и мировую историю, лит-ру и др. Окончил СПбДС (1883) и ДА (1887; первый по списку выпускников, со степенью кандидата богословия, с правом получения степени магистра без дополнительных испытаний). Был оставлен на год при СПбДА в статусе профессорского стипендиата для подготовки к преподавательской деятельности. В 1889-1909 гг. преподавал в СПбДА: сначала как исправляющий должность доцента (с 16 сент. 1889), затем в должностях доцента (с 26 апр. 1893), экстраординарного (с 23 марта 1898) и ординарного (с 30 дек. 1899) профессора кафедры гомилетики и истории проповедничества, ординарного профессора кафедры истории Рус. Церкви (с 30 янв. 1906). В 1905-1906 гг. Н. принял активное участие в обсуждении проблем РПЦ, опубликовал публицистические работы, привлекшие внимание общественности. В ст. «К вопросу о церковной реформе (О проекте заявления относительно задач предстоящей церковной реформы, составленном группою профессоров СПбДА в апреле 1905 г.)» (ХЧ. 1906. 2. С. 177-203) Н. отметил необходимость соблюдения соборных начал на всех уровнях церковной жизни - от приходских общин до областных и Поместных Соборов, проведения реформы духовной школы. В ст. «Собор или съезд» (ЦВ. 1906. 46. 16 нояб. Стб. 1490-1499) он рассмотрел проблемы подготовки предстоящего Поместного Собора РПЦ и его задачи, выступал за созыв общецерковного предварительного съезда с участием выборных представителей иерархии, клира и мирян. После ревизии духовных академий 1908-1909 гг. Н. было предложено подать в отставку, 15 июня 1909 г. она была утверждена. В 1909-1921 гг. преподавал в С.-Петербургском (с 1914 - Петроградском) ун-те: с 1 июля 1909 г. допущен к чтению лекций по кафедре истории Церкви; с 1 сент. 1910 г. приват-доцент, с 1918 г. профессор кафедры истории рус. лит-ры. Читал курс лекций по истории Русской Церкви, вел семинары по истории древнерус. лит-ры домонг. времени. В 1912-1919 гг. состоял профессором кафедры рус. филологии в Психоневрологическом институте в С.-Петербурге. С 24 янв. 1920 по 1 нояб.

http://pravenc.ru/text/2566206.html

11 ноября – Александр Гриневский арестован за революционнопропагандистскую деятельность и заключен в Севастопольскую тюрьму. 17 декабря – С помощью Екатерины Бибергаль неудачно пытается бежать из тюрьмы. 1904, апрель – Александр Гриневский подает прошение на имя прокурора Одесской судебной палаты о переводе в тюрьму г. Вятки. 20 мая – Подает аналогичное прошение на имя министра внутренних дел. Оба прошения оставлены без удовлетворения. 1905, 22 февраля – Александр Гриневский осужден приговором военно-морского суда г. Севастополя к 10 годам ссылки в Сибирь. 23 мая – Состоялся повторный суд в Феодосии. В дополнение к предыдущему приговору добавлен год тюремного заключения. 24 октября – Гриневский освобожден из тюрьмы по амнистии. Декабрь – приезжает в Петербург. Конец декабря 1905-го или начало января 1906 года – Драматическое объяснение с Е. А. Бибергаль. 1906, 7 января – Александр Гриневский арестован за проживание по чужому паспорту (мещанина Николая Мальцева) и заключен в Выборгскую тюрьму («Кресты»). Весна – Знакомится в тюрьме с Верой Павловной Абрамовой (1882–1951), которая навещает политзаключенных в качестве «тюремной невесты». 15 мая – Отправлен в ссылку в г. Тобольск, затем переведен в г. Туринск Тобольской губернии. 12 июня – Гриневский совершает побег из ссылки. Июль – На несколько дней приезжает в Вятку, где отец достает ему паспорт умершего в больнице Алексея Алексеевича Мальгинова. Август – Приезжает в Москву, где находится около десяти дней и по заданию партии эсеров пишет свой первый агитационный рассказ «Заслуга рядового Пантелеева». Рассказ опубликован за подписью «А. С. Г.». 5 декабря – В газете «Биржевые ведомости» публикуется рассказ «В Италию» (в газете ошибочно назван «В Италии») под псевдонимом А. А. Мв. Конец года – Александр Гриневский приезжает в Петербург. Начало совместной жизни с Верой Абрамовой. 1907, 25 марта – Рассказ «Случай», опубликованный в газете «Товарищ», впервые подписан псевдонимом А. С. Грин. 1908, январь – В Петербурге выходит первый сборник А. С. Грина «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». В книгу входят рассказы «Марат», «Кирпич и музыка», «Подземное», «В Италию», «Случай», «Апельсины», «На досуге», «Гость», «Любимый», «Карантин». Письмо А. С. Грина Горькому с просьбой об издании книги в «Знании».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

В неофиц. отделе публиковались проповеди и речи правящих архиереев и клириков епархии, статьи к юбилеям, некрологи и поминальные речи, духовные стихотворения; существовали рубрики «Епархиальная хроника», «Иноепархиальные известия» (перепечатки из др. ЕВ), «Известия и заметки» (обзор духовной и светской печати, рецензии и аннотации на новые книги и статьи). Мн. публикации были связаны с миссионерской деятельностью среди бурят, эвенков и др.: ежегодные отчеты о состоянии Забайкальской духовной миссии (напр., за 1901 г.- 1902. 19. С. 5-13; 20. С. 1-6), статьи о ней: «Из Цакирского миссионерского стана» свящ. Василия Лахина (1901. 13. С. 4-9), «По дацанам и улусам хоринских бурят: (Из миссионерских записок иером. Серафима)» (1902. 7. С. 1-6), «Борьба православной миссии с ламаизмом и его сторонниками: (Ист. обзор деятельности Забайкальской духовной миссии)» (1902. 14. С. 3-10; 15. С. 3-9; 16. С. 11-15; 17. С. 6-11; 18. С. 1-8; 22. С. 1-5), материалы о миссионерской проповеди иером. Спиридона (Кислякова) в тюрьмах Забайкалья, напр. «Из Алгачинской тюрьмы» (1904. 7/8. С. 99-103; 10. С. 168-170), «Характеристика бурят с точки зрения способности их к принятию христианства и общеевропейской культуры» свящ. Е. Кузнецова (1904. 22/23. С. 310-330; 24. С. 346-368), «Миссионерская поездка сотрудника Забайкальской духовной миссии священника… Никандра Титова в Усть-Олгондоконскую тайгу по р. Витиму» (1905. 1/2. С. 1-7; 3/4. С. 17-36), «Миссионерская поездка к вероотступникам» свящ. И. Сукнева (1915. 18. С. 583-590) и др. В 1906-1910 гг. печатались многочисленные статьи и заметки полемического характера свящ. Иннокентия Серышева: «Несколько слов о нашей миссии» (1907. 5. С. 23-25) и др., к-рые вызвали ответную критику со стороны руководства миссии. Некоторые миссионерские тексты печатались с переводом на бурят. язык, напр. «Искра Божия» (статья о благодатном огне в переводе свящ. Иоанна Харитонова) (1901. 12. С. 17-21), «Правдивое слово к бурятам» (1902. 22. С. 6-12; 23. С. 15-20). Ряд материалов был посвящен миссионерству за пределами епархии, напр. «Из Хайлара» свящ. Александра Челпанова (1901. 12. С. 10-16), «Поездка священника по Монголии» свящ. Феодора Парнякова (1915. 2. С. 51-59; 3. С. 92-97; 5. С. 154-162).

http://pravenc.ru/text/182395.html

С 6 мая 1904 г. Г. был постоянным членом Синода, уделял много внимания духовному и народному образованию. В отзыве по вопросу о церковной реформе в 1905 г. он указал на необходимость снять новым соборным актом клятвы Собора 1667 г., запретившего старые обряды, укрепить права единоверцев. 31 окт. 1903 г. в С.-Петербурге и 5 дек. (в день ангела Г.) в Новгороде праздновался 50-летний юбилей его служебной деятельности. Уволен на покой по собственному прошению 17 окт. 1910 г. с оставлением в звании члена Синода. 23 окт. 1910 г. ему назначено местопребывание в Екатерининском корпусе Новгородского архиерейского дома. Г. был награжден орденами св. Анны 3-й (1870), 2-й (1882) и 1-й (1891) степени, св. Владимира 4-й (1886), 3-й и 2-й (1895) степени, св. Александра Невского (1900). Состоял почетным членом КазДА с 1896 г., СПбДА с 1898 г. Погребен в Иоанно-Богословском приделе Софийского собора в Новгороде. Соч.: Речь, сказанная преосв. Гурием, еп. Смоленским, при вступлении на паству//Смоленские ЕВ. 1890. 3; Слово высокопреосв. Гурия к выборщикам членов Гос. Думы, сказанное во Входоиерусалимском соборе пред молебствием//Волховский листок. 1906. 735. С. 2; Пастырям Новгородской епархии//Новгородские ЕВ. 1908. 13. С. 369-374; [Извлеч. из духовного завещания]//ПрибЦВед. 1912. 10. С. 444-445; Отзывы. Ч. 1. С. 806. Лит.: Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительного братства Трех святителей за 1-й год его существования//Симбирские ЕВ. 1886. 4. С. 74-80; Сперанский И. Прощание преосв. Гурия с Смоленскою паствою и его отбытие в Москву//Смоленские ЕВ. 1896. 3. С. 97-124; Кедринский М. К полувековому юбилею служебной деятельности высокопреосв. Гурия, архиеп. Новгородского//Новгородские ЕВ. 1903. 20. С. 1185-1190; 31 окт. в Петербурге и Новгороде: Празднование 50-летия служения высокопреосв. Гурия, архиеп. Новгородского//Там же. 22. С. 1304-1329; Празднование дня ангела высокопреосв. Гурия и принесение ему поздравлений по случаю исполнившегося полувекового юбилея его служения//Там же. 24. С. 1436-1454; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 126-127; Кончина и погребение высокопреосв. архиеп. Гурия//Новгородские ЕВ. 1912. 11. С. 345-347; 12. С. 379-384; Член Свят. Синода, архиеп. Гурий: [Некролог]//ПрибЦВед. 1912. 10. С. 443-444; [Некролог]//Изв. по Казанской епархии. 1912. 11. С. 378-379; Страхова Я. Архиеп. Гурий (Охотин): (1900-1910)//София. Новгород, 2003. 1. С. 37-38.

http://pravenc.ru/text/168380.html

Соч.: С. С. дописни члан: Српске akaдeмuje, 1905. Београд, 1906. 19. С. 457-476; Сабрана дела. Београд, 1992-1999, 2013-20152. Т. 1-3: Световна музика; Т. 4-8: Духовна музика [содержат также статьи о церк. музыке М. на серб. и англ. языках]; Т. 9: Етномузиколошки записи; Т. 10: Живот и дело.Дискогр.: Руковети. Лumypruja. Опело/Хор Paдuo-meлebuзuje Београд, дир.: М. Jaryшm. Београд 1996. 3 CD; Молитва и пост у cbjemлocmu njebaчko друштво «Jeдuhcmbo», дир.: М. Котор, 1997. 3, 5, 11, 16; С. С., В. Божанствена Лumypruja Св. Jobaha Златоустог/Дeчju хор Колибри РТС, дир.: М. Београд, 1998; Српска духовна музика/Прво београдско певачко друштво, дир.: В. Београд, 1998. 3, 6; Хиландарски ктитори у православном «Св. Стефан Дечански», дир. Т. Београд, 1999. 1, 7, 10, 12, 28; Лumypruja св. Jobaha Златоустог/Хор државне академске капеле Ст. Петербурга «Глинка», дир.: В. Чернушенко. Београд, 1999; Mjeшobumu хор СПД «Jeдuhcmbo», дир.: Н. Лука, 1999. 3, 6-10, 12; Православна духовна музика од прошлости до данас/Хор Саборне цркве Св. Гeopruje (Нови Сад). Norwich, 2002; Страсна седмица/Хор Радио-телевизие Београд, дир.: В. Београд, 2003; У славу Бога и рода - 165 година/Панчевачко српско црквено певачко друштво, дир.: В. Царина. Панчево, 2003. 1, 18; Православна духовна музика/Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby, дир.: Р. Источно Capajebo, 2003. 5, 11; Прво београдско певачко друштво -153 године, дир.: С. Београд, 2005. CD 1. 3, 4, 9, 11; Духовна хорска музика/Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby, дир.: Р. Источно Capajebo, 2005. 6, 7; Српски «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Нови Сад, 2004/2005. CD 2: 1, 2, 3, 11; Велика седмица и Васкрс/Хор «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Нови Сад, 2006. CD 1. 1, 3, 11, 17, 18, 20; Београдски мадригалисти - 55 година/Дир.: А. Београд, 2007. CD 1. 3; CD 2. 4, 10; Камерни хор Oдcjeka за црквену музику и Музичке akaдeмuje Ун-та у Источном Capajeby/Дир.: Р. Источно Capajebo, 2011. CD 3. 23, 24.

http://pravenc.ru/text/2564032.html

В 1877 году 20-летний Федор Келлер без ведома своих родителей, окончив приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища, вступил вольноопределяющимся второго разряда в 1-й лейб-драгунский Московский Его Величества полк. Формально не состоя в военной службе, которая для него официально начиналась с 1 сентября 1877 года, он 30 августа отправляется с полком на театр русско-турецкой войны. Там он был награжден солдатскими знаками отличия ордена Святого Георгия 3-й и 4-й степени. В первый офицерский чин - прапорщики Федор Келлер был произведен 31 марта 1878 года. Спустя два года корнет Ф. А. Келлер по распоряжению начальства был переведен в 6-й гусарский Клястицкий полк, более семи лет командовал в нем эскадроном и дослужился до чина ротмистра. В 1888-1889 годах Федор Артурович " на отлично " прошел курс обучения в Офицерской кавалерийской школе. Произведенный за " отличия по службе " в 1894 году в подполковники, а в 1901 году - в полковники Ф. А. Келлер служит в 24-м драгунском Лубенском, 23-м драгунском Вознесенском, 11-м драгунском Харьковском полках. С 1904 года Федор Артурович командует 15-м драгунским Александрийским, а с 1906 года - Лейб-Гвардии драгунским полками. В 1905 году, когда Ф. А. Келлер временно исполнял обязанности Калишского генерал-губернатора, он был ранен и контужен взрывом брошенной в него террористами бомбы. В 1907 году полковник Ф. А. Келлер был произведен в генерал-майоры и зачислен в Свиту Его Императорского Величества. В июне 1910 года Федор Артурович был назначен командиром 1-й бригады Кавказской кавалерийской дивизии, а в феврале 1912 года - начальником 10-й кавалерийской дивизии, с которой и выступил на фронт Великой войны. К тому времени он был уже генерал-лейтенантом. Граф Ф. А. Келлер был хорошо известен в Русской армии. За ним прочно закрепилась слава одного из лучших кавалерийских начальников. Успешная боевая работа на фронте Великой войны сделала его знаменитым и в русском обществе: о нем с восторгом писали газеты, им восхищалось население, получая вести об очередных успехах его корпуса на фронте. О том, насколько известен и популярен был тогда Федор Артурович в России, свидетельствует тот факт, что служить к нему убегали из дома 15-летние и даже 13-летние мальчишки из вполне благополучных и даже богатых семей1.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В 1902 году проект был утвержден строительным отделением Самарского правления. Техническое наблюдение «за работами» на церкви принял на себя Самарский Епархиальный архитектор Тадеуш Северинович Хилинский. Сохранилась его записка: «1902 года 2 дня, Я, нижеподписавшийся, даю настоящую подписку в том, что принял на себя наблюдение с ответственностью в техническом отношении за правильность и прочность работ по постройке каменной церкви в с. Лебяжье Самарской губернии Ставропольского уезда, при чем обязуюсь с начала и конца работ доносить в Самарское Губернское управление. Самарский Епархиальный архитектор Хилинский». Хилинский Т.С. состоял в должности Самарского Епархиального архитектора более 23 лет. С 1887 года он занимался составлением проектов церквей на территории Самарской губернии. Под его наблюдением возводились «Самарские кресты» (тюремный замок) в Самаре, а также автор проектов винокуренного завода, зданий магазинов, которые до сих пор сохранились в Самаре. Скончался Самарский губернский инженер, статский советник Хилинский Т.С. 24.10.1905 года от чахотки. Каменный Христорождественский храм был заложен в с. Лебяжье 21.07.1902 г. в нескольких метрах от старой деревянной церкви. 20.08.1906 года новый храм был построен, а 14.12.1908 года освящён. Комитетом Ульяновской области по культурному наследию организована государственная историко-культурная экспертиза для обоснования включения памятника истории и культуры «Ансамбль Христорождественской церкви» в реестр объектов культурного наследия народов РФ и определения его историко-культурной ценности. Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. «Ансамбль Христорождественской церкви: Церковь; Здание сторожки (церковно-приходская школа); Здание земской школы» включен в список выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Архивная справка Государственного архива Самарской области Семин Н., «Великий праздник», «Знамя труда». 07.01.1995; Коваленко А., «Столетие Божьего храма», «Мелекесские вести», 12.12. 2008; Меметова В., «Церковь в Лебяжье Бог уберег», «Мелекесские вести» 15.11.2002; Беседа с настоятелем храма отцом Дионисием; Воспоминания старожилов села; Официальный сайт Симбирской и Мелекесской епархии (электронный ресурс), http://www.mitropolia-simbirsk.ru; Управление по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области (электронный ресурс), http://nasledie73.ulgov.ru;

http://sobory.ru/article/?object=16650

Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Четвероевангелие: (Сравнит. особенности канонических евангелий по их содерж., главным мыслям и излож.)/М. Муретов. - [М.]: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ценз. 1900. - 141 с.; 23 см. - Отт. из «Богосл. вестн.» за 1899 и 1900. - Без тит. л. и обл. - Авт. указан в конце текста Бог - слово и всокресение Христово: (Крат. объяснение пасх. Евангелия Иоанна 1. 1-18)/[Соч.] М. Д. Муретова, проф. Моск. духов. акад. - М.: Унив. тип., 1903. - 28 с.; 24 см. - Отт. из 4 «Душеполезного чтения». 1903 г. Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью песней»: Актовая речь проф. М. Д. акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903. - 92 с.; 26 см. - Отт. из 11 и 12 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Отзыв о переводе песней св. Романа проф. П. И. Цветковым/Проф. М. Д. Муретов. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собств. тип., 1903. - 39 с.; 24 см. - Отт. из 1 и 2 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Родословие Христа: (Матф. 1, 1-17, Лук. 3, 23-38): Экзегет. исслед. проф. М. Д. акад. М. Д. Муретова. - М.: Унив. тип., 1904. - 140 с.; 25 см Древнееврейские молитвы под именем апостола Петра с приложениями: О литературных особенностях творений ап. Петра и О значении термина «katholikos»/[Соч.] Митрофана Муретова, проф. Моск. дузов. акад. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1905. - 170 с.; 24 см Проект устава православных духовных академий/[Соч.] Засл. орд. проф. Моск. духовной акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1906. - 44 с.; 25 см Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907 (обл. 1908). - III, 428 с.; 24 см. - Прил. к журн. «Странник». 1907, февр.-дек.; 1908 янв.-дек. Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907. - 428 с. - Отт. из журн. «Странник» за 1907-8 г. Критические замечания на книгу проф. Мищенко: Речи ап. Петра в книге деяний апостольских. С прил.: 1) Об апостольском соборе (Деян. 15 гл.) и 2) Об отношении христиан к мирской власти (Деян. 4, 19-20 и 5, 29 в связи с Матф. 22, 15-21, Римл. 13, 1-10 и 1 Петр. 2, 13-20)/Проф. М. Д. Муретов. - Сергиев Посад: Тип. Св.-Троицкой Сергиевой лавры, 1911. - 78 с.; 24 см. - Отт. из «Богослов. вестн.» за 1911 г. - Без тит. л.

http://bogoslov.ru/person/37416

23-24 июля 1906 г. собор был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, приделы - во имя равноап. Марии Магдалины и св. Олимпиады К-польской. Семикупольный собор, крестообразный в плане, имел в длину 37 м, в ширину - 30,5, в высоту (с крестом главного купола) - 38 м. С зап. стороны собор соединялся с колокольней. С 3 сторон имелись входные порталы с гранитными ступенями. Главный портал с зап. стороны открытый, под железным навесом, а боковые сделаны в виде тамбуров с 3 дверями в каждом. С зап. стороны у входа в собор крепились 2 мраморные доски с надписями о посещении собора в 1904 г. имп. Николаем II и о сооружении храма в 1900-1906 гг. По инициативе игум. Олимпиады I в храме был установлен иконостас, изготовленный в мастерской Э. Р. Менциони в Ростове-на-Дону из белого мрамора, а колонны и призматические вставки на фризах и панелях выполнены из зеленого бразильского оникса. Арка над царскими вратами имела мозаичный декор. Медные позолоченные царские врата и боковые двери украшал узор чрезвычайно тонкой работы. Все 89 икон иконостаса были написаны в Москве, в мастерской В. П. Гурьянова. Балюстрада с солеей была изготовлена из белого мрамора и оникса. С зап. стороны по всей ширине собора были устроены хоры, укрепленные на двутавровых балках, снизу они поддерживались 2 железными столбами. Собор освещали 4 бронзовых паникадила: 2 крупных - на 52 свечи и 2 меньших - на 20 свечей каждый. В целом внутреннее убранство собора оформлено по проекту киевского худож. Н. И. Мурашко. После сооружения нового храма старая Богородице-Рождественская ц. (1882) была разобрана и перенесена в Екатеринославскую губ. За труды по сооружению собора игум. Олимпиада была награждена крестом с бриллиантовым украшением. Др. важным делом игумении стала прокладка водопровода. Сестрам и многочисленным паломникам требовалось значительное количество питьевой воды. В 1905 г. приглашенный инженер Погорелко разработал оригинальный проект с использованием ветряного двигателя и соорудил водопровод. В мон-ре построили также каменную столярную мастерскую (1904-1906), кирпичные дом на скотном дворе (1905), овин (1906), 2-этажное помещение в юж. части двора, включавшее кельи, иконную и проскурную лавки (1908), деревянный дом для больницы, 2-этажный каменный корпус для мужской школы и аптеки (1909), прачечную (1911).

http://pravenc.ru/text/1841682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010