Рубрики «Однажды я получила от осужденного за убийства открытку с потрясающими вестями»: реальная история о суде человеческом и милосердии Божием 6 мин., 24.06.2022 Поделиться Эта евангельская история, пожалуй, известна каждому. «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи» (перевод: «Разбойника благоразумного в одном часу рая удостоил, Господи»). И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! (Лк 23:42). Рядом с Господом распяли двух разбойников, проще говоря, бандитов и убийц. Они не были добрыми людьми, скорее всего, промышляли грабежами, сопряженными с убийствами, либо вели террористическую, как бы мы сегодня сказали, деятельность. Убивали с жестокостью, грабили, бросали умирать тех, кого не добили. Потом их поймали, судили и приговорили к казни. А дальше вмешивается Божественное милосердие. Один из них исповедует Господа и не просто, а с покаянием. Он говорит, что достойное по своим делам принимает. А потом обращается ко Христу и просит помянуть его во Царствии — не просит спасти, привести, избавить от мук, а просто вспомнить. А Господь не медлит, Он ему обещает сегодня же быть с Ним в раю. Представляете? А ведь у креста, возможно, стоят и те, кто потеряли своих близких от рук этого злодея. И тут Господь забирает его с собой в рай. Где же справедливое возмездие за боль и страдания, которые этот человек принес в мир? Евангельские истории мы часто не воспринимаем как истории жизненные, которые происходят с нами здесь и сейчас. Наше восприятие, наш разум говорит, что это было там, давно, с неведомыми нам людьми… Разбойнику благоразумному посвящено очень много внимания в богослужении, особенно на Страстной седмице. Перед каждым причастием, когда священник выносит чашу, мы тоже слышим об исповедании разбойника: «Яко разбойник, исповедаю Тя». Очень много трогательных, глубоких песнопений мы можем вспомнить про человека, имя которого знает один Господь. Ведь для нас история его имени не сохранила — какие-то упоминания встречаются в апокрифах, но они сомнительны. Есть и два предания, описывающие встречу разбойника со Святым Семейством, — красивые и тоже вряд ли достоверные. Скорее всего, в жизни было все гораздо более прозаично и совсем не так романтично, как в этих преданиях. И в проповедях батюшки говорят о том, что мы все разбойники, даже если никого не убивали. Да, это все верно — и проповеди, и толкования. И даже красивые чудесные предания имеют право на существование.

http://foma.ru/odnazhdy-ja-poluchila-ot-...

Скачать epub pdf Седмица 7-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 49. (14,27–15,7) О ХРИСТИАНСТВЕ Христиане – розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно (3,412). Если у кого не соблюдается единомыслие, не обретается союз мира, не сохраняется кротость в духе, то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми (5,9). Христианин должен иметь образ мыслей, достойный небесного звания, и жить достойно Евангелия Христова (6,53). Христианину не должно рассеиваться и чем-либо отвлекаться от памятования о Боге, о воле и судах Его (6,54). Всякий (христианин) живет не для себя одного, но для ближних: мало самому быть убежденным, если не убеждаешь других (13,118). Будем желать, чтобы последовать Тому, Кем мы спасены и принадлежать к Его достоянию, нимало не заботясь о том, что малоценно и пресмыкается по земле (13,125). Прилично не ослабевать и не изнемогать в страдании, но презреть персть и предоставить телу терпеть, что свойственно ему непременно, по закону естества, или теперь, или впоследствии, имеющему разрушиться, потому что оно умрет, изнуренное или болезнью или временем, а самому возвышаться душой, возноситься мыслями к Богу и знать, что было бы несообразно любомудрствовать нам вне опасностей, оказываться же нелюбомудрыми в нуждах и изменять своему обещанию (13,273). Христианина истинного и кажущегося распознают из открывающихся в каждом характеристических свойств. Свойства подлинного христианина все те, какие мы нашли во Христе; из них доступным для нас – подражаем, а те, подражание коим недоступно нашему естеству, чтим и поклоняемся им (20,229). Что должно делать тому, кто удостоен именоваться великим именем Христовым? Что иное, как не тщательно различать в себе мысли, слова и дела, относится ли каждое из них ко Христу или чуждо Христа? А такое различие очень удобно, ибо что совершается или мыслится, или говорится под влиянием какой-либо страсти, то совершенно чуждо Христу и носит на себе черты противника, который страстями, как бы грязью, пачкая жемчужину души, портит блеск драгоценного камня. А чистое от всякого страстного расположения имеет отношение к Началовождю бесстрастия, Который есть Христос; кто из Него как из чистого и открытого источника почерпает для себя мысли, у того окажется такое сходство с Первообразом, какое у воды, струящейся в источнике, с водою, которая оттуда налита в сосуд, ибо одинакова по естеству чистота: усматривается ли она во Христе, или в том, кто приобщается Ему. Христос источает, а приобщающийся почерпает, переводя в жизнь красоту, (заключающуюся) в мыслях; так что происходит согласие внутреннего человека с внешним, как скоро благовидность жизни совпадает с направлением мыслей по Христу (20,260).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Спасение Все мировые катаклизмы, человеческие беды, нестроения и сама смерть – это не случайность, не результат несовершенства материи и плохого мироустройства, а следствие грехопадения. Быть с Богом, жить Богом Адам не захотел. Но жизнь – только в Боге и от Бога. Без Бога – бывание, прозябание, смерть, в конечном счёте абсолютное ничто. По причине разобщённости человека с Богом человеческая природа стала смертной; в силу же неразрывной связи человека с космосом тление и смерть вошли и в мироздание. Дар свободы, который призван был осуществлять богоуподобление, привёл к последствиям, граничащим с небытиём... Однако и в грехопадении мироздание не погибло, человеку оставлена надежда на спасение. Творение было переведено в более глубинный экзистенциальный план бытия, именуемый спасением. Человеческая свобода осталась включённой в него. Спасение, или искупление – тайна от вечности сокрытая в Боге (см. Еф 3:9 ). Однако тайна эта просвечивала в мироздании: Откровение упоминает Агнца, «закланного от создания мира» ( Откр 13:8 ), чем свидетельствуется Его Божественная сущность. Задолго до свершения искупления оно раскрывалось перед человечеством в символах; вспомним хотя бы медного змия в пустыне, спасающего от укусов. Здесь сокровенная спасительная Премудрость Божия указывала на Себя прообразом; будучи же вознесённой на шесте, приуготовляла Израиль к приятию грядущего вознесения Своего на Голгофский Крест. Христос открывает Израилю путь, который надлежит Ему пройти: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» ( Ин 3:14 ). Другой символ – жертвенное животное, без пролития крови которого не могло быть очищения. Нам, согласно апостолу Павлу, ясно, что «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (см. Евр 10:4 ). Если же такое совершалось, значит, вся суть в грядущей Жертве, ознаменованием Которой и служили животные. Так что и здесь перед нами символическое соответствие Агнца, закланного от создания мира, и исполнения этого прообраза на Голгофском Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Скачать epub pdf Страстная седмица ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Мф. Зач. 98. (24,3–35) О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДА С неба грядет Тот, Кто будет судить живых и мертвых, грядет Испытующий сердца и утробы, грядет – и кто в состоянии будет избежать рук Его! Грядет Сидящий на престоле Херувимов и взором Своим проникающий бездны; грядет Бог богов и Господь господствующих; грядет Начальник начальствующих и Судия судей, грядет Царь царствующих и Решитель решающих; грядет Тот, Кто обнаруживает и обличает всякое дурное и сокровенное тайное дело; грядет Тот, Кто делает известным пред лицом всех намерения, дела, слова и всякое помышление; грядет истинный и неусыпный Глаз, нелицеприятный Судия, немздоимный Испытатель, предающий огню и отсылающий в геенну всякое мерзкое деяние и постыдное удовольствие; грядет Тот, Кто любит мир, и ненавидит всякое злое слово, всякое хищение и всякий грех, и предает вечному наказанию творящих соблазны; грядет Тот, от лица Которого бежит земля, иссушается море, свивается подобно свитку небо, ниспадают звезды, возмущается воздух, меркнет солнце, луна не даёт света своего, Силы Небесные колеблются, трепещут Херувимы, изумляются Серафимы, ужасаются Ангелы, страшатся Архангелы, колеблются небо и преисподняя, и все трепещет; грядет 7 от, Кто воздаст каждому по делам его, Кто обличает и предает на позор намерения и предприятия всякого дыхания; грядет Тот, Кто милует милостивых и осуждает жестоких; грядет Тот, пред Которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних; грядет Тот, престол Которого – пламень огненный и колесница Его – огонь палящий; грядет, чтобы спасти и прославить праведных, грешников же предать мучению; грядет объявить блаженными жаждущих и несчастными пресыщенных; грядет, чтобы оказать почести тем, кто предается подвигам и бодрствует в молитвах и псалмспениях, в благодарении, прощении и терпении, а беспечных и нерадивых предать мучениям и наказаниям; грядет страшный и неумолимый к грешникам, которых удалит от Себя с великою угрозою, и кроткий, снисходительный и нежный по отношению к праведным (40,983).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:52 мин. Размер 5.7 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В сегодняшний день – понедельник Страстной седмицы – у нас совершается одно из самых парадоксальных богослужений. Мы воспоминаем необычное чудо Спасителя – проклятие бесплодной смоковницы, а также совершаем память блаженного Иосифа, сына ветхозаветного патриарха Иакова. Следуя Синаксарю сегодняшнего дня, Иосиф послужил прообразом Иисуса Христа. Иосиф по зависти братьев был продан чужеземцам. Он был заключен в темный ров, но затем чудесно освобожден и поставлен по правую руку царя над Египтом. Во время голода он продавал пшеницу всем к нему приходящим. Прекрасный Иосиф убегал от неистовавшей женщины, которая змеиными наветами хотела увлечь его в погибель. За свое целомудрие он претерпел страдания. Целомудренный Иосиф был прообразом невинного Христа. Иисус по зависти иудеев был отдан на суд чужеземцу Пилату. Он на время был помещен в мрачный гроб, но после – воссел одесную Отца над всем миром. Христос подает Хлеб жизни всем к Нему приходящим. Его на земле по пятам преследовал диавол-змей. И хотя Иисус никому не сделал зла, Он за многих претерпел Крестную смерть. Христос был больше Иосифа, так как претерпел страдания добровольно. В один из дней Господь начал Свой путь на добровольные страдания. Его встречали с мнимым ликованием: «Осанна в вышних!» Но что же Он обрел в людях? Бесплодную смоковницу. По традиционному толкованию, бесплодная смоковница символизировала иудейский народ, который не дал Богу ожидаемых плодов. Однако Синаксарь сегодняшнего дня предлагает и другие толкования. Христос на примере дерева показал, что Он властен не только творить благо, но и строго наказывать. Как благой Бог, Он не хочет неблагодарным людям явить грядущие муки на примере какого-то человека, поэтому использует бездушное дерево. С другой стороны, смоковница – это не только иудеи, но и всякая душа, которая не приносит духовного плода. К ней поутру, то есть после окончания жизненного дня, приходит Господь и, если в душе Он не обретает плода, – иссушает ее с клятвой, то есть посылает в огонь на муку вечную.

http://pravoslavie.ru/put/61160.htm

Слова в Великий Пяток Слово 1 Пророк, узрев некогда Бога на Престоле, превознесенном славой, и чувствуя свою нечистоту и бренность, в ужасе воскликнул: «...окаянный аз, яко... человек сый... нечисты устне имый... и Царя Господа Саваофа видех очима моима» ( Ис. 6:5 ). Что же, братие, должно сказать теперь нам, зря Бога, не превознесенного славой, а умаленного бесчестием, не на престоле, а во гробе? Чем должны назвать себя мы, помышляя, что сии язвы, сей гроб суть дело рук наших? О, окаянные мы человеки, кои грехами своими не только низвели на землю Сына Божия, но и вознесли на Крест и заключили во гробе! Ах, если бы грех не воздвиг ужасного средостения между небом и землей, и мы все, подобно пророку, зрели бы Бога, превознесенного славой: Сын Божий являлся бы в мире человеческом, как Он является в мирах ангельских; посещал бы землю, как домовладыка и друг. С какой радостью встречали и провожали бы Его неповрежденные сыны невинного праотца! А теперь!.. О, «кто даст главе нашей воду, и очесем... источник слез» ( Иер. 9:1 ), да плачем день и ночь над сим изображением, да рыдаем о том, что не токмо сами с высоты безсмертия низверглись во прах, но и низвергли во гроб Сына Божия! Такова, братие, сила греха! Он кажется минутным забвением долга, и возмущает целую вечность; совершается на малом пространстве земли, но потрясает все небеса; вредит, по-видимому, одному человеку, и Сам Сын Божий должен страдать для изглаждения его! Злополучный праотец, простер ли бы ты руку к плоду запрещенному, если бы провидел то, что предлежит теперь очам нашим? Пожелал ли бы соделаться яко Бог , если бы ведал, что желание сие заставит Бога умереть на Кресте? Но, прошедшее невозвратимо! Человек может располагать токмо настоящим. И потому, что невозможно для нашего праотца, то совершенно возможно для нас, его потомков: мы можем спасать Господа нашего от новых страданий. В самом деле, братие, плоды запрещенного древа растут не в одном Едеме, – везде; змии-искусители доселе не престают шептать в слух каждого: «не смертию умрете; будете яко Бози» ( Быт. 3:4–5 ). Преступая закон Божий, мы повторяем преступление нашего праотца; а повторяя его, сим самым снова заставляем страдать нашего Спасителя. Перед совершением каждого беззакония, Он предстает на суд нашей совести, как стоял некогда на суде Пилата, и ожидает от нас приговора: в нашей воле пустить и распять Его. Оставаясь твердыми в правде, верными истине, мы освобождаем Иисуса; а предаваясь греху, погружаясь в беззакония, осуждаем Его на Крест!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово в Великий Вторник : «Грядый Господь к вольной страсти, Апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын человеческий, яко же есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним» (на вечере, стихира 1). Когда Господь сказал ученикам Своим: «Лазарь друг наш успе»; тогда один из них воскликнул от лица всех: «идем и мы, да умрем с ним!» ( Ин. 11:11, 16 ). Теперь, братие, наступает время смерти не Лазаря, а Самого Господа нашего, Который говорит, что «по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие» ( Мф. 26:2 ). Усомнится ли кто из нас сказать при сем: «идем и мы, да умрем с Ним?» Но, не сказать только должно сие, а исполнить на самом деле. С Лазарем можно было не умирать; с Господом и Спасителем нашим непременно должно умереть. Слышите ли, как Он Сам призывает нас к сей высокой чести? «Иже не приимет креста своего», – говорит Он всем, – «и в след Мене грядет, несть Мене достоин» ( Мф. 10:38 ). После сего, отказаться от креста и смерти с Господом, значит отказаться от Самого Господа и своего спасения. Кто может решиться на сие? Итак, братие, приидите, приидите вси, не «да сшествуем» токмо грядущему на страдания Господу, к чему призывали мы вас вчера, но и «да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем». «Но, где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» Везде, где мы с тобой, слушатель. В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на Кресте? И теперь могут повторяться сии случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятого, и готова преследовать Крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать сих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся. Посему каждый, в каком бы месте и звании ни был, должен всегда питать и укреплять в себе святую решимость, – стоять, в потребном случае, за имя Спасителя своего до крови; должен предварительно делать сие, дабы при нашествии опасности, устрашившись смерти, не постыдить своея веры и не заставить потом Спасителя своего постыдиться такового малодушия пред лицом Бога и Ангелов. И когда приличнее укреплять в себе сию святую решимость пребывать верным Спасителю своему до смерти, как не во дни Его собственных страданий и смерти, за нас подъятой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово на пассии в неделю 5-ю Великого поста 8 апреля/26 марта 1979 г. Когда мы с благоговейным вниманием слушаем евангельские повествования о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, сердце наше наполняется чувствами любви и благодарности Тому, Кто, «нас ради человек и нашего ради спасения», «будучи Образом Божиим ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Фил. 2:6, 8 ). »Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). А Он, исполняя волю Своего Небесного Отца, «не вспомнил нашего зла, но с долготерпением снес его и Сам принял на Себя грехи наши» (Послание к Диогену, 9). Испив чашу безмерных страданий, Он умер на древе Крестном, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3: 16 ). Научая Своих слушателей закону высшей нравственности, Господь говорил им: »любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас« ( Мф. 5:44 ). И все это Он исполнил Сам, и исполнил в такой совершенной степени, что с Его искупительной жертвой не может сравниться никакой, даже самый высокий и самый благородный по обычным человеческим понятиям подвиг. Евангелисты сообщают нам, что смерть невинного Божественного Страдальца вызвала потрясение и в неодушевленной природе, и в человеческих сердцах, не до конца омраченных жестокостью и злобой и не утративших еще способности к раскаянию и состраданию. »От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого« ( Мф. 27:45 ). В самый же момент смерти Господа »земля потряслась; и камни расселись« ( Мф. 27:51 ). Пораженный происходившим сотник исповедал, что Распятый был праведник и воистину Сын Божий ( Лк. 23:47 ; Мф. 27:54 ). А народ, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23:48 ). Вдохновенный песнописец так говорит нам об этих физических потрясениях и нравственных переживаниях: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на кресте висяща, Христе: солнце омрачашеся и земли основания сотрясахуся; вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе» (Стих. на «Господи, воззвах» 1-я в Пяток вечера Страстной седмицы).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на Страсти Господни «Тогда распята с Ним два разбойника, единаго одесную и единаго ошуюю» ( Мф. 27:38 ). Там, где совершилась тайна примирения Бога с человеком и приносима была жертва за грехи всего мира, на Голгофе, приличествовало стоять, по-видимому, не многим, а единому всеосвящающему Кресту Сына Божия, дабы сосредоточивать в себе взоры и внимание всей вселенной: между тем, мы видим здесь не один Крест Искупителя, а вместе с ним и два других. Чьи? – Не пророков, не апостолов, не людей праведных, даже не людей обыкновенных, а разбойников – злодеев! Может ли быть это без тайны, и сия тайна без поучения для нас? Если и живописец искусный не позволяет стать в своей картине никакому лицу и никакой вещи без особенной цели, тем паче премудрость Божия не попустила бы у Креста Искупителя мира стоять крестам разбойников, если бы в них не заключалось что-либо важное и для всех поучительное. Что же значит сие дивное троекрестие?.. Мне кажется, братие, что в нем выражено свойство и значение всех наших человеческих крестов, выражено для того, чтобы каждый из нас, взирая на Голгофу, тотчас без труда мог узнавать, под каким крестом он сам, и чего должно ему ожидать от своего крестоношения. Чтобы увериться в сем, подойдем, братие, внимательной мыслью ближе к таинственному троекрестию Голгофскому, и рассмотрим каждый из стоящих там крестов порознь. Первый Крест Единородного Сына Божия, возлюбленного Спасителя нашего. Здесь прежде всякого размышления повергнемся, братие, в духе пред сим Крестом и поклонимся тем Божественным язвам, от коих исцелел весь мир. Что было бы с нами, что было бы со всем миром, если бы сей всепримиряюший Крест не воздвигся посреди земли для спасения погибавшего рода человеческого? Да не выходит же никогда из памяти нашей сие благодеяние! Да не забывает никто, кем и чем мы все искуплены! И если подобает нам хвалитися, «да не будет» и нам, как апостолу Павлу, «хвалитися, токмо о Кресте Господа... Иисуса!» ( Гал. 6:14 ). Но, воздав таким образом подобающее поклонение Кресту Господа нашего, не оставим, братие, приметить того, что в сем Кресте должно служить предметом нашего подражания. Мы сказали, что кресты Голгофские изображают свойства и участь всех наших крестов. Трудно ли уразуметь, чьи и какие кресты изображаются Крестом Сына Божия? Кресты тех, кои, подобно Спасителю своему, страдают, творив всякое, возможное для них, добро, страдают не от себя и за себя, а совершенно невинно, по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Хотя таковые непорочные страдальцы в нашем веке лукавом и грешном крайне редки; однако же, могут найтись и между нами, и может быть там, где мы менее всего ожидали. Да приблизятся же сии чистые души ныне ко Кресту Спасителя своего, и да поверят собственные страдания пресвятыми Его страданиями!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

«Сообразно приказанию Вашего Сва, изложенному в письме Вашем от 8го июля, имею честь изложить причины замедления появления в свет в французском переводе «Суждения Православного грека о книжице иезуита Гагарина». Препятствия касательно появления в свете упомянутой книги окончательно устранены и опасения рассеялись к концу великого поста. Конец четвертой и всю пятую неделю я провел в Ницце, куда был приглашен обществом русских путешественников; особенно я не мог отказать, возвращенной мной в 1857 году в православие, Елене Григорьевне Скарятиной, которая, осаждаемая явными и тайными действиями папистов, призывала меня для утверждения ее в православии и преподанный Св. Тайн. В Ницце я имел утешение исповедовать и приобщить к телу и крови Господней более семидесяти человек. Едва успел возвратиться в Париж, как настала Страстная седмица; время многотрудное и по долготе богослужения и по многочисленности говеющих. На этой неделе говело до трехсот пятидесяти человек, из коих выпало на мою долю исповедать двести восемьдесят человек. В Великую Среду и Пяток я должен был оставаться в церкви в продолжение десяти часов до совершенного изнеможения сил моих. Бог подкрепил меня до пятка Светлой недели, а в этот день я слег в постель от головной боли, прервавшей все мои занятия на пятнадцать дней. В начале мая занялся я печатанием перевода, которое пошло успешно. Когда была уже проверена корректура четвертого листа, Г. Лафит, о котором я уже имел честь писать Вашему Сву, в разговорах с известным Пиципиосом, автором книги: «L’Eglise orientale», упомянул с колкостью, что скоро выйдет брошюра, в которой он, Пиципиос, описан верными, но не совсем светлыми красками. Хитрый грек дошел до источника дела и явился ко мне в типографию с угрозой подать жалобу на бесчестье. В самом деле, выражения автора о Пиципиосе слишком резки и могли привести переводчика к важным неприятностям. Нужно было убедить щекотливого со стороны чести писателя отражать литературное нападение пером, а не судом, успокоить типографщика, каковые переговоры, при других занятиях, замедлили дело двадцатью днями. Наконец, печатание обуреваемого перевода пошло беспрепятственно вперед и в день получения письма Вашего, 28 прошлого июля, тиснение было окончено . Вместе с этим письмом препровождаю к Вашему Сву пакет с десятью экземплярами, прося наставления Вашего, сколько экземпляров из тысячи напечатанных, отправить в С.-Петербург. Посольство не берет тяжелых посылок, поэтому я отправляю оные обыкновенным путем всех посылок. Замедление появления в свет упомянутой книги нисколько не повредит ее благому действию, как потому, что содержание оной важно и способно выдержать все случайные перемены обстоятельств, так и потому, что спорь писателей римских с православными получает теперь особую важность от современного политического положения главы Западной Церкви.

http://azbyka.ru/fiction/parizhskie-pism...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010