Слышал, что греческий Патриарх признает верховенство Папы Римского. Что вы можете сказать? В эфире передача «Апологет», в студии диакон Георгий Максимов. 01.10.2014 07:16:29 Кульков Сергей Андреевич                   Дорогие братья и сестры, в эфире передача «Апологет», в студии диакон Георгий Максимов. Сегодня мы продолжим рассматривать те вероучения, которые отличаются от православия: и то, что нас отличает, и то, как мы можем ответить последователям этих вероучений на их упреки и их вопросы в адрес православия. И сегодня мы начнем говорить о католицизме. Это, по числу приверженцев, самая многочисленная в настоящее время христианская деноминация. Она отделилась от православной церкви тогда, когда отделилась Римская церковь, в 1054 году. Конечно, это был долгий процесс. До этой даты происходили разрывы между  Западной церковью и остальными патриархатами, которые поначалу удавалось уврачевать, и после тоже предпринимались попытки. Все это, конечно, заняло больше времени, но в этот год, 1054, со стороны представителей Римского папы были провозглашены анафемы на православных, и со стороны православного Патриарха – взаимно. Это знаковое событие, которое по праву считается точкой разрыва.  Иногда   католики говорят  по поводу мнения православных, что Римская церковь отделилась от Православной церкви:  ну, как же так? Нас больше, значит, это вы отделились.  Но в действительности,  в то время в XI столетии, когда отделялась Римская церковь, последователей у нее было меньше, чем у Восточной, чем у пяти остальных патриархатов. Это уже в последующие века Римская церковь смогла себе приобрести, в том числе нередко и насильственными способами, многие сотни миллионов последователей в Латинской Америке, в Северной Америке, в Азии, в Африке.                 Собственно в XI  столетии еще ничего этого не было. В XI столетии все ограничивалось только Западной Европой, и то не всей, поскольку подчинение Риму  -  это  был длительный процесс.  Повторяю: В то время по численности количество приверженцев Римской кафедры было меньше, чем Восточных православных, и количество патриархатов, которые сохранились в вере, больше, чем одна Римская кафедра, которая отпала. Вот, и, кроме того, самое главное -  это не то, сколько последователей, самое главное - это у кого истина. Потому что, как мы помним, знаем из истории Ветхого Завета, десять колен отпали от Господа, и только два колена израильского народа сохранили ему верность. Именно с этими двумя коленами была правда, с ними была помощь Божия, а не с десятью отступившими коленами. Несмотря на то, что по численности их было больше.

http://radonezh.ru/text/slyshal-chto-gre...

Arhiva Ce îi frmânt pe oameni? 27 octombrie 2015 20:00 Очередной выпуск авторской передачи председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества   протоиерея Всеволода Чаплина  «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 17 октября 2015 года. Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья здравствуйте.Приведу сегодня несколько цитат из писем, которые поступают в учреждения Русской Православной Церкви, и приведу несколько своих размышлений о том, что пишут люди. Два человека, которые подписались как брат и сестра из деревни Кошелиха, пишут следующее: «Мы слышали, что скоро будет объединение всех вер в одну веру, тогда в церкви ходить будет нельзя. Сейчас решается судьба России и всего мира. Как Господь даст пожить после соединения вер: может сразу уничтожить, может нет. На это Его святая воля, ведь это надо дойти до такого безумия, чтобы соединить еретиков с Господом. Опомнитесь, люди добрые». Такого рода опасения достаточно часто высказываются в письмах и в разговорах, иногда люди приходят на исповедь с такими опасениями. Нужно иметь в виду, что действительно в мире есть силы, которые хотели бы соединить последователей разных религий в некую общемировую организацию, и при этом нам пытаются сказать: «Религиозные различия неважны. Все разговоры о том, что одна вера истинная, а другая ложная, — это разговоры опасные, вредные, они мешают экономическому процветанию, они мешают правильному устроению социальной механики, мешают достигать всеобщего мира и благополучия. Поэтому нужно отвергнуть все религиозные различия и сосредоточиться на земном измерении жизни религиозных общин — заниматься благотворительностью и миротворчеством, участвовать в социально значимых проектах — и поменьше говорить о различиях, которые есть между разными верами». Наша Церковь достаточно решительно отвергла участие в проектах, которые на такое переформатирование религиозной жизни были нацелены. Я помню, как лет пятнадцать назад мы периодически приглашались на мероприятия, где представители светских западных властей, светских международных организаций или бизнеса пытались учить деятелей разных религий. Учили меньше говорить об истине, меньше обсуждать богословские разногласия, и сконцентрироваться только на обустройстве мирской жизни, на обслуживании тех или иных земных дел и земных интересов. Послушав все это, мы перестали участвовать в мероприятиях такого рода. Для нашей Церкви — не только для иерархов, священнослужителей, монашествующих, но и для огромного числа активных мирян — совершенно очевидно, что не может быть соединения между истиной и чем то, что истиной не является. Хранение истинной веры, от которой зависит, как и от добрых дел, вхождение человека в Божие Царство, то есть спасение, — это для христианина важнейшая вещь, которой он не может поступиться ради тех или иных земных интересов, ради того, чтобы угождать тем или иным людям в ответ на уговоры, посулы, окрики и угрозы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4256986...

В 16 лет он пришел в католический монастырь с одним из самых строгих уставов во Франции, в 30 лет он основал свою обитель. В 41 он перешел в Православие и увлек за собой всю братию. Архимандрит Плакида Дезей, богослов, писатель, исихаст, о православном и католическом французском монашестве, отношениях Церкви и государства в интервью журнала «Нескучный сад». — Чем отличаются западные монахи вашего поколения от сегодняшних? — В теории все остается таким же. Я пришел в монастырь в 1942 г. В это время жизнь католических монахов была схожа с жизнью православных монахов в монастырях Афона. Мы следовали уставу святого Венедикта Нурсийского достаточно точно. Этот устав был установлен в VI в., в то время когда еще не было разделения на Православие и католичество. Все оставалось неизменным до 1960-х годов, до Второго Ватиканского Собора. Этот Собор повлек за собой большое количество обсуждений в католической среде. Многие монахи, часто половина общины, бросали монашескую жизнь, многие женились. И в монастырях, не всегда, но часто, терялись элементы монашеской традиции. Однако сейчас можно отметить тенденцию возврата к традиции. В моем монастыре (католическое аббатство Белльфонтен, в котором принял постриг отец Плакида еще до присоединения к Православной Церкви –ред.) в 1942 г. было 89 монахов, а сейчас их меньше 30. Больше половины из них старше 80 лет. Во Франции сейчас существует проблема с пополнениями монастырей, но можно заметить тенденцию к возврату к традициям. Я всегда говорю, что монашеская жизнь на Афоне претерпела гораздо меньше изменений, чем в том монастыре, где я был. На Афоне православная вера очень тверда и сильна. - Мешает ли в современном монастыре бытовой комфорт молитвенному подвигу? — Я бы не сказал, что жизнь монахов стала комфортнее, в этом плане изменений не очень много. Часто теряется сам дух традиции. В Католической церкви во Франции многие монастыри сохраняют, тем не менее, свои аскетические традиции и они очень тепло относятся к Православию. — Какие традиции галльского монашества неразделенной Церкви стоило бы возродить?

http://pravoslavie.ru/63147.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Иерей Валерий Буланников: Это грозит увеличением напряжения в социальной сфере Известный священник прокомментировал данные, согласно которым белые дети составили менее половины всех рожденных американцев в 2011 году 19.05.2012 934 Белые дети составили меньше половины от общего числа малышей, рожденных в 2011 году в США, сообщает РИА Новости со ссылкой на агентство Ассошиэйтед Пресс. Специалисты американского исследовательского центра Pew Research еще в 2008 году предсказывали, что к 2050 году в США люди с белым цветом кожи будут составлять менее половины населения. У этих прогнозов есть все шансы сбыться. На данный момент 36,6% населения Соединенных Штатов составляют мигранты, преимущественно из Азии и Латинской Америки. При этом число рожденных ими в 2011 году детей составило 50,4% от общего количества новорожденных. Двадцать лет назад этот показатель не превышал 40%. Ученые связывают рост доли азиатов и латиноамериканцев в общей численности населения с высокой фертильностью этих групп населения: на одного умершего приходится семь новорожденных. При этом процент чернокожего населения в США практически не меняется. По прогнозам экспертов, к 2050 году население США составит 438 миллионов человек и только 47% из них будут с белым цветом кожи. Мы попросили прокомментировать это сообщение известного священника, клирика клирика храма Святителя Николая в Отрадном (г. Москва ) иерея Валерия Буланникова . Причина понятна - в западном мире происходит та же тенденция, что и у нас: жить для себя, рожать как можно меньше. В Америке браки откладываются на все более позднее время, считается, что человек, прежде всего, должен обеспечить себя жильем и достойным уровнем зарплаты. Когда человеку уже под сорок, то ему тяжеловато иметь нескольких детей. Такая тенденция распространена в основном среди белого, образованного населения. Хотим мы того или нет, несмотря на разглагольствования о равенстве и демократии, белое население в Америке является привилегированным.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/19/ie...

Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) Источник Начиная со второй половины IV в. н. э. латинские христианские мыслители стали пользоваться категориями Аристотеля, такими как «сущность» и «отношение», «потенция» и «акт», «материя» и «форма» и др., чтобы с их помощью описать догмат о Божественной Троичности. Так, Марий Викторин проводил различие между Отцом как чистым Бытием (esse), тождественным с Божественной сущностью, и Сыном как его определяющей формой (ens, esse formatum). Он рассматривает Отца в качестве потенции, Сына – в качестве акта, а Св. Духа как Их внутреннюю связь (connexio). Августин также относит к Богу категорию сущности и отношения и рассматривает Лица Троицы в качестве трех отношений внутри одной сущности. Боэций придал этому учению совершенную логическую форму, где отношения между Отцом, Сыном и Святым Духом интерпретируются в соответствии с законом тождества (А=А), как отношения Бога к Самому Себе. Этот вариант тринитарной доктрины, основанный на аристотелевских Категориях, был унаследован западной средневековой схоластикой, где он трансформировался в учение о «субсистентных отношениях» в Боге. Как известно, логико-философское наследие Аристотеля, начиная с XIII в., оказало определяющее влияние на развитие западной средневековой философии и теологии, что хорошо видно на примере таких выдающихся христианских теологов, как Александр Гэльский, Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот, Боэций Дакийский и др. Однако о влиянии мысли Стагирита на латинскую патристику (II–VIII вв.) известно гораздо меньше. Исключение, пожалуй, составляет Северин Боэций, знаменитый своими переводами аристотелевского «Органона» и комментариями к «Isagoge» Порфирия. Но и до Боэция можно найти примеры обращения латинских христианских мыслителей к логико-философскому наследию Аристотеля. Особенно это касается такой специфической сферы теологического дискурса, как тринитарная теология 1 . Данная статья призвана заполнить имеющуюся в отечественной историко-философской науке лакуну и систематизировать наши знания о влиянии Аристотеля на формирование тринитарной доктрины в латинской патристике 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Восстановление единства Русской Православной Церкви глазами западных СМИ 23 мая 2007 г. 20:01 Портал Патриархия. ru предлагает вниманию читателей обзор материалов о восстановлении единства Русской Православной Церкви, появившихся в зарубежных средствах массовой информации . Обзор, подготовленный Анной Даниловой, опубликован на сайте «Православие и мир». Восстановление единства Русской Православной Церкви было достаточно подробно освещено в западных средствах массовой информации, однако материалы не только сильно отличаются друг от друга, но и позволяют сделать ряд интересных наблюдений. Англоязычные СМИ осветили тему на удивление однообразно: половина изданий, перепечатали статью агентства Associated Press, а другая половина скопировала обзор Reuters. Несмотря на очень детальное освещение события отечественными СМИ, прямую трансляцию из храма Христа Спасителя и авторские статьи (причем чаще всего написанные доброжелательно и качественно) почти в каждом издании, западные СМИ ограничились всего лишь перепечаткой статьи информагентства или вообще проигнорировали  данную тему. В целом, западные издания очень регулярно пишут о различных событиях российской жизни, поэтому сложно объяснить такое узкое освещение столь важной для России и Зарубежья темы. Французские и испанские СМИ писали о событии количественно меньше, но более разнообразно: фактически каждое издание, освещавшее тему, опубликовало авторскую статью. Еще одну интересную тенденцию можно было проследить на рассматриваемом материале: если статьи, написанные зарубежными журналистами, были в целом достаточно нейтральными, то большинство самых враждебно настроенных по отношению к Русской Православной Церкви публикаций было написано нашими же соотечественниками, работающими в западных СМИ. Большинство всех статей носит близкое название: «Русская Православная Церковь исцеляется от 80-летнего раскола» или «исцеляется от 80-летней раны». Ряд статей предлагает читателю небольшое информационное сообщение: дата, место, стороны подписания Акта о каноническом общении , историческая справка о расколе, Русской Православной Церкви Заграницей , хронология воссоединения.

http://patriarchia.ru/db/text/247768.htm...

Все вроде осознают, что нравственные устои нашего общества оставляют желать много лучшего, но, при этом, склонны главную причину этому видеть в том, что многие годы в нашей стране религия, в частности, христианство, была вычеркнута из культурообразующих институтов общества, что привело к множеству проблем духовно-нравственного характера. Дескать, людей насильно лишили присущей им традиционной религиозности, отучили ходить в церковь, верить в Бога, а система христианских ценностей, на которых традиционно держалось наше общество, оказалась полностью разрушена. Но почему же тогда во вполне благополучной в этом отношении западной Европе также имеет место духовный кризис, и число христиан, посещающих церковь, неуклонно падает? Почему и в Западной Европе христианские ценности все более отходят на задний план, а на первое место уже давно вышло житейское благополучие, материальные ценности, почему разрешаются однополые браки? И, наконец, почему теперь, за столько лет после падения коммунистического режима, когда христианство находится в нашей стране в наиблагоприятнейших условиях, в российском обществе христианское сознание не только не возродилось, но продолжает неуклонно вымываться? По данным ученых-статистиков, число христиан, которые составляют треть населения Земли, увеличивается в два с половиной раза медленнее, чем число всего остального, не христианского, населения. Статистика свидетельствует, что ежегодный прирост в христианстве не превышает ежегодного прироста населения. Особую тревогу вызывают прогнозы ученых. Так, при условии сохранения нынешних тенденций в обществе, прогнозируется, что уже через полстолетия численность христиан в Европе сократится на 67 млн. человек. К середине текущего тысячелетия в странах Старого Света должно стать меньше нерелигиозных и атеистов, однако возрастет количество приверженцев новых религий. Схожая динамика прогнозируется и в Восточной Европе. За 50 лет численность христиан здесь уменьшится с 220 млн. до 212 млн. человек. Налицо явный кризис христианства, и этот кризис отнюдь не носит локальный характер, иными словами, – это общеевропейский процесс, истоки которого следует искать в истории.

http://religare.ru/2_22618.html

Приветствую в несчетный раз преименитое здание, которое в былое время считал настолько знакомым и как-бы своим, что мог все подробности его воспроизводить в памяти во всякий потребный момент. Теперь здоровался с ним, как со старым другом, но уже с оттенком грусти. Не мог я более сказать себе: когда захочу, его увижу. Завтра же он будет для меня уже предметом воспоминаний! Чудное состояние человека, мало-мало проникнутого сочувствием к отжившему миру, и способного воспроизводить в душе исторические образы. Стоишь или сидишь бывало тут в тени мраморного леса колонн по целым часам, и чего-чего не переведешь воображением! Как и естественно, языческий период здания давал мне видеть облики неясные. Бывший храм Афины (Минервы) не стоял, как говорится, в сказках наших, „к лесу задом, ко мне передом“. И в самом деле, теперешняя передняя часть его тогда была заднею, вопреки порядку вещей, указываемому Пропилеями. Христианский период его, длившийся не менее языческого, представляет исправленным недосмотр или каприз древних. Вход в бывшую Великую церковь Афинскую (по некоторым „св. Софию“) был в западной стороны, а на месте бывшего входа в капище богини, возвышался алтарь, которого основания существуют до сих пор, вопреки мнению и желанию чистых археологов, задающихся мыслию очистить древнее „святилище“ от всех позднейших „святотатственных“ покушений на его первобытный смысл и образ. Повторил я при этом и хорошо затверженные зады о бывшем когда-то стенном росписании христианского храма. Удивления достойны удержавшиеся еще на западной стене его, но бокам входной двери, кое-где краски бывших икон. Когда-то я имел в виду снять их фотографией при полном освещении их солнцем, но не нашел сочувствия своему делу в тогдашних фотографах. Теперь как будто их осталось уже гораздо меньше. Какой они даты, трудно сказать. Во всяком случае, мне казались восходящими к первому христианскому тысячелетию. Даже при помощи значительного оптического увеличения, я не мог разглядеть при изображениях обычных им надписей, чтобы по характеру букв судить об эпохе.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Я очень хорошо помню, как в те дни, спустя год или меньше, мне как депутату московского городского совета приходилось присутствовать на всякого рода встречах, официальных собраниях. Патриарх тогда говорил о том, что было у него на сердце, наверное, уже многие годы – чувствуя, что в Церковь придет много новых людей, которые принесут в нее свое пионерское, комсомольское, партийное прошлое, которые с теми же приоритетами будут входить в новую для них, еще незнакомую церковную жизнь. Он говорил, что в предыдущие десятилетия наши братья – западные христиане – оказывали нам огромную помощь и поддержку. Благодаря их поддержке сотни храмов и десятки монастырей остались открыты. Государство было вынуждено хотя бы делать вид, что оно поддерживает Церковь, налаживать какие-то связи. Но за этим стояла очень важная для Церкви помощь церковной жизни, которая была тогда непростой. Даже после хрущевских гонений, даже во времена Брежнева тяжелая рука государства лежала на Церкви и держала ее не то что на коротком, на кратчайшем, можно сказать, поводке. И вот в эти наступившие новые дни наш Патриарх говорил о том, что десятилетия наши западные братья-христиане нам помогали, поддерживали, благодаря им мы могли сделать многое, что без их помощи было невозможно. Но вот сейчас, когда мы получили полную свободу, что будет правильно: сказать, что вы нам больше не нужны? Или сказать: нет, вы наши братья и сестры, и нам есть что сказать окружающему нас языческому миру на Востоке, на Западе, сказать свое христианское слово. И это было его искреннее устремление, которое не получило, к сожалению, поддержки большинства в Церкви, большинства, которое пришло в эти последние годы – не тогда, когда было трудно, когда это требовало пусть и не очень больших, но все-таки жертв, – а когда это стало хорошо, престижно, когда это стало можно. И вот, эти люди, которые пришли Церковь, – они пришли со своей же пионерской, комсомольской, партийной идеологией: что мы самые лучшие, что мы окружены врагами и так далее, и так далее: во всех чуть-чуть не похожих на себя видеть прежде всего врага, а уж потом разбираться, что к чему. Для Патриарха было очень трудно этому противостоять.

http://religare.ru/2_60126.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Балакшин Р. А. К истории строительства обыденных храмов в Русском государстве: Спасо-Всеградский собор в Вологде Журнал " Вестник церковной истории " Обыденная или единодневная церковь, как явствует из ее определения – цер­ковь, построенная за один день. Работа могла начаться и в ночь на новый день, но возведение и освящение храма должны были закончиться до захода солнца: времени на строительство церкви выпадало не так уж много. Понятно, что обыденная церковь могла быть только деревянной, небольших размеров и простейшей конструкции. Например, Екатерининская обыденная церковь в Вятской губернии (ныне Кировская область) была совсем крошечной: «Величина… около полутора квадратных сажен; престолом ее служит простой пенек; царские врата – две доски, привязанные веревками» . Жесткие ограничения срока постройки не только определяли материал и размер здания, но сказывались и на его долговечности. Обыденная церковь, как правило, существовала 40–50 лет, а то и меньше, хотя известен случай, когда такая церковь простояла свыше полутора веков (церковь Спаса Всемилостивого или Происхождения Честных Древ в Новгороде, 1424–1529 гг.), тем самым опровергнув пословицу: «Обыденком делать, обыденно и простоит». Обыденные церкви возводились, как правило, во время моровых поветрий (эпидемии чумы), в Средние века неоднократно опустошавших как Русь, так и страны Западной Европы . О страшном море 1417 г. летопись сообщает: «Того же лета мор был страшен зело на люди в Великом Новгороде, и во Пскове, и в Торжку, и в Тфери, и в Дмитрове, и по властем, по селом. И толико велик бысть мор, яко живши не успеваху мертвых погребати, ниже довольни бываху здравии болящим служити, но един здравый десятерым и двадцатерым болем служаще; и на всех тех местах умираху толико на всяк день, якоже не успеваху здравии мертвых погребати до захождения солнечного и многи селы пусты бяху, и во градех и посадех… В Нове же городе, и в Торжку, и во Тфери обещащася людие обеты многими, и во един день по многим местом церкви срубиша, и поставиша, и свящаща, и литургисаша» . «В лето 6925 ( 1416/17 г.– Р. Б.) Того же лета бысть мор по всей земли Рустей, не успеваху погребати. И наугородцы поставиша церковь мученицы Анастасии и священа того же дни, и преста мор» . «В лето 6982 (1473/74 г. – Р. Б.). Того же лета на Устюге мор бысть силен на люди. И сотвориша устюженя обет, единого дне поставили церковь Воскресения Христово надо рвом и мор преста» . Редкий пример из Псковской летописи: «В лето 7030 (1521/22 г. – Р. Б.)… по­ставиша церковь св. Варлаама… и мор не преста. И паки поставиша другую церковь Покров Святой Богородицы… и преста мор» .

http://sedmitza.ru/text/4021461.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010