32 и ст. 3 той же гл. VIII. В обоих случаях речь идет о той жертве, которую принес Бог , отдав за нас Своего Сына. Если допустить, что то особое ударение, которое наш слух улавливает в ст. 3 (послав Сына Своего), было сообщено ему Апостолом Павлом, ничто не мешало бы нам думать, что для дальнейшего оттенения этой мысли Ап. Павел мог ввести и весь наш отрывок VIII, 31–39, острие которого, до известной степени, преднамечено в ст. 32 (Тот, который Сына Своего не пощадил). Но это сближение могло бы быть истолковано и в противоположном смысле. Нет никакого сомнения, что не только в этой точке, но и в других, наш отрывок тесно связан с гл. VIII. Он вводится риторическим вопросом ст. 31, который нельзя понимать иначе, как вывод из того, что ему предшествует, в ближайшую очередь, из стихов 29–30. И, если, как будет показано, наш отрывок есть славословие Божественной любви, то тема о любви слышится и в той литургической цитате, которая составляет содержание этих стихов 29–30. Мы имеем все основания полагать, что наш отрывок был задуман Ап. Павлом, как органическая часть гл. VIII, и входил в то задание, которое он дал Тертию. В пользу составления нашего отрывка Тертием говорят и другие наблюдения. Прежде всего, тот риторический вопрос ст. 31а: τ ον ρο μεν πρ ς τα τα (русский синодальный перевод: что же сказать на это?), с которого наш отрывок начинается. Формула τ ον ρο μεν характерна для стиля Римл. 12 . Она встречается в IV, 1, VI, 1, VII, 7, IX, 14, 30 и, в сокращенной форме: τ ον; в III, 9, VI, 15, XI, 7 (ср. еще сходные обороты III, 1 и 3). При этом, в большинстве случаев, за первым риторическим вопросом следует второй 13 . Своеобразие этого словоупотребления выступает особенно в сопоставлении Римл. с другими посланиями Ап. Павла, в которых оборот τ ον встречается, как редкое исключение (ср. 1Кор.10:19, 15:15, 26 , а также Гaл. III, 19 , 1Kop. V, 12 и Филип. 1, 18 ), а оборот τ ον ρο μεν не попадается вовсе. Мы, естественно, склоняемся к догадке, что вышеуказанные формулы отвечали стилю не Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Кн. Бытия: Евангелие: 1. «В начале сотворил Бог...» 1. «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово.» Здесь истина Единобожия возвышается откровением второй ипостаси в Боге, (выражение «было к Богу» поясняется далее, в стихе 16: «Единородный Сын, сущий в лоне Отчем».) 1. «Исказал Бог : Да будет...» 2. «Все чрез Него [Слово] начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» Глагол «сказал» уточняется словами «сказал Словом», участием второй Ипостаси Божественной, Творцом всего мира, исполнителем воли Отца. 2. «Земля же была безвидна и пуста» (безжизненна). . . 3. «В Том (в Слове) была жизнь» (Противопоставление). 3. «И сказал Бог: Да будет свет.» — Сказано о физическом свете.4. «И тьма над водами...» 4. «И жизнь была Свет человеков.» Предмет мысли неизмеримо возвышается, не смотря на обозначение одним и тем же словом. О, Слове, Сыне Божием: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — (Противопоставление). В дальнейших стихах:5. О Духе Святом. «И Дух Божий носился над водою...» 5. Приведены слова Иоанна Крестителя: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (ст. 31-32, Сопоставление). 6. «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему...» 6. О Вочеловечении Слова. «И Слово стало плотню, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14, — Сопоставление). 1 . «И почил Бог в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Бытие 2:2). 7. Пришествие Слова на землю. Слава Спасителя: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51, — Сопоставление). Это совпадение то мыслей, то словесных выражений между данными двумя священными книгами Ветхого и Нового Заветов, этот свет первого в церковном понимании Евангелия, падающий на первую книгу пророка Моисея, подтверждается словами самого апостола в той же первой главе его Евангелия: «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произойти чрез Иисуса Христа» (ст. 16-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Содержалось ли в Законе повеление креститься? Значение Крещения Господня. Явление Святой Троицы глас Бога Отца с. 50] Христос, принимающий Крещение сошествие Святого Духа с. 296–303; 14, с. 49–50]. Явление Христа Израилю ( Ин 1 :31 ) Выход Господа на служение ( Лк. 3:23 ) Знамение «отверстые небеса» при Крещении Иисуса Христа с. 49] Блж. Иероним: Своим Крещением Господь засвидетельствовал силу и важность крещения Иоаннова Освобождение людей от греха Как восходящее к Адаму родословие Господа объясняет значимость Крещения Господня для всего человечества ( Лк. 2:23–38 ) с. 52]. III. Сорокадневный пост и искушение Господа в пустыне Все искушения – предложение ложного пути мессианского служения Господа Искушения и победа над диаволом следуют сразу после Крещения с. 59; 6, т. 1, с. 316] Символика «пустыни» в Ветхом Завете 15, с. 16, 21] Особенности в описании искушения в пустыне (домашнее задание) Символика числа 40 в Священном Писании с. 21] Объяснение последовательности искушений в Мф. и Лк. (домашнее задание) 14, с. 53–56] Ответы Господа из Священного Писания (домашнее задание) Использование диаволом при искушении Господа 90-го псалма (ст. 11–12). В чем ложь «отца лжи»? с. 326; 10; 14]. период служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна Рекомендуемая литература по теме семинара: с. 31, 104; 3, с. 71–92; 4; 10; 14; 15] Найти в рекомендуемой литературе объяснение следующих понятий и реалий, встречающихся в тексте Евангелия Ин 2:6 «мера» с. 184] Ин 2:13 «Пасха Иудейская» Ин 2:14 «меновщики денег» 15, с. 82] Ин 3:1 " фарисей» 4] Ин 4:5 «Самария», «самаряне» ( 4Цар 17 ) Ин 4:9 «Иудеи с самарянами не сообщаются» с. 38–39] Ин 4:2 «на этой горе» ( Втор 11:29 ) с. 90]. План семинара I . Первое чудо на браке в Кане Галилейской Брак и брачный пир в Священном Писании Ветхого Завета – образы теснейшего единения с Богом, образы Царства Божия. Например, ветхозаветное учение о Боге как муже Израиля: Ис 54:5 ; Ос 2:16–20 . В Новом Завете: Мф. 22:1–13 (притча о брачном пире царского сына); Мф. 25:1–13 (притча о десяти девах); Еф 5:22–32 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лк.11:45 . «Некто из законников»: искусный, сведущий в законе, ученый. Законники могли не принадлежать ни к какой секте, но по своим убеждениям и правилам жизни многие из них очень похожи были на фарисеев, почему мы и видим из Евангелий, что они часто действуют против Христа совокупно с фарисеями. И упоминаемый здесь книжник вероятно не принадлежал к секте Фарисеев, но почувствовал, что слово Господа попадает и в его нравственную рану и бередит ее, а потому он с болью откликается на это слово, говоря, что Господь, обличая фарисеев, тем обижает и их, книжников, и законников. Так нечистые совестью обижаются правдивым словом, хотя бы оно было обращено не прямо против них! Лк.11:46 . «И вам, законникам, горе» и пр.: см. прим. к Мф.23:4 . Такой образ действий свидетельствует об отсутствии в них любви к ближним, потому возвещается им горе. Лк.11:47–51 . «Строите гробницы» и пр.: см. прим. к Мф.23:29–36 . У ев. Луки несколько короче изложена эта речь, чем у ев. Матфея, но по местам яснее. – «И соглашаетесь с ними» осуждая лицемерно отцов своих за то, что они избивали пророков (ст. Мф.23:30 ), вы, дети их, делаете в сущности то же, что и они, или еще и хуже (ср. прим. к Мф.23:31–32 ). – «Премудрость Божия сказала: пошлю» и пр.: по-видимому, делается указание на ветхозаветное изречение, но там такого изречения нет, да и необычно в подобных случаях употребление слова премудрость. По сопоставлению с Матфеем Мф.23надобно полагать, что Господь называет здесь премудростью Себя самого, как воплотившуюся ипостасную премудрость Божию, под именем и образом которой Он изображается еще в Ветхом Завете (гл. Притч.8 ). Премудростью Сын Божий называется потому, что Бог через Него открыл свою премудрость как в творении мира, так и в искуплении (ср. Кол.1:13–18 . 1Кор.1:30 ). – «Пошлю к ними» пр.: см. прим. к Мф.23 и дал. Лк.11:52 . «Взяли ключ разумения» и пр.: см. прим. к Мф.23:13 . Здесь предмет берется несколько частнее, чем в параллельном месте Евангелия Матфея. Фарисеи и законники взяли себе ключ разумения, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В послании к ефесеям апостол говорит: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене, к своей, и будета два в плоть едину. Тайна (μυστριον, sacramentum) сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во церковь ( Еф. 5, 31–32 ). Великою тайною апостол в этих словах называет не союз Христа с церковью, хотя он и есть по существу своему союз таинственный, а союз супружеский (соединение мужа и жены в плоть одну), ибо у апостола речь идет во всем этом отделе послания (22–33 ст.) о супружеских отношениях мужа а жены, а о союзе Христа с церковью говорится на столько, на сколько это нужно для уяснения и определения высокого значения и обязанностей брачного христианского союза. При этом апостол разумеет союз именно между мужем и женой – христианами (христианский брак), которых называет членами тела Христова (уди есмы тела Его, от плоти Его и от костей Ег – 30 ст.), и излагает обязанности христианских супругов, говоря: муж глава есть жены, яко же и Христос глава церкви, и заповедуя, чтобы жены христианские так же повиновались своим мужьям, яко же церковь повинуется Христу, и чтобы мужья так же любили своих жен, яко же и Христос возлюби церковь, (22–25 ст.). Из сопоставления вышеприведенных слов апостола с этим наставлением его нельзя не видеть, что он, называя брак тайною великою по отношению ко Христу и церкви, называет его так в том именно смысле, что в христианстве супружеский союз является отображением или отпечатлением союза Христа се церковью. Тайна естественного супружества (брачное единство) существовало и до Христа (31 ст.). Но эта тайна стала поистине великою только со времени Христа, ибо лишь христианский брак есть отобраз единого нераздельного союза Христа с церковью, и это делает его величайшею тайною. Если бы только в естественном браке апостол видел великую тайну, то не прибавил бы: аз же глаголю во Христа и во церковь. Но если брачный союз двух лиц в христианстве есть действительно, по самому существу своему, таинственный образ союза Христа с церковью; а союз Христа с церковью, без сомнения, исполнен благодати и святости ( Иоан. 1, 14 ; Еф. 5, 25 ), то необходимо предположить, что и брачный союз в христианстве бывает освящаем и запечатлеваем благодатью Христовою, что на него от таинственно-благодатного союза Христа с церковью, как высочайшего первообраза, изливается полнота освящающей благодати Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

31. Разъяснение недоумения: как согласить промышление Божие об отдельных лицах с тем явлением, что часто относительно наименее виновные и даже праведные тяжко страдают, а видимо преступные благоденствуют? См. выше, 98 стр. 32.  Афинагор, напр., писал: «мы признаем множество ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, и небесами, и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их» (Прош. ο христ. 10). По словам Григория Б., «сии умы прияли каждый одну какую-либо часть вселенной, или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо было сие все Устроившему и Распределившему» (Сл. 28). Следуя древне-отеческому учению, св. Димитрий об ангелах первого чина низшей степени замечает: «вручено им есть вселенныя управление» (Чет.-Мин. 8 нояб.). 33. Ветхозаветное верование в бытие ангелов народоблюстителей особенно ясно выразилось в переводе LXX, именно в греч. чтении слов Моисея: егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангелов Божиих (Втор 32, 8), где словами по числу ангелов Божиих заменены слова еврейского текста: по числу сынов Израилевых. Это место приводили и древние учители церкви в подтверждение той мысли, что некоторым из ангелов вверены целые народы. 34.  Св. Григорий Богослов говорит: «самый первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественной славой, возмечтал ο царственной чести великого Бога, — погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, и, захотев быть богом, весь стал тьмою» (Песн. таин. сл. 6). 35. Наименованию князя бесовского «веельзевул» усвояют разные значения: «начальник злых духов», «владыка, хозяин дома», «владыка навоза, нечистоты». Видят сродство и соотношение этого наименования с Baal-Zebub, как назывался филистимский «скверный бог в Аккароне» (4 Цар 1 гл.). 36. В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называвмый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (12, 7–9) Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя (Лк 10, 18) и указанием ап. Иуды (6 ст.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

С. 11), поэтому «Св. Пятидесятница не имеет смысла для римлянина» (Там же. С. 156). Напротив, для истинной Церкви это действие Духа, тождественное его внутритроическому действию, созидает «совершенство взаимной любви, объединяющей христиан» (Там же. С. 227). 13 Даже его выпускная академическая работа, посвященная ветхозаветной Церкви, стремится объяснить особенности данного Израилю закона с помощью установления представлений о единой душе или сердце народа и сопоставления народного характера с особенностями, присущими известному человеческому возрасту. Подробнее см.: Хондзинский П., прот. Киевская богословская школа: святитель Феофан Затворник и П.Д.Юркевич //Феофановские чтения: сб. науч. ст. Рязань, 2015. С. 22–32. 15 «Апостол... употребил слово растет, представляя Церковь зданием живым, которое все уже имеет необходимое для своего существования и жизни. Как дерево, например, самое еще маленькое, все имеет для жизни; но потом растет, не новые части приобретая, а увеличиваясь и расширяясь в каждой своей уже имеемой части» (Там же. С. 252). 21 Там же. С. 287–288. И далее: «В восстановляемый живой союз вводятся теперь и Ангелы, и он-то есть возвышеннейший и сладостнейший предмет созерцания для них, в первый раз и причастившихся, и узревших его. В этом конец искупительных действий Богочеловека. В нем разрешается тайна Божия мироправления, достигается цель создания мира» (Там же. С. 288). 30 «Так рукоположен был святой Григорий Неокесарийский в епископа, когда укрывался в пустыне; так Даниил столпник рукоположен во священника, когда запертым оставался на столпе, и др. Церковь – единое тело под главою – Господом. Кто живой член Церкви, того отсутствие немыслимо, где бы он ни был» ( Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. С. 253). Возможно, такое переживание Церкви есть непосредственное следствие пребывания святителя Феофана в многолетнем затворе. 31 И в этом смысле она есть Царство Христово, которое, «когда последний враг испразднится, смерть» преобразится в Царство Троицы «в коем и Сыну такая же часть принадлежит, как и Отцу и Духу Святому» ( Феофан Затворник , свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Само понятие часа, ρα, как было в свое время показано на многочисленных Иоанновских текстах, имеет ближайшее отношение к Страстям. Час Христов есть час Его Страстей. Это же касается и понятия Славы. В Ин. прославление Христово совершается в Его Страстях и чрез Страсти. Это словоупотребление наблюдается на протяжении всего Евангелия. Мы его отмечаем и в толковании евангелистом слов Христовых о воде живой (Ин. 7:37—39). Такова, опять-таки под пером евангелиста, ссылка на прославление Иисуса в Ин. 12:16. В ст. 23 той же главы, в словах самого Иисуса, наступающий час есть час Его прославления. То же — в начале Прощальной беседы (Ин. 13:31—32) и в начале Первосвященнической молитвы (Ин.17:1). Можно не умножать примеров. Евангелист Иоанн, говоря о Страстях Христовых, неизменно говорит о Его Славе. Можно сказать, что в Иоанновской терминологии «слава» есть технический термин для обозначения Страстей. В свете этих сопоставлений мы не имеем права иначе понимать Славу Христову и в Ин. 2:11. Знамение в Кане заключается в том, что в нем дано ученикам предзрение Страстей, скажу больше: предвкушение Страстей.    Это понимание подтверждается самым содержанием чуда. Господь прелагает воду в вино. Вино есть образ крови. Совершенное Господом знамение и потому еще знаменательно, что наводит на мысль о крови. Евхаристической Крови мы причащаемся в вине. Но в Евхаристическом причащении, по слову апостола Павла, выражающего предание Первоначальной Церкви, мы возвещаем «смерть Господню, доколе Он приидет» (1 Кор. 11:26). Евхаристическое причащение есть наше участие в Страстях Христовых, наше приобщение к Его смерти в излиянии Его Крови, в котором над смертью торжествует жизнь.    Эти сопоставления проливают свет и на загадочное понятие «третьего дня», с которого начинается наше повествование (Ин. 2:1). Мы видели, что это понятие не поддается чисто историческому толкованию. Но в той плоскости, в которой история пересекается с богословием и получает в богословии свой высший смысл, новозаветное откровение знает один только «третий день» — третий день Воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Другие – и таких больше всего – в форме простого, безотносительного (безличного) и часто пословичного изречения (правила или положения): 30, ст. 2, 4, 16, 19, 22; 31, ст. 29–30, 45–46, 5152; 32: 1–2, 31–38, 45–48, 57–58, 63–64, 73–74, 85–96, 101–112, 115–118, 127–128, 131–132, 135–136, 141–142; 33, ст. 21–24, 7780, 129–132 и др. Сюда же можно отнести почти все «Определения, слегка начертанные» в 34-м стихотворении. Иные – в форме антитезы: 30, ст. 4, 13, 18, 22; 31, ст. 43; 33, ст. 47–48, 177–180, 221–222, 225–226. Некоторые гномы встречаются в вопросительной форме: 33, ст. 1, 12, 20, 30, 96, 133, 172, 215; другие – в форме условного предложения с союзом ν или ει; таковы: 31, ст. 21–22; 32, ст. 121–122; 33, ст. 6–7, 20, 34, 36, 74, 115–116, 157, 159, 185, 201, 222. Но самым излюбленным и преобладающе употребительным грамматическим оборотом в гномах святого отца, как наиболее подходящим для простого, краткого и сжатого, но точного, сильного и меткого выражения, является форма наречного предложения, выражающего сравнение. Примеры: «Лучше наказание от праведника, нежели честь от порочного» 30, ст. 17); «Лучше быть бездетным, нежели иметь глупых детей» 32, ст. 41); «Лучше вести счет делам своим, нежели деньгам» 33, ст. 55); «Лучше быть, нежели считаться добрым» (там же, ст. 94); «Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о другом» (там же, ст. 101); «Лучше начать, нежели заключить собою род, равно как лучше самому быть пригожим, нежели родиться от пригожих» (там же, ст. 143) и др. Влияние слога классических греческих поэтов, и в частности Софокла, на Григория Богослова замечается, между прочим, в стремлении – и часто вполне удачном – последнего подражать в грамматической конструкции своих гномических строф той стилистической особенности античной поэзии, которая заключается в сопоставлении в одном предложении различных форм (падежей) одного и того же слова или одного и того же корня слова. Лучшими образцами этой стилистической особенности в языке гномической поэзии святого Григория Богослова могут служить следующие примеры:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Govoro...

29:5 Внутри речи Моисея в ст. 4 и 5 приведены слова Самого Господа. 1324 29:9 Букв.: исполняйте все слова. 1325 29:19 Это один из возможных переводов заключительной части этого стиха. 1326 а 29:20 Букв.: Его ревность. 1327 б 29:20 Букв.: на него (т. е. на того человека); то же и в ст. 28, где стоит местоимение они. 1328 29:21 И ли: в этом свитке Наставления; см. примеч. к 1:5; то же и в ст. 29. 1329 30:4 Букв.: до края небес. 1330 30:6 См. примеч. к 10:16. 1331 30:10 Или: в свитке Наставления; см. примеч. к 1:5. 1332 30:11 Букв.: заповедь; то же и в ст. 12; см. примеч. к 6:1. 1333 30:16 LXX: если будешь послушен заповедям Господа, которые даю тебе ныне. 1334 31:1 Т ак в друг. древн. пер.; масоретский текст: Моисей пошел и говорил эти слова. 1335 31:2 Букв.: выходить и входить. 1336 31:9 Или: это Наставление; см. примеч. к 1:5; то же в ст. 11–13 и 24. 1337 31:16 Букв.: возляжешь с праотцами своими – эвфемизм, означающий «умереть». 1338 32:3 И ли (ближе к букв.): Имя Господа прославляю – концепция личных имен в ВЗ, как правило, включает в себя такие смыслы, как существование, характер и присущие той или иной личности черты (1 Цар 25:25). 1339 32:8 Так в Кумранских рукописях и в большинстве рукописей LXX; масоретский текст: сынов Израилевых. 1340 32:15 Возможно, праведный, т. е. Израиль в идеале, поэтическое обращение к Божьему народу; то же в 33:5, 26. 1341 32:21 Ближе к букв.: вызвали во Мне ревность – «ревность» Бога – это не мелочные придирки, побуждаемые неуверенностью и подозрительностью, а праведное негодование, вызываемое неверностью Его народа. В ВЗ о Боге нередко говорится как о Муже Израиля. Он – Бог, не терпящий измены (Исх 20:5), и слово «ревность» применительно к Богу может лишь образно показать, а не представить в действительности переживаемые Им чувства. 1342 32:22 Шеол – место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10). 1343

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010