Псалом 92. Величие Царя вселенной. Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким (ст.1) 703 . В этом убеждении он затем обращается к Богу с молитвою, чтобы Он явился и притом скоро (ст.3) строгим отмстителем и судиею нечестивцам, которые теперь угнетают народ Его (ст.2); это люди страшно горделивые (ст.4) 704 . Они стали настоящею язвою для народа (ст.5); они беззаконнуют над беспомощными людьми (ст.6) и убаюкивают себя мыслию, что Бог ничего не знает о их беззакониях (ст.7). О, безумцы (ст.8)! Давший человеку способность понимать, что вы говорите и делаете дурного, разве не обладает способностию и Сам понимать это (ст.9)? Наказывающий даже язычников, когда они делают зло, хотя они и не имеют положительного закона, разве не накажет вас, когда вы презираете закон, который Он вам дал и которым Он дает человеку познание (учай разуму), освещает ему различие между добром и злом (ст.10) 705 ? Несомнено, Бог знает мысли людей, потому что они суетны (ст.11) 706 . – Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник должен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам (ст.12) 707 и не доставляла ему утешения (ст.13) 708 . Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! – И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих (ст.14), но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему (ст.15) 709 . – Да и кто другой мог бы оказать помощь угнетенным праведникам (ми; псалмопевец говорит как представитель их) кроме Бога, Который уже так часто помогал им; потому что если бы не Господь, то нечестивцы уже давно положили бы им конец (ст.17); но милость Божия всегда была на стороне их (ст.18) и во времена бедствий Господь подавал им богатое утешение (ст.19), Да и могло ли быть иначе? Мог ли Господь не помочь Своим праведникам? Разве Он находится в дружественной связи с злобными тиранами? – Он, который дал закон, соблюдение коего требует столь великого нравственного напряжения и Который показал Себя в нем Святым, врагом всякого беззакония (ст.20) 710 . Никогда! Пусть же еще некоторое время беззаконнуют враги (ст.21); поскольку Бог находится с верующими (ст.22), то они наконец восторжествуют, между тем как беззаконники со стыдом погибнут (ст.23). Псалом 94. Прославляйте Господа и внимайте Его слову в субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

В начале этой главы продолжается изложение от лица пленных иудеев признания в том, что постигшие их бедствия суть то самое наказание Божие за их грехи, которым еще раньше угрожали им пророки, а они не верили им, не слушались их вразумлений и продолжали грешить, доколе наконец Господь не навел на них этих бедствий (1–10 ст.); а затем до конца следует покаянная молитва пленников иудейских к Богу, в которой они приносят искреннее раскаяние в своих прошлых грехах (12, 24 ст.), признают в своих бедствиях проявление строгого, но справедливого суда Божия (6, 9 ст.), которым угрожали им пророки (20–23, 27–35 ст.), и умоляют Бога, чтобы Он удалил от них ярость Свою (13 ст.) и дал им благодать пред лицом поработителей (14 ст.), не ради их самих, а для прославления Своего имени среди язычников (15–17 ст.) Устави (исполнил) Господь слово Свое, еже глагола на нас... (1–5 ст.) – здесь (как и выше – 1:20) разумеется исполнение угроз, изреченных еще пр. Моисеем: Втор. 28:36, 44, 53 . Яже глагола Господь на нас вся злая, сия приидоша на ны... (7–9 ст.) – ср. да отвратится убо от нас ярость Твоя, яко остася нас мало во языцех (13 ст. ср. 28–29 ст.) – так исполнилась угроза, изреченная пр. Моисеем: останетеся в числе малом, вместо того, егда бысте яко звезды небесные множеством ( Втор. 28:62 ). – Имя Твое призвася на израили, и на племени его (15 ст. ср. 26 ст.). т. е. Израиль и потомство его называется народом Твоим, ибо прозвание или наречение имени кого-либо на ком или на чем означает принадлежность последнего первому (ср. Ис. 4:1 ; Иер. 7:10–11; 14:30; 32:34 ; Ис. 63:16, 19 ). – Яко послал еси ярость Твою на нас, якоже глаголал еси рукою отрок Твоих пророк... (20–26 ст.), в этих словах можно видеть указание на исполнение пророчеств Иеремии: 9:11–12, 21–22; 11:22, 21:3–10; 22:18–19; 32:31. – Обратятся к сердцу своему на земли преселения своего... (30–35 ст.) – в этих словах передается мысль пророчества Моисея: Втор. 4:29–31; 30:1–6 ; и Иеремии: 31:16–20, 31–33, 40; 32:27–44. 1. Утешительные обетования иудеям. Глава 3:36–38

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Как бы в основание последующим своим словам псалмопевец предпоставляет два великие факта: а) что Бог издавна чудесным образом помогал Своему народу (ст.2); б) что Иерусалим есть избранное Его местопребывание (ст.3) 538 ; – из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст.4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. – Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (тамо), военную силу ассириян (ст.4) 539 , когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (просвещаеши) на горы и привел в смятение ослепленных врагов (ст.5–6а) 540 . Они стали добычею смерти не удовлетворивши своей жажды к добыче (мужие богатства) (ст.6б) 541 , стали добычею силою Божественного гнева (ст.7). Созерцая это наказание врагов разгневанным Господом, псалмопевец взывает: Ты страшен еси и пр. 542 , и затем указывает, какие счастливые результаты были следствием этого для Израиля; последовал мир (ст.9) и спасение (ст.10) от власти угнетателей. Так и должно быть, Израиль должен быть спасен, а чрез это и Бог прославлен пред всем миром; потому что (яко ст.11) таков закон нравственного мироуправления: то, что люди совершают (помышление) против Бога и Его дела (народа Его), содействует к большему только прославлению (исповестся) Божию (ст.11) 543 . – В заключение псалмопевец возбуждает Израильтян принести своему Богу, так страшно показавшему Себя, благодарственные жертвы, а окружающие языческие народы – дары почтения и покорности (ст.12–13). Псалом 76. Размышление о событиях св. истории доставляет утешение унывающему в бедствиях. Судя по ст.6, 8–10, 12–21, псалом этот, кажется, имеет национальное отношение 544 . Псалмопевец видел народ свой в то время, когда происходило в душе его изображенное им в псалме, в самом угнетенном положении; как некогда во время угнетения египетского (выставляется на вид исшествие из Египта), так и теперь самому существованию его, как особому народу, казалось, угрожала опасность, и Бог на этот раз не хотел оказывать милости и спасения народу (ст.8–10). Псалмопевец (представитель всех благочестивых израильтян) не переставал взывать к Богу о помощи, но напрасно; вследствие этого он впал в совершенное уныние и потерял всякое утешение. В таком душевном расположении мы встречаем его в нашем псалме.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

плач в селении Ецель... в нем. «Дом лишения» лишит своей защиты Иудею, потому что он захвачен завоевателем. 1 Марофы. «Горький город» по иронии, ожидал от Иерусалима «сладостной» помощи. 13 быстрых. Еврейское выражение, дословно означающее «быстрых коней», имеет иронический оттенок: «Запрягайте в боевые колесницы скаковых лошадей». начало греха. Лахис, одна из главных твердынь Израиля, источник секуляризма (5,10). дщери Сионовой. Персонификация Иерусалима. 1 дары. Иначе: «приданое» ( 3Цар. 9,16 ) метафора, означающая ненавистную дань, которая будет уплачена Ассирии. селения. Иначе: «поселения ремесленников» (см. 1Пар. 4,21–23 ). Богатства царя перешли к его врагу в результате уплаты ему дани и потери захваченных им поселений ремесленников (ст. 14). 1 Одоллама. Как Давид в свое время был изгнанником и бежал в Одоллам, так и сейчас его преемники направляются туда же при аналогичных обстоятельствах ( 2Цар. 22,1; 23,13 ). См. 1,10 и ком. Глава 2 2:1–5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1, 2). Вторая приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1,2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4,5). 2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков ( Исх. 20,17 ; Рим. 7,8 ) и избавиться от него можно только полным перерождением. наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление ( Лев. 25,10.13 ). 2 в собрании. После плена земля будет перераспределена. 2:6–11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8, 9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Если же еврей вспоминал в субботу о завете и чувствовал себя членом завета, то он не мог при этом не вспомнить о тех благодеяниях, какие Бог оказывал народу Своему, как народу завета, и это должно было побуждать его к благодарному прославлению Того, Кто так чудесно сохранил народ и руководил им. Псалом наш, с одной стороны, служит выражением воодушевленной благодарности ввиду этого чудного водительства Израиля, а с другой – выражением твердой уверенности, какую святой народ, как народ завета, имеет при всех постигающих его бедствиях. С исполненным благодарности сердцем псалмопевец заявляет (от имени всего общества), что для него великое наслаждение ревностнейшим и величественнейшим образом прославлять в субботу звуками священной музыки благость Божию (милость, ст.3) и верность обетованиям (истину) (ст.2–4) 692 ; одна мысль о благодатных и чудных действиях Божиих в отношении к Своему народу наполняет сердце его воодушевленною радостию (ст.5) 693 , и ввиду этих величественных действий Божиих он чувствует в себе побуждение молитвенно воскликнуть: яко возвеличишася дела Твоя (как величественны дела Твои) Господи (ст.6)! Но при этом могли возразить: если Бог в истории Своего народа действительно так милостиво управляет им, то как объяснить, что и среди евреев люди благочестивые, верные завету, часто бедствуют, а нарушители завета благоденствуют; и что, далее, нечестивые языческие народы часто тиранствуют над народом завета? Против подобного возражения направлены ст.7 и д. Только безумный, по словам псалмопевца, может недоумевать, взирая на временное счастие нечестивых; так как он не видит, что это кажущееся их счастие есть, так сказать, только короткая отсрочка для них (ст.7–8) 694 . Скоро проходит счастие их и оказывается, что Бог только превыше всего (ст.9), царствуя и тогда, когда враги Его, нечестивцы, считают Его не имеющим силы, а себя непреодолимыми; потому что вот внезапно враги эти будут глубоко унижены (ст.10), между тем как уничиженный праведник (равно и народ в противоположность язычникам) станет могущественнее, чем когда-либо (ст.11) 695 и будет торжествовать погибель своих врагов (ст.12) 696 , между тем как он сам в союзе с своим Богом (ст.14) будет наслаждаться продолжительным счастием (ст.13–15) 697 и таким образом будет служить практическою проповедью о правде Божией и действиях Его в истории Своего народа (ст.16).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

X. 1-21. Притча о Дворе Овчем (ст. 1-18) следует за обличением фарисеев. Это обличение слышится в ее первых же словах (ст. 1) и звучит снова и снова в дальнейшем (ср. ст. 5, 8, 12-13). Образ пастыря и овец имеет ветхозаветные корни (в частности, у Иезекииля, гл. XXXIV), но Господь его прилагает к Себе и к тому, что Он видит вокруг Себя. Притча как таковая кончается ст. 5. Но обогащается в самом толковании дополнительными чертами, которые в свою очередь требуют объяснения. Притча эта выражает характерные особенности Ин. и как таковая была уже предметом нашего внимания в предпосланном комментарию Введении. Она представляет собою вызов всякому рационалистическому толкованию Ин. Прилагая эту притчу к Себе, Господь в одно и то же время отождествляет Себя, в приточном образе, и с дверью (ст. 7-9), и с пастырем, который этой дверью входит (ст. 11 и 14). Современные толкователи 59 нашли в этой притче отзвук и политических движений, потрясавших жизнь иудейского народа в I веке по Р. X., в частности и в особенности движения зилотов, иудейских националистов, которые для осуществления своих целей прибегали с беспощадному террору. По-гречески они назывались ληστα — «разбойники». Это слово встречается и в нашей притче (ср. ст. 1 и 8), и в повествовании о Страстях, где этим именем назван Варавва (ср. XVIII. 40). Они не дверью проникают во Двор Овчий, а влезают иным путем, как воры и разбойники (ст. 1). В ст. 12 и 13 к этим отрицательным образам прибавляется и образ наемника. «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить» (ст. 10). Но и наемник знает только свою пользу. Он не заботится об овцах. Его обязанности определены договором. Овцы для него чужие. Если «разбойники» допускают сближение с зилотами, то не надо ли разуметь под наемниками фарисеев и книжников, подводивших религиозную жизнь народа под точные формы договора, а потому и оправдывавших, со стороны Христа, то беспощадное обличение, которое сохранено для нас синоптиками? Это обличение слышится и в нашей притче, и ее толковании. Толкование вызывается неразумением слушателей (ср. ст. 5 и сл.). В сознании читателя эта неспособность иудеев понять учение усугубляет их вину. В этом понимании притча о Дворе Овчем является естественным продолжением приговора IX. 41.

http://zavet.ru/b/casbez/010.htm

Лица у них и крылья у всех четырех взаимно соприкасались; во время шествия лица не поворачивались, каждое, живое существо ходило прямо против своего лица (9 ст.). Подобие лиц их было следующее: одно лицо человеческое, по правую от него сторону у всех четырех лицо львиное, по левую у всех четырех лицо тельца, и наконец у всех лицо орла (т.е. на обратной стороне лица человеческого) (10 ст.). Крылья их были распростерты вверху у всех четырех, у каждого по два крыла соединены вместе и два крыла у каждого покрывали сверху (11 ст.). Далее, описывается движение живых существ и сияние, какое, было между ними. Таинственные существа шли по направлению каждого из своих лиц, т.е. во все стороны, при этом движние их зависело от направления ветра (12 ст.). Свет, исходивший от животных, был сходен с видом горящих углей или с множеством горящих свечей, которые вращались вместе с живыми существами (13 ст.). Быстрое движение этой светящейся массы напоминало собою сверкающую молнию 132 (14 ст.). С 15-го стиха начинается описание новой составной части видения. Здесь изображается нижняя часть всего виденного пророком, которая представлялась взору его под образом колесницы, состоящей из нескольких колес (15 ст.). Вид этих колес похож был на вид Фарсиса 133 , а устройство их было таково, что они казались как бы находящимися друг в друге (т.е. колесо в колесе) (16 ст.). Эти колеса, как и касающаяся их существа, обладали удивительным свойством движения во все стороны, причем, двигаясь таким образом, они ни сами не поворачивались, ни ободья их. Ободья (хребты) колес были высоки и страшны, так как рассматривая их, пророк увидел, что боковые стороны ободьев полны были глаз (17–18 ст.). Колеса двигались и поднимались от земли совместно с живыми существами. Определителем сего движения и поднятия от земли или, вернее сказать, парения в воздухе тех и других являлся дух, т.е. ветер, который действовал на них также как он действует на облако. Но так как движение колес было согласовано с движением живых существ, то пророк в объяснение этого говорит, что у колес был дух жизни, который также заправлял их движением (19–21 ст.). В следующих стихах до конца главы содержится описание третьей составной части видения, заключающейся в созерцании того, что было наверху всего виденного пророком. Над живыми существами простиралась кристалловидная (хрустальная) твердь или свод. Под этим сводом простерты были одно к другому крылья живых существ, при этом двумя соединенными крылами они прикрывали свои тела 134 . Когда живые существа летали, от крыльев их слышался сильный шум, как бы шум большой воды, как голос Всемогущего (Саддаи) Бога. Когда они ходили, то производили такой гул (глас речей), какой бывает во время хождения многих войск. При стоянии же крылья опускались и шум от них, который поднимался выше свода над головою живых существ, прекращался (24–25 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ам.5:9 .  Он укрепляет опустошителя про­тив сильного, и опустошитель входит в крепость. Значение гл. hammablig, которым начинается ст. 9-й, точно неизвестно, так как balag есть παξ λεγμ. В рус. тексте ст. 9-й передан предположительно и другими переводчиками передается иначе. Предполагая в ст. 9. непосредственное продолжение мысли ст. 8-го, Гофман дает перевод: «Тот, который заставляет созвездие Вола (schor вместо schod мазор. т. ) восходит после Капеллы (ez вместо az) и (созвездие) Вола заходит после. Перевод этот не может быть принят: он дает образ слишком слабый для выражения мысли о всемогуществе; кроме того, ни в евр. т., ни в других древних текстах в ст. 9-м не называется имени какого-либо созвездия. По Гоонакеру ст. 9-й должно перевести: «Он заставляет сиять спасению на несчастных и крепости Он угрожает разрушением». По Юнгерову: «Он усиливает гибель сильного, и гибель входит в крепость». По принятому рус. тексту мысль пророка та, что Господь, как Всемогущий против сильного народа, хвалящегося своими крепостями, может воздвигнуть еще более сильного опустошителя; так. обр., наказания, посылаемого Богом Израилю, никто не может отвратить. Эта же мысль о всемогуществе Божием выражается и в слав. тексте ст. 9-го: «разделяяй сокрушение на крепость, и бедство на твердыню наводяй» (у LXX " ο διαιρν συντριμμν π σχυν, κα ταλαιπωραν π οχυρωμα πγων). Ам.5:10 .  А они не­на­видят облича­ю­щего в воротах и гнушают­ся тем, кто говорит правду. Пророк продолжает в ст. 10–13 обличение в нарушении правосудия. – «А они ненавидят обличающего (mochicha) в воротах»: обличающий в воротах тот, кто стремится доказать правду во время судопроизводства, которое обыкновенно совершалось у ворот города (ср. Иов 13:15, 15:3 ). – «И гнушаются тем, кто говорит правду», т. е. говорит на суде. Ам.5:11 .  Итак за то, что вы по­пираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы по­стро­ите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; раз­ведете пре­красные виноградники, а вино из них не будете пить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.11:24 .  Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Притч.11:25 .  Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. Притч.11:26 .  Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение. Высоко ценя щедрость и благотворительность, Премудрый устраняет здесь возможное у благотворителей опасение разорения, обеднения, – указывая на особое промышление Божие о благотворительных, у которых по мере большего развития щедрости увеличивается благосостояние (ст. 24–25, сн. Пс 111.9 ; 2Кор 9.9 ); напротив излишняя бережливость (ст. 24б), а особенно неумеренная скупость, соединенная с жестоким равнодушием к нужде ближнего (26а), не созидают благополучия человека. В ст. 26а имеется в виду случай народного голода, когда случается, что корыстолюбивый торговец намеренно задерживает, не пускает в продажу своих запасов хлеба, чтобы после иметь большой барыш: участь таких алчных и немилосердных людей – проклятие со стороны народа (ср. Сир 5.4 ). В тексте LXX и слав. эта мысль усиливается посредством стоящего здесь в начале ст. 26 добавления: συνχων στον πολεποιτο ατν τος θνεσι 6 , слав.: удержаваяй пшеницу оставит ю языком, – т. е. при возможном вторжении в страну неприятелей алчные хлеботорговцы, отказывавшие своим соотечественникам в насущном хлебе, сделаются со всем имуществом своим жертвой грабежа иноплеменных поработителей Притч.11:27 .  Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. Притч.11:28 .  Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. Мысль ст. 27 с небольшим изменением была высказана выше – в Притч 10.24 , а – ст. 28-го – в ст. 2 той же главы. Уподобление благосостояния праведника цветущему дереву (ст. 28) не раз встречается в Библии ( Пс 1.3, 91.13 ; Ис 66.14 ). Притч.11:29 .  Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. «Получит в удел ветер», т. е. лишится (сн. Ис 26.18 ; Ос 8.7 ), расточительный и безумный и, вследствие бедности и разорения ( Лев.25:39 ), принужден будет стать рабом более толкового, что, по мысли Премудрого, в порядке вещей ( Притч 17.2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Это деление — пока предварительное — поможет нам разо­браться в богатом сокровище Нагорной проповеди. Предполагает­ся, что последующим анализом оно будет оправдано, и внутреннее единство Нагорной проповеди выступит с достаточной ясностью.    Мы можем перейти к анализу. Мф. 5:3—12    Нагорная проповедь начинается с блаженств, или, как мы при­выкли не совсем точно называть их, заповедей блаженства (Мф.5:3—12). Число блаженств определяется по-разному. Толкователи иногда соединяют ст. 10 и 11 в одно общее ублажение гонимых за высшие ду­ховные ценности, иногда, наоборот, разделяют содержание ст. 11 и 12 на два самостоятельных блаженства. В первом случае число бла­женств сокращается до восьми, во втором случае увеличивается до десяти, блаженства построены по одному плану, и число их естест­венно определяется повторением вступительного возглашения μακαριοι: «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», и т. д., — всего до девяти раз. Всякое другое деление должно быть признано искусственным. Построение блаженств дает ключ и к пониманию содержащегося в них учения. Каждое ублажение предполагает некое условие, которому удовлетворяет ублажаемый и которое дает ему право на награду. Условие и следствие — вот, на чем лежит ударе­ние в блаженствах. Условия относятся к области духовных ценно­стей. Следствие есть стяжание Царства, награда — в Царстве. Выше было указано в связи с вопросом о теме Нагорной проповеди дву­кратное обетование Царства в блаженствах (ст. 3 и 10). Косвенно, к Царству Небесному относятся и другие обетования. Царство есть спасение. Помилование грешного открывает двери Царства (ст. 7). В Царстве — утешение плачущих (ст. 4), в Царстве — наследование преображенной (ср. 2 Петр. 3:13) земли (ст. 5), в Царстве — и толь­ко в Царстве — утоление духовного голода и жажды (ст. 6), в Цар­стве — лицезрение невидимого (ср. Ин. 1:18) Бога (ст. 8). Вхожде­ние в Царство есть усыновление Богу (ст. 9, ср. Рим. 8:23). В Цар­стве — у Матфея сказано: на небесах — великая награда (ст. 12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010