Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Карп Эльб. Фотография. Нач. XX в. Карпович Эльб (5.02.1869, дер. Оло Феллинского у. Лифляндской губ.- 24.09.1937, Ленинград), сщмч. (пам. 11 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Эстонской земли святых), прот. Из семьи правосл. крестьян-эстонцев. После окончания Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия) 3 окт. 1889 г. назначен псаломщиком к Георгиевской ц. в г. Балтийский Порт (ныне Палдиски, Эстония). Одновременно преподавал Закон Божий в церковноприходском уч-ще и русский язык в мореходном уч-ще Балтийского Порта. 14 янв. 1896 г. рукоположен во диакона. 28 июня того же года переведен на диаконскую должность в Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Преподавал Закон Божий в Пюхтицком 2-классном церковноприходском училище. 14 дек. 1899 г. переведен в С.-Петербург диаконом правосл. эст. прихода, к-рый тогда размещался в малоколоменском Воскресенском храме. Стал ближайшим помощником настоятеля прихода свящ. Павла Кульбуша (впосл. Ревельский еп. сщмч. Платон ). Одновременно с этим был законоучителем в эст. церковноприходской школе на Екатерининском канале. С 1900 г. также преподавал Закон Божий в 4-классном Коломенском жен. начальном училище С.-Петербурга, а с 1902 г.- в Коломенском 2-классном уч-ще. Участвовал в деятельности эст. Исидоровского братства. Читал лекции для взрослых прихожан по житиям святых, разъяснению догматов веры, истории Российского гос-ва, описанию земель и народов, трезвому образу жизни, воспитанию детей. С 25 февр. 1903 г. был делопроизводителем и членом комиссии по построению для эст. прихода С.-Петербурга храма во имя св. Исидора Юрьевского, фактически являлся главным распорядителем всех строительных работ. После освящения Исидоровского храма в 1907 г. служил там диаконом. В 1911 г. награжден орденом св. Анны 3-й степени. В 1914 г. получил приглашение быть преподавателем в образцовом приюте барона Штиглица.

http://pravenc.ru/text/1681127.html

Закрыть День памяти Святителя Ионы Сегодня мы также чтим память св. блгв. Великого князя Ивана Калиты, вспоминаем поэта А.Д.Кантемира, адмирала С.О.Макарова, художника В.В.Верещагина, архиепископа Варнаву (Накропина), артиста Н.А.Крючкова и других 13.04.2024 3 Время на чтение 14 минут Фото: drevo-info.ru Сегодня Церковь чтит память сщмч. Ипатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Прп. Аполлония, пустынника Египетского (IV). Сщмчч. Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок. 446). Прп. Ипатия целебника, Печерского (XIV). Прп. Филарета Глинского (1841). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Святитель Иона родился в последней четверти XIV в. недалеко от Солигалича в Костромской земле. В двенадцатилетнем возрасте юноша принял постриг в одном из галичских монастырей, откуда перешел в московский Симонов монастырь, где много лет исполнял различные послушания. В 1431 г. за добродетельную жизнь и твердое знание учения Церкви святой Иона был поставлен во епископа Рязанского и Муромского и положил немало трудов, обращая ко Христу племена мещеры, мордвы и муромы, проживавшие в его епархии. В 1432 г. был избран в митрополиты всея Руси. Когда новоизбранный митрополит отправился к Патриарху Иосифу II (1416-1439 гг.) в Константинополь, чтобы принять постановление на митрополию, то оказалось, что незадолго до этого уже был посвящен на русскую митрополию зломудренный Исидор. Недолго пробыв в Киеве и Москве Исидор отправился на Флорентийский Собор (1438 г.), где принял унию. Собор русских архиереев и духовенства низложил митрополита Исидора. На Всероссийскую митрополию единодушно был избран святитель Иона. Посвящение его по благословению Константинопольского Патриарха Григория III (1445-1450 гг.) впервые совершено русскими архиереями в Москве 15 декабря 1448 г. Святитель Иона, вступив на митрополию, с архипастырской ревностью стал заботиться о духовно-нравственном совершенствовании своей паствы, рассылая учительные грамоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН Григорьевич Широкинский (6.07.1871, дер. Беляевка Новоузенского у. Самарской губ.- 4.10.1918, г. Пермь), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сельского священника. По окончании в 1885 г. Саратовского ДУ поступил в Самарскую ДС. 14 дек. 1890 г,. во время учебы на последнем курсе семинарии, был посвящен в стихарь. В 1891 г. окончил Самарскую ДС по 1-му разряду, получил звание студента. 1 авг. того же года был назначен надзирателем Бугурусланского ДУ. К этому времени из-за кончины отца К. был вынужден заботиться о матери и 6 младших братьях и сестрах, а также содержать собственную семью. 30 авг. 1892 г. Самарским еп. сщмч. Владимиром (Богоявленским ; впосл. митрополит) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к Михаило-Архангельской ц. с. Зыкова (Ефремовка) Бугурусланского у. Самарской губ. Помимо пастырской деятельности К. в 1892-1894 гг. служил законоучителем в местной земской школе, а затем был заведующим церковноприходскими школами в с. Зыкове и дер. Сорокино, где также преподавал Закон Божий; в 1894-1901 гг. был законоучителем в школе грамоты в дер. Авдеевка, в 1895-1900 гг. заведовал зыковской народной читальней. Неск. лет К. исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя церковных школ, являлся катехизатором в 7-м благочинническом округе (до кон. 1896), состоял в должности помощника благочинного этого округа (до 1899). 1 дек. 1900 г. К. был переведен в Уфимскую епархию и определен на приход в с. Давлеканово Белебеевского у. Уфимской губ. (ныне город, Башкирия). Приход был образован в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги, благодаря чему в с. Давлеканове, населенном в основном мусульманами, увеличилось число православных, в т. ч. приезжавших сюда на кумысолечение. Назначение К. настоятелем состоялось в результате неоднократных ходатайств об этом членов строительного комитета - инициативной группы по сооружению давлекановского храма. В кон. 1900 г. по благословению Уфимского еп. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит) в Давлеканове был приобретен молитвенный дом из саманного кирпича, освященный 15 янв. 1901 г. в честь св. блж. Исидора Твердислова, Ростовского чудотворца, Христа ради юродивого. Также в одной из квартир была открыта церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/1842036.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Монолог Патриарха Телепрограмма 25.02.06 13.01.2009 504 Время на чтение 14 минут Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Эфир на канале ТВЦ 25.02.06) Ведущий - священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире - «Православная энциклопедия». 23 февраля, в День защитника отечества , родился наш Патриарх. А сегодня, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, его Святейшество отмечает свои именины. В этот день вся Русская Православная Церковь поздравляет своего пастыря и отца. Может быть кому-то фигура Святейшего Патриарха кажется слишком отдаленной от нашей жизни, слишком недоступной и официальной. Мы привыкли видеть его за пышными богослужениями, на встречах с высокопоставленными лицами. И немногие знают, каков Святейший Патриарх Алексий в обычной, повседневной жизни. Об этом - наш сегодняшний фильм, который многих удивит. Святейший Патриарх Алексий: - Первые сведения о Москве я получил где-то в 1945 году. Мой отец ездил в Москву, в Троице-Сергиеву Лавру. Там после открытия обители восстанавливали здания. Отец как раз стал участником события поднятия крестов на купола Успенского и Троицкого соборов Лавры. Отец, когда приехал домой, рассказывал о своих впечатлениях от увиденного во время путешествия, и эти рассказы запали мне глубоко в душу. Они и стали первым моим знакомством со столицей. Потом, с середины 1950-х годов, мы с родителями как можно чаще старались ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Во время этих поездок посещали непременно Тихвинский храм в селе Алексеевском, где есть придел, освященный в честь св. Алексия, человека Божия, именем которого я был наречен в Крещении. Мы объезжали многие святыни Москвы и Подмосковья. Обязательно заезжали в Елоховский Богоявленский собор, где хранятся мощи свт. Алексия, митрополита Московского. После рукоположения я был назначен настоятелем Успенского собора в Тарту. Храм я застал в очень плачевном состоянии, грибок съедал деревянный пол. Однажды, совершая в приделе богослужение в день памяти сщмч. Исидора Юрьевского, в момент, когда я обходил храм с каждением, за мной провалилась часть пола. Храм требовал капитального ремонта. К тому же наступал 175-летний юбилей храма. В этой связи я набрался смелости и поехал в Москву.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еп. Вениамин (Муратовский). Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Муратовский Василий Антонович; 18.04.1856, Казанская губ.- 6.05.1930, Подмосковье), обновленческий (см. Обновленчество ) «первоиерарх». Из семьи священника. Окончил Казанское ДУ, в 1877 г.- Казанскую ДС, назначен надзирателем в Казанское ДУ. После женитьбы был рукоположен во священника к казанской ц. в честь Сошествия Св. Духа (1 сент. 1877), впосл. переведен в Николо-Вешняковскую ц. Овдовев, в 1892 г. поступил по рекомендации Казанского еп. Палладия (Раева) в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. По пострижении в монашество был назначен настоятелем Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова мон-ря с возведением в сан архимандрита. В окт. 1897 г. хиротонисан во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии, хиротонию совершил митр. Антоний (Вадковский) с сонмом архиереев, младшим из к-рых был хиротонисанный 2 днями ранее еп. св. Тихон (впосл. Патриарх Московский и всея России). 29 нояб. 1898 г. В. участвовал в открытии эст. братства во имя сщмч. Исидора Юрьевского в С.-Петербурге, являлся председателем братства до 1901 г. 3 дек. 1898 г. переведен на Гдовское вик-ство, в том же году избран пожизненным членом КазДА. В июле 1901 г. назначен епископом Калужским и Боровским. В 1905-1906 гг. присутствовал в Святейшем Синоде. Образовал в епархии комиссию для экзаменации ставленников. Кандидат на священство кроме аттестации знаний по семинарской программе был обязан сказать проповедь в присутствии архиерея и провести образцовый урок по Закону Божию. Кандидат во диакона сдавал экзамен за курс ДУ, проводил пробный урок по общеобразовательным предметам в образцовой школе при Калужской ДС. К экзаменам допускались все желающие независимо от образования и сословного происхождения. 31 дек. 1910 г. В. был переведен на Симбирскую и Сызранскую кафедру, 1 мая 1915 г. возведен в сан архиепископа. После Февральской революции активно поддержал Временное правительство . С марта 1917 г. временно управлял Пензенской епархией. Вместе с частями Белой армии эвакуировался в Сибирь, в нояб. 1918 г. в Томске принял участие во Всесибирском соборном церковном совещании, был избран его председателем, вошел в образованное по решению совещания Временное высшее церковное управление Сибири и областей, занятых армией Колчака (ВВЦУС). В февр. 1920 г., после разгрома армии Колчака, В. был арестован в Новониколаевске (ныне Новосибирск) «за соучастие в преступлениях белогвардейцев», приговорен к расстрелу. Через неск. месяцев после дачи согласия на сотрудничество с ЧК был освобожден, вернулся в Симбирск.

http://pravenc.ru/text/150301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (Булычёв Кирилл Иоакимович; 23.12.1858, г. Орлов Вятской губ.- сер. 30-х гг. XX в.), бывш. архиеп. Могилёвский, один из основоположников григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1877 г. окончил Вологодскую гимназию, в 1881 г.- физико-математический фак-т С.-Петербургского ун-та. С 1884 по 1890 г. работал в Волжско-Камском банке, в 1890 г. поступил в СПбДА. 29 янв. 1892 г. во время учебы принял монашеский постриг с именем Константин. 21 февр. того же года рукоположен во диакона, 7 нояб. 1893 г.- во иерея. В 1894 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, в июле того же года определен смотрителем Александро-Невского ДУ в С.-Петербурге. В авг. 1896 г. по возведении в сан архимандрита назначен ректором Витебской ДС. Состоял председателем епархиального училищного совета, витебского Свято-Владимирского братства; был цензором «Полоцких ЕВ» (выходили в Витебске) и проповедей, произносимых витебским духовенством в кафедральном соборе. 13 янв. 1900 г. переведен на должность ректора Киевской ДС. Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) Еп. Константин (Булычёв). Фотография. 10-е гг. ХХ в. (РГИА) 25 июля 1901 г. был наречен во епископа Гдовского, 3-го викария С.-Петербургской епархии. 29 июля того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архиерейскую хиротонию К. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . С 22 февр. 1903 г.- 2-й викарий. Был председателем Совета Исидоровского православного эстонского братства в С.-Петербурге. 21 дек. того же года освятил в сослужении прот. св. прав. Иоанна Кронштадтского временную русско-эст. ц. во имя сщмч. Исидора Юрьевского. 23 апр. 1904 г. назначен епископом Самарским и Ставропольским. Прибыл в Самару 1 июня и вскоре предпринял продолжительную поездку по инородческим приходам епархии и местам проживания старообрядцев. Ради расширения миссионерской деятельности рукоположил в священный сан более 10 представителей народов Поволжья, способствовал открытию новых приходов в их селениях, изданию и распространению духовной лит-ры на местных языках, открытию учительских курсов для инородцев.

http://pravenc.ru/text/2056998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД, СИМЕОН И ГЕОРГИЙ (VIII-IX вв.), братья, святые Митилинские (пам. греч. 1 февр., 27 апр.). Даты жизни точно не установлены. Житие Главным источником сведений о святых является греч. анонимное Житие (BHG, N 494). Братья род. в г. Митилине (о-в Лесбос) в благочестивой и богатой семье Адриана и Константо, кроме сыновей у них была дочь Илария, также посвятившая жизнь служению Богу. Когда старшему брату Д. было 16 лет, ему явился прп. Антоний Великий и приказал идти на гору Ида (М. Азия). Прожив там 30 лет в полном одиночестве, питаясь только дикими травами и орехами, Д. по велению ангела отправился к епископу г. Гаргара (М. Азия) и был рукоположен во пресвитера. Затем вернулся на место отшельничества и основал храм святых Кирика и Иулитты и мон-рь. Когда Д. исполнилось 56 лет, мать привезла к нему на воспитание 8-летнего брата С. В возрасте 22 лет С. был пострижен в монахи, а в 28 - рукоположен во пресвитера тем же епископом г. Гаргара. Еще через 2 года Д. объявил, что должен покинуть этот мир, и приказал С., как только это произойдет, отправиться на родину. На Лесбосе С. соорудил столп и принял на себя подвиг столпничества. В это время епископом (по нек-рым источникам, архиепископом) Митилинским был Георгий I , к-рый рукоположил во пресвитера др. брата С.- Г. (см. в ст. Георгий II , архиеп. Митилинский). С. прославился изгнанием бесов и исцелениями. В холодные зимние ночи к нему прилетал орел и укрывал столпника крыльями. В Житии подробно описываются также чудеса и благодеяния Г., к-рый по ночам ходил в лес за дровами и оставлял их у дверей бедных и немощных людей. Неск. раз Г. отдавал беднякам последнее зерно, остававшееся у монахов, после чего всегда чудесным образом к острову приходил корабль со щедрыми дарами, хлебом и зерном для всей братии. В это время в городе произошли знамения, предвещавшие возобновление гонений на иконы (см. в ст. Георгий I ). Новый иконоборческий епископ подверг С. истязаниям и, заручившись поддержкой иконоборческого патриарха Феодота I, приговорил святого к сожжению. Чиновник, присланный из К-поля для исполнения приговора, неожиданно пал ниц перед С. и стал молить его о пощаде. С. простил его, после чего предрек убийство императора-иконоборца Льва V и удалился на небольшой остров неподалеку от Лесбоса, где построил храм во имя вмч. Исидора. В правление имп. Михаила II C. был сослан на о-в Лагуса, откуда, спасаясь от набегов арабов во время восстания Фомы Славянина (ок. 820), он отправился в К-поль. Там С. продолжил подвиг столпничества, благодаря чему вскоре приобрел известность среди жителей города, в т. ч. и среди знатных вельмож. Церковные иерархи-иконоборцы сослали С. вместе с др. ревностными иконопочитателями - братьями-исповедниками Феофаном и Феодором Начертанными (Граптами) и сщмч. Евфимием , еп. Сардским, на о-в Афусия (совр. Авша в Мраморном м.).

http://pravenc.ru/text/168580.html

Наиболее полное собрание документов III Вселенского Собора на греч. языке известно под названием «Ватиканское собрание» (Collectio Vaticana - в ркп. Vatic. gr. 830, сер. XV в.). Собрание Сегье (Collectio Segueriana в пергаменной ркп. Paris. Coisl. 32, XI в.), по составу аналогичное Ватиканскому, и Афинское собрание (Collectio Atheniensis, в ркп. Athen. Societatis archaeologiae Christianae 9, XIII в.) содержат ряд документов, отсутствующих в др. собраниях или сохранившихся только в лат. переводе. Что касается перевода деяний на лат. язык, то, вероятно, наиболее точно воспроизводит первоначальный греч. текст Турское собрание (Collectio Turonensis; важнейшие рукописи: Paris. 1572, IX в., и Vatic. 4978, XIV в.), возникшее во время спора о «Трех Главах», т. е. до сер. VI в. Близко к нему по времени создания Палатинское собрание (Collectio Palatina, ркп. Vatic. Palat. 234, IX в.), вероятным составителем к-рого считают Иоанна Максентия, активного борца против несторианства в 1-й четв. VI в. и участника теопасхитского спора «Един от Святыя Троицы пострадал» (см. ст. Теопасхизм); это собрание открывается работами Мария Меркатора, очевидца событий начального этапа несторианского спора, сделавшего перевод значительного числа писем и проповедей Нестория на латынь. Веронское собрание (Collectio Veronensis, ркп. Veronensis LVII, IX в.), значительно более короткое, чем Турское, имело целью показать, что свт. Кирилл, как в споре с Несторием, так и в отношениях с Иоанном, еп. Антиохийским, действовал в полном согласии с Римским престолом, и включает неск. писем папы св. Келестина, к-рых нет в др. собраниях. И наконец, собрание из Монте-Кассино (Collectio Casinensis; 2 пергаменные рукописи XIII в.- Casinensis 2 и Vatic. 1319), существующее в 2 частях, было составлено диаконом Римской Церкви Рустиком, племянником папы Вигилия, активным защитником «Трех Глав», к-рый после возвращения из ссылки по смерти имп. св. Юстиниана I (565) воспользовался б-кой мон-ря акимитов в К-поле. 1-я часть этого собрания является исправленным по греч. оригиналу текстом Collectio Turonensis. 2-я часть содержит «Синодик против трагедии Иринея» (Synodicon adversus tragediam Irenaei), при составлении к-рого Рустик пользовался 4 различными источниками: подборкой документов (в т. ч. и соборных), объединенных и откомментированных другом Нестория комитом Иринеем (Рустик сохранил наиболее важные замечания Иринея); сборником писем сщмч. Исидора Пелусиота; документами, сохраненными последователями Диоскора, архиеп. Александрийского; 2 письмами свт. Кирилла к Сукцессу.

http://sedmitza.ru/text/758843.html

Основные народные приметы по дням этого месяца по В. И. Далю таковы: 10. Ап. Симона Зилота. На Симона Зилота земля именинница, грех пахать, собирают зелья у болота, копают коренья на зелья; 11. Сщмч. Мокия. Мокия Мокрого. Если этот день мокрый, то и лето будет мокрое. В этот день не работают, боясь, чтобы град не побил полей; 13. Мц. Гликерии девы. Лукерьи Комарницы. Полагают, что в этот день прилетают комары; 14. Мч. Исидора. Сидора Огуречника. На Сидора еще сиверко (северно). Придут Сидоры, минуют и сиверы (заморозки), прилетят стрижи и касаточки, принесут тепло. Полагают, что в этот день должно сажать огурцы и сеять лен; 15. Прп. Пахомия Великаго . Пахома Теплого, Бокогрея. Пришел Пахом – запахло теплом. На Пахома поздний посев овса и пшеницы; 16. Прп. Феодора Освященного. Федора Житника. Кто сеет после Фита, прост будет жита. Полагают, что в этот день должно непременно сеять хлеба; 18. Мч. Феодота Анкирского и св. мцц. семи дев. Федота Овсянника. Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, то будешь мерить овес кадушкой. Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род. Семь дев сеют лен; 20. Мч. Фалалея. Фалалея Огуречника; 21. Свв. равноапп. царей Константина и Елены (см.: Оленин день). Алены Леносейки. Алены – длинные льны. На Алену сей лен, также ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу; тоже сажай огурцы. Алене льны, Константину огурцы; 23. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского (см.: Леонтий Коноплянник). Левона Огуречника; 25. Третье обретение главы св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Иван Головатый). Ивана – медвяны (вредные) росы. Если в этот день на рябине много цветов, то будет хороший урожай хлеба. Лечебные зелья кладут под Иванову росу; 28 Прп. Никиты, еп. Халкидонского. Никиты Гусятника (см. также: Евтихий Тихий); 29. Мц. Феодосии, девы Тирской. Федосьи Колосницы. Полагают, что с этого дня рожь начинает колоситься. День Федосьи стоит всех понедельников (несчастный); 30. Прп. Исаакия Далматского. Исакия Змеевника (Змеевик). Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. На Исакия сажают бобы; 31. Ап. Ерма и мч. Ермия . Еремея Распрягальника. Как на Еремия (1 мая) Запрягальника, потому что на Еремия подыми сетево (севалку), так и на Ермея же (Ермия, 31 мая) Распрягальника, потому что опусти сетево (т. е. начало и конец посевов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010