Что читать на выходных? Лучшие материалы за неделю: 2-6 июня Лучшее за неделю на порталах Правмир, Матроны.ru и Неинвалид.ru 7 июня, 2014 Лучшее за неделю на порталах Правмир, Матроны.ru и Неинвалид.ru Помощь детям Славянска, насилие над детьми, стихи Пушкина в исполнении великих актеров, ЕГЭ, удивительный диджей-самоучка, опыт жизни в ожидании войны — всё это и немного истории церковной музыки, 10 фактов о святых Константине и Елене, опыт сугубого поста в нашей еженедельной подборке лучших материалов порталов Правмир, Матроны.ru и Неинвалид.ru Как волонтеры вывозят детей из осажденного Славянска Сугубый, личный пост — практика нечастая. В православном календаре и так достаточно постных дней, чтобы расходовать на пост немногочисленные скоромные. Об опыте сугубого поста — в колонке автора портала Матроны.ru Юлии Гайдыдей Диджей Серебрянической набережной У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 января, 2024 12 сентября, 2023 7 января, 2023 3 января, 2023 1 января, 2022 1 сентября, 2021 12 апреля, 2021 8 января, 2021 6 января, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/chto-chitat-navyihodny...

А ныне многие часто руководствуются не лучшим, а средним, или меньшим - возможностью исполнять наименьшее: они допытываются у священников: сколько, наименьшее, мне нужно пожертвовать Богу, чтобы Он не наказал меня. То есть, одни приходят к духовному отцу и спрашивают, что бы еще исполнить, можно ли взять в правило еще один акафист или канон, или молитву. А другие приходят к духовнику и спрашивают, можно ли им не исполнять и то и это, или: можно ли им в правиле заменить большее на меньшее. Они спрашивают: «Можно ли носить узкие брюки в обтяжку в храме? Можно ли есть в пост постный шоколад? Ведь главное - любовь». Об искусственном сахаре. Есть разные виды искусственного сахара. Некоторые придуманы, как лекарство для больных сахарным диабетом, для замены сахара. Если это лекарство, то можно ли его постоянно употреблять здоровым? Очевидно, нет, если не желаешь испортить себе здоровье, которое есть дар Божий, по слову святого Серафима старца Саровской пустыни. Христианин обязан беречь здоровье духовное, душевное и телесное; хранение же низшего в ущерб высшему есть грех. Благоразумно употреблять пищу, как лекарство, то есть, в меру. Но не разумно употреблять лекарство, как пищу, то есть, не в меру. О грехе курения табака. Всякий грех есть вред духу, душе и телу. То есть, в православии грехом называется всё, что приносит вред здоровью духовному, или душевному, или телесному, или всем вкупе. Курение же табака, злая привычка, вредит здоровью не только курящего, но и ближних его. Если курение есть грех, то ещё больший грех - курить сигареты с фильтром и думать, что это безгрешно. Злые привычки безвредны не бывают. А грех самооправдания вреднее греха курения. Особенный же вред - от курения сигарет с биофильтром. Таких курильщиков можно назвать «от крови сосущие». То же можно сказать и о курении электронных сигарет. Не вредные, сначала, для тела, они потом вредят и душе. От крови сосущие. Курение табака и других зелий есть не просто грех, но грех противоестественный, сугубый, ибо человеку несвойственно дышать дымом. И, вот, грех курения табака стал трегубо грешен: мнимые учёные изобрели биофильтр для сигарет, в котором употребляется составная часть крови, гемоглобин, красные кровяные тельца. Теперь курильщики, вдыхая дым, понемногу всасывают внутрь гемоглобин, составную часть крови (хотя он искусственный, но это гемоглобин). И не об этом ли наказании Божием предупреждал Господь в Откровении: «За то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того» ( Отк. 16: 6 ).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/11/mo...

В этом отношении посты подразделяясь на три категории: 1) Посты в среду и пятницу продолжались до 6-го или 9-го часа (до 12:00 или 15:00). 2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось вечерней (около 18:00 часов) - т.е., уже на закате солнца. 3) Третьим видом поста был сугубый пост , когда целые сутки, а то и многие дни проводились без пищи. 2. Правильно ли называть постом вкушение " постной " еды? Вкушение еды – это не пост, а вид воздержания от того или иного рода вкушаемой пищи (животной или растительной, дорогой или дешёвой, калорийной или диетической). Конечно, после долговременной привычки связывать пост с тем или иным набором " постных " продуктов трудно называть простой отказ от завтрака или обеда постом, даже если на ужин запланирован куриный супчик. 3. Откуда Вы берете такое учение о посте? Ответы на вопросы 1. Что такое пост? Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи , а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё . В этом отношении посты подразделяясь на три категории: 1) Посты в среду и пятницу продолжались до 6-го или 9-го часа (до 12:00 или 15:00). 2) Воздержание от пищи в Четыредесятницу оканчивалось вечерней (около 18:00 часов) - т.е., уже на закате солнца. 3) Третьим видом поста был сугубый пост , когда целые сутки, а то и многие дни проводились без пищи. 2. Правильно ли называть постом вкушение " постной " еды? Вкушение еды – это не пост, а вид воздержания от того или иного рода вкушаемой пищи (животной или растительной, дорогой или дешёвой, калорийной или диетической). Конечно, после долговременной привычки связывать пост с тем или иным набором " постных " продуктов трудно называть простой отказ от завтрака или обеда постом, даже если на ужин запланирован куриный супчик. 3. Откуда Вы берете такое учение о посте?

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

Молитва побеждает и злобу хищных зверей ( Дан.6:16-19 ), и истребляет страшные полчища врагов ( Ис.37:14-20, 36 ). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство ( Ис.38:1-5 ). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа ( Исх.32:10, 14 ). “Нет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей”» . Глава 8. Пост в жизни христианина По своей сути пост — это воздержание. Прежде всего, это воздержание от недолжного, от небогоугодного . Пост — это осознанное стояние в Истине, вере и благочестии. Можно сказать, что согласно библейскому мировоззрению пост был установлен еще в раю: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16-17 ). Богообщение в духе было естественным устроением духовно-материального человека. Своего рода «условием» (заветом, связью, заповедью) этого общения было испытание свободой после предложенного нравственного закона об элементарном воздержании ради любви и послушания Богу. Но «падший ангел» соблазнил человека не только тем, что можно якобы стать онтологически автономным через вкушение плодов запретного древа («будете как боги»), но и тем, что само это вкушение может сообщить духовность и знание — без Бога, помимо Бога, вместо Бога: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание» ( Быт.3:6 ). После грехопадения (отчуждения человека от Подателя Жизни) условием возвращения человека к Богу могло быть уже не легкое воздержание, а суровое напоминание о последствиях свободно выбранного онтологического разрыва творения со своим Творцом: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:17-19 ). За усугубление греха убийством брата на Каина был наложен сугубый пост для вразумления, что не земля является источником его внутреннего достоинства (вспомним, что Каин «принес от плодов земли дар Господу»): «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:12 ) .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Не пренебрегай осуждением как чем-то малым; злоречивых апостол предал одному осуждению с убийцами (1 Кор. 6: 9–10). Как две лепты могли даровать душе спасение, так два злоречивых слова могут погубить душу. Святой огонь попалил двести освященных иереев. Святы они были в делах, но осквернились словами. И если такие мужи попалены огнем, то можешь ли ты говорить дерзко? Если члены свои хранишь чистыми от блуда, то и уста свои береги от злословия. Уста не могут любодействовать, но могут лгать и клеветать. Если один член твой чист от греха, а другой умерщвлен грехом, то этот умерщвленный грехом член причинит тебе смерть. Посему загради слух свой двойною дверью, чтоб не нашло в него доступа злословие. Не думай, что злословие, как бы ни было оно мало и неважно, не погубит тебя. Блаженный апостол в одном ряду ставит убийц и злоречивых, сребролюбцев и прелюбодеев, говоря, что они Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6: 9–10). Всем им равный вес дал апостол на весах правды Божией. Если лукавый внушает тебе посмеяться под видом любви, то размысли, что и Хам, веселясь, посмеялся и в наследие себе получил проклятие. Кто смеется над произведением, тот смеется над самим художником. Ругаяйся человеку раздражает Сотворившего его (Притч. 17: 5). Кто посмеивается над созданием Всеведущего, тот сам, того не разумея, посмеивается над Творцом. Бойтесь грешных слов, потому что и слова вменяются в дела. Злоречивого молитва, пост и милостыня – мерзость перед Богом, потому что не чисто совершается. «Чем честнее и выше есть лицо поносимое, – как учит святой Тихон, – тем поношающим больший грех». Когда начальник осуждается и злословится, тогда уменьшается ему почтение от подчиненных, и от того последует презрение, от презрения непослушание, всякое нестроение и замешательство в обществе. Должно удаляться от злоречивых, как от заразительной чумы; ибо часто бывает, что злоречивыми устами составляется неправильное мнение, они судят и злословят неповинных или Богом оправданных, покаявшихся грешных; за таковых сугубый ответ дадут праведному Судии, а неправедно судимых ублажает святое Евангелие (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И когда мы говорим о вавилонском плене, мы обычно говорим о том, что этот плен был наказанием для евреев за их грехи. Но мы забываем еще об одном: последствия этого плена способствовали распространению среди языческих народов ожидания Христа. И евреи рассеяния, которые во время вавилонского плена образовали различные общины, несли книги пророка Даниила и его предшественников, в которых указывалась в таинственных седмицах и дата рождения Христа. И даже перед рождением Господа нашего Иисуса Христа царица Савская (то есть эфиопская, абиссинская) присылала послов в Иерусалим узнать, — не родился ли Христос. И вот именно поэтому в Церкви предусмотрен день празднования праотцев. «Празднолюбцы, приидите, псаломски да восхвалим…» — пелось сегодня в одном из песнопений. «Празднолюбцы» — это не те, которые не умеют работать, как у нас, а те, которые любят церковные, православные храмовые праздники. И вот мне хочется, чтобы все вы были и трудолюбивыми, и празднолюбцами в этом большом понимании этого слова. Мы, празднуя сегодня день праотцев, празднуем на следующей неделе день отцев, то есть тех, от которых по плоти произошел Христос, Его как бы кровных предшественников; а сегодня мы вспоминаем и тех, и других: этим мы восславим Рождество Христово. И отмечу еще одну мудрость нашего церковного устава: очень много пророков вспоминается в декабре, и это тоже способствует нашему ожиданию, нашему приготовлению к великому празднеству Рождества Христова. Слово в сочельник Рождества Христова 6 января Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой. Праздник — это Рождество, праздник — это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, — а сегодня сугубый пост, — бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его. И не случайно сегодня читалось много пророчеств о рождении Господа нашего Иисуса Христа, сегодня были соответствующие Евангельские чтения, часы сегодня были необычные, — все было сегодня необычно. И вот, учитывая это великое предпразднество, духовенство во время сегодняшнего богослужения оделось в праздничные рождественские ризы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

6) Тщеславный есть – христианин-идолопоклонник; по-видимому, чествует Бога, угождать же хочет не Богу, а людям. 7) Тщеславен всякий, кто любит выказывать себя. Пост тщеславного остается без воздаяния, и молитва его бесполезна; потому что и то и другое делает для людской похвалы. 8) Тщеславный подвижник терпит сугубый вред: и тело изнуряет, и не получает награды. 9) Кто не посмеется над делателем тщеславия? Оно заставляет его, когда стоит на псалмопении, и движим бывает тщеславием, то смеяться, то плакать при всех. 10) Господь нередко скрывает от очей наших и приобретенные нами совершенства; а кто хвалит, или лучше сказать, вводит нас в заблуждение, тот похвалою открывает нам глаза. Но едва открылись у нас глаза, как и богатство у нас исчезло. 11) Льстец есть служитель демонов, руководитель к гордыне, губитель сокрушения, истребитель совершенств, лживый путеуказатель. Блажащии вас льстят вы, говорит пророк ( Ис.3:12 ). 12) Люди высокого духа переносят обиду мужественно и с радостью; но одним святым и преподобным свойственно без вреда слышать себе похвалы. 13) Видел я, что хвалимые плакали, воспламенялись гневом, и, как на зрелище, одну страсть изменяли в другую. 14) Никтоже весть, яже в человеце, точию дух человека ( 1Кор.2:10 ). Посему пусть устыдятся и умолкнут намеревающиеся ублажать в лице. 15) Когда услышишь, что ближний твой и друг бранит тебя заочно, или и в глаза; тогда покажи любовь, похвалив его. 16) Великое дело – отринуть сердцем похвалу людскую, а еще большее – похвалу демонскую. 17) Смиренномудрие свое показывает не тот, кто сам о себе отзывается худо (кто не будет сносен для себя самого?), но кто, слыша порицание себе от другого, не уменьшает к нему любви своей. 18) Примечал я, что демон тщеславия одному брату влагает помыслы, а другому открывает их, и последнего настраивает сказать первому, что у него на сердце, и потом ублажает его, как провидца. Иногда же сей злочестивый, касаясь самых телесных членов, производит в них трепетания. 19) Не допускай его до себя, когда влагает в тебя мысль об епископстве, или игуменстве, или учительстве; трудно будет отогнать пса от такой трапезы, на которой предложены мяса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

«Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо; пост рождает пророков, умудряет законодателей; пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу; пост – оружие доблестным, училище подвижников; пост отражает искушение, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия; пост – доблесть во бранях; пост угашает силу огненную, пост заграждает уста львов; пост возводит молитву на небо; пост – матерь здравия; пост наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам; у постящихся тело честно и душа драгоценна; пост успокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пиянства, этой матери блуда. Пиянство не приемлет Господа. Пиянство удаляет от нас Духа Святого. Пост – благоустройство города, благочиние торжища; пост – мир в домах; пост – попечитель и предохранитель девства; пост – путь к покаянию; пост – виновник слез; пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти своей огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку: не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата» (из твор. св. Ефрема Сирина ). 17. Пример тайного поста Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды, и за угощения изнурял себя долговременным постом («Ч.-М.» 19 января). 18. Небесная награда трудящимся в низшем звании Пример небесной награды, заслуженной при прохождении обязанности низшего звания, представляется нам в житии пр. Евфросина, жившего в 9 веке в странах амморейских близ Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пост Что такое пост Пост – дар древний, неветшающий, нестареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте (свт. Василий Великий , 8, 6–7). Источник. Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников. Он отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии; он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он во бранех совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию; освящает назорея, совершает священника, ибо без поста невозможно отваживаться на священнодействие не только в нынешнем таинственном и истинном служении, но и в подзаконном (свт. Василий Великий , 8, 10). Источник. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу... Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо... Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам Пост – мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся (прп. Ефрем Сирин , 32, 16). Посту... радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). Источник. ...Посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовию, надеждою и верою (прп. Ефрем Сирин , 33, 108). ...После того как враг, приразившись ко Христу, отступил от мужественной плоти, побежденный сорокадневным невкушением пищи; к большему посрамлению преткнувшегося в сем опыте, дан закон о вожделенном истощании в подвигах (свт. Григорий Богослов , 16, 142). Источник. И это есть истинный праздник, где спасение душ, где мир и согласие... спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага (свт. Иоанн Златоуст , 47, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Пост есть успокоение наших душ, украшение старцев, наставник юношей, учитель целомудренных... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 8). Источник. Люблю пост, потому что он – мать смиренномудрия и источник всякой мудрости (свт. Иоанн Златоуст , 47, 757). Источник. Пост – собеседник девственниц, пост – умножение домов, пост – защитник кающихся, пост – супруг молитвы, пост – основание богатства, пост – утешение бедных, пост – помощник изнуренных, пост отгоняет сон и побуждает к песнопению, пост – вода, напояющая нас и уготовляющая нам источник бессмертия. О, пост! Ты хлебом располагаешь души наши к благочестию и солью уничтожаешь зловоние грехов наших (свт. Иоанн Златоуст , 52, 915). Пост есть лекарство, разрушительное для греха, и мягкая мазь для души, очищающая с целию благочестия (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – защита души и непобедимое оружие тела (свт. Иоанн Златоуст , 53, 962). Источник. ...Пост – очищение мысли, сожитель воздержания, упражнение в благочестии, иго правды (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Источник. Пост – и уничтожение смерти, и освобождение от гнева... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 964). Отец поста, возлюбленные, есть закон Божий; мать его – воздержание, терпение, добродетель; дочери его – подвиг, чистота, целомудрие; его родные сыновья – Моисей, Илия, Даниил, Иоанн Креститель и весь лик святых, в особенности же – пустынножителей и подвижников; его ближайшие родственники – вера, надежда и любовь; его друзья – мир, кротость, согласие; его слуги – славословие, псалмопение непрестанное, молитва чистая; сожительствует с ним страх Божий; плоды же их сожительства – святость, непорочность, дерзновение к Богу, Царство Небесное, жизнь вечная (свт. Иоанн Златоуст , 54, 919–920). К какому роду добрых дел должно причислить пост, – к числу ли существенно добрых, каковы суть: правда, мудрость, мужество и воздержание, которые вовсе не могут перейти в противную сторону, или к числу средних, т. е. таких, кои сделать иногда, может быть, полезно, иногда опустить не предосудительно...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010