Нетленные мощи священномученика издавна почитались. Святым называет М. киево-печерский архим. Захария (Копыстенский) в «Палинодии» (1621; «В церкви Св. Софии тело с отсеченою от татар головою лежит св. Макария, митрополита Руского» (РИБ. Т. 4. Стб. 847)). По сообщению мон. Афанасия Кальнофойского (Тератургима. К., 1638), у раки М. были зафиксированы 2 чуда, происшедшие в 1625 и 1634 гг. К 1836 г. мощи находились «под сению, в правой стороне Софийского собора в раке, серебром обложенной» (СИСПРЦ. С. 173). В доме Киевских митрополитов в XIX в. имелась домовая крестовая ц. во имя М. Придел во имя М. был освящен в восстановленном по инициативе генерал-губ. М. Н. Муравьёва в 1865-1868 гг. виленском Пречистенском соборе. По сообщению еп. Димитрия (Самбикина) (1899), «в прежнее время память святителя Макария совершалась 19 января, в день пр. Макария Египетского, ради тезоименитства, но с 1827 г. память святителя Макария перенесена на 1-е мая (день его кончины); в этот праздник мощи святителя обносятся вкруг Киево-Соф. Собора» ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 12). В кон. XIX - нач. XX в. о присуждении особой премии митр. Макария (Булгакова) за лучшие сочинения студентам Киевской ДА объявлялось в день памяти М. 1 мая. В настоящее время мощи сщмч. М. покоятся во Владимирском соборе Киева (неканонической УПЦ КП), частица мощей - в посвященной М. киевской ц. на Татарке УПЦ. Ежегодно 14 мая в дер. Скрыгалов после литургии совершается крестный ход от церкви к месту мученической кончины М., где у стелы служат молебен святому. Ист.: АСЗР. Т. 6. 4. С. 5-12; РИБ. Т. 4. Стб. 236-237, 1038-1039; АЗР. Т. 1. 152. С. 174-175; СбРИО. 1882. Т. 35. С. 185-187; ПСРЛ. Т. 35. С. 123-124. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 172-173; Строев. Списки иерархов. Стб. 3, 540; Описание о российских святых. С. 11; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 6-7; Корольков И. Н., прот. Киевский митр. сщмч. Макарий и его значение в истории Юго-Западной Церкви//ТКДА. 1897. 6. С. 152-178; Титов Ф. И., свящ. Св. сщмч. Макарий, митр. Киевский и всея России//Там же. 1897. 5. С. 3-18; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 10-14; Голубинский. Канонизация святых. С. 217; Дублянський А. Ykpaïhcьki cbяmi. Мюнхен, 1962; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 5 (по указ.); Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье: Сб. М., 2007 (по указ.); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 242-243.

http://pravenc.ru/text/2561424.html

11 янв. 1918 г. на 1-й сессии ВПЦС избран товарищем председателя. Возглавлял справочное бюро (редакционную комиссию) Собора. 29 янв. участвовал в отпевании убиенного после вступления в Киев Красной Армии сщмч. митр. Владимира. В мае на Киевском епархиальном съезде участвовал в выборах правящего архиерея, при этом кандидатуру Д. активно поддерживали сторонники автокефалии. При 2-м голосовании получил 117 голосов; 164 голосами на Киевскую кафедру был избран митр. Харьковский Антоний (Храповицкий) . В июне, во время 2-й сессии Всеукраинского Церковного Собора, Д. избран председателем комиссии по украинизации, однако фактически комиссия не работала. В дек. 1918 г., после занятия Киева войсками Украинской директории, прекращения работы ВПЦС, ареста и высылки в Галицию митр. Антония, Д. стал членом Конторы Свящ. Собора епископов Украины. Вместе с др. членами конторы во главе с Кременецким еп. Дионисием (Валединским) отказался признать объявленную директорией автокефалию Украинской Церкви. В 1919 г., возможно, выезжал на Сев. Кавказ, имеются сведения об управлении Д. Кубанской епархией; по др. данным, в том же году управлял Екатеринославской епархией. В 1921 г. назначен епископом Белоцерковским, викарием Киевской епархии, по-прежнему был настоятелем Николо-Пустынного мон-ря. Участвовал в заседаниях Собора епископов Украины, созывавшихся экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым) . Вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями увещевал сторонников В. Липковского (Липкивского), провозгласивших создание Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). В авг.-сент. 1922 г. участвовал в совещании правящих епископов Украины с участием представителей клира и мирян; был избран членом комиссии по переговорам с УАПЦ. В сент. того же года вместе с митр. Михаилом участвовал во встрече с прибывшими в Киев представителями «Живой церкви» , на к-рой киевские архиереи решительно отказались присоединиться к обновленчеству . 22 янв. 1923 г. митр. Михаил, предвидя арест, составил завещательное распоряжение, согласно которому в случае устранения правящего архиерея от управления епархией его должен был заменить Д., а при невозможности этого - др.

http://pravenc.ru/text/178147.html

на Соборе в связи с антицерковной политикой большевиков после окт. 1917 г. С 28 марта по 24 авг. 1918 г. М. входил в состав соборной комиссии, рассматривавшей случаи гонений на Церковь со стороны советских властей. 2 апр. 1918 г. на соборное рассмотрение было внесено составленное М. и подписанное вместе с ним еще 86 членами Собора заявление о необходимости противодействия «церковному большевизму» (так назывались выступления части духовенства и паствы под революционными лозунгами при поддержке новых гражданских властей против законной церковной иерархии). М. расценивал «церковный большевизм» как «пагубную измену ради личных выгод и материального интереса» и выступал за решительную борьбу с этим явлением. 18 апр. 1918 г. после доклада М. было принято соборное постановление «О мероприятиях к прекращению нестроений церковной жизни». В нем архиереи, иереи, монашествующие и миряне, противившиеся законному церковному руководству и при этом обращавшиеся за поддержкой к гражданской власти и через то навлекавшие гонения на Церковь, осуждались как «непокорники и противники церковные». Священнослужителей, виновных в подобных деяниях, предписывалось запрещать в служении, а при отсутствии покаяния - снимать с должности и лишать духовного звания, мирян отлучали от Церкви. 9(22) февр. 1918 г., после получения Собором сведений о мученической кончине Киевского и Галицкого митр. сщмч. Владимира (Богоявленского ; † 25 янв./7 февр. 1918), М. вместе с др. членами Собора подписал заявление о принятии мер к расследованию обстоятельств смерти митр. Владимира. 10(23) февр. на соборном заседании М. был уполномочен на поездку в Киев для получения сведений о гибели митр. Владимира. 13(26) февр. Соборный совет отменил решение о поездке М. в связи с приездом в Москву Черниговского митр. Платона (Рождественского), к-рый находился в Киеве во время гибели митр. Владимира. Однако в своем выступлении на заседании 14(27) февр. М., вновь настаивая на необходимости отправки в Киев соборных представителей, доложил Собору известные ему факты, связанные со смертью митр.

http://pravenc.ru/text/2562654.html

После Февральской революции 1917 г. стал активным деятелем движения за отделение укр. епархий от Русской Церкви. Был делегатом Всеукраинского национального съезда (конгресса) в Киеве 6-8 апр. того же года. 12 апр. избран председателем Киевского епархиального съезда духовенства и мирян. Большинство участников съезда, состоявшегося в отсутствие Киевского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) , высказались за независимость Церкви Украины от Всероссийского Синода. Л. был избран в состав Киевского епархиального совета (рады). В мае Л. организовал при Покровском Соломенском храме автокефалистское «Братство Воскресения Христова». 17 июня Киевский епархиальный совет принял решение о проведении Всеукраинского церковного съезда (Собора), после которого предполагалось провозглашение автокефалии. Созыв съезда был намечен на авг.-сент. 1917 г. 30 июня была образована комиссия по подготовке съезда, в состав которой вошел Л. 14 июля по докладу митр. Владимира Всероссийский Синод принял решение о неправомочности выборов Киевского епархиального совета на апрельском епархиальном съезде. Было объявлено о нежелательности срочного созыва Всеукраинского церковного съезда ввиду предстоящего открытия в Москве Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Узнав о решении Синода, глава комиссии по подготовке Всеукраинского церковного съезда викарный Уманский еп. Димитрий (Вербицкий) вышел из ее состава, его место занял Л., после чего деятельность комиссии стала резко враждебной по отношению к священноначалию. После прихода к власти на Украине Центральной рады в нояб. 1917 г. Л. стал членом организованной в Киеве несколькими автокефалистскими группами Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР), к-рая провозгласила себя временным органом по управлению Украинской Церковью. В кон. 1917 - нач. 1918 г. он руководил печатным органом автокефалистов «Bicmi з Украïнського православного церковного собору» (такое название было самочинно присвоено автокефалистами и не соответствовало действительности, т. к. 2 номера издания под редакцией Л. вышли до начала работы Всеукраинского православного церковного Собора 1918 г. ). В янв. 1918 г. в соответствии с договоренностями с каноничными церковными властями самочинная ВПЦР самораспустилась, но ее члены по навязанным условиям соглашения были включены в число делегатов Всеукраинского церковного Собора. С 7 янв. Л. участвовал в 1-й сессии Всеукраинского Собора, был избран товарищем председателя соборной комиссии по вопросам епархиального управления и приходу. 8 июля 1918 г., во время 2-й сессии Всеукраинского Собора, к-рая проходила после смены Центральной рады правительством гетмана П. П. Скоропадского, отказавшегося от прямой поддержки автокефалистов, Л. был исключен из делегатов Собора в числе др. бывш. членов ВПЦР. С окт. законоучитель в 1-й укр. гимназии в Киеве (была размещена в здании реквизированной гетманскими властями амбулатории киевского Покровского жен. мон-ря).

http://pravenc.ru/text/2110536.html

В. отказался от предложения националистически настроенной т. н. Всеукраинской правосл. церковной рады возглавить Киевскую митрополию вместо законного митр. Киевского и Галицкого сщмч. Владимира (Богоявленского) . В. не участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., но принял участие во Всеукраинском церковном Соборе, открывшемся в янв. 1918 г. в Киеве, возглавил сформированную Собором Учебную комиссию. Ввиду наступления большевиков на Киев Собор вскоре после открытия был вынужден прекратить заседания. 29 янв. 1918 г. В. участвовал в отпевании в Софийском соборе Киева убиенного митр. Владимира. 22 февр. того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон принял решение о назначении В. управляющим делами Киевской митрополии, но тот отказался принять назначение. В мае вместе с др. архиереями В. не поддержал предложение министра исповеданий гетманского правительства В. В. Зеньковского отложить выборы Киевского митрополита до Всеукраинского церковного Собора. 19 мая 1918 г. на Киевскую кафедру был избран Харьковский митр. Антоний (Храповицкий) . 2-3 июня того же года В. принял участие в совещании епископов, проведенном по инициативе Зеньковского, на к-ром высказался против созыва новой сессии Всеукраинского Собора, однако по настоянию гетмана Скоропадского летом 1918 г. Собор продолжил свою деятельность, В. принял участие в его работе. Мин-во исповеданий Украины представило на Соборе свой проект реформы системы религ. образования, вызвавший резкое неприятие большинства участников заседания. Учебная комиссия во главе с В. пыталась занять компромиссную позицию и переработать проект Мин-ва исповеданий. В частности, комиссия предложила предоставить жен. епархиальным уч-щам права средних духовных школ по образцу светских жен. гимназий, переименовать их в епархиальные жен. гимназии, а также изъять церковноприходские школы вместе с имуществом из ведения Мин-ва просвещения в совместное ведение Церкви и Мин-ва исповеданий. На 14-м пленарном заседании 2-й сессии Собора 10 июля 1918 г.

http://pravenc.ru/text/150699.html

В апр. 1917 г. во время несанкционированного собрания в Трапезной ц., радикальная часть братии избрала К. главой своего комитета. Возглавляемая К. группа требовала выборности всех должностных лиц общим собранием, смещения наместника архим. Амвросия (Булгакова), выведения мон-ря из-под власти Киевского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) и его выселения из лавры. После установления осенью 1917 г. в Киеве власти Украинской Центральной Рады К. примкнул к автокефалистскому движению. 1 дек. 1917 г. на собрании в лавре он поддержал требования автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР) об изгнании митр. Владимира из Киева и о провозглашении автокефалии Украинской Церкви. В лаврской типографии было напечатано воззвание ВПЦР о принятии на себя управления Церковью на Украине до созыва Всеукраинского церковного Собора духовенства и мирян. После вынужденного ухода на покой престарелого наместника лавры архим. Амвросия 6 дек. 1917 г. К. был избран братией наместником с сохранением должности эконома. 28 дек. он был допущен к временному исполнению обязанностей наместника лавры с тем, «чтобы он без ведома Собора и разрешения высшей Лаврской власти никаких важных решений по управлению обителью не предпринимал и не разрешал бы самолично никаких братских собраний, ни общих, ни частных» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 293. Л. 87). В ночь на 26 янв. 1918 г. пребывавший в мон-ре Киевский митр. Владимир был убит неподалеку от лавры революционными солдатами. 26 янв. К. отслужил вместе со старшей братией панихиду по священномученику. Мн. верующие обвиняли К. в попустительстве убийству митрополита, в том, что он «…в момент трагического события обнаружил рассеянность и оказался беспомощным перед происходившей катастрофой, и естественно бездеятельность в этот момент вызвала впоследствии недоумения и нарекания. Но не следует забывать, что большевики тогда фактически уже господствовали в Лавре, и один из штабов уже обосновался в здании лаврской типографии. Отец Климент при таких условиях считал себя не в силах противодействовать разнузданным солдатским бандам…» ( Никодимов.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Н. Корольков, старостой - проф. И. И. Малышевский. Церковный хор В. с. возглавил киевский регент Я. Калишевский. В мае 1914 г. при В. с. было основано благотворительное Свято-Владимирское братство, к-рое в годы первой мировой войны опекало раненых солдат. После установления в Киеве власти большевиков из собора изъяли много церковной утвари, сняли колокола; запрет на отопление привел к разрушению росписей. В 1929-1941 гг. в В. с. размещался Музей антирелигиозной пропаганды (филиал Всеукраинского музейного городка), нек-рое время находились архивы местных органов власти, книгохранилище педагогического ин-та. В период оккупации Киева нем. войсками осенью 1941 г. в В. с. возобновились богослужения, в 1944 г. он стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины. В 1946-1952 гг. в В. с. проводились масштабные реставрационные работы под рук. укр. искусствоведа Л. Калиниченко, собору были возвращены нек-рые ранее конфискованные предметы церковной утвари. В соборе хранятся мощи вмц. Варвары и митр. Киевского сщмч. Макария. С 1991 г. В. с. находится в ведении представителей раскольнической УПЦ (К), возглавляемой Филаретом (см. ст. Денисенко М. А.). Особенности художественного убранства Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов Крещение кн. Владимира. Роспись Владимирского собора. 1885 - 1896 гг. Художник В.М. Васнецов В. с. определяла идея возрождения нац. традиций монументальной церковной живописи, актуальная во 2-й пол. XIX в. и обусловленная успехами археологического изучения, реставрацией, эстетическим осмыслением древнерус., в т. ч. киевских, памятников. В 1883 г. искусствовед и археолог проф. А. В. Прахов представил проект внутреннего оформления собора; строительный комитет отклонил его, поручив работу Николаеву. Однако проект Прахова и его руководство работами получили поддержку С.-Петербургского археологического об-ва и министра внутренних дел, бывш. обер-прокурора Святейшего Синода гр. Д. Толстого (мин-вом внутренних дел на украшение храма было выделено 200 тыс.

http://pravenc.ru/text/159092.html

Е. А. Пятунина Средневековая Переяславская епископия В раннесредневек. период Переяславль (впосл. Переславль-Залесский) относился к Ростовской епархии (основана не позднее 70-х гг. XI в.). В 50-х гг. XII в. ростово-суздальский кн. Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий построил в городе белокаменный одноглавый 3-апсидный 4-столпный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до наст. времени. После выделения из состава Ростовской Владимирской епархии Переяславль, вероятно, временно отходит к последней. В 1227 г. еп. сщмч. Митрофан († 1238) был поставлен епископом «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449), в то время как скончавшийся в предыдущем году свт. Симон называется летописцем «Суждальскыи и Володимерьскыи» (Там же. Стб. 448). В 1280 г. в Переяславль, столицу княжества св. блгв. вел. кн. Владимирского Димитрия Александровича , прибыл митр. Киевский свт. Кирилл II . Вместе с митрополитом летописи отмечают пребывание в городе архиеп. Климента Новгородского, епископов свт. Игнатия Ростовского и Феодора Владимирского ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 338; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526). 6 или 7 дек. 1280 г. святитель скончался в Переяславле, его тело было перевезено для погребения в Киев (НПЛ. С. 324; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). В 1303 г. следующий Киевский митрополит, свт. Максим , принял участие в княжеском съезде в Переяславле, на котором, в частности, рассматривался вопрос о владении этим городом, решенный в пользу Московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. М.; Л., 1950. С. 351). Вскоре после прибытия Киевского митр. свт. Петра в Сев.-Вост. Русь (1309), согласно его Житию, в Переяславле состоялся Собор. На нем рассматривались обвинения в симонии и нарушениях при совершении таинства Брака (ПДРКП. Т. 6 16. Стб. 147-158), выдвинутые против нового главы Русской Церкви еп. Тверским Андреем и стоявшим за ним вел. кн. Владимирским св. блгв. Михаилом Ярославичем Тверским, который не смог возвести на Киевскую кафедру своего кандидата. Место проведения Собора было обусловлено тем, что Переяславль к тому времени вернулся под власть вел. князя. Наиболее вероятная датировка заседаний Собора - 1310 - нач. 1311 г.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

После кончины 4 нояб. 1915 г. митр. Флавиана Н. был назначен временно управляющим Киевской епархией до перевода 23 нояб. того же года на Киевскую кафедру митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) . В дек. 1916 г. Н. направил имп. мч. Николаю II Александровичу «Записку православно-русских кругов г. Киева», в к-рой выражалась тревога по поводу «полного отсутствия строго обдуманного и правильно организованного плана решительной борьбы с антигосударственными силами, поднимающими в стране смуту» (Записка «русских кругов» Киева. 1927. С. 286). Документ указывал на опасность, исходившую от «бунтующего большинства Государственной Думы», делающего все возможное для дискредитации власти. Вопреки позднейшим обвинениям Н. в призывах к разгону Думы в его «Записке...» предлагалось лишь «поставить Государственную Думу на указанное ей основными законами место и заставить ее президиум не допускать, по крайней мере до окончания войны, никаких эксцессов, разрушающих мир в стране и подрывающих авторитет существующей власти» (Там же. С. 287). В «Записке...» также выражалась обеспокоенность по поводу деятельности либеральной прессы: «...пресса с каждым днем усиливает свой злостный, антинациональный, противоправительственный и противоцерковный характер» (Там же. С. 291). При этом Н. выражал уверенность в том, что большая часть населения страны, «несмотря на усиленную пропаганду революционных идей.., по-прежнему остается глубоко консервативной во всех областях… политической, социально-общественной и религиозной жизни» (Там же. С. 286). «Записка...» была передана императору через председателя Гос. совета И. Г. Щегловитова. В нач. янв. 1917 г. имп. Николай II ознакомился с «Запиской...» и, наложив резолюцию: «Записка достойная внимания» (Там же. С. 285), передал ее председателю Совета министров Н. Д. Голицыну. В докладе, представленном царю 10 янв. 1917 г., Н. Д. Голицын сообщал, что затронутые в «Записке...» вопросы «будут подвергнуты подробному обсуждению в одном из ближайших заседаний Совета Министров» (Там же. С. 293).

http://pravenc.ru/text/2565562.html

15 янв. 1227 г. вел. кн. Георгий «по согласию» с кн. Владимиром Рюриковичем отправил В. К. на княжение в Переяславль Русский, куда князь прибыл 15 сент. Здесь зимой 1227/28 г. он женился на кнж. Марине Олеговне († март 1278), дочери северского кн. Олега Святославича. Однако уже вскоре он вернулся в Ярославль и 14 янв. 1228 г. принял участие в походе рус. князей на мордов. земли. Ермолинская летопись сообщает, что В. К. покинул княжение в Переяславле Русском между 1 апр. и 7 сент. 1228 г. (ПСРЛ. Т. 23. С. 72). В кон. лета 1228 г. В. К. вместе с братьями был вовлечен кн. Ярославом Всеволодовичем в конфликт с вел. кн. Георгием. В ответ Георгий призвал недовольных на съезд в Суздаль. Константиновичи, первыми «исправивше все нелюбье межю собою» и «поклонишася Юрью вси», подтвердили его «отцом собе и господином», после чего 7 сент. 1228 г., в канун Рождества Пресв. Богородицы, князья дали друг другу крестное целование, а затем остались в Суздале у еп. сщмч. Митрофана . Данному событию, предотвратившему междоусобную войну в Сев.-Вост. Руси, современники придавали большое значение (Там же. Т. 1. Вып. 2. Стб. 451-452). В 1-й пол. апр. 1230 г. В. К. поддержал старшего брата, просившего у вел. кн. Георгия о поставлении на вакантную в то время Ростовскую кафедру св. Кирилла II , настоятеля владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж мон-ря . В. К. участвовал во встрече и настоловании святителя в Ростове, затем вернулся в Ярославль. После поставления в Киеве (3 апр. 1230) еп. Кирилл возвратился в Ростов, где 14 авг. 1230 г. в присутствии Константиновичей и их семей торжественно освятил «великим священьем» ц. во имя Пречистой Богородицы. Между 14 мая и 24 июня 1231 г. В. К. участвовал во Владимире в переговорах владимиро-суздальских князей с митр. Кириллом I, представлявшим интересы вел. кн. киевского Владимира Рюриковича, и черниговским еп. Порфирием. Архиереи пытались примирить вел. кн. Георгия, его братьев и племянников с черниговским кн. Михаилом Всеволодовичем. Мир был заключен, но ненадолго, и в 1231-1232 гг. В. К. принимал участие в общих походах князей Сев.-Вост. Руси на Черниговское княжество. Осенью-зимой 1237/38 г. В. К. участвовал в отражении нашествия войск Батыя на Русь. В кон. осени 1237 г. он прибыл во Владимир на помощь вел. кн. Георгию. В кон. янв. 1238 г., получив известие о пленении монголами кн. мч. Владимира Георгиевича , В. К. вместе с вел. кн. Георгием и братьями выехал из Владимира сначала в Ярославль, затем в район новгородско-ярославского порубежья. 4 марта 1238 г. во главе ярославских отрядов В. К. принял участие в битве против рати монг. нойона Бурундая на р. Сить, был убит во время боя.

http://pravenc.ru/text/155474.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010