I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Вступая в великий пост Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 22 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 27, 2000 Воскресенье 20 Февраля 1983 Г. Неделя о Закхее Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к Вели-кому посту. На первой неделе образом слепого нищего Вартимея, исце-ленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога. Сегодняшнее Евангелие говорит нам о Закхее-мытаре; о человеке, ко-торый сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия… Гордыня — это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Бог — Творец, Промыслитель, Су-дья, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе закон, начало и ко-нец. Но в тщеславии, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек ищет одобрения от людей, предает себя человече-скому суду, забывая о том, что над ним есть суд Божий, суд вечной прав-ды. Тщеславный человек боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой; готов стать недостойным себя само¬го, недостойным Бога, лишь бы его не от-вергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И повод для по¬хвалы тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтож-ном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже: этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести суд над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одно¬временно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует, чтобы он никогда себя не прода¬вал человеческому суду.

http://pravmir.ru/vstupaya-v-velikiy-pos...

Е.А.Тихомиров Отдел второй. Частный суд 1. Действительность частного суда Человеку положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Смерть и сама по себе есть суд, приговор Божий над человеком за удаление от Бога – Источника жизни; но этот суд, как приговор после первого греха, есть вместе суд и милость. Любовь Божья, провидя грех, создала человека в таком составе, чтобы духу и телу была возможность идти особыми, различными путями. Смерть, оброк греха, решительно поражает только тело, расторгая его связь с духом; но таким образом поражается собственно лишь естественная основа греха: умерший освободился от греха ( Рим. 5:7 ). И вот духу есть возможность возрождения и возрожденному возможность шествия новым особенным путем. «Суд над человеком бывает по смерти, а не до смерти, и на небе, а не на земле. Если же суд произносится на земле и до смерти, то он всегда более или менее неверен, – неверен, если произносится и по смерти человека, но на земле, а не на небе. Вообще земной суд никогда не может быть безусловно верен... Не может быть верен потому, что человеческое ведение судящих всегда бессильно обнять все безусловно признаки обсуждаемого частного деяния, как и вообще человеческий рассудок бессилен обнять все бесконечное множество признаков какого – бы то ни было частного явления. Человеческое ведение бессильно тем более, если приходится обнять и обсудить целую жизнь того или другого, живого ли умершего ли человека; бессильно потому, что для правильной оценки всех деяний целой жизни человека нужно обнять и взвесить все обстоятельства, среди которых он вращался, как и все движения его сердца, какие лежали в основе его поступков. А это доступно только всевидящему Сердцеведцу: ограниченному же ведению человека безусловно недоступно» 90 . Итак, как скоро душа разлучается с телом, она приводится к Богу на суд, который в отличие от всеобщего и последнего суда, имеющего быть при кончине мира, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом целого мира, как тот, и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как последний суд, а только на время – до всеобщего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Беседа в неделю мясопустную Сказана в Донском кафедральном соборе в 1846 году Егда же приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы. Мф.25:31,32 . Радость праведникам! А у грешника цепенеет ум, сжимается сердце, едва разверзаются уста, когда надобно говорить о сем, как надобно сегодня, по воспоминанию Св. Церковью будущего страшного суда! Св. Церковь возвещает сегодня из Евангелия, как Сам Господь, предсказывая о суде Своем, раскрыл некогда один только край поразительного того позорища, и, для примера, выставив только самые малые дела человеческие в жизни, едва считающиеся обязанностями, каковы: насытили ль мы алчущего или жаждущего, посетили ль больного и в темнице находящегося, приняли ли в дом свой странного, – по одним сим делам произнес неимевшим их осуждение на огнь вечный. Что же будет, если потребуется там отчет (а как не потребоваться?) в делах нашего звания, в неисполнении нарочитых наших обязанностей, в употреблении всех даров счастья, в принятии всех средств благодати, с чем само собой сопряжены участи не того или иного человека из случайных бедных, но у многих сопряжены участи целых обществ человеческих, целых областей, званий, родов дел? Что будет с нами, когда должны явиться там, на суде, и беспрерывное неправосудие наше, и сладострастие, и мздоимство, и обиды, и злоба, и гордость, и зависть, словом – все до слова праздного, до тайных помышлений, как говорит Апостол, и мыслей сердечных? Не станем говорить о славе суда; она изображена резкими чертами в песнопениях Церкви на день сей; довольно упомянуть теперь кратко по Евангелию, что судить будет Царь славы, в присутствии всех Своих небесных Сил. Размыслим ныне о том одном, что касается нас собственно. Там будет для нас суд внезапный, будет суд всемирный, будет суд справедливый, будет суд решительный на всю вечность. Страшный суд Божий будет суд внезапный. У Бога, конечно, и время его предопределено от самой вечности: суд внезапен будет для нас, по неизвестности дня его, сколь впрочем ни известно то, что он будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Глава 4 Мытарства (частный суд по смерти) 1. Загробная стезя. О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое потому не открыто, что и не нужно, что излишне для нас в настоящей нашей жизни, и потому, что осталось бы для нас непонятным, невместимым для нас. Святой апостол Павел, при земной еще жизни удостоившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Православная церковь учит, что душа человека по разлучении с телом приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из Священного писания. Апостол Павел сказал: людям положено однажды умереть, а потом суд. Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи, смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомненная действительность такого суда вытекает еще как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле нашем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верование церкви ветхозаветной «яко удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делом его» ( Сир.11:26 ). Частный суд Божий над душами, по учению церкви, предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, чрез кои они, в сопровождении ангелов, проходят в области воздушной, и где злые духи, находясь в своей области, задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни. Ученику преподобного Василия Нового (жившего в первой половине X века), Григорию, были открыты в видении обстоятельства смертного часа и хождения по мытарствам блаженной Феодоры. Вот что блаженная Феодора говорила ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава четвёртая. Мытарства (частный суд по смерти). 1.  Загробная стезя О посмертном состоянии наших душ открыто нам в слове Божием и учении церкви столько, сколько нужно для нас; а неоткрытое потому не открыто, что и не нужно, что излишне для нас в настоящей нашей жизни, и потому, что осталось бы для нас непонятным, невместимым для нас. Св. апостол Павел, при земной ещё жизни удостоившийся проникнуть в тайны будущей, когда восхищен был в рай, сказал, что слышал там неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Православная церковь учит, что душа человека, по разлучению с телом, приводится к Богу на суд, который, в отличие от всеобщего, последнего суда, называется частным, потому что совершается не торжественно пред лицом всего мира и имеет целью определить участь души не на целую вечность, как суд последний, а только до всеобщего воскресения. А что этот суд действительно будет происходить, мы уверяемся из священного Писания. Ап. Павел сказал: людям положено однажды умереть, а потом суд ( Евр. 9:27 ). Из притчи Спасителя о богатом и Лазаре также ясно открывается, что по смерти тотчас следует известное решение участи ( Лк. 16:23 ), смотря по делам умершего, следовательно, происходит суд. Несомненная действительность такого суда вытекает ещё как из понятия о земной жизни, поприще испытания, так и из понятия о Боге, Творце, Судии и Мздовоздаятеле нашем; потому и говорит сын Сирахов, приводя верование церкви ветхозаветной: яко удобно есть пред Богом в день смерти воздати человеку по делам его ( Сир. 11:26 ). Частный суд Божий над душами, по учению церкви, предваряется истязанием или испытанием их в так называемых мытарствах, через кои они, в сопровождении ангелов проходят в области воздушной, и где злые духи, находясь в своей области ( Еф. 6:12 ), задерживают их и обличают все грехи, содеянные ими в жизни. Ученику преподобного Василия Нового (жившего в первой половине Х века), Григорию, были открыты в видении обстоятельства смертного часа и хождения по мытарствам блаженной Феодоры. Вот что блаженная Феодора говорила ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf СУД БОЖИЙ День Господень «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего» (Мф. 16, 27) «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24, 30–31 ). Не следует думать, что Пришествие Господа будет местное и плотское. Надо ожидать Его во славе Отчей и сразу в целой вселенной. Святитель Василий Великий ( 6, 377 ). Пришествие будет подобно молнии, потому что будет оно внезапно в полночь. Тогда мертвые восстанут из гробов своих и воспоют хвалу Воскресившему их ( 28, 328 ). Когда Христос придет с Неба, неугасимый огонь потечет пред лицом Его и покроет все. Потоп, бывший при Ное, служил прообразом этого неугасимого огня ( 27, 142 ). Если бы праведные и святые, по милосердию Божию, не были защищены от огня Судии, воспламеняющего небо и землю, они были бы вместе с грешными попалены огнем. И если бы не благодать ограждала Небесные воинства, они вместе со злыми были бы объяты этим пламенем ( 28, 103 ). Восстанет Бог на Суд и вознесется над своими врагами. Ужасом будет объята тварь и станет как мертвая. Восстанет Бог на Суд, и всякий порядок придет в расстройство, и нестерпимы будут для тварей гнев и ярость Судии. Восстанет Бог на Суд, и небо, и земля разорятся, весь мир разрушится, вся красота его исчезнет. Восстанет Бог на Суд нечестивых и непокорных, и обратятся в прах. Кто в состоянии вынести силу Его? Падут пред Ним все высоты и низринутся все долины; небо и земля прейдут и исчезнут, как дым. Всю тварь совьет и сбросит, как одежду, чтобы в ярости покарать врагов Своих, возненавидевших Его. Как в ризу, облекался Он во вселенную и теперь в гневе Своем сложит ее с Себя, чтобы совершить Суд над презревшими Его... Судия повергнет все творения Свои на нечестивых и мятежных, которые презирали, оскорбляли и унижали Его. И тварь не стерпит гнева Судии, пламенеющего яростью на врагов и нечестивцев. Пред Ним и вокруг Него огонь попаляет и поедает грешных и безбожных. И все те, которые не чтили и унижали Его, издеваясь над Его долготерпением, как сухие ветви будут истреблены исходящим от Него огнем. Небо омрачится от ужаса какой же нечестивец спасется тогда? Море высохнет от страха – какой же беззаконник останется в живых? Вся земля сгорит – какой же грешник избежит наказания? Огонь возгорится от Господа и всюду потечет на отмщение, и небо, и земля, и море воспламенятся, как солома. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 102 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Содержание    Что хотим мы делать, братия? Не такое ли что нибудь, чем, быть может, оскорбятся некоторые? Не такое ли что нибудь, за что, быть может, осудят нас некоторые? Правда, суд человеческий не очень важен: суд человеческий может быть далек от истины. Тем не менее надобно заботиться, чтобы не оскорблялась совесть братий нашими поступками, надобно показать, что не мы ошибаемся, а другие. Итак, несколько минут на размышление: что хотим мы делать? что за суд, который хотим повторить?    Спаситель наш Господь Иисус, подавая исцеление больному, прежде чем исцелил его, сказал: отпущаются тебе греси твои. Фарисеи и книжники, услышав слова Его, сказали: сей хулит, кто может отпущати грехи? Книжники были люди ученые; они поняли, и справедливо поняли, что Христос Иисус, усвояя себе власть прощать грехи, усвояет себе то, что принадлежит единому Богу. Сей хулит, богохульствует, говорили они, берет на себя не принадлежащее ему и принадлежащее единому Богу, иначе — похищает власть у Бога. В чем была ошибка книжников? Чего не поняли люди ученые? Они не поняли или не хотели понять, что Христос Иисус есть Сын Божий, также всемогущий, также вседержащий, как и Бог Отец. Дела Его показывали, что Он более, чем сын человеческий, что Он всеведущ и всемощен, как Бог. Но люди были слепы от действия страстей и не видели того. Отец не судит никому же, но весь суд даде сынови, учил еще Сын Божий. Власть судить, власть вязать и разрешать принадлежит Богу, но она же принадлежит и Сыну Божию. Вот кому первоначально принадлежит суд над совестию людей.    Принадлежит ли он еще кому нибудь? Без сомнения может принадлежат тому, кому даст Сын Божий. Дана ли власть Сыном Божиим кому либо на земле? Дана. О том говорит сам Сын Божий. «Аще и церковь преслушает, — учил Он, — буди тебе, яко же язычник и мытарь» (Матф. 18:17). Что это такое? Спаситель говорил, что если ты увидишь согрешающего брата: то скажи ему о грехе его наедине. Если не послушает, возьми другого брата. Если и после того не исправится: «повеждь церкви».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2971...

330. Беседа в день Тезоименитства Благоверного Государя Наследника Престола Цесаревича Великого Князя Николая Александровича (Говорена в Чудовом мон. декабря 6-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собрании 1861 г.) 1856 год День, в который мы торжественною молитвою призываем благоволение Божие Царю и Сыну Первенцу Цареву, привел мне на мысль пророческую молитву о благоволении Божием к Царю и Сыну Цареву. «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву» ( Ncaл. LXXI. 1 ). Молитва Пророка конечно достойна призрения Божия. Итак, не полезно ли, не благонадежно ли для нас присвоить себе молитву Пророка? Не должно умолчать, что псалом Царя и Пророка Давида, начинающийся молитвою, теперь произнесенною, представляет изображение Царя, которое далеко превышает меру царя земного. «Обладает от моря до моря, и от рек до конец вселенныя»; «поклонятся Ему вси царие земстии»: очевидно, это Царь всемирный. «Будет имя Его благословенно во веки; прежде солнца пребывает имя Его» ( Пс. 71:8, 11, 17 ): очевидно, это Царь вечный. Ищите лица, с которым бы вполне сходствовало сие изображение: не найдете, кроме Господа нашего Иисуса Христа, Который есть Царь неба и земли, Царь времен и вечности, как Бог и вместе человек. Но можно думать, что царь Давид, прежде нежели Дух Святый восхитил его к сему высокому и беспредельному созерцанию, имел молитвенную мысль о земном царе и сыне царевом. Почему и положил в начале псалма надписание: «о Соломоне». Итак не погрешим, если придержимся и простого, буквального значения молитвы его, и его священною молитвою облечем нашу настоящую молитву: Боже, суд Твой и правду Твою даждь благочестивейшему Царю нашему и Благоверному Сыну Первенцу Цареву! Нашед в молитве Пророка о царе образец для нашей молитвы, мы можем и должны найти в оной также предмет для нашего размышления. Ибо молитва просительная должна быть соединена с правильным понятием о просимом, и с удостоверением о потребности и пользе просимого. Пророк доброжелательствует Царю и желает испросить ему дар Божий. Дары Божии многочисленны и многообразны. Кто не дерзает просить вдруг многого, тот обыкновенно избирает предмет прошения, преимущественно благопотребный. Какой же дар избирает Пророк в предмет прошения для Царя? – Суд и правду. «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». Нет сомнения, что выбор Пророка есть мудрый. Итак, должно признать пророчески верным то, что суд и правда составляют дар Божий, преимущественно благопотребный царю и царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Но есть и Божий суд, наперсники разврата! О решении Страсбургского суда, сближении с НАТО и страхе в связи с подготовкой Вселенского Собора 23.10.2010 861 Время на чтение 3 минуты Решение Страсбургского суда. «Европейский суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил иск одного из лидеров российского гей-движения Николая Алексеева, признав незаконным запрет на проведение гей-парадов в Москве. Алексеев обратился в Страсбургский суд с жалобой на отказ в получении разрешения на проведение гей-парадов в Москве в 2006, 2007 и 2008 годах. В соответствии с решением суда, установлены нарушения статей 11, 13 и 14 Европейской конвенции по правам человека. Суд также обязал российскую сторону выплатить Алексееву сумму в размере 12 тысяч евро, а также возместить судебные издержки в размере 17,5 тысячи евро», - сообщает РИА Новости. Европейский суд ставит себя выше Суда Божьего. Какое проклятье навлекают на себя «толерантные» безбожники, европейские необольшевики или неофашисты, и навязывают вселенной новые заповеди страсбургские. Ни один христианин не может подчиниться этому вердикту ибо: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). То, о чем говорил преподобный Антоний Великий, исполняется: «Ты безумствуешь, потому что не хочешь принимать участие в общем безумии, но мы заставим тебя быть как все» . Кроме всего прочего высветились радужным цветом плоды глобализации, беспрепятственно переходящие и нарушающие границы так называемых демократических государств, фактически устанавливая свои законы, СМИ, налоги, какое оружие иметь, какую армию не иметь, и вообще глобалистов возмущает, что некоторые государства несправедливо владеют огромными собственными ресурсами… Россия и НАТО. Правый патриот Александр Проханов в эфире «Эха Москвы» заявил, «что сближение России с НАТО возможно…, что Россия в каких-то моментах будет союзником НАТО. - В каких? - Ну, например, я не знаю, Афганистан, война в Афганистане». Патриотический публицист шокирован мощью НАТО: «по некоторым видам НАТО превосходит сегодняшнюю российскую армию в 20, а то и в 30 раз… Я думаю, что Россия с НАТО будут и впредь взаимодействовать».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/10/23/no...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010