История 2-го К. в «Бава Кама» (117 а-б) - ценное свидетельство лит. творчества эпохи гаонов, позволяющее проследить развитие агадической (см. ст. Агада ) лит. традиции в период составления и окончательного редактирования Вавилонского Талмуда, установить точки соприкосновения и взаимовлияния палестинской и вавилонской евр. религ. школ. Не исключено, что история К. отражает влияние иран. и арм. литературных традиций (см.: Sperber. 1982. P. 86, 89-92; Herman. 2008. P. 59-72). Третий талмудический авторитет с именем К. упоминается в числе учеников рава Гуны (в трактате «Моэд Катан» (13б) сохр. описание спора К. с равом Гуной). Поводом для его путешествия на короткое время в Палестину послужило несогласие с др. учителем К.- равом Йехудой. Последний считал, что если 2 свидетеля говорят о разном убытке, причиненном владельцу затопленного участка земли, то необходимо принять показания того свидетеля, к-рый говорил о меньшем ущербе, между тем как К. утверждал, что судебная процедура не может состояться, поскольку свидетели противоречат друг другу. Пострадавшим в этой ситуации был сам К. (его участок земли был затоплен из-за прорыва дамбы), и он отправился в Палестину за авторитетным галахическим решением (Бава Батра. 41 а-б). В этом повествовании зап. (палестинская) талмудическая школа наделяется большим авторитетом, с к-рым считались даже прославленные вавилонские учителя. Четвертый амора по имени К. был учеником Раббы бар Нахмани (ок. 270 - ок. 330). Существовало предание, что в 18 лет он знал наизусть всю Мишну . Согласно трактату «Рош ха-Шана» Иерусалимского Талмуда (2. 6 (Л. 58б)), К. принимал участие в разработке раввинистического календаря . Пятый К. был учеником Раббы бар Нахмани и учителем рава Аши, редактора Вавилонского Талмуда. Он возглавлял академию в г. Пум-Нахара (в Вавилонии существовало 4 талмудические академии-иешивы - в городах Сура, Пумбедита, Пум-Нахара и Нехардея; академия в Пум-Нахаре подчинялась академии Суры и была 3-й по значению), авторитет к-рой возрос за время его учительства. К. поддерживал связь с равом Хананом, главой академии в Нехардее (Хуллин. 95б).

http://pravenc.ru/text/1683947.html

Коран не является несравненной книгой, даже среди произведений на арабском языке. Как указывает исламист Ч.Дж.Пфандер (Pfander), «ни в коем случае нельзя считать всеобщим мнение непредвзятых арабистов, будто бы по своему литературному стилю Коран превосходит все остальные книги на арабском языке». Например, «кое-кто сомневается, действительно ли по красноречию и поэтике он превосходит такие литературные шедевры, как «Му’аллакат», «Макамат» или произведения Аль-Харири, хотя в мусульманских странах мало у кого достало бы храбрости высказать такое мнение» (Pfander, 264). Дашти же утверждает, что в Коране встречаются многочисленные грамматические огрехи. Он отмечает: «В Коране встречаются предложения, которые не имеют завершения и не вполне понятны без истолкования их в комментариях; иностранные слова, необычные арабские слова и слова, употребляемые в отличном от нормативного значении; прилагательные и глаголы, не согласованные по роду и числу; алогичные и грамматически некорректные местоимения, которые иногда не имеют обозначаемого; сказуемые, в рифмованных периодах нередко разлученные со своим подлежащим». Дашти продолжает: «Эти и другие языковые отклонения развязывают руки тем критикам, которые отрицают красноречие Корана» (Dashti, 48–49). Он приводит многочисленные примеры (Коран, суры 74:1; 4:160/162; 20:66/63; 2:172/177), один из которых встречается «в стихе 9 суры 49 (ol-Hojorat): «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их» (Коран, сура 49:9/9). Арабский глагол, означающий «сражались», стоит во множественном числе, тогда как здесь должно быть двойственное число, как и у подлежащего «два отряда». Анис А. Шоррош перечисляет другие литературные изъяны в Коране. Например, для стиха Коран, сура 2:172/177 он указывает, что арабское слово Sabireen должно иметь форму Sabiroon, обусловленную его позицией в предложении. Точно так же Sabieen в Коране, сура 5:73/69, по-арабски было бы правильней, чем Sabitwn. Кроме того, Шоррош отмечает, что «есть грубые ошибки в арабском языке» Корана, сура 3:52/59 (Shorrosh, 199–200). Дашти насчитал свыше 100 отклонений от стандартных правил и конструкций арабского языка (Dashti, 50). При таких проблематичных его качествах Коран может быть чудом красноречия, но назвать его идеальным и непревзойденным нельзя.

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

по февр. Население Население Н., по оценочным данным на 2017 г., насчитывает 183,2 млн чел. (по данным переписи 2006 г., 140 млн чел.). Н.- полиэтничное гос-во, в к-ром проживает множество народностей и этнических групп. Большинство населения (74,5%) составляют народы центрального и южного регионов страны, говорящие на нигеро-конголезских языках, в т. ч. йоруба - 20,5%, игбо - 16,1, ибибио - 4,7, тив - 2,2, иджо - 1,8, идома - 1, бини - 0,9, нупе - 0,9, игала - 0,8, гбари - 0,2, барба - 0,1% и др. Проживающие на севере Н. фульбе и хауса насчитывают 10,5% и 16% соответственно. На северо-востоке обитают говорящие на чадских языках народы: ангас, сура, анкве, бура, баде, карекаре, бачама, бата, тангале, марги, рон, болева, тера, нгизим и др. Совокупно они составляют 20,1% населения. На северо-западе обитают народы зарма, или джерма (0,1%), близкие к сонгай, и небольшая группа туарегов (ок. 30 тыс. чел.), на северо-востоке - канури (3,7%) и арабы-шоа (0,1%). 0,9% насчитывают креолы, в т. ч. саро (или криолы). Согласно данным на 2016 г., ежегодный естественный прирост населения составил 2,4%, рождаемость - 37,3 на 1 тыс. чел., смертность - 12,7 на 1 тыс. чел., фертильность - 5,1 ребенка на 1 женщину, средняя ожидаемая продолжительность жизни - 53,4 года (мужчины - 52,4 года, женщины - 54,5 года). В возрастной структуре доля детей до 15 лет насчитывает 42,8%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 54,1%, лиц 65 лет и старше - 3,1%. Степень урбанизации - 47,8%. Уровень грамотности - 59,6%. Государственное устройство Согласно Конституции от 5 мая 1999 г., Н.- федеративное государство, форма правления - президентская республика. Президент, избираемый всеобщими прямыми выборами сроком на 4 года, является главой гос-ва и главнокомандующим Вооруженными силами (ВС). Он же возглавляет правительство - Исполнительный совет федерации, члены к-рого назначаются им с согласия Сената. Законодательная власть Н. осуществляется Национальной ассамблеей, состоящей из 2 палат - Сената и Палаты представителей.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

23 Мысль о постепенном усовершении религии и откровений для людей ясно выражена мусульманами в толковании явления Бога на трех горах: Господь от Синаи прииде, и явися от Сиира нам, и приспе от горы Фарани. Втор. 33, 2 . Это так излагает Ахмед-Абуль-Галим, – что вместе составляет и общее мнение мусульман: «пришествие от горы Синая означает откровение Моисею Пятокнижия на этой горе; явление на горе Сеир означает откровение Евангелия Иисусу, ибо Иисус происходил от Сеира, земли Галилейской, называемой Назарет; явление же из горы Фаран означает откровение Мухаммеду славного Корана, ибо горы Фаран суть горы Мекки. Сам Бог подтверждает это, когда упоминает (в Коране) прежде о Пятокнижии, потом Евангелии и, наконец, Коране. Эти три книги – свет Божий и правый путь. О первой говорится пришел и явился, о второй взошел или блеснул, а о третьей обнаружился или открыто явился. Явление Пятокнижия было подобно заре, Евангелия – восходу солнца, а откровение Корана подобно солнцу на меридиане». (Marac. сура 1-я). Такова постепенность в откровениях. Это же место Втор. 33, 2 мусульмане, как пророчество, относят к Мухаммеду, но опровержение такой натяжки мусульман миссионеру должно быть известно. См. Миссионер. противомусульм. Сборник. Казань 1874 г. вып. III, стр. 51–59 и 226–228. вып. IV, стр. 210. 24 Говорят, что Мария была отведена в храм Иерусалимский на служение Господу 9-ти лет. При храме Иерусалимском было училище, в котором особенно занимались изучением св. книг; главою наставников был Захария. Этому-то Захарии – родственнику Марии – и досталась по жребию честь воспитывать Марию. Захария построил для Марии при храме что-то в роде часовни, в которой Мария прожила 23 года до благовестия Архангела (Рисаля-и-Азиза стр. 28). Коран сур. 3, 3–5–37. Пищу получала Мария чудесно от Самого Господа: всякий раз, как Захария входил к Ней во храмину, находил пред Ней пищу. Однажды Захария спросил Ее: Мария! откуда у Тебя все это? Она отвечала: от Бога, ибо Бог питает, кого хочет без пособия других», ст. 36. 37.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Всякий, серьезно размышляющий об этих двух значениях этого стиха Корана, видит в них провозглашение апостола Павла в Послании к Римлянам 1,3–4: «Бог о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, чрез Воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем». 2. Христос есть подобие Адама Написано в Коране: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал Его из праха, потом сказал ему: «Будь!» – и он стал». Сура 3,59. В книге Аби Джафар аль-Табари под названием «Джамиа аль-Баян» написано, что Аллах сказал: «О, Мухаммед! Скажи христианам из Найрана, что Мое сотворение Иисуса без мужчины прародителя было подобным сотворению Адама, которому Я сказал: «Будь!» – и он стал душою живою, без прародителей: мужчины и женщины. Мое сотворение Иисуса от Его матери, без мужчины, является чудом не большим, чем Мое сотворение Адама». Рассказывают, что Мухаммед ибн Саад, цитируя своего отца и Ибн Аббаса, сказал: «Группа людей из Найрана пришла к Мухаммеду; среди них Ас Саид и Аль-Анвиб. Они сказали Мухаммеду: «Почему ты говоришь о нашем Друге?» Он сказал: «А кто Он?» Они ответили: «Иисус. Ты утверждаешь, что Он слуга Аллаха». Мухаммед ответил: «Это верно, Он слуга Аллаха». Тогда они сказали: «Видел ли ты Его когда-либо или был осведомлен об Иисусе?» – и тотчас они оставили его. Затем явился Гавриил, посланный нашим Господом, слышающим все и всеведующим, и сказал: «Скажи им, если они придут к тебе, что подобие Иисуса Аллаху является таким же, как подобие Адама». Другая история рассказана Мухаммедом ибн Хусейном и Ахметом ибн аль-Муфаддалом и Ас-Садди: «Когда Мухаммед был послан и люди Найрана услышали о нем, что четверо из их вождей пришли к нему и спросили его, что он думает об этом Иисусе. Он ответил: «Он – слуга Аллаха и Его Дух и Его Слово». Они сказали: «Нет! Он есть Аллах. Он сошел из Его владений и вошел в Марию, был рожден и явил Себя народу. Видел ли ты когда-либо человека, рожденного без отца?» Тогда Аллах послал Мухаммеду следующий стих: «Иисус в глазах Аллаха такой же, как Адам».

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

Отчее имя Бога являет собой неотъемлемую часть христианской веры. Любовь Бога связана с заветом и обетованием, которое мы получили от нашего бессмертного Отца. Иоанн пишет: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться детьми Божиими». Одна из причин, почему в исламе отрицается Божественная Троица и отцовство Божие, это неправильное понимание свойств Бога. Во времена Мухаммеда на Аравийском полуострове существовала секта, которая учила, что Троица – это Бог, Христос и Мария. Любой христианин согласится с Мухаммедом, что такое понимание ошибочно. Прискорбно надо и учитывать, что ислам не принимает христианского понятия зачатия Иисуса Христа Марией от Святого Духа. Зачатие это понимается мусульманами только как телесное. Для мусульманина было бы грехом думать, что Аллах родил сына от Марии. Для мусульманина не существует понятия духовного отцовства. Аллах для них – возвышенный, далекий и непостижимый Бог. Они не знают близкого, доступного людям Бога любви, Который как Отец явил Себя миру через Иисуса Христа. 3. Аллах – не Сын! Сыновство Иисуса – это еще один камень преткновения для мусульман. Они не могут представить, что рядом с Аллахом есть еще один Бог. В таком случае, по их мнению, внутри Бога существовала бы возможность разделения. Тогда нужно было бы ожидать непременного восстания Сына против Отца. Только один Аллах силен и всемогущ. Он даже назван Высокомерным и Хитрейшим из хитрых (сура 59,23 и 3,54). Смирение Христа, Его кротость и самоуничижение воспринимаются мусульманами как явная слабость. Эти свойства рассматриваются как доказательство Его небожественности. Бог не может говорить: «Я кроток и смирен сердцем» или: «Сын ничего не может делать один» или: «Отец Мой больше Меня». Тайна Святой Троицы недоступна исламу. В течение всей Своей земной жизни Сын прославлял Отца, а Святой Дух сегодня прославляет Сына. Отец возвысил Сына, посадив Его одесную Себя, а Святой Дух созидает общину Иисуса Христа, Его кровью искупленную Церковь . Слова Христа звучат для мусульманина часто как богохульство, например: «Мне дана вся власть на небе и на земле». Если б это было так, то Аллах бы остался без власти. Ислам исполнен духа высокомерия, поэтому ему никогда не понять Христа и Его смирения.

http://azbyka.ru/allax-v-islame

Даже когда речь идёт о °Троице и воплощении Христа, ортодоксальные христиане настаивают, что христианское вероучение рационально (см. логика). «Тайны» веры могут выходить за пределы нашего разумения и постигаться только через частное Божье °откровение, но никогда не аннулируют нашу способность постигать что-либо в логической последовательности (см. тайна). Доктрина Троицы, например, не является противоречивой. Она утверждает не единство существа в трёх лицах, а единство сущности в трёх лицах. О «безнравственности» распятия. Либералисты превозносят добродетельность смерти Христа как образец жертвенной любви. Но и мусульмане, и либералисты нетерпимы к идее заместительного наказания за грех. Эта концепция представляется им безнравственной по своей сути. Разве можно невиновного наказывать вместо виновных? И разве не сказано в самой Библии: «сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся»? ( Иез. 18:20 ). Практически универсальное распространение среди человечества имеет нравственная оценка, одобряющая действия тех, кто готов умереть, защищая невинных. Воины прославляются за смерть ради отчизны. Самоотверженными называют родителей, которые идут на смерть ради своих детей. Но ведь именно это совершил Иисус. Как сказал апостол Павел, «ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:7–8 ). Идея смертельной жертвы не чужда исламу. Мусульманский обычай Id Ghorban (дело жертвоприношения) сводится к жертвоприношению агнца в память о готовности Авраама принести в жертву своего сына. Кое-кто связывает с этим ритуальным актом прощение грехов. Мусульманские воины, отдавшие свою жизнь за ислам, в награду попадают в рай (Коран, сура 3:151–152/157–158; 22:57 58/58–59). Нельзя также сказать, что среди людей не бывает, чтобы один человек заплатил по долгам другого или даже отдал за него свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Христианский ответ на эти аргументы На все эти аргументы существуют простые ответы. Тщательное изучение контекста относящихся к делу библейских отрывков ясно показывает, что Иисус говорил о Духе Святом, Который действительно пришел в течение десяти дней после вознесения Иисуса, как Он и обещал (см.: Деян.2:1-21 ). Во-первых, Дух Святой в должное время напомнил ученикам все, о чем говорил им Иисус. Иоанн написал свое Евангелие почти через шесть лет после распятия и воскресения Христова, однако он смог точно записать всю Его последнюю беседу с учениками в не менее чем четырех главах (см.: Ин.13:1-16:33 ). Учение Иисуса записано не в Коране, а в 27 Книгах Нового Завета. Все оно богодухновенно (см.: 2Тим.3:16 ), и ничто в нем не подвержено человеческой интерпретации, потому что оно никогда не писалось по человеческому побуждению, его изрекли «человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Во-вторых, в Библии о Боге и Святом Духе всегда говорится в мужском роде. «…Он хвала твоя и Он Бог твой…» ( Втор.10:21 ) – это типичный пример использования мужского рода при описании божественной Сущности, даже если это не человек, а дух (см.: Ин.4:24 ). Аргумент мусульман можно обратить против них, сославшись на отрывок из Корана, где об Аллахе говорится в мужском роде не менее семи раз подряд (сура 59.22–24). «Он Аллах и нет бога кроме него» – это текст 23-го айата, начинается он и заканчивается местоимением мужского, а не среднего рода. Если об Аллахе, который был духом, а не человеком, можно говорить в Коране в мужском роде, то почему же нельзя так же говорить о Духе Святом? В четырех высказываниях Иисуса об Утешителе нет и намека на то, что Он будет мужчиной, пророком, – Он четко определяется как Дух Святой (см.: Ин.14:26 ). Втретьих, Иисус не только говорил о необходимости Своего ухода прежде, нежели придет Утешитель, но также обещал послать Его Своим ученикам – Петру, Иакову, Иоанну и остальным. «…Я пошлю Его к вам…», – сказал Он ( Ин.16:7 ), а не к арабам в Мекку или Медину спустя шесть веков. Едва ли была какая-нибудь польза ученикам, если бы Утешитель не пришел почти сразу после того, как Иисус оставил землю. Когда Иисус собирался вознестись на небо, Он ясно сказал ученикам, что прежде чем идти возвещать Евангелие, они должны ненадолго задержаться в Иерусалиме, пока не воспримут Святого Духа (см.: Деян.1:4-5 ). Действительно, Утешитель и до этого был в мире, но теперь Он должен был по-новому излиться в сердце каждого человека, верующего в Иисуса. В течение трех лет ученики были вместе с Иисусом и видели Его служение, но теперь они должны познать иное присутствие Христа, которое принесет им еще больше пользы – через Духа Святого, воистину живущего в них. 5.5 «Его имя будет Ахмад»

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Одним из наиважнейших доказательств того, что Иисус говорил правду, является множество ветхозаветных пророчеств о Нем, которые были исполнены в жизни Иисуса и Его делах. Ниже приведен список лишь некоторых пророчеств из Ветхого Завета и их реальное отражение в Новом Завете.   Ветхий Завет (В. З.) Новый Завет (Н.З.) 1. Иисус Христос из семени Авраама 2. Иисус от корня Иесеева 3. Иисус родился в Вифлееме 4. Иисус рожден Девой (девственницей) 5. Иисуса Христа воззвали из Египта 6. Служение, смирение и чудеса Иисуса 7. Иисус — Спаситель миру 8. Иисус въехал в Иерусалим на осле 9. Иисуса предали 10. Иисуса покинули, бегство учеников 11. Иисус молчит во время суда над Ним и умирает ради спасения человечества 12. Иисус во время распятия 13. Иисус распят между двумя разбойниками и похоронен в гробнице богатого человека 14. Иисус воскресает из мертвых и освобождает души тех, кто умер в надежде на воскресение и Божие спасение Псалом (Забур) 15:10, 23:7–10 Приложение Г. Иисус в Коране и Библии Эта таблица вбирает в себя учения об Иисусе (Исе) в Коране, которые соответствуют Библии. Поэтому сюда не включены моменты, в которых Коран и Библия не согласуются. Так же эта таблица даст вам информацию, отражающую понимание мусульманами Иисуса (Исы). Понятия Библия Человек мира (Салам) Сура 19: 33–34 Совершенный человек Сура 19:17 Посланник (Расул) Сура 2:81–87, 253–254; 3:43–49 Дух Божий (Рух) Сура 4:169–171 Слово от Бога, Его Слово Сура 3:34–39, 40–45; 4:169–171 Слово истины Сура 1:34–35 Пример (образец) Сура 43:57–59 Носитель мудрости Сура 43:63 Невинный Сура 3:39 Высоко почитаемый (выдающийся). В этом мире и в грядущей жизни (впоследствии, в загробном мире) Сура 3:40–45 Дающий Благую весть Сура 61:6 Знающий времена Сура 43:61 Знающий Писания Сура 3:43–48; 5:109–110 Подобен Адаму Сура 3:52–59 Мессия (Аль Масих) Сура 3:40–45; 4:156–157 Милость нам Сура 19:21 Творящий чудеса Сура 3:49 Благородный Сура 3:39 Праведник Сура 3:40–46 Один из ближайших к Богу Сура 3:40–41; 7:111–114 Пророк Сура 2:130–136; 4:161–163

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Абсолютное владычество Бога. Согласно словам Корана, Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине. Он – высокий, великий! [Коран, сура 2:256/255]. Бог самодостаточен и ни в чём не нуждается, но всё сущее нуждается в Нём. Этот атрибут Бога называют самосуществованием, самодостаточным бытием. Бог – Великий и Всемогущий. Его воля над всем, что существует, и над всем, что будет существовать; ничто не происходит без Его воли. Он – Знающий всё, что может быть познано. Его знание охватывает всё мироздание, которое Он сотворил и существование которого Он один поддерживает. Богу принадлежит верховное владычество над всем Его творением. Многие из девяноста девяти имён Бога в исламе говорят о Его верховном владычестве. Бог: Al-Adl, Справедливый, Его слово совершенно в своей истинности и справедливости (Коран, сура 6:115); Al-Ali, «Высокий», Тот, Кто высок и могущественен (Коран, сура 2:256–257/255–256); Al-Aziz, «Превознесённый», могучий в Своём верховном владычестве (Коран, сура 59:28); Al-Badi, «Творец», создавший творение со всем искусством (Коран, сура 2:111/117); Al-Hakim, Судия, Тот, Кто рассудит между Своими рабами (Коран, сура 40:51–54/48–51); Al-Hasib, «Счётник», Его довольно, чтобы вести счёт (Коран, сура 4:5–8/6–7); Al-Jabbar, Могущественный, Его могущество и владычество абсолютны (Коран, сура 59:23); Al-Jalil, Великий, Он велик и могуч; Al-Jami, Собиратель, Тот, Кто собирает всех людей для назначенного дня (Коран, сура 3:7/9); Al-Malik, Царь, Который есть Царь Царей, (Коран, сура 59:23); Al-Muizz, Тот, Кто «возвеличивает» или «уничижает» всех, кого пожелает (Коран, сура 3:26); Al-Muntaqim, Мститель, Который воздаёт отмщение грешникам и помогает верующим (Коран, сура 30:46/47);

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010