В этом, парадоксальным образом, было и позитивное значение раскольнического лжесобора. Он утвердил православных верующих в неприятии обновленческой анти-церкви, до предела дискредитировал ее вождей и тем самым способствовал победе в России Церкви подлинной – Церкви святого Патриарха Тихона и последователей его. То, что атеистическому пропагандисту из «Известий» показалось «похоронным звоном тихоновской церкви», в итоге послужило ее торжеству.   Источники Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь: 1922–1925 гг.: в 2 кн. / подг. изд. Н. Н. Покровского и С. Г. Петрова. Новосибирск; М., 1997–1998. Введенский А., прот. Что должен сделать грядущий собор? //Живая Церковь. 1922. С. 4–6. Верующим сынам православной церкви России //Правда; Известия ВЦИК. 1922. 14 мая. Вокруг собора //Безбожник. 1923. 17 июня. Всеросс[ийский] церковный собор //Правда. 1923. 5 мая. Всероссийский поместный собор //Известия ВЦИК. 1923. 10 мая. Всероссийский поместный собор //Известия ВЦИК. 1923. 8 мая. Всероссийский поместный собор //Известия ВЦИК. 1923. 9 мая. Всероссийский поместный церковный собор //Известия ВЦИК. 1923. 5 мая. Всероссийский поместный церковный собор //Известия ВЦИК. 1923. 6 мая. Всероссийский церковный собор //Правда. 1923. 4 мая. Всероссийский церковный собор //Правда. 1923. 8 мая. Всероссийский церковный собор //Правда. 1923. 9 мая. Второе зaceдahue II Bcepoccuйckoro Поместного Священного Церковного Собора Православной Церкви //Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1928. С. 1–7. Второй Всероссийский Поместный Собор //Известия ВЦИК. 1923. 3 мая. Второй поместный собор //Известия ВЦИК. 1923. 4 мая. Горев М. Не сдадим! //Безбожник. 1923. 13 мая. Деяния II-ro Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви: Бюллетени. М., 1923. Закрытие всерос[сийского] церковного собора //Правда. 1923. 10 мая. Из жизни православных церквей //Вестник Православной Митрополии в Польше. 1923. С. 13. Красницкий В., прот. Антониновщина //Живая Церковь. 1922. С. 1–2. Львов В. К собору //Живая Церковь. 1922. С. 2–5. Московский лже-собор //Церковные ведомости. 1923. С. 6–10. Неверующий. Из блок-нота //Известия ВЦИК. 1923. 5 мая. Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей //Церковные ведомости. 1923. С. 2–3. От редакции //Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1928. С. 16. Отзыв Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония о Московском сборище //Церковные ведомости. 1923. С. 10. Первое заседание Всероссийского Поместного Священного Собора Православной Церкви //Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1928. С. 1–5. Положение о созыве поместного собора православной российской церкви 1923 года //Живая Церковь. 1923. С. 2–4. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1923 год. (Бюллетени). [М.:] Изд. протопресв. В. Д. Красницкого,

http://bogoslov.ru/article/6192943

387 – «Известия ВЦИК» 70 (811) от 30 марта 1923 года. 388 – Нота Великобританского правительства по «Таймсу». 389 – «Известия ВЦИК» 73 (1810) от 6 апрля 1923 года. 390 – «Известия ВЦИК» 73 (1810) от 6 апреля 1923 года. 391 и 392 – «Правда» (Москва) 78 от 11 апреля 1923 года. 393 – По газете «За Свободу» 83 (824). 394 – Резолюция Польского Сейма. 395–401 – соответствующих газет за первую неделю апреля месяца 1923 года. 402 – «За Свободу» 79 (820) от 11 апреля 1923 года. 402-а – «Последние Новости» 818 от 19 декабря 1922 года. 403 – Из газ. «Ржечь Посполита» от 14 апреля 1923 года. 403-а и 404-а – «Правда» (Петроград). 404–405 – «Известия ВЦИК» 70 (1807) от 30 марта 1923 года. 406 – «Известия ВЦИК», 70 (1807) от 30 марта 1923. 407 –410 – Н. Степанов. «Задачи и методы антирелигиозной пропаганды». 411 – «Известия ВЦИК», 62 (1799) от 21 марта 1923. 412 – «Революция и церковь », 1–3. 413, 414, 417 – «Известия ВЦИК», 62(1799), 44(1781), «ЛГ» 83(1820) за 1923 год. 418 – «Студенческие годы», 2. 419 – «Правда», 82 от 15 апреля 1923. 420 – Телеграмма агентства Рейтер от 12 апреле 1923. 420-а – «Безбожник», 2. 421 – «Правда» за 1923 год. 421-а – «Последние Новости», 916. 422 – Телеграмма агентства Ост-Экспресс от 30 января 1923. 423 – «Берлинер Тагеблатт» от 1 мая 1923. 1 Номера, проставленные возле каждой цитаты и каждого документа, обозначают соответствующие им номера приложенного в конце книги указателя, где каждому номеру соответствует источник, откуда почерпнута цитата или документ. 3 Агитация была открыта статьей «Кащей на сундуке», в 28 «Московской Правды» от 5 февр. 1922 г., которая была снабжена следующим добавлением от редакции: «Вполне разделяя взгляд автора статьи, редакция просит читателей, особенно тех рабочих, красноармейцев и крестьян, которые считают себя верующими, высказаться коллективно (на собраниях) или в одиночку то затронутому здесь вопросу и присылать отклики в составленные при участии и под давлением коммунистических агентов, начинают поступать уже с 47 от 28 февраля 1922 г. после этой предварительной подготовки власть решается на опубликование официальной правительственной инструкции о порядке изъятия церковных ценностей, находящейся в ведении групп верующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Одессе были ликвидированы (преимущественно преобразованы в клубы) следующие церкви: Александро-Невская при тюрьме (1920), Александро-Невская при университете (1921), Александро-Невская при военном уч-ще (1921), Андреевская при Одесской ДС (1922), Алексиевская при 5-й мужской гимназии (1922), Архангело-Михайловская при Ин-те им. Главкова (1922), Архангело-Михайловская при Семёновском приюте (1922), Введенская при общине Красного Креста, Димитриевская при епархиальном доме, Димитриевская при епархиальном жен. уч-ще (1922), Касперовская, Кирилло-Мефодиевская при кадетском корпусе (1922), Марии Магдалины при приюте имп. Марии (1922), святых Николая и Ариадны при Греческом благотворительном об-ве (1922), Александро-Невская при военном госпитале (1922-1923), Александро-Невская при реальном уч-ще (1922-1923), Ильинская при уч-ще садоводства (1922-1923), Стефаниевский военный собор, Феодоро-Ульянская при богадельне, Христо-Рождественская при городской больнице (1922-1923), Михайловская ц. в доме Г. Г. Маразли (1922-1923), Александринская при Ин-те благородных девиц (1923), Александро-Невская при коммерческом уч-ще (1923), Александровская Патриотического жен. уч-ща (1923), Иоакинфовская при бывш. 39-м Люблинском полку (закрыта и в 1923 снесена), мц. Александры при 4-й муж. гимназии (1923), Николаевская при 2-й гимназии (1923), Павло-Наталиевская при уч-ще слепых (1923), Сергиевская при артиллерийском уч-ще (1923), Скорбященская при Стурдзовской богадельне (1923). Одной из последних среди домовых церквей в кон. 1926 г. была ликвидирована Кирилло-Мефодиевская ц. при бывш. ДУ. Были упразднены подворья афонских мон-рей в Одессе, Пантелеимоновскую ц. в 1923 г. передали для нужд общежития и дома пролетарских студентов 1, Андреевскую ц. занял клуб железнодорожников, Ильинский храм перешел в ведение общины «Живой церкви» , подворье - в ведение трамвайной службы. В 1922 г. в помещениях Успенского мон-ря расположился дом отдыха, в помещениях Архангело-Михайловской жен. обители - детский городок на 400 детей с передачей храма «Живой церкви».

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Одним из основных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что св. Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он совершил ряд чудес. С монастырём были духовно связаны св. Павлин Ноланский , по указанию которого туда пришёл св. Евхерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором здесь сказано раньше. В монастыре том жил некоторое время преподобный Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преподобный Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память и совершается раз в 4 года, в католической церкви считается святым местночтимым и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизались св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке ещё более, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о Священном Преда­нии. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию преподобного Августина и его сподвижников, жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с восточными монастырями в XI веке и даже по имеющимся данным некоторое время после падения Рима, разрыва Рима с Востоком. Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе, и недавно туда было совершенно паломничество, оставившее глубокое впечатление на его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями препреподобного Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в VII веке и послужившие в Галлии и Северной Италии утверждению там христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

– А! Орс Антон! Добро пожаловать! – сказал старший. – Как, вы не узнаете меня? – Нет, – сказал Орсо, всматриваясь в него. – Потеха просто, как борода и островерхая шапка меняют человека! Ну, поручик, посмотрите-ка хорошенько. Или вы забыли старых ватерлооских товарищей? Разве вы не помните Брандо Савелли? Не один патрон скусил он около вас в этот несчастный день. – Как! Это ты? – сказал Орсо. – Ты ведь дезертировал в тысяча восемьсот шестнадцатом году? – Так точно, поручик. Надоедает, знаете, служба; ну и счет один мне нужно было свести в этой стране. А, Кили! Ты молодец, девчонка. Давай скорее, мы есть хотим. Вы, поручик, понятия не имеете, какой бывает аппетит в маки . Кто нам это прислал, синьора Коломба или мэр? – Нет, дядя, это мельничиха дала мне для вас вот это, а для мамы одеяло. – Чего ей от меня нужно? – Она говорит, что луккские дровосеки, которых она наняла расчищать участок, просят с нее тридцать пять су на ее каштанах, потому что в Пьетранере лихорадка. – Лентяи! Я проверю… Не церемоньтесь, поручик; не хотите ли пообедать с нами? Мы обедывали вместе и похуже во времена нашего бедного земляка, которому дали отставку. – Спасибо. Мне тоже дали отставку. – Да, я слышал об этом; но бьюсь об заклад, что вы не очень этим огорчены… Ну, патер, – сказал бандит товарищу, – за стол. Синьор Орсо, позвольте представить вам патера; то есть я не знаю наверно, патер ли он, но он ученый, как патер. – Бедный студент-богослов, которому помешали следовать своему призванию, – сказал другой бандит. – Как знать, Брандолаччо? Я мог бы быть папой… – Какая же причина лишила церковь ваших познаний? – спросил Орсо. – Пустяки. Счет, который нужно было свести, как говорит мой друг Брандолаччо: одна моя сестра наделала глупостей, покуда я зубрил в Пизанском университете. Мне нужно было возвратиться на родину, чтобы выдать ее замуж, но жених поспешил умереть за три дня до моего приезда. Я обратился тогда, как вы бы и сами сделали на моем месте, к брату умершего. Мне говорят, что он женат. Что делать?

http://azbyka.ru/fiction/karmen-novelly-...

Евхерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором говорилось здесь раньше. В монастыре том жил некоторое время прп. Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что прп. Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память и совершается раз в четыре года, в Католической Церкви считается святым местночтимым, и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви свяшенномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время Французской революции. В том же монастыре подвизался св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке еще более, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о Священном Предании. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию прп. Августина и его сподвижников; жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с восточными монастырями в XI веке и даже, по имеющимся данным, некоторое время после отпадения Рима, разрыва Рима с Востоком. Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе и недавно туда было совершено паломничество, оставившее глубокие впечатления у его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями прп. Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, пришедшие из Ирландии в Швейцарию в VII веке и послужившие в Галлии и Северной Италии утверждению там христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях, и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня. Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клотуальд, сокращенно называемый Клод.      Преподобная Геновефа, родившаяся в 423-м и преставившаяся в 512 году, с детских лет отличалась набожностью и всю жизнь провела в молитве и крайнем воздержании.

http://pravoslavie.ru/101960.html

С монастырем были духовно связаны св. Павлин Ноланский, по указанию которого туда пришел св. Евхерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и св. мучеников Фивейского легиона», о котором говорилось здесь раньше. В монастыре том жил некоторое время преп. Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что преп. Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память его и совершается всего раз в четыре года, в Католической церкви считается святым местночтимым и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви священномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время Французской революции. В том же монастыре подвизались св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке еще более, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о Священном Предании. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию преп. Августина и его сподвижников; жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с восточными монастырями в XI веке и даже, по имеющимся данным, некоторое время после падения Рима и разрыва Рима с Востоком.      Остатки того монастыря с мощами преподобного основателя его существуют доселе, и недавно туда было совершено паломничество, оставившее глубокое впечатление у его участников, как и подробное житие св. Коломба. Последователями преп. Коломба были преподобные Колумбан, Фридолин и Галл, из Ирландии пришедшие в Швейцарию в VII веке и послужившие в Галлии и Северной Италии утверждению там христианства и защите Православия от еретиков. При жизни они совершали чудеса и предсказывали будущее. Подробные жития их хранились в тамошних монастырях, и память их чтится в местах, с ними связанных до сего дня. Среди французских преподобных выделяются святые Геновефа и Клотуальд, сокращенно называемый Клод.

http://pravoslavie.ru/101841.html

Причины, побудившие Коломба отправиться в добровольное изгнание, были весьма трагическими. Он оказался виновником гибели многих людей. Незадолго до этого Финниан, ученый муж из Мовилля, привез из Рима копию Вульгаты, по-видимому, первую из попавших в Ирландию. Коломб, взяв на несколько дней почитать бесценный перевод бл. Иеронима, тайно от владельца переписал книгу, хотя обещал этого не делать. Разгневанный Финниан подал на Коломба в суд верховному королю. Тот был поставлен в тупик — в ирландских законах не было упоминаний о книгах. Однако поразмыслив, он разрешил спор ученых, воспользовавшись законом: “Корова да пребывает с теленком своим”, посчитав копию, сделанную Коломбом, как бы “отпрыском” книги Финниана. После чего Вульгату, переписанную св. Коломбом, вручили Финниану. Поскольку оба врага были местными “королями”, Коломб собрал свой клан и пошел войной на Финниана. В битве при Кольдревн полегло много людей, и только после этого Коломб опомнился и покаялся. И в 593 г. он вместе с двенадцатью последователями направился на остров Иона, лежащий к западу от Шотландии, где основал монастырь и начал работу по христианизации пиктов — доиндоевропейского населения севера Британских островов. Коломб поклялся обратить в христианство столько же душ, сколько людей пало в битве при Кольдревн. Монастырь на острове Иона стал важнейшим центром христианизации Шотландии, а затем и северной Англии. Св. Коломб преставился в ночь с 8-го на 9-е июня 597 г. и поминается 9 июня. Ирландцы не ограничивали свою миссионерскую деятельность только Британскими островами, они уходили далеко на континент. За три века, в течение которых они продолжали свою деятельность, ирландские миссионеры основывали монастыри во Франции, Швейцарии, Германии, Австрии и даже в Италии. Из них самым видным был, разумеется, св. Колумбан. Он покинул Ирландию приблизительно в 590 г. в возрасте пятидесяти лет и еще тридцать лет провел в неустанных трудах в разных странах Европы. Это был человек большой учености, сильный, крепкий в вере и в то же время обладавший чувством юмора, полный гордости за кельтскую расу и чистоту ее христианского вероисповедания.

http://pravmir.ru/kreshhenie-irlandii-i-...

230 Речь, очевидно, идет об обновленческом Высшем церковном совете, избранном на обновленческом соборе 1923 г. 231 Никаких отдельных резолюций «по сектантскому вопросу» XI съезд РКП(б) не принимал. О сектантах упоминается в резолюции «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды», а также в п. 18 резолюции «О работе РКП в деревне» (Двенадцатый съезд РКП(б). 17–25 апреля 1923 г.: Стенографический отчет. М., 1968). 232 Такое интервью действительно было организовано. 13 июля 1923 г. состоялась беседа Патриарха Тихона с секретарем британского национального комитета «Руки прочь от России» В. П. Коутсом, в изложении которой от имени Первосвятителя, в частности, отрицались преследования за религиозные убеждения в Советской России (см.: Известия ЦИК. 1923. 15 июля; Акты Святейшего Тихона. С. 288). 233 Демонстрация кинокартины «Тихон после раскаяния» началась в середине июля 1923 г. В фильме были запечатлены богослужение Патриарха в Сретенском монастыре, панихида по архидиакону К. В. Розову на Ваганьковском кладбище, ряд других его служений (см.: Левитин-Краснов А. Э., Шавров В. М. Указ. соч. С. 320). 234 Очевидно, имеется в виду послание Патриарха Тихона от 15 июля 1923 г. с резкой критикой в адрес обновленцев. 235 Соглашение о помощи голодающим между РСФСР и Ватиканом было подписано 12 марта 1922 г. В период с 22 апреля 1922 г. по 1 февраля 1923 г. Папской миссией было распределено 2446 т продовольствия. Общая сумма помощи превысила 2 млн. долларов (подробнее см., напр.: Лиценбергер О. А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001. С. 224–226). 236 Решение АРК было оформлено декретом ВЦИК о продлении срока регистрации религиозных обществ и групп от 1 августа 1923 г. (см. напр.: Известия ЦИК. 1923. 8 августа). 237 Имеются в виду опубликованная 27 апреля 1923 г. (датирована 15-м апреля) «Инструкция НКЮ и НКВД о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых» (Известия ВЦИК. 1923. 27 апреля; Собрание узаконений и расположений Рабочего и Крестьянского правительства за 1923 г. М., 1923. Ст. 384; Революция и церковь . 1923. С. 116–117 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1916–1921: Нестор Анисимов , паки 1922–1922: Софроний Арефьев, в. у. Камчатская, Курильская и Алеутская см. Благовещенская Камышинская –1923: Елевферий 1928–1931: Ираклий Попов 01(14).10.1931–24.06. (07.07).1933: Иоанникий Попов 31 .07(13.08).1933–11(24).08.1933: Георгий Садковский Камышинская (обн.) 03 .1923–12.1923: Сергий Волков 1923–1926: 1926–1926: Сергий Шубин Канадская 06(19).07.1916–1921: Александр Немоловский 1918–1920: Арсений Чаговец Канадская (заруб.) Иоасаф Нечаев Сильвестр Харун Каневская 6(19).08.1914–: Василий Богдашевский –25.02(10.03). 1933: Василий Богдашевский , паки Каневская (григ.) 9(22).05.1934–1934: Феодосий Григорович- Борисов Каневская (обн.) 1925–1926: Серапион Сперанцев, в. у. Канская (обн.) –1924: Николай Мешалкин 20 .02(05.03).1925–1926: Илия Фокин 1926–: Андрей –1933: 10 .1933–17(30).05.1934: Николай Гирченко 08 .1932–10.1934: Александр Спасский Карачевская 29 .11(12.12).1921 –12(25).05.1924: Агапит Борзаковский Каргопольская 13(26).11.1913–1924: Варсонофий Вихвелин 01(14).10.1924–1926: Иларион Бельский Василий Дохтуров Каргопольская (обн.) 5(18).10.1925–18.02(03.03).1934: Павел Герасимов Карельская см. Финляндская Карельская (обн.) Александр Надеждин Виктор Путята Николай Гиляровский Мелхиседек Николев Евгений Аметистов Карпато-Русская см. Филадельфийская и Карпато-Русская Карталинская и Кахетинская см. Грузинский экзархат Касимовская (обн.) 30 .08(12.09).1923–: Геннадий Марченков –1925: 08 .1925–1928: Алексий Покровский 1928–1929: Михаил Постников Кахетинская 1916–1917: Пирр Окропиридзе Кашинская 19 .02(04.03).1919–03.1921: Александр Надеждин 02(15).05.1921–1922: Иоасаф Шешковский- Дрылевский 1923–1923: Игнатий Жебровский Кашинская (обн.) 1923–06(19) .09–1923: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 06(19).09.1923–27.09(10.10).1923: Игнатий Жебровский 1923–1932: 1932–1938: Сергий Андреев Каширская 24 .08(04.09).1914–27.07(11.08).1917: Иувеналий Масловский 17(30).09.1917–1920: Корнилий Соболев 26 .09(09.10).1920–05.1922: Мелхиседек Николев 06(19)08.1923–19.10(01.11).1923: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010