В.В. Каширина Восхождение по лествице в одеждах доброделания по учению святителя Феофана Дионисий (Шленов) , игумен, преподаватель Московской православной духовной академии, кандидат богословия «Есть ли у вас Исаак Сирианин ? Если нет, поспешите приобресть, хорошо и – Лествицу. Эти две книги все вам разъяснят» 356 . Как известно, Владимирская кафедра стала последним местом общественного служения святителя Феофана, после которого он удалился в Вышенский затвор, где, помимо прочих творений, было создано знаменитое русское «Добротолюбие» как творческий перевод с греческого. От Владимирского периода служения сохранились проповеди, раскрывающие пастырскую заботу святителя о пастве. Постараемся найти в этих проповедях аскетические и филокалийные мотивы, уясняющие состояние духа святителя перед уходом в затвор и тем самым показывающие внутреннюю духовную предысторию этого последнего периода его жизни. 1. Русские переводы «Лествицы» Проповеди святителя Феофана предоставляют достаточно богатый материал для анализа. Особо ценна с точки зрения аскетики 49-я проповедь в 4-ю неделю Великого Поста, посвященная изложению аскетической системы прп. Иоанна Лествичника 358 . Автор пишет, что он пересказал бы всю Лествицу – «но как это сделать?» 359 . Проповедь о Лествице была произнесена 29 марта 1864 или 1865 г. В это время в России были распространены 360 славянский перевод Лествицы, выполненный в конце XVII в. прп. Паисием (Величковским) , «новый славянский», или славянорусский, или полуславянский перевод Дмитрия Ульянинского, впервые вышедший в свет в 1785 г. и многократно переиздававшийся вплоть до 1877 г., перевод на современный русский язык архимандрита Агапита (Введенского), выполненный при Московской Духовной Академии и изданный впервые гражданским шрифтом в 1851 г. 361 , а также перевод, подготовленный к изданию в Оптиной пустыни при участии иером. Климента (Зедергольма) 362 , монаха Иувеналия (Половцова) и старцев прп. Амвросия (Гренкова) и прп. Макария (Иванова) . Последний составил индексы в конце книги 363 . Это издание впервые было напечатано гражданским шрифтом в 1862 г. и впоследствии неоднократно воспроизводилось (М., 1873, 1888, 1892, 1898, 1901 и др.; в последующих изданиях были уточнены примечания, добавлен указатель мест Священного Писания) 364 . В том же 1862 г. был издан (единственный раз) «полуславянский» перевод Лествицы (церковнославянским шрифтом), сделанный в Оптиной пустыни также при непосредственном участии прп. Амвросия 365 . Помимо этих основополагающих переводов был весьма доступен перевод, выполненный Д. Ульянинским, который читал, например, Н.В. Гоголь 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

прот. Димитрий Соколов Предисловие Объяснение молитв детям представляет много трудностей. Для этого требуется растолковать: во-первых – содержание молитвы и внутренний смысл ее, во-вторых – иносказательные речения, и в третьих – непонятные слова славянского текста. Объяснять молитву за раз с трех сторон – неудобно; которая-нибудь сторона терпит при этом ущерб. Составитель настоящего объяснения молитв старался устранить неудобство тем, что пред каждою молитвою предложил беседу с детьми о тех истинах веры и потребностях души, которые выражены в молитве. После предварительной беседы, которую учитель должен вести с целым классом и, разумеется, ни в каком случае не заставлять детей заучивать ее, помещены вопросы для катихизации содержания беседы. Этот отдел, назначаемый для учащих, отпечатан мелким шрифтом. Затем, вслед за молитвою, отпечатанною славянским шрифтом, составитель поместил: перевод на русский язык славянских слов, иногда целых выражений, встречающихся в молитве; объяснение смысла молитвы по предложениям; местами, где требовалось, перевод или возможно близкий к тексту перифраз молитвы и, наконец, вопросы для повторения урока. Отдел этот, назначаемый для учащихся, отпечатан шрифтом более крупным. Таким распределением учебного материала указывается порядок, в каком предположено вести объяснение каждой молитвы. Учитель еще более облегчит для детей усвоение молитв, если свою предварительную беседу приурочит, насколько это удобно, к тому или другому рассказу из Св. Истории по картинам. Методические указания на это находятся в книге под заглавием: «Начальное наставление в православной христианской вере». Составитель будет доволен, если книга его, хотя не много, облегчит нелегкий труд толкования и отчетливого изучения молитв. Отделы, означенные звездочкой, назначаются для учеников первого года учения сельской школы; остальное проходится с учениками второго и третьего года учения. 1. О молитве и внешних знаках ее Мы называемся христианами потому, что веруем в Господа Бога нашего Иисуса Христа и исполняем святой Его закон. Мы называемся христианами православными, то есть правильно верующими, потому что веруем так, как учит истинная Православная Церковь Христова. Церковью же Христовою называется общество верующих во Христа. Своими молитвами и делами мы исповедуем или явно показываем, что содержим православную христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Служебник на церковнославянском языке гражданским шрифтом Скачать epub pdf Последование вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И учиненный чтец глаголет: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды. И 9-й час. По немже отпуста не бывает, но глаголет иерей начало: Благословен Бог наш: И чтец: Аминь. Приидите, поклонимся: И псалом 103: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой: На Велицей вечерни диакон: Востаните! Лик: Господи, благослови! Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Клирицы в олтаре: Приидите, поклонимся: Трижды. Приидите, поклонимся и припадем Ему. Лик: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи: Иерей же, пред святыми дверьми став откровенною главою, глаголет молитвы светильничныя. Молитва первая: Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва вторая: Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  разделы   рассылка  распечатать Ответ архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона на жалобу кришнаитов мэру Москвы Не скрою, составляя наше второе обращение к главе правительства Москвы, мы желали подобной реакции кришнаитов и их защитников, надеясь на апологетическую дискуссию, чтобы освежить многим память об истинной сути тоталитарной секты " Международное общество сознания Кришны " . Конечно, в последнее время кришнаиты стали несколько благообразней, прежде всего, из-за многочисленной и совершенно справедливой критики учения и практик секты, которая одинаково сильна не только в " недемократической " Православной России, но и " эрзац-демократических " протестантских США, антиклерикальной Франции и т.п. По нашему мнению, это не стало следствием спасительного преображения в более высокое духовно-нравственное состояние, это лишь более тщательное натягивание овечьей шкуры на волчью сущность, ибо учение Прабхупады и культовые обряды остались без изменения. Не меньше стало лжи и лицемерия у руководства секты. Собственно об этом и пойдет речь в нашем ответе. Далее полужирным курсивом – слова господина Вадима Михайловича Тунеева, назвавшимся Бхакти Вигьяна Госвами, затем обычным шрифтом – наши комментарии, цитаты – курсивом. (1) Единственный для 25.000 верующих храм Кришны в Москве был снесен в июне 2004 г. в ходе плановой реконструкции района. Тогда верующие проявили добрую волю и пошли навстречу правительству Москвы, которое, в свою очередь, пообещало выделить им землю в другом месте для строительства нового храма. С тех пор уже вторую зиму храм Кришны ютится в строительных бытовках, лишенных отопления, водоснабжения и канализации. Несмотря на крайне стесненные условия, каждые день его посещают сотни индийцев и россиян, а в праздничные дни – до 7.000 человек, включая официальные делегации. Зная о неимоверных лишениях, которые понесли православные христиане в приснопамятную эпоху разрушения их храмов и церквей в России, мы искренне разделяем их нынешнюю радость в связи с повсеместным восстановлением и реставрацией сотен православных храмов и возвращением их в руки РПЦ. Поэтому мы надеемся, что и православные верующие, в свою очередь, смогут понять нашу боль утраты единственного в Москве храма и благословить на его скорейшее восстановление. Вот именно потому, что по нашим грехам, маловерию, богоотступничеству и идолопоклонничеству были нам посланы искушения в ХХ веке, Русская Православная Церковь активно противодействует, и будет противодействовать деятельности различных деструктивных сект, в том числе и секте " Международное общество сознания Кришны " .

http://religare.ru/2_23996.html

Александр Шморель: Я выполнил свою миссию в этой жизни 30 последних листовок студенческого сопротивления “Белая Роза” 9 мая, 2017 30 последних листовок студенческого сопротивления “Белая Роза” Листовки будущего святого Александра Мюнхенского не были политическими лозунгами. Они были прежде всего обращениями к христианам, к их совести. В 2017 году исполняется сто лет со дня рождения и пять лет со дня прославления РПЦЗ в лике местночтимых святых Александра Шмореля, святого Александра Мюнхенского. Выходец из Оренбурга, немец по крови, православный по вероисповеданию, Шморель – герой немецкого студенческого Сопротивления «Белая роза». 7 мая одной из площадей в Раунхайме, земля Гессен, присвоят имя Святого Мученика Александра Шмореля. Она пополнит длинный список площадей и улиц, носящих имена участников группы «Белой розы». Как немцы относятся к православному святому? Каково сегодня отношение жителей Германии к студентам-антифашистам? Святой из нашего двора Конец апреля. Сакура в цвету. Площадь перед университетом Людвига-Максимилиана в Мюнхене будто сахарной пудрой припорошена снегом. Рано, не по-московски, бьет фонтан. Ветер настойчиво сдувает струи, которые разлетаются сотнями брызг. Такими же брызгами на брусчатке, как будто только упав, лежат бронзовые листовки. Они набраны мелким машинописным шрифтом, кажется автор боялся, что бумага не вместит мысли, которые нужно успеть сказать. Это памятник студентам-антифашистам. «Студенты разбрасывали свои листовки прямо во дворе. А сдал их университетский дворник», — об антифашистском движении мюнхенских студентов «Белая роза» по дороге к музею мне рассказывает моя сестра, Ядвига. Она давно живет в Германии, сама католичка и недавно на сайте ассоциации четырех католических церквей, к которой принадлежит, обнаружила заметку знакомого прихожанина Удо Герлихера «Святые, блаженные и мы». В статье говорится, что у них в районе когда-то жил один из участников «Белой Розы», православный святой русского происхождения Александр Шморель. Вторая студенческая рота, куда прикомандировали Шмореля по законам военного времени осенью 1940 года, размещалась в помещениях начальной школы на улице Бергманнштрассе. Здесь он распространял листовки «Белой Розы». «И в этой самой школе четыре года училась моя дочь Сара», — рассказывает сестра.

http://pravmir.ru/aleksandr-shmorel-ya-v...

В 18-й день Преподобнаго отца нашего Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Яко добля: Возносиму Тебе, Владыко, на Крест,/совознесл еси падшее адамово естество все;/сего ради возносяще/пречистый Крест Твой, Человеколюбче,/от вышния Твоея крепости/просим, зовуще:/спаси, Вышний, яко Бог Милостив,/почитающия честное и светоносное/Твоего Креста божественное вознесение. Псаломски ныне предзряще/подножие Твое, Владыко,/идеже ноги Твоя стояша пречистыя,/ днесь любовию почитаем Крест Твой пречестный/и, возносяще благочестиво,/молим Тя, взывающе:/Вышний, вся Крестом Твоим Божественным освятив,/Твоего неизреченнаго благоутробия/причастники покажи и благодати. Яко непобедимому оружию,/щиту непребориму/и яко скиптру Божественному,/поклонимся Кресту Твоему, Христе, пресвятому,/имже мир спасеся,/и ликует Адам;/земных собори, сего песньми благохваляще почитаем/и, того Божественное воздвижение совершающе,/очищения просим. Ины стихиры святаго. Глас и подобен тойже: Душу и тело твое/от страстей очистив,/Святаго Духа дом был еси,/и священных мастию/себе украсил еси,/предстатель изящный был еси, Евмение,/и собеседник святых Ангелов,/ и славы Господни наследник,/и молебник о хвалящих тя. Преславное житие твое,/добродетельми просветившееся,/и чудес просия светлостьми,/и благославна тя концам, всеблаженне, содела,/и светильника непрелестна,/и святых единосельна,/и града святаго гражданина иерарха,/Ангелов согражданина,/чудотворче достославне. Критское удобрение,/гортинскаго председателя,/Церкве непоколебимое основание,/иерарха Евмения,/в чудесех величайшаго,/и в силах многих бывша преславнаго,/и просветивша сущая во мраце сердца,/яко светильника верных,/велегласно, сошедшеся, почтим. Слава, и ныне, глас 2. Самогласен: Божественное сокровище, в земли скрываемо,/Жизнодавца Крест,/на небесах показася царю благочестивому/и победы на враги подписание являет разумно;/егоже, радуяся, верою и любовию, божественно востек к высоте зрения,/тщанием же того от земных недр изнесе,/во избавление мира и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 19-й день Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Крест всесвятый,/непобедимая победа,/от земли являемь, днесь происходит,/якоже сокровенное сокровище,/обогащая вселенную зарями/всемирныя своей благости./Тем преблагое строение славим/на нем сподобльшагося распятися//Христа Бога нашего. Древле убо ополчения иноплеменных возвращаше/Крест, воображаемь Моисеем,/угодником и верным боговидцем,/пророком Божественным,/ныне же дланьми священными/божественным возвышением воображаемь,/демонов ополчения/и иудеев соборы отгонит//и обличает безбожных дерзости. Держава непобедимая христианом нам/есть Крест Твой, Спасе наш,/имже иноплеменная/языков побеждаются множества/и мир Церкви Твоей, Христе,/православящим добре даровася;/егоже ныне целующе,/Тя молим, Человеколюбче://части ны сподоби святых Твоих. Ины стихиры святых, глас 8. Подобен: Мученицы Твои: Пищу неиждивную желая наследити,/Трофиме мучениче,/болезньми телесными ты питался еси/и прешел еси от тли к нетлению, радуяся,/свидетельством украшаемь,/тем твоими молитвами//испроси всем, блаженне, велию милость. Савватий славный,/многия муки претерпев,/ныне праздновати во дворех Небесных прерадостно сподобися,/почести подвиг своих прием,/собором ангельским причтен./Того молитвами, Христе,/даруй людем Твоим велию милость. Безбожных совет отразив,/советы Божественными ум утверди, Доримедонте,/и приступил еси мужественно ко искушением мук,/победы почести приемля,/Христу сцарствуеши всегда,/о всех нас моляся. Слава, и ныне, глас 4: Восплещем днесь песненное торжество/и светлым лицем и языком ясно возопиим:/нас ради, Христе, суд приемый,/и оплевания, и раны, и червленицею одеявыйся,/и на Крест возшед,/егоже видевше, солнце и луна свет скрыта,/и страхом земля колебашеся,/и завеса церковная раздрася на двое./Ты и ныне даруй Крест Твой честный нам блюстителя и хранителя/и прогонителя демонов,/яко да вси, облобызающе, вопием ему:/спаси ны, Кресте, силою твоею,/освяти ны светлостию твоею, честный Кресте,/и укрепи ны воздвижением твоим,/яко свет нам дарован еси/и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 23-й день Зачатие честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ВЕЧЕР Обычная кафисма. На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Званный свыше: Священствуя божественный Захария,/и внутрь быв божественнейшаго храма,/и людей прошения принося/Благодетелю и Всещедрому,/Божественнейшаго Ангела виде, вопиюща ему:/молитва и моление твое услышася,/дерзай, старче, и не не веруй мне,/возымееши бо отроча,/Божественнаго Предтечу,/в рожденных женами преимущаго,//Илииною силою Христу предшествующаго. Странен являешися мне/видением и словом,/странен и глаголы и возвещеньми,/Захария противовеща./Аз бо спасения людем приидох просити,/а не чада прияти, яко ты приглашаеши,/сопротивна тя обретаю прошений/и помышляю не истинствовати тя./Како бо, еже глаголеши, известно явится?/Елисавет бо неплоды есть,//и аз же, яко веси, старец. Что не веруеши словесем моим, Захарие,/лживо благовещение глаголеши приносити мне?/Божий Архангел есмь,/яже ми повеленна суть,/сия тебе глаголю, с тобою стоя./Понеже не веровал еси, и не ят веры,/будеши глух и безгласен,/дондеже убо узриши моих глагол Божественное сбытие./Егда же родит Елисавет тебе/Слова глас, великаго Предтечу,/уясняющуся языку,//благословиши Бога Израилева. Слава, глас 6. Византиево: От неплоднаго днесь чрева/плод молитвы прозябе,/Иоанн Предтеча,/веселися, пустыне, и ликуй, человечество,/се бо покаяния проповедник грядет/во чреве матерни воплощатися./Приидите, радующеся в славнем его зачатии,/празднолюбцы, ликуим, вопиюще:/иже в рожденных женами больший сый,/не престай молитися о верою совершающих/божественное твое зачатие,/яко да обрящем очищение грехов//и велию милость. И ныне, Богородичен: Кто Тебе не ублажит: На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Идущу во Святая Святых свято,/священному пророку,/святому святый, якоже писася,/представ, Ангел приглашаше, глаголя:/услышася молитва твоя,/и разрешается ныне Елисаветино неплодство,/и родит тебе, старче, сына,/Иоанна Предтечу,/светильника Солнца,/пророка высочайшаго/и глас из Девы Богоотроковицы/Слова возсиявшаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 24-й день Святыя первомученицы и равноапостольныя Феклы ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 8. Подобен: Господи, Аще и на судищи: Господи, аще и во оконца Фекла приводрузися Твоей любви,/но, разумно в высочайших предстоящи Престолу Твоему,/удивляшеся Твоему несосудному благолепию,/явльшемуся человеколюбно,//да спасеши души наша. Господи, аще и учителю Фекла неволею уединися,/но спребывающа Тя имяше во время страдания,/и, обнажена одеяния, покрывашеся славою Твоею,/и, венчавшися рукою Твоею,//предзащищает души наша. Господи, аще и связану Фекла апостолу притече,/но пристрастия земных узу отверже/и крепости Твоея веригою любве/Тебе крепко привязася,//Спасу душ наших. Господи, аще и огню предадеся/чистая и первомученица Твоя,/но не опалися в нем, прохладителя имущи Тя,/и во зверех многих неятна пребысть,/рукою Твоею хранима,//Спаса душ наших. Слава, глас 6: Страстотерпческими борении врага попрала еси,/Фекло всеблаженная,/и, того козни страдальчески сокрушивши,/Фамира отбегла еси/и Христу уневестилася еси, истинному Рачителю,/Павлова собеседнице/и Стефану сострадальнице,/дерзновение имущи, первомученице Христова в женах,/верно совершающих всепразднственную память твою//от бед избави молитвами твоими. И ныне, Богородичен. Аще ли среда или пяток, Крестобогородичен. Подобен: Все отложше: Оружие, якоже рече Симеон,/сердце Твое пройде, Пресвятая Владычице,/егда узрела еси из Тебе возсиявшаго/неизреченнаго Слова/от беззаконных, яко осуждена,/на Кресте возносима,/оцта и желчи вкушающа,/ребра же ископаваема,/руками же и ногами пригвождаема,/и рыданием кричала еси,/вопиющи матерски://что сие, Чадо сладкое, новое таинство? На стиховне Октоиха. Слава, святыя, глас 8. Анатолиево: Львов стремление попрала еси/и Фамира посрамила еси,/первомученице многострадальная,/последовала еси Жениху Твоему, зовущи:/в воню мира Твоего притекох, Христе./Тем и Павла ищущи,/с Небеси прияла еси дарование,/и венец улучила еси от Страстоположника Бога,/и молиши непрестанно/даровати грехов прощение//верою совершающим священную твою память.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 25-й день Преподобнаго отца нашего Сергия, игумена Радонежскаго и всея России чудотворца На малей вечерни На Господи, воззвах: стихиры на 4, глас 5. Подобен: Преподобне отче: Преподобне отче,/душу твою с телом очистив,/Святаго Духа прекрасная обитель явился еси./Иже славна тя концем, преблаженне Сергие, содея,/в чудесех же великаго светильника,/просветившаго во мраце сущия,/и наставника монахов,/сошедшеся, велемудренно ублажаем. Явился еси, богоблаженне,/мудрая пленица,/связуя многая врагов ополчения;/темже и венцем увязлся еси от Бога неувядающим,/и веселие, и радость,/ и славу вечную восприял еси, премудро Сергие./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати мир миру/и душам нашим велию милость. Преподобне отче,/телесныя страсти зельным воздержанием/и чистыми молитвами,/потом же воздержания угасил еси углие страстей;/того ради чудесы славна тя/Российским странам, славне Сергие, показа,/украсив Небесными дарми, Христос./Того моли, Тому помолися, преподобне,/даровати мир миру/и душам нашим велию милость. Слава, глас 6: Приидите, монашествующих множество, днесь,/Сергия, благочестия подражателя,/песньми и пеньми восхвалим/и честную его и многоцелебную раку, обстояще,/любезно облобызаем, глаголюще:/радуйся, преславне Сергие,/Отечеству твоему пресветлый светильниче;/радуйся, яко чисте чистейшему Свету совокупився;/радуйся, яко Троице предстоиши со Ангелы,/юже непрестанно моли//даровати душам нашим велию милость. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси лоза: На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Ангельския: От матерних пелен, мудре,/Богу возложен, Сергие преподобне,/и пустыню яко град соделав,/в ней множества монахов собрал еси/славити многопетую Троицу,/Юже моли спастися душам нашим. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Богомудре Сергие,/аще бо и послежди леты тя новопросвещенная Российская страна возрасти,/но древних чести сподобился еси,/и дарования чудес достойно прием;/монахов множество песнословят/и правоверною верою Христа хвалят,/твоими покаряющеся ученьми,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010