Страстная неделя в 2014 году с 14 по 19 апреля: о самых важных событиях и службах 29 марта, 2010. Редакция " Правмира " У православных христиан наступила Страстная седмица, до Пасхи осталось шесть дней. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Христа, Его смерть крестная и Воскресение. У православных христиан наступила Страстная седмица, до Пасхи осталось шесть дней. Страстная неделя в 2013 году начинается 29 апреля. В эти дни вспоминаются последние дни земной жизни Христа, Его смерть крестная и Воскресение. День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-o-s...

Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром 4 апреля, 2018 В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром Великая Среда В Великую Среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром. Им посвящен следующий фрагмент Евангелия от Матфея: Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16). Сам Господь не только отпускает грехи женщине, но и объясняет ученикам, что она подготовила таким образом Его тело к погребению, а также, что ее поступок будет известен всюду, где будет проповедано Евангелие. Именно поэтому Церковь воспевает ту безвестную женщину. В западной традиции грешница, омывшая ноги Спасителя миром, часто отождествляется с Марией Магдалиной . Особенности богослужения Великой Среды В Великую Среду в последний раз совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Поклоны прекращаются до праздника Пятидесятницы (будут совершаться только перед Плащаницей).

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-iuda-pr...

Протоиерей Михаил Ли: Песнопения Страстной седмицы и работа на каменоломне В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая, 2016 В Австралии ушел из жизни старейший китайский священник 12 мая в Австралии ушел из жизни протоиерей Михаил Ли, старейший китайский священник. Отца Михаила вспоминает протоиерей Владимир Бойков, благочинный приходов РПЦЗ в Новой Зеландии. Помню, как стараниями владыки Илариона (Капрала) в конце девяностых годов отцу Михаилу с матушкой удалось переехать в Австралию, где после долгого перерыва он продолжил священническое служение. Моя мама – председатель Китайского миссионерского общества нашей епархии, и нетрудно догадаться, что мы часто общались с отцом Михаилом. Помню самую первую нашу встречу в Австралии. Мы ехали куда-то на машине, и я стал спрашивать отца Михаила и матушку о том, как они выжили, как молились после того, как их выгнали из дому, не позволяли отцу Михаилу, работавшему на каменоломне, ни рясу надевать, ни крест, ни открыто молиться. Вообще показывать свою православную веру было запрещено. Отец Михаил ответил: «Мы пели песнопения Страстной седмицы и так – тайно молились». И он прямо в машине начал петь тоненьким голоском «Благообразный Иосиф…», «Чертог Твой…» «Матушка тоже пела?» – поинтересовался я. «Нет, – ответил отец Михаил, – матушка так плакала, что потеряла совсем голос». Оказалось, что у матушки был очень красивый голос, когда они еще служили, но после всех тягот, выпавших на их долю, голос пропал. Когда владыка Иларион нашел отца Михаила в Китае, тот был простым иереем, еще не получившим на тот момент никаких церковных наград – он просто не успел их получить, власти запретили ему служить. В Австралии владыка начал награждать отца Михаила, ведь он был рукоположен в 1950 году – раньше всех наших клириков. Помню, как спустя время, когда отец Михаил был уже митрофорным протоиереем, мы с ним встречались где-то два-три раза в году – на службах в Сиднее. Во время соборной службы его ставили первым, как митрофорного протоиерея, а он говорил всем: «Нет, нет, я должен встать самый последний, потому что вы же все больше меня служили по времени».

http://pravmir.ru/protoierey-mihail-li-p...

Разделы портала «Азбука веры» Се, Жених грядет в полунощи,/и блажен раб , егоже обрящет бдяща,/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./Блюди убо, душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси, Боже,//Богородицею помилуй нас. Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! Тропарь поется на утрене в первые три дня Страстной седмицы. В этом тропаре Церковь внушает нам спасительный страх внезапного пришествия Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. В его основе лежит притча о десяти девах ( Мф.25:1-13 ). «Чертог Твой вижду, Спасе мой…» Эксапостиларий Аудио: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя. Перевод: Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня. Эксапостиларий поется в первые четыре дня Страстной седмицы. В этом песнопении мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога. «Егда славнии ученицы…» Тропарь, глас 8 Аудио: Егда славнии ученицы/на умовении вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./Виждь, имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи, несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия;//Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

http://azbyka.ru/molitvoslov/pesnopeniya...

свящ. Николай Оглоблин Γлава об особенностях Богослужения в велик. пост и на страстной седмице Особенности богослужения в седмицы, предшествующие велик. посту § 116. Приготовление чад своих к велик. посту, чрез Богослужение, церковь начинаетъ за три седмицы до поста, с так называемой 218 недели о мытаре и фарисее, когда т. е. вводится в употребление при Богослужении, собственно для велик. поста назначенная, особая книга, именно триод постная. Самое же приготовление производится преимущественно во время воскресных служб, и, главным образом, состоит: а) в пении на утрене, после евангелия, покаянной, сокрушительно – умилительной песни: покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче….; б) в особенного рода чтениях, как евангельских, так и церковных; сверх сего в) в пении, после «недели о мытаре и Фарисее», в два следующей за ней Воскресенья, на утрени пред Евангелием, глубоко – трогательного 136-го псалма: на реках вавилонских – тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…. А в среду и пяток на «сырной седмице», вместо обедни, отправляются, по-великопостовому, только часы с вечерней, при чем бывают и большие поклоны, при известной молитве Ефрема Сирина . Особенности Богослужения, общие всему великому посту и отчасти страстной седмице § 117. В продолжение всего великого поста: 1). По понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам и субботам: а) утреня служится отдельно от вечерни; б) вечерня всегда соединяется с часами, или с часами и вместе с обедней; а, в) в вечернее время отправляется повечерие; г) на всех этих службах (за исключением, однако, субботних) читается умилительная молитва Ефрема Сирина , с 3-мя земными поклонами, 12-ю поясными и в заключение опять с одним земным; д) на утренях, вечерних и почти на всех часах 219 читается псалтирь, по кафизмам. 2). В эти же самые дни (за исключением субботы), если не случится праздника: а) на утренях α) вместо: «Бог Господь и явися нам», поется скорбным тоном: аллилуйя...; β)вместо 9-ти, или 8-ми песней, постовые каноны состоят всего из 3-х, впрочем с прибавлением к ним, по крайней мере по временам, канонов «минейных» и тех свящ. Библейских песней, по которым составляются каноны; γ) «сугубой эктении» вовсе не бывает. – б) На часах читаются и отчасти поются особенные тропари, собственно в великопостовое время употребляющиеся, напр. на 1-м часе: заутра (рано утром) услыши глас мой, Царю мой и Боже мой! в) Между 9-м часом и вечерней поются блаженны, т. е. известные евангельские заповеди о «блаженных», 220 с припевом: помяни нас, Господи, егда (когда) приидеши (судить всех), во Царствии Твоем (славном, вечном). – г) На вечерне непременно бываетъ паремия. д) В конце вечерни читается 33-й псалом: благословлю Господа.... и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24. Четверг 6-й седмицы, ваий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия, еп. Солунского . Прп. Захарии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефана и Петра Казанских. Служба совершается по главе Типикона под 24 марта: «Предпразднство Благовещения Пресвятыя Богородицы» . На великом повечерии в среду вечером – канон Богородицы (Октоиха), служба отдания Благовещения Пресвятой Богородицы и служба Архангела Гавриила (с 25–26 марта). Примечание. В текущем году отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы (26 марта) выпадает на Лазареву субботу. Согласно Типикону, служба Минеи 26 марта (отдания Благовещения и Архангела Гавриила) переносится с Лазаревой субботы на повечерие 6-й седмицы Великого поста: «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя: тогда отдания Благовещения несть, и поются стихиры и канон попразднства, и Архангела на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Примечание. На этом заканчивается пение служб святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи, совершавшееся на повечериях с понедельника 2-й седмицы Великого поста. Полунощница вседневная – по великопостному чину. Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 17 февраля). Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 1-й) и Троичны гласа. Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди). По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду). Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...». Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й . 4-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Великий пост в 2024 году В какие дни нужно постараться быть в храме? 2 марта, 2020 В какие дни нужно постараться быть в храме? В 2024 году Великий пост начинается 18 марта. Церковь предлагает верующим провести эти дни в более углубленной, покаянной молитве. Великий пост в 2024 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост. Великий пост в 2024 году Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз — в Великую Среду (1 мая), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы. В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне — одна из самых длинных и сложных служб носит название « Стояние Марии Египетской ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость — служба переносится, как правило, на утро. В первую пятницу Великого поста (22 марта в 2024 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). С Крестопоклонной среды (10 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению. Вторая, третья и четвертая  субботы Великого поста (30 марта,  6 и 13 апреля в 2024 году) — поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О Страстной седмице Страстной седмицей , или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре , – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них в храмах совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Про песнопения Страстной седмицы можно сказать, что они входят в золотую сокровищницу церковной гимнографии. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или предсказано, а в Новом – изображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека , – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в богослужениях Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/kak-provesti-strastnuyu...

О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися Сын человеческий». Читается же так в течение трех дней, то есть в понедельник, во вторник, в среду и завершается в среду на девятом часе. Бывают также от Луки три чтения, прочие же по два. Вместе всех чтений девять и более ничего. Также это предписание Устава излагается и в греческом подлиннике ( Τυπικ. edit. Tenet. 1643 л. 79 об.). Но как бы ни было ясно и точно выражено предписание Устава, который бесспорно рисует идеал церковно-богослужебных порядков, церковной практики, мысль человека немощного и слабого, при множестве разного рода внешних чисто физических условий, ищет и в такого рода строгих и категорически выраженных предписаниях Устава снисхождения и оправдания своей немощи телесной. Так было прежде, так и продолжается до сего дня. Небольшое изменение в практике, относительно времени чтения евангелия на Страстной неделе, есть бесспорно снисхождение по отношению к современному православному человеку, при чем это изменение не есть чье либо личное дело, а факт истории, говорящий о том, что трудность выполнения приведенного выше предписания Устава сознавалась издавна и не только приходскими пастырями, но даже нашими знаменитыми монастырями. В самом деле, если мы примем во внимание продолжительность службы на Страстной седмице вообще, обходя пока чтения евангелий, если мы не упустим из виду, что эта служба совершается в большинстве наших русских деревень в холодных храмах, обшитых только досками, при довольно сильных морозах, особенно на севере, так как очень не редко и на последней недели поста у нас еще стоят морозы (этого нужно ждать в настоящий год, по случаю ранней Пасхи), то как бы ни было велико пламенное желание и глубоко религиозное воодушевление, нет физической возможности священнику прочесть, а молящимся прослушать „со вниманием“, как требует Устав, в течение трех дней почти четырех евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. Страстная неделя — последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В 2012 году Страстная седмица начинается 9 апреля и завершается 14 апреля. 15 апреля — у православных Пасха. Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Также в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. Возглавляет чин мироварения и освящает миро в Великий Четверг Патриарх. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. В Великий Вторник Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

http://pravmir.ru/strastnaya-nedelya-v-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010