После смерти Мухаммада среди его последователей было распространено огромное количество копий Корана, которые имели между собой серьезные разночтения. При этом каждая копия претендовала на истинность. В 651 году по приказу халифа Османа составляется та версия Корана, которая, главным образом, распространена в современном исламском мире. При этом нужно отметить, что еще четыре века спустя среди мусульман не было уверенности в том, что текст Корана полностью истинен 33 . Последователи Мухаммада, по сути, переписывали Коран. Тот же вариант Корана, который мусульмане сейчас распространяют, представляет собой всего лишь один из существовавших текстов, но отнюдь не единственный 34 . Интереснее всего то, что даже современные мусульмане не могут прийти к согласию, какая же версия Корана истинна. Например, сунниты признают так называемую версию Масуда, но ее текст имеет множество разночтений по сравнению с текстом версии халифа Османа. При этом разночтения относятся не к различиям в диалектах языков оригинального текста, а к смысловому содержанию 35 . Современные шииты вообще обвиняют халифа Османа в том, что он умышленно убрал из Корана многие стихи 36 . Подобное отношение к книге, которую мусульмане считают священной, по меньшей мере, странно. Здесь нельзя не заметить, что исследователи библейских текстов больше всего поражаются сохранности ее текста 37 . В заключение читателю, ищущему истину на путях христианства и ислама, хочется порекомендовать вдумчиво разобраться с историей этих мировых религий, изучить их вероучения и только после серьезного сравнительного анализа принимать окончательное решение. Примечания: 1 См.: Гилкрист Д. Мухаммад – пророк ислама. Казань. Заман. 2001. С. 127. 2 См.: Там же. С. 136–137. 3 Акбаров Х. Вчера и сегодня. Шеффилд. 1997. С.96. 4 См.: Там же. С. 19. 5 Акбаров Х. Вчера и сегодня. Шеффилд. 1997.С.19 6 См.: Гилкрист Д. Мухаммад – пророк ислама. Казань. Заман. 2001. С.172. 7 См.: Там же. С. 174. 8 См.: Коран. Сура 4:3. http://www.koran.ru/pr/page004.html 9 См.: Акбаров Х.

http://azbyka.ru/muxammad-ili-iisus-xris...

Крачковский, что эти стихи связаны с Тайной Вечерей, а так же могли быть перепутаны с видением Петра. Таким образом, мы отметим, что Вечеря Господня в Коране не является символом искупительной жертвы Христа, но это описано как еще одно чудо, которое совершил Иса. Понимание Мухаммадом слова “Сын” Сура 19, айат 36 говорит: “Не подобает Аллаху брать себе детей, хвала Ему!” Также сура 2:110 направлена против христиан, как отмечает И.Ю. Крачковский: “И сказали они: “Взял Аллах для себя ребенка”. Хвала Ему! Да, Ему принадлежит все, что на небесах и на земле! Все Ему покоряются! Он – творец небес и земли, а когда Он решит какое-нибудь дело, то только говорит ему: “Будь!” – и оно бывает”. Мы отметим, что в арабском языке есть два значения, которые отражают смысл слова “сын”: Мухаммад был более склонен к физическому пониманию этого слова 127 . “Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок” (сура 4:169 ). “Арабский глагол, употребленный в этом отрывке, означает здесь “предавать сына” Богу, как если бы Бог для полноты своего совершенства нуждался в предании Ему некоей сущности извне” 128 . В суре 6:101–102 написано: “…Бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей без всякого знания. Как будет у него ребенок, раз не было у Него подруги и когда создал Он всякую вещь и о всякой вещи Он сведущ!” Далее мусульманские комментаторы свидетельствуют так, например, Аль-Байдави: “Является разумным сказать, что дитя рождается от мужчины и женщины одного и того же рода по природе, но Аллах намного выше человеческой природы” 129 . Как написано в труде Эль-Табари “Джамиа аль-Баян”, подтверждая мнение о том, что Бог не мог иметь плотского сына: “Он (Аллах) сотворил все существующее, и если нет ничего, кроме сотворенного Аллахом, то как Он мог иметь сына?” 130 И.Ю. Крачковский в комментарии отмечает, что вначале эта сура (6:101–102) была против мекканцев и их язычества, а после она стала антихристианской. Мухаммад, как истинный последователь ханифов, также провозглашая монотеизм, боролся против идолопоклонства и особенно против трех, так называемых, дочерей Аллаха (ал-Лат, Манат, ал-Узза), которых почитали многие арабы в Каабе, особенно известное племя корейшитов.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

2. Из имеющихся Евангелий: 4 Евангелия в лист и 5 в ¼ долю листа; крышки у всех серебряные. 3. Из 7 полных приборов богослужебных сосудов, 84º, позолоченных, особенно ценен (оцениваемый в 3000 рублей) прибор, состоящий из 8 вещей: потира, дискоса, звездицы, чашечки, копия, лжицы и двух тарелочек 88º; все вещи украшены сплошь высоко художественной мелкой работы эмалевыми украшениями разных цветов и рисунков, весом в 9¼ фунтов. 4. Из 4, 84º золоченых дарохранительниц, - в храме Св. Николая Чудотворца на престоле дарохранительница пятиглавая, гравированной просекной работы с 3 чеканными изображениями весом в 6 ф. 84 золотника. 5. Из имеющихся 5 кадил – три серебряных 84º средней величины, о 4 цепочках, тоже серебряных. 6. Из имеющихся в храме двух паре хоругвей: а) одни бронзовые, вызолоченные с 3 большими лопастями и 2 малыми, с изображением на них икон живописной работы на том же металле. б) серебряные 84º, золоченные оч. массивные круглые с эмалевыми украшениями высоко-художественной работы и разных цветов, с 3 серебряными на серебряных же цепочках кистями, с изображением на одной из них – в эмалевом окладе – «Знамения Б. Матери и С. Троицы», а на другой – преп. Иоанна Рыльского и Андрея Первозванного, оцениваются в 3,000 рублей. 7. Паникадил в храме – четыре и все они бронзовые, литые, резной художественной работы – позолоченные, из них: а) одно – в 36 свеч, гравированной работы и б) три – по 20 свечей, причем одно из них с эмалью и чернятью. 8. Пред местными иконами в храме имеется больших лампад, все они бронзовые, золоченые литые, просекные с гравировкой, каждая вверх с короной из того же металла и тремя цепочками – каждая лампада весом в 20 фунтов. 9. Из лампадок пред иконами для возжжения ее имеется серебряных 84º десять; из них: 2 – яйцеобразных, вызолоченных, весом по 75 зол., 6 – шестиугольных, весом по 46 зол. каждая. 10. Из настольных 11 подсвечников, один из них – трисвечник бронзовый, вызолоченный, весом в 7 ½ ф. 11. Кувшин с крышкой для умывания рук – серебряный 84º под золотом с чернятью и с изображением на нем храма Св.

http://sobory.ru/article/?object=39065

Эти утверждения можно рассмотреть в связи с моральной проблемой исламского детерминизма. Хотя мусульманские богословы хотели бы сохранить нравственную ответственность человека, преуспеть в этом они могут, только переиначивая то, что фактически сказано в Коране. Сура 9 указывает: «Скажи: Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах» (Коран, сура 9:51). Сура 7 дополняет: «Кого ведет Аллах, тот идет по прямому пути; а кого Он сбивает, те — понесшие убыток. [Воистину] Мы сотворили для геенны много джиннов и людей» (Коран, сура 7:177–178/178–179). Сура 36 гласит: «Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют» (Коран, сура 36:6–9/7–10). Коран откровенно признает, что Бог мог бы спасти всех, но не хочет этого делать. В суре 32 сказано: «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Мое: Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!» (Коран, сура 32:13). Чрезвычайно трудно понять, каким образом при таких взглядах можно было бы, оставаясь последовательным, выдвигать тезис о сохранении ответственности человека в любой форме. Эти жесткие представления о суверенном предначертании Богом всех событий порождают также богословскую проблему: Бог превращается в Творца зла. В предании Хадис Мухаммед говорит: «Веления с необходимостью предопределяют все, что хорошо, и все, что сладко, и все, что горько, и таково Мое решение между вами». Согласно одной традиции, Мухаммед хлопнул Абу Бекра по плечу и сказал: «О, Абу Бекр, если бы Аллах, Высочайший, не хотел бы, чтобы была непокорность, он не создал бы диавола». В самом деле, один из самых уважаемых мусульманских богословов всех времен, Газали, откровенно признается, что «Он [Бог] желает также неверия неверующих и безбожия безбожных, и без такой Его воли не было бы ни неверия, ни безбожия. Все, что мы делаем, мы делаем по Его воле: чего Он не хочет, того и не бывает». А если кто-то спросит, почему Бог не хочет, чтобы люди уверовали, Газали отвечает: «Мы не имеем права вопрошать, чего Бог хочет или что Он делает. Он абсолютно волен хотеть и делать, что Ему угодно. Создавая неверующих, желая, чтобы они оставались в этом состоянии […] словом, желая всего, что есть зло, Бог имеет в виду Свои мудрые цели, которые мы совсем необязательно должны знать» (Haqq, 152).

http://azbyka.ru/problemy-islamskogo-ver...

Это противоречия не в Его сущности, а в Его действиях. Однако такое объяснение несостоятельно. У Бога есть Его познаваемая природа, Его сущность. Поэтому мусульманским богословам не удаётся избежать того противоречия, что Богу присущи логически несовместимые свойства, просто перемещая эти свойства из Его сущности в таинственный аспект Его воли. Далее, всякие действия вытекают из сущности и отражают её, так что в сущности должно содержаться то, чему соответствуют действия. Солёная вода не течёт из чистого ручья. Другие пытаются смягчить крайности мусульманского детерминизма, проводя разграничение – не имеющее обоснования в Коране – между тем, что Бог делает, и тем, что Он позволяет делать Своим созданиям в соответствии с их свободой воли. Это решает проблему, но лишь ценой отрицания ясных утверждений Корана, традиции и символа веры . Эти утверждения можно рассмотреть в связи с моральной проблемой исламского детерминизма. Хотя мусульманские богословы хотели бы сохранить нравственную ответственность человека, преуспеть в этом они могут, только переиначивая то, что фактически сказано в Коране. Сура 9 указывает: «Скажи: «Не постигнет нас никогда ничто, кроме того, что начертал нам Аллах«» (Коран, сура 9:51). Сура 7 дополняет: «Кого ведёт Аллах, тот идёт по прямому пути; а кого Он сбивает, те – понёсшие убыток. [Воистину] Мы сотворили для геенны много джиннов и людей» (Коран, сура 7:177–178/178–179). Сура 36 гласит: «Уже оправдалось слово над большинством их, а они не веруют. Мы поместили на шее у них оковы до подбородка, и они вынуждены поднять головы. Мы устроили перед ними преграду и позади их преграду и закрыли их, и они не видят. И одинаково для них, увещаешь ты их или не увещаешь: они не веруют» (Коран, сура 36:6–9/7–10). Коран откровенно признаёт, что Бог мог бы спасти всех, но не хочет этого делать. В суре 32 сказано: «Если бы Мы пожелали, Мы бы всякой душе дали прямой путь, но правдиво было слово Моё: «Наполню Я геенну гениями и людьми вместе!»» (Коран, сура 32:13).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Таким образом, это есть свидетельство Второго Пришествия Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о событиях, которые будут предшествовать Суду. Роль Исы во время Воскресения Также мусульманские источники и Коран признают Воскресение мертвых. “Судный день – это страшный день, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает людей из могил и соберет их в одном месте” 139 . Приведем цитаты из Корана: “И мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”. (сура 6:12). В день же Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура 4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет свидетельствовать в день Воскресения против неверных и отступивших иудеев и христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения” 140 . Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и Единой Общине верующих , так как в самом начале времен согласно Корану: “Люди были одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался разлад между ними ; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло разногласие о Книге ; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг к другу…” (Сура 2:214) 141 . Роль Исы на Судном дне, при Воскресении из мертвых быть свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди стали многобожниками. Иса-ал-Масих в хадисах

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

722. «Torah min ha-samajim» (Sanhedrin XIm I). 723. Это обозначение, объединяющее иудеев и христиан как иноверцев привилегированной категории в противоположность язычникам, введено уже в Коране (сура IX, 29); впоследствии оно стало важным юридическим термином исламского мира. См.: Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (курс лекций). Л., 1966. С. 24, 81; Handwörterbuch des Islam/Herausg. von A. J. Wensinck und J. H. Kramers. Leiden, 1941. S. 18. 724. II Epistola ad Corinthios III, 6. 725. Cp.: Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism. N. Y., 1969, passim. 726. По суждению рабби Иудана, «мир сотворен ради Торы» (Beresimh Rabba XII, 2); ср. в исламской традиции учение об «умм альКитаб» как небесной архетипе Корана (сура XIII, 39). 727. Ioannis Damasceni I oratio pro sacris imaginibus 22//PG. 94. Col. 1256 A. 728. Cm:. Dobsckütz E. V. Christusbilder: Untersuchungen zur christlichen Legende (TU. Neue Folge III). Leipzig, 1899. 729. Cp.: Handwörterbuch des Islam. S. 706—708. 730. Cp.: Romano Gtiardini. Ein Gedenkbuch mit einer Auswahl aus seinem Werk/Herausg. von W..: Romano Gtiardini. Ein Gedenkbuch mit einer Auswahl aus seinem Werk/Herausg. von W. Becker. Leipzig, 1969. S. 69—78.ecker. Leipzig, 1969. S. 69—78. 731. Iustini I Apologia LXVI, 3//PG. 6. Col. 429 A. 732. Anthologia Palatina IX, 800. 733. Cp.: Wilder A. M. Early Christian Rhetorik//The Language of the Gospel. Cambridge, 1971. P. 8 и сл. 734. Cp.: Acta apostolorum VI, 4. 735. Juvenalis Satira XIV, 102. 736. Apocalypsis V, 1—3. 737. Ibid. X, 10. 738. Jjamprides O. Über Romanes dem Meloden — ein unveröffcntlicher hagiographischer Text//amprides O. Über Romanes dem Meloden — ein unveröffcntlicher hagiographischer Text//BZ. 61. 1968. S. 36—39.Z. 61. 1968. S. 36—39. 739. Menologionnologion Basilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.asilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum.nologionnologion Basilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.asilii II./Delehaye H. Propylaeum ad Acta Sanctorum. Bruxelles, 1902. S. 95—96.ruxelles, 1902. S. 95—96.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

В самом деле, вскоре после вступления в силу постановления Усмана он задался вопросом, какие основания для недовольства им были у мусульман, если у них существовало такое противодействие любому недовольству, как единый текст Корана. Одним из пунктов обвинения в адрес Усмана являлось то, что он «уничтожил Книгу Аллаха» (Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 36). Мусульмане не просто обвиняли его в уничтожении масахифов (свитков), но в сожжении китабуллахи, самого Корана! Хотя действия Усмана способствовали стандартизации официального текста, некоторые мусульмане полагали, что он уничтожил подлинную рукопись Корана, составленную некоторыми ближайшими соратниками Мухаммада. Существуют доказательства, что кодекс Зайда в то время не считался непогрешимой копией Корана. Усман приказал не только сделать копии с текста Зайда, но также попутно подвергнуть пересмотру сам текст. Назначив четырех редакторов, уже упоминавшихся выше, он выбрал трех других, так как они происходили из мекканского племени курайш, тогда как Зайд был родом из мединского племени ансар. Халиф сказал, что если они будут не согласны по какому-либо вопросу, касающемуся языка Корана, им следует считать недействительными записи Зайда и позволяется делать записи на курайшитском диалекте, поскольку изначально откровения Корана передавались Мухаммаду именно на нем (Ас-Сахих ал-Бухари, том 4, с. 466). Уже после того как были сделаны копии стандартизованного Корана, Зайд неожиданно вспомнил еще один отрывок текста, пропущенный в Коране: Зайд сказал: «Я пропустил стих в Ал-Ахзабе (сура 33), когда мы переписывали мусхаф. Я слышал, как посланник Аллаха (да пребудет он с миром) читал его. Мы искали его и нашли у Хузаймы ибн Сабита ал-Ансари: „Среди верующих есть люди, которые преданны договору с Аллахом“ (сура 33:23). Поэтому мы вставили его в суру». (Ас-Суйути, Ал-Иткан, с. 138) Такую же запись об этом упущении можно найти и у ал-Бухари (том 6, с. 479). Данный факт указывает на то, что хотя оригинал Зайда и претендовал на полный кодекс, он не являлся таковым. Довольно интересно, особенно в свете приведенных доказательств, слышать, что мусульмане не только объявляют Коран, находящийся сегодня в их руках, точной, совершенной копией «оригинала», но и убеждены в божественном происхождении Книги. Однако факты говорят об обратном. Не Аллах систематизировал текст в его теперешнюю форму, а молодой человек по имени Зайд, причем благодаря своим выдающимся способностям. И не Мухаммад систематизировал текст для мусульманской уммы, а Усман, и сделано это было только после полного пересмотра одного кодекса за счет всех остальных. Коран, которым сегодня пользуются мусульмане, является пересмотренным изданием первоначальной компиляции Зайда.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

«Вы… внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства» ( Лк.11:39 ). Иисус порицал набожных иудейских священников, которые делали представление из своих долгих и показных молитв и в то же время изымали дома у вдов, которые не могли вовремя выплатить арендную плату. Я уверен, что Иисус был бы такого же мнения о Мухаммеде, который учил мусульман тому, что нужно совершать ритуальное омовение перед молитвой пять раз в день, и в то же время призывал арабов к войне и пользовался их жаждой к богатству и военным трофеям. Эти порочные качества людей Мухаммед использовал, чтобы вдохновить их рисковать своими жизнями (см. Мф.15 ). Иисус учил, что милость Божья сильнее закона. Он презирал религиозных лидеров за то, что они до мелочей исполняли закон, но при этом забывали о главном — о милости и любви Бога к людям, а людей друг ко другу. Например, Иисус нарушил закон иудеев, запрещавший работать в субботний день, когда исцелил больную женщину (см. Мф.13:10-17 ). Иисус поставил бы в упрек Мухаммеду то, что он сосредотачивал внимание на ложных требованиях, которые, якобы, необходимы для угождения Богу. Сущность Бога Я убежден, что Иисус вполне мог бы спросить Мухаммеда: «Кто твой Аллах? Бог, которого описываешь ты, очень отличается от того, Которого знаю Я». В Коране говорится, что Бог в исламе вместе с сатаной и демонами сбивает людей с пути истинного (см. Сура 6:39, 126; Сура 43:36, 37). В Библии говорится, что Бог любит весь мир и не хочет потерять ни одного человека (см. Ин.3:16-17 ), чтобы никто не отошел от истины. Иисус описывал Бога любящим. Мухаммед (согласно кораническому тексту) говорит, что Бог — наказующий. Если провести исследование по Новому Завету на предмет слов «наказание»/«наказывать», то обнаружится, что эти слова используются около 15 раз, в связи с наказанием неверующих в аду. (В Ветхом Завете эти слова встречаются в 159 эпизодах.) Но, если вы будете исследовать Коран, то обнаружите, что слова «наказание»/«наказывать» встречаются там в 379 случаях (при том, что Коран по объему чуть меньше, чем Новый Завет). Эти эпизоды описывают, как Аллах наказывает различных людей и всякие разновидности греха.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Иисус «Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:29-36 ). Оружие Мухаммед «О, пророк! Побуждай верующих к сражению. Если будут среди вас двадцать терпеливых, то они победят две сотни; а если будет среди вас сотня, то они победят тысячу тех, которые не веруют, за то, что они народ непонимающий» (Сура 8:65). Иисус «Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут» ( Мф.26:50-52 ). Пленные Мухаммед «Ни одному пророку не годилось иметь пленных, пока он не производил избиения на земле» (Сура 8:67). Иисус «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» ( Лк.4:18-19 ; Инж., Лк.4:18-19 ). Заключение Может быть приведено еще много сравнений, но здесь был дан ряд неплохих примеров. Если вы продолжите самостоятельное изучение учений и жизней этих двух личностей — Иисуса и Мухаммеда, — то и сами сделаете множество интереснейших открытий.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010