А.Г. Воробьева Письма епископа Германа послушнице Татьяне Харламовой 126 1 Канун Великого поста, «Горе нам, что не знаем душ своих. Не знаем и того, к какому житию мы призваны, но эту жизнь немощи, это состояние живущих, эти скорби мира и самый мир, и пороки его, и упокоение почитаем чем-то значительным» ( Исаак Сирин ) 127 . Мы знаем, что у нас должно быть покаяние нераскаянное 128 , то есть постоянная скорбь и плач о грехах. Самый образ той жизни, какую мы возлюбили, есть постоянное покаяние. Что же для этого нужно, чтобы действительно, на деле, а не на словах, быть нам кающимися и чрез то детьми Божиими, чадами света и дня 129 ? «Покаяние, – говорит тот же великий подвижник, – есть корабль, страх Божий его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и пристает к Божественной пристани» 130 . Итак, со страха за свое духовное здоровье, от страха за свою будущую судьбу начинается истинно постническое житие и через воздержание приводит нас к цели всех подвигов жизни – к любви. Люди мира и чувственности думают, что постническое житие противоестественная жизнь, потому что убивает тело. Им отвечает великий Пимен: «Мы учились, – говорит он, – умерщвлять не тело, а страсти» 131 . «От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно», – говорят отцы. На первом плане у нас должна быть забота о душе. Потому мы во многом отказываем телу, что «по той мере, как утучняется тело, истощается душа и, напротив, по мере истощения тела укрепляется душа» 132 . Для того и постоянное воздержание, а временем и пост как сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями. «Пост для тела есть пища для души» ( Исаак Сирин ) 133 . Пост есть не телоубийца, а страстоубийца. Макарий Великий говорил, что монах с таким рассуждением должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения, забывать обиды, не предаваться печали (мирской), ни во что ставить скорби и лишения, как могущие умереть каждый день 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

А.И. Никольский Триоди Цветные 251. Триодь Цветная , в лист, 375 л.л., полууставом XV в. (первые два листа начала XVIII в.), с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–9, 17, 18, 20–24, 30–38, 40–44, 46, 97, 105–124, 126–129, 133–138, 208, 229, 273–277, 283–285, 288, 292, 297–298, 301–305, 312–321, 323–325, 333, 338–372; от листов 343, 344, 351–353, 361–363 уцелели одни только обрывки выпадающие. Некоторые листы подклеены, иные с подновленным текстом. На полях внизу листов 1–9 и на л. 303 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Треодь Цветная Борисоглебской пустыни что на острову»; 2) … «Федоров человек … рьевича Бупурлина продал есми Ивану попу Бывалетскому Еризарову сыну Треодь Цветную сию книгу лета 7055 (1547)-го отпись есми писал своею рукою». Состав: 1) службы Триоди (1–303 об); 2) поучение о пречистых тайнах сиречь о теле и крове Христове (304–305). Начало: «Ныне хотяще лриступити к святей сей страстной тайне»; 3) синаксарь святого и великого пятка страсти Спаса нашего Иисуса Христа (305– 308 об). Начало: «В святый великый пяток страстныя страсти празднуем»; 4) слово святого Ефрема о страсти Христове (308 об.–312). Начало: «Боюся глаголати и языком коснутись»; 5) синаксарь в святую великую субботу (312–313). Начало: «В святую великую субботу Боготелесное погребение празднуем»; 6) слово о снятии тело Христово с креста – сказаниа евангельска, похвала Иосифу и мироносицам (313–316 об). Начало: «Праздник от праздника честный преспел есть». Продолжение этого слова, т. е. похвала Иосифу и мироносилам, следует ниже, на лл. 335–338 в виде двух отдельных слов. Издано К. Калайдовичем (Памятники Российской словесности XII в. М. 1821 г. 28–42 стр.) и М. И. Сухомлиновым (Рукописи графа Λ. С. Уварова. Т. II. Памятники словесности. Выпуск первый. Спб. 1858 г. 25–35 стр.), с тем различием, что в последнем издании слово подразделено на части, из коих вторая – «О мироносицах», а третья – «Похвала Иосифу», чего в издании Калайдовича нет; 7) синаксарь в святую великую неделю Пасхы (317–318 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема IX. Священное Предание Традиция – это живая вера мертвых; традиционализм – это мертвая вера живых. Ярослав Пеликан §21 Определение понятия «Священное Предание» Вопрос о Священном Предании 126 и о его соотношении со Священным Писанием стал пристально рассматриваться некоторыми православными богословами в контексте дискуссий с представителями инославия. Собственно в рамках Православной Церкви существование Предания всегда воспринималась как нечто естественное, само собой разумеющееся, так как само понятие это содержится в Св. Писании: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ); «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предание так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Тем не менее, полемика с неправославными подняла целый ряд важных вероучительных аспектов, ответы на которые позволили бы богословам более точно выразить учение Православной Церкви о Предании 127 . Некоторое затруднение при определении понятия «Священное Предание» представляет расплывчатость и многозначность данного термина, на что обращал внимание В. Н. Лосский 128 . Как указывает тот же автор, дать определение понятию «Предание» не так просто, так как сразу возникает искушение противопоставить его Священному Писанию , а это уже ход мыслей протестантских авторов; или другая крайность – показать Предание в такой широте, что определяющие его границы просто сливаются с другими понятиями: «Оно показано как некая вселенская полнота, неотличимая, однако, ни от единства, ни от кафоличности (соборности Хомякова), ни от апостоличности или сознания Церкви» 129 . Достаточно часто можно встретить определение предания как учения, передаваемого устно. Однако это не совсем корректное утверждение. В послании апостола Павла говорится: «Держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ). Очевидно, что в данном случае апостол говорит о Предании как о вероучительных истинах, которые ученики получили от него разными способами: письменным (послание) и устным (слово). Кроме того, есть специфика человеческой психологии: всё важное фиксировать на бумаге. Зададимся вопросом: если верующие услышали что–то важное и поучительное от своих учителей (апостолов, святых отцов, подвижников), разве не постараются они это записать? Именно так и сделают. Откуда, например, мы знаем о подвигах и поучениях египетских и палестинских подвижников? Их ученики записали это. Также и сочинения святых отцов, которые они, как правило, сами писали, каноническая и литургическая традиция зафиксированы на бумаге. Таким образом, противопоставление Писания и Предания как письменного и устного источников нашего вероучения не является обоснованным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью 123 , решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124 . И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа 126 : они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)....» 127 . «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128 , тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129 . Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130 . Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина , это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

В.Я. Саврей Раздел V. Влияние каппадокийской школы на средневековую просветительскую традицию Лекция 15. «Золотой век» патристики в истории христианской философии В Античности просвещение не отличалось от образования и воспитания (παιδεα). По обоснованному суждению Вернера Йегера, в IV в. до Р. Х. греческая пайдейя пережила свой расцвет, или «классический век» 126 . Причем не в последнюю очередь это было связано с изживанием демократии, внутренние противоречия которой обострили задачи воспитания. «Движение в сторону новой пайдейи началось после того, как возник новый и более высокий идеал государства; кончилось же это движение поисками нового Бога». Ученый также отмечал, что философские школы классического периода «стали создателями западноевропейской науки и философии и предшественниками мировой религии – христианства»; одновременно с этим они «оказались теми носителями, которые передали духовное наследство греков остальным народам, как современным, так и более поздним» 127 . Какой же след оставил в истории IV век по Р. Х.? Данный вопрос можно рассматривать с двух точек зрения, не забывая о диалектической связи между ними. С первой точки зрения, это был «период свободного развития богословского творчества», который «характеризуется обилием и богатством литературных произведений» 128 ; со второй – " тогда были поставлены и разрешены все существенные вопросы, какие человечество может предъявить христианству» 129 . Другими словами, в этот период была создана классика христианства, которая заменила устаревшую классику эллинизма 130 . И, поскольку христианство смогло сформировать собственную цивилизацию, подарив письменность «варварским» народам, его классическая эпоха должна рассматриваться так же комплексно, как и эпоха классической Античности: оно создало свою оригинальную философию, тесно переплетенную с богословием, выработало новое художественное мировидение, воспитало новый антропологический тип, альтернативу которому до сих пор еще только пытается создать современная, так называемая постхристианская цивилизация Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

А.И. Никольский Псалтыри 102. Псалтырь с восследованием, в лист, без начала и конца, 375 лл., полууставом XV в., с крупными киноварнымн инициалами, без переплета. Почти все листы рукописи повреждены и порваны с большим или меньшим ущербом для текста; 157 и 158 листы писаны позднейшею спорописью. Нет листов между 118 и 119, 243 и 244 листами. На полях листов: 126, 129, 134, 137–139, 143–163 приписка скорописью XVI в.: «Сию книгу глаголемую Псалтырь положил в дом архангелу Христову Михаилу да великому чудотворцу Афонасею Александрийскому раб Божий Григорей Никифоров сын а прозвище Неждан да его дети … да Исак при своем животе и по себе и по своих родителех при священнике Иякове Трофимове месяца августа в 1 день на Происхождение честного животворящаго Креста Господня». Состав: 1) псалтырь (1–156 об.); начинается 17-м псалмом; 2) часословец имеай службу нощную и дневную (159–243 об.): последования: полуношниц: вседневной, субботней и воскресной, утреницы, утрени, часов: 1, 3, 6 и 9 с почасиями, чинов: изобразительных и панагии, вечерни и великого повечерия; последнее–неполное; 3) вследование церковного пения и вселетного собрания, т. е. месяцеслов с уставом (244–375 об.), оканчивается 29-м августа. Из русских и славянских святых в месяцеслове упоминаются следующие: сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор, сентября 25 – Сергий Радонежский; октября 15 – Евфимий Новгородский архиепископ; октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; января 10 – Павел Обнорский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 13 – Симеон Сербский; февраля 14 – Кирилл, епископ Катанский, учитель словеном и болгаром; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 23 – Леонтий Ростовский и Никита Переяславский; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 3 – «стретение иконы образа преподобного отца нашего Дмитрея Прилуцкого чудотворца в лето 7011» (скорописыо на полях); июня 9 – Кирилл Белозерский и Александр Куштский; июля 15 – Владимир князь; августа 24 – Петр митрополит. Из праздников русских Богородичных отмечены: октября 1 – Покров; ноября 27 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде; августа 26 – Сретение иконы Владимирския Пресвятыя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Вселенский четвертый собор был созван в 451 г. по P. X. в Халкидоне, знаменитом городе Вифинии, при императоре Маркиане и Пульхерии [ 125 ] . На нем присутствовали 630 отцов, среди которых ведущую и наиболее выдающуюся роль играли Анатолий Константинопольский, еп. Пасхазин и Луценций с пресвитерами Бонифацием и Василием, а с ними и еп. Юлиан, замещавшие святейшего Льва Римского, Максим Антиохийский, Ювеналий Иерусалимский. Они осудили и предали анафеме злосчастного архим. Евтихия и его покровителя Диоскора, ставшего после Кирилла епископом Александрийским. Евтихий и Диоскор, впав в заблуждение, противоположное заблуждению Нестория, вместе с ним впали в ту же погибель: Несторий разделял Единого Христа на два лица и две ипостаси, а Евтихий с Диоскором две природы Христа, Божество и человечество, из которых Он состоит и в которых мы Его познаём и поклоняемся Ему, дерзко слили в одну природу, не понимая, безумные, что из этого нечестивого мнения следует, что Христос и не одной природы с Отцом, и не одной с людьми, но какой-то иной природы [ 126 ] . Потому этот святой Собор, следуя Символу первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, посланию Кирилла Александрийского , иначе говоря, определению третьего, Эфесского, Собора, а кроме того, посланию святейшего Льва Римского [ 127 ] , оставил неприкосновенным общий Символ первого, Никейского, и второго, Константинопольского, Соборов, предав анафеме тех, кто дерзнет добавить к нему или устранить из него что-либо, и составив свой орос Православной веры, который дословно звучит так (деяние 5): «Итак, последуя божественным отцам, все согласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве. Истинно Бога и истинно человека, того же из души и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха. Прежде веков рожденного от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения – от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, из двух природ неслитно, непреложно, нераздельно, неразлучно познаваемого [ 128 ] , так что через соединение нисколько не разрушается различие природ, но тем более сохраняется свойство каждой природы и соединяется в одном лице и одной ипостаси. He на два лица разделяемого или рассекаемого, но одного и того же Сына и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили о Нем пророки и как научил нас Сам Господь Иисус Христос и как нам преподал Символ отцов» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца 124 Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове, от благоверных родителей Кирилла и Марии. Избрал же его Бог на Свое служение еще от утробы матери. Ибо она пошла, будучи беременной, как обычно, в церковь на святую литургию, и когда начали читать Святое Евангелие, вскричал младенец во чреве, и все стоящие около нее услышали крик. Также и во время Херувимской песни вторично он вскричал. А когда священник возгласил: «Святая Святым» 125 , – в третий раз голос младенца послышался из утробы матери. И все уразумели, что будет он великим светильником миру и явится служителем Святой Троицы. Точно так же как святой Иоанн Предтеча радостно взыграл во чреве перед Матерью Господа 126 , так этот младенец взыграл перед Господом в святой Его церкви. Объята же была мать его ужасом и страхом из-за этого чуда, и все, кто слышал, весьма удивлялись. Пришли дни рождения, и родила она сына, и нарекли имя ему – Варфоломей. И родившийся ребенок не брал грудь матери в среду и пятницу и никакого иного молока в эти дни не вкушал. Это же было начало великого его воздержания и пощения, которые он позже в совершенстве показал 127 . Когда же ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но плохо учился, отличаясь плохой памятью. И хотя прилежно обучали его учителя, он мало успевал. Это же происходило по смотрению Божию, чтобы потом от Духа Божия, а не от людей, дано было отроку разумение книжное. Возлюбив от юности безмолвие, как-то бродил он в дубраве в безлюдных местах. Увидел же некоего инока, или, точнее, ангела в образе иноческом, от Бога посланного 128 . Стоял он в дубраве и молился. Отрок приблизился к нему и, низко поклонившись, стоял, ожидая окончания молитвы. Инок же спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отвечал же отрок: «Отец, отдали меня учиться читать, и никак не могу уразуметь ничего из того, чему учит меня учитель мой. И из-за этого скорблю и не знаю, что мне делать. Но молю твою честную святыню, помолись ко Господу обо мне, чтобы вразумил Он меня святыми твоими молитвами». Инок же, сотворив молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». С этого времени блаженный отрок, подобно плодоносной земле, напоенной дождем, приняв благословение от святого того инока, но скорее всего от ангела, изучал книжные премудрости без труда. Бог отверз ему разум, чтобы познать Писание. И рос отрок, возрастая разумом и добродетелями: любил пост и воздержание, от детских обычных игр уклонялся, прилежал же чтению Божественных книг, учась той премудрости, начало которой страх Господень 129 . И так, от силы в силу возрастая, вырос мужем совершенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf О святителе Василии Великом Предисловие Во святых отец наш Василий был родом из Кесарии, расположенной в той части Каппадокии, которая лежит при Понте, – в древности она называлась также Мазакой. Он родился в 329 г. 122 , а в 364 г. был возведен Евсевием Кесарийским на степень пресвитера 123 . Но спустя краткое время, уступая зависти Евсевия, он удалился в Понт и своим словом увлек за собой единодушного ему божественного Григория Назианзина 124 . После того как он стал во главе находившихся там монастырей и изложил для них установления и правила, он предался пустынному уединению, оправдывая себя жаждой совершеннейшего безмолвия. В 365 г. 125 , узнав, что арианская ересь, распространившаяся при Валенте, готова проникнуть и в Каппадокию, он возвращается, отдает себя на служение Матери-Церкви, примиряется с Евсевием и доблестно стоит за православие 126 . Став епископом Кесарии после смерти Евсевия в 370 г. 127 , он мужественно повел борьбу против ересей, распространенных в те времена. Так, он противостал епарху Модесту, который всевозможными способами пытался поколебать его благочестие, и смело обратился к нему с достопамятными словами: «Я и завтра останусь тем же, а ты не изменяй своего мнения, но исполни свои угрозы» 128 . Восемь лет 129 правив своей паствой, он преставился ко Господу. Среди прочих своих писаний (изданы в Париже в 1730 г.) всехвальный муж оставил нам и следующие канонические послания, необходимые для благочиния и устроения Церкви. Косвенно они утверждены правилами IV Всел. 1 и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 (этот Собор, сверх того, заимствовал многие правила Василия и сделал их своими), и через это утверждение они некоторым образом получили силу правил Вселенских соборов. Эти правила находятся во 2-м т. «Пандект» и в 1-м т. «Синодикона», с. 335 130 . Во святых отца нашего Василия Великого. Канонические послания, они же 92 правила С толкованиями Первое его каноническое послание к Амфилохию, разделенное на 16 правил Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Об Антиохийском Поместном соборе Предисловие Созванный Антиохийский Поместный собор [ 123 ] состоялся в правление Констанция (сына Константина Великого ) и в его присутствии в Антиохии Сирийской [ 124 ] в 341 г. [ 125 ] . На нем собрались, согласно Сократу (Церковная история. Кн. 2, гл. 8), 90 отцов 126 , согласно Созомену (кн. 3, гл. 5) 127 – 97. а согласно Феофану 128 –120, под руководством Евсевия, вначале епископа Беритского, затем Никомидийского, а из Никомидийского ставшего епископом Константинопольским. Антиохийским епископом был тогда Плакот 129 . Юлий Римский, равно как и Максим Иерусалимский, на этом Соборе не присутствовали ни сами, ни в лице представителей. Итак, этот Собор издал настоящие 25 правил, которые необходимы для церковного благочиния и порядка. Большинство из них не только по смыслу согласуются с апостольскими правилами (см. предисловие к апостольским правилам), но и содержат те же самые выражения. Кроме того, они косвенно подтверждаются правилами IV Всел. 1 (впрочем, этот Собор в 4-м деянии приводит правила Антиох. 4 и 5 дословно, как мы скажем) и VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2. Благодаря этому подтверждению они некоторым образом получают силу правил Вселенских соборов [ 130 ] . 25 правил Антиохийского Поместного собора с толкованиями Правило 1 Все дерзающие нарушать определение святого великого Собора, собранного в Никее в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего императора Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат с еще большим упорством противиться добрым установлениям. И это пусть будет сказано о мирянах. Если же кто-либо из предстоятелей Церкви – епископ, или пресвитер, или диакон – после настоящего определения дерзнет обособляться от прочих и совершать Пасху с иудеями, что совращает людей и возмущает Церкви, такому святой Собор судил с этого времени быть чуждым Церкви как виновному не только в собственном грехе, но и в растлении и развращении многих. И Собор отрешает от служения не только таких, но и дерзающих находиться в общении с ними после их извержения. Изверженные же лишаются и внешней чести, которой пользуется святое звание и Божие священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010