Рославль. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Стоит на углу квартала. Сооружена из кирпича в 1780-90-е гг. на месте деревянного храма, в 1855 г. были пристроены приделы трапезной. Единственный в Рославле памятник барокко, к сожалению, сильно пострадавший: церковь с трех сторон закрыта кирпичными постройками, разобраны верхние ярусы колокольни и глава храма, растесаны проемы, утрачен фасадный декор, искажен интерьер. К двусветному четверику с вытянутой апсидой примыкают равные по ширине квадратная трапезная и прямоугольное основание колокольни. Северный и южный приделы с закруглениями апсид вытянуты во всю длину трапезной. Первоначальный декор храма частично сохранился на южном фасаде: пилястры, между которыми выпущены углы, широкий профилированный карниз, рамочные с клинчатыми замками наличники прямоугольных окон второго яруса, над окнами - накладные доски, смыкающиеся с карнизом. Фасады приделов фланкированы пилястрами и равномерно прорезаны большими прямоугольными окнами в рамочных наличниках. Бесстолпный четверик перекрыт восьмилотковым сводом со световым кольцом в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на ступенчатые тромпы. Арочными проемами храм связан с апсидой, коробовый свод которой переходит в конху, и с трапезной. Ее коробовый свод прорезан распалубками над широкими арками, ведущими в приделы с аналогичным перекрытием. Ракочевский, с. 193, 256, 258; Архитектурные памятники.., с. 549-550; Рославль, с. 101. Успенская церковь находится недалеко от современного центра города, рядом со средней школой Многие рославльчане считают полуразрушенное здание бывшей пекарней. На самом деле Успенская церковь является одним из первых храмов города и единственным в Рославле памятником архитектуры в стиле барокко. С последней четверти XVIII века в России широко распространяется классицизм, но Успенская церковь является исключением. Точная дата строительства храма неизвестна. Имеются сведения, что она возведена на месте одноименной деревянной церкви в конце XVIII в. Построена церковь с приделом в честь Покрова Божьей Матери в основном на средства почетного гражданина города Кузьмы Мухина.

http://sobory.ru/article/?object=07547

Смоленск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Духовной семинарии. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Стоит на высоком холме над Днепром, почти примыкая изнутри к крепостной стене, которая здесь резко меняет направление с северного на северо-западное. Занимает важное место в панораме Смоленска, открывающейся из его северной части. Построена на средства священника В. Брянцова в 1789-94 гг. из кирпича, заменив более древнюю деревянную, и оштукатурена; цоколь и крыльцо колокольни сложены из белого камня и гранита. В послевоенные годы вплотную к алтарю и к южному фасаду колокольни пристроены двухэтажные здания, искажающие композицию церкви в стиле раннего классицизма. Невысокий двусветный четверик завершен восьмилотковым куполом с очень маленькой главкой на восьмигранном световом барабане. Прямоугольный алтарь уже четверика и равен по ширине удлиненной трапезной, связывающей храм с колокольней. Ее объем доминирует в композиции. Шлемовидное покрытие стройного восьмерика звона - позднейшее. Фасады четверика и высокого основания колокольни завершены треугольными фронтонами. В лаконичных фасадах ритмично чередуются высокие окна и узкие пилястры. Высокие арочные окна четверика и прямоугольные трапезной имеют одинаковые ленточные наличники, над окнами четверика высоко подняты сандрики. Над северным и южным входами в храм сохранились зонты на металлических кронштейнах. Внутри купол четверика опирается на тройные ступенчатые тромпы. Перекрытия в трапезной и алтаре плоские. Сохранились фрагменты масляной росписи кон. 19 в. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, " Наука " , 2001 г. Храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» построен в 1789-1799 годах по проекту архитектора М.Н. Слепнева на средства священника В. Брянцова (Брянцева). Источник: сайт Смоленской Православной Духовной Семинарии Покровская церковь на Покровской улице; до 1746 г. на этой улице стоял деревянный храм, сгоревший в этом году. На место его из Троицкого монастыря был перенесен тоже деревянный храм. Теперь существующий каменный построен в 1794 г. и тогда же открыт придел во имя Живоносного Источника. В пятницу на пасхальной неделе из Покровской церкви совершается крестный ход к колодцу на Зеленом ручье, как полагают, в память того, что здесь, возле дома г. Тихонова, стояла древняя церковь, имевшая какую-то связь с теперешнею Покровскою.

http://sobory.ru/article/?object=01020

Ярышево. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Поставлена на высоком берегу р. Воймига, в центральной части села. Сооружена в 1793 г. на средства прихожан и сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями (заложены боковые входы и проемы верхнего барабана). Стены сложены из кирпича и побелены по обмазке. К югу от храма, ближе к реке, стояла маленькая зимняя церковь, снесенная в кон. 1950-х гг. Хороший пример ярусного храма суздальской школы, своеобразие объемной композиции которого придает высокая колокольня костромского типа. Основной объем храма - восьмерик на двусветном четверике с пониженной и чуть суженной полуциркульной апсидой - завершен главкой на небольшом граненом барабане. Низкая трапезная почти в ширину храма объединяет его с очень высоким и стройным столпом шатровой колокольни. Композиция северного и южного фасадов храма образована двумя ярусами окон по сторонам бокового входа, выделенного перспективным порталом с килевидным верхом (по оси входа окно второго света отсутствует). Арочные окна вытянутых пропорций помещены в прямоугольные ниши и обрамлены наличниками (колонки с бусинами и трехлопастные килевидные завершения различного очертания). Окна восьмерика в большинстве ложные, за исключением боковых и на юго-западной грани. Стены четверика храма и нижнего яруса колокольни завершены треугольными фронтонами. Их скаты и верхние части всех объемов церкви охватывают широкие нарядные пояса из язычков, бегунца и сухариков; такие же пояса членят восьмигранный столп колокольни на ярусы. Особой декоративностью отличается завершение колокольни: широкий наборный пояс с ширинками под ярусом звона, обрамление арок и наличники слухов шатра. Углы всех объемов акцентированы тройными колонками. В интерьере восьмерик храма, завершенный восьмилотковым сводом, опирается на стены четверика и ступенчатые тромпы в его углах. Апсида перекрыта коробовым сводом с конхой, трапезная - полулотковым сводом. Окна первого и второго света объединены вертикальными нишами. Первоначальная живопись 1-й пол. 19 в. ( " Похвала Троице " и " Царь царем " в алтаре) находится под записью. Масляная роспись на стенах храма и трапезной является своеобразным произведением посл. трети 19 в. в духе эклектики (поновлялась в сер. 20 в.). Орнаментальная живопись и декор иконостаса, особенно рисованные подзоры в восьмерике и отвечающий им резной подзор в завершении иконостаса, тесно связаны друг с другом, что довольно редко встречается в этот период. Свод отделен от восьмерика широким фризом сложного затейливого орнамента с медальонами, служащим одновременно обрамлением для цикла " Страстей " в восьмерике. Его композиции, характерные для позднеакадемической манеры, заключены в пышные псевдобарочные обрамления и фланкированы расписанными под мрамор гризайльными пилястрами. На стенах четверика живопись на евангельские темы размещена в два яруса.

http://sobory.ru/article/?object=18814

Бартеньево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца в селе Бартенево - пример скромного небольшого сельского храма, в архитектуре которого элементы барокко сочетаются с архаичными чертами, свойственными Костромскому зодчеству 17 столетия. Церковь стоит в открытом, слегка всхолмленном пейзаже вдалеке от жилья. Само село Бартенево с деревнями с конца 16 века принадлежало дворянскому роду Витовтовых. Один из представителей этого рода-Евдоким Витовтов, был первым думным дьяком в разряде и русским послом к королю Сигизмунду Третьему (1610). В 1618 г. согласно Царской грамоте было подтверждено право на владение частью села другого представителя отрасли Витовтовых-Ивана Петровича Витовтова, который владел и другими поместьями в Костромском уезде. Его потомки внесены в 6 часть родословной книги по Костромской губернии. В дальнейшем село Бартенево с деревнями по наследству переходило к помещикам Щепиным, Алалыкиным и в начале 19 века принадлежало С.П.Сумарокову, дальнему родственнику известного писателя А.П.Сумарокова. В Костромском областном архиве хранятся документы помещиков Щепиных, которым Бартенево принадлежало в 1686 году (Д.Ф.Белоруков, стр.248). Каменный храм Святителя Николая Чудотворца с приделом Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1766-1772 гг. на средства прихожан. Компактный стройный двусветный четверик храма увенчан двухъярусным барабаном (второй ярус ныне почти полностью разрушен), водруженным на свод. Углы объёма фиксированы огибающими лопатками по которым раскрепован карниз с узкой лентой поребрика и трёхрядной пилой. Боковые фасады имеют двухосевые композиции.Окна с коробовыми перемычками обведены узкими вдавленными рамками и заключены в наличники с полукруглыми перспективными фронтонами, опирающимися на узкие пилястры, связанные понизу ступенчатыми подоконниками. Четверик перекрыт восьмилотковым сводом, опирающимся на стены и двухступенчатые тромпы, и в шелыге прорезан круглым кольцом светового барабана. Алтарь связан с храмом широкой аркой, более узкая арка ведёт в трапезную, на восточной стене которой справа от прохода находится небольшая прямоугольная ниша алтаря южного придела. К настоящему времени уцелел только четверик храма, а трапезная, колокольня и кирпичная ограда, некогда окружавшая церковную территорию с приходским кладбищем, не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=22209

Галич. Церковь Собора Иоанна Предтечи. Церковь Константина и Елены Карта и ближайшие объекты Церковь Константина и Елены, ул. Красноармейская 10 (Благоверновская) Интересный пример небольшого городского храма с объемной композицией, типичной для барочных приходских церквей региона, и декором, тяготеющим к началу 18 века. В источниках указываются две даты основания храма. Церковная метрика и И. Баженов датируют ее 1770 годом, однако в книге В.Беляева называется более раннее время 1754 г. – и указывается, что заказчиком церкви выступала семья Постниковых. Первоначально храм был одноглавым, а к 1770 году, вероятно, относится строительство боковых глав и расширение трапезной с устройством приделов Иоанна Предтечи и Макария Унежского. В 1-й трети 19 века к югу от храма поставили трехъярусную колокольню, а территорию обнесли каменной оградой с воротами. Видимо, тогда же был пристроен четверик, завершенный высокой купольной кровлей. Пятигранных алтарь имеет полусферическую кровлю. Полукруглые алтари боковых приделов надстроенной трапезной частично прикрывают боковые фасады четверика. Полукруглый западный притвор значительно понижен. Углы объемов подчеркнуты гладкими огибающими лопатками. Первоначальные ступенчатые карнизы четверка и апсиды дополнены ступенчатыми консольками, карниз трапезной – поясом из мелких квадратных впадин. Окна четверика с лучковыми замками, размещены в две оси и несколько смещены к востоку. Они заключены в наличники, несколько архаичные для своего времени: тонкие колонки с перетяжкой опираются на профилированный подоконник и несут карниз с треугольным фронтоном. Вход в притвор отмечен двухколонным портиком, первоначально венчавшимся треугольным фронтоном. Внутри храм, в четверике которого сделано междуэтажное перекрытие, сохранил своды: в основном объеме восьмилотковый, опирающийся в углах на двухступенчатые тромпы, а в алтаре коробовый с граненой конхой. Трапезная перекрыта сводами Монье, в притворе – плоский потолок. Памятники Архитектуры Костромы и Костромской области. Каталог. Выпуск III. Город Галич и Галический район. 2001 г. Стр. 67

http://sobory.ru/article/?object=03707

Проталинки, урочище. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Введения во храм Пресвятой Богородицы , Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1834. Адрес: Ивановская область, Юрьевецкий район, урочище Проталинки Координаты: 57.166522, 42.898609 Проезд:Свернуть с шоссе Пучеж - Юрьевец налево за селом Обжериха на афальтовую дорогу. Ориентир - слева остается трансформаторная подстанция. Ехать по хорошему асфальту 5-7 км до того, как астальт закончится, дорога перейдет в грунтовую. Церковь справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ПРОТАЛИНКИ. ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА, 2-я четв. 19 в. Стоит на холме на краю небольшого села среди старой березовой обсадки. Построена в 1834 г. на средства прихожан. Колокольня пристроена чуть позже. Кирпичные стены побелены по кладке. Скромный сельский приходский храм, в архитектуре которого скупая пластика классицизма своеобразно сочетается с реминисценциями барокко. Объемная композиция здания строится из двусветного одноглавого четверика с низким прямоугольным со скругленными углами алтарем, широкой трапезной (апсиды ее боковых приделов частично прикрывают фасады храма) и трехъярусной колокольни. Ступенчатый карниз, объединенный с карнизом апсиды и трапезной, членит четверик на два яруса. Плоские обрамления прямоугольных окон храма и трапезной, имитирующие барочные наличники с ушами и серьгами, завершены профилированными полочками - сандриками, под массивными подоконниками - гладкие прямоугольные доски. Все три яруса колокольни прорезаны арками (по бокам нижнего - арочные ниши). В ее убранство включены широкие филенчатые лопатки или пилястры (в верхнем ярусе), поддерживающие раскрепованные антаблементы в основании треугольных фронтонов. Внутри четверик перекрыт высоким восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями, прорезанным световым барабанчиком. Угловые тромпы имеют оригинальную конструкцию: маленький тромп служит опорой для трапеции, наклоненной внутрь храма. В стенах апсиды, перекрытой коробовым сводом с граненым восточном лотком, сохранились узкие маленькие ниши дымохода и сдвоенные узкие печуры со щипцовыми завершениями. Полы двустолпной трапезной с пересекающимися коробовыми сводами выстланы квадратными чугунными плитами, у западной стены - белые кафельные печи с иониками в карнизе. Из трапезной в нижний ярус колокольни ведут богато орнаментированные двустворчатые двери с веерной расстекловкой верхней полуциркульной части.

http://sobory.ru/article/?object=06854

Титовское. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Тихвинская церковь построена из кирпича в 1758 г, на средства Киреевской, Квашниной и Муравьевой. Храм типа " восьмерик на четверике " с прямоугольным алтарем, бесстолпной трапезной и трехъярусной шатровой колокольней - характерный образец провинциального культового зодчества эпохи барокко; композиционными и строительными приемами тесно связан с архитектурой конца XVII в. Восьмерик, несущий высокий, параболического очертания сомкнутый свод, опирается на ступенчатые тромпы. Его кровля в виде низкого шатра в совокупности с шатровым покрытием колокольни, снабженном двумя рядами " слухов " , вносят в облик памятника наиболее ощутимые черты традиционализма. Трапезная перекрыта лотковым сводом с распалубками над окнами. Два находившихся в ней придела снаружи выявлены глухими, поставленными на восточных углах гранеными барабанами с кирпичными главами в форме колокола. Скромный декор здания, типичный для раннего барокко, имеет плоскостный характер. Это рамочные наличники с " ушами " и трилистником-замком, разнообразно отделанные лопатки, несложные карнизы из лекальной кирпича. Фасады, прежде белившиеся по кладке, недавно оштукатурены и окрашены в голубой цвет. Интерьеры заново отделаны в 1990-х гг. и подготовлены к росписи. Полы из метлахской плитки. Село Титовское в начале XVII века в переписных книгах значилось за боярином Пименом Васильевым. В это время здесь была уже церковь в честь великомученика Димитрия Солунского «древяна ветха без пения». К 1689 году местным помещиком Максимом Григорьевым церковь «была исправлена, и в ней началось богослужение». В это время при церкви были «поп Иван Иванов и пономарь». В 1758 году на средства помещиц Киреевской, Квашниной и Муравьевой вместо деревянного храма был построен каменный храм с трехъярусной шатровой колокольней. Первоначально в церкви было три престола: центральный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери и два боковых – в честь святых праведных Захарии и Елизаветы и великомученика Димитрия Солунского. В 1883 году первый боковой придел был упразднен. Антиминсы на обоих престолах освящены Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским. Особым уважением прихожан пользовалась Тихвинская икона Божией Матери. С обратной стороны иконы подпись: «Сей святой образ написан с чудотворного образа во святой обители Тихвинской, мерою и изображением точно с того чудотворного образа Пресвятой Богородицы обещанием вдовы Настасии Квашниной 1756 года, декабря 6 дня».

http://sobory.ru/article/?object=00056

Новинки. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Казанской иконы Божией Матери села Новинки Данная местность издавна принадлежала серпуховскому Высоцкому монастырю. Её идентичность с деревней Новинки, отписанной в середине XVI в. из монастырских владений в собственность царя и отданной им в поместье Молчану Юрьеву сыну Соиманову — допустима, но трудно доказуема, так как название Новинки было весьма распространено. Слово «новинки» означало «поле, вновь распаханное на месте сведённого леса» — и в конце эпохи подсечно-огневого земледелия оно ещё не было вполне именем собственным. Самое же раннее убедительное свидетельство о Новинках: вотчине Высоцкого монастыря, с церковью Покрова Богородицы, в приход которой включены также сельцо Малахово и деревни Мартьяново, Арнеево, Княгинино, Навсходах (Всходы?) — дают патриаршие дозорные книги 1620 года. В писцовых же книгах 1627 г. данное место именуется селом Покровским на реке Речме — и сообщается, что храм его построен и украшен совместным тщанием Высоцкого монастыря и сельских прихожан. К 1748 г. Новинки стали имением дворцового комиссара Богдана Никитича Долгова — управлявшего Хатунской дворцовой волостью. Помещик пожелал построить в селе каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось в 1755 г. Новое посвящение церкви надо связывать с местным «достоверным преданием» о явлении Казанской иконы. В конце XIX века в церковной трапезной слева сохранялись надгробия храмоздателя Богдана Никитича Долгова и его жены Анны Спиридоновны, в виде чугунных плит. Из эпитафии видно, что Долгов скончался 8 ноября 1757 г. на 61-м году, «а молитвенное имя было ему Иов». В одно время с Казанским храмом построены колокольня и южный придел — во имя святителя Николая. Архитектура храма представляет собою традиционный для серпуховского края 1-ой пол. XVIII в. тип церковного здания — восьмерик на четверике. В Новинках интересной особенностью данной конструкции являются ступенчатые тромпы: переходы от четырёхугольного основания к восьмидольному завершению. Из двух этих контрастных форм-объёмов, как их равнодействующая, слагается архитектурный образ. На прочной, весомой основе четверика, «приземлённость» которого подчёркнута горизонтальной рустовкой по углам и усилена почти симметричными объёмами трапезной и прямоугольного в плане алтаря, поднимается рукотворное небо: лёгкий, гармоничных пропорций восьмерик со сферическим куполом. Величавую сень восьмерика: подобно отзвуку или гребню убывающей волны — дополняет миниатюрная шатровая колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=11273

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Новинки) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Божией Матери «Казанская» в селе Новинки построена на средства Б.Н. Долгова в 1748-1755 годах. Интересной особенностью данной конструкции являются ступенчатые тромпы: переходы от четырёхугольного основания к восьмидольному завершению. Содержание История [ править править код ] Данная местность издавна принадлежала серпуховскому Высоцкому монастырю. Её идентичность с деревней Новинки, отписанной в середине XVI века из монастырских владений в собственность царя и отданной им в поместье Молчану Юрьеву сыну Соиманову — допустима, но трудно доказуема, так как название Новинки было весьма распространено. Слово «новинки» означало «поле, вновь распаханное на месте сведённого леса» — и в конце эпохи подсечно-огневого земледелия оно ещё не было вполне именем собственным. Самое же раннее убедительное свидетельство о Новинках: вотчине Высоцкого монастыря, с церковью Покрова Богородицы, в приход которой включены также сельцо Малахово и деревни Мартьяново, Арнеево, Княгинино, Навсходах (Всходы?) — дают патриаршие дозорные книги 1620 года. В писцовых же книгах 1627 года данное место именуется селом Покровским на реке Речме — и сообщается, что храм его построен и украшен совместным тщанием Высоцкого монастыря и сельских прихожан. К 1748 году Новинки стали имением дворцового комиссара Богдана Никитича Долгова — управлявшего Хатунской дворцовой волостью. Помещик пожелал построить в селе каменный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, освящение которого состоялось в 1755 году. Новое посвящение церкви надо связывать с местным «достоверным преданием» о явлении Казанской иконы. В конце XIX века в церковной трапезной слева сохранялись надгробия храмоздателя Богдана Никитича Долгова и его жены Анны Спиридоновны, в виде чугунных плит. Из эпитафии видно, что Долгов скончался 8 ноября 1757 года на 61-м году, «а молитвенное имя было ему Иов». В одно время с Казанским храмом построены колокольня и южный придел — во имя святителя Николая.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРМРАВОР [арм. ], арм. ц. Богородицы в г. Аштарак (марз Арагацотн, Армения). Название К. (арм. karmir - красный) связывают с внешним обликом церкви, которая построена из краснокоричневого туфа, а ее шлемообразный купол покрыт красной черепицей. Название было дано в XIII в., одновременно с появлением названий остальных церквей Аштарака: Спитакавор (арм. spitak - белый) и Циранавор (арм. cirani - багряный). В предпоследнем верхнем ряду кладки храма расположена надпись, где упоминаются строители церкви: Давид (автор надписи), священник Григор, Манас и его сыновья. О времени строительства прямых сведений нет; архитектурный анализ позволяет датировать ее 70-80-ми гг. VII в. Это одна из редких церквей этой эпохи во всем восточнохрист. мире, которая дошла до нас в аутентичном виде, практически без изменений. Церковь Богородицы в г. Аштарак, Армения. 70–80-е гг. XII в. Церковь Богородицы в г. Аштарак, Армения. 70–80-е гг. XII в. В церкви К. сохранились в первозданном виде черты центральнокупольных храмов с простым крестообразным планом. Ее внешние размеры 7,25×6 м, внутренние - 5,75×4,5 м. Она стоит на небольшом ступенчатом основании; вход в здание с запада. Зап., сев. и юж. стороны подкупольного креста изнутри прямоугольные, их соотношение 1:2. В каждой из экседр, кроме северной, есть окно. Внутри 4 угла, образующиеся пересечением рукавов креста, украшены полуколоннами. Арки над ними образуют подкупольный квадрат (2,6×2,6 м). Выше арок расположены тромпы, с помощью которых сформирован переход к 8-гранному барабану купола. Карнизы имеют широкую полосу, срезанную по отношению к вертикали под углом в 45°, что создает резкую игру света и тени на стенах. Передняя часть карниза первого яруса декорирована рельефами из 2 переплетенных лент, а в наклонной части - из 4 зигзагообразно переплетенных лент. Эти рельефы напоминают корзинообразные капители храма в Звартноце той же эпохи. Карнизы подкупольного квадрата и барабана снаружи украшены лилиями, надоконные арки - двулистными цветочными мотивами, пальметтами, переплетенными лентами. В разные периоды на неск. уровнях всех фасадов храма было вырезано множество крестов.

http://pravenc.ru/text/1681109.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010