Особым праздником считается Положение ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (Влахерноба; 2 июля), он посвящен также хранящимся в Грузии ризе и части пояса Божией Матери, а также чудотворному списку Влахернской иконы Божией Матери , согласно груз. исторической традиции ( Иоселиани. Описание древностей. 1866) подаренным в VII в. визант. имп. Ираклием груз. царю. Согласно др. сведениям (посольство Иевлева и Толочанова, 1650-1652 - Цинцадзе. 1969), Влахернскую икону и ризу привезли в Грузию в иконоборческий период, а часть пояса Богоматери и Оконскую икону - племянница визант. имп. Романа III Аргира, Елена, первая супруга груз. царя Баграта IV (1027-1072). Паломники, побывавшие на Св. земле, с XV в. называли грузин «христианами пояса» ( Хазарадзе. К истории одной реликвии. 1999; Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов. 1995). В XVIII в. одишский кн. Григол Дадиани передал Влахернскую икону, ризу и часть пояса последнему царю Грузии Георгию XII. После кончины царя его сын Давид перевез икону в Россию, затем она снова вернулась в Грузию. В наст. время Влахернская икона хранится в Гос. музее груз. искусства, риза Пресв. Богородицы - в Зугдидском гос. краеведческом музее. На Влахерноба икона переносится в ц. Влахернской иконы Божией Матери в Зугдиди. Существует обычай жертвовать иконе отрезы пестрой материи (Гвтисмшоблис Перанги - риза Богоматери), употребление к-рых даже с благими намерениями (напр., раздача неимущим) запрещено. Вторник Светлой седмицы - день празднования Оконской (Оконоба) и Иверской (Ивероба) икон Божией Матери. Оконоба связан с почитанием иконы из церкви в Окони (с. Чихареши, Квемо-Сванети), выстроенной князьями Кипиани (Ивероба отмечают еще и 12 февр.). Праздник Зачатия Пресв. Богородицы прав. Анной (9 дек.) особо отмечается в Зап. Грузии (Рача, Лечхуми, Сванети), где прав. Анну в народе называют «бабушка Рождества» и считают покровительницей девушек, брака, женщин, особенно рожениц. Этот день празднуют и особо отмечают женщины: старшая в семье печет ритуальные хлебцы из пшеничной муки в форме креста, звезды, солнца. Прав. Анну просят о благоденствии семьи, о благополучном исходе родов (если в доме находится роженица), о сохранении света очей, об обильном урожае проса.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Лит.: Бакрадзе Д. З. Сванетия//Зап. Кавк. отд-ния РГО. Тифлис, 1864. Кн. 6. С. 114-115; Уварова П. С. Поездка в Пшавию, Хевсуретию и Сванетию//МАК. 1904. Вып. 10. С. 76, 78, 120, 169-170; Такаишвили Е. Археологическая экспедиция в Лечхум-Сванети. П., 1937. С. 208 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 134-135; Чубинашвили Г. Грузинское чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 315, 354, 405, 529; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 231; Аладашвили Н., Алибегашвили Г., Вольская А. Росписи художника Тевдоре в Верхней Сванетии. Тбилиси, 1966; они же. Живописная школа Сванети. Тбилиси, 1983. С. 30-31, 33, 51-52; Аладашвили Н., Вольская А. Памятники стенной росписи Верхней Сванети//Дзеглис мегобари (Друзья пам-ков архитектуры). Тбилиси, 1967. 9. С. 30-35 (на груз. яз.); они же. Фасадные росписи Верхней Сванети (X-XVII вв.)//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 9а. С. 94-120; Силогава В. Фресковые надписи ктиторов в Верхней Сванети//Сванети: Мат-лы для изучения материальной и духовной культуры. Тбилиси, 1977. Т. 1. С. 52-57, 80 (на груз. яз.); он же. Письменные памятники Сванети (X-XVIII вв.). Тбилиси, 1988. Т. 2: Эпиграфические памятники. С. 264-274 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Памятники средневек. станковой живописи из Верхней Сванетии//Средневековое искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 169-170, 174; Кения Р., Аладашвили Н. Верхняя Сванети. Тбилиси, 2000. С. 44-46 (на груз. яз.); Кения М. К вопросу слова и изображения в груз. росписи: На примере Ипрари//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тбилиси, 2003. Вып. 4/5. С. 147-168 (на груз. яз.); Духовное сокровище Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 181 (на груз. яз.). Н. Читишвили Рубрики: Ключевые слова: ИПХИ (X в.), ц. во имя вмч. Георгия (Джграаг) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви АНАНУРИ средневек. крепость и город в 66 км от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге, в ущелье р. Арагви (в наст. время село Душетского р-на Грузии)

http://pravenc.ru/text/673809.html

Живопись нижнего регистра сильно повреждена, фактически можно различить только фрагменты одной фигуры. Очевидно, здесь были написаны фигуры 5 св. воинов, точная идентификация к-рых невозможна. Предполагают, что среди них - великомученики Георгий, Димитрий Солунский и Феодор Стратилат. Святыни В Местийском историко-этнографическом музее хранятся 3 живописные иконы, ранее принадлежавшие И. Икона 40 Севастийских мучеников (XII в., 68,5 ´ 53 см) отличается высоким качеством исполнения. Сложные движения придают фигурам экспрессию, лик каждого мученика выразителен, тонко проработан. Погрудную икону Христа Пантократора (51 ´ 33 см), основываясь на живописном (проработка лика, характер прориси, письмо одежд, светлый колорит, состоящий из сочетания золотистой охры и голубого) и иконографическом решениях, относят к XII-XIII вв. Для иконы св. Иоанна Предтечи (XIII в., 59 ´ 80 см) характерна экспрессивная манера живописи; особенно выразителен лик. В одеждах Г. Алибегашвили увидела «неспокойный рисунок складок» и трактовала этот прием как влияние чеканной иконы ( Алибегашвили. 1978. С. 169). В И. также находится множество икон с большими утратами, относящихся к разным периодам. Сохранились деревянные основы многих из них, а также обитая кожей доска от оклада Четвероевангелия, большой деревянный крест, пожертвованные И. рога скота и др. ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 87). Лит.: Шевякова Т. К вопросу о датировке росписи церкви св. Георгия (Джграаг), расположенной вблизи села Ипхи (Верхняя Сванети)//Моамбе (Вестник АН Грузии). 1963. Т. 30. 6. С. 829-836 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Памятники средневек. станковой живописи из Верхней Сванетии//Средневековое искусство: Русь, Грузия. М., 1978. С. 169-170; Аладашвили Н., Алибегашвили Г., Вольская А. Живописная школа Сванети. Тбилиси, 1983. С. 23-28; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети (X-XVII вв.)//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 9а. С. 94-120; Силогава В. Письменные памятники Сванети (X-XVIII вв.). Тбилиси, 1988. Т. 2: Эпиграфические памятники. С. 274-280 (на груз. яз.); Кения Р., Аладашвили Н. Верхняя Сванети. Тбилиси, 2000. С. 87 (на груз. яз.); Кения М. Особенности решения общей системы росписи раннего периода в Сванети//Сакартвелос сидзвелени (Древности Грузии). Тбилиси, 2008. Вып. 12. С. 128-151 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/673813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. X–XI вв. [Груз. ] (X-XI вв.), ц. во имя мучеников Кирика и Иулитты (с. Хе, община Кала, муниципалитет Местиа, Сванети) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Памятник груз. средневек. живописи. Церковь особо почитается в Сванети. Расположена на вершине высокой горы над р. Ингури, на противоположном берегу от села. Престольный праздник - квирикоба - отмечается в день памяти святых мучеников 15(28) июля (подробнее см.: «Народные обычаи, связанные с церковным календарем» в ст. Грузинская Православная Церковь ). В Л. хранятся богатая коллекция средневек. чеканных и живописных икон, церковные украшения. Особенно почитается т. н. икона семьи Шалиани - чудотворный образ «Распятие Господне» XII в. с частицами Животворящего Креста Господня визант. письма, украшенный злато-серебряной чеканкой с эмалью и полудрагоценными камнями. Архитектура Небольшая по размерам церковь (внутреннее пространство 5 ´ 2,70 м) выстроена из плит желтоватого водяного туфа (ширими). Принадлежит к обычному в В. Сванети зальному типу. С юга примыкает притвор, с запада пристроена 2-ярусная колокольня. Внутреннее пространство перекрыто коробовым сводом, апсида выделена подпружной аркой. По продольным стенам развернуты 2 пары пристенных арок, опирающихся на пилястры, на зап. стене - одна пара. Глубокая апсида отделена от остального пространства церкви алтарной преградой, датируемой тем же временем, что и церковь. Перед ней, в середине храма, на высоком каменном постаменте установлен обычный для церквей Сванети большой предалтарный крест, обитый чеканными золочеными пластинами с изображениями. В здании 3 входа: с запада, севера и юга; пространство освещено 2 окнами (в алтаре и на зап. стене). Деисус. Роспись ц. Лагурка во имя мучеников Кирика и Иулитты. 1112 г. На зап. стене над дверным проемом помещена 3-строчная надпись, выполненная асомтаврули белой краской (сохр. не полностью): «Именем Божиим расписана и украшена святая сия церковь в возвеличение и в моление азнауров этого ущелья и всех, которые строили. Святой Квирике, прославь и помилуй. [Расписана] в годы от сотворения мира 6716 в короникон…» Имя художника сейчас не читается, но композиция росписи, характер изображений, манера исполнения не оставляют сомнения в авторстве Тевдоре. На пилястре подпружной арки юж. стены помещена 10-строчная надпись, выполненная черной краской: «Храм сей святого Квирике, когда землетрясением был разрушен я, сын Антония, Георгий вновь украсил. Кто не забудет (меня), того помилует Бог». Упомянутые лица по историческим источникам неизвестны, но надпись разъясняет причину поновления в XVII в. отдельных частей первоначальной росписи Тевдоре: художник стремился освежить изображения, полностью сохранив иконографическую схему росписи.

http://pravenc.ru/text/2462495.html

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи. Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг. Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году. Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I, воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Груз...

А тогда они стояли лагерем на соседней горе, в любое время село могли уничтожить. Грузинских военных было мало, они говорили нам: „Мы смертники, мы знаем, что умрем“. И действительно, всех их через три месяца убили. Когда мы в Абхазию собирались, я в своей комнате убралась, как никогда раньше, думала, если убьют, пусть комната после меня чистой останется. Потом оказалось, что когда мы уезжали из Коман, началась стрельба, даже по нашему автобусу стреляли, но мы ничего не слышали. Как можно было не слышать, не знаю. Это воистину чудо, бывшее по молитвам Святейшего...» 13 В сентябре 1993 года, после года практически непрекращающегося военного противостояния, Сухуми был взят под контроль абхазскими военными формированиями. Незадолго до этого в Сочи был подписан договор о прекращении огня, поэтому грузинское население не было готово к такому стремительному и драматичному развороту событий. Люди, знавшие об этнических чистках, осуществлявшихся в 1992 году при захвате Гагр, экстренно покидали Сухуми. Вывоз части грузинских беженцев обеспечил Черноморский флот, большинству же пришлось пробираться через холодные горные перевалы Сванетии, в этих переходах погибло порядка пятисот человек; общее количество грузинских беженцев из Абхазии за время этой войны составило приблизительно 250 000 человек. 14 Сванети – высокогорная область на северо-западе Грузии, делится Сванетским хребтом на Верхнюю и Нижнюю Сванети. Верхняя Сванети находится на границе с Россией (Кабардино-Балкария). Край знаменит не только красотой природы, но и богатством памятников истории и архитектуры. Сваны – отдельная группа в рамках грузинского этноса, сохранившая свой разговорный язык. Сваны говорят на сванском и грузинском языках. 15 Духоборы – религиозная секта, возникшая в России в XVIII веке. Последователи этого движения отрицали внешнюю форму и обрядовые предписания. В правление Николая I пять тысяч духоборов были принудительно переселены на Кавказ, большая часть переселенцев обосновалась в Джавахети. 16

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПРАРИ [груз. ] (XI в.), ц. во имя Архангелов (Тарнгзел) Местийско-Земо-Сванетской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположена на окраине одноименного села в Сванети (Местийский муниципалитет, Сев.-Зап. Грузия), на правом берегу р. Ингури. Принадлежит общине с. Кала. Архитектура И. выстроена на кладбище. Это небольшое прямоугольное сооружение (4,75×2,6 кв. м) зального типа, характерное для сванской архитектуры. С вост. стороны строение завершено апсидой. В качестве строительного материала использованы хорошо тесанные квадры ширими (водяного туфа) желтоватого цвета. Фасады И. простые, без декоративных акцентов. Единственный вход расположен с запада. Интерьер освещен 2 окнами - в апсиде и над входом. В толще стены по обеим сторонам алтарного окна вырезаны прямоугольные ниши. Алтарь отделен от зального пространства каменной алтарной преградой, которая открывается 3 арочными пролетами. Стены церкви гладкие, без архитектурных деталей; для подпружной и триумфальной арок на продольных стенах использованы кронштейны. В алтаре под окном помещен каменный престол. В интерьере церкви сохранились процарапанные поминальные граффити. Часть из них датируют периодом до росписи церкви (1096), другие надписи относят к кон. XI-XV в. ( Силогава. 1988. С. 264-274). Крещение Господне. Роспись ц. Архангелов. 1096 г. Мастер Тевдоре И., непримечательная в архитектурном отношении, отличается богатством и высоким уровнем исполнения росписи. Интерьер был выполнен царским худож. Тевдоре (Феодором) в 1096 г. по заказу общины, что явствует из надписи на антаблементе алтарной преграды: «Именем Божиим расписана и украшена эта святая церковь в моление всех [жителей] этого ущелья, больших и малых, их детей и потомков и за души усопших их. Святые архангелы, помилуйте в обеих жизнях, аминь. Расписана и украшена в годы от сотворения [мира] 7600, в хороникон 316, рукой Тевдоре, царского художника. Святые архангелы, помилуйте [его]» ( Он же. 1977. С. 80). Тевдоре выполнил роспись также 2 др. храмов Сванети: ц. Лагурка во имя мч. Квирике близ с. Хе (1112) и ц. Накипари во имя вмч. Георгия (1130); роспись И. наиболее ранняя из них. Изучение творчества Тевдоре тесно связано с художественной школой Сванети, исследователи считают, что он местного происхождения ( Аладашвили, Вольская. 1967. С. 33).

http://pravenc.ru/text/673809.html

Роспись иконостаса и живопись вост. фасада церкви выполнены в один и тот же период. Это самый ранний образец фасадной сюжетной живописи в Сванети ( Аладашвили и др. 1983. С. 12). Внешняя роспись Н. сохранилась фрагментарно - в виде прориси и отдельных цветовых пятен. В боковых арках вост. фасада находились живописные изображения святых. На фронтоне была представлена живописная композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Живопись отличается звучным колоритом: чередованием золотистой охры, красно-коричневатого, серого и изумрудно-зеленого тонов, по стилистическим признакам она тесно связана с груз. искусством IX-X вв. (Там же. С. 13). Святыни В Н. хранились живописные и чеканные иконы (большая часть хранится в Сванети этнографии и истории музее ): «Апостол Павел» (X в., серебро, позолота, 15×5 см), «Великомученик Георгий с Деисусом» (XI в., дерево, позолоченное серебро; в нижней части иконы изображен вмч. Георгий, поражающий имп. Диоклетиана, в верхней - 3-частная композиция Деисуса), «Богоматерь с Младенцем и святая Варвара» (XI-XII вв., дерево, темпера, 55×45,5 см), «Великомученик Георгий» (XI-XII вв., дерево, позолоченное серебро, 56×43 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII в., холст, темпера, 56×43 см), «Великомученик Георгий» (XII-XIII вв., дерево, темпера, 80×59 см), «Спас Вседержитель» (XII в., дерево, серебро, 50×44 см), «Великомученики Георгий и Феодор» (XII-XIII вв., дерево, холст, темпера, 104×25 см); «Три святых воина» (вмч. Георгий, вмч. Димитрий и неизв. святой; XIII в., дерево, холст, левкас, темпера, 124×74,5 см). В церкви хранится икона вмч. Георгия, поражающего Диоклетиана (XI в., дерево, серебро, 50×41 см) ( Бурчуладзе. 2016. С. 36, 78, 146, 150, 152, 157, 160, 165, 166, 180-181). Лит.: Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тб., 1961. С. 268-272 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тб., 1962. С. 247; Аладашвили Н. А., Алибегашвили Г. В., Вольская А. И. Живописная школа Сванетии. Тб., 1983; Алибегашвили Г. В. Роспись ц. св. Георгия в Накипари//Там же. С. 77-101; Шевякова Т. Монументальная живопись раннего средневековья Грузии. Тб., 1983. Ил. 86-89; Паташури Г. Типология церк. архитектуры Верхней Сванети//Леван Рчеулишвили, 100: Сб. тр. науч. конф. Тб., 2009. С. 43-55 (на груз. яз.); Kenia M. Upper Svaneti, Medieval Mural Painting. Tbilisi, 2010. P. 6-8, 28-31 (на груз., англ. языках); Бурчуладзе Н. Грузинские иконы. Тб., 2016 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2564638.html

Иконография святого Георгия получила самостоятельное развитие в памятниках грузинского искусства. Изображения святого, а также сцены из его жития и чудес украшают практически каждый церковный интерьер, многочисленные чеканные и живописные иконы, предалтарные кресты и так далее. Хотя перевод жития святого Георгия на грузинский язык относится к IX веку, но, возможно, оно было известно в Грузии с более раннего времени, свидетельством чего являются изображения святого уже на рельефах конца VI века: на малой стеле из Брдадзори (Картли, Восточная Грузия) представлено рельефное изображение святого Георгия, попирающего змея; на каменном кресте из села Хандиси – рельефное изображение великомученика Георгия в хитоне и длинном плаще, с крестом мученика в руке. Всадника на коне, поражающего человеческую фигуру, на западном фризе Мартвильского храма (VII b.) считают образом святого Георгия; на фрагменте каменной плиты алтарной преграды из Цебельды (VII–VIII bb.) изображены два всадника, подписи отсутствуют, но человеческая фигура (фрагмент) под копытами коня у одного и змей у другого свидетельствуют, что изображенные – это великомученик Георгий и великомученик Феодор. Как правило, святой Георгий изображается воином: на коне (часто в паре с великомучеником Феодором в симметричной композиции, где всадники направлены друг к другу), пешим, как на византийских иконах, – в рост, с копьем в правой поднятой руке, левой опирается на большой щит или в молении (изображение Георгия-мученика в хитоне и плаще распространения не получило). На многочисленных чеканных иконах X–XI веков святой Георгий представлен пешим, в рост. Наиболее ранние известные грузинские памятники данного иконографического извода относятся к последней трети X века: чеканная пластина из Бравалдзали; левые створки триптихов из Чукули и Чихареши. Этот же тип изображения широко представлен в росписи храмов и на живописных иконах. На большой живописной иконе XIII b. из Музея этнографии и истории Сванети святой Георгий изображен во весь рост вместе с двумя другими святыми воинами, а его полуфигура украшает иконы XIII века из того же музея и в церкви села Цвирми (Верхняя Сванети).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Чорохи. Сведения о территории А. К. в XV-XVI вв. сохранились в «Духовных постановлениях» ((?)... С. 221-232) (70-е гг. XV в.) и «Памятной книге Бичвинтского храма» (... С. 176-188) (кон. XVI в.), согласно к-рым юж. граница проходила по р. Чорохи, зап.- по побережью Черного м., на северо-западе - по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), на севере А. К. граничил с Осетией ((?)... С. 223). В XVI в. территории А. К. простирались с востока на запад от Лихского хребта, разделяющего Вост. и Зап. Грузию, до г. Кафа (северо-вост. побережье Чёрного м.), с севера на юг - от границ с черкесскими племенами до пров. Чанети (совр. Лазистан, Турция) ( //... С. 180). В 70-х гг. XVIII в., после оккупации турками Юж. Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия на юге А. К., вследствие чего его юж. рубеж отодвинулся к р. Чолоки, и в этих границах А. К. просуществовал до своего упразднения в 1814 г. В состав А. К. в разное время входили Бичвинтская, Кутаисская, Гелатская, Цагерская, Цаишская, Цаленджихская, Чкондидская, Хонская, Ниноцминдская, Никорцминдская, Шемокмедская, Джуматская, Драндская , Бедийская и Моквская епархии. Собор Никорцминда. 1014 г. Зап. фасад В кон. XV в., после распада единого Грузинского гос-ва, усилился также и церковный сепаратизм, поддерживаемый местными правителями. В Зап. Грузии возникло сильное и самостоятельное царство Имерети. При поддержке имеретинского царя Баграта VI (Багратиони) (1466-1478) находившийся в Грузии патриарх Антиохийский Михаил IV , объезжавший страны с целью сбора пожертвований, неканонично поставил архиеп. Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. Став фактически независимыми, католикосы Абхазии именовали себя и патриархами. Их юрисдикция распространялась на царство Имерети и княжества Гурию, Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети , что нашло отражение и в их титулатуре: в источниках Абхазские католикосы упоминаются как католикосы-патриархи «Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера» (...

http://pravenc.ru/text/62536.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010