Согласно житийному рассказу, хозяин принуждал И. принять ислам, однако не смог заставить его отречься от Православия, более того, святой «и Магомета их прокля... заплева лице их, и веру их прокля». Тогда И. отвели на гору (согласно позднейшим пересказам Жития, там находилось рус. кладбище), нанесли множество ран, мечом прокололи насквозь живот и нанесли удар по шее, после чего мучители удалились, считая И. мертвым. Однако поздним вечером страдалец очнулся, его веревки сами собой развязались. И., поддерживая руками голову, «иде к детем болярским великого князя», т. е., вероятно, туда, где жили российские послы. Предчувствуя близкую кончину, он попросил священника исповедать и причастить его. Остаток ночи И. провел в молитве и утром скончался, при этом дом наполнился благоуханием. И. был погребен «в Казани, в месте сокровенне, на лесе, на старом кладбищи русском» (РНБ. Q.XVII.64. Л. 254). В позднейшей традиции местом погребения называлась Зилантова гора, но в Казани ханских времен рус. кладбище находилось в др. месте, точное его расположение неизвестно. Почитание О мученичестве И. сообщил патриарху Московскому и всея Руси св. Иову Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) грамотой от 9 янв. 1592 г. Митр. Ермоген ходатайствовал об установлении памяти И. и др. Казанским мученикам - Стефану и Петру († 1552), а также рус. воинам, погибшим под Казанью в 1552 г. В ответной грамоте патриарх Иов установил совершать поминовение Казанских мучеников в день кончины И.: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их и поминати... на литиях и на обеднях» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 67). Грамота сщмч. Ермогена вошла в нек-рые списки «Казанской истории» 2-го типа. Из «Казанской истории» Житие И. в позднейшей редакции было перенесено в 1692 г. в «Скифскую историю» А. Лызлова. Грамота сщмч. Ермогена была известна архиеп. Платону (Любарскому) по рукописному сборнику, составленному в кон. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

викарные епископы. Вскоре митр. Михаил был арестован, а в ночь на 4 апр. Киевским губотделом ГПУ по обвинению в «антисоветской деятельности» в Николо-Пустынном мон-ре был арестован и Д. В ту же ночь были задержаны викарии Киевской епархии епископы Черкасский Назарий (Блинов) и Каневский Василий (Богдашевский), а также архим. Ермоген Голубев ; впосл. архиепископ) и другие священнослужители. Когда на допросе следователь, узнав, что Д. проводил службы на церковнослав. языке, спросил его, на каком языке следует совершать богослужение на Украине, тот ответил: «На каком желает народ». Содержался в тюрьме Киева, затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму. Был обвинен в «распространении ложных слухов в контрреволюционных целях». Виновным себя не признал. 16 мая 1923 г. приговорен Комиссией НКВД по адм. высылкам к 2 годам ссылки. Срок отбывал в с. Ижма Коми (Зырян) автономной обл. По возвращении из ссылки Д. стал епископом Уманским (по др. данным, первоначально Белоцерковским), викарием Киевской епархии. В 1925 г. возведен в сан архиепископа. 12 марта 1926 г. подписал донесение укр. архиереев экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) с одобрением мер церковного прещения, принятых Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; в 1943-1944 Патриарх Московский и всея Руси) против организаторов григорианского раскола . В марте 1929 г. участвовал в отпевании в Киеве в Малом Софийском соборе экзарха Украины Киевского и Галицкого митр. Михаила. В апр. 1930 г. назначен архиепископом Киевским, экзархом Украины стал Харьковский архиеп. Константин (Дьяков) . Свою кончину предсказал заранее, сам читал канон на исход души. Отпевание Д. в храме Николо-Пустынного монастыря возглавил Одесский архиеп. сщмч. Анатолий (Грисюк) . Похоронен рядом с мон-рем, на кладбище Аскольдова могила. Арх.: Отраслевой ГА СБУ. Ф. 6. Д. 38183 ФП. Лит.: Состав Свящ. Правительствующего Всерос. Синода и рос. церковной иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 12-13; ЖМП, 1931-1935. С. 89, 120. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 33-34; Акты свт. Тихона. С. 445, 971; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 374; Цыпин. История РЦ. С. 51, 52, 69, 196, 205; Бiлokihь С. Розгром Киïвського enapxiaльhoro ynpabлihhя 1923 р.//Киïв. старовина. 1999. 1. С. 89-106; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческое движение в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 60, 64, 89, 104, 143, 147, 192, 214, 238, 239, 257, 394, 527-529. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178147.html

Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Икона. 10-е гг. ХХ в. (ГМИР) Сщмч. Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси. Икона. 10-е гг. ХХ в. (ГМИР) Первые достоверные известия о Е. относятся ко времени его служения священником в Казани в кон. 70-х гг. XVI в. По предположению Д. М. Глаголева, именно Е. был тем «клириком, жившим в миру», к-рому адресовано одно из посланий Казанского архиеп. св. Варсонофия (см. Варсонофий , свт., еп. Тверской), датируемое 1571-1576 гг. (Там. же. С. 266). Из подробной «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него», написанной Е. ок. 1594 г. (список ГИМ. Син. 982 считается автографом), известно, что буд. патриарх служил в ц. свт. Николая Гостиного, по-видимому расположенной близ торговых рядов и являвшейся важным центром городской жизни, был одним из главных участников обретения 8 июля 1579 г. чудотворной Казанской иконы Божией Матери . Считается, что краткое сообщение о явлении иконы было тогда же записано Е. и послано царю Иоанну IV Васильевичу . Из «Повести о честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани...» известно, что Е. просил Казанского архиеп. Иеремию о благословении взять икону из земли. Архиепископ благословил Е. перенести святыню в ц. свт. Николая Тульского, где был отслужен молебен, затем в Благовещенский собор. В 1587 г. Е. принял иночество (возможно, вслед. вдовства). В лит-ре высказывалось предположение, что постриг был совершен в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве (см., напр.: Дробленкова. 1988. С. 154; предположение, по-видимому, основано на грамоте, посланной Е. в 1592, в бытность его Казанским митрополитом, патриарху св. Иову , в которой Казанский архиерей упом. «Книгу степенную царского родословия» , читанную им в б-ке Чудова мон-ря). Вскоре после принятия иночества Е. стал архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря . 13 мая 1589 г. Е. был хиротонисан во епископа и возведен в сан митрополита Казанского и Астраханского (с 1602 митрополит Казанский и Свияжский). Он стал 3-м по чести иерархом Русской Церкви после патриарха и митрополита Новгородского. Деятельность Е. на Казанской кафедре была направлена на укрепление Православия в незадолго до этого завоеванном Россией многонациональном крае, где русские жили вместе с татарами, чувашами и марийцами и где христианство не имело крепких корней. 9 янв. 1592 г. Е. послал патриарху Иову грамоту о дозволении праздновать память воинов-христиан, погибших в борьбе с татарами, и память христиан, замученных татарами за нежелание отказаться от своей веры,- Иоанна , Петра и Стефана (двое последних были крещеными татарами). Рассказ Е. был основан на сведениях, собранных им «от достоверных людей», и на краткой повести о мученичестве Иоанна. Грамотой патриарха Иова 24 янв., в день кончины Иоанна, было установлено празднование памяти Казанских мучеников.

http://pravenc.ru/text/190175.html

В мае 1597 г. И. вернулся в Соловецкий мон-рь и был избран настоятелем. Возможно, в помощь ему из Свияжска на Соловки прислали Авраамия (Палицына), назначенного келарем. В этот период И., по всей видимости, совершал частые поездки в Новгород и в Москву и не мог в полном объеме исполнять обязанности игумена. И. поставил подпись на утвержденной грамоте Земского собора 1598 г. об избрании на царство Бориса Годунова (ААЭ. Т. 2. С. 42, 7); в б-ке И. имелся список чина венчания на царство Бориса Годунова (РНБ. Солов. 1184/1294). После кончины Новгородского митр. Варлаама († 15 апр. 1601) Новгородская кафедра не замещалась до 1603 г. Современники писали об инициативе царя Бориса Феодоровича в поставлении И. Новгородским митрополитом (НовгорЛет. С. 150). 6 февр. 1603 г. Московский патриарх св. Иов с Собором епископов в Успенском соборе Московского Кремля совершил архиерейскую хиротонию И. 24 марта И. прибыл в Новгород и вскоре был вовлечен в события Смутного времени . В 1604 г. И., как и др. иерархи, рассылал в мон-ри епархии грамоты с разоблачением Лжедмитрия I и с призывом молиться о победе царя Бориса Феодоровича над самозванцем; сохранилась грамота митрополита в Соловецкий монастырь (ААЭ. Т. 2. С. 81-84, 29). После смерти Бориса Годунова († 13 апр. 1605) И. стремился обеспечить передачу власти юному Феодору Борисовичу . По благословению патриарха Иова в апр. 1605 г. И. направился под Кромы к войску, сражавшемуся против Лжедмитрия I, для принятия совместно с П. Ф. Басмановым присяги Феодору Борисовичу. Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) Духовенство и бояре. Фрагмент картины «Прием польских послов Лжедмитрием I 13 мая 1606 г. в Грановитой палате Московского Кремля» (Венгерский национальный музей исторической живописи. Будапешт) После занятия Лжедмитрием I Москвы И. подчинился новому правителю. В отсутствие изгнанного с кафедры патриарха И. участвовал в венчании самозванца на царство. Из новгородского Софийского собора И. изъял Служебник с поминанием рода Годуновых и поминал «царя Димитрия» и его мать Марию. Вероятно, И. участвовал в поставлении на Патриарший престол избранного Лжедмитрием I нового предстоятеля Русской Церкви - бывш. Рязанского архиеп. грека Игнатия , входил в действовавший при нем Освященный собор. Во время споров 1606 г. о бракосочетании Лжедмитрия I и Марины Мнишек И. поддержал Игнатия, считавшего, что католичка Марина присоединилась к правосл. Церкви после совершения над ней во время коронования таинства Миропомазания (Казанский митр. сщмч. Ермоген ; впосл. патриарх Московский и всея Руси, настаивал на повторном крещении Марины как на условии ее брака с Лжедмитрием). Новгородский митрополит участвовал в венчании Лжедмитрия и Марины.

http://pravenc.ru/text/2001546.html

В 1567 г. в Москве митр. св. Филипп (Колычев) хиротонисал В. во епископа Тверского и Кашинского. Несмотря на епископский сан, В. оставался смиренным подвижником, каким был в Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ) Святители Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона. XVIII в. (ГИМ) Песношской обители и в Казани. Дни он проводил в трудах, ночи - в молитве, отдыхая шил клобуки, к-рые дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В 1570 г. В. удалился на покой и вернулся в казанский Преображенский мон-рь, где и скончался. Святитель был погребен Казанским архиеп. Тихоном у алтаря Преображенского собора, рядом со свт. Гурием. 4 окт. 1595 г. при подготовке к строительству нового храма мощи обоих святителей были обретены нетленными. По указу Патриарха св. Иова В. и Гурий были канонизированы. Мощи В. находились в Преображенском соборе, в юж. приделе во имя святителей В. и Гурия. В сент. 1918 г., после закрытия монастыря, св. мощи перенесли в собор Богородицкого жен. монастыря, закрытого в 1929 г. Современное местонахождение мощей В. неизвестно. В фондах Национального музея Республики Татарстан хранятся позолоченные серебряные детали раки. По повелению царя Феодора Иоанновича и Патриарха Иова житие святителей Гурия и В. составил Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. Патриарх Московский и всея Руси), к-рый хорошо знал В., будучи еще священником Никольского Гостинодворского храма в Казани. Рукописный подлинник жития - автограф свт. Ермогена - до 1918 г. хранился в Преображенском мон-ре. Встречающееся в лит-ре XIX в. утверждение, что В., вернувшись в Казань из Твери, принял великую схиму, в тексте свт. Ермогена отсутствует. Служба святителям Гурию и В. была составлена Ростовским митр. св. Димитрием (Туптало) . Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 309; Т. 19. М., 2000. Стб. 482; Т. 31. М., 1968. С. 141, 146; Платон (Любарский), архиеп. Казанский сб. ст. Каз., 1868. С. 7-32; Гермоген, Патр. Московский и всея России. Творения. М., 1912; Барсуков. Источники агиографии. С. 141-143; Церковные древности Казани//Изв. по Казанской епархии. Каз., 1877. С. 408-409; Невоструев К. [И. ] Список с писцовых книг по г. Казани с уездом за 1566-1568 гг. Каз., 1877. С. 31; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. С. 162. 108; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 278, 88; С. 282, 87; С. 296, 95; С. 326, 129.

http://pravenc.ru/text/154327.html

По-видимому, из местного ряда этого иконостаса происходит большая икона свт. Алексия, митр. Московского, с 12 клеймами жития, в басменном окладе (ГМИР; похожая икона находится слева от царских врат на фотографии нач. XX в.- Там же. С. 331). Кроме иконостаса кисти Е. принадлежало множество икон, размещавшихся в разных частях храма. По документам известно, что в 1910-1911 гг. он исполнил 102 иконы, в т. ч. икону Божией Матери «Знамение» с предстоящими ангелами, «малый крест» для частиц св. мощей, «большой крест» с предстоящими и 4 евангелистами, написал или отреставрировал 41 «древнюю» икону для нижнего пещерного храма во имя прп. Серафима Саровского (РГИА. Ф. 489. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л. 17, 128-130 об., 187 об.- 188 об., 1912 г.) и др. По картонам Е. были изготовлены мозаики В. А. Фролова, украсившие наружные стены собора. Сохранилось неск. икон 1910-1912 гг. из Феодоровского собора в Царском Селе (все в собрании ГМИР), подписанных Е., как правило, в правом нижнем углу средника: парные иконы свт. Алексия, митр. Московского, и свт. Петра, митр. Московского, с 12 клеймами жития (обе имеют подпись в правом углу средника: «пис. Н. Емельяновъ 1910 года»); Феодоровская икона Божией Матери в серебряном басменном окладе, изготовленном московским товариществом «П. И. Оловянишникова и сыновья» (см. ст. Оловянишниковы ); образ «Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар-град»; иконы «Мч. Трифон», «Сщмч. патриарх Ермоген» («писалъ Н. С. Емельяновъ»), «Мц. Наталия» («писалъ Н. С. Емельяновъ 1911 г.»), «Изображение святых, празднуемых октября» с образом в среднике прав. Артемия Веркольского, пораженного молнией, по сторонам - ап. Лука и вмч. Артемий («Пис. Н. Емельяновъ 1910 г.»). Подпись иконописца с датой 1913 г. стоит на разъемном деревянном пасхальном яйце с изображением Воскресения Христова, прп. Серафима Саровского и Феодоровской иконы Божией Матери (ГМИР). Прав. Артемий Веркольский, ап. Лука и вмч. Артемий. Икона. 1910 г. Иконописец Н. С. Емельянов (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/189927.html

1567 г. Информация Курбского о том, что смерть Г. была насильственной, подтверждается Житием сщмч. Филиппа, согласно к-рому Г. был единственным из архиереев, кто выступили в поддержку митрополита против введения опричнины , убеждал царя, что напрасно он ищет лжесвидетелей на праведника.Вскоре Казанский архиерей погиб в своей келье от руки опричника, к-рый 2 ударами топора отсек ему голову. Переоблачение мощей святителя в 1888 г., когда на его главу была возложена новая митра, и вскрытие мощей Г., имевшее место летом 1922 г., отчасти подтвердили достоверность сведений, приведенных в Житии сщмч. Филиппа: в описании мощей Г. отмечено, что «голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее» (Тверской Патерик. С. 105). Однако рассказ Жития митр. Филиппа также создает хронологические сложности, т. к., по свидетельству новгородского летописца, конфликт царя с митр. Филиппом начался в марте 1568 г., т. е. после кончины Г. Можно думать, что смерть Казанского архиепископа стала следствием какого-то конфликта между ним и царем в связи с осуждением Г. опричных репрессий. По сообщению Жития святителей Гурия и Варсонофия, Г. скончался 6 нояб. 1567 г. от морового поветрия. 2 февр. 1568 г. Казанским архиепископом стал Лаврентий. Г. был похоронен архимандритом Свияжского мон-ря Иродионом и архимандритом московского Новоспасского мон-ря Иеремией 6 (по др. сведениям, 14) нояб. 1567 г., согласно завещанию святителя, в московской ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Китай-городе в Зарядье. В 1591 г. в результате перестройки храма были обретены мощи Г., от них начали совершаться чудотворения. По просьбе Казанского митр. Ермогена царь Феодор Иоаннович и патриарх Московский и всея Руси свт. Иов разрешили перенести мощи архиерея в Свияжский мон-рь. Торжественная встреча святыни в мон-ре Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. 1592 г. В тот же день митр. Ермоген совершил отпевание Г.

http://pravenc.ru/text/164699.html

Согласно Житию, накануне кончины И. пришел в Покровский собор и попросил прот. Димитрия подыскать ему место для погребения вблизи гробницы Василия Блаженного. Настоятель позволил И. выбрать место, к-рое святой указал «своим жезлом». Перед преставлением блаженный пошел через «Живой» (Москворецкий) мост в «мирскую баню», куда и раньше часто ходил «не телеснаго ради угождения, но конечнаго ради плоти умерщвления» ( Кузнецов. 1910. С. 415). По пути И. встретил хромого человека по имени Григорий и во время беседы с ним незаметно наступил на его больную ногу, после чего нога перестала болеть. Блаженный попросил исцеленного рассказать о чуде настоятелю Покровского собора. В бане И. снял с себя вериги, трижды облился водой, лег на скамью и попросил бывших там людей отнести его тело в Покровский собор и «не хоронити до трех дней». В агиографических источниках встречаются разные даты кончины И.: 3 июня, 12 июня, 13 июня, 4 июля, 12 июля, 13 нояб., 2 июля 1588 г., 2 июля 1590 г., 3 июля 1590. В Житии сообщается, что при погребении И. присутствовали патриарх св. Иов и царь Феодор Иоаннович ( Кузнецов. 1910. С. 416), отпевал святого Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси). У мощей И. исцелился суздалец, сын боярский Е. Г. Протопопов, 20 лет страдавший от болезни глаз; также выздоровел некий человек, у к-рого болели ноги. Народу раздавалась «милостыня и кормля» из казны. В одной из редакций Жития сообщается, что тело И. было переложено из деревянного гроба в каменный. Во время погребения И. поднялась буря, в храме опалились иконы, ризничий Рязанского архиерея был убит молнией в алтаре, покровского диак. Пимена вынесли во двор едва живым, и он успел лишь покаяться перед кончиной, свящ. Иоанна из коломенского поместья Ф. Н. Романова (см. Филарет , патриарх Московский и всея Руси) бурей подняло над церковными дверьми и ударило о землю, мн. люди были оглушены, лишились рук и ног. В сказании о погребении И. суровая небесная кара объясняется тем, что блаженного похоронили ранее назначенного срока (т. е., вероятно, 4 или 5 июля), сняв с него «пояс его, который взят был во Иерусалиме от Гроба Господня» ( Кузнецов. 1910. С. 418; в жизнеописании И. этот пояс не упом.). Рассказ о чудесном знамении при погребении И. совпадает с рассказом Жития блж. Иоанна Власатого, при погребении к-рого разразилась буря и произошло «пожжение церквам и храминам». Автор сказания о погребении И. проводит параллель также с событиями кончины блж. Прокопия Устюжского.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Не ранее 1447 г. территория К. е., по предположению И. М. Покровского, «успела перейти за Оку и расширилась за счет земель старой Чернигово-Северской области», что стало следствием заключения в 1483 г. московско-рязанского договора. В нач. XVII в. «все пространство от Упы, Осетра до Протвы состояло в Коломенской епархии» ( Покровский. 1897. С. 214-215). В 1622 г. к К. е. от Рязанской епархии были присоединены города Тула, Алексин (в 1625 отмечен как относящийся к Патриаршей обл.), Венёв (Городенск), Дедилов, Епифань и Гремячий. Территория К. е. в юж. части охватывала верховья Оки с городами Орлом и Кромами. События Смутного времени не миновали Коломну. В 1604 г. на борьбу с Лжедмитрием I были мобилизованы дети боярские владычных дворов и монастырские слуги. Согласно «росписи», в войско было привлечено 11 детей боярских Коломенского епископа, монастырские слуги Голутвина (7 чел.) и Белопесоцкого (7 чел.) монастырей (Боярские списки посл. четв. XVI - нач. XVII в. и роспись рус. войска 1604 г. М., 1979. Ч. 2. С. 89). На Соборе 1606 г., созванном из представителей духовенства и бояр для благословения брака Лжедмитрия с католичкой Мариной Мнишек, Коломенский еп. Иосиф вместе с Казанским митр. сщмч. Ермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрестить Марину. Лжедмитрий ответил репрессиями: митр. Ермоген и еп. Иосиф были высланы в свои епархии. В 1608 г. отряд А. Лисовского-Яновича захватил Коломну, разорил город и увел в плен еп. Иосифа. Наряду с др. пленными архиерей был вскоре освобожден под Москвой войсками царя Василия Иоанновича Шуйского. В 1610 г. еп. Иосиф не смог помешать присяге жителей Коломны Лжедмитрию II . В 1-й пол. XVII в., после окончания Смуты, был перестроен архиерейский двор в Коломне. О его сооружениях можно судить по частично сохранившимся зданиям в составе более поздних построек коломенского Ново-Голутвина во имя Святой Троицы монастыря и по описанию архидиак. Павла Алеппского , к-рый сопровождал Антиохийского патриарха Макария III , находившегося в Коломне осенью 1654 - зимой 1655 г.

http://pravenc.ru/text/1841782.html

Последние 3 года жизни Г. тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 дек.) Г. принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря св. Варсонофия. Архим. Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Г. был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня. Канонизация 4 окт. 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Г. и похороненного рядом свт. Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Г. был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха свт. Иова Г. был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митр. Матфея мощи Г. и свт. Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор, в 1633 г. кн. Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Г. и свт. Варсонофия Тверского. Рака с мощами Г. пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница. В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в к-рой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Г., крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, к-рой Казанский митр. Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Г. и др. святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу. В сент. 1918 г., после закрытия собора, мощи Г. переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , а после его закрытия в 1929 г.- в ц. во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в наст. время почивают в раке. В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому мон-рю. До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Г. икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Г. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в наст. время в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Г. из Москвы в Казань. В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного сщмч. Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Г. привез рукопись из Селижаровского мон-ря и пожертвовал Благовещенскому собору.

http://pravenc.ru/text/168357.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010