Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXXIV  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том XXXIV Том XXXIV КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ автокефальная Архиепископия, занимает 10-е место в диптихах Православных Церквей, юрисдикция распространяется на территорию Республики Кипр КИПРСКАЯ СТРОМЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 9 июля и в 1-ю Неделю Великого поста), чудотворный образ, прославившийся во 2-й четв. XIX в. в с. Коровицине Богородского у. Московской губ. (ныне Стромынь Ногинского р-на Московской обл.) КИРА Ивановна Оболенская (1889-1937), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века КИРАКОС ЕРЗНКАЦИ (70-е гг. XIII в. - 1356), арм. вардапет, богослов, философ, экзегет, поэт, педагог (рабунапет) КИРАМ [Кирам Казмох] (2-я пол. XVI - нач. XVII в.), арм. скульптор,резчик по камню, создатель хачкаров и надгробий 99-104 104-105 105-115 116-118 118-120 120-132 132-133 133-140 КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) 140-145 КИРИАК мч. (пам. греч. 24 мая) - см. в ст. Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник волхв, Феодор, Фавст и др. мученики КИРИАК мч. (пам. 24 июня) - см. в ст. Орентий, Фарнакий, Ерос, Фирмос, Фирмин, Кириак и Лонгин, мученики КИРИАК мч. Атталийский (пам. 2 мая) - см. в ст. Еспер, Зоя, Кириак и Феодул, мученики Атталийские 145-146 146-148 КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре 148-149 КИРИАК (кон. VI - нач. VII в.), свт. (пам. греч. 27, 30 окт.), патриарх К-польский (596 - окт. 606) 149-151 155-156 КИРИАКИЯ мц. (пам. 20 марта; пам. греч. 26 февр.) - см. в ст. Фотина Самаряныня, мц., Виктор и Иосия, мученики КИРИАКИЯ (Кирия), мц. (пам. 7 июня; пам. греч. 6 июня) - см. в ст. Валерия, Кириакия, Мария, мученицы

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

Примечания к тому 11 К оглавлению 136 А. э. 4. 50 Никон тогда же опубликовал эту грамоту по всей своей епархии. Досиф. Опис. Соловецк. монаст. 3. 218 137 А. э. 3. 109, 114, 133, 139 А. и. 3. 97, 104, 108, 111, 119, 120 Доп. А. и. 2. 77 Русск. истор. библиот. 2. 137, 239 138 А. и. 3. 93, 103 Русск. истор. библиот. 3. 127, 129 139 А. и. 3. 79, 146, 217 А. э. 3. 110, 117, 283 Русск. истор. библиот. 2. 126 140 А. э. 3. 282, 306 Чтение М. истор. общ. 1869. 2. Отд. 5, 1–6 141 А. и. 3. 82 Акт. до юрид. быта России. 1. 63. Ст. 21; 64. Ст. 2; 147. Ст. 26; 49. Ст. 12 Горчаков. О земел. влад. Русских митр. и патр. Прил. С. 32, 36, 85 Переписн. книга домовой казны патриарха во Временн. 16. Отд. 2. 70, 73 Смирнов. Опис. Савв.-Сторож. монаст. С. 122 142 Временн. М. истор. общ. 15. Отд. 2. 76 Горчаков. О земел. влад. Росс. митр. и патр. Прил. С. 74–76 143 А. э. 4. 33 144 Горчаков. О земел. влад. Русск. митр. и патр. 343 нашей «Истор. Русск. Церкви». 8. 234. Прим. 291 145 Записки Русск. отдел. Археологич. общ. 2. ¤ . А земли, например, у Кирилло-Белозерского монастыря было в 1631 г. 23690 четвертей (А. э. 3. 193 Котоших. О России в царств. Ал. Мих. Гл. 11. Ст. 6 В 1637 г. за Кирилло-Белозерским монастырем числилось, по писцовым книгам, 25490 четвертей земли, 2101 двор крестьян и бобылей и самих крестьян и бобылей 2834 человека (А. э. 3. 274 А. и. 3. 198 Отсюда можно видеть, как малолюдны были эти дворы. 146 Горчаков. О земел. влад. Русск. митр. и патр. С. 413–415 147 А. и. 3. 132, 198, 200, 286; 4. 51 А. э. 3. 211, 225, 274, 275 Уложен. 7. 1; 8. 1 Собр. русск. лет. 4. 322–335 148 А. э. 3. 193, 211, 212, 273, 284 А. и. 3. 201 Доп. А. и. 2. 59 Собр. госуд. грам. 3. 101 Досиф. Летоп. Соловецк. мон. 60 Опис. Солов. мон. 3. 127, 137, 138 149 А. э. 3. 195. 289; 4. 25 150 О всех названных монастырях см. в Истории росс. иерархии и у Строева — Списки иерархов и настоятелей монастырей по указателям, приложенным в конце обоих изданий. О некоторых из этих монастырей — в «Росписи» о количестве крестьян у монастырей (Записк. Русск. отд. Археолог. общ. 2. ¤ ) и в отдельных описаниях монастырей, например, Опис. Моск. Знаменского мон. Сергия. С. 14. М., 1869

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Хронологические несоответствия указывают на то, что, вероятно, церковное предание объединило в лице Г. Н. двух или более подвижников-исихастов с одним и тем же именем. Так, во-первых, это мог быть Григорий, основатель Григориата, к-рый устроил этот мон-рь не позднее 1328 г., о чем свидетельствует хрисовул имп. Андроника II Палеолога, выданный мон-рю св. Дионисия (см. в ст. Григория преподобного мон-рь ). Во-вторых, другой Григорий, наставник прп. Афанасия Метеорского, но в момент их поселения в Метеорах (ок. 1340) он был уже старцем и не мог стать учеником Ромила, родившегося в 30-х гг. XIV в., а тем более пережить его и написать его Житие. При этом строительство мон-ря Горняк твердо датируется 1379 г. на основании упомянутой грамоты кн. Лазаря. Соч.: Мон. Григория Житие прп. Ромила: По ркп. XVI в. Имп. Публ. б-ки собр. Гильфердинга: С прил. службы прп. Ромилу по ркп. XVII в. Белградской Нар. б-ки/Сообщ.: П. А. Сырку. СПб., 1900. (ПДП; Вып. 136); Halkin F. Un ermite des Balkans au XIV siècle: La vie grecque inédite de St. Romylos//Byz. 1961. Vol. 31. P. 111-148. Лит.: Качаловский В. Серб. жития и летописи как источник для истории юж. славян в XIV и XV вв.//Слав. сб. СПб., 1876. Вып. 3. С. 183-222; Βης Ν. Α. Συμβολ ες τν Ιστοραν τν Μονν τν Μετερων//Βυζαντς. 1909. Τ. 1; Ακολουθαι το σου κα θεοφρου πατρς Γρηϒορου το κττορος τς ν Αϒ Ορει Αθ Ι. Μ. το Γρηϒορου κα τς Αϒας Οσιοπαρθενομρτυρος Αναστασας τς Ρωμαας μετ πιμνημοσνου πρς τος κττορας τς μονς λϒου. Θεσσαλονκη, 1921; Gruji R. Grigorije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-horvatsko-slovenacka. Zagreb, 1925. Knj. 1. C. 782; Розов В. Синайцы в Сербии в XIV в.//Bsl. 1929. Т. 1. С. 16-21; Сп. Гpuropuje из 1952. 3. С. 85-106; он же. и код Срба у и у турско доба. Нови Сад, 1967. С. 189-214; Мечев К. Личността на писателя: Към характеристиката на изобразителна стил в Житието на Ромил Видински у мон. Григория//Лит. мисъл. София, 1972. T. 16. 2. С. 76-92; Jycmuh архим. Жumuje прп. оца нашег Гpuropuja или Он же. Жumuja светих за децембар. Београд, 1977. С. 251-259; Γερϒιος (Καψνης), ρχιμ. Περ το κττορος τς ν Αθ Ι. Μονς Γρηϒορου κα τς σχσεως ατο πρς τν Οσ. Γρηϒορον τν Σινατην//Παρδοση. Αθνα, 1979. Τευχ. 12-14. Σ. 108-116; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 101-102; С. Свети срби. Kparyjebaц, 1989. С. 143-145; Петр (Пиголь), игум. Прп. Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999. С. 140-154; Афонский патерик. М., 2002р. Т. 2. С. 407-408; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 263.

http://pravenc.ru/text/166854.html

Моск. главный архив Министерства инос. дел. Дела греческие. Связка 29. 8, 11, 17 А. Ю. и З. России. 3. 327. С. 461–463 Суханов пишет, что он был в Чигирине у Хмельницкого и говорил с ним по поводу грамоты патриарха Паисия 2 ноября 1650 г., проезжая в Москву (Проскинитарий. С. 12 Моск. главн. арх. Министер. инос. дел. Дела греч. Связка 29. 19, 28 А. Ю. и З. России. 3. 318 А. Ю. и З. России. 3. 253, 313, 315, 317, 318, 327, 328 Собр. госуд. грам. 3. 148 А. Ю. и З. России. 3. 334, 335, 337. С. 489, 490 Соловьев. Истор. России. 10. 308, 314. Прим. 66 А. Ю. и З. России. 10. 1, 3. Ст. 3 Дворцов. разряды. 3. С. 368 Малороссийская переписка, в Чтен. М. истор. общ. 1848. 8. Отд. 4. С. 53–54 Здесь же напечатано и письмо войскового писаря Ивана Выговского к патриарху Никону от 12 авг. 1653 г., выражающее благодарность первого последнему за то, что по его ходатайству царь пожаловал для Троицкой церкви, сооруженной Выговским в Чигирине, ризы, стихари, сосуды, богослужебные книги и всю церковную утварь (с. 54–55 знак, что Выговский имел сношение с Никоном еще прежде. Первое Полн. собр. законов. Т. 1. 104 Собр. госуд. грам. 3. 157, 159–163 А. Ю. и З. России. 10. 2, 3. Ст. 6, 22; 4. Ст. 2. С. 205–252 Нашей «Истории» т. 11. С. 596 А. Ю. и З. России. 3. 259, 261–264, 267 Памятн. Киев. ком. 2. Отд. 1. 17 Сохранилась грамота митрополита Сильвестра Коссова от 22 ноября 1649 г., которою он благодарил царя Алексея Михайловича за присланную им милостыню (Москов. главн. архив. Мин. инос. дел. Дела греч. Связк. 27. 22 А. Ю. и З. России. 3. 312, 330 Замечания для истор. русск. церк. пения, в Чтен. М. истор. общ. 1846. 3. Отд. 1, 16, 23–27 Моск. главн. архив. Мин. инос. дел. Дела греческ. Связка 29. 11 дела польск. Связка 55 А. Ю. и З. России. 10. 4. Стат. 2. С. 251–254 А. Ю. и З. России. 3. 327. С. 462 Чтен. Моск. истор. общ. 1861. Кн. 3. Отд. 5. 1–8 137]; нашей «Истор. Русск. Церкви» 11. С. 23–25 А. э. 4. 332 А. Ю. и З. Р. 10. 4. Ст. 2. С. 254–260 Жалованья назначено было Киевскому митрополиту два сорока соболей по сту рублей каждый сорок, Черниговскому епископу сорок соболей в 80 руб. и сорок соболей в 70 руб., печерскому архимандриту сорок соболей в 100 руб. (там же. С. 140–141

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) Каждое зависимое монастырское учреждение (скит, келлия, исихастирий, кафизма) имеет свой распорядок, утвержденный главенствующим (кириархальным) мон-рем. Подвизающиеся в них отшельники считаются членами братии главенствующего мон-ря, к-рый уступает им во владение их жилище путем оформления т. н. долгового соглашения (μλογον), составленного на определенных условиях. Лицо, на имя к-рого составляется соглашение, именуется старцем. Келлиоты подчиняются старцу как настоятелю. Все старцы должны безотлагательно сообщать о послушниках, принятых ими в ученики, и указывать точные сведения в своих Монахологии и Книге послушников. Обе эти книги ежегодно проверяются главенствующим мон-рем. В соглашении указываются имена братий, составляющих синодию старца. Изменение их строго запрещено. При постриге монаха или послушника необходимо разрешение господствующего мон-ря; только с его согласия вносится новое имя в соглашение, признающее насельника членом синодии, имеющим право на законное наследование. Келлии уступаются главенствующим мон-рем по определенной цене в преемственное владение 3 лицам. Каливы в скитах приобретаются после получения покупателем индивидуального разрешения на покупку от собора скита, с согласия главенствующего мон-ря, через оформление долгового соглашения. При продаже келлии и каливы предпочтение всегда отдается главенствующему мон-рю (ст. 140, 148). По смерти старца келлии или каливы главенствующий мон-рь в соглашении «поставляет на место старца первое лицо его синодии, а на место первого - второе, вписывая и третье лицо, имеющее постриг с разрешения мон-ря». Запрещается наличие в одной келлии или каливе более 6 чел. (ст. 159, 162). Отсутствующие без разрешения главенствующего мон-ря более 6 месяцев вычеркиваются из соглашения (ст. 131-132). Внутренняя жизнь скитов следует внутреннему распорядку, утвержденному главенствующим мон-рем, и не может противоречить действующему Уставу (ст. 144). «Подвизающиеся в скитах монахи обязаны регулярно исполнять свои религиозные обязанности и, ничего не опуская, молиться на бдениях в храмах Господних» (ст. 145). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками (эпитропами) и соборными старцами; дикей избирается сроком на 1 год из числа старцев-каливитов, «отличающихся добродетелями и способностями, признанными главенствующим мон-рем»; половина из 2-4 членов совета выбирается одновременно с дикеем, др. половина назначается главенствующим мон-рем. Каждый скит имеет свою печать, содержащую его название и название главенствующего мон-ря, к-рая состоит из неск. частей, хранящихся у членов совета (ст. 149-154).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

—188— только в отражении татар, но и в нападении на них (Собр. Госуд. Грам. 1. 3 28, Гор. 118, прим. г, ср. Русск. Ист. Библ. Прил. 24, ст. 138–140, 25, ст. 146–148, 28, ст. 150, ср. столб. 174 и 198). Договорная грамота Московского князя с Тверским показывает, что св. Алексий заботился не только о возвышении Москвы над юго-западными её соперниками, но и предусматривал уже близкий конец и татарского ига, в свержении коего Москве должно было принадлежать наиболее деятельное участие. Таким же радетелем и печальником земли русской был св. Алексий и в своём управлении Церковью всероссийской. С самого начала своего святительского служения в сане митрополита всероссийского, св. Алексий должен был вести постоянную и упорную борьбу с юго-западными претендентами на русскую митрополию и её епархии. Таков был прежде всего некий Феодорит, поставленный в митрополита Киевского и всероссийского Болгарским патриархом, быть может, дерзавшим, вопреки канонам православной Церкви, вместе с литературно-книжным влиянием, подчинить своей власти русскую Церковь и в административном отношении, хитро рассчитывая на тогдашнюю политическую слабость Византии и России. Затем сильный Литовский князь Ольгерд, находившийся в родственных связях со многими русскими князьями и соперничавший с Москвой, выхлопотал уже у самого Константинопольского патриарха назначение другого митрополита, Романа, своего ставленника и совместника св. Алексия. А потом и Польский король Казимир, овладевший и Галицкой русской областью, грозя католицизмом, вынудил у Константинопольского патриарха назначить некоего Антония, русского родом, митрополитом Галицким. Наконец, и в саму Москву, ещё при жизни святителя Алексия, явился преемником и совместником его Киприан, родом серб, коего, однако же, не приняли в Москве ни великий князь, ни митрополит и духовенство, ни бояре и народ. О постоянной, деятельной и успешной борьбе св. Алексия с незаконными совместниками своими и интригами юго-западных своих соперников свидетельствует та оживлённая переписка с Кон-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

291 Четьи минеи Чудова монастыря, писанные 1600 г., уже разнятся от Миней Макариевых (Снегирева Памятники 147). Сборник м. Иоасафа: «Писал с разных списков, тщася обрести правый. И обретох в списках онех многа неисправлена. И елика возможна моему худому разуму, сия исправлях, да имущии разум больше нас, тии исправят». Истор. Опис. Сергиевой Лавры 139. 140. (М. 1842) . 295 Послесловие Апостола: «Начаша изъискивати мастерства печатных книг в лето 61 осьмыя тысящи... Царь повеле устроити дом от своея царския казны, идеже печатному делу строитися, и нещадно даяше от своих царских сокровищ делателем Николая Чудотворца Гостунскаго дьякону Ивану Феодорову, да Петру Тимофееву Мстиславцу, на составление печатному делу» и пр. О Гансе см. в Историч. Сборн. (т. 4. М. 1810 г.) статью Снегирева. Сочинитель сказания о воображении книг (Опис. книг Царского М. 1836 г.) говорит: «глаголют, яко от самех Фряг то учение прияста (Иван Федоров и Мстиславец), повествуется от неких, яко преже их нецыи, или будет и они сами, малыми некими и неискусными начертанми печатоваху книги, последи же совершение». О Гансе король писал: «удостой его как можно скорее отпуска и благосклонного ответа». И просьба, конечно, была исполнена. В 1556 г. отыскан был в Новгороде резчик букв Васюк Никифоров мастером печатных книг Марушею Нефедьевым» (Дополн. к Ист. Акт. Т. 1, 148). 296 Послесловие: «повеле (царь) составити в Москве штамбу, сиречь дело печатных книг, ко очищению и ко исправлению ненаученых и неискусных в разуме книгописцев». 297 По списку Апостола XVI века, хранящемуся в Библиотеке Мос. Дух. Акад. читаем Иоан. 2 . ст. 16. »но от мира есть» ст. 17. " и мир преходит«. А в печатном допущена прибавка: »сей, сего«. По ркп. ст. 8. и »свете истиныи се ( ηδη) сияет«. А в печатном: »сей сияет». 298 Послесловие Апостола, изд. в Львове 1573 г., где диакон Иоанн говорит: «Не туне начах поведати вам, но презельнаго ради озлобления – от многих начальник и священноначальник и учитель, которые на нас зависти ради многия, ереси умышляли, хотячи благое в зло претворити...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

нар. училище МНП сущ. с 1873 г., (учеников – 71). Церк.-приход. попечительство сущ. с 1808 г. Есть Волост. Правл. Крупная землевладелица – Станисл. Малиновская. Есть р.-катол. молитвенный дом. Дворов – 140¼, прихожан – 1,123 д. об. и., р.-кат. 82 д. об. п., евр. 42 д. об. п. Свящ. – Тимофей Павлов. Дучинский (с 1846 г.); псаломщ. – Василий Петр. Шеметилло (с 1883 г.). К этому приходу приписана церковь в с. Семеновке в 3 вёрстах. 147. с. Семеновка волости Мотовиловской, от г. Житомира 98 вёрст. Церковь во имя святого великомученика Димитрия. Когда и кем построена – неизвестно. Деревянная, с такою же колокольнею. Проводы – в Фомино воскресенье. Земли: усад. с огород. 1 дес. 1,860 саж., под церк. погостом 1,866 саж, под прудом 1,038 саженей. Есть дом для священника. Крупный землевладелец – Ст. Т. Мурашев. Дворов – 82¾, прихожан – 632 д. об. п. Церковь эта приписана к предшествующему приходу в с. Мотовиловке в 3 вёрстах. 148. с. Носовки 140 (при р. Тетереве) волости Краснопольской, от г. Житомира 80 вер., от ближ. почт. ст. «Любарское» 20 вер., от ж.-дор. ст. Ольшанка 25 вер., от ближ. приход. с. Молочек 5 вер., с. Стетковец 6 вер., и с. Великой Волицы – 12 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена в 1782 г. помещиком Каетаном Гижицким. Деревянная, на кам. фунд.; при ней каменная колокольня, построенная в 1854 г. помещиком Иваном Гижицким. Проводы – в Фомино воскресенье и Троицкую субботу. Копии метр. книг хранятся с 1804 г., а испов. ведом. с 1807 г., Земли: усад. 3 дес., пахот. в 3 сменах 45 дес. 1,770 саж. и сенок. 17 дес. 1,713 саж. – всего 60 десятин 1,803 саженей. От церкви в 2–3 вёрстах. Причт: 1 свящ., псаломщ. и просф., с жалов. всем вместе – 349 р. 88 коп. Для свящ. и псаломщ. дом и хоз. постройки новы и хороши; для просф. дома нет. Церк.-приход. школа сущ. с 1882 г. (учеников – 30 чел.), с содержанием 200 р. в год от прихожан. В приписной деревне Безпечной (в 3 вер.) есть кладбищ. Свято-Димитриевская церковь , освящённая в 1881 г., а также церк.-приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Отказавшись от бесплодных попыток удержать за собою Великое Княжение, Димитрий Суздальский обратился к посредничеству Москвы для возвращения себе Нижегородской области, захваченной его братом Борисом. Чтобы уговорить Бориса к добровольной уступке Нижнего Новгорода Димитрию, св. Алексий и Димитрий Иоаннович посылают св. Сергия Радонежского, даже с полномочием, в случае упорства Бориса, затворить храмы, к каковому сродству и на деле был вынужден прибегнуть св. Сергий. Как эта мера, так и двинутая к Нижнему Новгороду Московская рать, заставили Бориса смириться и отдать город Димитрию. Суздальский епископ Алексий, заведовавший и Нижегородскою областью, за свое сочувствие Борису был лишен этой области. (Ср. Русск. Ист. Библ. Прил. 25, столб. 146 и Горский, стр. 115). Смоленского князя Святослава, как и других русских князей, отказавшихся от клятвенно скрепленного договора с Московским князем помогать ему против Литовского князя Ольгерда, язычника, св. Алексий отлучил от Церкви, и чтобы усилить действие этой меры, внушил Константинопольскому патриарху послать подтверждение этого отлучения и увещание к князьям подчиниться митрополиту Алексию и Московскому князю (Русск. Ист. Библ. ib. Прил. 10, 11, 18, особ. 19, столб. 118) Столь же деятельное участие в возвышении Москвы явил св. Алексий и в отношении к Тверскому князю Михаилу Александровичу, который держал сторону сильного соперника Москвы Ольгерда Литовского, женатого на сестре Михаила. Но и воинственный Михаил, несмотря на поддержку его Ольгердом, не мог устоять против Московского князя и Митрополита и должен был заключить, внушенный св. Алексием, договор с Димитрием Иоанновичем – помогать Московскому князю не только в отражении татар, но и в нападении на них (Собр. Госуд. Грам. 1. 3 28, Гор. 118, прим. г, ср. Русск. Ист. Библ. Прил. 24, ст. 138–140, 25, ст. 146–148, 28, ст. 150, ср. столб. 174 и 198). Договорная грамота Московского князя с Тверским показывает, что св. Алексий заботился не только о возвышении Москвы над юго-западными её соперниками, но и предусматривал уже близкий конец и татарского ига, в свержении коего Москве должно было принадлежать наиболее деятельное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

СПЛОШНАЯ СЕДМИЦА - неделя, в которой в среду и пятницу нет поста: святки, третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица - неделя после Пасхи; Троицкая седмица - неделя после дня Святой Троицы СРАЧИЦА - нижнее облачение престола - белое льняное покрывало. Символически являет плащаницу Иисуса Христа (см. Лк. 23, 53). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (сретение - славная встреча) - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля ст. ст. (15 февраля нов. ст.). По прошествии сорока дней от рождения Иисус Христос был принесен Его матерью св. Девой Марией и Ее обручником Иосифом в Иерусалимский храм для соответствующего иудейскому закону посвящения Господу (так приносился каждый мальчик-первенец см. Исх. 13;2; Чис. 8:16; Лев. 12;6,8). По вдохновению в это время в храм пришел Симеон " муж праведный и благочестивый... Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господа " (Лк. 2,25-26). Симеон, взяв Младенца Иисуса " на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое,... свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля " (Лк. 2;28-32). СТИХАРЬ - богослужебное облачение священно и церковнослужителей. Различаются стихари дьякона (и церковнослужителя), священника и архиерея. Священнический и архиерейский стихарь - см. подризник. Стихарь дьякона (и церковнослужителя) - длинная одежда с широкими рукавами, с разрезами от подмышек до низа, скрепленными пуговицами. Стихарь одевается дьяконом поверх подрясника. Стихарь символизирует одежду спасения (Ис. 61, 10) и шьется из материи светлого цвета. Происхождением восходит к античной тунике. СТИХИРА - вид тропаря - краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на " Господи воззвах " - на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех - на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010