Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в. Павел (Попов), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Попов Петр Лаврентьевич, 1.01 1812, с. Усть-Питское Енисейского у. Томской губ.- 25.05.1877, Благовещенск), еп. Камчатский, Курильский и Благовещенский. Род. в многодетной семье дьячка Л. Т. Попова († не ранее 1828), впосл. священника Михаило-Архангельской ц. в с. Кемском Енисейского у. Имел братьев - свящ. Николая († после 1877), диаконов Георгия († до 1858), Василия († до 1858), Иоанна († до 1858), позже служивших с ним в Красноярске, и диак. Александра († после 1846). В 1820 г. поступил в 1-й класс только что открытого Енисейского приходского ДУ, смотрителем которого был архимандрит енисейского в честь Преображения Господня мужского монастыря Ксенофонт (Попов). С 1 сент. 1828 г. обучался в Иркутской ДС, при ректоре архим. Никодиме (Лебедеве). 14 июля 1834 г. окончил семинарию по 3-му разряду (звание воспитанника получил 20 авг. 1834), «совершив в оной курс при способностях слабых, прилежании довольном» ( Виноградов. 1878. 1. С. 8-9). 4 авг. 1834 г. уволен в епархиальное ведомство. Имел сына (священник) и дочь Анну (замужем за свящ. Иоанном Словецким (1863-1915)). 7 окт. 1834 г. архиепископом Иркутским, Нерчинским и Якутским свт. Мелетием (Леонтовичем) Попов был рукоположен во священника к Петропавловскому собору на Б. Нерчинском заводе, 8 февр. 1835 г. определен членом духовного правления. 22 февр. того же года ему поручили посещать рабочих, заключенных в Нерчинской заводской тюрьме, для преподания «нравственного утешения чрез наставление их в вере и благочестии» (Очерк жизни. 1877. С. 229). С 9 марта 1835 г. служил законоучителем в Нерчинском горном уч-ще. 4 марта 1836 г. по прошению переведен в новоучрежденную Томскую епархию, 4 мая переехал в Красноярск, 3 авг. 1836 г. определен к Благовещенской ц.

http://pravenc.ru/text/2578501.html

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Екатеринбургский уезд Верх-Исетский завод. Христорождественская церковь , однопрестольная, каменная, перестроена в 1837 году из старообрядческой часовни, по благословению Архиепископа Пермского Аркадия, освящена 22 января 1838 года. Иконостас в храме старинный, сильно потемневший, нуждается в ремонте. С западной и северной стороны церковь обнесена каменною оградою, с железною решёткою. Прихожан числится 128 м. п. и 121 ж. п. Исключительным занятием их служат заводские работы. Быньговский завод . Казанско-Богородицкая церковь . В 1785 г. в Быньговском селении была построена деревянная раскольническая часовня-молельня, которая по Высочайшему повелению была передана единоверцам в 1847 г., 8 июля. Единоверцы на место этой ветхой молельни решили построить новый храм, каковой и был заложен в 1852 г., достроен в 1861 г., и освящён в 1871 г. в честь Казанской иконы Божией Матери. Новый каменный храм 6 марта 1878 года обгорел вверху, и был поправлен на пособие от казны, и освящён в 1885 г., а затем приписан к Невьянской Рождество-Богородицкой единоверческой церкви. Самостоятельный приход при церкви открыт в 1899 г., 29-го ноября. Прихожан числится 218 м. п. и 234 ж. п., часть их живёт в Петропавловском заводе и деревне В.-Таволги. Васильево-Шайтанский завод . Петро-Павловская церковь . Единоверие появилось в селении в 30-х г.г. XIX ст., и единоверцы принадлежали сначала к Ревдинскому приходу, для моления же собирались в бывшую старообрядческую часовню. В октябре месяце 1853 г. часовня эта сгорела, и в 1858 г. прихожане, не смотря на противодействие управителя завода Машарова, который отвёл место для новой часовни вне селения, и не давал рабочих, и материалу на постройку, выстроили новую обширную часовню, которая в 1861 г., 1-го октября, была обращена в церковь во имя св. Апп. Петра и Павла. Со времени постройки эта деревянная церковь остаётся без перемены. В 1877 г., по случаю падежа скота, в селении установлен крестный ход 15 июля, с молебнами на площадях и в домах прихожан. Прихожан числится 371 м. п. и 362 ж. п. Для причта имеется дом. К приходу принадлежат деревни Коновалова и Починок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринарх, архиепископ Рязанский и Зарайский (Попов Иаков Дмитриевич) Родился около 1790 года в селе Долгом Курского уезда в семье священника. С 1804 года обучался в Курской духовной семинарии. В 1814 году поступил в Петербургскую духовную академию. 18 июля 1817 года окончил курс Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 1 августа того же года пострижен в монашество; 6 августа рукоположен во иеродиакона, а 8 августа – во иеромонаха. 24 июля 1818 года назначен инспектором Орловской духовной семинарии; 16 сентября утвержден в степени магистра. 18 июня 1819 года послан в Милан священником к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной. В августе 1824 года перемещен в императорскую Российскую миссию во Флоренции. В 1827 году переведен в Рим. В феврале 1831 года назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря. В январе 1833 года послан с миссией в Грецию. В 1835 году возвратился в Россию. Награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. 3 мая 1836 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 15 сентября 1836 года – первый Рижский епископ, викарий Псковской епархии. 7 октября 1841 года уволен по жалобе на него рижских помещиков. В том же году 28 октября назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. 12 января 1842 года назначен епископом Вологодским и Устюжским. С 12 ноября 1844 года – епископ Кишиневский и Хотинский, вице-президент Тюремного комитета. 14 апреля 1845 года возведен в сан архиепископа. 17 марта 1858 года перемещен на кафедру Подольскую и Брацлавскую. 20 декабря 1863 года переведен в Рязань. 29 августа 1867 года уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь. В 1868 году переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Скончался 25 сентября 1877 года. Погребен в Рязанском Троицком монастыре. Преосвященный Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Филарет, епископ Рижский и Митавский (Филаретов Михаил) Родился в 1824 году в селе Боршове Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье диакона (впоследствии священника). После домашнего воспитания и образования в духовном училище поступил в Воронежскую духовную семинарию. Незадолго до окончания семинарии стали проявляться его удивительные умственные способности, а до того времени он был отстающим учеником. В 1847 году, как первый воспитанник семинарии, он был послан в Киевскую духовную академию для завершения образования. 29 сентября 1851 года окончил курс Киевской академии и оставлен при ней учителем. 13 ноября 1851 года пострижен в монашество. 20 ноября 1851 года рукоположен во иеродиакона. 21 ноября 1851 года рукоположен во иеромонаха. 7 сентября 1852 года удостоен степени магистра и назначен бакалавром академии. 25 сентября 1853 года ему поручена должность инспектора академии. 28 сентября 1853 года возведён в звание соборного иеромонаха. 3 октября 1856 года определён членом внутреннего правления академии. 13 апреля 1857 года возведён в сан архимандрита. 7 мая 1857 года утверждён в звании члена академической конференции и временно исполнял должность инспектора академии. 27 января 1858 года назначен инспектором Казанской академии с занятием кафедры нравственного богословия. 4 декабря 1859 года снова переведён в Киев и назначен ректором Киевской семинарии, настоятелем Пустынно-Николаевского монастыря. 9 мая 1860 года утверждён действительным членом академической конференции и окружного академического правления. 8 июля 1860 года назначен членом Киевской духовной консистории и местного духовного цензурного комитета. 6 октября того же года назначен ректором и профессором богословских наук Киевской академии и настоятелем Киево-Братского монастыря. 28 июля 1874 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 31 декабря 1877 года – епископ Рижский и Митавский. Скончался 23 февраля 1882 года. Тяжёлая жизнь преосвященного Филарета закончилась преждевременной кончиной от разрыва сердца, на 58-м году жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фонарщик всероссийского масштаба» В Доме-музее Н.В. Гоголя прошел вечер, посвящённый 140-летию со дня кончины учёного-математика, искусствоведа, славянофила, издателя, благотворителя Фёдора Чижова (1811-1877) 08.12.2017 943 Время на чтение 8 минут Под таким названием прошёл 26 ноября в Доме-музее Н.В. Гоголя на Никитском бульваре вечер, посвящённый 140-летию со дня кончины костромича по рождению, талантливого учёного-математика, искусствоведа, публициста-славянофила, издателя, крупного промышленника, финансиста, щедрого мецената и благотворителя Фёдора Васильевича Чижова (1811-1877). Чижов известен прежде всего как строитель Троицкой железной дороги до Сергиева Посада в Москве , по которой с 2005 года ходит электропоезд повышенной комфортности " Фёдор Чижов " . Это была первая русская частная " образцово-показательная паровозная железная дорога " , построенная силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала (1858-1862). Впоследствии она была продлена Чижовым, бессменным председателем её правления, до Ярославля и далее - к Вологде, с последующим планированием переброски веток на Кострому и Киржач и далее - в Сибирь. Он также приложил руку к образованию Киево-Брестской железной дороги, занимался экономическим обоснованием и расчетами рентабельности окружной железной дороги вокруг Москвы, придумал хитроумную финансовую комбинацию, с помощью которой Товарищество московских капиталистов выкупило в 1871 году у правительства Московское-Курскую железную дорогу, не дав ей перейти в руки иностранных компаний. Когда в 1889 году государство вернуло обратно в казну Курскую железную дорогу, на имя уже умершего к тому времени Чижова оказались отложенными более 6 миллионов рублей (огромная по тем временам сумма!), которые, согласно его завещанию, были употреблены его душеприказчиками С.И Мамонтовым и А.Д. Поленовым на строительство пяти профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии и родовспомогательного заведения в самой Костроме в память о скончавшейся в 1847 году вскоре после родов любимой женщине Екатерине Васильевне Маркевич.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/09/...

Закрыть «Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин» К 170-летию написания романа 11.04.2024 1013 Время на чтение 22 минут «Рудин» (1855) - первое произведение романного творчества И.С. Тургенева (1818 - 1883) в ряду его замечательных романов: «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1859), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867), «Новь» (1877). Тургеневский художественный мир можно определить словами М.Е. Салтыкова-Щед­рина: «это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом» Лаконичный отзыв длиной в одну строку вместил в себя безграничное: Любовь, Свет, вода жизни - ключевые именования в Новом Завете: «Бог есть любовь» (1-е Ин. 4: 8); «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9); «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром» (Откр. 22: 17). Читатель словно напитывается этой живой водой. После прочтения Тургенева, по отзыву Салтыкова-Щедрина, «легко дышится, легко верится, тепло чувствуется», «ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора» Главный источник светоносности, гармонии и соразмерности тургеневской прозы, её благотворного влияния на душу - в Евангелии, которое составляет особый глубинный пласт художественного текста. Внимание к новозаветному символико-содержательному подтексту романов Тургенева позволяет глубже проникнуть в таинство тургеневской поэтики. Один из ведущих мотивов, определяющий идейно-эстетическую структуру образа и своеобразие характера главного героя романа «Рудин», восходит к христианскому сказанию о вечном страннике - Агасфере. На него указывают в эпилоге сам Рудин и его знакомый Лежнев, сменивший холодную неприязнь к актёрствующему «человеку фразы» горячим сочувствием «бесприютному скитальцу». Мотив скитальчества, неизменно сопровождающий Рудина и проходящий сквозь всю художественную ткань текста, в финальных сценах сгущается, кон­центрируется, получая, наконец, своё истинное именование: «Ты назвал себя Вечным жидом» Вечный жид - легендарный Агасфер, согласно преданию, не дал приюта и отдохновения Христу, когда Господь, шествуя по Своему крестному пути к месту распятия на Голгофу, остановился у стены Агасферова дома. За это Агасфер был лишён не только своего дома, но и вообще какого-либо пристанища; обречён на вечные скитания до второго пришествия Христа. Такая кара генетически восходит к наказанию библей­скому завистнику-братоубийце Каину, которого Бог навеки лишил покоя и обрёк неприка­янно скитаться по свету.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/03/...

Псалтирь пророка Давида. Опыт переложения на русский язык 3 Чт. ряда лук. спи., соответствующее переводам Феодотиона и Симмаха. В др. лук., ват. и иных спп. γγισεν. – Ред. 6 " Epμηνεα ες τος PN´ Ψαλμος το προφητανκτος Δαβδ συντεθεσα π το οιδμου πατριχρου τν ’Ιεροσολμων ’Ανθμου. ’Ev ’ Ιεροσολμοις, 1855. 7 См.: Амфилохий [Сергиевский], архим. Замечания на древнеславянский перевод Псалтири XIII–XIV в. с греческим текстом из Толковой Феодоритовой Псалтири X века с замечаниями по древним памятникам.//ЧОЛДП. Приложения. 1873. С. 384–763; 1874. С. 164–900; 1875. С. 1–192; 1876. С. 193–432; 1877. С. 433–483 (и отдельно: т. 1–2. М., 1874–1877); Он же. Древнеславянская Псалтирь XIII–XIV в., сличенная по церковнославянским переводам сравнительно с греческим текстом и еврейским и с примечаниями.//Там же. Приложения. 1877. С. 141–160; 1878. С. 161–368; 1879. С. 369–386 (и отдельно: М., 1879. 386 с.); Он же. О переводе древнеславянской Псалтири.//Там же. 1879. 10. С. 1–112; Он же. Древнеславянская Псалтирь (Псалтирь Симоновская до 1280 г.), сличенная с рукописными Псалтирями XI–XVII в. и старопечатными XV и XVI в. с греческим текстом X в. из Феодоритовой Псалтири, сличенным с Псалтирью в Синайской Библии, Псалтирью 862 г., Псалтирью X в. Норовскою, Псалтирью X–XI в. М., 1880–1881. 4 т. – Ред. 8 В дальнейших примерах (кроме двух последних) нестоящему времени в славянском переводе соответствует будущее время в греческих глаголах. – Ред. 9 В современных изданиях предпочтен вариант πομνει, однако, в ряде древних переводов зафиксированы, как будущее время, так и настоящее (в греческих уникальных рукописях разница между πομενε и πομνει не отражается) – Ред. 14 Филарет, митр. Записка о догматическом достоинстве и охранительном употреблении перевода славянского и LXX толковников. 1844. [Изд.: О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого седмидесяти толковников и славянского переводов Священного Писания //ПрибТСО. 1858. Ч. 17. С. 452–484. Переизд.: Отдельный оттиск. М., 1858; ЖМП. 1992. 11/12. С. 37–46.].

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

(Любиша Василий; 14.01.1823, о-в Свети-Стефан, Черногория - 14.04.1884, Цетине), митр. Черногорский Сербской Православной Церкви. В детстве, оставшись без отца, воспитывался дедом, архим. Саввой (Любишей), в мон-ре Прасквица . Учился в г. Рисан, затем с 1839 г. в правосл. школе в Шибенике, к-рая в 1841 г. была переведена в Задар и получила ранг богословии (семинарии). Вернулся в Прасквицу, был пострижен в монашество, в 1844 г. рукоположен во диакона, затем - во иерея. Был учителем в школах при мон-рях Прасквица, Режевичи (1854-1856), Савина (1856-1858) и др. Затем проживал в мон-ре Баня во имя вмч. Георгия близ г. Рисан. В кон. 1867 г. перешел из клира Бока-Которской епархии в клир Черногорской митрополии. В 1868-1870 гг. игумен мон-ря Морача . В 1870 г. возведен в сан архимандрита, назначен управляющим Цетинского мон-ря , преподавал в богословско-учительской школе (буд. Цетинская семинария), в 1872-1875 гг. был ее директором. Во время сербско-тур. войны 1876 г. и русско-тур. 1877-1878 гг. служил штабным священником при черногорской армии. Его проповеди имели большое влияние на бойцов и даже упоминаются в народной песне о победе черногорцев 28 июля 1876 г. в битве в местности Вучьи-До. Был избран председателем черногорского Красного Креста. За активную деятельность был отмечен черногорскими, серб. и рус. наградами. 3 дек. 1877 г. назначен администратором новообразованной Захумско-Рашской епархии с резиденцией в мон-ре Острог , хиротонисан 8 сент. 1878 г. в Цетинском мон-ре Черногорским митр. Иларионом (Рогановичем) и Бока-Которским еп. Герасимом (Петрановичем) . Захумско-Рашская епархия в то время насчитывала 60 приходов, где служили 80 священников, и 10 мон-рей. В. отреставрировал и расширил Острог, улучшил материальное обеспечение священнослужителей. После смерти митр. Илариона черногорский кн. Никола I Петрович Негош 20 нояб. 1882 г. назначил В. на Черногорскую кафедру. Одним из первых указов В. стало постановление о венчании только после 3-кратного объявления в церкви о планируемом заключении брака, что было сделано с целью воспрепятствовать бракам между родственниками и без благословения родителей. В. был членом Государственного совета Черногории и первым министром просвещения и церковных дел (с дек. 1882). Помогал министру юстиции в сборе материалов для составления черногорских имущественных законов. Похоронен у Влашской ц. в Цетине. Свой дом завещал сиротам.

http://pravenc.ru/text/158782.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010