Вместе с тем не следует создавать прихожанам неудобства, отменяя совершение Божественной литургии в тех многоштатных приходах и монастырях, где литургия во весь год служится ежедневно (за исключением известных дней Сырной седмицы и Великого поста). Поэтому, с учетом того, что в различных редакциях церковного устава упоминается возможность совершения Божественной литургии, в том числе, и в дни с пением «Аллилуия» (кроме периода Великого поста), допустимым является совершение вечерни и утрени по уставу с пением «Аллилуия» в малые посты без отмены Божественной литургии.  Разъяснение ответа  Действующая ныне в Русской Православной Церкви редакция богослужебного Устава предполагает, что в определенные будничные дни малых многодневных постов (Рождественского, Петрова и Успенского) богослужение совершается не с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря дневного святого, а с пением «Аллилуия» и троичнов Октоиха, а также с иными особенностями, свойственными постовому строю службы, — в частности, с завершением каждой из служб суточного круга молитвой преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Относительно литургии в дни малых постов при службе с пением «Аллилуия» устав замечает: «Ведомо буди: яко егда поем Аллилуиа, и часы с междочасием, творим же и поклоны, и пост: тогда литургиа не бывает на соборе, по типиком» (Типикон, гл. 9; гл. 48, 14 ноября, 3 августа; гл. 51).  Однако в повседневной богослужебной практике указанные элементы службы в настоящее время почти исключительно сохраняются лишь в богослужении Сырной седмицы и Великого поста, но не в дни малых постов. Как следствие, из богослужебного обихода выпала важная литургическая особенность, уподобляющая будничное богослужение малых постов великопостному. Это прямо противоречит указаниям Типикона, а некоторые содержащиеся в богослужебных книгах песнопения — например, стихиры Божией Матери на «Господи, воззвах», встречающиеся в Минее в составе тех служб, где предполагается пение «Аллилуия» — полностью выпадают из обихода. Кроме того, строй богослужения по уставу с пением «Аллилуия» предоставляет молящимся возможность увидеть и почувствовать отличие повседневного богослужения малых многодневных постов от богослужения вне постных дней. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6053284...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 28-29 декабря 1998 года 9 2005 р. 15:00 28-29 декабря 1998 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  состоялось очередное  заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 28 декабря: СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора «Россия: путь к спасению», состоявшейся в Московском Свято-Даниловом монастыре 9 октября 1998 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение фактом проведения под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Соборной встречи «Россия: путь к спасению», в которой приняли участие главы и представители органов высшей российской государственной власти, лидеры фракций в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, видные общественные деятели, представители профсоюзов, мира науки и культуры, военачальники. 2. Принять к сведению Заявление Соборной встречи, предлагающее всем ветвям высшей государственной власти и различным общественным силам активизировать диалог и взаимодействие для преодоления кризисной ситуации в экономической и политической жизни России для недопущения возникновения подобной ситуации в будущем. 3. Считать полезным продолжение консультаций с представителями государства, политических и общественных организаций для реализаций решений Соборной встречи. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О времени празднования памяти свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, которое в 1999 году выпадает на четверг Первой седмицы Великого Поста. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Перенести празднование памяти свт. Алексия, митрополита Московского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы на четверг 5/18 февраля Сырной седмицы. 2. Провести торжества по случаю дня Тезоименитства и 70-летия со дня Рождения Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в четверг 5/18 февраля 1999 года. 3. В остальных храмах Русской Православной Церкви руководствоваться указаниями церковного календаря Московской Патриархии на 1999 год относительно празднования дня памяти свт.Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца и Иверской иконы Божией Матери.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

  Беседа о Посте   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вошли в Святой и Великий Пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины, все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге " Лето Господне " , на рынках невозможно было увидеть мясо от Чистого понедельника и даже раньше - от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые - на Украине, а в войну - везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают - не только где-нибудь в Африке или в Азии, но в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но " невольник - не богомольник " . Пока не станет вольным в России Пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите сами на это, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим Постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что Пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Вы, конечно, скажете, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за годы " перестройки " . Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это " гораздо серьезней " означает, на самом деле, только то, что Пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого Пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_11...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Перед православными выставками стоит задача духовного просвещения» Директор выставки «Православная Масленица» Игорь Матвеев приглашает принять участие в мероприятии 06.02.2014 790 В Санкт-Петербурге с 8 по 16 февраля пройдет ставшая уже традиционной выставка-ярмарка «Православная масленица», сообщает пресс-служба организаторов выставки. Масленая неделя, масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. Как и год назад, на выставку прибудет чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» из женского Владычнего монастыря г.Серпухова, помогающая в исцелении алкоголизма и наркомании. В Петербургском СКК перед этой иконой будет отслужен молебен о трезвенном возрождении России. Место проведения выставки: г. Санкт-Петербург, просп. Юрия Гагарина, 8, Петербургский СКК. От станции метро «Парк Победы» до СКК будут ходить бесплатные автобусы с логотипом «Православная масленица» (интервал движения автобуса - 15 минут). Время проведения выставки: 8-16 февраля, с 11.00 до 20.00. Стоимость входного билета: 70 рублей. О целях и задачах выставки рассказал руководитель ТО «Духовное наследие», директора выставки-ярмарки «Православная Масленица» Игорь Валерьевич Матвеев : «Начиная с 1904 года, перед всеми православными выставками стоит задача духовного просвещения. В правилах, которые есть на сайтах выставок и на сайте Патриархии прямо сказано, что православные выставки существуют для того, чтобы посетители и верующие люди глубже осмыслили христианскую позицию, основы православной веры, традиции, чтобы люди могли получить непосредственный опыт общения с клиром в непринужденной обстановке. Такова цель всех православных выставок, которые существуют в Русской Православной Церкви. В преддверии Масленицы всегда проводится выставка с особой целью - это подготовка к Великому посту. Тема этой выставки каждый год - " Трезвость " . Цель - это противостояние страшному пороку, который поглощает русских людей и российское пространство, а именно алкоголизму и пьянству. Мы все знаем из открытых официальных источников, что у нас огромное количество людей, страдающих этим недугом в той или иной степени. Миллионы людей являются зарегистрированными как алкоголики. Тюрьмы переполнены людьми, которые попали туда, совершив правонарушения под воздействием хмельных напитков. Большинство убийств совершается на бытовой почве в пьяном состоянии. При такой ситуации ни Россия, ни русский народ просто не переживут XXI век.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/06/pe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Каким должен быть наш пост 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост Мы вошли в святой и Великий пост. Православные христиане призываются воздерживаться от вкушения мяса, молока, яиц и рыбы и довольствоваться простой пищей. По официальной статистике, несмотря на все недавние разорительные бури истории, в России считают себя принадлежащими к Православной Церкви десятки миллионов людей. Все ли православные христиане постятся? Еще в начале века, когда вера была жива и церковные обычаи свято хранились, все постились. Дети постились, мужчины, женщины — все. Даже если кто заболевал, не решался нарушить пост. Во времена, когда все постились, как читаем мы у Ивана Шмелева в книге «Лето Господне», на рынках невозможно было увидеть мяса от Чистого понедельника и даже раньше — от начала Сырной седмицы до Великой Субботы. Сейчас в России все совершенно изменилось. Люди в большинстве своем забыли прежние обычаи. Они забыли о голоде, который был в двадцатые годы в Поволжье, в тридцатые — на Украине, а в войну — везде, когда все вынуждены были поститься. И сейчас тысячи и миллионы людей недоедают — не только где-нибудь в Африке или в Азии, но и в России, которая когда-то кормила хлебом всю Европу. Но «невольник — не богомольник». Пока не станет вольным в России пост, который предлагает Господь, ничего не изменится. Посмотрите на это сами, хотя бы с практической точки зрения. Если бы Россия, за исключением настоящих больных, постилась Великим постом и в другие постные дни, не было бы такого недостатка в мясных продуктах, какой мы имеем теперь. Так что пост полезен и необходим не только с религиозной точки зрения, но и с социально-экономической. Кто-то скажет, что России это вряд ли поможет, слишком разорено все сельское хозяйство за последние годы. Да, действительно, даже в этой сфере все обстоит гораздо серьезней. Но это «гораздо серьезней» означает, на самом деле, только то, что пост имеет духовное измерение. А разрушение главного, духовного в жизни приводит неизбежно, рано или поздно, к распаду во всех ее сферах. Пост восстанавливает истинный порядок жизни: если первое будет на первом месте, то и все остальное будет на своем месте. Но для этого пост должен быть подлинным, духовным постом.

http://moral.ru/беседа-о-посте/

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей возглавили служение Литургии и отпевание отпевание епископа Моравичского Антония в Храме Христа Спасителя в Москве Служба коммуникации ОВЦС, 16.03.2024. 16 марта 2024 года, в день памяти Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (переходящее празднование в субботу сырной седмицы), в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Сербский Порфирий возглавили Божественную литургию и отпевание новопреставленного епископа Моравичского Антония, викария Патриарха Сербского, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля храма апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот г. Москвы (подворья Сербской Православной Церкви).  Епископ Моравичский Антоний  преставился ко Господу  11 марта 2024 года на 54-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. До 15 марта гроб с телом почившего владыки находился на Сербском подворье в храме святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Утром 16 марта гроб с телом почившего был принесен в Храм Христа Спасителя и установлен в центре храма. У ступеней солеи были положены венки от Патриарха Московского и Патриарха Сербского.  Предстоятелям Русской и Сербской Православных Церквей сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Железногорский и Льговский Паисий; архиереи Сербской Православной Церкви: епископ Бачский Ириней; епископ Горнокарловацкий Герасим; епископ Вальевский Исихий; епископ Ремесианский Стефан; епископ Егарский Нектарий; епископ Топличский Петр. 

http://mospat.ru/ru/news/91533/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2020 28 мин., 26.02.2020 1-я страница обложки: На белом фоне - падающая с белого блюдца чашка, из которой выплескивается чай (фото Lori.ru). Внизу надписи: ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОЙМАТЬ СМЫСЛ; ТЕОРИЯ ГРЕХА: ЧТО НАДО ПОНЯТЬ, ПОКА ЖИЗНЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ. См. материалы рубрики «Вопрос номера: С какой стати мне расплачиваться за мои грехи?»  (С.18-25). Пролог : Новелла Матвеева . « В лощинах снег, слоистый, как слюда... ».Стихотворение//Фома. - – февраль 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: февраль //Фома. - – февраль 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 9 февраля. Неделя о мытаре и фарисее . [Первое из четырех воскресений («недель») подготовки к Великому посту, который начнется 2 марта. На богослужении в этот день  звучат песнопения, связанные с притчей о      мытаре и фарисее. Через эти богослужебные тексты Церковь напоминает,          что для спасения недостаточно одних только внешне праведных поступков — без искреннего смирения, покаяния и любви к ближнему спастись не может даже усердный делатель праведности]. Ил.: Притча о мытаре и фарисее. Книжная миниатюра. XII в. - С.4; 24 февраля. Начало сырной седмицы. [Сырная седмица — последняя         неделя перед Великим постом. Про эту седмицу в богослужении          говорится:  «преддверие покаяния, предпразднество воздержания, светлое   предчувствие поста, седмица предочистительная». Уже начиная с вечерни во вторник, в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина]. - С.4; 15 февраля . Сретение Господне . [На сороковой день после Рождества праведный Иосиф и Мария принесли младенца Христа в Иерусалимский храм. Так они исполняли постановление закона Моисеева о посвящении Богу всех первенцев мужского пола. В переводе с церковнославянского «сретение» означает «встреча».  Евангельское повествование говорит о том, что в Иерусалимском храме младенца Христа встретил старец        Симеон. Предание говорит, что он, переводя строчку из книги пророка          Исаии се Дева во чреве приимет и родит Сына , усомнился, как дева может родить, и хотел перевести «дева» как «молодая женщина». Тогда          ему явился ангел и пообещал, что Симеон не умрет, пока сам не увидит Деву и рожденного от нее Спасителя]. Ил.: Сретение (Симеон и Иисус). А. Шишкин. 2012. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-2-202-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События День Мороженого В четверг на Масляной неделе в гимназии прошел День мороженого. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. Считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Такое доброе общение и случилось в четверг на Сырной седмице в гимназии Радонеж. Но в этот раз это была не просто Масленица с нее неизменными атрибутами пирогами, да блинами, а еще и День мороженого. Любой праздник – это гости. В этот раз в гости к гимназистам приехали: священник отец Алексей Костин и академик Международной академии холода, автор 10 книг и более 600 статей о мороженом  Александр Георгиевич Кладий. Праздник проходил в два этапа – для младшей и для старшей школы. В младшей школе торжество началось с приветственного слова отца Алексея Костина, который рассказал детям о смысле масленичной седмицы, Прощеного воскресенья и поздравил всех с началом поста. Дальше праздник продолжил Александр Георгиевич Кладий, который рассказывал детям об изготовлении мороженого, о разных сортах, о том, какое мороженое любил Александр Македонский и царь Соломон, почему «эскимо» так называется и много разных увлекательных подробностей из истории мороженого. Одна из них впечатляющая история о том, какую характеристику советским людям дал во время Великой Отечественной войны, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль: «Народ, который ест зимой мороженое, победить невозможно». После начальная школа порадовала гостей и учителей песнями, веселыми масленичными запевками и стихами о мороженом и Масленице.  Ученица 2 класса Света Ермола подарила гостю стихотворение собственного сочинения, растроганный гость сделал ей ответный подарок – книгу «О мороженом всё и даже больше (быль о мороженом)». Старшие классы приветствовал преподаватель Закона Божьего священник отец Сергий. После восьмиклассницы провели викторину, задавая зрителям заковыристые вопросы: «Что такое агаройд и для чего он нужен?», «Что такое «пломбир» и откуда он получил такое название?» и разные другие. Ваня Флоренский и Володя Волков читали гостям стихи о мороженом Игоря Северянина и Осипа Мандельштама, за что так же были премированы книгами.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/285...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда можно венчаться в 2023 году 2 мин., 05.02.2022 Вопрос читателя: Когда можно венчаться в 2023 году? В какие дни венчания запрещены или не приветствуются и почему? Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: Протоиерей Андрей ЕФАНОВ Венчание — это таинство, освящающее союз мужчины и женщины. Это данное ими перед Богом обещание хранить верность друг другу и жить в любви и единомыслии. Обязательное условие для заключения церковного брака — официально оформленные отношения. Но и для только что созданной семьи, и для давно уже зарегистрированной венчание — важнейшее событие. Муж и жена заранее выбирают подходящий день, учитывая не только свои предпочтения и условия конкретного храма, но и общецерковные правила. Венчаний обычно не бывает во вторник, четверг и субботу. Это связано с тем, что чаще всего среда и пятница — постные дни, в которые желательно соблюдать супружеское воздержание. А воскресный день принято посвящать Богу, бывать на службах, причащаться. Поэтому таинство брака принято совершать после воскресной Литургии, совместной молитвы и причастия пары, а также в понедельник, среду и пятницу. Но если эти дни выпадают на канун двунадесятых или больших храмовых праздников, то венчание тоже придется перенести. Кроме того, в течение всего года есть длительные периоды, когда в Русской Православной Церкви браки не заключаются вовсе. Таинство Венчания в 2023 году не совершается: 1) Во вторник, четверг и субботу в течение всего года накануне двунадесятых, храмовых и Великих праздников. 2) В продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского 3) В продолжение Святок, с 7 января по 18 января 4) В Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы и в Неделю сыропустную 5) В течение Пасхальной (Светлой) седмицы 6) В дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября 7) Накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

http://foma.ru/kogda-mozhno-venchatsja-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010