Участники встречи обсудили историю изучения Всероссийского Поместного Собора (1917-1918 гг.) и его значение для судьбы нашего Отечества. Впервые за последние десятилетия были рассмотрены свидетельства казачества и казачьего духовенства — участников Всероссийского Поместного Собора. Открытие Всероссийского Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Почетными участниками Собора стали члены Временного правительства А. Керенский, Н. Авксентьев и А. Карташев. 28 октября 1917 года Поместный Собор принял «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Это решение означало восстановление в Русской Православной Церкви института Патриаршества и декларацию принципа соборности. На 4 ноября 1917 года было назначено избрание Патриарха. Местом был определен Храм Христа Спасителя. Успенский собор в эти дни был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими восстание юнкеров. 5 ноября 1917 года Патриархом был избран Тихон , митрополит Московский и Коломенский. 21 ноября 1917 года (по ст. ст.), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация Патриарха Тихона. Приветствуя участников собрания в РГАСПИ, директор этого учреждения А.К. Сорокин отметил, что данная конференция это важный шаг к возвращению в научный и общественный оборот важной для понимания объективной истории государства Российского темы, связанной с восстановлением Патриаршества в Русской Православной Церкви и избранием Патриарха. С основным докладом «Всероссийский Поместный Собор (1917-1918) и участие в нем делегатов-казаков» выступил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством подчеркнул, что Поместный Собор оказал огромное влияние на изменение всех сторон жизни Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Тихона, а в его лице Церковь и народ обрели Первосвятителя накануне гонений и репрессий, что позволило Церкви выстоять и сохранить свою миссию духовного спасения и духовного окормления народа. На Соборе были основные направления и пути реформирования внутрицерковного устройства. Полный текст доклада будет опубликован на интернет-сайте Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.

http://patriarchia.ru/db/text/5033186.ht...

В тот год в нашей православной стране был установлен порядок, полностью противоположный всем её вековым традициям и устоям. Прежде всего, он ставил своей целью решительное искоренение веры в нашем народе - то есть той высшей ценности, которая всегда была у него в жизни. Недаром наш народ готов был жизнь свою положить за Веру, Царя и Отечество. На втором месте здесь - Царь. Без Веры и Царя наше Отечество до 1917 года не мыслилось. И вот 2/15 марта 1917 года началось крушение нашей православной государственности. В этот день святой Царь-мученик Николай Александрович принужден был оставить царский престол. Но в этот же день явилась Своей Державной иконой , как Царица на троне, Пресвятая Богородица. Тем самым Матерь Божия объявила, что Она остаётся Заступницей нашей державы, нашего народа и впредь, что бы здесь ни было. Именно в этом - великое значение явления Державной иконы Божией Матери: в том, что в 1917 году история России не прервалась. Матерь Божия вновь - в какой уже раз! - умолила Своего Сына за Россию. Этим явлением Матерь Божия возвестила, что здесь будет не какая-то другая страна, пусть и переименованная, не осколки бывшей империи, не чья-то колония, но будет продолжаться именно православно-державная русская история - ибо Пречистая, явив Свою икону в это время богоборчества, призвала наш народ к молитве. То есть дала возможность всем, кто останется верным Её Божественному Сыну, Его Церкви, быть подданными Её Царства, Её Удела - Святой Руси. «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, - возвестила Владычица, - а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем». Власть может объявить страну безбожной, но она не в силах отменить веру, молитву верующих людей. Явление иконы ясно говорило им о том, что не революционеры - ниспровергатели всех основ российской государственности, всех божественных и земных законов - определяют суть происходящих событий, но что судьба России и её народа продолжает по-прежнему решаться на небесах, - и решаться прежде всего заступлением Небесной Царицы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/28/...

С историософской точки зрения империя Петра явилась попыткой «догоняющей модернизации» России, предшественниками которой в плане вестернизации Руси было и призвание варягов, и латинизация православной иерархии через иезуитское просвещение (так называемое украинское барокко), и западнические симпатии московской элиты («голицынщина»). Однако ни церковь, ни народ так до конца и не приняли петровских реформ. Они не достигли ядра русского духа, не произвели цивилизационного слома, хотя изменили многие его внешние слои. Лучшим доказательством этого положения является творчество того же Пушкина, которым Россия, по слову Герцена, ответила на реформы Петра. В лице Пушкина православный творческий дух преодолел модернистский (фаустовский) соблазн постренессансного Запада, показав, что свободный гений может быть на стороне Творца, а не только на стороне его противника. Провозглашённая в 1722 году петербургская империя в глубине своей осталась православной Россией, породив великую русскую культуру XIX века. Примерно через 100 лет после Петра со стороны Запада последовало нападение на Россию революционного генерал-императора Наполеона вместе с половиной Европы. В ответ на это русский народ и его армия овладели политическим центром европейской цивилизации – Парижем. Ещё через сорок лет Европа снова напала на Россию. В 1914 году Россия заступилась за православную Сербию, после чего на неё последовала атака Тройственного союза. Следующий западнический вызов классическому устроению России случился в феврале 1917 года. В этот период страна, несмотря на войну, находилась на материальном подъёме, и, по подсчётам Д.И. Менделеева, через три десятилетия Европа имела бы у себя единственную сверхдержаву – Российскую империю. Однако онтологическое ядро русского мира не поддалось рыночному давлению. Власти либералов-западников в виде Временного правительства хватило едва на девять месяцев. Отодвинув старую элиту, масонский Февраль не дал стране новой. Буржуазный модерн в 1917-м не вписался в экзистенциальный архетип русского народа, который предпочёл модернизироваться другими способами, сохраняя при этом верность своей традиции – на этот раз в форме коммунистической идеократии. В определённом смысле октябрь 1917 года явился искуплением его февраля, а Великая Отечественная война – искуплением октября.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/21/u_nas_...

Кто эти «новые идеологи»? Смею предположить, что сами либералы, «эффективные менеджеры» и так называемые евразийцы разных мастей. Чего они только не представят, не выдумают, какие только идеи не достанут из старых ящиков, лишь бы преградить путь истинной и чистой русской идеологии. Я уже недавно говорил о словах Валерия Фадеева в передаче «Воскресное время» 1 канала 6 ноября этого года. «Исполняется 99 лет Великой Октябрьской Социалистической революции - так это было принято называть при советской власти. Русская революция 17-го года, конечно, началась раньше, в феврале 17-го года...» - говорит ведущий. По прошествии времени, надо говорить - «антирусская», но вбивается мысль именно о «русской» революции. В ряду подобных, оговорка далеко не единственная за последнее время и весьма показательная. Как что отрицательное или критическое в истории России или в происходящих ключевых событиях современной России, так - «русское». А как что позитивное, так - то ли «советское», то ли «российское», то ли ещё какое обезличенное. Итак, революция-то, по Фадееву, была «русской». Повторил он это пять-шесть раз. А вот «народ русский» назвать именем собственным в своем комментарии на всю страну так и не смог ни разу. Чувствуется явно подобранные заменители. Так и говорит: «народ России». Революцию делал «русский народ», СССР построили революционеры, а Победу над фашизмом - народ без названия или «советский» народ. А вот рассуждения Александра Дугина . «7 ноября, день большевицкого октябрьского переворота. Дата страшная и важная. Много, что надо сказать об Октябрьской революции», - начинает как бы с правильной терминологии Александр Дугин. «Первое: в советское время Октябрьская революция почиталась как нечто почти сакральное... В СССР считалось, что это начало бесконечного времени, текущего к коммунизму. Оказалось, это была лишь одна эпоха, которая началась в Октябре 1917 года и завершилась в 1991 году. Значит, советское понимание Октябрьской революции глубоко неверно» , - логично продолжает Александр Гельевич.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Царица Александра Федоровна Романова была воодушевлена идеей: «Государство не может погибнуть, если его повелитель направляется Божьим человеком» А «Божьим человеком» она считала именно Г. Распутина. Таким образом, Распутин сильно влиял на царя через царицу. Здесь невозможно, казалось бы, осуждать царицу, потому что она верила «Божьему человеку», единственному, кто мог помочь больному царевичу. Но отношения с Распутиным приводили ее к осуждению всех несогласных с ним. Высказанные здесь факты и мысли не говорят о том, что есть сомнение в святости царственных страстотерпцев. Нам важно знать, что они были обычными людьми и, как и мы, ошибались. А значит и у нас есть возможность, несмотря на наши недостатки, стремиться к святости. Никто не может упрекнуть царскую чету, потому что они свои неправильные действия омыли мученической кровью. Но, несомненно, связь с Распутиным сильно подрывала авторитет царской семьи и царской власти. Авторитет царя не поддерживали и его ближайшие помощники в деле управления государством – аристократия, элита дворянства. В каком состоянии находился правящий класс дворянства накануне 1917 г.? До Петра I русская аристократия мало чем отличалась от народа. Но первый российский император, Петр I, так изменил ситуацию, что за 200 с лишком лет аристократию разложили и оторвали от народа. С начала XVIII века русская аристократия воспитывалась и обучалась иностранными воспитателями и учителями, что привело к полному перерождению русских по происхождению дворян во французов и немцев с русскими фамилиями. Они даже думали на иностранных языках, презирали народ, страну и даже самого Царя, которого должны были защищать до последней капли крови. Вместо этого дворяне в феврале 1917 г. надели красные банты и кричали хором «долой самодержавие» Во вторую очередь, обратим внимание на состояние Церкви. Церковь в России: 1) находилась под защитой православной императорской власти; 2) имела лучшую из всех поместных православных Церквей систему образования и самое образованное духовенство;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Так с тех пор и повелось на Руси. Церковь и Государь служат Богу по мере сил и разумения, а народ служит Государю и Государству. «Народ согрешит - Царь отмолит, Царь согрешит - народ не отмолит», - так веками веровали наши предки. На христианском (а теперь уже постхристианском) Западе всегда было по-другому: государство - слуга обществу, народ борется за свои права, которые пытается урезать государство, отсюда их гражданские общества, права человека и проч. блага «мировой цивилизации». Поэтому всякие идеи о «самоорганизации русского народа», о «третьей силе», раздающиеся время от времени из лагеря патриотов, нельзя не признать вредными и опасными. Государство Российское в уходящем году все решительнее освобождалось от зависимости от Запада. Процесс этот непростой, но он идет, - и это видит любой непредубежденный человек. Невольную помощь нашей элите в деле опамятования, возвращения к своим корням оказали, как ни странно, западные санкции. Так что мы, православные патриоты, должны быть благодарны Обаме, Меркель , Кэмерону, Олланду и прочим западным лидерам, помогающим нашей элите обратиться к своим корням, к нашей истории и родной культуре. Воистину, «пути действия Промысла Божия в русской истории неисповедимы»! Важнейшим событием года стала военная операция России в Сирии, вселившая радость в сердца всех друзей России. Россия возвращается в мировую политику в качестве самостоятельного игрока. И все это несомненная заслуга нашего национального лидера Владимира Владимировича Путина . И отрадно слышать от священнослужителей, что всё больше записок о здравии в храмах подают русские люди о здравии Президента нашего раба Божия Владимира. Народ понимает, что значит Путин для России и, как может, стремится помочь ему. А как помочь? Молитвой, прежде всего. Отрадные изменения в курсе государственной политики, к сожалению, приводят к тому, что появляются новые разделения в патриотической среде. Часть тех, кого еще вчера мы считали своими, неожиданно переходит в лагерь противников, начиная критиковать операцию в Сирии, политику на Украине , в целом путинскую политику. Кто-то может сказать, что таких людей небольшая кучка, что они политические маргиналы. Это - правда. Однако опасность состоит в том, что они сеют сомнения в души людей, доверчиво относящихся к их мнению, поскольку они патриоты. Как вносили смущение в души русских людей некоторые патриотические деятели-монархисты накануне революции 1917 года (Пуришкевич, Шульгин, Савенко и др.). Это опасно на фоне спекуляций на теме реальных трудностей, с которыми сталкивается страна в связи с западными санкциями.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/12/31/s_...

400 шагов ко Скиту ...Идя у Оптиной пустыни по древней тропинке, коей уже почти двести лет, я не мог не помыслить, что вот так, по сей тропе почти весь девятнадцатый век ходили старцы на службу в монастырь, за исключением тех, кто был немощен, как, скажем, преп. Амвросий, коему три десятка лет привелось вылежать в хвори. По тропе ходили от гостинички и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. По этой тропе со всей Руси прибывали люди на поклон, за важным духовным советом, вне зависимости от сана, социального положения. Старцы играли колоссальную роль в духовном врачевании нации. Боже, отчего и куда всё ушло, начиная с середины века, нарывом образовавшись к началу ХХ столетия и - обрывом в 1917 г.? Какое наваждение произошло с нами? Как мог великий православный народ, выросший в таких духовных традициях, столь жутко пуститься во все тяжкие, что позволил уничтожить не только Царскую Семью, но и десятки тысяч священников, монашествующей братии. А изничтожение храмов? Да, предположим, аристократия виновна, что не справилась со своей руководительной миссией. Но мурло Хама, которое прорезалось в народе, за него-то как теперь отвечать? И не есть ли вся наша история после 1921 г., по сей день - Господне воздаяние нам за безбожие, за самозабвенное приятие наваждения? И не должны ли мы на коленях стоять пред Господом, отмаливая вину всего народа, всей нации. Хватит ли святости известных и покуда не известных единиц, чтобы спасти наш падший и заблудший народ? Откуда у меня появилась дата " 1921 " ? Один из старцев сказал духовному чаду в 1917 г., что Господь терпелив, и ждать будет четыре года. А коль не прекратит народ российский бе зчинств, будет ему воздаяние. ...В проеме вековечых сосен я увидел колокольню Скита, слева и справа к коей прилеплялись два отноэтажных беленьких опрятных домика с симпатично выкрашенными в голубой цвет окошками, дверьми и крылечками. И еще не знал, что слева вижу келлию преп. Макария, а справа - келлию преп. Амвросия, что именно к этим крылечкам стекалась Русь для уврачеваний.

http://ruskline.ru/analitika/2006/10/23/...

3. Страстотерпец Николай Второй молится за Россию у Престола Божия, и мы чувствуем действенность этих молитв. Государь был помазан Святым Духом на царство и этим получил благодатную сакральную силу не только царствовать, но и ходатайствовать за народ свой. Николай Второй не покинул Россию во время братоубийственной гражданской войны, грозящей уничтожить страну и её народ. Его страстотерпническая смерть не просто повторила подвиг Бориса и Глеба. Смерть помазанника за свой народ приобрела особый сакральный смысл и может быть по праву приравнена к искупительному действу за своих поданных. Государь и на небесах ходатайствовал и ходатайствует за Святую Русь, как и весь сонм святых в земле Российской просиявших. Об этом свидетельствует и видение митрополита Макария, описанное у Нилуса. Вскоре после февральской революции 1917 года митрополит Макарий, беззаконно удаленный с Московской кафедры Временным правительством, муж поистине «яко един от древних», видел ... «чудное сонное видение, которое и поныне вразумляет всех, ищущих вразумления свыше. Видел я, - передавал он одному моему другу, - поле. По тропинке идет Спаситель. Я за Ним и все твержу: " Господи, иду за Тобой! " А Он, оборачиваясь ко мне, все отвечает: " Иди за Мной! " Наконец подошли мы к громадной арке, разукрашенной цветами. На пороге арки Спаситель обернулся ко мне и вновь сказал: " Иди за Мной! " И вошел в чудный сад, а я остался на пороге и проснулся. Заснувши вскоре, я вижу себя стоящим в той же арке, а за нею со Спасителем стоит Государь Николай Александрович. Спаситель говорит Государю: " Видишь в Моих руках две чаши: вот эта горькая для Твоего народа, а другая, сладкая, для Тебя " . Государь падает на колени и долго молит Господа дать Ему выпить горькую чашу вместо Его народа. Господь долго не соглашался, а Государь все неотступно молил. Тогда Спаситель вынул из горькой чаши большой раскаленный уголь и положил его Государю на ладонь. Государь начал перекладывать уголь с ладони на ладонь и в то же время телом стал просветляться, пока не стал весь пресветлый, как светлый дух. На этом я опять проснулся. Заснув вторично, я вижу громадное поле, покрытое цветами. Стоит среди поля Государь, окруженный множеством народа, и Своими руками раздает ему манну. Незримый голос в это время говорит: " Государь взял вину русского народа на Себя, и русский народ прощен! " ».

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Будущее России, увы, тоже не стоит воспринимать в радужных красках, ожидая впереди безмятежные «тучные годы», покоящиеся на сырьевом потенциале. Глобальная борьба за ресурсы не может не обостриться. И значит, появятся те, кто будет не просто заинтересован в переносе данной борьбы на российские просторы, а будет обоснованно считать вопросом жизни и смерти именно такой сценарий. Осуществить его можно только одним способом — спровоцировав в стране внутреннее разделение, породив кровавую этническую или социальную вражду. Недаром после обострения в России межнациональных отношений Патриарх сразу начал предупреждать об опасности социальной розни. Наша страна с честью выдержала испытание 1941 года и пришла к победному 1945-му. Но 1905-й нас подкосил, 1917-й вверг в катастрофу, а 1991-й — ослабил и надолго лишил воли. Разделение для нас опаснее всего. И чтобы 2017-й, 2091-й или какой угодно другой год нового века не стал для страны фатальным, обществу нужно услышать призыв Святейшего к гражданскому единству вокруг общих ценностей, неотменимых ни при каких обстоятельствах. Такие ценности в России есть. Это жажда правды, свобода, справедливость, честь, открытость к каждому человеку и народу, верховенство духовного над материальным, забота прежде об общем, а уж потом о своем. Церковь будет стремиться утвердить эти ценности в жизни и человека, и общества, и государства. Впрочем, никакие ценности не будут работать, если откровенное пренебрежение ими будет сходить с рук. Если народ, хранящий их, не будет влиять на власть. Если презирающие этот народ представители бизнеса, псевдокультуры, медийного и экспертного сообщества не будут объявлены нерукопожатными вне зависимости от того, сколько у них денег и сколько времени они проводят на телеэкранах или в начальственных кабинетах. Время этих людей не просто прошло — оно никогда не начиналось для реальной жизни страны. Сегодня Церковь готова доносить до лиц, принимающих решения, голос миллионов ныне «безгласных» людей. Имея их в виду, Святейший Патриарх сказал , что общественные проблемы надо преодолевать «солидарностью и таким выражением протеста, которое не провоцировало бы все новые и новые всплески насилия, но оказалось бы достаточным, чтобы вразумить и власть, и правоохранительные органы, и самих подстрекателей межнациональной розни». Церковь не должна превратиться в политическую оппозицию на радость недругам России. Но она всегда будет смело ходатайствовать за народ перед властью, заботясь о том, чтобы народ и власть не жили на разных планетах, а составляли один соборный организм. Именно это предполагает православный социальный идеал, проверенный многими веками эффективного общественного строительства.

http://patriarchia.ru/db/text/1398377.ht...

— В конце прошлого года накануне столетия революции 1917 года Святейший Патриарх Кирилл вместе с Президентом России В.В. Путиным участвовали в церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». Добавило ли участие главы Русской Православной Церкви и главы Российского государства в таком мероприятии что-то новое к оценке периода сталинских репрессий и к оценке революционных событий 1917 года? Какое значение имеет для современных и будущих поколений граждан России сохранение памяти о сталинских репрессиях с точки зрения Русской Православной Церкви? — Участие Предстоятеля Русской Церкви и Президента России в открытии «Стены скорби» стало символическим актом памяти обо всех безвинно пострадавших в эпоху гонений, начало которым положили октябрьские события столетней давности. На открытии мемориала Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Событие, собравшее нас вместе у этого монумента, побуждает еще раз задуматься о страшной трагедии, произошедшей в России в ХХ веке. Мы знаем, что произошедшие трагические события еще долго будут осмысляться, но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления». Для нашей Церкви, для большинства верующих память о революции и сталинских репрессиях, в первую очередь, сопряжена с воспоминанием о гибели и страданиях миллионов невинных людей, среди которых были священники, ученые, врачи, представители самых разных слоев общества. В результате трагических событий первой четверти XX столетия русский народ оказался расколот на два идеологических лагеря, и последствия этого разделения до сих пор отзываются болью в сердцах наших соотечественников на Родине и за рубежом. Была расколота и наша Церковь: значительная часть русского зарубежья оказалась в отрыве от Матери-Церкви. Только одиннадцать лет назад удалось восстановить каноническое общение внутри единой Поместной Русской Православной Церкви. Наши современники и в России, и за ее пределами не должны забывать горького исторического опыта, когда под предлогом борьбы за счастье и справедливость было уничтожено огромное число людей, разрушены семьи, поломаны человеческие судьбы. Революция как страшное разрушительное зло во все времена грозит колоссальными потрясениями, огромными человеческими жертвами. Об этом хорошо бы помнить тем современным политикам, которые в пылу борьбы за власть и влияние готовы прибегнуть к провоцированию насилия и разделений.

http://patriarchia.ru/db/text/5160577.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010