каны Галилейской, таинственной вечери, где старец Зосима пьет «вино новое, вино радости новой, великой», – Алеша вышел из кельи в сад и «вдруг, как подкошенный, повергся на землю. – Он не знал, для чего обнимал ее, он не давал себе отчета, почему ему так неудержимо хотелось целовать ее, целовать ее всю; но он целовал ее, плача, рыдая и обливая слезами, и исступленно клялся любить ее, любить во веки веков». «Облей землю слезами радости твоея и люби сии слезы» – прозвенело в душе его. О чем плакал он? О, он плакал в восторге своем даже и об этих звездах, которые сияли ему из бездны – и «не стыдился исступления сего». Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, «соприкасаясь мирам иным». – Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною. – С каждым мгновением он чувствовал явно и как бы осязательно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его – и уже на всю жизнь и на веки веков. Пал он на землю слабым юношей, а встал твердым на всю жизнь бойцом». Прикосновение к «Великой Матери-сырой земле» дало ему новую силу, и с этою силою идет он, по завету старца, из своей монашеской пустыни в «мир», уже не только от земли к небу, как прежде, когда еще был «слабым», но и от неба к земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010