издательство П.П. Сойкина Калужская епархия. Калужская епархия. Учреждена была в 1789 г. в составе 689 церквей. Епископы: 1) Серапион, впоследствии киевский митрополит, умер в 1824 г. 2) Феофилакт – до 1809 г., скончался митрополитом. 3) Евлампий – при нем разорена была епархия нашествием французов в 1812 г., скончался в 1813 г. 4) Евгений – до 1816 г. скончался митропол. киевским, 5) Антоний -- до 1819 г. 6) Филарет – до 1825 г., скончался в 1857 г. митропол. киевским. 7) Григорий – до 1828 г., скончался в 1860 г. митропол. киевским. 8) Гавриил – до 1831 г., скончался в сане архиеписк. в 1862 г. 9) Никанор – до 1834 г., скончался митропол. с.-петерб. в 1856 г. 10) Николай – до 1851 г., погребен в кафедральном соборе, 11) Григорий II – до 1881 г., с 1869 г. был архиепископом, вел отшельническую жизнь, память его свято чтится в епархии, 12) Владимир – до 1888 г., скончался в 1900 г. на нижегородской кафедре. 13) Анастасий – до 1890 г., переведен в Воронеж, где и святительствует; 14) Виталий – до 1892 г., погребен в киевском Троицком мон., 15) Анатолий – до 1894 г., скончался в 1903 г. 16) Александр – до 1895 г., погребен в Лаврентьевом монастыре, 17) Макарий – до 1901 г., скончался в 1906 г. 18) Вениамин – назначенный в 1901 г., Александр – с 1910 г. по 1912 г. и с 1912 г. Тихон. Епархия чтит память 12-ти местных подвижников; из них 3 причислены к лику святых: 1) преп. Пафнутий, боровский чудотворец, 2) преп. Тихон Калужский, медынский чудотворец и 3) праведн. Лаврентий, калужский чудотворец (пам. 10 авг.). Не канонизованные: 1) преп. Никифор, ученик преп. Тихона, 2) преп. Никифор, боровский чудотвор, 3) Иоанн юродивый, ум. в 1589 г., 4) старец Феогност Шаровка, основатель перемышльского Шаровкина Успенского монастыря, 5) преп. Ферапонт, основатель б. мосальского боровенского Успенского монаст., 6) старец Илия, брат преп. Пафнутия, 7) 8) 9) старцы Иннокентий, Исаия и Евфимий; кроме того, изветен молчальник Тит Козельский. Достопримечательные святыни: мощи преп. Пафнутия боровского, Тихона калужского и Лаврентия юродивого; чудотворные иконы: калужской Божией Матери, 1748 г., казанской Божией Матери, 1627 г., боголюбской Божией Матери, 1771 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Сретенский монастырь при игумене Арсении (1778–1786 годы) В Центральном историческом архиве г. Москвы в фонде Московской духовной консистории сохранилось дело о прошении игумена Сретенского монастыря Арсения об увольнении его от настоятельской должности в 1779 году, в котором подробно изложен его послужной список. «Игумен Арсений (68 лет, сын священника), из вдовых диаконов, пострижен в монашество 15 ноября 1741 года в Мосальском Боровенском монастыре Калужской епархии». В иеромонаха рукоположен 11 ноября 1749 года архиепископом Московским Платоном (Малиновским). Потом 6 октября 1753 года переведен в кафедральный Чудов монастырь, где находился при церковно- и священнослужении и на разных послушаниях до 1758 года. Затем произведен 5 апреля 1758 года митрополитом Московским Тимофеем (Щербацким) в Боровенский монастырь игуменом, но за упразднением обители и переводом ее храма в приходскую церковь (по реформированным штатам 1764 года) по указу конторы Святейшего Правительствующего Синода снова определен в кафедральный Чудов монастырь на иеромонашеское жалованье. (До перевода в Чудов монастырь находился также в Полбиной и Белобережской пустынях Севской епархии .) В московский Златоустов монастырь переведен в число братства 29 сентября 1774 года. По резолюции Московской духовной консистории 12 октября 1778 года определен в Сретенский монастырь на место архимандрита Никона, переведенного в Севскую епархию. 21 февраля 1779 года игумен Арсений писал: «По званию своему за старостью, а паче за частыми болезненными припадками в том Сретенском монастыре настоятельской должности править не в силах… по неимуществу моему как себя в содержании, так и в дневном пропитании имею крайний недостаток» . Просил перевести его на обещание в Крутицкую епархию в Юхнов монастырь, где и просил для жительства отвести кельи, соответствующие его характеру, и о назначении жалования . В ответ на это прошение 19 августа 1779 года Святейший Правительствующий Синод ответил, что «пенсионное жалование увольняемым настоятелям велено производить тем, которые состояли в штатных монастырях, – по положенным на них в том штате окладам», а Сретенский монастырь состоит за штатом, поэтому и пенсию игумену Святейший Синод определить не может. Вопрос о месте пребывания игумена Арсения и нахождения возможностей, чтобы «он не остался без пропитания», Святейший Синод оставлял на рассмотрение преосвященного Платона (Левшина), архиепископа Московского и Калужского . Прошение об увольнении игумена Арсения не было удовлетворено.

http://pravoslavie.ru/34537.html

„Кал. Е, В.“ 1895 г. 21–24; 1896 г. 1–4; 1901 г. 13, 14; 1906 г. 14 и 16). Ныне святительствующий на калужской кафедре преосвященный 18) Вениамин (Василий Муратовский), уроженец казанской епархии, по окончании курса в казанской семинарии в 1877 г. был священником, в 1892 г. поступил в казанскую духовную академию; по окончании академического курса принял монашество и был назначен настоятелем череменецкого монастыря с.-петербургской епархии, 6 октября 1897 г. хиротонисан во епископа ямбургского, викария петербургской епархии, в 1898 г. переименован гдовским и в 1901 г. назначен в Калугу (см. „Калуж. Е. В.“ 1901 г. 15; 1903 г. 24). Епархия чтит память 12-и подвижников, просиявших в ней. Из них 3 причислены к лику святых нашей Церкви: преп. Пафнутий боровский чудотворец (пам. 1 мая; см. „Калуж. Е. В.“ 1863 г. 9 и 1883 г. 9), преп. Тихон Калужский – медынский чудотворец (пам. 16 июня; о чудесах его см. „Калуж. Е. В.“ 1864 г. 2; 1867 г. 20 и 21; 1871 г. 7, 8, 11; 1872 г. 18, 19; 1874 г. 2; 1881 г. 13; 1889 г. 3–5, 8, 9, 11; 1892 г. 12; 1893 г. 18–20; 1894 г. 1, 5, 7, 11; 1898 г. 4; 1899 г. 4) и праведный Лаврентий калужский чудотворец (пам. 10 августа). Не канонизованные: 1) преп. Никифор, ученик преп. Тихона, – изображался на старинных иконах вместе с другими калужскими подвижниками; 2) преп. Никифор, боровский чудотворец; 3) Иоанн юродивый († 1589 г.); 4) старец Феогност Шаровка, основатель перемышльского шаровкина успенского монастыря († 1545 г.); над его могилой у южной алтарной стены соборного храма (ныне приходская церковь ) вставлена в стену извнутри плита из белого камня с надписью; 5) препод. Ферапонт, основатель б. мосальского боровенского успенского монастыря, из учеников преп. Сергия (о нем см. „Калуж. Е. В.“ 1880 г. 21); 6) старец Илия, брат преп. Пафнутия; 7) старец Иннокентий; 8) старец Исаия и 9) старец Евфимий, имевший дар слез (см. „Древние подвижники благочестия Калужского края“... в „Калуж. Е. В.“ 1906 г. 6–7, где указана и литература о каждом из них). Кроме того, известен молчальник Тит, подвизавшийся в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Отпуск Памяти в Поместный Приказ, сколько за Левкиевой и за Сосновской пустынью крестьян и бобылей, дворов и пашни и сенных покосов и иных всяких угодий, и дело о сем. 7 . Челобитная подписная Воскресенского монастыря Архимандрита Варсонофия, чтобы по прежнему Указу в Тверском Уезде Федоровский Астраханский, Дудин, в Верее Спаской (Вход Иерусалимский), в Дмитровском – Пятницкой Берендеев, в Углицком Афанасьевской, а вместо Давыдовы пустыни и Покровского монастыря и Зосимины пустыни Успенского монастыря с вотчинами, в МосальскомБоровенскую, в Малоярославецком Уезде Малаго Тихонову пустынь, да на Курмыше Рожественской монастырь с вотчинами приписать к Воскресенскому монастырю. 8 . Челобитная Воскресенского монастыря Архимандрита Варсонофия с братиею, чтобы, вместо Ярославецкого Уезду Малого Тихоновы пустыни, приписать Тихонову же пустынь, что в Луху. 9 . Челобитная, чтобы в Луховском Тихонову пустынь, да в Переяславском Уезде Резанского Федосееву, да в Клинском Зосимову пустынь, приписать, к Воскресенскому монастырю. 10 . Докладная выписка о приписных монастырях и Указ (1680 г.), за пометою Думного Дьяка Парфены Пятова, а велено приписать к Воскресенскому монастырю в Тверском (Уезде) Страганской, Дудин, Федоровской, в Дмитровском Пятницкой (Берендеев), на Курмыше Рождественской, в Карачеве Воскренской (Тихонов); в Мосальском Боровенскую , в Луховском Тихонову, в Переславском Уезде Резанского Федосееву, в Клинском Уезде Зосимину пустынь, с вотчинами и со крестьяны; по писцовым и переписным книгам и по дачам, и отпуске в те монастыри к Игуменам и Строителям и к Воеводам послушные грамоты. 11 . Челобитная и отпуск грамоте в Звенигород, чтобы Левкиева монастыря деревни и крестьяны от Волоцкого Уезду Ламского и Дмитровского и приписать к Звенигороду, а крестьяны их судом и расправою велено ведать на Москве, в Приказе Большого Дворца. 12 . Такие же челобитные и отпуск грамот в разные места об отписке крестьян, принадлежащих Воскресенскому монастырю, от одних городов и приписке к другим, для ведания в оных судом и расправою.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

С церковные земли Козьмы и Демьяна, что на Пелье, села Ильинскова на крестьянине на Богдашке Иванове оброку три алтына три деньги. И маия в 28 день те деньги взято. Платил троецкой подьячей Ондрей Шахов.   (Л. 895 ) Мосалеск С церковные земли Козьмы и Демьяна Мосальского уезду села Дашина на князь Петрове крестьянех Клубкова на Мартынке Коробе да на Стенке Емельянове оброку четыре алтына. С церковные земли Козьмы и Демьяна с пустоши с Леховой на князе Петрове крестьянине Клубкова деревни Воропывы на Купреяшке Иванове да на Митке Максимове с товарыщи оброку четыре алтына. С церковные земли, что в селе Тараканове, с лушка Боровенского монастыря на крестьянине на Трофимке Иванове оброку семь алтын четыре деньги. (Л. 895 об.) С церковные земли государева дворцового села Покровского с пустоши Маринины на казаке на Исаке Саболине да на Ивашке Свешнике оброку одиннатцать алтын. С церковные земли Архангела Михаила с пустоши, что была деревня Старцова на речке на Туросне Пречистые Богородицы Боровенского монастыря на крестьянине деревни Лепех на Игнатке Леонтьеве с товарыщи оброку семь алтын четыре деньги.   (Л. 896) Пенега и Кевроль С церковные земли Рожества Пречистые Богородицы Кулумского посаду да с церковных угодей с реки Соемы с рыбных ловель и с сенных покосов Живоначальные Троицы Онтоньева Сийского монастыря на игумене Тите з братьею оброку два рубли. И генваря в 18 день те деньги взято. Платил игумен Игнатей. С церковных покосов и с рыбных ловель тое ж церкви на игумене ж Тите з братьею оброку рубль. И генваря в 18 день те деньги взято. Платил игумен Игнатей.   (Л. 897 ) Брянеск С церковные земли Николы Чюдотворца, что в селе Ошанице, оброку гривна. И марта в 15 день те деньги взято, платил староста поповской пятницкой поп Иларион. С церковные земли Фрола и Лавра оброку восьм алтын четыре деньги. И марта в 15 день те деньги взято, платил староста поп Иларион. С церковные земли Николы чюдотворца з бортного отхожея оброку девять алтын пять денег. И марта в 15 день те деньги взято.

http://sedmitza.ru/lib/text/7552109/

Но опасения старцев по счастью не оправдались: по духовным штатам 1764 года Малоярославецкий Николаевский Черноостровский монастырь оставлен в числе 7 заштатных монастырей Крутицкой Епархии на своём содержании с 7-ю монашествующими. Монастыри эти, как видно из указа Крутицкой Консистории от 20 декабря 1764 года были следующие: 1) Приписной к Крутицкому Архиерейскому дому Московский Покровский училищный, 2) Мещевский Георгиевский, 3) Мещевский Казанский Юхнов, 4) Малоярославецкий Николаевский Чсриоостровский, 5) Перемышльский Успенский Шаровкин, 6) Малоярославецкий Тихонов, 7) Козельский Оптин Макариев. В тоже время велено и «упразднить и приходскими церквами по приличеству состоящих при тех монастырях приходов и при них причта учинить» мужских восемь: 1) Мещовский Дорогошанский, 2) Серпейская Городеченская пустынь, 3) Приписной к штатному Боровскому Пафнутьеву Высоцкий Покровский, 4) Лихвинский Успенский Гремячев, 5) Приписной к Крутицкому Архиерейскому дому Лихвинский Рождественский Настасов, 6) Приписная к штатному Белевскому Спаса-Преображенскому монастырю Введенская Жабынская пустынь, 7) Мосальский Боровенский, 8) Перемышльский Николаевский. Да шесть девичьих: 1)Боровской Рождествен, 2) Козельский Вознесенский, 3) Мещевский Афанасьевский, 4) Перемышльский Рождествин, 5) Белевский Крестовоздвиженский, 6) Можайский Петровский 18 . Из одной ведомости того же 1764 года видно, что в конце сего года (по объявлении духовных штатов) в Николаевском монастыре было всего и с настоятелем 3 человека, 1 игумен Мануил, иеромонахи Павел и Даниил; за тем недоставало до положенного по штату числа (7 человек) 4 человек, 1 иеромонаха, 2 иеродиаконов и 1 монаха. На иеромонашескую вакансию переведён из упразднённого Боровенского Мосальского монастыря Иеромонах Авраамий, на две иеродиаконские вакансии переведены: из упразднённых монастырей: Белевской Жабынской пустыни иеродиакон Макарий и Мосальского Боровенского моиастыря иеродиакон Игнатий; на монашескую вакансию переведен из упразднённого Мещовского Дорогошанского монастыря монах Никодим».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ...

Да на то ж каменное оградное строение велено збирать деньги с приписных монастырей и с вотчин Луховского Уезду с Тихоновой пустыни, Мосальского Уезду с Боровенского монастыря Карачевского Уезду Воскресенского монастыря, Углецкого Уезду Афанасьсвского монастыря, и на те деньги к тому строению припасы, какие понадобятся, покупать и работных людей подрежать, а кому имянем, и за какое дело и сколько денег в дачу будет, и то записывать в книги, а деньги отдавать с расписками, также что чего будет, куплено и по которой цене, записывать имянно ж. И по тому Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, Указу, у Столпника у Михаила Протасьевича Аксакова, и у Строителя старца Сергия, на то оградное каменное строение, на покупку всяких припасов и на наем работных людей в прием Великих Государей жалования денег, и что тех денег в даче против подрядных записей: подрядчиков за каменную ломку и за известное зжение и за покупной белой и бутовой камень, и по которой цене куплено, и от выбутки того годового и башенного строения подрядчикам и работникам в даче за работу раздачи приемным деньгам Воскресенского монастыря Строителя старца Сергия 198, году с Марта месяца, и то все писано в сих книгах ниже сего. А. Приход деньгам Великих Государей жалования 198 (1690) году: а. Марта месяца в 19 день Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцев, жалования на оградное каменное строение Строитель старец Сергий принял из Поместного Приказу две тысячи рублев денег, которые деньги взяты из Приказу Розыскных Дел. б. Марта в 27 день Великие Государи Благоверные Царевны и Великие Княжны Татьяны Михайловны жалования принято на городовое строение денег двести рублев, которые взяты на помяновение по Боярине Иване Михайловиче Милославском. в. Августа в 5 день принято у Крестового Дьяка Михаила Шушерина на городовое строение денег двести рублев, которые дал вкладу по себе и по родителех своих Стольник Степан Дмитриевич Борисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года. 176 По желанию великаго князя Димитрия Донского, богомудрый Сергий основал в 1378 году 177 монастырь Дубенский на Стромыни, с церковью Успения Богородицы, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой Лавры, при речке Дубенке, впадающей в реку Дубну, и поставил игуменом ученика своего Леонтия. Вторым игуменом в той же обители был преп. Савва Стромынский, по благословению преп. Сергия. 178 В 1380 году, также по желанию Донского, в благодарность Богу за победу над Мамаем, основан преп. Сергием другой монастырь, Дубенский на острове, также с Успенской церковью, к северо-западу в 40 верстах от лавры Сергиевой, при другой речке Дубенке. 179 Здесь первым игуменом был преп. Савва, впоследствии игумен  Лавры и основатель Сторожевского монастыря, близь Звенигорода. В 1385 году великий отец пустынножителей Сергий основал, по желанию великаго князя Димитрия, Голутвин монастырь близь Коломны при впадении реки Москвы в Оку 180 с церковью Богоявления Господня. Здесь он поставил игуменом ученика своего блаж. Григория. 181 Во все эти места преп. Сергий сам ходил, по обычаю, пешком, чтоб избрать место и положить начало обители. Средства как для построения, так и для содержания этих трех монастырей даны были великим князем. Еще при жизни чудотворца Сергия ученик его блаженный Никита положил основание Покровскому Высокому монастырю на восточной оконечности города Боровска, на берегу реки Протвы. 182 Другой ученик Сергия преп. Ферапонт, с иконой Успения Богородицы, данной ему в благословение от дивного наставника, удалился в густые леса Мосальской округи и там соорудил Успенскую Боровенскую обитель. 183 Преп. Аврамий, возлюбивши Господа с молодых лет, усердный послушник в обители Сергиевой, был удостоен сана священства и пожелал подвизаться в безмолвии. Испросив благословение великаго наставника, он удалился в страну Галичскую на берег озера. Здесь, стоя на молитве под горою, он увидел на горе сияющую икону Богородицы с Предвечным Младенцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Одигитрии (ок. 1730?) в с. Извекове (Бабынинский р-н) и во Владимирской ц. (1730) в с. Зубове (Юхновский р-н): их нижние объемы - 2-светные четверики, несущие восьмерики, обработаны массивным ленточным «французским» рустом. Во 2-й пол. XVIII в. в К. и Б. е. было построено большое количество каменных церковных зданий разнообразных художественных типов: в 50-60-х гг. XVIII в. возведено ок. 50 храмов, в 70-80-х гг.- ок. 60, в 90-х гг.- более 20. К сер. XVIII в. разнообразие стилистических направлений и типов композиций храмов было весьма велико - от архаичного нарышкинского до столичного барокко. Среди сельских храмов, создававшихся, вероятно, местными строительными артелями, преобладали здания типа «восьмерик на четверике» с типичным для 1-й пол. XVIII в. декором - перспективными порталами, наличниками с колонками и фигурными завершениями: церкви Нерукотворного образа Спасителя в с. Пятницком Бабынинского р-на (с ложными 8-гранными окнами на фасадах), Петра и Павла (1755) в с. Маслихове Мещовского р-на - с четвериком, несущим 2 стройных восьмерика, с завершениями наличников в виде оторванных от колонок ступенчатых дугообразных сандриков на боковых кронштейнах. В уездных городах распространенным оставался тип храма с 2- или 3-светным четвериком и пятиглавием, напр. Никольский «старый» собор (60-е гг. XVIII в., позднее Пятницкая ц.; руинирован) на городище Мосальска со старомодными формами наличников - треугольными фронтонами с вогнутыми внутрь боковыми скатами; вверху боковых фасадов четверика - 6-угольные окна с «волнистыми» краями. Архаична архитектура Успенского собора (50-60-е гг. XVIII в.) бывш. Успенского Боровенского монастыря (с. Боровенск Мосальского р-на). Он был возведен в традициях монастырских храмов сер. XVII в.- вытянутый «кораблем», 2-этажный, с повышенным одноглавым четвериком летнего храма. Шатровая колокольня с запада от трапезной имеет 2 боковых всхода по сев. и юж. сторонам. В рисунке оконных обрамлений с крупными квадратными «выпусками» на углах очевидно влияние смоленской архитектуры.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

  001     002