сщмч. Петр Дамаскин, 75, 38–39



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Страдания, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... чувственную смерть за Христа, как Он потерпел ее (за нас) , тот должен, по крайней мере, потерпеть ее мысленно – произволением, и будет он мученик совестью, когда не станет покоряться борющим его демонам или хотениям, но побеждать их, как святые мученики и преподобные отцы, из которых одни чувственно, а другие мысленно были мучениками ( сщмч. Петр Дамаскин, 74, 149 ) . Насколько кто сострадает и подражает Христу в нищете Его, вкушая страданий и поношений Его, которые Он претерпел ради нас прежде распятия и погребения, настолько делается близким Ему и соучастником славы Его... ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 38 ) . Надобно знать и исповедовать, что от Бога даются всякий благий дар и терпение самых страданий за Христа (свт.) Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни ( свт. Василий Великий, 7, 374 ) . Христос – жизнь наша и спасение душ наших. Посему кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою ( прп. Ефрем Сирин, 31, 208 ) . ... Изменяется тело человеческое различными страданиями. Члены его делаются враждебными между собою, потому что сам человек бывает в противоборстве с друзьями; а сие ... далее ...
Терпение, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... прибегать к Богу, нежели по страху опасностей потерпеть отпадение, впасть в руки диавола и вечное отпадение, точнее же, мучение с ним навлечь на себя. Ибо нам предстоит одно из двух: или потерпеть первое и временное;, или второе и вечное. Праведных же ни одна из обеих опасностей вовсе не касается, ибо они с радостию (переносят) то, что нам кажется злополучием; любят (это) и, как нашедшие время к приобретению, приветствуют искушения и не получают от них язв. Тот обыкновенно не умирает от стрелы, в кого она пущена, но не поразила его, а тот погибает, кто получил от нее смертельную рану ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 178–179 ) . Терпение служит укреплением для всех добродетелей. И ни одна из добродетелей без него не может устоять, ибо всякий обратившийся вспять не управлен есть в Царствии Божии ( Лк. 9, 62 ) ( сщмч. Петр Дамаскин, 76, 22 ) . Если кто-либо думает, что он причастен и всем добродетелям, но не претерпит до конца ( ср. : Мф. 10, 22 ) , то не избежит сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые уже здесь получили обручение (жизни вечной) , имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за ... далее ...
Подвиги, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... желанием и пребывает в том, к чему он привык по долго временности. Ибо как человеколюбивым и бесстрастным немного вредят житейские дела, потому что они хорошо их устраивают, так и имеющим великие дарования – ибо они Богу приписывают то, что правильно исполнили ( сщмч. Петр Дамаскин, 74, 159 ) . ... Хорошо подвижничество, но с правым намерением. И мы должны считать его не делом, а приготовлением к делу; и не плодом, но почвою, могущею со временем, трудом и помощию Божией произвести растения, от которых бывает плод. Плод сей есть очищение ума и соединение с Богом, Которому слава вовеки ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 54 ) . ... отцы, ежели по старости и немощи часто и уменьшали телесные делания, но душевные – никогда; ибо вместо телесных подвигов имели они телесную немощь, которая может держать в порядке окаянную плоть, а хранить душу безгрешною, чтобы и ум просветился, без нравственного делания, невозможно ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 71 ) . ... Благодать Духа Божия скорее исполняет тех, кои от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать места врагу, ни в какой брани, пока не победят его. Впрочем Дух Святый, призвавший их, ... далее ...
Мирность сердца, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... имеет мир с Богом, когда имеет мир в себе самой и бывает вся – такою, как угодно Богу, а таковою бывает она, когда имеет мир со всеми людьми, хотя бы и тяжкое переносила от них; но, по незлобию, вовсе не смущается, а все терпит, всем желает добра, всех любит ради Бога и ради естества. О неверных, как погибающих, плачет, как делал Господь и Апостолы, о верных же молится и соболезнует им ( см. : Лк. 23, 34; Деян. 7, 60 ) , и так получает мир помыслов и мысленно пребывает при Боге видением и чистою молитвою ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 97 ) . Владеть своими чувствами – есть мир ( прп. авва Исаия, 89, 388 ) . ... Мир, как благоустройство владычественного в человеке, кажется мне, есть совершеннейшее из благословений, почему одним из признаков мирного мужа полагается умирение нрава; боримый же страстями не причастен мира Божия, какой даровал Господь ученикам Своим... (свт.) Пусть мы вполне пользуемся внешним миром и услужливостью (ближних) , но если внутри нас, от возмущения помыслов, возникает шум и буря, то нет никакой пользы от внешнего спокойствия... ( свт. Иоанн Златоуст, 47, 363 ) . Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного и сохранять ум в мире, особенно ... далее ...
Страсти, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... славолюбием; от них сребролюбие – корень всех зол: ибо от него происходит попечение о житейском, от которого – совершенное неведение даров Божиих и своих согрешений, а отсюда водворение других страстей, т. е. восьми главных: чревоугодия... от которого блуд, – через них сребролюбие, а от него гнев, когда кто не достигает желаемого, т. е. своей воли. От этого печаль, через которую уныние; потом тщеславие, от которого гордость; и от этих восьми – всякое зло, страсти и грех, через которые приходит (человек) в отчаяние и совершенную погибель и отпадение от Бога, и делается подобным демонам... ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 10 ) . : лютость, коварство, лукавство, злой образ мыслей, беспорядочность, невоздержанность, обольщение, грубость, невежество, праздность, холодность, окаменение, ласкательство, глупость, беспорядочный крик, выхождение из себя, помешательство, неучтивость, дерзость, боязнь, ожесточение, леность к доброму, законопреступная прибыль, корыстолюбие, скудость (от лености) , неведение, безумие, лжеименное знание, забвение, нерассудительность, бесчувствие, неправда, худое произволение, бессовестность души, медленность, болтливость, незаконность, преткновение, грех, ... далее ...
Искушения, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души, потому что дарует прощение прежде бывших и настоящих зол и удерживает будущие ( сщмч. Петр Дамаскин, 74, 39 ) . Как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовью, так и Бог попускает искушения, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола ( сщмч. Петр Дамаскин, 74, 178 ) . Искушения же праведных и святых людей бывают по благоволению Божию, к усовершению душ их и постижению врагов их – демонов ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 8 ) . ... Чрез многие искушения и терпение их человек делается опытным и познает из этого свою немощь и силу Божию ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 56 ) . Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, кои получили Духа Святаго. И Господь наш, когда по крещении сошел на Него Дух Святый в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, искуситися от диавола, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святый укрепляет и подает им силу препобеждать всякое искушение (прп.) Золото мнократно очищается огнем, чтоб ... далее ...
Царство Небесное, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... к тому и не считало бы приобретение добродетелей тягостным и несносным, но скорее радостию и спокойствием, ради надежды, беспопечительности и чести, невольно последующей за добродетелию. (Ибо и противник стыдится ее и удивляется ей.) Конец, ее веселие и радость, и не только это, но беспристрастие и в самом себе имеет соединенную с ним радость, как и жизнь вещественная, в постыдных страстях, содержит в себе печаль, от каковой (плотской жизни) да избавимся мы и да достигнем невещественной и вечной жизни беспристрастием, рождающим умерщвление тела во Христе Иисусе, Господе нашем ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 38–39 ) . ... Если бы и над всей землей были мы господами и отреклись от всей земли, то и в этом опять не было бы ничего, равноценного Царству Небесному (прп.) Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что Евангельская правда больше правды подзаконной (свт.) Кто желает в Царстве Небесном удостоиться большей славы, тот должен любить здесь смирение и унижение перед другими ( свт. Василий Великий, 7, 349 ) . ... Если хочешь восхитить Царствие Божие, употреби принуждение, подклони выю свою под иго служения Христова, стяни ярем на вые своей; ... далее ...
Молитва, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... о ней и читать мудрования ( свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 177 ) . Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению ( свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 221 ) . Умная молитва... Хорошо молящемуся телесной молитвою дает Бог умную молитву, и тщательно пребывающему в ней безвидную и необразовидную, от чистого страха Божия. И опять хорошо совершающему сию видение творений и от него – восхищение ума к богословию и благому действию будущего дарует Бог тому, кто от всего упраздняется ( ср. : Пс. 45, 11 ) и поучается в сем делом и словом, а не слухом только ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 127 ) . ... Много беседуй с Богом, мало говори с людьми; памятуй всегда Бога, и ум твой соделается небом ( прп. Ефрем Сирин, 32, 147 ) . Не переставай молиться, когда можешь открыто, а когда не можешь, молись умом ( прп. Ефрем Сирин, 32, 371 ) . Не проводи без молитвы ни дня, ни ночи, но как скоро сон отпадет от очей твоих, ум да упражняется в молитве (свт.) должен ты возводить ум и помыслы, и не содержать в мысли ничего иного, кроме чаяния узреть Его ( прп. Макарий Египетский, 89, 213 ) . Даже когда ты будешь и вне церкви, взывай и говори: «помилуй мя», ... далее ...
Священное Писание, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... Божие не хочет все передать нам ясно, и опять не хочет оставлять все неясным, но (говорит) так, как нам полезно. Великое и это благодеяние Божие, говорит Иоанн Златоуст, что некоторые места Божественного Писания весьма ясны, а некоторые неясны; чтобы одними мы утверждались в вере и любви, и от многого непонимания не впали в неверие и уныние, а другими возбуждаемы были к изысканию и труду, избавились от гордости и приобрели смирение, через то, что не можем постигнуть. И таким образом от того и от другого получали плод смирения и любви к Богу, если ощущаем изливающиеся на нас дары Его ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 67–68 ) . Кто, читая слова Писания, исполняет их по своему разуму и с упорством утверждает, что именно так должно их понимать, как он, тот не знает славы Божией и сокровищ Его. Кто же, при рассматривании (слов Писания) , так говорит: не знаю (так ли) , ибо я человек, – и воздает славу Богу, в том обитает богатство Божие ( прп. авва Исаия, 59, 48 ) . ... Нужна чистота в жизни для того, чтобы и для преуспеяния в нравственной добродетели распознаваемо было прикровенное в Писании. Но кроме чистоты жизни, нужно и продолжительное занятие Писанием, чтобы важность и ... далее ...
Кротость, Сокровищница духовной мудростиИскать в Источникеazbyka.ru
... приводит ум к познанию и рассуждению... ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 50–51 ) . ... Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостию и не смущается... ( сщмч. Петр Дамаскин, 75, 52 ) . Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф. 5, 5 ) . Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким (свт.) Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа – они называются кроткими (свт.) Подвижник должен, как можно более, быть исполнен кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться духа кротости, а приемлющий в себя сего духа должен уподобляться приемлемому ( свт. Василий Великий, 9, 353 ) . ... И заботящимся о кротости прилично благовременное негодование... Оставаться же неподвижным или не показывать негодования, когда должно, есть признак недеятельной природы, а не кротости ( свт. Василий Великий, 9, 354 ) . ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: сщмч. Петр Дамаскин, 75, 38–39
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"