19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба - молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. 15 марта 1922 года новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, была сделана опись имущества Ильинской церкви. 20 марта 1929 года на заседании президиума Вяземского городского совета, под протоколом была рассмотрена докладная записка в губернский исполком об изъятии четырех городских церквей, с актами технических осмотров и договорами. Тогда президиум вяземского горсовета постановил расторгнуть заключенные в 1922 году договоры с группами верующих на пользование зданиями Ильинской, Никитской, Спасской церквей и Иоанно-Предтечева мужского монастыря .3 апреле 1929 года президиум Вяземского городского совета рассмотрел вопрос о создании комиссии по приему в городское имущество Ильинской церкви, ввиду того, что община верующих якобы отказалась от дальнейшей эксплуатации здания храма. В церкви планировалось разместить клуб центрального парка культуры. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, колоколов было 7 медных разного веса, церковная ограда снята и использована для ограждения гражданского кладбища. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации». В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей. В 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «… хорошо делается, что разбирается наконец стоящие в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из-за пыли в сад нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев». Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы ХХ века на месте Ильинского храма была устроена танцплощадка. По материалам http://www.kraevedclub.ru/ В центре города, на высоком холме на юг от Соборного холма, с древних времен существовал Ильинский женский монастырь. Первое письменное упоминание о нем находим в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Хотя монастырь существовал до смутного времени, литовское разорение в начале XVII века, нанеся огромный ущерб городу, не пощадило и Ильинский монастырь. Сведений о нем, относящихся к этому времени сохранилось мало. Из " Писцовых книг " известно, что ко времени их написания (1627 год) в обители стоял деревянный храм во имя Святого Пророка Илии с приделами во имя Святой Мученицы Екатерины и Усекновения Главы Иоанна Предтечи и восемь келий, в которых проживали 10 стариц. В 1655 году " Ильинский девичий монастырь " с церквями Святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на Светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=34510

Грамотой митр. Новгородского Корнилия от янв. 1690 г. Н. Б. м. были переданы земля новопостроенной ц. во имя апостолов Петра и Павла в Жалинской вол. на р. Тверце, а также пустошь, «что было сельцо Селиострово» на ручье Жаворонок, и селище, «что была пустошь Корманово» (Там же. С. 2). Частные вклады и земельные пожалования в Н. Б. м. известны с сер. XVI в. В 1546 г. по духовной грамоте Ф. Н. Лавровского обители отошла дер. Гумнище ( Рубцов. 1905. С. 23), в 1568 г. жена кн. И. С. Ростовского Аграфена Семеновна (урожд. Лыкова) дала «г Борису-Глебу в монастырь полтора рубля» (АФЗХ. Ч. 2. 332. С. 350). Вероятно, в сер. XVII в. во владение Н. Б. м. перешли земли воеводы в Торжке (1646/47-1651) дворянина московского И. С. Урусова - сельцо Раменье, деревни Скрылева и Замошье со всеми угодьями в Горицкой волости Новоторжского у. (см.: Грамоты. 1903. С. 16, 25). В архиве обители хранились царские жалованные грамоты И. С. Урусову на эти земли 1614 и 1631 гг.). Среди крупных жертвователей и вкладчиков обители в XVII в.- воевода в Торжке (1655) И. И. Урусов, боярин И. Д. Милославский, кн. Н. И. Одоевский , промышленник Д. А. Строганов, С. В. Чириков, дьяки С. Остолопов и Г. Парфеньев, М. А. Стрешнева, М. М. Луговская. К 1764 г. обители принадлежали 2232 крестьянина муж. пола (Краевед. альманах. 2004. С. 6). После секуляризации церковных имуществ 1764 г. Н. Б. м. утратил большую часть своих владений. Ему было установлено гос. «жалованье» по штату мон-ря 2-го класса. Тем не менее в XIX - нач. XX в. в мон-ре существовал фруктовый сад ( Илиодор. 1861. С. 172), мон-рь имел 2 огорода на своей территории и один за городом; пахотная, сенокосная и лесная земли в пустошах Тарасково, Ламоново, Шаклово, Дорогощи, Выдропужско-Раменской, в Раменском «отхожем» саду (свыше 250 га) сдавались в аренду, как и рыбные ловли на оз. Серменок в Осташковском у. (приносили до 120 р. серебром ежегодно) (Краевед. альманах. 2004. С. 6). Обитель владела 2 мельницами - мукомольной близ Торжка и Нектарьевской на р. Тьме в Тверском у. (с нее получали доход до 1 тыс. р. в год - см.: Илиодор. 1861. С. 173). Основной доход в XIX - нач. XX в. мон-рь получал в виде указных процентов с капитальных сумм в кредитных билетах, пожертвованных благотворителями (в т. ч. гр. А. А. Орловой-Чесменской): к нач. 60-х гг. XIX в. по 20 билетам - до 15 тыс. р. серебром (Там же).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

Григория еп. великой Армении. В Октябре: 5-го, св.м. Харитины; 9-го, преп. Андроника и Афанасии; 10-го, свв.мм. Евлампия и Евлампии; 13-го, свв.мм. Карпа, Папилы, Агафапола и Агафоники; 15-го, св. преп.м. Лукиана; 17-го, св. преп.м. Андрея Критского ; 19-го, св.м. У ара; 22-го, священ.муч. Аверкия, еп. Иерапольского; 24-го, св.м. Арефы; 25-го, свв.мм. Маркиана и Мартирия; 27-го, св.м. Нестора; 29-го, св.преп. Анастасии Римляныни; 30-го, св.м. Епимаха. В Ноябре: 2-го, свв.мм. Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Афония; 4-го, преп. Иоанникия великого; 7-го, св.мм. Иерона; 9-го, преп. Матроны и Феоктисты Лезвианыни; 10-го, св.м. Ореста; 11-го, св. великомученика Мины; 15-го, свв.мм. Гурия, Самона и Авива; 18-го св.м. Платона; 22-го, свв.мм. Киликии, Валериана, Тивуртия и Максима; 24-го, св. великомученика Меркурия; 26-го, преп. Алипия столпника. В Декабре: 3-го, преп. Иоанна молчальника; 8-го, преп. Потапия; 10– го, свв.мм. Мины, Ермогена и Евграфа; 11 -го, преп. Даниила столпника; 11-го, св. Спиридона еп. Тримифунтского; 13-го, свв.мм. Евстратия, Авксентия, Мардария и Ореста; 14-го, свв.мм. Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и пр.; 15-го, священ.муч. Елевферия; 19-го, св.м. Вонифатия; 20-го, св. Игнатия Богоносца ; 21-го, св.м. Иулиании; 22-го, св. великомученицы Анастасии узорешительницы; 23-го, свв. десяти мм. иже в Крите; 23-го, свв. 20.000 мм. Никомедийских; 29-го, преп. Маркела, игумена обители не усыпающих; 30-го, св. девицы Анисии; 31-го, преп. Мелании Римляныни. В Январе: 2-го, св. Селивестра, папы Римского; 5-го, преп. Аполлинария; 7-го, повесть о честной, крестившей Господа руце св. Иоанна Предтечи; 8-го, свв.мм. Иулиана и Василиссы; 9-го, св.м. Полиевкта; 10-го, преп. Маркиана пресвитера; 11-го, преп. Феодосия великого; 13-го, свв. мм. Ермила и Стратоника; 15-го, преп. Иоанна Кущника; 22-го, св. апостола Тимофея, единого от 70-ти; 23-го, св. Климента Анкирского. В Феврале: 1-го, св.м. Трифона; 6-го, св.м. Агафии; 6-го, свв.мм. Фавсты, Евкласия и Максима; 7-го, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Филарет Никитич управлял делами, сие явствует почерк его руки в Шведском 8 столпу, 1632-го ген. 11-го 9 . 7139-го генв. 26-го умре мать государя, великая старица Марфа. 7142-го ок. 1-го умер патриарх Филарет. 1634-го апр. 25 сильный в Москве пожар. 7153-го июл. 12-го в 3-м часу ночи царь Михаил Феодорович скончался, в самый день рождения своего, жил 50 лет. 7153-го сент. 28-го коронация царя Алексея Михайловича. 7155 февр. 14-го назначил было жениться на Евфимии 10 дочери Рафа Родионовича Всеволожского, но сей брак не состоялся. 7156-го генвар. 16-го брак с Марией Ильиничной Милославской, которая 7177-го мар. 3-го в субботу за полчаса до отдачи скончалась после родов. – 1652-го фев. Никон и Хованский посылаются по мощи Филипа. – 1671-го ген. 22-го брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая скончалась 1694 ген. 25. – 7184-го ген. 30-го (а по иным ген. 29) в 4-м часу ночи скончался царь Алексей Михайлович, царствовал 30 лет, 6 месяц., 18 дней. NB. О жизни его vide excerpta 11 в доношении из Конторы в Коллегию 1737-го июля 6-го 12 . Царь Феодор Алексеевич родился 30-го мая 1661-го года. Вступил на престол 7184-м ген. 30-го. Короновался июн. 18-го. Сочетался браком с Агафьей Семеновной Грушецкой 7189-го июл. 18-го. Скончался 27-го апреля 7190-го года. Царствовал 6 лет, 2 месяца, 27 дней. Петр первый родился 30-го мая 1672-го. Избран на престол 27-го апреля 7190-го. – Мая 15-го Стрелецкий бунт. – Мая 23-го вступление на престол обоих царей Иоанна и Петра. – Мая 29-го, соуправительницей учинилася сестра его царевна София. – Июня 25-го коронация обоих государей. – Июля 5-го бунт раскольничий. – 1689-го ген. 28-го Петр женился на дочери окольничего Лопухина Евдокии Феодоровны. – Сентября царевна от правления отрешена. – 1690-го февр.19-го родился царевич Алексей. – Царица Евдокия Феодоровна скончалась в 13 Москве 27-го авгу. 1731-го году. – Князь – игуменья Раевска, архиерейша Бутурлина 14 . – 1712 фев. 19 брак царя Петра I с Екатериной Алексеевной чрез венчание торжественно в С.-Пбурге совершился (Vide Меншикова письма к князю Долгорукову 15 . – 1724 мая 7 коронация Екатерины I. – Скончалась 6 мая 1727 в 9 часу по полудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Усопшие, не канонизованные ни к общему, ни к местному празднованию, но записанные в некоторых святцах: 16 Сентября митр. Киприан, 27 Мая митрр. Киприан и Фотий, 24 Августа митрр. Феогност, Киприан, Фотий и Филипп. Святцы устава Успенского собора дают нам знать, что и в самом этом соборе совершаемы были празднования не всем Русским святым, несомненно канонизованным к общецерковному празднованию. В святцах устава нет этого класса святых: 19 Сентября Иосифа Волоколамского, 17 Марта Макария Колязинского, 19 Мая Корнилия Комельского, 11 Июля вел. кн. Ольги 489 .  Список святых второй группы святцев В служебниках 1658-го, 1667-го и 1668-го годов во всех трех одни и те же святцы, так что в пяти служебниках – особых святцев трои, именно в служебнике 1655-го года, в служебнике 1656-го года и в служебниках 1658–1668-го годов.  Сентябрь 7 . Преставление Иоанна, архиепископа Новгородского. Нет в служебнике 1656 г., в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 7, а 6 числа). 19 . Память Ярославских князей Феодора, Давида и Константина. Есть в служебнике 1655 г.; в остальных нет. 20 . Страдание князя Михаила и болярина его Феодора. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Сергия Радонежского. Есть во всех. 27 Преставление преп. Савватия Соловецкого. Нет в служебнике 1656 г.; а в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 27, а 29 числа).  Октябрь 4 . Обретение мощей Гурия и Варсонофия Казанских. В служебнике 1666 г. нет; в остальных есть (в служебнике 1655 г. не 4, а 5 числа). Трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы. В служебнике 1656 г. нет; в остальных есть. 29 . Преставление преп. Аврамия Ростовского. Есть во всех.  Ноябрь 6 . Преставление преп. Варлаама Хутынского. Есть во всех. 11 . Преставление Максима, юродивого Московского. Есть в служебнике 1655 г.: в остальных нет. 17 . Преставление преп. Никона Радонежского. Есть во всех. 22 . Убиение вел. кн. Михаила Ярославича Тверского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 23 . Преставление вел. кн. Александра Ярославича Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Убиение царевича Димитрия. Есть во всех. 20 . Обретение мощей митр. Алексия. Есть во всех. 23 . Обретение мощей епископа Ростовского Леонтия. Есть во всех. 24 . Память преп. Никиты, столпника Переяславского. Есть во всех. 28 . Преставление епископа Ростовского Игнатия. Есть во всех.  Июнь 1 . Преставление преп. Дионисия Глушицкого. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 9 . Преставление преп. Кирилла Белозерского. Есть во всех. 25 . Петра и Февронии Муромских. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. Июль 5 . Обретение мощей преп. Сергия Радонежского. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 8 . Преставление преп. Прокопия, юродивого Устюжского. Нет в служебнике 1656 г.; в остальных есть. 10 . Память преп. Антония Печерского. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг., перенесенная с 7 Мая 490 . 11 . Преставление вел. кн. Ольги. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 15 . Преставление вел. кн. Владимира, Есть во всех. 24 . Память князей Бориса и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Есть во всех.  Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных есть. 4 . Проявление мощей митр. Петра. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 21 . Преп. Аврамия Смоленского. Есть в служебниках 1655 и 1656 гг.; в остальных нет. 24 . Перенесение мощей митр. Петра. Есть во всех. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. В служебнике 1655-го года находится 57 памятей. Б служебнике 1656-го года не достает против служебника 1655-го 27-ми памятей, а всех – 30 памятей. В служебниках 1658, 1667 и 1668 гг. против служебника 1656 г. лишних 18 памятей, а всех – 48 памятей. Из святых, канонизованных к общему празднованию, находятся не во всех святцах: 7 Сентября Иоанн, архиепископ Новгородский, 19 Сентября князья Ярославские Феодор, Давид и Константин, 27 Сентября Савватий Соловецкий, 23 Декабря митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

765 Попов К. В. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. II. Закладка новой церкви в Миннеаполисе, Минесоте//АПВ, 1905, т. IX, 13, с. 252. 766 «Учитель Ситхинской миссионерской школы Гавриил Черепнин переводится на должность псаломщика к Клевелендской церкви, согласно прошению, с 1-го Сентября с.г. » (Перемещение//АПВ, 1902, т. VI, 17, с. 376). 767 Православное Общество Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах. К Х-летнему юбилею. 1895–1905. Составил священник В. Туркевич. Издание Православного Общества Взаимопомощи. Bridgeport: Тип. газеты «Свет», 1905. С. 43–44. 768 Хотовицкий А.А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений//АПВ, 1905, т. IX, 11, с. 208. 769 О книге «Наука о православной вере» прот. Иоанна Недзельницкого см.: Новая книга//АПВ, 1905, т. IX, 9, с. 178–179. 770 Хотовицкий А. А. Поездка на Конвенцию. Из путевых впечатлений. С. 217. «Следующая 7-я Конвенция Об-ва мае отбытись через 2 роки, в 1907 г., в Скрантон, Па.» [Постановления 6-й Конвенции Православного Общества Взаимопомощи, отбывшойся 15–19 мая (28 мая – 1 июня) 1905 г. в Cleveland, О.//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905.– 2 (15) июня]. 772 Протокол Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в г. Клевеланде, Шт. Огайо, 20 Мая – 2 Июня 1905 года//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 245–246. 773 См.: Извлечение из Протоколов Собрания Духовенства Северо-Американской Епархии, состоявшегося в Ольдфордж, Па 20 Июля – 2 Августа 1905-го года.– С. 424–430. Подготовительный Съезд Духовенства в Ольдфордже, Па.//АПВ, 1905, т. IX, 16, с. 328–330. Собрание духовенства Северо-Американской епархии в Ольдфордж, Па//ПЦВ, 1905, 50, с. 2217– 2219. Собор духовенства//Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединеных Штатах, Канаде и Южной Америце и орган Православного Общества Взаимопомощи в С.Ш.С.А.– 1905. – 4(17) августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– 2 за февраль 1905 г. (с. 270–286), Свящ. С. Шалкинский «Самоправие в действиях именуемых всероссийских съездов и их попечительств», – 2 за февраль 1905 г: «Содержится ли православная церковь ересь люциферианскую, или нет» (диалог «Православный» – «Старообрядцец»), – 3 за февраль 1905 г., «К миссионерской полемике с апологетами австрийского раскола» (есть про Перетрухина – М.Б.), – 4 за март 1905 г. (с. 620–631), Д. Александров «Беседа со старообрядцем….» (продолжение), – 9 за июнь 1905 г. (с. 1424–1425), «Кончина поморского начетчика А.П. Черчимцева», – 11 за август 1905 г. (с. 319–320), «Некролог. Окружной миссионер Донской епархии Калинник Авксентьевич Картушин» (миссионерствовал с 1889 по 1905 гг.), – 12 и 13 за 1905 г. (с. 416–427 и с. 561–573), «Беседа с защитником австрийской иерархии» (Калинник Картушин – Перетрухин), – 14–15 за октябрь 1905 г. (с. 587–696), Епарх. миссионер свящ. Д. Александров «Всероссийский съезд поморцев брачного толка в г. Самаре», – 16 за ноябрь 1905 г. (с. 837–842), Д. Березкин «К истории раскольничьего бегунского толка», – 16 за ноябрь 1905 г. (с. 843–881), С. Эфрон (Литвин) «Среди миссионеров и начетчиков», – конец 1905 г. (с. 1240–1241), (Перетрухин и Мельников ездили в Австрию – М.Б.) 1906 год – 1 за январь 1906 г. – есть фото Вас. Мих. Скворцова, – 2 за февраль 1906 г. (с. 139–157), «К истории раскольничьего бегунского толка» (продолжение, начало в 16 за 1905 г.), – 4 за апрель 1906 г. – опубликованы Высочайшие Повеления «О согласовании некоторых постановлений свода Законов с Высочайше утвержденными 17-го апреля 1905 г. положениями Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости», – 5 за май 1906 г. (с. 670–689), Харьковский епархиальный миссионер Иван Айвазов «Миссионерская полемика» (Нужна ли она? И т.д.), – 5 за май 1906 г. (с. 722–731), Иерей Д. Александров – Самарский епархиальный миссионер «Беседа со старообрядцем «Спасова согласия» по вопросу о таинстве Покаяния» (начало, диалог «Православный» – «Старообрядец» – М.Б.),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

В тот же день патриарх Никон привез в валдайский монастырь частицы мощей трех московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребропозлащенную раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 . Еще два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днем 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 верстах от Москвы (1655 – 3, л, 1). А в другом письме Никон говорит о своем прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1,2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 90 , а в конце августа в Калязинский монастырь 91 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 92 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву. Вскоре, 10 февраля 1655 г., в столицу возвратился и царь Алексей Михайлович 93 . В письме 3 февраля Никон упоминает о патриархах Антиохийском и Сербском (имена не названы). По-видимому, первый – это антиохийский патриарх Макарий, который прибыл в Москву 2 февраля 1655 г. за милостыней и для участия в обсуждении на церковном Соборе привезенных Арсением Сухановым книг 94 . Второй – сербский патриарх Гавриил (Раич), который приехал в русскую столицу «на вечное житье» 28 мая 1654 г. 95 и остался в Москве, несмотря на начавшуюся эпидемию. Патриарх Никон благословил его рукополагать священников и диаконов 96 . На основании сказанного можно заключить, что оба письма составлены в 1655 г. – 2 и 3 февраля 97 . К 1656 г. относятся оставшиеся два письма Никона к Алексею Михайловичу – о кончине царского духовника Савватия 5, л. 1) и об отдаче на поруки Романа Боборыкина 6, л. 1). 11 ноября (эта дата без обозначения года есть в письме о Савватии) 1656 г. в Иверском монастыре на Валдае умер царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Благовещенского собора 98 . Савватий – монашеское имя Стефана: Вонифатьев принял постриг, по мнению историков, либо в основанной им в 1653 г. Зосимо-Савватиевской пустыни в Москве 99 , либо в построенном им в 1655 г. на средства царя московском Покровском монастыре «на убогих домех» 100 – именно в этом монастыре Стефан был погребен после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробно о приезде Дамаскина в Россию в 1655 г. см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. 54 Архимандрит Дамаскин прибыл в Смоленск 29 мая 1655 г., в ставку царя в Шклов – 7 июня, в Москву – по-видимому, в начале июля; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7, 16, 74. 56 Приводим ее текст по подлиннику, хранящемуся в архиве Ватопедского монастыря, 16. «Отпуск» Посольского приказа см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 112–113. 61 Там же. Л. 48. Переведенный из Соловецкого монастыря в Чудов в 1675 г., старец Кирилл в 1683 г. был отпущен на Афон; см.: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3, Л. 44; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России... С. 69–70. 63 Ее черновой вариант: РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 5; см. также: Ф. 52. Оп. 1. 1683 г. 3. Л. 59–71. 67 Принесенный в 1655 г. архимандритом Дамаскином Животворящий Крест имел, согласно донесения тверского архиепископа Лаврентия царю Алексею Михайловичу (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. 15. Л. 7), следующие размеры: «А мера ... тому животворящему кресту с ковчегом в длину вершков в шесть и болши, а поперег ... тот животворящий крест с ковчегом поменши четверти аршина...», то есть примерно 30x18 см (для сравнения: хранящийся в Ватопеде в настоящее время Крест Константина имеет размеры 106x57 см; см.: ερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση – στορα – τχνη Т. II. γιον, ρος, 1996. Σ. 482). В 70-х гг. XVIII в. Животворящий Крест находился в Успенском соборе Московского Кремля: его подробное описание под 28 приводится Описью Успенского собора 1771–1773 гг. (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 89. Л. 149–150). Именно этот крест фигурирует в «Описи выбывших вещей Успенского собора» (ОР ГПФ Музея-заповедника «Московский Кремль». Ф. 4. Ед. хр. 90. Л. 30 об.: «28. Киот серебреной позлащенной, в нем Крест Константиновской») с пометой, сделанной сразу после изгнания Наполеона из Москвы, о том, что «под 28, 29, 31, 32 все ... вещи похищены». Что касается главы св. Иоанна Златоуста , то она до 1988 г. находилась в Музее Московского Кремля и затем актом 13 от 26 мая 1988 г. была передана в Московскую патриархию. Сведения о судьбе Животворящего Креста, главы Иоанна Златоуста и главы Григория Богослова (см. выше прим. 29) в XVIII-XX вв. получены нами от Т. В. Толстой. 68 Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Часть 3. СПб., 1887. С. 199–200. Читать далее Источник: Чудотворные реликвии Христианского Востока в Москве в середине XVII в. Икона Иверской Богоматери/Фонкич Б.Л. – Москва : «Индрик», 2004. - 24 с. (Серия «Россия и Христианский Восток. Библиотека». Выпуск 5.). ISBN 5-85759-283-6 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010