Подготовка к Великому Посту Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия) Великий пост предваряют подготовительные недели (воскресенья) и седмицы. Порядок служб подготовительных недель и самого Великого поста изложен в Триоди постной. Она начинается с недели о мытаре и фарисее и заканчивается в Великую субботу, охватывая 70-дневный период. Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица). В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

http://pravoslavie.ru/20892.html

4 марта — память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы) 3 березня 2006 р. 18:04 Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясо-отпустная) и сыропустная (сыро-отпустная, сырная) (с седмицами). В приготовительные Недели и седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания — запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей». Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Сырной седмицей или масленицей называется седмица, следующая за Неделей мясопустной. В ее продолжение не вкушается мясо, но пост на остальные скоромные продукты в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия. За вечерним богослужением во вторник впервые читается молитва святого Ефрема Сирина, которая многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202721...

Одним из практических средств стала сплошная седмица после Недели о мытаре и фарисее (автор XVI в. Дамаскин Студит именовал ее также «исповедальной» ), другим – масленица, мясопуст или сырная седмица. 3. Из истории сырной седмицы или масленицы Первое упоминание о мясопустной седмице относится к 546 году: «…В этом году произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» . Несмотря на распоряжение императора Юстиниана народ не понял его и не захотел нарушать установленного Церковью канона . Существует также версия, согласно которой сырная неделя или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии – после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 г. – как особое дополнительное покаянное время . В сочинении прп. Иоанна Дамаскина «О святых постах» (VIII в.) говорится о традиции мясопустной «предпостной» седмицы как дошедшей из устного предания – на ней не вкушали мяса и ничего не вкушали до 9-го часа . В начале X в. патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком раньше его предшественник св. Никифор Константинопольский ввел сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю масляную седмицу вкушали только хлеб и воду . Действительно, в 4-м правиле свт. Никифора сказано: «Что подобает поститься монахам в среду сырной седмицы и в пятницу и после отпуста литургии преждеосвященных даров есть сыр, где бы они ни находились. Это правило опровергает учение Иакова и ересь тетрадитов» . Таким образом, при свт. Никифоре Константинопольском в начале IX в. во время между 1-м и 2-м иконоборчеством появилась сырная седмица как таковая в противовес тем ересям, которые в ту эпоху были для Византии значительно менее актуальными, нежели в предшествующую эпоху. 4. Пост/разрешение поста как полемический прием

http://bogoslov.ru/article/4446196

– Христианин! если тебя застигают эти однодневные посты вдруг, как, особенно, среди праздника святок «сочельники»: то здесь, между прочим, и прекрасный нам с тобой урок не пристращаться к сладким и тучным блюдам. Нарушение недельных постов Извращение цели сырной недели Сырная неделя вовсе не принадлежит к числу церковных праздников. Предназначение ее: быть легким переходом от мясоястия к строгому посту. В церковных книгах о ней сказано: «сырная седмица установлена свят. отцами ради никоего предочищения, дабы мы не впали в уныние, перешедши внезапно от мясоядения и многоядения к крайнему воздержанию в пище; так же, для того, чтоб не было какого-либо вреда для нашего тела. Так как пост четыредесятницы – строжайший из постов, то Церковь приготовляет к нему дух христиан еще прежде сырной недели своими чтениями и песнопениями, которые пробуждают чувство покаяния. На сырной же неделе она хотела бы подготовить к подвигам поста и самое тело наше. Посему на этой неделе она полагает вообще полупост: «ядим дважды днем сыр и яйца». В среду и пятницу стол в этом же роде предлагается иметь только «единою днем». В эти дни уже и не бывает обедни, уже начинаются великопостные поклоны. Между тем, что же? Сырная неделя везде проводится так, что не только не приготовляет к великому посту, напротив – на каждом шагу, как нарочито, разрушает приготовления к нему. Тогда, вот, каждый день утром делают полуобед, которого раньше не было же и который решительно идет в разрез с поздним ядением и питьем во дни ожидаемого поста, особенно в первые дни его; допускаются пирования, у простых – где случится, а у состоятельных – в домах собственных и в клубах общественных, и – опять сряду несколько дней; делают временные балаганы, где забавляют простой народ и пляской, и прибаутками; устрояются искусственные горы для ската по ним, приятного бы только для детской натуры; рядом же с этими пунктами увеселений идет продажа разных снедей и веселых питий, и тут-то истрачиваются те деньги, которые могли бы восполнить заработки, опущенные по случаю недельного говенья в пост; наконец, придумано столько забав, представляется кругом столько рассеянности, что подобного нет во всякое другое время года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Представляя дела милосердия господствующими на последнем суде к оправданию и славе, – по окончательному приговору самого судии – Христа, который пред целым миром торжественно возвещает благословение небесного Отца своего послужившим Ему благотворением в лице бедных и страждущих, и гневно изрекает проклятие на жестокосердых самолюбцев, в забвении Бога и Христа, не оказавших братии своей, бедным и страждущим никакой услуги, никакого благотворения, – Церковь не иначе разумеет эти дела благотворения, как очищенный, зрелый плод веры, перешедшей в правую деятельность и истинную любовь. Когда благотворцы приемлют честь и славу за дела милосердия, то очевидно, что это сыны Вышнего, которые, в жизни действуя по примеру милосердия небесного Отца, и живя верою и любовью единородного Сына Божия, милосердого Искупителя и Спасителя, таковыми делами благочестия, любви и милосердия убелили ризы свои в крови Агнца к оправданию и истинному совершенству в жизнь вечную. 4-я вводная в св. четыредесятницу, – сырная Седмица После страшного представления всеобщего суда, как последнее предъочищение полагается пред вступлением в пост сырная седмица 16 с сыропустною неделею. Сырная седмица чрез отложение мясных яств день от дня приближает к посту постепенным воздержанием в пищи и питии, дабы и телесные чувства постепенно приготовить к простым, безыскусственным брашнам. Почему поется в первый день седмицы: «отверзошася предверия божественного покаяния, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа, призвавшего мир в царствие небесное» (На утрен. по 2-м стихосл. седал.). А еще более приближает последованием богослужения, которое в среду и пяток совершается уже в порядке великопостного богослужения: в эти два дня, за исключением преждеосвященной литургии, все поклоны и молитва св. Ефрема Сирина с долупреклонными и поясными поклонами, в положенных местах совершаются, как и в самую четыредесятницу. Замечательно, что Церковь вместе с тем, как начинает Триодь, начинает приготовлять к посту, как к великому, особенному времени, в самом последовании чтений Евангелия и Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Таким образом, при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века между первым и вторым иконоборчеством появилась Сырная седмица — в противовес тем ересям, которые тогда были для Византии менее актуальны, нежели в предшествующую эпоху. Пост и разрешение поста как полемический прием Пост или нарушение поста — один из характерных приемов практической полемики в защиту веры. С богословской точки зрения вера защищается правильным вероучением и формулированием догматов. Однако теория требует подтверждения практикой. Для того чтобы кого-то чему-то научить, нужно отвратить его от обычаев, удерживающих в круге ложных представлений. Примером установления поста вопреки языческим постам может послужить Успенский пост, введенный по указу Патриарха Николая Мистика в начале X века 22 . Примером упразднения поста или, если сказать точнее, действия, внешне противоположного практике поста, являются седмицы сплошная и Сырная. А сам пост и абсолютен, и относителен — ведь ради любви к братии, по речениям древних апофтегм, его можно нарушить. В апофтегмах читаем: «Пришли некогда два брата к некоему старцу, а обыкновение старца было не есть каждый день, и когда он увидел двух братьев, обрадовался и сказал: пост имеет награду, и ядущий по любви снова исполняет две заповеди, ибо он оставил свою волю, и исполнил заповедь, и упокоил братьев» 23 . По аналогии с преодолеваемой опасностью в виде особых постов, которые соблюдали уклонившиеся от истинной веры, сплошная седмица была более значима, чем Масляная, по-гречески Сырная. В большинстве исторических описаний и в древних Типиконах акцент делается на возникновении практики сплошной седмицы в противовес древнему трехдневному Ниневийскому посту, который совершался в третью неделю перед Великим постом в память событий во времена пророка Ионы (Иона 3, 5-9) (он заканчивался в пятницу третьей недели до Пасхи, символично — в день памяти пророка Ионы, — но не как праздник пророка, а как воспоминание о примере покаяния) 24 , или пятидневному армянскому Арцивуру.

http://patriarchia.ru/db/text/5782883.ht...

Раз испытав сладость этого мира, мы и по нарушении его легко и скоро к нему возвращаемся. Великий пост полезен нам и в том отношении, что никакие разорительные разгулы не отвлекают нас от дельных занятий, не расстраивают нашего состояния, и не расслабляют наших сил. От этого каждый из нас в Великом посте бывает более доволен своей участью, и, следовательно, более счастлив. Воздержание в пище, соблюдаемое нами во время Великого поста, тяжело только на первых порах — прямо после невоздержания, допускаемого нами во время сырной недели. Привыкнув к посту, мы уже не тяготимся им, и не имеем разумных причин жаловаться на его продолжительность. Словом, Великий пост благодетелен для нас во всех отношениях, как благодетельно вообще и всё то, что установлено св. Церковью. Итак, вместе с нынешним днём действительно проходит для нас ночь, а день приближается. И оканчивающаяся теперь сырная неделя была бы для нас не погибельной ночью, а рассветом благодетельного дня, если бы мы провели её по предписанию св. Церкви. Сырная неделя приготовила бы нас тогда к посту исподволь, постепенно, и Великий пост показался бы для нас нисколько не обременительным, каков он и есть в действительности. Во всяком случае, уж лучше бы нам умерить в Великом посте строгость воздержания в пище, нежели во время сырной недели предаваться обедению, пьянству и всякому невоздержанию. Потому что Бог во всякое время требует от нас не совершенного отказа от пищи, а умеренного её приёма, и, конечно, требует этого от нас для нашей же пользы. Как бы то ни было, а сырная неделя, проведённая нами очень худо, и во вред нам самим, приходит к концу, оставив на душе нашей множество грехов. Теперь нам остаётся оплакивать перед Богом свои прошедшие заблуждения, приниматься за иную, лучшую жизнь, и усиленными трудами возвращать своё счастье, которое мы так легкомысленно погубили. Притом желательно, чтобы те из нас, кому Бог определит дожить до будущих годов, проводили каждую сырную неделю гораздо лучше, чем как мы провели настоящую.

http://azbyka.ru/propovedi/pouchenija-dl...

Это он делал не для себя, а для сохранения и спокойствия мира христианского. Возлюбленные о Господе братья и сестры! а разве нам с вами не должно подражать апостолу Павлу в его скромности, терпении, смиренном несении жизненного креста? Постараемся отвергнуть от себя наши грехи, страсти, плотские потребности. Особенно во дни святого Великого поста. Предстоящая Сырная седмица, называемая в народе масленицей, – не есть время народных гулянок и чрезмерного потребления разных вкусностей. Православная Сырная седмица, зовущая к покаянию, – это постепенное, щадящее приготовление к говению и к очищению души. Будем же внимать гласу Святой Церкви не предаваться всяким излишествам, а усилим молитву. Ведь именно этого ждет от нас Господь! Не пищи станем искать, а духовного совершенствования, дабы стяжать высшее благо христианское – благодать Святого Духа. Недаром преподобный Макарий Египетский говорит: «Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение». Будем же всегда, от всего сердца благодарить Господа, чтобы быть стойкими в вере, достойными Его вечных благ. Очень хорошо сказал об этом Святитель Василий Великий : «Чтит и прославляет Бога тот, кто исполняет волю Его; а бесчестит Бога тот, кто преступает Его закон». От всей души воскликнем вместе со святителем Тихоном Задонским: «Слава Богу за все! Слава Богу, что создал меня по образу Своему и подобию. Слава Богу, что меня, падшего, искупил! Слава Богу, что обо мне, недостойном, промышлял! Слава Богу, что меня, согрешившего, в покаяние призвал! Слава Богу, что показал мне путь к вечному блаженству! Путь же есть – Иисус Христос, Сын Божий, Который говорит о Себе: Я есмь путь и истина и жизнь ( Ин.14:6 )». Аминь. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 31  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В самых ранних служебных евангелиях сырная Неделя уже записывается под именем (τς βδομδος) τυροφγου , а ей предшествует Неделя мясопустная и суббота перед мясопустом. В византийском обряднике Константина Порфирородного 27 Неделя сырная следовала за воскресеньем τς τν κρεν πουσας и, следовательно, проводилась без мяса. Уже в славянском уставе XII в. Синод. Библ. 330 – 380 чувствуется эта неопределенность тона и как бы неуверенность исторических соображений. Сказавши, что правило о провождении этой недели „свыше ( νωθεν – издревле) нам от отец предано есть“, устав продолжает: „зане быти некым ересем иже пост в та два дни (т. е. середу и пятницу) возвещают и зане в та дни непостящимся верным вкупь (вместе, открыто) и инем ити (не следовать) мнится“. Никон Черногорец несколько раз ссылался на правило Никифора Исповедника, но об еретиках, против которых оно направлено, отзывался очень неопределенно, затрудняясь высказать свое мнение, хотя его и просили разъяснить, в чем, собственно, состояла ересь яковитов и тетрадитов. «В сию неделю, говорит он, сопротивник вверже диавол плевелы, якоже правило св. Никифора Константина града глаголет“ 28 , а о тетрадитах передает как слух, что они исповедуют не Троицу, а четверицу 29 . Так назывались, действительно, манихеи и последователи Петра Фуллона за прибавление к песни Трисвятого „распныйся за ны“ 30 . Патриарх Николай, приведя то же правило относительно упоминаемых в нем еретиков, употребляет неопределенное выражение „ ς φσι“ как будто слагая с себя ответственность за верность сообщаемого сведения 31 . В διδασκαλα χρονικ проводится та мысль, что запрещение есть мясо в эти неделю образовалось по подражанию монашеским обычаям и не имело другого более специального основания. Исаак католикос приурочивает учреждение сырной Недели к временам Константина Великого и папы Сильвестра и считает ее установителем Василия Великого . Обличая армян за то, что они в эту неделю не постятся и едят мясо, он, конечно, не мог сослаться на яковитов и тетрадитов, которые держались противоположного обычая, а упомянул вообще о еретиках, которым в этом случае армяне последовали 32 . У Димитрия Кизического яковиты представляются как раз, напротив, употребляющими в эту неделю мясо. В том же упрекает их и Филипп-пустынник в трактате de rebus Armeniae 33 . Симеон Солунский ставит на первый план приготовительное значение сырной Недели и доказывает это назначение содержанием службы на эту неделю, а о еретиках, против которых она направлена, отзывается глухо: „ προς νιρεσιν αρετικς τινς δξης " 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Самоутверждающаяся посредственность Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 16-23 февраля. – Масленица. – Планы и визиты. - Униаты на Украине. – Намерения и призывы. – Иезуитское хамство. – Уничтожение Православия в Косово. – Льготы для эсесовцев. – Лукавые аргументы. – Без роду и племени. – Кришнаиты и гонения на христиан. – Прощеное воскресенье. Прошлая неделя – последняя перед Великим постом, - прошла под знаком масленицы. В сообщении сайта « Newsru.com » рассказывается о подготовке к Великому посту в течение трех недель. Затем более подробно сообщается о самой масленичной неделе, о  ее происхождении, а также древних традициях, связанных с этими днями. На сайте агентства «Регионы России» отмечено , что сырная неделя – это время подготовки к посту: время, когда нужно «постепенно приводить себя в состояние бодрой и трезвой сосредоточенности».  Далее в информации приводятся данные о меню в столовых Кремля, Дома правительства и других госучреждений, а также рассказывается о кулинарных предпочтениях некоторых политиков. Также о масленице рассказывается на сайте «Вестей» . Корреспондент «Вестей» Елена Салдаева в другом репортаже, размещенном на этом же сайте, полностью посвящает свою информацию кулинарным особенностям масленицы. По тому же пути идет и «Московский комсомолец», поместивший в текст статьи «Масленица, блин!»  рецепт блинов «по-царски». В газете «Труд» опубликован материал Александра Королева  «И стар и млад масленице рад, навались на блины, честной народ!» , также посвященный масленице: «Сырная седмица - это последняя ступень приготовления верующих к великопостному подвигу: им уже запрещены мясные блюда, но все еще дозволены в пищу сыр и яйца. Словом, людям дана возможность психологически и физиологически подготовиться к испытанию Великим постом. Поэтому Церковь называет сырную седмицу «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния».  Обратим внимание, что на масленичной неделе, несмотря на сопутствующее ей приподнятое, веселое настроение людей, в храмах во время богослужений явственно звучат «великопостные мотивы».

http://pravoslavie.ru/4878.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010