IV том. В четвертом томе я подробно остановлюсь лишь на нескольких, при том немногих, параграфах. § 141. Условия действительности и действенности таинств (стр. 32–55). Целая стр. 35 и начало 36-ой дословно списаны из статьи проф. Н.Я. Беляева-Пелагианский принцип в римском католичестве, Православный Собеседник, 1871, т.1,стр. 232–235. Собственно и у Беляева здесь большая часть-выписки из книги Януса-Папа и Собор. Слов Януса о. Малиновский ничем не выделяет, но ставит (в 1 прим. на 36 стр. ) цитату: «Янус. Папа и собор. 76–77. 311 стр. » А потом: «См. о том же еще у проф. Беляева Н.Я. » Как будто о. Малиновский пользуется книгой Януса, а не статьей проф.Беляева, у которого занимает и слова Януса, и цитату на его книгу! Кроме того, после цитаты на Беляева и еще на Соколова примечание продолжается. Оказывается, что все это довольно обширное примечание взято опять у проф.Беляева, стр. 234 прим. А затем более трех страниц выписано из книги проф. В.А. Соколова – Иерархия англиканской епископальной церкви, Сергиев посад 1897. Срвн. Стр. 36 Малиновского и 269. 273. 272. Соколова. Стр. 37 Малиновского и стр. 275–277 Соколова. Стр. 38 Малиновского и стр. 277. 278. 282 Соколова. Стр. 39 Малиновского и стр. 288 Соколова. Обширное прим. 2-ое на 39 стр. см. у Соколова стр. 272 и 271 прим. Списывание почти всегда буквальное, но иногда текст Соколова помещается у Малиновскаго в примечаниях, а примечания Соколова стоят в тексте о. Малиновского. Книга проф.Соколова на этих страницах дважды процитована, но очень осторожно. На стр. 36 из нее позаимствовано небольшое 2-ое примечание. В конце примечания цитата: «См. у проф. Соколова. Иерархия англ. церкви. 372– 373 стр.», хотя в книге Соколова всего 362 стр. (Нужно стр. 272–273). Ясно, что цитата относится к одному только примечанию, которое, кстати сказать, заимствовано и не буквально. На стр. 38 в тексте читаем: «Мнение, что для действительности таинства необходимо не внешнее только, но и внутреннее намерение, признают господствующим в западной церкви». Здесь сноска и в прим.2 цитата на Соколова. След, у Соколова взята только эта последняя мысль, а между тем с книги Соколова выше почти буквально списано две страницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Thomas E. FitzGerald 9. AN ERA OF TRANSITIONS The year 1970 marked the beginning of two major controversies that profoundly affected the development of the Orthodox Church in the United States and marked a transition to a new stage of growth. The Russian Orthodox Metropolia was granted autocephalous status by the Patriarchate of Moscow in 1970. This meant that the Metropolia, from then on, known as the Orthodox Church in America, had been given recognition to be a fully independent, self-governing local church. This dramatic decision, however, was not recognized by all. During the same period, the Greek Orthodox Archdiocese became embroiled in discussions over greater use of vernacular languages in worship. While both issues created much discord lasting well over a decade, they were expressions of deeper concerns over the permanent witness and mission of Orthodox Christianity in the United States. THE AUTOCEPHALY QUESTION The position and status of the Russian Orthodox Metropolia were dramatically altered by the political and ecclesiastical developments in the Soviet Union, especially after the death of Patriarch Tikhon in 1925. The October revolution of 1917 not only affected the relationship between church and state in the Soviet Union but also dealt a profound blow to the Russian Orthodox communities in the United States and Western Europe. The loss of financial support, combined with crisis in leadership and schisms, shook the Russian Orthodox Church in America throughout the 1920s. Under the leadership of Metropolitan Platon (Rozdestvensky), the Metropolia in 1924 declared itself to be «temporally autonomous» from its mother church, the Patriarchate of Moscow. This action was taken chiefly because many in America felt that communication with the official church in the Soviet Union was unreliable. Moreover, by 1933, the leaders of the Russian Orthodox Metropolia were refusing to give any pledge of loyalty to the government in the Soviet Union. 272 When attempts to reconcile the Metropolia to its mother church failed, the Holy Synod of the Patriarchate of Moscow, led by the acting locum tenens of the Patriarchate, Metropolitan Sergius, declared on January 5, 1935, that the Metropolia was schismatic. Despite this bold action, the majority of the clergy and laity of the Metropolia " s approximately 250 parishes remained faithful to the leadership of Metropolitan Platon. 273

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

А.В. Журавский Глава III. Деятельность митрополита Кирилла в советской России до декларации 1927 года Обстоятельства назначения архиепископа Кирилла экзархом Грузии и избрания на нижегородскую кафедру С апреля 270 1918 года 271 Святейшим Патриархом Тихоном архиепископ Кирилл был назначен митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским. Об этом было объявлено 8 апреля 1918 года на Поместном Соборе, на котором присутствовал и сам владыка Кирилл. Секретарь огласил выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода от 19 марта (1 апреля) и 23 марта (5 апреля) 1918 года за 185, 210 о «бытии архиепископу Тамбовскому и Шацкому митрополитом Тифлисским и Бакинским, экзархом Кавказским, и о предоставлении ему права ношения белого клобука и митры с крестами» 272 . Само назначение владыки Кирилла на Тифлисскую кафедру являлось мерой, в некоторой степени вынужденной: митрополит Платон (Рождественский), будущий первоиерарх Американской Православной Церкви, не был в состоянии справиться с тяжелой закавказской ситуацией. Еще 12 марта 1917 года собравшиеся во Мцхете в храме Двенадцати апостолов представители грузинской иерархии (епископы, клирики и миряне) объявили о «восстановлении автокефального церковного управления в Грузии». Архиепископу Платону тогда же было объявлено, что отныне он перестает быть экзархом Грузии. Низложенный экзарх отказался подчиняться постановлению Мцхетского Собора 273 . С этого времени и начинается отсчет сложного и трагического периода (длившегося до 1943 года) в отношениях между Русской и Грузинской Церквами, характеризующегося прекращением церковного общения и параллельным существованием на одной канонической территории приходов двух юрисдикций. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви возглавлялся к началу XX века иерархом в сане архиепископа или митрополита, носившего титул Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии. В Грузинский экзархат входили епархии: Грузинская (кафедра в Тифлисе) с викариатствами Алавердским (учреждено в 1886 г.), Бакинским (учреждено в 1905 г.) и Горийским (учреждено в 1811 г., епископы проживали в Тифлисе); Ереванская (учреждена в 1912 г.); Гурийско-Мингрельская (с кафедрой в г. Поти); Имеретинская (учреждена в 1821 г., кафедра в г. Кутаиси); Сухумская (учреждена в 1885 г., кафедра в Сухуми). К моменту провозглашения автокефалии в Грузинском экзархате были следующие иерархи: архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Платон (Рождественский) (с 13 августа 1917 г. – митрополит Тифлисский и Бакинский); викарии Грузинской епархии епископ Горийский Антоний (Георгадзе), епископ Алавердский Пирр (Окропиридзе), епископ Бакинский Григорий (Яцковский), епископ Ереванский Дамиан (Говоров); правящие архиереи: епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), епископ Имеретинский Георгий (Аладашвили), епископ Сухумский Сергий (Петров) 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.П. Скогорев Мученичество Апостола Павла Предисловие Обстоятельства смерти «апостола язычников» – один из самых загадочных эпизодов раннехристианской истории. Автор канонических «Деяний», проследив шаг за шагом миссионерские странствия Павла и еще более подробно описав его плавание «в узах» из Палестины в Италию 272 , по каким-то причинам ничего не говорит о времени и Месте его кончины. Возможно, сообщения о гибели благовестников противоречили концептуальным установкам «дееписателя», стремившегося представить распространение проповеди Христа как торжество жизни над смертью и потому завершившего свой труд на оптимистической ноте 273 . Однако не только Лука, но и другие христианские авторы конца I – начала II вв. избегали углубляться в эту тему. О Павле с большим пиететом писали и даже мельком упоминали о его гибели Климент Римский (90-е гг. I в.) 274 , Игнатий Антиохийский (ок. 110 г.) 275 и Поликарп Смирнский (ок. 130 г.) 276 , но рассказывать об обстоятельствах ухода из жизни самого выдающегося деятеля ранней Церкви почему-то никто из них не счел возможным. Это тем более странно, что главным содержанием посланий Игнатия и Поликарпа были мученичество и смерть за веру. Для христианской литературы первых двух столетий сочинение малоазийского Пресвитера в этом отношении уникально. Хотя его «римские» эпизоды имеют признаки фольклорного происхождения, не исключено, что народное предание сохранило в данном случае какие-то отголоски реально случившихся событий. К их числу в первую очередь могут быть отнесены сообщения о пребывании Павла в Риме и его казни там. Что же касается описания сопутствующих этому обстоятельств – обращения к праведной жизни воскрешенного им «любимца цезаря» 277 и троекратного прямого столкновения Павла с Нероном, – то они, вне всякого сомнения, представляют собой продукт народной фантазии. Первое едва ли не дословно повторяет известный эпизод канонических «Деяний» 278 , а второе попросту не реально. Хотя принцепсы уже со времени Августа считались высшими апелляционными судьями, исполнение такого рода обязанностей они передоверяли специально назначаемым официалам; личное участие императоров в пересмотре судебных решений имело место лишь в исключительных случаях – когда дело касалось лиц, принадлежащих к сенаторскому сословию, или затрагивало государственную безопасность. Нерон же, по свидетельству Тацита 279 , более других императоров избегал присутствовать в судебных заседаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Люсьен Реньё Глава пятая. Одежда Нагота и добровольная бедность Отшельник идет в пустыню, поскольку он, как Антоний, слышит глас Господа: «Пойди, продай имение твое... и следуй за Мною» ( Мф. 19:21 ). И он оставляет все, чтобы, как говорит блаженный Иероним , «нагим служить нагому Христу», чтобы подражать «тем, кто не имеют, где преклонить главу», ибо «пустыня любит людей нагих» 271 . И если некоторые Отцы пустыни желали достичь такой степени добровольной бедности, то это только потому, что они хотели буквально исполнить евангельскую заповедь, а совсем не для того, чтобы посостязаться с «индийскими гимнософистами». Наши источники упоминают о встречах с несколькими отшельниками, жившими в пустыне абсолютно нагими. Один из них, бывший ткач из монастыря в Фиваиде, долгие годы подвизался в стаде антилоп. Его одежда превратилась в лохмотья, и одеянием ему служили собственные волосы 272 . Другой был епископом и 48 лет замаливал грех отступничества, который он совершил во время гонений. Он тоже укрывался только собственными волосами 273 . Третий, в том же одеянии, принялся бежать, когда другой монах попытался с ним заговорить, и тот другой нагнал его только тогда, когда сам освободился от «вещества мира сего», то есть от своей последней одежды 274 . Авва Макарий обнаружил в самой глубине пустыни двух нагих монахов, пьющих воду вместе с дикими зверями в пруду 275 . Мы знаем также от Сульпиция Севера еще об одном отшельнике, который 50 лет жил нагим на Синайской горе 276 . Но существовали ли эти нудисты пустыни на самом деле? Есть соблазн посчитать, что рассказы о них – не более чем красивые истории, предназначенные для того, чтобы напомнить монахам про идеал совершенства, к которому, как они должны были полагать, им никогда не приблизиться. Именно эту мысль высказал Макарий Великий в конце своего рассказа: «Простите меня, братья, я еще не стал монахом, но я видел монахов» 277 . В любом случае, даже если эти люди и существовали в реальности, они были лишь редкими исключениями. Эту традицию Отцов пустыни Иоанн Кассиан понимает иносказательно – как «совершенную наготу Христову», которую те стяжали 278 . Готовящийся к жизни монашеской мог бросить все и абсолютно нагим прийти в пустыню, но в этом случае Господь специально предупреждал старца о его приходе: «Встань и прими Моего атлета» 279 . В один прекрасный день некий великий отшельник мог остаться совсем нагим, чтобы уж наверняка избежать тех почестей, которыми его желали вознаградить 280 . Это также могло быть актом смирения для монаха, мучимого искушением, когда он исповедуется братии в своем переживании 281 . И это же в равной степени было способом убедительно показать пределы добровольной бедности, что было условием жизни монаха. Однажды авва Амой попросил своего ученика Иоанна объяснить посетителям, как становятся монахом. Иоанн, к величайшему изумлению всех, сбросил одежду и просто сказал: «Если человек так же не снимет с себя славу и почести мира сего, никак не сможет он стать монахом» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИН [арм.- ], древний город в Армении. Здесь находились резиденции царей из династии Аршакидов (30-е гг. IV в.- 428), марзпана (иран. наместника) Армении (не позднее 481/2-633) и управляющего пров. Эрминиат (Арминия) Арабского халифата (683(?)-IX в.). В IX-XIII вв. Д.- центр Двинского эмирата. С 80-х гг. V по нач. X в. был резиденцией католикоса Армянской Церкви. В VI - нач. XIII в.- один из крупнейших торговых центров Закавказья и Ближ. Востока. Прокопий Кесарийский (VI в.; Procop. Bella. II 24. 6, 7; 25. 1-5) и ряд араб. географов и историографов (IX-X вв.) отмечают многолюдность города и окружающих его селений, плодородность земли, развитость ремесел и важность Д. для международной транзитной торговли. Излагая события 2-й пол. IX в., когда город был под властью арабов, католикос Ованнес V Драсханакертци (898-928) называет Д. городом-матерью ( Иоаннес Драсханакертци. 1996. С. 272, 273, 320, 321, 332, 333). План центрального квартала Двина План центрального квартала Двина Д. основан в 30-х гг. IV в. в гаваре Востан пров. Айрарат Вел. Армении. По Фавсту Бузанду ( Фавстос Бузанд. История Армении/Пер. с древнеарм. и коммент.: А. Малхасян. Ереван, 1987. С. 32-33 (на арм. яз.)), Д.- название холма, на к-ром был основан город, согласно Мовсесу Хоренаци ( Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер. с древнеарм., введ. и коммент.: Г. Саркисян. Ереван, 1990. С. 152), название города по-персидски означает «холм», что принято совр. наукой (В. М. Варданян; см. в кн.: Товма Арцруни. 1985. Примеч. С. 127). Сведения о строительной деятельности в Д. (с момента основания новой царской резиденции до нач. VIII в.) содержатся в источниках, датируемых не ранее 2-й пол. V в. Сын Трдата III Аршакуни царь Хосров II Котак (ок. 330-338) велел высадить там 2 дубовых леса, вблизи одного возвел царский дворец. В сер. V в. в Д. существовал зороастрийский храм, но горожане, восставшие в 476 г. против персов, разрушили его и возвели на его месте собор св.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Мартирий Глинский. Литография. XIX в. (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?), слобода Басовка Фатежского у. Курской губ.- 5.04. 1865, Глинская Рождество-Богородицкая пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых), мон. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Жизнеописание М. составил в 1906 г. и опубликовал в 1910 г. наместник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря игум. Иасон. С 1863 г. он проживал в Глинской обители и общался с преподобным ( Иасон, игум. 1910). М. род. в семье благочестивых мещан, впосл. его родной брат служил управляющим богатого помещичьего имения. В 1831 г. Матфей поступил в Глинскую пуст., 4 июня 1835 г. был зачислен в указные послушники, 24 июня 1840 г. настоятелем игум. Филаретом (Данилевским) пострижен в монашество с именем Мартирий. Проходил различные послушания, в частности в братской поварне под началом старца мон. прп. Феодота (Левченко) . По воспоминаниям иноков, никогда не произносил «праздных слов» и во время монастырских трудов, подражая прп. Спиридону , Киево-Печерскому просфорнику, читал псалмы, в итоге выучил всю Псалтирь наизусть. Затем М. в течение 10 лет нес послушание на т. н. Дальней монастырской мельнице. Отличался крайним аскетизмом. Однажды провел без пищи 15 дней, совершая чтение Псалтири и проч. молитвенное правило. Ключник, заведовавший в мон-ре продуктами, заметил, что М. продолжительное время не является в обитель за провизией. Когда преподобный наконец пришел за едой, ключник спросил его, почему он так долго не являлся, на что старец кратко ответил: «Далеко ходить». Впосл. М. признавался своему другу, что «более этой меры» (15 дней) поститься уже «невозможно» ( Иоанн (Маслов), схиархим. 1997. С. 272). Строгий к себе, М. скрывал свои подвиги, был прост в общении и отличался братолюбием. На Дальней мельнице он пек блины с конопляным маслом и медом для глинских насельников, к-рых радушно приглашал к себе «на утешение». Однажды М. позвал на мельницу своего друга прп. Илиодора (Голованицкого) . Схиархим. Илиодор вспоминал, как, подойдя к домику М., услышал «гласное чтение Псалтири» и увидел, что преподобный «смотрит в пылающую печь и при этом читает громко псалом». «Не желая прерывать чтения,- вспоминал старец Илиодор,- я остановился и поджидал окончания, на последних словах он вынул сковородку из печи, сбросил блин и продолжал чтения славословия». При этом М. трижды «помазывал сковородку и наливал тесто, продолжая славословие» (Там же. С. 273).

http://pravenc.ru/text/2562462.html

Объяснения к некоторым дням и праздникам годового круга богослужения [Aω. Отдел III. Гл. 12. § 6.2] А. Дни неподвижные (пение Минеи месячной) Сентябрь 1. Начало индикта 269 (церковного новолетия). Начинаем с Богом церковное лето (год). Благословиши венец лета благости Твоея, Господи! ( Пс.64:12 ). Праздник установлен святыми отцами I Вселенского Собора. Ибо, во-первых, этот день некогда освятил Сам Господь Иисус Христос , пришедши, по обычаю Своему  –  κατ τ εωθς ατ 270 (была суббота и Новый год),  –  в Назаретскую синагогу и сказавши о Себе проповедь на текст из пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ) как об истинном Помазаннике (Мессии), посланном от Бога Отца на спасение людей и на возвещение «лета Господня приятна» (потому что человечеству, порабощенному до тех пор диаволу, теперь даруется обновление и свобода). ( Лк.4:16–22 ) Во-вторых, это возвещение новых [благо]«приятных» времен и духовной свободы особенно было дорого для всей христианской Церкви в то время (то есть в эпоху I Вселенского Собора), когда после 300-летних гонений и после победы равноапостольного Константина над Максенцием православная вера наконец была объявлена господствующею и свободною. Но для христиан проповедь в Назаретской синагоге всегда жива, потому что спасающихся всегда гонят  –  если не люди, то демоны. На вечерне: «Блажен муж...», вход, паремии, но утреня без полиелея. Особенность на 9-й песни  –  две катавасии («Таин еси...» и «Снедию древа...») 271 . Славословие великое поется, а не читается. 8. Рождество Пресвятой Богородицы. Хотя Пресвятая Дева родилась в бесславном у иудеев городе ( Ин.1:46 ), но отец Ее, св. Иоаким, был царского рода, а мать, св. Анна,  –  архиерейского. Чудное предание о зачатии и рождении Богоматери (см. Четьи-Минеи, 9 сентября) записано уже во II веке 272 , а праздник тоже очень раннего происхождения 273 . На утрене два канона (св. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского ), первый 2-го гласа (важного, спокойного), второй  –  8-го (более глубокою и величественною), «Честнейшей» нет, но поются припевы. Катавасии две: «Таин еси...» и «Снедию древа...» 274 . На литургии задостойник: «Чужде матерем...».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Оренбург. Димитриевский мужской монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская Церковь Карта и ближайшие объекты Построена в 1890 г. на средства братьев купцов Д. и О. Дегтяревых. В 1938 г. была закрыта, снесены колокольня и главы, здание использовалось под кинотеатр. В 1990 г. передана епархии. Восстановлена. http://www.orenburg-gov.ru/ 13-го сентября 1886 года в Оренбургскую городскую управу обратился купец 2-й гильдии Федор Петрович Дегтярев с заявлением, что после смерти его брата Дмитрия Дегтярева по его духовному завещанию остался капитал в сумме 5000 рублей, и просьбой отвести под новое строительство площадь во второй части города между кварталами 272 и 273 для постройки храма во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого. Спустя четыре месяца, 2 января 1887 года, на заседании Оренбургской городской думы под председательством городского головы Н.А. Середы в присутствии двадцати трех гласных ходатайство Ф.П. Дегтярева было удовлетворено. В этом же месяце решение о возведении храма приняла городская дума, а епископ Оренбургский и Уральский Макарий благословил. В 1887 году по проекту инженера Сахарова была заложена однопрестольная церковь, способная вместить до 700 человек. И началось строительство. 2 июня (ст.ст.) 1890 года на место священника определили священника станицы Кардаиловской Василия Коблова. Он стал первым настоятелем храма. 30-го сентября (ст.ст.) 1890 года, накануне праздника Покрова Божией Матери, под жестяными белыми крестами Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским при полном стечении народа было совершено освящение третьего в новой слободке Оренбурга храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского.  В скором времени (в 1897 году) стало очевидно, что построенный храм мал и требует расширения. В 1895 году оренбургский епархиальный архитектор составил смету и план-проект церкви с предполагавшимися двумя пристройками для алтарей, реализация которого затянулась на долгое время из-за недостатка средств. По ходатайству прихожан и благотворителей Димитриевского храма и с благословения епископа Оренбургского и Уральского Владимира на средства купца 2-й гильдии Максима Макеева построили правый придел в честь Святой Троицы. 1-го августа 1899 года был освящен престол. А в 1900 году на средства генерала-майора Черехова и того же купца М.М. Макеева, ставшего церковным старостой, и других благотворителей завершилось строительство левого придела в честь Успения Божией Матери. Настоятель храма протоиерей Александр Словохотов подал Его Преосвященству Епископу Оренбургскому и Уральскому Владимиру прошение о том, что вся постройка согласно проекту закончена и он просит 13-го августа 1900 года, в воскресение, благословить и освятить святой престол.

http://sobory.ru/article/?object=14073

Приход Крестовоздвиженской церкви Приход Крестовоздвиженской церкви раскинут по улицам: Неглинной, Моховой, Знаменке и Воздвиженке, и по переулкам: Ваганьковскому, Шереметевскому и Бол. Кисловскому. В настоящем своем составе приход, за небольшими изменениями, существует с 1814 года, когда бывшие до того три самостоятельных прихода – Николаевский, на Моховой, Николаевский и Благовещенский, на Старом Ваганькове, были объединены, по закрытии Крестовоздвиженского монастыря, при монастырской соборной церкви, обращенной в приходскую. В глубокую старину возвышенное место, на котором находится Крестовоздвиженская церковь , покрытое лесом и отделенное отовсюду перелогами полей, называлось Островом, в противоположность к окружавшим его оврагам и низким местам, слывшим под именем Черторья. Восточная часть Острова, понижаясь, переходила около собственно «города», т. е. огороженного стеною Кремля, в овраг, по дну которого протекала небольшая речка Неглинная, и сообщалась с городом через деревянный мост. Пологий, болотистый берег Неглинной, протекавшей вдоль городской стены, покрытый мохом, дал название теперешней Моховой улице 272 . По берегам речки и далее, на склоне Острова, ютились избушки, амбары и другие строения и были разбиты огороды на всем пространстве между теперешними Троицкими и Боровицкими воротами. Между строениями кое-где были заросли кустарника, ивы и вербы 273 . У Боровицких ворот, называвшихся прежде Предтеченскими (по церкви Иоанна Предтечи, бывшей недалеко от ворот, в Кремле) от речки Неглинной к дворцовому месту поднималась очень крутая гора, а через речку был перекинут мост 274 . На месте существующего Ваганьковского переулка было великокняжеское подклетное село, принадлежавшее матери в. кн. Василия Темного, Софии Витовтовне, с загородным ее двором, где после пожара и землетрясения 1445 года пребывал некоторое время и сам великий князь 275 . От Софии двор перешел к внуку ее, князю Юрию Васильевичу Меньшому 276 , а этот последний в 1472 г. завещал его старшему брату своему, в. к. Иоанну III «опрочь того места, что есть тогож места Ваганькова, дал Великому Николе в доме на Песноше» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010