Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая: календарь и инфографика Страстная седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам 9 апреля, 2023 Страстная седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам Инфографика Страстной седмицы – Крестным путем к Пасхе… Страстная седмица в 2024 году с 29 апреля по 4 мая Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой . В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий Понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения Предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. В 2012 год Страстная седмица у православных начинается 9 апреля и завершается 14 апреля. Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Диакон Андрей Кураев Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой . В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Великий Понедельник. Что происходило на Страстной седмице От целомудренного Иосифа до Жениха Христа 10 апреля, 2023 От целомудренного Иосифа до Жениха Христа Первые три дня Страстной седмицы несколько абстрактны. Мы достаточно точно знаем, что делал Христос с Великого Четверга (даже учитывая небольшое расхождение между синоптическими Евангелиями и Евангелием от Иоанна), а до этого ориентируемся на одно-единственное событие, описанное только у Иоанна – воскрешение Лазаря. Мы знаем, что оно произошло до Входа в Иерусалим, но какой между этими событиями был временной разрыв – из Священного текста не очевидно. Еще одна точная дата – в Иерусалим Христос пришел за шесть дней до Пасхи – судя по тому же Иоанну, это было воскресенье. Но мы не можем вычислить поминутно и даже почасово, что происходило в следующие три дня.. Основные мотивы богослужений Великого Понедельника – история ветхозаветного героя Иосифа, проданного завистливыми братьями в Египет, и проклятие Христом неплодной смоковницы. На утрене (в приходской практике ее обычно служат в Вербное воскресенье вечером) читают большой отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея: Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,– будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков,– боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

http://pravmir.ru/velikij-ponedelnik-cht...

Как правильно подготовиться и провести Пасху О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 31 марта, 2010 О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 30 марта в пресс-центре « Российской газеты » состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица — Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной. Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад. В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда)  мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Траур — исправление собственных грехов Что значит «поступить по-христиански» в страшной ситуации? 29.03.2010 458 Время на чтение 4 минуты Два взрыва в метро, десятки пострадавших, 37 – погибших. Событие грустное, шокирующее, трагическое. Отозваться на него мы попросили иерея Игоря Фомина — клирика собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади. - Отец Игорь, вот произошло два теракта, и уже появляются новостные сообщения с заголовками: «В понедельник Страстной Седмицы взорвано две станции московского метро» . А имеют ли на самом деле эти события отношение к началу Страстной Седмицы? Следует ли здесь искать какую-то связь со Страстями? - Происшедшее является необычайным событием в жизни не только тех людей и тех семей, которые пострадали, но и всего города, всей страны, да и вообще всего мира. Связано ли это со Страстной Седмицей или, иначе говоря, с христианством? Является ли это вызовом христианству? Я считаю, что несомненно является. Но этот вызов лежит не в плоскости человеческих или межрелигиозных взаимоотношений. Этот вызов лежит в плоскости взаимоотношения сатаны и Бога. Сатана борется против Бога, против Того, Кто победит его на Страстной Седмице — распятием и воскресением Христовом. И даже если люди, которые совершали этот теракт, намеренно не привязывали свои действия к Страстной Седмицей — к тем дням, которые для любого христианина очень важны, трепетны и волнительны — в действительности связь есть. Ведь любое действие, совершенное в эти святые дни против Христа и людей, будет вызывать непонимание и смятение. А потому лукавый, враг рода человеческого, научил усыновленных им людей (а иначе, как «усыновленными детьми дьявола» террористов не назовешь), как поступать, — и подстроил, чтобы трагедия совершилось именно в дорогое для каждого христианина время. - Как следует поступать христианину, узнав о теракте: падать на пол молиться, бежать сдавать кровь, делать что-то еще? Что в данной ситуации значит «поступить по-христиански»?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Страстная неделя в 2014 году с 14 по 19 апреля: о самых важных событиях и службах 29 марта, 2010. Редакция " Правмира " У православных христиан наступила Страстная седмица, до Пасхи осталось шесть дней. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Христа, Его смерть крестная и Воскресение. У православных христиан наступила Страстная седмица, до Пасхи осталось шесть дней. Страстная неделя в 2013 году начинается 29 апреля. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Христа, Его смерть крестная и Воскресение. День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-o-s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как же в России отпразднуют Пасху? Священноначалие Русской Церкви уполномочило правящих архиереев Российской Федерации самостоятельно решать этот вопрос 11.04.2020 2379 Время на чтение 4 минуты В мессенджерах и социальных сетях опубликованы тексты циркулярных писем за подписью управляющего делами Московской Патриархии, первого викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве митрополита Воскресенского Дионисия. В циркуляре , адресованном архиереям Российской Федерации, сообщается, что «в Московскую Патриархию поступают многочисленные вопросы от многих из вас относительно порядка организации и совершения богослужений в Неделю ваий, на Страстной седмице, в день Светлого Христова Воскресения и в Пасхальный период». «Ситуации в разных регионах России весьма различаются, - отмечается далее. - В связи с этим главы митрополий, а также епархиальные архиереи епархий, находящихся вне митрополий, призываются вступать в диалог с главами субъектов Российской Федерации для определения допустимого порядка посещения людьми храмов, особенно в Страстные и Пасхальные дни, с учетом текущей эпидемиологической обстановки в данном регионе. При этом в тех регионах, где введён наиболее строгий режим и доступ к храмам полностью ограничен, за исключением доступа для священнослужителей и сотрудников приходов, предлагается совершать предусмотренные уставом и сложившейся практикой богослужение только при участии духовенства и приходских сотрудников». «В тех регионах, где санитарный режим носит не столь строгий характер и возможно частичное участие прихожан в богослужениях, предлагаю вам использовать направляемые при этом письме Рекомендации по организации и совершению богослужений в Неделю ваий, на Страстной седмице, в день Светлого Христова Воскресения и в Пасхальный период. Применение этих рекомендаций полностью или частично, а также их возможное дополнение, остаётся на усмотрение епархиальных архиереев с учётом специфики регионов. При этом архипастырям епархий, входящих в состав митрополий, следует согласовывать свои решения с главами митрополий», - пишет управляющий делами Московской Патриархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/10/ka...

Закрыть «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Протоиерей Александр Захаров о значении грядущего Великого поста в жизни православного христианина 19.02.2015 2066 Время на чтение 3 минуты В грядущий понедельник, 23 февраля по новому стилю, у православных христиан начинается Великий пост. Он был установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя – Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды – в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует «светлой печали» великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста – некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. О значении Великого поста в жизни православного христианина рассуждает в интервью «Русской народной линии» настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Кировского района Ленинг радской области протоиерей Александр Захаров .

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/19/od...

«...Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:22—24). Беседы на Страстной Седмице Слово в Великий Понедельник, на утрене : «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (на хвалитех, стихира 1) С нынешним утром, братие, началась священная седмица страданий Христовых — время в целом году самое важное: посему каждому из настоящих дней издавна усвоено название «Великого и чистого». И дни сии подлинно велики по чрезвычайным событиям, в них происходившим; подлинно чисты по той особенной чистоте, с которой проводят их истинные христиане, и которую могут они доставить всякому, провождающему их как должно. Посему-то Святая Церковь ныне, при самом начале великих и святых дней, оглашает слух наш особенным воззванием, приглашая к достойному провождению оных; и чтобы сие воззвание было тем действительнее, обращает его к нам от лица Самого Господа: «Грядый Господь к вольной страсти, апостолом глаголаше на пути», и прочее. Господь глаголал о Своем пути апостолам; но можно ли сказанного Им не отнесть к себе всякому, кто токмо слышит оное? Он возбуждал внимание к Своим страданиям в первых учениках Своих; но какой самый последний ученик не почувствует себя обязанным к тому же? Мы торжествовали все важные события в земной жизни Господа нашего: Его чудесное зачатие, преславное рождение, дивное принесение во храм, еще более дивное крещение, и вчерашнее вшествие во Иерусалим; можем ли не разделить с Ним и последних минут Его? Теперь, теперь особенно должно явить любовь и усердие, когда все оставляют Его! Разве не за нас Он идет на Крест? Разве не наши грехи будут омываться Его Кровью? И мы позволим себе отсутствие в сие время? Нет, братие, приидите вси, малые и великие, просвещенные и простые, старые и юные, приидите, соединимся в духе веры и любви, и пойдем бодренной мыслью за своим Спасителем; не опустим без внимания ни одного Его слова, разделим все Его чувства, войдем в дух всех Его поступков. И человеки пред смертью говорят и действуют разительнее; тем паче Богочеловек. Итак, усугубим внимание, паче же всего очистим мысль. Ибо, как очами, исполненными праха, нельзя видеть хорошо самых великих и явственных предметов: так с умом, наполненным нечистыми мыслями о земных благах, невозможно созерцать Божественного величия страданий Христовых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3204...

Митрополит Антоний Сурожский о Прощеном Воскресенье Мы вступаем в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. 12 марта, 2005 Мы вступаем в Великий Пост. Он, как дорога, нас ведет к Страстной седмице, которой Спаситель совершает дело нашего восстановления и раскрывает перед нами вечные врата. Войдем в этот путь вместе и дойдем вместе. И тогда будет радость: радость у Господа, радость у Матери Божией, у Ангелов-хранителей наших, у святых, которые так же, как мы, прошли этим путем. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Несколько недель тому назад мы читали в Евангелии притчу Христа Спасителя о том, как друзья некоего царя были приглашены на брачный пир его сына. Все от пира отказались в последнюю минуту; одни — потому что купили клочок земли и хотели на нем утвердиться, его освоить, сделать его своим — и через это стали собственностью земли, как еще в Ветхом Завете было сказано: земля еси и в землю отыдеши. Еще прежде смерти сроднились эти люди с тем прахом, из которого вызвала их всемилостивая держава Господня. Прощеное воскресенье в 2018 году – 18 февраля: смысл Прощеного воскресенья и как просить прощения Прощеное воскресенье Другие отказались от пира брачного, потому что нашлось у них дело на земле, и им показалось, что разделить радость друга всегда можно успеть, а сделать свое дело на земле можно только теперь: быть творческим, быть полезным. И они отказались от дружбы ради дела, отказались от любви ради того, чтобы совершать какие-то дела, которые хотя и казались делами любви, но были делами себялюбия, делами, которыми они себя утвердили, а не любовь. А третий отказался потому, что оженился, и его душа была полна радостью, и не было в этой душе места для того, чтобы разделить чужую радость.

http://pravmir.ru/mitropolit-surzhskij-o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010